Лаборатория имени Ричарда Лугара в Грузии

Зачем американцам биолаборатории в Центральной Азии и на Кавказе

(обновлено 19:19 29.05.2020)
Обозреватель РИА Новости Галия Ибрагимова о планах США, создавших сеть биологических лабораторий на Кавказе и Центральной Азии

ЦХИНВАЛ, 29 мая - Sputnik. "Соединенные Штаты осуществляют военно-биологическую деятельность по всему миру, в том числе вокруг наших границ", — заявил Сергей Лавров на встрече министров иностранных дел ОДКБ. Москва давно обеспокоена биологической безопасностью соседних стран. В Казахстане, Армении и Таджикистане американцы создали сеть биологических лабораторий. Особенно много вопросов у российских властей к центру имени Лугара в Грузии. Зачем все это нужно Вашингтону, разбиралось РИА Новости.

Преднамеренная утечка

Первое заражение коронавирусом в Казахстане зафиксировали в начале марта. Власти закрыли границы и ввели чрезвычайное положение. В Интернете поползли слухи, что вирус может быть связан с биолабораторией, которую в 2016 году на юго-востоке республики построили американцы.

Алма-атинская Центральная реферанс-лаборатория (ЦРЛ) специализируется на изучении характерных для Казахстана штаммов вирусов. Действует на базе Казахстанского научного центра карантинных и зоонозных инфекций, подчиняется Минздраву республики. Считается собственностью Казахстана, хотя строилась за счет Пентагона. На этот объект США выделили 108 миллионов долларов.

Вашингтон объяснял: в регионе находятся американские военные и исследования помогут защититься от неизвестных вирусных инфекций.

На саммитах ОДКБ, СНГ и ШОС представители Москвы не раз заявляли, что американцы могут использовать эти лаборатории против российских интересов. Но власти Казахстана убеждали, что в работу местных биологов никто не вмешивается.

"Участие иностранных ученых допустимо, только если проводятся совместные исследования и реализуются проекты по грантам", — объясняли в ЦРЛ.

В 2018-м в Казахстане заметно выросло число заболеваний менингитом, и в Алма-Ате заговорили об утечке штамма менингококковой инфекции из ЦРЛ. Журналисты и блогеры всерьез писали, что американцы преднамеренно допустили распространение вируса. Таким образом они якобы хотели проверить эффективность разрабатываемого в лаборатории бактериологического оружия.

Минздрав Казахстана уверял, что никакой эпидемии нет. "В Казахстане 58 случаев менингита, из них в Алма-Ате — 32. Если посчитать относительные показатели, то, по меркам ВОЗ, они низкие", — указывали в ведомстве.

С коронавирусом похожая история. Власти опровергли конспирологию и призвали не сеять панику.

Закрытый режим работы

В советское время Институт микробиологии Армянской ССР считался крупнейшим центром микробиологии. В девяностые научными разработками института заинтересовались США и Великобритания. Армянских специалистов приглашали на стажировки в западные страны.

В нулевые американцы помогли открыть в стране несколько биолабораторий. Деньги, как и в Казахстане, выделял Пентагон. Только на модернизацию армянского Национального центра по контролю и профилактике заболеваний потратили десять миллионов долларов.

Построенные в Ереване, Гюрми, Ванадзоре, Мартуни и Иджеване научные центры изучают характерные для Кавказского региона вирусы и штаммы.

Лаборатории входят в систему здравоохранения Армении, но Агентство по снижению угрозы при Минобороны США имеет туда доступ. Помимо местных специалистов, там работают американцы.

Закрытость биолабораторий в Армении вызывает критику Москвы. Чтобы развеять сомнения, прошлой осенью премьер-министр Никол Пашинян согласился подписать Меморандум о сотрудничестве с российскими специалистами. Согласовали детали, но в последний момент армянская сторона отказалась от этого документа.

Опасная эпидемиология

В 2010-х американские биологи обратили внимание на еще одного члена ОДКБ — Таджикистан. Их беспокоила неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, способная привести к вспышке инфекционных заболеваний. Несколько западных фондов выделили деньги на создание исследовательских центров.

Так, в 2013-м на базе Гастроэнтерологического института в Душанбе открылась лаборатория биологической безопасности. Проект финансировал французский благотворительный Фонд Мерьё, строивший подобные объекты в Китае, Мьянме, Бангладеш и странах Африки.

Французам, как правило, помогали ООН и Агентство США по международному развитию USAID. Инвестиции превысили три миллиона долларов.

В 2019-м создали лабораторию при Республиканском центре борьбы с туберкулезом. Спонсорами выступили USAID и Пентагон. Местные биологи при участии зарубежных коллег изучают такие характерные для Центральной Азии заболевания, как туберкулез, малярия, гепатит и холера.

В прошлом году на севере Таджикистана в городе Исфара открыли еще один объект. Информации о нем мало, финансировали снова американцы.

"В Центральной Азии и до коронавируса эпидемиологическая ситуация была непростой. Для региона характерны вспышки гепатита, холеры, туберкулеза, поэтому новые биолаборатории необходимы. На них нужны средства. Без зарубежной помощи не обойтись", — объясняет РИА Новости директор Центра политологических исследований в Душанбе Абдугани Мамадазимов.

Таджикский эксперт не видит ничего подозрительного в активности американцев. "Просто они всегда откликаются первыми. Если после коронавируса Россия, Китай или ЕС станут активнее помогать региону в борьбе с вирусами, власти республик это поддержат", — уверен эксперт.

Грузинский патоген

Грузия не входит в ОДКБ, но граничит с Россией и играет ключевую роль на Кавказе. Озабоченность Москвы вызывает Исследовательский центр общественного здравоохранения имени Ричарда Лугара. Российские власти полагают, что биолаборатория близ Тбилиси действует в интересах американцев.

Подозрения возникли не на пустом месте. В сентябре 2018-го бывший министр госбезопасности Грузии Игорь Гиоргадзе заявил, что в лаборатории могли проводить опыты над людьми, и представил документы, из которых следовало, что десятки человек, проходивших лечение в центре Лугара, умерли. Причем там работали биологи трех частных американских фирм — CH2M Hill, Battelle и Metabiota, выполняющих заказы Пентагона.

Гиоргадзе обратил внимание на высокий уровень бактериологической защиты лаборатории. Более того, центр располагает "оборудованием для распыления вредных веществ и боеприпасами с биологически активным материалом". "Зачем учреждению, цель которого — защита населения, такие вещи?" — задался вопросом экс-министр.

В Москве это услышали. Глава департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД Владимир Ермаков заявил, что Россия не потерпит американских биологических экспериментов у своих рубежей.

В Пентагоне обвинения Гиоргадзе назвали абсурдными. В Тбилиси уверяли, что лаборатория занимается мирными разработками и ни о каких опытах над людьми речи не идет. Грузинские власти были не против посещения центра Лугара российскими специалистами. Но эти планы сорвались из-за прошлогоднего кризиса в отношениях двух стран.

"Грузия никогда не интересовалась исследованиями в физико-химической биологии. И информация о том, что эта лаборатория — высокого класса биологической защиты персонала, вызывают вопросы. Зачем заниматься такими тяжелыми патогенами?" — рассуждает в беседе с РИА Новости доктор биологических наук, профессор Сибирского федерального университета Николай Сетков.

Заместитель генерального директора по научной работе центра вирусологии "Вектор" Александр Агафонов отмечает, что "прямые данные о разработке биологического оружия и средств его доставки в Центре имени Лугара недоступны".

"Однако сведения об участии частных компаний CH2M Hill, Battelle и Metabiota, об их контрактных обязательствах — например, исследование опасных бактерий сибирской язвы, туляремии и вируса Крым-Конго геморрагической лихорадки — не должны остаться без внимания", — подчеркивает специалист.

Эксперты, опрошенные агентством, сошлись во мнении, что постсоветские государства, надеясь на помощь извне, могут упустить контроль над эпидемиологической ситуацией. А это чревато серьезными последствиями. К тому же в период пандемии к лабораториям начали относиться с еще большей опаской, что наконец дает весомый повод сделать этих структуры более открытыми.

Логотип мессенджера WhatsApp на экранах смартфона и компьютера

В WhatsApp появятся пять новых функций

(обновлено 20:22 04.07.2020)
Конкретная дата выхода патча не называется, однако указывается, что обновленная версия приложения станет доступна уже в ближайшие недели

ЦХИНВАЛ, 4 июл - Sputnik. Создатели WhatsApp анонсировали большое обновление, которое добавит в приложение сразу несколько новых функций, пишет РИА Новости.

Теперь пользователи смогут обмениваться в переписке анимированными стикерами, а добавлять новые контакты станет проще - через сканирование специального QR-кода собеседника.

Кроме того, в видеозвонках после обновления смогут участвовать до восьми человек, а изображение каждого из них можно будет растянуть на весь экран.

Разработчики приложения добавили темный режим в WhatsApp Web и десктопную версию.

Коронавирус

Ученые: коронавирус мутировал и стал еще заразнее

(обновлено 17:23 04.07.2020)
По подсчетам авторов работы, новая мутация могла сделать вирус до девяти раз заразнее. Мутировавший вирус, как следует из наблюдений, более активно размножается в верхних дыхательных путях

ЦХИНВАЛ, 4 июл - Sputnik. Международная группа исследователей во главе со специалистами из Лос-Аламосской национальной лаборатории в США выяснила, что новая мутация SARS-CoV-2 позволяет вирусу заражать больше людей.

Мутация затронула белковый шип вируса, с помощью которого он проникает в клетки. Теперь исследователи проверяют, как это влияет на эффективность вакцин, пишет "Газета.Ru" со ссылкой на журнал Cell.

"Результаты показывают, что более новая форма вируса может передаваться шире, чем изначальная. Этот вывод подчеркивает ценность мер по сдерживанию инфекции: носить маски и сохранять дистанцию", — говорит биолог Бетт Корбер.

Чтобы разобраться во всех возможных последствиях произошедших изменений, нужно гораздо больше работы, отмечают исследователи. Пока не ясно до конца, как они повлияют на эпидемию и на состояние пациентов. Также предстоит выяснить, не снизит ли мутация эффективность вакцин.

Пандемия коронавируса
День 5 июля

5 июля: какой сегодня праздник в России и мире - события из календаря

(обновлено 20:37 04.07.2020)
5 июля в России отмечают День работников морского и речного флота. Профессиональный праздник отмечается ежегодно в первое воскресенье июля в ряде стран постсоветского пространства

День работников морского и речного флота

Наверное, нет на свете человека, который не вглядывался бы с восторгом в синие, бездонные морские просторы, мечтая когда-нибудь отправиться на белоснежном лайнере в захватывающее путешествие. Неслучайно профессия моряка окружена таким романтическим ореолом, и каждый мальчишка мечтает стать капитаном дальнего плавания...Профессиональный праздник работников морского и речного флота отмечается ежегодно в первое воскресенье июля в ряде стран постсоветского пространства. Он известен еще со времен существования Советского Союза и установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1  октября 1980 года N 3018-Х "О праздничных и памятных днях", в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1988 года N 9724-XI "О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях".