Самое красивое и точное на свете: 85 лет московскому метро

Подписаться
Главные вехи развития московского метро в фотографиях смотрите в фотоленте Sputnik Южная Осетия

Московское метро — это не просто основа транспортной системы столицы, но целый подземный город с собственными традициями и легендами. Его прошлое и настоящее — в фотоленте Sputnik Южная Осетия.

© SputnikИстория Московского метрополитена началась 15 мая 1935 года, когда стартовало движение поездов от станции "Сокольники" до "Парка культуры". Первым пассажиром подземки стал герой труда с завода "Красный пролетарий" Петр Николаевич Латышев, именно ему продали билет № 1 серии "А".
Первый поезд Московского метро во время пробного рейса - Sputnik Южная Осетия
1/29
История Московского метрополитена началась 15 мая 1935 года, когда стартовало движение поездов от станции "Сокольники" до "Парка культуры". Первым пассажиром подземки стал герой труда с завода "Красный пролетарий" Петр Николаевич Латышев, именно ему продали билет № 1 серии "А".
© Sputnik / Evgeny OdinokovХотя московское метро по городским меркам достаточно молодо, с ним связано немало домыслов и легенд. Например, существовал миф, будто маршрут Кольцевой проложили по контуру кружки Сталина, которая стояла на карте Москвы и из которой пролился кофе. История красивая, но выдуманная. Линию с самого начала задумали как пересадочный контур. Кольцо должно было объединить как существующие участки, так и те, что появились бы в будущем, чтобы разгрузить пересадочные станции в центре.
Туристы на станции Комсомольская кольцевой линии Московского метрополитена - Sputnik Южная Осетия
2/29
Хотя московское метро по городским меркам достаточно молодо, с ним связано немало домыслов и легенд. Например, существовал миф, будто маршрут Кольцевой проложили по контуру кружки Сталина, которая стояла на карте Москвы и из которой пролился кофе. История красивая, но выдуманная. Линию с самого начала задумали как пересадочный контур. Кольцо должно было объединить как существующие участки, так и те, что появились бы в будущем, чтобы разгрузить пересадочные станции в центре.
© Sputnik / Sergey PyatakovВ 1940-е годы будущую линию называли Большим кольцом. На станции "Курская Кольцевая" и сейчас есть надпись "Курская Большого кольца 1945-1949". Проект развития метро 1947 года предусматривал создание Малой кольцевой линии примерно в границах Бульварного кольца.
Табличка “Курская Большого кольца” на станции Курская - Sputnik Южная Осетия
3/29
В 1940-е годы будущую линию называли Большим кольцом. На станции "Курская Кольцевая" и сейчас есть надпись "Курская Большого кольца 1945-1949". Проект развития метро 1947 года предусматривал создание Малой кольцевой линии примерно в границах Бульварного кольца.
© Sputnik / Natalia SeliverstovaВ проектировании метро принимали участие видные советские архитекторы. Каждая станция Кольцевой линии — объект культурного наследия регионального значения.На фото: скульптура "Рабочий-дружинник" у павильона станции "Краснопресненская".
Скульптура Рабочий-дружинник у павильона станции Краснопресненская московского метро - Sputnik Южная Осетия
4/29
В проектировании метро принимали участие видные советские архитекторы. Каждая станция Кольцевой линии — объект культурного наследия регионального значения.На фото: скульптура "Рабочий-дружинник" у павильона станции "Краснопресненская".
© Sputnik / Vladimir VyatkinЧтобы проехать все кольцо и выйти на той же станции, понадобится всего полчаса.
Пассажиры в вагоне поезда Акварель Московского метрополитена - Sputnik Южная Осетия
5/29
Чтобы проехать все кольцо и выйти на той же станции, понадобится всего полчаса.
© Sputnik / Ramil SitdikovНа радиальных линиях станции при движении к центру Москвы объявляют мужскими голосами , от центра — женскими. На Кольцевой мужские голоса объявляют станции при движении по часовой стрелке, а женские — против часовой.
Пассажиры на станции Авиамоторная Некрасовской линии Московского метрополитена - Sputnik Южная Осетия
6/29
На радиальных линиях станции при движении к центру Москвы объявляют мужскими голосами , от центра — женскими. На Кольцевой мужские голоса объявляют станции при движении по часовой стрелке, а женские — против часовой.
© Sputnik / Evgeny BiyatovВряд ли есть в Москве такой человек, который не слышал бы о магической силе скульптур Матвея Манизера на станции "Площадь Революции". Одна из самых популярных фигур — "Разведчик с собакой". Студенты, чтобы сдать экзамен, приезжают сюда, чтобы потереть нос или лапу собаки. Некоторые верят, что подобные манипуляции приносят удачу.
Девушка на станции Площадь Революции Московского метрополитена - Sputnik Южная Осетия
7/29
Вряд ли есть в Москве такой человек, который не слышал бы о магической силе скульптур Матвея Манизера на станции "Площадь Революции". Одна из самых популярных фигур — "Разведчик с собакой". Студенты, чтобы сдать экзамен, приезжают сюда, чтобы потереть нос или лапу собаки. Некоторые верят, что подобные манипуляции приносят удачу.
© Sputnik / Ramil SitdikovСегодня метрополитен — это 15 линий, 238 станций (не считая Московского центрального кольца) и восемь с половиной миллионов пассажиров в день. Абсолютный рекорд зафиксировали 26 декабря 2014 года — тогда подземкой воспользовались девять миллионов 715 тысяч 635 человек.
Пассажиры на станции Парк культуры кольцевой линии московского метрополитена в час пик - Sputnik Южная Осетия
8/29
Сегодня метрополитен — это 15 линий, 238 станций (не считая Московского центрального кольца) и восемь с половиной миллионов пассажиров в день. Абсолютный рекорд зафиксировали 26 декабря 2014 года — тогда подземкой воспользовались девять миллионов 715 тысяч 635 человек.
© Sputnik / Kirill Kallinikov / Перейти в фотобанкСредний интервал между поездами в московском метро составляет две с половиной минуты, а в часы пик составы ходят каждые 90 секунд. По словам главы столичного департамента транспорта, пунктуальность работы подземки составляет 99,98%.
Машинисты поезда Москва на параде поездов Московского метро - Sputnik Южная Осетия
9/29
Средний интервал между поездами в московском метро составляет две с половиной минуты, а в часы пик составы ходят каждые 90 секунд. По словам главы столичного департамента транспорта, пунктуальность работы подземки составляет 99,98%.
© SputnikВ годы Великой Отечественной войны метро было для москвичей бомбоубежищем, библиотекой, концертным залом и даже больницей. На некоторых станциях располагались военные и государственные учреждения. Так, на "Маяковской" находился командный пункт московского штаба ПВО, отсюда была налажена связь со всеми районами города и с фронтом, велось руководство обороной столицы.
Бомбоубежище на станции метро Маяковская - Sputnik Южная Осетия
10/29
В годы Великой Отечественной войны метро было для москвичей бомбоубежищем, библиотекой, концертным залом и даже больницей. На некоторых станциях располагались военные и государственные учреждения. Так, на "Маяковской" находился командный пункт московского штаба ПВО, отсюда была налажена связь со всеми районами города и с фронтом, велось руководство обороной столицы.
© Sputnik / P. Minev / Перейти в фотобанкВ 1960-е годы метро стремительно расширялось. Ветки подземки протянулись к отдаленным районам города, в вестибюлях появились турникеты, а сами станции начали строить по типовым проектам.
Пассажиры московского метрополитена, 1964 год - Sputnik Южная Осетия
11/29
В 1960-е годы метро стремительно расширялось. Ветки подземки протянулись к отдаленным районам города, в вестибюлях появились турникеты, а сами станции начали строить по типовым проектам.
© Sputnik / Evgeny Biyatov / Перейти в фотобанкМасштабная программа развития метро продолжается по сей день. Сегодня в столице реализуют проект удвоения протяженности линий и количества станций подземки.
Тоннелепроходческий щит в демонтажной камере во время строительства новой станции московского метрополитена Нижняя Масловка - Sputnik Южная Осетия
12/29
Масштабная программа развития метро продолжается по сей день. Сегодня в столице реализуют проект удвоения протяженности линий и количества станций подземки.
© Sputnik / Evgenyi Samarin / Перейти в фотобанкСложнейшей транспортной системой транспорта управляет огромный коллектив. В московском метро работают 60 тысяч человек: машинисты, кассиры, обслуживающий персонал, ремонтники.
Рабочие во время строительства станции Фонвизинская московского метрополитена - Sputnik Южная Осетия
13/29
Сложнейшей транспортной системой транспорта управляет огромный коллектив. В московском метро работают 60 тысяч человек: машинисты, кассиры, обслуживающий персонал, ремонтники.
© Sputnik / Kirill KallinikovВ честь юбилеев, тематических акций и выдающихся личностей в Москве запускают именные поезда. Один из них — поезд-галерею "Акварель" с репродукциями картин — запустили ко Дню защиты детей в 2007 году.
Запуск в московском метро поезда Акварель с обновленной экспозицией Город в живописи - Sputnik Южная Осетия
14/29
В честь юбилеев, тематических акций и выдающихся личностей в Москве запускают именные поезда. Один из них — поезд-галерею "Акварель" с репродукциями картин — запустили ко Дню защиты детей в 2007 году.
© Sputnik / Evgeniia Novozhenina / Перейти в фотобанкИногда в метро происходят неожиданные акции. В 2017 году перед Днем Победы в вестибюле станции "Курская" выступили музыканты Государственного духового оркестра.
Музыкальные выступления в преддверии Дня Победы в объединенном вестибюле станции Курская московского метро - Sputnik Южная Осетия
15/29
Иногда в метро происходят неожиданные акции. В 2017 году перед Днем Победы в вестибюле станции "Курская" выступили музыканты Государственного духового оркестра.
© Sputnik / Anton Denisov / Перейти в фотобанкА во время недели моды Moscow Fashion Week 2019 года коллекцию бренда "Концепт-Стор" представили на станции метро "Деловой центр".
Модель во время показала коллекции бренда Концепт-Стор в рамках Moscow Fashion Week на станции метрополитена Деловой центр московского метро - Sputnik Южная Осетия
16/29
А во время недели моды Moscow Fashion Week 2019 года коллекцию бренда "Концепт-Стор" представили на станции метро "Деловой центр".
© Sputnik / Evgeniy Odinokov / Перейти в фотобанкМосква может стать одним из первых в мире городов, где заработает оплата проезда по системе распознавания лиц. Тестировать нововведение начали в 2019 году. Первыми двумя станциями, где появились видеокамеры, были "Октябрьское Поле" и "Сухаревская".
Пассажиры московского метро проходят через турникеты на станции Октябрьское Поле - Sputnik Южная Осетия
17/29
Москва может стать одним из первых в мире городов, где заработает оплата проезда по системе распознавания лиц. Тестировать нововведение начали в 2019 году. Первыми двумя станциями, где появились видеокамеры, были "Октябрьское Поле" и "Сухаревская".
© Sputnik / Maksim Blinov / Перейти в фотобанкС 22 апреля 2020-го в Москве из-за эпидемии коронавируса и связанного с ней режима самоизоляции ввели систему автоматического контроля цифровых пропусков. Для проезда по городу можно использовать только карты "Тройка", "Стрелка" и социальные карты. Пассажирам необходимо включить номер электронной транспортной карты в цифровой пропуск не менее чем за пять часов до поездки.
Пассажир проходит с картой Тройка через турникет на станции метро Тушинская в Москве - Sputnik Южная Осетия
18/29
С 22 апреля 2020-го в Москве из-за эпидемии коронавируса и связанного с ней режима самоизоляции ввели систему автоматического контроля цифровых пропусков. Для проезда по городу можно использовать только карты "Тройка", "Стрелка" и социальные карты. Пассажирам необходимо включить номер электронной транспортной карты в цифровой пропуск не менее чем за пять часов до поездки.
© Sputnik / Alekseiy Kudenko / Перейти в фотобанкМетро по-прежнему играет ключевую роль в жизни города.
Инженер на строительстве станции Московского метрополитена Коммунарка на Сокольнической линии - Sputnik Южная Осетия
19/29
Метро по-прежнему играет ключевую роль в жизни города.
© Sputnik / Evgeniia Novozhenina / Перейти в фотобанкВ 2016 году метро стало концертной площадкой для участников акции "Ночь искусств". В вестибюле станции "Маяковская" выступил коллектив 1/2 Orchestra.
Концерт 1/2 Orchestra в вестибюле станции московского метрополитена Маяковская - Sputnik Южная Осетия
20/29
В 2016 году метро стало концертной площадкой для участников акции "Ночь искусств". В вестибюле станции "Маяковская" выступил коллектив 1/2 Orchestra.
© Sputnik / Ekaterina Chesnokova / Перейти в фотобанкВ 2017 году пассажиры подземки смогли принять участие в мастер-классе по футбольному фристайлу, который проводил призер международных фестивалей Константин Гаврилов.
Призер международных фестивалей Константин Гаврилов во время мастер-класса по футбольному фристайлу в Московском метро - Sputnik Южная Осетия
21/29
В 2017 году пассажиры подземки смогли принять участие в мастер-классе по футбольному фристайлу, который проводил призер международных фестивалей Константин Гаврилов.
© Sputnik / Vladimir Viatkin / Перейти в фотобанкВ 2003 году в канун 9 Мая в московском метро открыли станцию "Парк Победы", вестибюль и платформы которой соединил самый длинный в мире эскалатор — 126-метровый. Станцию, облицованную гранитом и мрамором, украсили панно Зураба Церетели, посвященные героическим страницам отечественной истории — Отечественной войне 1812-го и Великой Отечественной 1941-1945 годов.
Панно, посвященное победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, на одной из стен станции московского метро Парк Победы - Sputnik Южная Осетия
22/29
В 2003 году в канун 9 Мая в московском метро открыли станцию "Парк Победы", вестибюль и платформы которой соединил самый длинный в мире эскалатор — 126-метровый. Станцию, облицованную гранитом и мрамором, украсили панно Зураба Церетели, посвященные героическим страницам отечественной истории — Отечественной войне 1812-го и Великой Отечественной 1941-1945 годов.
© Photo : Moscow Metro"Новослободская" — одна из самых узнаваемых и красивых станций. Вестибюль украшают 32 эффектно подсвечиваемых витража. Причудливое сочетание разноцветных стекол образует подобия фантастических цветов, растений, звезд. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены небольшие медальоны с изображением жанровых сценок идеальной мирной жизни.
Пассажиры на станции Новослободская - Sputnik Южная Осетия
23/29
"Новослободская" — одна из самых узнаваемых и красивых станций. Вестибюль украшают 32 эффектно подсвечиваемых витража. Причудливое сочетание разноцветных стекол образует подобия фантастических цветов, растений, звезд. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены небольшие медальоны с изображением жанровых сценок идеальной мирной жизни.
© Sputnik / Vladimir Astapkovich / Перейти в фотобанкЛоготип Московского метрополитена — красная буква "М" с засечками у основания. С 1979 до 2014 год логотип имел синий контур в виде тоннеля в разрезе, однако при ребрендинге московского транспорта решено было создать единообразное начертание.
Красная буква М – логотип Московского метро - Sputnik Южная Осетия
24/29
Логотип Московского метрополитена — красная буква "М" с засечками у основания. С 1979 до 2014 год логотип имел синий контур в виде тоннеля в разрезе, однако при ребрендинге московского транспорта решено было создать единообразное начертание.
© Sputnik / Alekseiy Mayshev / Перейти в фотобанкДекабрьским вечером в 2019 году станция "Деловой центр" подземки превратилась в арену ледового шоу "Щелкунчик". Зрителями представления стали пассажиры, победившие в новогоднем конкурсе метрополитена. Гости даже смогли покататься на коньках.
Актеры выступают в Ледовом шоу Щелкунчик в Московском метрополитене на закрытой станции метро Деловой центр в Москве - Sputnik Южная Осетия
25/29
Декабрьским вечером в 2019 году станция "Деловой центр" подземки превратилась в арену ледового шоу "Щелкунчик". Зрителями представления стали пассажиры, победившие в новогоднем конкурсе метрополитена. Гости даже смогли покататься на коньках.
© Sputnik / Alekseiy Philippov / Перейти в фотобанк"Новогодний поезд" курсирует в метро с 2016 года в декабре — январе и создает москвичам праздничное настроение. В составе есть вагон, посвященный Рождеству.
Пассажиры Рождественского вагона в составе Новогоднего поезда Московского метрополитена - Sputnik Южная Осетия
26/29
"Новогодний поезд" курсирует в метро с 2016 года в декабре — январе и создает москвичам праздничное настроение. В составе есть вагон, посвященный Рождеству.
© Sputnik / Mihail Voskresenskiy / Перейти в фотобанкВ метро ежедневно с момента объявления пандемии коронавируса каждые полтора-два часа дезинфицируют вагоны и все поверхности, к которым прикасаются пассажиры во время поездки.
Сотрудник МЧС РФ проводит дезинфекцию в переходе станции метро Киевская в Москве в рамках мер по профилактике коронавирусной инфекции - Sputnik Южная Осетия
27/29
В метро ежедневно с момента объявления пандемии коронавируса каждые полтора-два часа дезинфицируют вагоны и все поверхности, к которым прикасаются пассажиры во время поездки.
© Sputnik / Vladimir AstapkovichСейчас метро, как и весь город, переживает непростые времена. После введения в Москве режима самоизоляции количество пассажиров резко сократилось.
Дежурная по  станции Маяковская Московского метрополитена - Sputnik Южная Осетия
28/29
Сейчас метро, как и весь город, переживает непростые времена. После введения в Москве режима самоизоляции количество пассажиров резко сократилось.
© Photo : Press Service of Moscow Metro Несмотря ни на какие трудности, подземка продолжает работать по обычному графику и обеспечивать жизнь города. На фото: машинист электропоезда московского метро Николай Петров.
Машинист электропоезда Московского метрополитена - Sputnik Южная Осетия
29/29
Несмотря ни на какие трудности, подземка продолжает работать по обычному графику и обеспечивать жизнь города. На фото: машинист электропоезда московского метро Николай Петров.
Лента новостей
0