Семейная ферма семьи Сиукаевых

Неподъёмный распорядок дня, как образ жизни для семьи фермеров из Елтура

401
(обновлено 17:30 17.05.2020)
В настоящее время в Цхинвале все большую популярность набирает кисломолочная продукция частных предпринимателей Южной Осетии. Жители республики отдают предпочтение натурпродукту, который однозначно составит конкуренцию привозным молоку, сметане и мацони.

Залина Кулумбегова

Но местных производителей у нас мало кто знает в лицо. Одна из тружениц местного молочного производства – Сима Дзукаева, о ней наш рассказ.

Сима Дзукаева из села Елтура до своего замужества жила в Северной Осетии. Там же она познакомилась со своим будущим мужем Робертом Сиукаевым. После свадьбы они вернулись в родные края супруга в отдаленное селение Елтура Цхинвальского района Южной Осетии.

В Южной Осетии до своего замужества Сима никогда не была даже в гостях, хотя слышала о ней часто.

Колоть дрова, носить воду, жить без электричества – вот что уготовила судьба для девочки из Беслана.

"Конечно, когда я приехала в село, такой жизни я себе не представляла. Ни людей, ни электричества. Нас с сестрой воспитывала бабушка, которая была против моего переезда в Южную Осетию. Она говорила, мол, все оттуда бегут, а ты туда", - рассказывает Сима.

В селении Елтур никто кроме семьи Сиукаевых теперь не проживает, хотя раньше этот населенный пункт был многолюдным, дома были заселены, а поля обработаны. Сегодня отовсюду на тебя смотрят только пустые глазницы окон, покосившиеся заборы, заросшие огороды и окружает звенящая тишина.

Возможно поэтому, новая жизнь давалась ей нелегко. Спустя какое-то время, Сима вместе с мужем начинает заниматься животноводством и строить совместные планы на будущее. Но как оказалось испытания судьбой на этом не закончились – в 2012 году дом в котором они проживали сгорел.

"Мы остались в том в чем были. Были предложения родственников продать живность, но я была категорически против", - рассказывает Сима.

Сима Дзукаева
Залина Кулумбегова
Сима Дзукаева

После пожара Сима с мужем и детьми стали жить в железном вагончике и постепенно начали восстанавливать свой быт.

"Опять все с нуля… Жили в вагончике три года, потихоньку строили дом, уже со всеми удобствами", - рассказывает Дзукаева.

Спустя какое-то время Роберт с Симой решают заняться фермерством, а затем изготовлением кисломолочных продуктов для поставки на рынок. Покупают еще несколько коров, количество которых теперь увеличивается с каждым годом, а вместе с этим и объем работы.

Сима начала готовить сыр, творог и другие молочные продукты. Навыки приготовления сыра девушка приобрела благодаря бабушке, у которой была корова, а всему остальному она научилась сама, изучая рецепты в интернете.

У каждого члена семьи фермеров свои обязанности. Роберт смотрит за коровами, следит за работой двух магазинов в Цхинвале, куда привозит готовую продукцию. Вдобавок, каждый день отвозит старшую дочь в школу, а младшего сына в детский сад. Ежедневный распорядок дня Симы практически неизменен: с раннего утра нужно подоить коров, затем почистить коровник, после на очереди телята, которых надо покормить. После вышеперечисленного можно приступать и к готовке сыра. Но и на этом ее работа по ферме не заканчивается.

Семейная ферма Сиукаевых
© Photo : Из личного архива Симы Дзукаевой
Семейная ферма Сиукаевых

"После ухода за телятами, я готовлю  сыр, затем приходит очередь хрюшек и поросят. Не забываю я и о цыплятах, которых у меня около тысячи. При этом нужно заглянуть и в инкубаторы, где курицы, индюшки и уточки высиживают яйца", - перечисляет свои заботы Дзукаева.

Если Сима собирается в город, вся ответственность ложится на плечи младшей дочери Залины.

"Залине я могу спокойно доверить приготовление шестикилограммового сыра и мацони. У детей особо нет свободного времени, для них лучший отдых, чтобы я отпустила их в город к тете, моей сестре, которая тоже вышла замуж в Южную Осетию", - добавила Сима.

Продукцию семьи Сиукаевых можно встретить на прилавках городского рынка, где она пользуется спросом. Особенно жителям Цхинвал полюбился сыр, приготовленный Симой.

"В приготовлении сыра самое главное это сычуг (ахсан). Если сычуг не будет годится, то сыр хорошим не получится. Тогда сырная масса вовремя не сворачивается и окисляется, вследствие чего дырки в сыре бывают маленькие, что тоже нехорошо. Если добавить много сычуга, то получившийся сыр в холодном состоянии будет крошиться, а в горячем тянуться как резина", - поделилась секретами приготовления Сима.

Героиня нашего материала не представляет себе уже другой жизни. Любовь к делу которым они занимаются с супругом, ежедневный труд и участие в нем всей семьи являются стержнем на котором держится семейный бизнес. И главное, в своей работе девушка видит не только средство заработать на жизнь. Ее радует, что жители республики отдают предпочтение натуральным продуктам и этому поспособствовал также семейный бизнес Сиукаевых из Елтура.

401
Инклюзивная выставка Искусство быть

"Стены между нами нет": во Владикавказе открылась инклюзивная выставка

181
(обновлено 20:13 29.05.2020)
Во Владикавказе проходит выставка "Искусство быть", которая является частью инклюзивного проекта "Мои идеи — твое воплощение", Подробнее о выставке - в репортаже корреспондента Sputnik Анны Кабисовой

Выставка была открыта в онлайн-формате в день всероссийской акции "Ночь музеев" фондом "Аланика" в партнерстве с ГЦСИ на средства Фонда президентских грантов.  

По словам организаторов, с одной стороны, открытие состоялось в неподходящее время, так как многие объекты интерактивные и требуют присутствия живого зрителя.

"С другой стороны – в самое, что ни на есть подходящее, ведь внезапное переформатирование нашей привычной социо-культурной жизни из сферы реального в сферу виртуальную, поместило нас в одну систему координат с людьми, для которых вся их жизнь – это режим изоляции – в квартире ли, или в собственном сознании. В связи с особенностями здоровья они не имеют возможности прийти на выставку, или на концерт в филармонию, выйти на прогулку, сходить в магазин, просто, встретиться с друзьями. Когда, если не сейчас, в эти дни вынужденного сидения взаперти, мы можем задуматься, прочувствовать, понять, собственной кожей ощутить, как непросто приходится преодолевать барьеры людям с проблемами здоровья".

Арт-объекты для выставки были созданы молодыми и известными художниками с учетом особенностей восприятия людей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для людей с особенностями ментального развития.

Инклюзивная выставка Искусство быть
Пресс-служба Северо-Кавказского филиала ГЦСИ
Инклюзивная выставка "Искусство быть"

В состав выставки во Владикавказе вошли работы Вероники Павленко и студии "Особые художники" (Москва), Елены Рэмбо (Пермь), Ростана Тавасиева (Москва), Дарьи Боголюбовой-Кузнецовой (Москва), Маркуса Мартиновича (Москва – Дюссельдорф), Анны Семеновой-Ганц (Москва-Гамбург), арт- группировки "ЗИП" (Евгений Римкевич, братья Степан и Василий Субботины; Краснодар) и Леонида Тишкова (Москва).

Организаторы выставки выражают надежду, что "рано или поздно состоится открытие в реальности физической, и наше инклюзивное, интерактивное пространство, примет всех, кто любит искусство и стремится его понять".

Сокуратор выставки Лариса Гринберг рассказывает о том, как появился проект "Искусство быть":

– Само название "Искусство быть" имеет несколько интерпретаций: одно из них отсылает к одноименной книге немецкого философа, психоаналитика и психолога Эриха Фромма, который противопоставлял понятия "иметь" и "быть" как два фундаментальных способа существования. Согласно рассуждениям Фромма, человек идет или по направлению к "иметь", чем-то обладать, владеть, либо, по направлению к "быть" - к простому существованию. Всем известно, что человек имеет не только физические возможности для самореализации, но и психические: способность чувствовать, любить, рассуждать и активно действовать. И по сравнению с объектами владения, которые заканчиваются по мере их использования, психические ресурсы человека (эмоции, мышление, продуктивная деятельность) наоборот растут и развиваются при их использовании.

Движение по направлению к "быть" означает, что в жизни человек опирается на собственные силы: умение чувствовать, любить, анализировать, действовать. Мы также знаем, что одной из важных потребностей человека, является возможность быть включенным в группу: в микросоциум (семья) и макросоциум, которым является общественная жизнь. Инклюзия – это процесс реального включения людей с ограниченными возможностями здоровья в общественную культурную жизнь. Включением в социум является универсальной потребностью для всех людей.

Инклюзивная выставка Искусство быть
Пресс-служба Северо-Кавказского филиала ГЦСИ
Инклюзивная выставка "Искусство быть"

А вторая интерпретация названия "Искусство быть" связана с музейной практикой. За долгое существование музея произошла смена нескольких парадигм: "музей-храм", "музей-наследие" и "музей-человек". Сегодня музей не только хранилище, но и в большей степени катализатор социального диалога. Музей может сотрудничать с разными организациями – медицинскими и образовательными, что позволяет развивать взаимодействие специалистов из разных профессий. И мы все чаще поднимаем вопросы: искусство быть, искусство быть собой, искусство быть другим, искусство быть вместе в будущем. И выставкой мы предлагаем поразмышлять на эту темы и нашим зрителям.

О своей работе "Стена" рассказывает художник Леонид Тишков:

– В моем детстве самым любимым чтением была детская энциклопедия: десять желтых увесистых томов с множеством иллюстрацией и научно- популярными статьями. В шестом томе я увидел черно-белую фотографию, которая запечатлелась в моей памяти на всю жизнь. Слепоглухая девушка в строгом черном платье с кружевным воротником, лепит из пластилина дом, сани, и что поразительно, маленькую швейную машинку со всеми деталями. Прошло полвека и я снова открываю те страницы, на которых рассказывается история о слепоглухой Оле Скороходовой, ставшей впоследствии ученым и писателем, а для всех нас примером стойкости, отваги и оптимизма.

Инклюзивная выставка Искусство быть
Пресс-служба Северо-Кавказского филиала ГЦСИ
Инклюзивная выставка "Искусство быть"

Инсталляция "Стена" основана на книге Ольги Скороходовой "Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир". Эту книгу она писала несколько десятилетий, каждый раз дополняя ее новыми историями из жизни человека без зрения и слуха, и рассказывая нам о том мире за стеной, в котором ей приходилось жить. "Не имею слуха, не имею зрения, но имею больше чувств живых простор. Гибким и послушным жгучим вдохновением, я соткала жизни красочный узор. Если вас чаруют красота и звуки, не гордитесь этим счастьем перед мной. Лучше протяните с добрым чувством руки, чтобы была я с вами, а не за стеной". Взяв из стихотворения Ольги Скороходовой слово "стена" как образ, отделяющий нас зрячих и слышащих от незрячих и глухих, я построил стену, на которой расположены объекты: как найденные, так и сделанные мной специально, чтобы зрители могли видеть их только посредством только тех чувств, которыми обладают слепые люди.

Много лет назад я начал создавать тактильные скульптуры из текстиля, не предполагая, что их будут видеть незрячие. Но шаг за шагом, моя работа стала частью их мира. Рядом с каждым объектом находятся наушники, в которых можно слушать фрагменты книги Скороходовой. Я бы хотел, чтобы благодаря этой работе, мы все восприняли, почувствовали и поняли, что стены между нами нет, что все мы равные люди только с разными возможностями, которые могут быть безграничны, если мы протянем руки друг другу с добрым чувством.

О работе "Шалаш" рассказывает Степан Субботин из арт-группы "Зип":

– Как-то мы задумались над тем, что часто на вернисажах хочется спрятаться в укромное месте и остаться незамеченным, потому что открытие выставки – это всегда шумное и многолюдно событие. Мы вспомнили, что в детстве таким укромным местом всегда были шалаши, которые строились из сподручных материалов: стульев, одеял и так далее. И это то важное и безопасное пространство, которое ты можешь ощутить своим. Наш шалаш также сделан из обычных вещей: стульев, ковролина, подушек и большого полотна, которое мы сделали с группой "Особые художники" под руководством Вероники Павленко. Полотно является основой для нашего шалаша, оно получилось очень красивым и ярким.

Инклюзивная выставка Искусство быть
Пресс-служба Северо-Кавказского филиала ГЦСИ
Инклюзивная выставка "Искусство быть"

По необходимости, посетители выставки могут трансформировать шалаш, - важно, чтобы он был максимально коммуникабельным и ощущался не как произведение искусства в музее, а именно как твое личное пространство, которое ты всегда можешь переделать, или использовать так, как тебе хочется. Рисунки группы "Особые художники" подчеркивают теплоту и "домашнесть" шалаша.

Ростан Тавасиев рассказывает о своей работе "Нащупывая":

– По сути дела, эта работа – скульптура, вывернутая наизнанку. Мы берем пластическую форму, втягиваем ее внутрь самой себя, а снаружи у нас получается черный куб, в котором мы делаем два отверстия с противоположных сторон, и благодаря этим отверстиям, мы имеем возможность наощупь ощутить то, что находится внутри. Это сделано для того, чтобы поставить в одинаковые условия зрителя, у которого есть зрение и зрителя, у которого зрения нет. Получаются такие оптические иллюзии для ощупывания – тактильные оптические иллюзии.

Инклюзивная выставка Искусство быть
Пресс-служба Северо-Кавказского филиала ГЦСИ
Инклюзивная выставка "Искусство быть"

Маркус Мартинович "Постеры со словами, которыми ругается мама":

– Молодой художник родился в 2006 году в русско-немецкой семье. В раннем возрасте, врачи стали отмечать нестандартное развитие ребенка и ему был поставлен аутизм и тяжелая форма эпилепсии. Но болезнь не стала приговором, а послужила поводом создать свой собственный мир, наполненный живописными образами, невероятными домашними перформансами, экспрессивными автопортретами и инсталляциями.
Серия с постерами создана по мотивам домашних разговоров между Маркусом и его мамой. Контрастные цвета подчеркивают драматичное напряжение между выведенными детским почерком линиями и взрослыми словами, которые ярко запомнились художнику. Постеры представляют собой систему знаков, формирующих диалог в формате отсроченной художественной реакции на сигнал извне.

В рамках параллельной программы выставки будет организован круглый стол "Инклюзия – это иллюзия, эксклюзив или норма?" для представителей некоммерческих организаций, специалистов государственных бюджетных учреждений, в том числе музейной сферы и всех, кто интересуется вопросами создания и развития инклюзивной культуры.

Модераторами круглого стола выступят ведущие Школы медиаторов — эксперты БФ "Гольфстрим" и сотрудники Государственного центра современного искусства в составе ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Выставка "Искусство быть" – часть грантового проекта, победителя конкурса Фонд президентских грантов . Организатор – Фонд "Аланика", партнеры – ГЦСИ Владикавказ и благотворительный фонд "Гольфстрим" .

181
Лаборатория имени Ричарда Лугара в Грузии

Зачем американцам биолаборатории в Центральной Азии и на Кавказе

52
(обновлено 19:19 29.05.2020)
Обозреватель РИА Новости Галия Ибрагимова о планах США, создавших сеть биологических лабораторий на Кавказе и Центральной Азии

ЦХИНВАЛ, 29 мая - Sputnik. "Соединенные Штаты осуществляют военно-биологическую деятельность по всему миру, в том числе вокруг наших границ", — заявил Сергей Лавров на встрече министров иностранных дел ОДКБ. Москва давно обеспокоена биологической безопасностью соседних стран. В Казахстане, Армении и Таджикистане американцы создали сеть биологических лабораторий. Особенно много вопросов у российских властей к центру имени Лугара в Грузии. Зачем все это нужно Вашингтону, разбиралось РИА Новости.

Преднамеренная утечка

Первое заражение коронавирусом в Казахстане зафиксировали в начале марта. Власти закрыли границы и ввели чрезвычайное положение. В Интернете поползли слухи, что вирус может быть связан с биолабораторией, которую в 2016 году на юго-востоке республики построили американцы.

Алма-атинская Центральная реферанс-лаборатория (ЦРЛ) специализируется на изучении характерных для Казахстана штаммов вирусов. Действует на базе Казахстанского научного центра карантинных и зоонозных инфекций, подчиняется Минздраву республики. Считается собственностью Казахстана, хотя строилась за счет Пентагона. На этот объект США выделили 108 миллионов долларов.

Вашингтон объяснял: в регионе находятся американские военные и исследования помогут защититься от неизвестных вирусных инфекций.

На саммитах ОДКБ, СНГ и ШОС представители Москвы не раз заявляли, что американцы могут использовать эти лаборатории против российских интересов. Но власти Казахстана убеждали, что в работу местных биологов никто не вмешивается.

"Участие иностранных ученых допустимо, только если проводятся совместные исследования и реализуются проекты по грантам", — объясняли в ЦРЛ.

В 2018-м в Казахстане заметно выросло число заболеваний менингитом, и в Алма-Ате заговорили об утечке штамма менингококковой инфекции из ЦРЛ. Журналисты и блогеры всерьез писали, что американцы преднамеренно допустили распространение вируса. Таким образом они якобы хотели проверить эффективность разрабатываемого в лаборатории бактериологического оружия.

Минздрав Казахстана уверял, что никакой эпидемии нет. "В Казахстане 58 случаев менингита, из них в Алма-Ате — 32. Если посчитать относительные показатели, то, по меркам ВОЗ, они низкие", — указывали в ведомстве.

С коронавирусом похожая история. Власти опровергли конспирологию и призвали не сеять панику.

Закрытый режим работы

В советское время Институт микробиологии Армянской ССР считался крупнейшим центром микробиологии. В девяностые научными разработками института заинтересовались США и Великобритания. Армянских специалистов приглашали на стажировки в западные страны.

В нулевые американцы помогли открыть в стране несколько биолабораторий. Деньги, как и в Казахстане, выделял Пентагон. Только на модернизацию армянского Национального центра по контролю и профилактике заболеваний потратили десять миллионов долларов.

Построенные в Ереване, Гюрми, Ванадзоре, Мартуни и Иджеване научные центры изучают характерные для Кавказского региона вирусы и штаммы.

Лаборатории входят в систему здравоохранения Армении, но Агентство по снижению угрозы при Минобороны США имеет туда доступ. Помимо местных специалистов, там работают американцы.

Закрытость биолабораторий в Армении вызывает критику Москвы. Чтобы развеять сомнения, прошлой осенью премьер-министр Никол Пашинян согласился подписать Меморандум о сотрудничестве с российскими специалистами. Согласовали детали, но в последний момент армянская сторона отказалась от этого документа.

Опасная эпидемиология

В 2010-х американские биологи обратили внимание на еще одного члена ОДКБ — Таджикистан. Их беспокоила неблагоприятная эпидемиологическая обстановка, способная привести к вспышке инфекционных заболеваний. Несколько западных фондов выделили деньги на создание исследовательских центров.

Так, в 2013-м на базе Гастроэнтерологического института в Душанбе открылась лаборатория биологической безопасности. Проект финансировал французский благотворительный Фонд Мерьё, строивший подобные объекты в Китае, Мьянме, Бангладеш и странах Африки.

Французам, как правило, помогали ООН и Агентство США по международному развитию USAID. Инвестиции превысили три миллиона долларов.

В 2019-м создали лабораторию при Республиканском центре борьбы с туберкулезом. Спонсорами выступили USAID и Пентагон. Местные биологи при участии зарубежных коллег изучают такие характерные для Центральной Азии заболевания, как туберкулез, малярия, гепатит и холера.

В прошлом году на севере Таджикистана в городе Исфара открыли еще один объект. Информации о нем мало, финансировали снова американцы.

"В Центральной Азии и до коронавируса эпидемиологическая ситуация была непростой. Для региона характерны вспышки гепатита, холеры, туберкулеза, поэтому новые биолаборатории необходимы. На них нужны средства. Без зарубежной помощи не обойтись", — объясняет РИА Новости директор Центра политологических исследований в Душанбе Абдугани Мамадазимов.

Таджикский эксперт не видит ничего подозрительного в активности американцев. "Просто они всегда откликаются первыми. Если после коронавируса Россия, Китай или ЕС станут активнее помогать региону в борьбе с вирусами, власти республик это поддержат", — уверен эксперт.

Грузинский патоген

Грузия не входит в ОДКБ, но граничит с Россией и играет ключевую роль на Кавказе. Озабоченность Москвы вызывает Исследовательский центр общественного здравоохранения имени Ричарда Лугара. Российские власти полагают, что биолаборатория близ Тбилиси действует в интересах американцев.

Подозрения возникли не на пустом месте. В сентябре 2018-го бывший министр госбезопасности Грузии Игорь Гиоргадзе заявил, что в лаборатории могли проводить опыты над людьми, и представил документы, из которых следовало, что десятки человек, проходивших лечение в центре Лугара, умерли. Причем там работали биологи трех частных американских фирм — CH2M Hill, Battelle и Metabiota, выполняющих заказы Пентагона.

Гиоргадзе обратил внимание на высокий уровень бактериологической защиты лаборатории. Более того, центр располагает "оборудованием для распыления вредных веществ и боеприпасами с биологически активным материалом". "Зачем учреждению, цель которого — защита населения, такие вещи?" — задался вопросом экс-министр.

В Москве это услышали. Глава департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД Владимир Ермаков заявил, что Россия не потерпит американских биологических экспериментов у своих рубежей.

В Пентагоне обвинения Гиоргадзе назвали абсурдными. В Тбилиси уверяли, что лаборатория занимается мирными разработками и ни о каких опытах над людьми речи не идет. Грузинские власти были не против посещения центра Лугара российскими специалистами. Но эти планы сорвались из-за прошлогоднего кризиса в отношениях двух стран.

"Грузия никогда не интересовалась исследованиями в физико-химической биологии. И информация о том, что эта лаборатория — высокого класса биологической защиты персонала, вызывают вопросы. Зачем заниматься такими тяжелыми патогенами?" — рассуждает в беседе с РИА Новости доктор биологических наук, профессор Сибирского федерального университета Николай Сетков.

Заместитель генерального директора по научной работе центра вирусологии "Вектор" Александр Агафонов отмечает, что "прямые данные о разработке биологического оружия и средств его доставки в Центре имени Лугара недоступны".

"Однако сведения об участии частных компаний CH2M Hill, Battelle и Metabiota, об их контрактных обязательствах — например, исследование опасных бактерий сибирской язвы, туляремии и вируса Крым-Конго геморрагической лихорадки — не должны остаться без внимания", — подчеркивает специалист.

Эксперты, опрошенные агентством, сошлись во мнении, что постсоветские государства, надеясь на помощь извне, могут упустить контроль над эпидемиологической ситуацией. А это чревато серьезными последствиями. К тому же в период пандемии к лабораториям начали относиться с еще большей опаской, что наконец дает весомый повод сделать этих структуры более открытыми.

52

Четыре новых случая коронавируса выявили в Южной Осетии

37
(обновлено 10:36 01.06.2020)
Вирус был выявлен у граждан республики, находившихся на двухнедельном карантине после возвращения из-за границы

ЦХИНВАЛ, 1 июн - Sputnik, Диана Козаева. В Южной Осетии коронавирус диагностирован еще у четырех человек. Все заболевшие находились на карантине в медучреждениях, сказала Sputnik заместитель главного санитарного врача республики Анна Гаглоева.

С понедельника, 25 мая, власти вновь разрешили въезд своим гражданам, которые по причине ограничений на пересечение границы Южной Осетии с Россией остались за пределами республики. На родину, в том числе, продолжают привозить курсантов российских вузов.

"Инфекция выявлена у четырех человек - женщины, ранее приехавшей из Владикавказа, а также трех курсантов. Все они находились на карантине", - сказала Гаглоева.

Всего в медучреждении на данный момент от коронавируса лечатся 12 человек.

Из общего числа граждан - всего 42 человека, у которых ранее был диагностирован коронавирус, - 30 уже прошли лечение в инфекционном отделении РММЦ, и их выписали из больницы.

Под наблюдением врачей находятся 164 человека, из них 136 - в карантинных зонах.

37
Темы:
Пандемия коронавируса