Милана Агузарова

Любовь, которая душит: интервью с актрисой фильма "Разжимая кулаки" Миланой Агузаровой

318
(обновлено 17:37 28.07.2021)
Фильм "Разжимая кулаки" выиграл главный приз программы "Особый взгляд" на Каннском кинофестивале. Исполнительница главной роли рассказала в интервью Sputnik, как проходили съемки и чем ей запомнился фестиваль в Каннах

Фильм "Разжимая кулаки" Киры Коваленко, снятый в Северной Осетии с осетинскими актерами, выиграл главный приз программы "Особый взгляд" на Каннском кинофестивале. 

Роль главной героини Ады исполнила выпускница актерского отделения факультета искусств СОГУ Милана Агузарова. Ее отца сыграл Алик Караев — народный артист РСО-Алания, актер Северо-Осетинского государственного конного театра "Нарты". В остальных ролях снялись непрофессиональные актеры: Сослан Хугаев, Хетаг Бибилов, Арсен Хетагуров и Милана Пагиева.

Как проходили съемки фильма, как относится Милана Агузарова к своей героине и что больше всего ее поразило на Каннском фестивале, читайте в интервью корреспондента Sputnik Анны Кабисовой.

Милана Агузарова
© Sputnik / Анна Кабисова
Милана Агузарова

– Милана, почему ты решила стать актрисой? 

– Все как-то само собой получилось. Представляя свое будущее, я думала и о медицине, и о военном деле, и еще много о чем. Но в какой-то период своей жизни начала активно смотреть кино, и меня оно зацепило. Затем мне стало интересно наблюдать за людьми: за их эмоциями, как они реагируют на разные ситуации. И потом я поняла, что мне хочется попробовать "нацепить" на себя, как бы грубо это ни звучало – какую-то другую шкуру.

– Это желание перевоплотиться в кого-то еще, возможно, возникло оттого, что тебе было скучно?

– Может быть. Я из небольшого села, где ничего не происходит. Изо дня в день – школа, дом, подруги. Уже в школе ставили спектакли. Помню, что в старших классах играла Бабу-Ягу. Мне понравилось, ее было интересно играть. Вообще, злодеев интересно играть – это дает свободу, ты можешь творить все, что тебе хочется.

Милана Агузарова
© Sputnik / Анна Кабисова
Милана Агузарова

– А ты не пыталась ее оправдать, показать с неожиданной стороны?

– Адвокат своей роли? Да я тогда еще не думала об этом.

– Как родители отнеслись к твоему желанию стать актрисой?

– Родители особо не препятствовали, но были разговоры о том, что я должна быть готовой к тому, что эта профессия не приносит деньги. Отец немножко с иронией к этому относился, говорил: "Ну что это за профессия? Человек на сцене скачет перед зрителями". И только недавно, после постановок в театре и съемок фильма, начал к этому присматриваться. А мама поддерживала меня с самого начала, но тоже переживала, что будет дальше.

Милана Агузарова
© Sputnik / Анна Кабисова
Милана Агузарова

– А родители кто по профессии?

– Мама – бухгалтер, папа – дальнобойщик. Старшие братья лет с пятнадцати с отцом путешествуют, и тоже стали дальнобойщиками.

– Как проходило твое поступление на актерский? (актерское отделение факультета искусств СОГУ – ред.).

– Я поступала сразу после школы, прошла первый тур, но на второй не пришла – забрала свои документы, так как там произошла неприятная история. В итоге я поступила на факультет осетинской филологии и год проучилась там. А когда сдала сессию, то сказала родителям, что хочу попробовать еще раз поступить на актерское отделение.

Милана Агузарова
Из личного архива Миланы Агузаровой
Милана Агузарова

– Что для тебя было самым сложным при поступлении?

– И при поступлении, и потом весь первый курс я не понимала, как делать этюды. Например, актерское молчание. Тебе нужно копаться в себе, искать и показывать свои эмоции – вот это было сложно, хотя это должно быть легко.

– Это свойство твоего характера? Ты не хочешь делиться своим внутренним миром?

– Возможно. Ну а дальше мне было уже проще, когда в этюдах к образам надо было играть не себя, а других.

Милана Агузарова
© Sputnik / Анна Кабисова
Милана Агузарова

– А какие предметы тебе больше всего нравились?

– Я обожала сценическое движение. У меня небольшие проблемы со здоровьем и в школе был отвод от физкультуры. И если бы мой физрук увидел, что происходило на факультете (улыбается – ред.)... А на третьем и четвертом курсе добавилось еще и фехтование, его я тоже очень полюбила.

– А на филфаке тебе нравилось учиться?

– Нет. Скучно. До сих пор не понимаю, как можно по полтора часа на каждом занятии четыре года подряд писать конспекты.

– А читать любишь?

– Да. Люблю фантастику Рэя Брэдбери, пьесы Бертольда Брехта. Сейчас читаю параллельно Гайто Газданова "Вечер у Клэр" и Терри Пратчетта "Мор, ученик Смерти". Ну, и наших осетинских писателей и драматургов люблю: рассказы Арсена Коцоева, особенно "Пятнадцать лет", и, конечно, Коста Хетагурова. Кстати, "Фатима" по Коста – первый спектакль в Осетинском театре, который я посмотрела. Это была постановка Тамерлана Сабанова, моего будущего мастера. Думаю, что впечатления от спектакля вернули меня к мысли поступать на актерский еще раз. 

– Твои любимые актеры и режиссеры?

– Я очень люблю Гая Ричи. На него меня подсадили мои братья. Я смотрела его "Рок-н-ролльщика" очень много раз. Из молодых актеров мне нравится британский актер Том Хиддлстон, а из актрис – Джессика Честейн. Как раз в Каннах продюсер Александр Роднянкий сказал, что обещал отправить наш фильм Джессике Честейн. И тут я поперхнулась… Еще обожаю Тильду Суинтон. С Томом Хиддлстоном они вместе снялись в фильме Джимми Джармуша "Выживут только любовники". Также очень люблю Аль Пачино, влюбилась в него после фильма "Лицо со шрамом", Том Хэнкс очень нравится, Клинт Иствуд. Из актрис еще Мерил Стрип, ну и, конечно, Мэрилин Монро.

Милана Агузарова
© Sputnik / Анна Кабисова
Милана Агузарова

– Давай перейдем к моменту, когда твоя судьба повернулась в сторону кино.

– Кастинга, как такового, не было. Карина Бесолти (театральный режиссер – ред.) помогала Кире Коваленко. Она пришла к нам на факультет и снимала короткие видеовизитки. Потом мне позвонили и сообщили, что со мной хочет встретиться режиссер. Я помчалась на встречу, рейс у Киры задерживался, и у меня было время, чтобы попытаться себе ее представить. Я ждала ее и думала, а какая она – Кира Коваленко? Пыталась соотнести имя с образом.

– Как ты ее себе представляла?

– Мне казалось, что это будет огромная женщина, такая бабища-танк. И тут заходит с огромным чемоданом маленькая, худенькая девушка с копной рыжих волос. Вот это был шок! (улыбается – ред.).

Фильм Разжимая кулаки
Режиссер Кира Коваленко на съемках фильма "Разжимая кулаки"

Изначально я пробовалась на роль подруги главной героини, а на другой день уже были пробы сцен с Адой. В итоге, меня утвердили на главную роль.

– Как проходили пробы?

– На первой пробе я жутко стеснялась и не понимала, что происходит: напротив сидит Кира, на меня направлена маленькая камера. И вот я пытаюсь, а у меня не получается. Кира настаивает и предлагает попробовать еще раз, но по-другому. В конце концов, это было так долго, что я стала думать: "Это когда-нибудь закончится? Я хочу домой". От стеснения, я в какой-то момент закрылась и потом, когда вышла с проб, поняла, что происходил какой-то бред, и я упустила свою возможность. Потом Кира позвонила и сказала, что хочет еще раз встретиться. На второй встрече мы уже делали пробы со сценами, где есть Ада.

Фильм Разжимая кулаки
Фильм "Разжимая кулаки"

– Ты говорила, что на пробах стеснялась. А что было для тебя самым сложным на самих съемках?

– Съемки проходили с марта по апрель в горах в поселке Мизур, было холодно… Костюмеры пытались утеплять меня под игровой одеждой, но все равно холод чувствовался, особенно на открытой местности, где отовсюду дуло. А так… Учитывая то, что перед съемками мы все подробно отрепетировали, то все мое стеснение и скованность ушли. Фильм оставил во мне огромный след, даже просто в плане того, что я стала более раскрепощенной в работе.

– Ты и твоя героиня похожи? Или она твоя противоположность?

– Ада намного сдержанней, чем я. Она все видит, на все реагирует, но только внутри себя, потому что прячет эмоции. А у меня, несмотря на то, что я тоже скрытная, характер взрывной. И в этом мы с Адой расходимся. Она очень бойкая и всеми силами пытается добиться своего, а у меня если что-то идет не так, я сперва "поистерю", а потом буду искать выход. Ада же сразу без истерик начинает искать выход. У нее моментальная реакция.

Фильм Разжимая кулаки
Фильм "Разжимая кулаки"

– У тебя у самой были мысли, что надо отсюда выбираться?

– Да и сейчас есть. Хочется уехать, чтобы развиваться профессионально.

– У тебя есть видение, чем бы ты хотела заниматься – театром, или кино, или и тем и другим одновременно?

– В какой-то момент я очень сильно запуталась, это было после съемок. Я тогда думала, что теперь хочу сниматься только в кино, что это мое. Но и театр меня не отпускает. Когда ты уже прочувствовал энергию зрительного зала, то хочешь выходить и выходить к зрителям. Так что я хочу реализовываться и в кино, и в театре.

– В чем для тебя отличие театра от кино?

– Если говорить о репетиционном процессе в театре, то с каждой репетицией ты наполняешься энергией, и к премьере выдаешь нужные эмоции. В театре у тебя больше времени: после репетиции ты идешь домой, осмысляешь все, а потом просто приходишь и делаешь. В кино же этого нет: ты должен моментально переключиться. Раньше меня немного раздражала преувеличенная сложность актерской работы в кино: ну кино, пару дублей сделать – что там сложного? Но на самом деле все оказалось не так, как я себе представляла. У тебя ограниченное время, и ты должен успеть охватить нужную эмоцию, реакцию и вместить ее в себя. И вот Кира стоит передо мной, все объясняет, уходит, я пытаюсь все это осмыслить, и тут уже кричат: "Мотор!" А я в панике кричу: "Подождите, я не успела".

Милана Агузарова
© Sputnik / Анна Кабисова
Милана Агузарова

Театралов учат работать шире: шире эмоции, шире все, потому что сцена огромная, зрительный зал тоже, и нужно работать так, чтобы тебя было видно. А в кино все это, наоборот, прячется – все, что у тебя внутри, твое состояние должно быть прочитано в глазах или в одном маленьком жесте, по которому должно быть понятно, что ты испытываешь. И это было, конечно, немного странно для меня. Но я получила огромнейший опыт. В театре нас хвалят за то, что мы можем выдать эмоции, заплакать на сцене перед зрителями. А тут подходит Кира и говорит: "Держи это состояние, но не плачь. Запихивай внутрь и не показывай".

– Как ты думаешь, почему Кира выбрала тебя?

– Я не знаю. Об этом лучше у Киры спрашивать. А сама я у нее этим не интересовалась.

– Может, в процессе съемок ты поняла, что героиня на тебя чем-то похожа?

– На самом деле, я думала о другом во время съемок. Некоторые сцены снимались со множеством дублей. И вот у меня не получается, я уже опускаю руки, энергии уже не хватает. И вот идет Кира, я думаю, что сейчас она скажет: "Я ошиблась в тебе", и тогда я разобьюсь… Но Кира просто пыталась вытаскивать нужное ей состояние. Она любит делать много дублей.

– Может это такой способ – измотать актера, чтобы ввести его в нужное состояние?

– Бывало такое, что уже на втором дубле все нормально, а она хочет еще лучше и просит работать еще и еще, а когда понимает, что все идет на спад, то останавливается.

Фильм Разжимая кулаки
Фильм "Разжимая кулаки"

– Расскажи про своих коллег – непрофессиональных актеров. Ты им помогала? Как вообще все это сочеталось?

– Честно говоря, мне казалось, что не я им, а они мне помогают. Арсен Хетагуров, который играл моего ухажера, – непрофессиональный актер. Нам нужно было взаимодействовать, и я думала, а как он с этим справится? Но он очень ответственно подошел к работе, мне с ним было очень комфортно. Да и со всеми остальными тоже. И, конечно же, я внимательно наблюдала за тем, как работает Алик Караев (отец Ады – ред.) – он же профессионал.

– Вы почувствовали к концу съемок, что вы одна семья?

– У меня до сих пор Алик записан в телефоне как папа (смеется – ред.).

– Когда ты впервые посмотрела фильм? На премьере в Каннах или раньше?

– В Каннах. А так видела только отрывки, когда ездила в Москву на переозвучание некоторых эпизодов. Но целиком фильм увидела только в Каннах. Боже, как это ужасно, смотреть на себя со стороны. А еще, вместе с тобой фильм смотрит огромное количество людей. Мне хотелось провалиться сквозь землю или предложить им дружно встать и уйти. Но в какой-то момент я напрочь забыла, что играю в фильме, и начала смотреть просто как зритель. И тут к горлу начал подступать комок, и я не знаю, каким образом, но мое состояние почувствовала Кира и взяла меня за руку.

Милана Агузарова и Кира Коваленко
Из личного архива Миланы Агузаровой
Милана Агузарова и Кира Коваленко

– Давай поговорим о Каннах, ты успела осознать все происходящее волшебство?

– Восторг, конечно. Фильм приняли на таком масштабном фестивале, и вот я здесь, за тысячи километров от дома, смотрю свой фильм… И когда включили свет, раздались аплодисменты, а на экране пошли титры, я встала, и мне казалось все это нереальным, что это очень красивый сон.

– Расскажи, как вы добирались? Из-за пандемии во Францию было нереально попасть.

– Вообще, на фестиваль должны были поехать я и Сослан Хугаев (старший брат Ады – ред.), но из-за пандемии продюсер смог получить приглашение только на одного человека.

Милана Агузарова
Из личного архива Миланы Агузаровой
Милана Агузарова

– Твои первые впечатления? Вот ты вышла из самолета…

– В самолете я летела с сопровождающим. Я сидела, уткнувшись в телефон, и тут он мне говорит: "Милана, у тебя тут море за иллюминатором". А я море тогда в первый раз увидела: "Ах ты, боже мой, какая масштабность, и мы летим над ним". С этого момента я уже не могла от него оторваться. Мы прилетели, встретились с Кирой, и она спрашивает: "А ты правда никогда раньше не видела море?" Я ответила, что да, и тогда она предложила пойти на пляж. Так произошла моя первая встреча с морем.

Милана Агузарова
Из личного архива Миланы Агузаровой
Милана Агузарова

– А как произошла встреча с кинозвездами?

– Это странно, но я мало кого видела. Как-то мы гуляли по Каннам, потом я открыла Instagram, а там фото Тильды Суинтон с Биллом Мюрреем на красной дорожке… И я подумала, вот они совсем рядом, а я тут мороженое ем.

После премьеры фильма у нас был фотоколл. Нас одели в наряды от Gucci, и вот я вся в розовом, как зефир, пошла фотографироваться. Потом мы сидели в ресторанчике, где я видела итальянского актера Риккардо Скамарчо и люксембургскую актрису Вики Крипс, но меня поразило не это. За соседним столиком сидел один именитый режиссер, и первое, на что я обратила внимание, так это на его обувь – она была настолько простой, потертой и изношенной, со значком супермена, что я подумала: "Какой ты хороший, а я тут стою вся в Gucci". Мне было так некомфортно. Я так хотела все это снять и надеть свои рваные джинсы, но мне не разрешили.

– Вот оно бремя славы – когда уже не принадлежишь самой себе.

– Этот розовый костюм мне подарили, а я думаю, и куда я буду его надевать? (смеется – ред.)

Милана Агузарова
Из личного архива Миланы Агузаровой
Милана Агузарова

– Почему вы так рано уехали, не дождавшись результатов от жюри?

– Не знаю, если честно. Киру просили остаться до 16-го числа, но она такой человек, который не любит этого всего.

– А просто посмотреть кино, пообщаться с коллегами?

– Мы не успевали, если честно. Успели только город посмотреть и дать интервью.

– Какой вопрос задавали чаще всего?

– Я помню только самый дурацкий вопрос. В фильме много физического контакта между героями, так как они не могут выразить свои чувства иначе, по сути, они даже не разговаривают друг с другом, диалогов между ними очень мало. И вот эту недоговоренность они пытаются заменить прикосновениями. И почему-то журналистам показалось это странным.

Александр Роднянский, Милана Агузарова и Кира Коваленко
Из личного архива Миланы Агузаровой
Александр Роднянский, Милана Агузарова и Кира Коваленко

– Когда вышел трейлер фильма, местные блогеры затеяли в социальных сетях обсуждение. Все по классике: "Пастернака не читал, но осуждаю". Как ты сама считаешь, современная Осетия патриархальная? Возможно ли такое, что отец никуда не отпускает дочь и прячет ее паспорт?

– Все-таки, эта история не совсем о патриархате, а о любви. Да, она душит, крепко держит в объятиях, но все равно остается любовью. Ада не просто так хочет вырваться из дома, ей хочется стать целой, как она говорит. И если станет целой, то обретет свободу.

А что касается патриархата, то мне кажется, что он уходит потихоньку, но где-то еще остается, и это чувствуется.

– Ты сама когда-нибудь чувствовала подобное давление?

– Нет. Я вольна была делать все, что хочу. Но сама старалась очертить для себя грань свободы.

Милана Агузарова и Кира Коваленко
Из личного архива Миланы Агузаровой
Милана Агузарова и Кира Коваленко

– У тебя есть какие-то опасения и переживания по поводу того, что когда фильм выйдет в прокат, в Осетии последует неоднозначная реакция? Возможно, что и здесь зрители, как те журналисты в Каннах, увидят что-то свое. Готова ли ты к осуждению?

– Если бы я не была готова, я бы этого не делала. А так… Сколько людей, столько мнений. Люди видят то, что есть в них самих, и то, о чем они сами думают. Мне такое прочтение фильма никогда бы в голову не пришло. Мне кажется, что все дело в том, что в представлении многих: Кавказ – это суровые мужчины и покорные женщины, и в общении между ними не существует никакой тактильности. Но мы не в 19-м веке живем. Разве в современной семье родственники не обнимают друг друга, не проявляют нежность и ласку?

– Как тебя встретили дома после фестиваля?

– Особо ничего не изменилось. В аэропорту встретили мама и папа. Папа сказал, что надо сделать три пирога и позвать родных. Родителям пишут наши друзья и родственники, поздравляют.

Мне тоже пишут в "директ" незнакомые люди, что видели фильм и он им очень понравился. А я не знаю, как на это реагировать.

Действие фильма "Разжимая кулаки" происходит в шахтерском городке Мизуре, зажатом между отвесными скалами. Сюда, после трагедии, привозит детей строгий и гиперопекающий Заур. Старший сын Аким уезжает на заработки в Ростов, младший сын Дакко разбирается, чем хочет заниматься в жизни, а дочь Ада, уже взрослая девушка, планирует сбежать из семьи, чтобы начать самостоятельную жизнь. Однако разомкнуть крепкие отцовские объятия оказывается не так просто.

Кира Коваленко — выпускница режиссерской мастерской Александра Сокурова в Нальчике, где также учились Кантемир Балагов ("Теснота", "Дылда"), Владимир Битоков ("Глубокие реки") и Александр Золотухин ("Мальчик русский"). Ее дебютный фильм "Софичка", экранизация одноименной повести Фазиля Искандера, был показан на международном кинофестивале в Таллине.

318
Заурбек Цугаев

пропагандирую современное искусство". Интервью художника из Чечни Заурбека Цугаева

62
(обновлено 15:55 22.09.2021)
Художник, которого в творческом плане многое связывает с Северной Осетией, рассказал Sputnik о своем художественном методе, отношении к традициям и современному искусству, а также о мечте снимать авторское кино

XIV международный фестиваль современного искусства "Аланика" стартует во Владикавказе 25 сентября. Темой нового симпозиума, который в этом году стал логичным продолжением виртуального пандемийного формата, стала интеграция современного искусства в традиционную культурную среду.

Вниманию международного состава художников были предложены двенадцать объектов исторического, культурного и природного наследия Осетии: Столовая гора, река Терек, башни Осетии, Суннитская мечеть, Военно-Грузинская дорога, Музей истории Владикавказа, Музей театрального искусства республики, Пешеходный мост (бывший Трамвайный), уже снесенный Восточный павильон (ресторан Нар, Иртекс, несостоявшееся здание центра современного искусства в Центральном парке), Лютеранская кирха (Филармония, ныне филиал Мариинского театра), бывшее здание табачной фабрики Вахтангова (ныне выставочный зал Национального музея республики), Кинотеатр братьев Пате – "Комсомолец".

Художник из Чечни Заурбек Цугаев для осмысления и художественного высказывания выбрал Столовую гору. Его проект называется "Гора покорила художника". Это статичное цветное трехминутное видео: весь общий план заполняет Столовая гора, через минуту в центре кадра появляется художник, который медленно направляется прямо к подножию горы, ложится на спину, и в таком положение находится до самого конца видео. Все это время звучит закадровый голос, который описывает все мыслительные процессы, которые пришлось пройти художнику в процессе обдумывания своего высказывания. Идея видео рождается в момент, когда художник прекращает “восхождение” и покоряется горе.

Корреспондент Sputnik Анна Кабисова поговорила с художником о его творческом методе, отношении к традициям и современному искусству, а также о мечте снимать авторское кино.

– В 2019 году ты также принимал участие в XII симпозиуме "Аланика", тема которого была сформулирована как "Оглянись в будущее" с масштабным световым перформансом в горах. Давай поговорим об этой работе.

– После того, как я интуитивно сделал первые работы с руками (речь идет о видеоработах "Руки – айфон", "Руки – доллар", "Руки – Коран", ставшие частью триптиха – ред.), которые по счастливой случайности попали на Триеннале (Первая Триеннале российского современного искусства в музее "Гараж" – ред.). Меня это очень вдохновило, и я попытался повторить ("Руки – сейчас", "Руки – Личное"), но было видно, в этих видео уже что-то изменилось, они стали более нарративными. Благодаря смелости кураторки Дианы Мачулиной, эти работы также были представлены на коллективной выставке "Трагедия в углу".

  • Цикл видеоработ Руки
    Цикл видеоработ "Руки"
    Из личного архива Заурбека Цугаева
  • Цикл видеоработ Руки
    Цикл видеоработ "Руки"
    Из личного архива Заурбека Цугаева
  • Цикл видеоработ Руки
    Цикл видеоработ "Руки"
    Из личного архива Заурбека Цугаева
  • Цикл видеоработ Руки
    Цикл видеоработ "Руки"
    Из личного архива Заурбека Цугаева
1 / 4
Из личного архива Заурбека Цугаева
Цикл видеоработ "Руки"

Параллельно с этими работами, чтобы не зависеть от одной темы, я стал думать о том, что хотел бы сделать еще. После долгих размышлений, я пришел к тому, что меня привлекают большие города-мегаполисы, вроде Москвы. Масштаб такого города позволяет тебе лучше почувствовать самого себя, дает возможность трезво оценить себя относительно большого города, и мне это нравится. Я живу в Грозном и большую часть времени провожу дома, но периодически мы ездим в горы и пытаемся добраться до новых мест, куда еще не проложили асфальт. В результате этих прогулок и возникла идея работы, которую я представил на "Аланике" в 2019 году ("Инородное свечение" – световой перформанс в селении Цмити, Куртатинское ущелье, РСО-Алания – ред.).

В первом варианте идеи была версия с диско-шаром – я хотел создать объект – огромный диско-шар и проецировать свет на башни вместе с диско-шаром. Я долго размышлял и пришел к выводу, что то, что делается для выставочного пространства, не подойдет для открытого природного ландшафта. Также стало ясно, что для этого произведения нужен звук, и я нашел музыкальную композицию, которая по своей лирике и тексту была похожа на то, что я хочу сделать (PULSAR OLYMP "CHECHEN GIRL"). Я имею в виду объединение противоположных, противоречащих друг другу вещей, которые при этом в жизни имеют место быть. Но в процентном соотношении это очень маленькое большинство и к таким вещам люди относятся с любопытством, но сопряженным с опаской и негативом.

– А в какой момент для тебя все сошлось – большой город и прогулки в горах?

– Ты правильно заметила, что идея родилась, когда все сошлось. Я только сейчас понял, почему история "Инородного свечения" началась таким образом. Вот если Москву и горное село объединить, то получится квинтэссенция этого состояния, которого я добивался в своей работе. Но проблема в том, что, когда ты называешь конкретные города, возникает опасность в том, что зритель начнет искать подтекст и проводить параллели. Но в моей работе никакого подтекста именно с социальной проблематикой нет. Когда куратор "Аланики" (Виталий Пацюков – ред.) озвучил тему симпозиума, то меня озарило. Я понял, что не нужен диско-шар. Нужен только свет.

Инородное свечение
Из личного архива Заурбека Цугаева
"Инородное свечение"

– Когда ты впервые направил луч света на башни, что ты ощутил?

– Уже когда мне показали на фотографиях это место, и потом, когда мы впервые подъезжали к этим двум башням (оборонительные башни Габисовых над Цмити – ред.), то я уже понимал, что ничего больше не буду искать.

А насчет того, что я почувствовал, когда луч света озарил башни… Одно из условий, которое я ставлю сам себе при создании работ, это импровизация. Не все должно быть продумано. Я не вмешивался в то, как включат лазер, какого он будет цвета. Я условно понимал, что из себя представляет лазерный эффект, вспышка и иллюминация, но в подобном действии никогда ранее не наблюдал. И для меня это тоже открытие, для меня это важно – не знать все до конца. И даже когда на открытии перформанса не получилось сделать все, как мне хотелось, так как получилась рассинхронизация по времени, я был не сильно огорчен.

Я задумывал, что действо начнется во время заката, когда еще виден окружающий пейзаж, но при этом сумеречный свет не мешает и не смешивается с проекцией. По моим расчетам, зрители должны были начать смотреть на закате, а потом еще застать и ночь – то есть за короткий промежуток времени они могли бы увидеть этот эффект – и днем, и ночью. Это было очень важно. И потом по техническим причинам в какой-то момент прервалась музыка. Но, несмотря на все эти неровности, когда все гости ушли, и я остался наедине с работой, то получил новое удовлетворение. Даже несмотря на то, что это был минимальный процент того, что там могло бы быть. В любом случае, я понял, что такая практика мне не близка: когда я привожу большое количество людей туда, где мне нравится. Надо понять, как делать живые инсталляции, чтобы они не разрушали эффект индивидуального обозрения.

Кадры с видео Инородное свечение
© Sputnik / Анна Кабисова
"Инородное свечение" на выставке "Оглянись в будущее", 2019 год

– То есть, большое количество людей мешает должному восприятию работы?

– Да, возникает дополнительный шум, светят фонари, звучат разговоры… Внутренне меня это никак не обижало, не затрагивало мое самолюбие и не мешало, но я понял, что любоваться "Инородным свечением" наедине с собой и с большим количеством людей – совершенно разные вещи.

– Вся эта рассинхронизация – шум, свет, все то, что не получилось, возможно, реакция места? Башни "сопротивлялись"?

Я думал об этом. Я осторожно отношусь к мистификациям, но, с точки зрения религии, я пытаюсь (насколько хватает моих знаний) соблюдать дисциплину, чтобы не переходить границы. И когда это произошло, я подумал, что, возможно, проблема в том, что я еще не слишком владею этим медиа. С видео окей – я понимаю, как оно работает, какие последствия несет, какой эффект создает – и это мне подконтрольно. А здесь ты работаешь не с видео и не в выставочном пространстве. Мне это не подконтрольно, и многое может искажаться. И в итоге ты показываешь людям не совсем то, что хотел показать. Это не просто образ, сон или видение, которое ты показываешь людям на видео, а реальное действие, и это происходит вживую. И влияние этого живого может быть совершенно иным для восприятия.

Кадры видео Инородное свечение
© Sputnik / Анна Кабисова
Кадры видео "Инородное свечение"

– Куратор и искусствовед Виталий Пацюков высоко оценил "Инородное свечение" и называет эту работу смелой и радикальной. И в твоем высказывании для него важно, что ты не отрицаешь традицию, а, наоборот, пытаешься этим лучом гармонично соединить прошлое и настоящее.

– Если говорить совсем в лоб, то я не пропагандирую наследие, но и не говорю о том, что все это полезно. Радикальной эту работу можно назвать не только благодаря визуальному содержанию, но и за счет текста песни, в ней есть такие слова как:

CHORUS:

Ooo Chechen girl

Dance with me tonight

Ooo Chechen girl

Make love and stop the fight

Chechen girl and Russian soldier

Run together into the distance join hands

Chechen girl and Russian soldier

Shots were fired and shouting "Stop!" yet

С самого начала я беспокоился из-за вероятного недопонимания и осуждения со стороны своих земляков, именно поэтому на выставке работа был представлена без напечатанного текста песни. Если будет возможность показать эту работу вновь, я, конечно, опубликую и текст. Теперь я не боюсь, так как, во-первых, абсолютному большинству наплевать на глубинные смыслы моих работ, и, во-вторых, сейчас мне будет чем ответить.

– Я знаю, что, прежде чем сделать в Цмити световой перформанс, ты попросил разрешения у представителей фамилии Габисовых. Как они отреагировали на твою работу?

– Если бы я делал этот перформанс у себя дома, в горах Чечни, то я бы обязательно спросил разрешения. Учитывая эту мою позицию, организаторы симпозиума показали предварительную версию видео с перформансом представителям фамилии, и потом рассказали, что они были в восторге. Меня это так обрадовало, что уже одного этого было бы достаточно, чтобы эта работа осуществилась.

– Как ты считаешь, современное искусство способно заново открывать и переосмыслять традицию?

– Конечно, тот, кто имеет потребность в том, чтобы сохранять традицию, увидев такую работу, сможет оценить, а какую роль он играет в этом лично. Должен ли он противостоять тому, что видит, или это поможет ему иначе посмотреть на то, что есть сейчас.

Заурбек Цугаев
Из личного архива Заурбека Цугаева
Заурбек Цугаев

– Современный художник, еще со времен Малевича, отрицает прошлое. Почему лично для тебя важен современный язык?

– Я думал о том, какую роль в этом играю, почему пропагандирую современное искусство. К счастью, в этом мире еще можно отделить зло от добра, поэтому, чем больше людей в современном искусстве будет делиться своим виденьем, тем лучше. Именно поэтому я ощущаю некую ответственность в том, что судьба привела меня в современное искусство. Мне выпал счастливый случай, я стал интересен в этой сфере, и пока мне это нравится и я могу что-то сказать, то я обязан это делать. Чем больше будет художников, которые точно так же чувствуют эту ответственность, тем лучше.

Например, носители классической традиционной культуры и консервативных религиозных взглядов могут отталкивать современное искусство, думая, что оно наносит вред, дает искаженную информацию и это не так ценно, как привычное искусство. Но когда у тебя такая позиция, то ты на это никак не влияешь. И это просто происходит. Получается, что ты пассивен в том, что тебе не нравится, и оно только возрастает. Но если тебе что-то не нравится, то ты можешь на этой же территории, используя такие же инструменты, сказать о том, что кажется важным лично тебе. Таким образом, ты можешь рассчитывать на баланс, или даже на небольшой дисбаланс в свою сторону созидания.

– В твоем творческом портфолио, помимо видеоарта, фотопроектов и инсталляций, есть короткометражный художественный фильм "Кузнечик". Расскажи об этом. В чем были трудности?

– Трудности были в отборе главных героев. Зачатки киноиндустрии в Чечне только-только появляются. Нет специалистов. Если будешь искать специалиста по свету, то все посоветуют только одного человека, потому что он единственный на всю республику. Будешь искать оператора – то же самое, чаще всего, это один человек, и он, как правило, очень занят. Именно поэтому, я решил снимать свой фильм не только как режиссер, но и как оператор, сам. Но это очень отвлекает. К тому же, как и в любом малобюджетном кино, ты делаешь не одну работу, а несколько, а с моей рассеянностью – это катастрофа. А если говорить в общем, то любые сложности были огромным удовольствием и большим опытом. И если бы я сейчас делал фильм уже с этим опытом, то сделал бы и намного быстрее и дешевле.

Кадр из фильма Кузнечик
Из личного архива Заурбека Цугаева
Кадр из фильма "Кузнечик"

– На презентации "Кузнечика" ты говорил о том, что захотел снять фильм, когда прочел рассказ чеченского писателя Адама Салаханова "Зов Могилы".

– Начну издалека. Я не являюсь специалистом в области кино, и не знаток картин классиков, могу смотреть и развлекательное, и серьезное кино, но в основе всего для меня ощущения, с которыми ты его смотришь, и с которыми ты остаешься после. У меня есть несколько любимых фильмов, которые я пересматриваю вновь и вновь, чтобы испытать эти ощущения.

Кадр из фильма Кузнечик
Из личного архива Заурбека Цугаева
Кадр из фильма "Кузнечик"

– Что это за фильмы?

– Если начинать с самого раннего в моей копилке, то это итальянский фильм "Монстр" Роберто Бениньи – это очень смешно. Или "Резня" Романа Полански – для меня самый высший пилотаж с точки зрения режиссуры, это когда ты можешь снимать кино в закрытом помещении, держа внимание и эмоции зрителей только на одних диалогах. Также очень люблю крутой фильм "Маленькая мисс счастье" Валери Фэрис и Джонатана Дэйтона. Но я провожу очень тонкую грань между добрыми фильмами, которые, как например "Отель "Гранд Будапешт" Уэса Андерсона – визуально безупречный, и как комедия, просто отличная, но мне не хватает жизненной глубины и серьезности, которые есть в той же "Маленькая мисс счастье".

Мне нравятся такие фильмы: наивные, добрые, светлые, но и глубокие. Люблю еще "Короли лета" – дебют Джордана Вот-Робертса. И еще "Ласточки прилетели" Аслана Галазова. Он просто офигенный. Это первое такое кино на Кавказе, в котором поднимались социальные проблемы, зависимость. Это популярная тема и есть много фильмов об этом, но все они были сняты где-то в Америке или Европе. А тут ты смотришь кино, снятое вот здесь, у тебя на улице, и про то, с чем ты сам можешь столкнуться.

К сожалению, такого фильма в чеченском кинематографе нет. Я бы с большой радостью смотрел авторские фильмы местных режиссеров. У нас есть несколько энтузиастов, с одним из них мы дружим и помогаем друг другу – это Малик Темирбулатов, который снял два короткометражных фильма, и снимает романтический восточный сериал. Это очень круто, несмотря на то, что я не фанат такого жанра. Мне бы очень хотелось, чтобы появилось авторское чеченское кино. Вот есть грузинское кино – тебе даже не нужно говорить название фильма, чтобы понять это, будет интересно и своеобразно – именно этого мне хочется и именно это я увидел в рассказе Адама… И поэтому решил снять свой фильм.

Заурбек Цугаев родился в 1984 году в Грозном. В 2007 году окончил Чеченский государственный педагогический институт по специальности "дошкольная педагогика и психология". Участник различных групповых выставок: "1994–2014. Поколение XX" (Центр современного искусства, Грозный, 2014), "Один на один" (Центр современного искусства, Грозный, 2014), V Форум молодых художников Северного Кавказа "ART Кавказ NEXT" (Владикавказ, 2016), "Иные" (Центр современного искусства, Грозный, 2017) и др. Живет и работает в Грозном.

62

Асафов: сегрегация жителей Донбасса, зачем Луганску дали право решать судьбу России

53
Политолог поделился прогнозом, как новый состав Государственной думы России будет влиять на внешнюю политику страны

Какие первые шаги предпримет Госдума нового созыва по отношению к Украине? Следовало ли предоставлять жителям ЛДНР право голосовать на выборах в Госдуму? К каким последствиям это приведет? Можно ли было сфальсифицировать электронное голосование?

На эти и ряд других вопросов специально для "Sputnik на русском" ответил политолог Александр Асафов.

53
День 24 сентября

Какой сегодня праздник в России и мире 24 сентября

412
(обновлено 08:44 23.09.2021)
Сегодня пятница, 24 сентября, 267-й день 2021 года. В году осталось 98 дней. Какие знаменательные события и даты отмечаются в мире — читайте в материале Sputnik.

День Государственного герба и Государственного флага Республики Крым 

Начиная с 2016 года, 24 сентября отмечается в Крыму День Государственного герба и Государственного флага Республики.

Новый праздник встал в один ряд с такими официальными датами, как День Республики Крым, День воссоединения Крыма с Россией и День Конституции Республики.

Положения Конституции Российской Федерации, а также Конституции Республики Крым определяют герб, флаг и гимн как государственные символы. Глава республики своими указами определил порядок использования этих государственных символов для данного субъекта РФ.

Государственный флаг Крыма представляет собой прямоугольное полотнище из трех горизонтальных разновеликих полос: верхней синего, средней – белого и нижней – красного цветов. Отношение средней полосы к общей площади составляет 2:3. Верхней и нижней, соответственно – по 1/6 площади. Символика цветов трактуется следующим образом: красный цвет – трагические страницы истории полуострова, синий – надежда на светлое будущее, а основной белый фон – чистая страница, на которой пишется современная история. Отношение ширины флага к его длине составляет 1:2.

© Sputnik / Макс Ветров
День Государственного флага Республики Крым

Государственный герб Республики Крым представляет собой червленый варяжский щит, на котором изображен серебряный грифон, обращенный влево. В правой лапе грифона лежит серебряная раковина с голубой жемчужиной. Щит увенчан лучами восходящего солнца. По сторонам щита изображены две белые античные колонны, соединенные лентой красно-бело-синего цвета (аналогично цвету флага), с надписью на белом фоне "Процветание в единстве".

Трактовка символов герба Республики Крым такова: красное поле щита – драматическая, нелегкая судьба полуострова, форма щита – напоминание о древнем торговом пути "Из варяг в греки", грифон – символ Крыма с давних времен, (а также располагавшихся здесь греческих городов-колоний), издревле считавшийся мифическим существом, несущим охранные функции. О связи с античной историей говорят и колонны по сторонам щита. Жемчужина указывает на уникальность Крыма, а восходящее солнце символизирует возрождение, расцвет и надежду на процветание.

Герб Республики Крым на стенде полуострова на Российском инвестиционном форуме (РИФ-2018) в Сочи.
© Sputnik / Владимир Сергеев
Герб Республики Крым на стенде полуострова на Российском инвестиционном форуме (РИФ-2018) в Сочи.

Традиционно 24 сентября отмечается в Республике массовыми праздничными мероприятиями. В этот день на вершине горы Ай-Петри торжественно поднимается флаг Республики, в городах региона проходят молодежные флешмобы, показательные спортивные выступления, просветительские и культурные программы, праздничные концерты с участием творческих коллективов. 

День памяти преподобного Силуана Афонского

Преподобный Силуан Афонский, известный в миру под именем Симеон, родился в 1866 году в благочестивой семье крестьянина Иоанна Антонова, которая проживала в селе Шовской волости Лебединского уезда Тамбовской губернии. Пройдя путь начальных иноческих испытаний, в 1896 году Симеон был пострижен в мантию с именем Силуан, а в 1911 году — в схиму с оставлением прежнего имени. Своих учеников преподобный не имел и в послушании у какого-либо определенного старца не находился. Сам он, подобно большинству монахов, воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции, проводя, как того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в непрестанной Иисусовой молитве, на длительных богослужениях в храме, в постах и бдениях, частой исповеди и причащении Святых Христовых Тайн, чтении духовных книг и труде. С первого и до последнего дня преподобный явил собой образ совершенного послушания. Прожив 46 лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустырь, считая, что это лишь вспомогательные средства, а не цель христианской жизни. В то же время он был далек и от мирских интересов. Постоянно находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь к спасению. Вся жизнь его была сердечной молитвой "до великих слез", исключительно высоким подвигом любви к Господу, а в 1938 году старец схимонах Силуан мирно скончался. Своей подвижнической жизнью он явил пример кротости, смирения и любви к ближним. Спустя 50 лет, в 1998 году Священный Синод Константинопольской Православной церкви причислил блаженного старца к лику святых. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Силуана Афонского было внесено в месяцеслов Русской Православной церкви на 11 сентября (по старому стилю).

Какой праздник 24 сентября

  • День памяти преподобного Силуана Афонского
  • Федорины вечерки
  • День Государственного герба и Государственного флага Республики Крым
  • Всемирный день караванщика

Что произошло 24 сентября

1664 — губернатор Новых Нидерландов Питер Стейвесант подписал капитуляцию и передал город Новый Амстердам англичанам.

1706 — Северная война: Карл XII и Август Сильный подписывают Альтранштедтский мир, по которому последний отрекается от польской короны в пользу Станислава Лещинского.

1724 — основана Парижская фондовая биржа.

1830 — Бельгийская революция: создано Временное правительство Бельгии.

1869 — на американском рынке произошла паника из-за массовой скупки золотых слитков двумя бизнесменами ("черная пятница").

1948 — основание компании "Хонда Мотор".

© AFP 2018 / Toshifumi Kitamura
Автомобиль Honda

1953 — в Голливуде состоялась премьера первого панорамного фильма.

1998 — в Лионе (Франция) впервые проведена операция по трансплантации руки человеку.

Кто из известных людей родился 24 сентября

1501 — Джироламо Кардано (ум. 1576), итальянский математик, механик, врач, философ.

1878 — Шарль Фердинанд Рамю, швейцарский писатель.

1902 — Рухолла Мусави Хомейни, иранский политик, великий аятолла, лидер исламской революции 1979 г.

1905 — Северо Очоа, испанский и американский биохимик, лауреат Нобелевской премии (1959).

1930 — Джон Янг, американский астронавт, побывавший на Луне.

1945 — Лариса Рубальская, советская и российская поэтесса, автор текстов песен.

1957 — Брэд Берд, американский кинорежиссер, сценарист, мультипликатор, обладатель двух "Оскаров".

Православный календарь

  • Перенесение мощей преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев
  • Преподобной Феодоры Александрийской Младшей
  • Преподобного Силуана Афонского

Народный календарь: Федорины вечерки

На Руси на Федору (Феодору) отмечали третью встречу осени. "Всякое лето кончается, осень начинается", — говорили в народе. В это время вовсю шли дожди, начиналась слякоть. Поэтому про святую шутили: "Федора — замочи хвост". Вспоминали еще один Федорин день — зимний: "Две Федоры в году. Осенняя Федора подол подтыкает, а зимняя Федора платком рыло закрывает". Крестьяне подводили итог осенним трудам: убирали последний лук с грядок, уносили в омшаник ульи с пчелами. "Преподобная Федора — всякому делу аминь", — говорили люди. В этот день также ходили в поле смотреть, как растут озимые. Если из-под земли уже были видны сильные и густые всходы - это обещало хороший урожай на следующий год. Девушки и женщины рубили капусту и квасили ее на зиму.

На Федору был обычай собирать всей деревней дары для священника ближайшей церкви. Матушке миряне помогали делать запасы на зиму, убираться в доме и на дворе. Этот обычай назывался "осенщина". С Федоры начинались капустные вечерки. В течение двух недель девушки и женщины рубили капусту, квасили ее на зиму, травили байки, шутили и смеялись. Такие сборища назывались также капустниками — это слово дожило и до наших дней. На стол в такие вечера подавали блюда из капусты — голубцы, пироги, щи. Мужики же варили пиво. Самым вкусным считалось корчажное, которое выдерживали в больших глиняных корчагах. Об этом напитке говорили так: "Пиво не пьяно — то грешно. Пиво пьяно — грешней того. А пива не станет — тошней всего". 

Кто празднует именины 24 сентября

Виктор, Герман, Дмитрий, Евдокия, Ия, Карп, Лев, Николай, Петр, Роман, Сергей, Федора

412
Темы:
Этот день в истории