Сергей Савлаев

Художник Сергей Савлаев: стараюсь создавать мир, в котором сам хотел бы жить"

193
(обновлено 17:52 09.08.2021)
Член Союза художников России Сергей Савлаев рассказал корреспонденту Sputnik о своих работах, которые представлены на выставке во Владикавказе, поиске вдохновения и роли художника

Сергей Савлаев – член Союза художников России, его работы хранятся в коллекциях художественных галерей и в частных собраниях в России и за рубежом.

Савлаев принимал участие в издании книжной серии "Кавказские истории" ("Послы гор" В. Цаголова, "Буйный Терек" Хаджи-Мурата Мугуева, "Заповедь" Алана Черчесова, "Тамара и Давид" Александры Войновой), создавая блестящие иллюстрации к каждой книге.

Сергей Савлаев
© Sputnik / Анна Кабисова
Сергей Савлаев

В июле во Владикавказе в выставочном зале Союза художников открылась персональная выставка художника Сергея Савлаева "Пауза". О выставке, идеальном мире художника, и поиске своего визуального стиля с Сергеем Савлаевым поговорила корреспондент Sputnik Анна Кабисова.

– Расскажите о вашей выставке "Пауза", которая сейчас проходит в выставочном зале Союза художников.

– Все эти работы я написал на самоизоляции во время пандемии, но есть еще работы, сделанные в 2018 году.

Бессоница
© Sputnik / Анна Кабисова
"Бессоница"

– Вы всегда много работаете?

– Да, но был период, когда я сидел, смотрел телевизор и мне ничего не хотелось. На меня сильно влияет положение в стране, в республике – когда происходит что-то не очень приятное. Потом я понял, что плохое, как и хорошее, было, есть и будет всегда, – и вернулся к работе.

– Значит, вам достаточно легко выйти из творческого кризиса?

– Если бы не творчество, то я бы так и сидел перед телевизором и ничего не делал. А сейчас у меня ощущение, что жизни не хватит, чтобы воплотить все задуманное – столько в голове созрело новых идей.

Государство №1 и Государство №2
© Sputnik / Анна Кабисова
"Государство №1" и "Государство №2"

– На выставке есть диптих с дверями "Государство № 1" и "Государство № 2". Я так понимаю, что это политическая работа? Про прошлое и настоящее. Про Советский союз и современную Россию. Ключ от чего мы потеряли?

– От страны. Я служил в пограничных войсках – и именно там прочувствовал, насколько у нас мощная страна, и как четко все охраняется. И после этого такой контраст: все так быстро развалилось. На холсте про Советский союз написан некрасивый замок, но зато он крепкий и закрытый, а на втором холсте все красиво, ярко, но замок не совпадает с защелкой – закрывай, не закрывай. Советский союз – это время, в котором прошло мое счастливое детство, моему поколению во всем повезло: образование, медицина… У меня было беспечное детство, я все дни проводил во дворе, жизнь бурлила, было какое-то ощущение бесконечного счастья… А сейчас будто все ненастоящее. Вот недавно наблюдал подростка на улице: стоит он и ест пирожок, а в глазах отрешенность от всего: что завтра, что сегодня, а зачем я вообще ем этот пирожок. И в его лице мне стало жалко все это современное поколение детей, у которых нет детства.

Государство №1. Деталь.
© Sputnik / Анна Кабисова
"Государство №1". Деталь.

– Как правило, светлая ностальгия по детству и юности связана с тем, что это начало нашей жизни. Но если все-таки посмотреть объективно, исходя из сегодня: какие были минусы и плюсы той эпохи и нашей современности?

– Сложно сказать. Молодость – это когда кажется, что у тебя все есть, и все происходящее – само собой разумеющееся. Может, проблемы были и тогда, но я их не помню. Люди были счастливы видеть друг друга, у них были совершенно другие лица. Мы постоянно ходили друг к другу в гости, я мог оставить ключ под ковриком. Может, мне только кажется, что все было так прекрасно, но когда я спрашиваю об этом своих ровесников, то все как один говорят, что тогда было лучше – человечнее.

– А если говорить о роли художника. Искусство же было заточено в идеологические рамки, соцреализм, не было свободы самовыражения.

– Не было свободы, но присутствовали и свои светлые стороны. По крайней мере, художники были нужны государству, были обеспечены всем необходимым: красками, холстами, мольбертами, бумагой, музеи покупали их работы.

Что касается свободы, то в каждом историческом периоде можно найти свою свободу. Сейчас свободнее, но душа не радуется. Да, раньше в основе всего был соцреализм, человек, труд. Но мы все варились в этом котле и вместе готовили суп, и нам казалось, что это вкусно.

Сегодня художник не знает, нужно ли его творчество. Люди перестали покупать искусство, да и в целом, перестали понимать его – у них другие проблемы, им не до искусства. Да, что–то продается, но редко, на это прожить невозможно. Я работал в Художественном училище (им. Азанбека Джанаева – ред.), но там платят копейки, и я уволился. А как уволился, то написал все работы, которые сейчас представлены на выставке. Вот так и сидишь – работаешь для души. Я очень люблю акварели, но здесь ее не понимают. Недавно с Москвы приехали муж и жена и приобрели работы (акварели), которые я даже не хотел выставлять. Тут никогда не угадаешь. Я знаю художников, которые не готовы продавать работы "задешево". Но зачем их держать? Вот лежит она у тебя годами, пылится – отдай людям, если им понравилось. Пусть картина висит дома и приносит радость. Работа должна висеть на стене.

– Не жалко бывает расставаться со своими работами?

– Бывают особенно любимые работы, но ничего – переживу.

– На выставке есть любимые работы?

– Да, "Скучный день", "Детство", "Уставший портной". "Вечерняя партия" – одна из самых любимых. У этой работы интересная история.

  • Скучный день (справа)
    "Скучный день" (справа)
    © Sputnik / Анна Кабисова
  • Детство
    "Детство"
    © Sputnik / Natalia Airiyan
  • Уставший портной
    "Уставший портной"
    © Sputnik / Natalia Airiyan
  • Вечерняя партия
    "Вечерняя партия"
    © Sputnik / Анна Кабисова
1 / 4
© Sputnik / Анна Кабисова
"Скучный день" (справа)

Как-то раз я позвонил своему другу Андрею (Андрей Кокоев, актер, режиссер – ред.) и попросил назвать пять любых предметов, которые никак между собой не связаны. Андрей назвал: снайперская винтовка, шахматы, фрак, клубок ниток и стул. Оказалось, что это очень интересно придумывать: а как связать между собой эти предметы? В итоге получилась такая работа. Правда, клубок ниток я заменил на кошку.

Без названия
© Sputnik / Анна Кабисова
"Без названия"

– На выставке также есть необычные работы в технике коллажа.

– Это не коллаж. Все написано на холсте. Как-то мне захотелось вернуться в прошлое, окунуться в детство, и возникла идея написать картину рукой ребенка. Думал даже привлечь к работе юного художника, но потом передумал. Рисовать как ребенок, взрослый не может, тем более, профессиональный художник. В таких случаях всегда видно, что рисовал художник под ребенка. И вот я мучился, пробовал, но линия получалась профессиональной. И потом меня осенило: я стал писать левой рукой с закрытыми глазами, и все разрешилось. В итоге получились три оригинальные работы не в моем стиле, но они мне очень нравятся.

Без названия
© Sputnik / Анна Кабисова
"Без названия"

– Это интересный эксперимент. А как вы работаете обычно? Откуда приходит вдохновение? Наблюдения, книги, общение.

– Я мало читаю, мне жалко тратить на это время. Я читаю и думаю о том, какую работу мог бы сейчас написать, поэтому бросаю и иду что-то делать. Можно сказать, что будущая картина рождается из ниоткуда: я начинаю рисовать разные маленькие цветовые пятна. Поначалу это полный хаос, в котором я ищу интересные сочетания цвета и пятен. Мне уже нравится то, что я вижу, но пока не знаю что это. Затем в бесформенной массе нахожу образ, какие-то фигуры, между которыми мне нужно найти связь и саму суть работы. Этот мыслительный процесс доставляет мне большое удовольствие, а потом наступает уже чисто технический этап – я перевожу эскиз в большой формат, иногда получается хуже, иногда лучше. И если лучше – тогда удача, день проходит в радости и эйфории. У меня все происходит спонтанно, не люблю заранее придумывать сюжет. Потому что сюжет я уже вижу, и мне становится неинтересно, ведь остается только механический процесс – перенести на бумагу то, что у меня уже возникло в голове.  Больше увлекает сам творческий процесс придумывания на ходу, экспрессия, импровизация. И я люблю быстро работать. Как правило, моя работа занимает всего несколько часов. Стараюсь закончить все за один день, пока краска еще сырая. Бывает, конечно, что не успеваю, уже темнеет, могу тогда закончить на следующий день, но растягивать на два-три дня – не мое, мне уже неинтересно бывает, потому что работа прошла через меня, и я уже думаю о новой.

Работы Сергея Савлаева
© Sputnik / Анна Кабисова
Работы Сергея Савлаева

– А уйти в абстракцию не хотелось? Не создавать сюжет из цветовых пятен?

– Был у меня такой опыт. Но я быстро понял, что абстракция – не мое, мне нужно, чтобы у картины была душа, сюжет который трогает человека.

– Хотите быть понятным?

– Да, но в то же время не люблю лобовые решения – "смотрите, вот тарелка – как живая". "Как живой" в искусстве спорный вопрос.

Работы Сергея Савлаева
© Sputnik / Анна Кабисова
Работы Сергея Савлаева

– На многих ваших картинах существует мир, не имеющий отношения к реальности, в котором живут клоуны, дамы а-ля 20-х годов. Это ваш идеальный мир?

– Я стараюсь создавать мир, в котором сам хотел бы жить. Мне очень нравится советская школа графики, она очень сильная. По сравнению с современными художниками, в тех было больше мастерства. Как-то я общался со знакомой дамой, которая показывала мне современные детские книжки и говорила: "посмотри, как красиво". А я ужаснулся, – бедные дети. Так нельзя делать иллюстрации. Да, все красочно, четко, ювелирно. Но не это главное. В иллюстрации главное передать смысл происходящего, а не свое мастерство показывать. А в детской иллюстрации, тем более. Например, детям до трех лет нельзя показывать страшного дракона. Его надо рисовать очень смешным, потому что иначе у ребенка будет травма. И для каждого возраста существуют свои правила – например, ребенок лет пяти не понимает, почему человек изображен наполовину (средний поясной план), потому что ребенок не понимает эту условность и ему кажется, что человек разрезан пополам. А многие художники-иллюстраторы этого не знают, – ну ты сам стань ребенком и рисуй, исходя из этого. Советские художники, иллюстрирующие детские книжки, придерживались этих правил. Посмотришь, и глаз радуется: пластика, цвета, персонажи не страшные, а порядочные. Или вот чем отличаются советские мультфильмы от западных? Там половые признаки всегда подчеркиваются, а у нас это завуалированно. Посмотрите "Аленький цветочек" – все тонко. А сейчас все вроде красиво, но внутри пустота, нет доброты.

Работы Сергея Савлаева
© Sputnik / Анна Кабисова
Работы Сергея Савлаева

– И все-таки, откуда вы черпаете эти образы, так напоминающие персонажей картин Тулуз-Лотрека?

– Францию я, конечно, люблю, хотя никогда там не бывал. Но мой любимый художник Дега. Техника у него просто сумасшедшая. А еще больше люблю море, корабли, крик чаек… Казалось бы, откуда эта любовь, я родился в горах.

– Ну, здесь же миллионы лет назад был океан Тетис.

– Кстати, да, об этом я говорю друзьям, что мои гены это запомнили, а ваши – нет (улыбается – ред.).

– Вы учились на первом наборе факультета искусств в СОГУ, расскажите что-нибудь об этом периоде.

– В приемной комиссии тогда сидели Шалва Бедоев, Магрез Келехсаев, Михаил Дзбоев. Я принес целую стопку своих работ, отдал и ушел, дрожа, в коридор. В ту стопку работ я засунул акварель, которую написал мой дядя. Не понимал тогда, что профессионалы сразу увидят, что это не моя рука. И вот они меня вызывают и спрашивают именно про эту работу. А я думаю, почему они именно ее выбрали, чем она лучше моих, мне тогда казалось, что она никакая. И вот на их вопрос я даю потрясающий ответ: "Да, это моя работа, но из самых ранних". Они посмеялись, но ничего не сказали. Так что, каким-то чудом, поступил.

Сергей Савлаев
© Sputnik / Анна Кабисова
Сергей Савлаев

– Где та грань, которой должны руководствоваться в художественном образовании – дать академическую базу, но при этом не сломать индивидуальность начинающего художника, не лишить его собственного голоса?

– Да, есть такое, что академические знания лишают личного восприятия, но, с другой стороны, профессиональные навыки нужны. Просто в какой-то момент нужны силы, чтобы понять, вот академизм, а вот – ты. И это надо как-то объединить. И кто это понял, тот с флагом. Твое личное творчество должно быть все равно во главе.

В кафе
© Sputnik / Анна Кабисова
"В кафе"

– А как бы вы в целом определили визуальный стиль и сквозные темы художников Осетии?

– Сегодня у нас почему-то преобладает графический подход к живописи на холсте, а не на бумаге, появляется больше графики, четкое исполнение, тщательное прокрашивание. Я не говорю, что это плохо. Нельзя говорить, что джаз – хорошо, а опера – плохо, но тенденция к графическому подходу мне кажется странной. Сегодня мало кто занимается настоящей живописью. У молодого поколения в основном графика на холсте, тогда зачем холст? Сделай на бумаге. Зачем масляные краски, возьми тогда гуашь или акрил. Ведь живопись от слов "живо писать", на эмоциях. Рембрандт, Веласкес писали живописные картины и если вы посмотрите работы вблизи, то все вперемешку, полный хаос, мазня, а отойдешь – просто сумасшедшая детализация, все четко, анатомия, свет…

Утро холостяка
© Sputnik / Анна Кабисова
"Утро холостяка"

Сейчас столько высококлассных художников, зайдешь в Интернет и просто голова кружится, ведь раньше мы их не видели, не знали, были только книжки с классиками. И чтобы сейчас о себе заявить, надо быть на голову выше, чем ты есть сегодня. Чем ты хочешь удивить? Яблоко "живое" написал? А ты свое мировоззрение раскрой, придумай свой стиль, не надо никого повторять.

– Осетия – регион со сложной историей и травмами от войн, терактов, природных катаклизмов, но мало кто из художников пишет об этом. Как вы считаете, нужно в своем творчестве рефлексировать на эти темы?

– Это зависит от художника: есть более политизированные, а есть те, кто далек от политики. Я, например, сторонник того, чтобы не показывать проблемы. Я не хочу подливать масло в огонь. Мать Тереза сказала как-то: "Я никогда не пойду на демонстрацию против войны, я пойду на демонстрацию за мир". И эти слова стали моим гимном.

Когда произошла трагедия в Беслане, то в этот момент я что-то писал, и тут по радио эта новость… С ума сойти, какая живопись, как ты можешь рисовать в такой момент. Я видел потом, что некоторые художники начали писать на эту тему, но мне не нравилось… Вообще не то и не так. В одно время я тоже загорелся этим, а потом сказал себе, что не буду писать, не смогу этого сделать, не смогу отразить, не получится. Честно, такие кошмарные вещи я не знаю как писать, да и нужно ли? Зачем?

– Искусство должно спасать мир?

– Да, я так считаю. Человека нужно улучшать искусством, улучшать этот мир хотя бы на капельку. Я не буду писать против войны, я буду писать за мир.

193
Заурбек Цугаев

пропагандирую современное искусство". Интервью художника из Чечни Заурбека Цугаева

77
(обновлено 15:55 22.09.2021)
Художник, которого в творческом плане многое связывает с Северной Осетией, рассказал Sputnik о своем художественном методе, отношении к традициям и современному искусству, а также о мечте снимать авторское кино

XIV международный фестиваль современного искусства "Аланика" стартует во Владикавказе 25 сентября. Темой нового симпозиума, который в этом году стал логичным продолжением виртуального пандемийного формата, стала интеграция современного искусства в традиционную культурную среду.

Вниманию международного состава художников были предложены двенадцать объектов исторического, культурного и природного наследия Осетии: Столовая гора, река Терек, башни Осетии, Суннитская мечеть, Военно-Грузинская дорога, Музей истории Владикавказа, Музей театрального искусства республики, Пешеходный мост (бывший Трамвайный), уже снесенный Восточный павильон (ресторан Нар, Иртекс, несостоявшееся здание центра современного искусства в Центральном парке), Лютеранская кирха (Филармония, ныне филиал Мариинского театра), бывшее здание табачной фабрики Вахтангова (ныне выставочный зал Национального музея республики), Кинотеатр братьев Пате – "Комсомолец".

Художник из Чечни Заурбек Цугаев для осмысления и художественного высказывания выбрал Столовую гору. Его проект называется "Гора покорила художника". Это статичное цветное трехминутное видео: весь общий план заполняет Столовая гора, через минуту в центре кадра появляется художник, который медленно направляется прямо к подножию горы, ложится на спину, и в таком положение находится до самого конца видео. Все это время звучит закадровый голос, который описывает все мыслительные процессы, которые пришлось пройти художнику в процессе обдумывания своего высказывания. Идея видео рождается в момент, когда художник прекращает “восхождение” и покоряется горе.

Корреспондент Sputnik Анна Кабисова поговорила с художником о его творческом методе, отношении к традициям и современному искусству, а также о мечте снимать авторское кино.

– В 2019 году ты также принимал участие в XII симпозиуме "Аланика", тема которого была сформулирована как "Оглянись в будущее" с масштабным световым перформансом в горах. Давай поговорим об этой работе.

– После того, как я интуитивно сделал первые работы с руками (речь идет о видеоработах "Руки – айфон", "Руки – доллар", "Руки – Коран", ставшие частью триптиха – ред.), которые по счастливой случайности попали на Триеннале (Первая Триеннале российского современного искусства в музее "Гараж" – ред.). Меня это очень вдохновило, и я попытался повторить ("Руки – сейчас", "Руки – Личное"), но было видно, в этих видео уже что-то изменилось, они стали более нарративными. Благодаря смелости кураторки Дианы Мачулиной, эти работы также были представлены на коллективной выставке "Трагедия в углу".

  • Цикл видеоработ Руки
    Цикл видеоработ "Руки"
    Из личного архива Заурбека Цугаева
  • Цикл видеоработ Руки
    Цикл видеоработ "Руки"
    Из личного архива Заурбека Цугаева
  • Цикл видеоработ Руки
    Цикл видеоработ "Руки"
    Из личного архива Заурбека Цугаева
  • Цикл видеоработ Руки
    Цикл видеоработ "Руки"
    Из личного архива Заурбека Цугаева
1 / 4
Из личного архива Заурбека Цугаева
Цикл видеоработ "Руки"

Параллельно с этими работами, чтобы не зависеть от одной темы, я стал думать о том, что хотел бы сделать еще. После долгих размышлений, я пришел к тому, что меня привлекают большие города-мегаполисы, вроде Москвы. Масштаб такого города позволяет тебе лучше почувствовать самого себя, дает возможность трезво оценить себя относительно большого города, и мне это нравится. Я живу в Грозном и большую часть времени провожу дома, но периодически мы ездим в горы и пытаемся добраться до новых мест, куда еще не проложили асфальт. В результате этих прогулок и возникла идея работы, которую я представил на "Аланике" в 2019 году ("Инородное свечение" – световой перформанс в селении Цмити, Куртатинское ущелье, РСО-Алания – ред.).

В первом варианте идеи была версия с диско-шаром – я хотел создать объект – огромный диско-шар и проецировать свет на башни вместе с диско-шаром. Я долго размышлял и пришел к выводу, что то, что делается для выставочного пространства, не подойдет для открытого природного ландшафта. Также стало ясно, что для этого произведения нужен звук, и я нашел музыкальную композицию, которая по своей лирике и тексту была похожа на то, что я хочу сделать (PULSAR OLYMP "CHECHEN GIRL"). Я имею в виду объединение противоположных, противоречащих друг другу вещей, которые при этом в жизни имеют место быть. Но в процентном соотношении это очень маленькое большинство и к таким вещам люди относятся с любопытством, но сопряженным с опаской и негативом.

– А в какой момент для тебя все сошлось – большой город и прогулки в горах?

– Ты правильно заметила, что идея родилась, когда все сошлось. Я только сейчас понял, почему история "Инородного свечения" началась таким образом. Вот если Москву и горное село объединить, то получится квинтэссенция этого состояния, которого я добивался в своей работе. Но проблема в том, что, когда ты называешь конкретные города, возникает опасность в том, что зритель начнет искать подтекст и проводить параллели. Но в моей работе никакого подтекста именно с социальной проблематикой нет. Когда куратор "Аланики" (Виталий Пацюков – ред.) озвучил тему симпозиума, то меня озарило. Я понял, что не нужен диско-шар. Нужен только свет.

Инородное свечение
Из личного архива Заурбека Цугаева
"Инородное свечение"

– Когда ты впервые направил луч света на башни, что ты ощутил?

– Уже когда мне показали на фотографиях это место, и потом, когда мы впервые подъезжали к этим двум башням (оборонительные башни Габисовых над Цмити – ред.), то я уже понимал, что ничего больше не буду искать.

А насчет того, что я почувствовал, когда луч света озарил башни… Одно из условий, которое я ставлю сам себе при создании работ, это импровизация. Не все должно быть продумано. Я не вмешивался в то, как включат лазер, какого он будет цвета. Я условно понимал, что из себя представляет лазерный эффект, вспышка и иллюминация, но в подобном действии никогда ранее не наблюдал. И для меня это тоже открытие, для меня это важно – не знать все до конца. И даже когда на открытии перформанса не получилось сделать все, как мне хотелось, так как получилась рассинхронизация по времени, я был не сильно огорчен.

Я задумывал, что действо начнется во время заката, когда еще виден окружающий пейзаж, но при этом сумеречный свет не мешает и не смешивается с проекцией. По моим расчетам, зрители должны были начать смотреть на закате, а потом еще застать и ночь – то есть за короткий промежуток времени они могли бы увидеть этот эффект – и днем, и ночью. Это было очень важно. И потом по техническим причинам в какой-то момент прервалась музыка. Но, несмотря на все эти неровности, когда все гости ушли, и я остался наедине с работой, то получил новое удовлетворение. Даже несмотря на то, что это был минимальный процент того, что там могло бы быть. В любом случае, я понял, что такая практика мне не близка: когда я привожу большое количество людей туда, где мне нравится. Надо понять, как делать живые инсталляции, чтобы они не разрушали эффект индивидуального обозрения.

Кадры с видео Инородное свечение
© Sputnik / Анна Кабисова
"Инородное свечение" на выставке "Оглянись в будущее", 2019 год

– То есть, большое количество людей мешает должному восприятию работы?

– Да, возникает дополнительный шум, светят фонари, звучат разговоры… Внутренне меня это никак не обижало, не затрагивало мое самолюбие и не мешало, но я понял, что любоваться "Инородным свечением" наедине с собой и с большим количеством людей – совершенно разные вещи.

– Вся эта рассинхронизация – шум, свет, все то, что не получилось, возможно, реакция места? Башни "сопротивлялись"?

Я думал об этом. Я осторожно отношусь к мистификациям, но, с точки зрения религии, я пытаюсь (насколько хватает моих знаний) соблюдать дисциплину, чтобы не переходить границы. И когда это произошло, я подумал, что, возможно, проблема в том, что я еще не слишком владею этим медиа. С видео окей – я понимаю, как оно работает, какие последствия несет, какой эффект создает – и это мне подконтрольно. А здесь ты работаешь не с видео и не в выставочном пространстве. Мне это не подконтрольно, и многое может искажаться. И в итоге ты показываешь людям не совсем то, что хотел показать. Это не просто образ, сон или видение, которое ты показываешь людям на видео, а реальное действие, и это происходит вживую. И влияние этого живого может быть совершенно иным для восприятия.

Кадры видео Инородное свечение
© Sputnik / Анна Кабисова
Кадры видео "Инородное свечение"

– Куратор и искусствовед Виталий Пацюков высоко оценил "Инородное свечение" и называет эту работу смелой и радикальной. И в твоем высказывании для него важно, что ты не отрицаешь традицию, а, наоборот, пытаешься этим лучом гармонично соединить прошлое и настоящее.

– Если говорить совсем в лоб, то я не пропагандирую наследие, но и не говорю о том, что все это полезно. Радикальной эту работу можно назвать не только благодаря визуальному содержанию, но и за счет текста песни, в ней есть такие слова как:

CHORUS:

Ooo Chechen girl

Dance with me tonight

Ooo Chechen girl

Make love and stop the fight

Chechen girl and Russian soldier

Run together into the distance join hands

Chechen girl and Russian soldier

Shots were fired and shouting "Stop!" yet

С самого начала я беспокоился из-за вероятного недопонимания и осуждения со стороны своих земляков, именно поэтому на выставке работа был представлена без напечатанного текста песни. Если будет возможность показать эту работу вновь, я, конечно, опубликую и текст. Теперь я не боюсь, так как, во-первых, абсолютному большинству наплевать на глубинные смыслы моих работ, и, во-вторых, сейчас мне будет чем ответить.

– Я знаю, что, прежде чем сделать в Цмити световой перформанс, ты попросил разрешения у представителей фамилии Габисовых. Как они отреагировали на твою работу?

– Если бы я делал этот перформанс у себя дома, в горах Чечни, то я бы обязательно спросил разрешения. Учитывая эту мою позицию, организаторы симпозиума показали предварительную версию видео с перформансом представителям фамилии, и потом рассказали, что они были в восторге. Меня это так обрадовало, что уже одного этого было бы достаточно, чтобы эта работа осуществилась.

– Как ты считаешь, современное искусство способно заново открывать и переосмыслять традицию?

– Конечно, тот, кто имеет потребность в том, чтобы сохранять традицию, увидев такую работу, сможет оценить, а какую роль он играет в этом лично. Должен ли он противостоять тому, что видит, или это поможет ему иначе посмотреть на то, что есть сейчас.

Заурбек Цугаев
Из личного архива Заурбека Цугаева
Заурбек Цугаев

– Современный художник, еще со времен Малевича, отрицает прошлое. Почему лично для тебя важен современный язык?

– Я думал о том, какую роль в этом играю, почему пропагандирую современное искусство. К счастью, в этом мире еще можно отделить зло от добра, поэтому, чем больше людей в современном искусстве будет делиться своим виденьем, тем лучше. Именно поэтому я ощущаю некую ответственность в том, что судьба привела меня в современное искусство. Мне выпал счастливый случай, я стал интересен в этой сфере, и пока мне это нравится и я могу что-то сказать, то я обязан это делать. Чем больше будет художников, которые точно так же чувствуют эту ответственность, тем лучше.

Например, носители классической традиционной культуры и консервативных религиозных взглядов могут отталкивать современное искусство, думая, что оно наносит вред, дает искаженную информацию и это не так ценно, как привычное искусство. Но когда у тебя такая позиция, то ты на это никак не влияешь. И это просто происходит. Получается, что ты пассивен в том, что тебе не нравится, и оно только возрастает. Но если тебе что-то не нравится, то ты можешь на этой же территории, используя такие же инструменты, сказать о том, что кажется важным лично тебе. Таким образом, ты можешь рассчитывать на баланс, или даже на небольшой дисбаланс в свою сторону созидания.

– В твоем творческом портфолио, помимо видеоарта, фотопроектов и инсталляций, есть короткометражный художественный фильм "Кузнечик". Расскажи об этом. В чем были трудности?

– Трудности были в отборе главных героев. Зачатки киноиндустрии в Чечне только-только появляются. Нет специалистов. Если будешь искать специалиста по свету, то все посоветуют только одного человека, потому что он единственный на всю республику. Будешь искать оператора – то же самое, чаще всего, это один человек, и он, как правило, очень занят. Именно поэтому, я решил снимать свой фильм не только как режиссер, но и как оператор, сам. Но это очень отвлекает. К тому же, как и в любом малобюджетном кино, ты делаешь не одну работу, а несколько, а с моей рассеянностью – это катастрофа. А если говорить в общем, то любые сложности были огромным удовольствием и большим опытом. И если бы я сейчас делал фильм уже с этим опытом, то сделал бы и намного быстрее и дешевле.

Кадр из фильма Кузнечик
Из личного архива Заурбека Цугаева
Кадр из фильма "Кузнечик"

– На презентации "Кузнечика" ты говорил о том, что захотел снять фильм, когда прочел рассказ чеченского писателя Адама Салаханова "Зов Могилы".

– Начну издалека. Я не являюсь специалистом в области кино, и не знаток картин классиков, могу смотреть и развлекательное, и серьезное кино, но в основе всего для меня ощущения, с которыми ты его смотришь, и с которыми ты остаешься после. У меня есть несколько любимых фильмов, которые я пересматриваю вновь и вновь, чтобы испытать эти ощущения.

Кадр из фильма Кузнечик
Из личного архива Заурбека Цугаева
Кадр из фильма "Кузнечик"

– Что это за фильмы?

– Если начинать с самого раннего в моей копилке, то это итальянский фильм "Монстр" Роберто Бениньи – это очень смешно. Или "Резня" Романа Полански – для меня самый высший пилотаж с точки зрения режиссуры, это когда ты можешь снимать кино в закрытом помещении, держа внимание и эмоции зрителей только на одних диалогах. Также очень люблю крутой фильм "Маленькая мисс счастье" Валери Фэрис и Джонатана Дэйтона. Но я провожу очень тонкую грань между добрыми фильмами, которые, как например "Отель "Гранд Будапешт" Уэса Андерсона – визуально безупречный, и как комедия, просто отличная, но мне не хватает жизненной глубины и серьезности, которые есть в той же "Маленькая мисс счастье".

Мне нравятся такие фильмы: наивные, добрые, светлые, но и глубокие. Люблю еще "Короли лета" – дебют Джордана Вот-Робертса. И еще "Ласточки прилетели" Аслана Галазова. Он просто офигенный. Это первое такое кино на Кавказе, в котором поднимались социальные проблемы, зависимость. Это популярная тема и есть много фильмов об этом, но все они были сняты где-то в Америке или Европе. А тут ты смотришь кино, снятое вот здесь, у тебя на улице, и про то, с чем ты сам можешь столкнуться.

К сожалению, такого фильма в чеченском кинематографе нет. Я бы с большой радостью смотрел авторские фильмы местных режиссеров. У нас есть несколько энтузиастов, с одним из них мы дружим и помогаем друг другу – это Малик Темирбулатов, который снял два короткометражных фильма, и снимает романтический восточный сериал. Это очень круто, несмотря на то, что я не фанат такого жанра. Мне бы очень хотелось, чтобы появилось авторское чеченское кино. Вот есть грузинское кино – тебе даже не нужно говорить название фильма, чтобы понять это, будет интересно и своеобразно – именно этого мне хочется и именно это я увидел в рассказе Адама… И поэтому решил снять свой фильм.

Заурбек Цугаев родился в 1984 году в Грозном. В 2007 году окончил Чеченский государственный педагогический институт по специальности "дошкольная педагогика и психология". Участник различных групповых выставок: "1994–2014. Поколение XX" (Центр современного искусства, Грозный, 2014), "Один на один" (Центр современного искусства, Грозный, 2014), V Форум молодых художников Северного Кавказа "ART Кавказ NEXT" (Владикавказ, 2016), "Иные" (Центр современного искусства, Грозный, 2017) и др. Живет и работает в Грозном.

77

Асафов: сегрегация жителей Донбасса, зачем Луганску дали право решать судьбу России

64
Политолог поделился прогнозом, как новый состав Государственной думы России будет влиять на внешнюю политику страны

Какие первые шаги предпримет Госдума нового созыва по отношению к Украине? Следовало ли предоставлять жителям ЛДНР право голосовать на выборах в Госдуму? К каким последствиям это приведет? Можно ли было сфальсифицировать электронное голосование?

На эти и ряд других вопросов специально для "Sputnik на русском" ответил политолог Александр Асафов.

64
День 27 сентября

Какой сегодня праздник в России и мире - 27 сентября

0
(обновлено 16:40 26.09.2021)
27 сентября отмечают Всемирный день туризма, День Cент-Винсента де Поля на Мадагаскаре и День машиностроителя на Украине

Всемирный день туризма

Всемирный день туризма (World Tourism Day) учрежден Генеральной ассамблеей Всемирной туристской организации, ЮНВТО (The World Tourism Organization, UNWTO) в 1979 году в испанском городе Торремолино (Torremolinos) и отмечается ежегодно 27 сентября. Эта дата была выбрана в связи с тем, что в этот день в 1970 году был принят Устав Всемирной туристской организации. Целью праздника является пропаганда туризма, освещения его вклада в экономику мирового сообщества, развитие связей между народами разных стран. Он призван привлечь внимание международного сообщества к важности туризма и его социальному, культурному и экономическому значению. Это праздник каждого, кто хоть раз ощутил себя путешественником, выбравшись из каждодневной будничной суеты на берег речки, в лес, в поле или в другие места, которыми так богата планета Земля!

© AP Photo / Joan Mateu
Туристы фотографируют на смотровой площадке в Полленсе, на острове Майорка, Испания

И, конечно же, это праздник тех, кто непосредственно занят в сфере туристического бизнеса: сотрудников туристических компаний, музейных работников, руководителей и персонала гостиничных комплексов — всех, кто профессионально обеспечивает комфортный и безопасный отдых. За последние полвека туризм стал одним из наиболее быстрорастущих и наиболее важных секторов экономики в мире, а для некоторых стран туризм является даже основной статьей дохода бюджета государства. В нем занят каждый десятый человек на Земле. Эта сфера обеспечивает средствами к существованию сотни миллионов людей. В некоторых странах доля туризма составляет более 20 процентов ВВП. Сектор туризма в последние годы демонстрирует устойчивость и даже рост, несмотря на такие проблемы, как глобальный экономический кризис, стихийные бедствия и эпидемии. Кроме того, появление новых технологий, связанных с туризмом, и снижение цен на транспорт, привели к увеличению числа международных поездок.

© AP Photo / Emilio Morenatti
Пляж в испанском городе Кадис

Как и любая деятельность, туризм оказывает сильное воздействие на экономику, общество и окружающую среду в развивающихся странах и особенно в принимающих странах. В дополнение к социально-экономическим последствиям туризма сектор, если он будет управляться устойчиво, может быть фактором сохранения окружающей среды, культурного признания и понимания между народами. Поэтому, признавая важность международного туризма в содействии лучшему взаимопониманию между народами, что ведет к повышению осведомленности о богатом наследии различных цивилизаций и к лучшему пониманию ценностей разных культур, тем самым способствуя укреплению мира на планете, Генеральная ассамблея ООН провозгласила 2017 год Международным годом устойчивого туризма в целях развития. Праздник отмечается в большинстве стран мира вот уже более 30 лет. Каждый год он посвящен определенной теме, которую провозглашает Всемирная туристская организация.

© Sputnik / Александр Вильф
Венецианский карнавал-2020

Среди девизов дня: "Вклад туризма в сохранение культурного наследия, во всеобщий мир и взаимопонимание", "Туризм и качество жизни", "Лучшее в путешествии: хорошие гости и хорошие хозяева", "Туризм — жизненная сила для мира во всем мире", "Свободное перемещение туристов создает новый мир", "Связь, информация и образование: определяющие направления развития туризма", "Развитие туризма и защита окружающей среды: навстречу длительной гармонии", "Туризм — фактор толерантности и мира", "Технология и природа: две трудные задачи для туризма на рассвете двадцать первого века", "Экотуризм — ключ к устойчивому развитию", "Путешествия и транспорт: от воображения Жюля Верна к реальности 21-го века", "Туризм и водные ресурсы: защита нашего общего будущего", "Один миллиард туристов — один миллиард возможностей", "Туризм для всех — поощрение всеобщей доступности туризма", "Устойчивый туризм — инструмент для развития", "Туризм и его трансформация в цифровом пространстве", "Туризм и развитие сельских районов" и другие.

© Sputnik / Denis Abramov
Туристы около Чегемских водопадов в Кабардино-Балкарии

Традиционно в этот день проходят слеты туристов, праздничные мероприятия и фестивали, посвященные туризму и туристическому бизнесу. Каждый год ЮНВТО приглашает людей всех возрастов и профессий проводить и участвовать в празднованиях Дня у себя в стране или в месте проведения отпуска. Интересно, что первое в мире туристическое агентство было открыто в 1841 году Томасом Куком.

День машиностроителя на Украине

Ежегодно, в четвертое воскресенье сентября, на Украине по традиции отмечается День машиностроителя (укр. День машинобудівника). Дата профессионального праздника работников машиностроения и приборостроения закреплена Указом Президента Украины № 361/93 от 8 сентября 1993 года. В машиностроительном комплексе Украины, который включает более 20 специализированных отраслей, насчитывается свыше 2800 промышленных предприятий и 230 организаций, которые выполняют научные и научно-технические работы. Общее количество работающих — свыше 1 миллиона человек. В Украине функционирует довольно разветвленная структура транспортного машиностроения, куда входят предприятия по производству тепловозов, вагонов, легковых и грузовых машин и других видов транспорта. Основными составляющими рынка машиностроительной промышленности Украины является продукция таких отраслей, как транспортное и энергетическое машиностроение, автомобилестроение, а также машиностроение для нефтехимической и химической, металлургической и горнодобывающей промышленности, станкостроение.

День Cент-Винсента де Поля на Мадагаскаре

День памяти святого Винсента де Поля (Fête de Saint-Vincent de Paul / Feast of Saint Vincent de Paul) — покровителя Мадагаскара — отмечают на острове 27 сентября. Святой Винсент де Поль (Сент-Винсент де Поль) был апостолом любви и одним из величайших французских святых. Он родился в 1581 году в крестьянской семье. Был рукоположен священником в возрасте до 20 лет. Пять лет спустя, во время путешествия по морю, его корабль был захвачен мавританскими пиратами, которые перевезли его в Африку и продали в рабство. Он был освобожден в 1607 году. Когда Сент-Винсент вернулся во Францию, он стал приходским священником вблизи Парижа. Позже он основал Орден Сестер милосердия (Filles de la Charité / Daughters of Charity) — это были первые собрания женщин, которые заботились о бедных и больных за пределами монастыря. Сент-Винсент де Поль посвятил всю свою жизнь служению бедным. Он умер 27 сентября 1660 года в Париже и был канонизирован папой Климентом XII в 1737 году. Сент-Винсент де Поль является покровителем благотворительных обществ, больниц и больничных работников, заключенных, добровольцев и Мадагаскара.

Какой праздник 27 сентября

  • Воздвиженье
  • День Cент-Винсента де Поля на Мадагаскаре
  • День машиностроителя на Украине
  • Всемирный день туризма

Что произошло 27 сентября

  • 1480 — правители Испании Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский с санкции папы римского Сикста IV учредили Испанскую инквизицию.
  • 1672 — Королевская Африканская компания (Англия) получила монопольное право на торговлю рабами из Африки.
  • 1821 — Мексика получила независимость от Испании.
  • 1825 — в Англии началось движение по первой общественной железной дороге. Паровоз, сконструированный Джорджем Стефенсоном, провёз поезд с 450 пассажирами из Дарлингтона в Стоктон со скоростью 24 км/ч.
  • 1912 — в Киеве открыт стадион "Спортивное поле" на 3 тысячи человек.
  • 1940 — Германия, Италия и Япония подписали в Берлине Тройственный пакт.
  • 1942 — нацистами уничтожено гетто в Иваново.
  • 1983 — Ричард Столлмэн объявил, что в рамках проекта GNU должна быть создана UNIX-совместимая операционная система.
  • 1996 — при взятии Кабула войсками талибов повешен бывший президент ДРА Мохаммад Наджибулла.
  • 2007 — с космодрома Канаверал с помощью ракеты-носителя Дельта-2 запущена американская АМС Dawn (Рассвет), предназначенная для исследования астероидов Веста и Церера.

Кто из известных людей родился 27 сентября

  • 1627 — Жак Боссюэ (ум. 1704), французский писатель, епископ, идеолог галликанства.
  • 1657 — Софья Алексеевна Романова (ум. 1704), русская царевна, дочь царя Алексея Михайловича, в 1682—1689 гг. регент при младших братьях Петре и Иване.
  • 1867 — Владимир Май-Маевский (ум. 1920), военачальник Русской армии и Белого движения.
  • 1885 — Ефим Щаденко (ум. 1951), советский военный деятель, генерал-полковник, один из создателей 1-й Конной армии.
  • 1896 — Алексей Антонов (ум. 1962), советский военный деятель, начальник Генштаба Вооружённых Сил СССР (1945—1946).
  • 1918 — Мартин Райл (ум. 1984), английский радиоастроном, лауреат Нобелевской премии по физике (1974).
  • 1929 — Барбара Мюррей (ум. 2014), британская актриса.
  • 1935 — Наталия Шаховская (ум. 2017), виолончелистка, педагог, народная артистка СССР.
  • 1954 — Ларри Уолл, американский программист, создатель языка программирования Perl.
  • 1976 — Франческо Тотти, итальянский футболист, чемпион мира (2006).

Православный календарь

  • Воздвижение Креста Господня
  • Преставление святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского

Народный календарь: Воздвиженье

Дата по старому стилю: 14 сентября. Церковный праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня был установлен в память обретения Креста, которое произошло в 4 веке в Иерусалиме. По преданию, его нашла мать императора Константина Великого царица Елена. Она организовала раскопки, в ходе которых была обнаружена пещера Гроба Господня, а неподалеку — три креста. Узнать тот, на котором распяли Христа, помогло чудо: больная женщина, прикоснувшись к нему, получила исцеление. Главные праздничные мероприятия в этот день совершались в церквях. Вернувшись из храма, крестьяне приступали к своим повседневным делам и заботам. Однако название праздника нашло отражение в народных поговорках. Воздвижение на Руси называли также Вдвиженьем или Сдвиженьем — словами, обозначавшими какое-то движение, изменение состояния. "Пришло Сдвижение — кафтан с шубой сдвинулся", — говорили в народе, подмечая, что зима "придвигается", а лето и осень "отодвигаются". Праздник был постным. Считалось, "кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится". Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. "На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца; "Смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло", — говорили люди. За три дня до праздника кочаны было принято убирать с огорода, а далее в течение недели, а то и двух крестьянки занимались заготовкой капусты на зиму. Обычно это делали сообща — на капустных вечерках, которые сопровождались шутками и байками. Продолжались в это время и девичьи вечерки. Существовало поверье, что если девушка, собираясь в этот день на посиделки, семь раз прочтет особый заговор, то ее полюбит приглянувшийся ей парень. А вот важных дел на Воздвиженье начинать было нельзя, иначе все могло пойти прахом. Запрещалось также ходить в лес, где в это время медведь себе берлогу устраивает, а леший осматривает свое царство. Готовились к зиме и змеи, которые прятались под трухлявые пни и лежали там без движения. Говорили, что если змея на Воздвиженье кого-нибудь ужалит, то не сможет уползти и спрятаться от мороза. В это время уже случались заморозки, но они еще не были страшны. "Воздвиженские зазимки не беда, что-то скажет Покров-батюшка", — подмечали в народе. 

Кто празднует именины 27 сентября

Иван

0