Алан Тадтаев

За все решения надо голосовать: Тадтаев о ситуации в парламенте и новом бойкоте оппозиции

373
(обновлено 17:17 26.07.2021)
Парламент Южной Осетии в минувшую пятницу планировал уйти на летние каникулы. Перед этим депутаты должны были утвердить нового председателя центральной избирательной комиссии и представить свою квоту в ЦИК. Однако сессия была сорвана – на нее не явилась часть депутатов

Спикер парламента Алан Тадтаев рассказал в интервью Sputnik, с чем были не согласны его коллеги, как дальше будет развиваться ситуация, и прокомментировал предложение о роспуске седьмого созыва парламента.

Диана Козаева, Sputnik

– В минувшую пятницу было сорвано заседание сессии парламента, на которой депутаты должны были утвердить главу ЦИК и сформировать новый состав комиссии. Что стало причиной очередного конфликта или недопонимания с оппозиционной частью депутатов, и каковы будут дальнейшие шаги?

– Причиной стало то, что некоторые депутаты, в буквальном смысле, неправильно понимают законы. Группа депутатов считала, что квота от парламента в количестве семи человек должна была пройти в ЦИК уже по представлению фракций или депутатского объединения. Мы не имеем права без голосования утверждать свою квоту в ЦИК. За каждого человека должны проголосовать отдельно. Все депутаты должны высказать свое мнение. После такого демарша, в соцсетях появились обращения ряда депутатов, где они обвиняют фракцию "Единой Осетии" в том, чего не было. Была договоренность, и она касалась того, что каждая фракция и депутатское объединение представляют своего кандидата в комитет, затем это обсуждается на заседании президиума и выносится на сессию. Любое решение, которое принимается в парламенте, должно пройти через эти процедуры.

В том числе решение о том, голосовать за членов ЦИК по списку или каждого в отдельности, должно было быть принято на сессии. Этого не было. Поэтому доводы, что якобы "Единая Осетия" не хочет голосовать за того или иного кандидата в состав ЦИК, безосновательны, потому что мы даже не дошли до голосования и до сих пор не понятно, почему был такой демарш.

Вместе с тем, я еще раз хочу подчеркнуть, что все наши решения принимаются путем голосования.

К примеру, даже членов Общественной палаты мы назначаем, голосуя отдельно по каждой кандидатуре. Так кто нам дал право лишать того или иного депутата выразить свое отношение к каждому кандидату в члены ЦИК. Поэтому мне не понятны действия ряда депутатов, которые ссылаются на какие-то договоренности.

Я не мог давать никаких обещаний депутатскому корпусу в плане того, что мы проголосуем за того или иного кандидата. Это сугубо личное мнение и личная позиция каждого депутата, и он их должен высказать на сессии парламента путем голосования.

– Как вы собираетесь прийти к консенсусу?

– Я думаю, что эти депутаты осознают свою ошибку, незаконность своих действий, вернутся в правовое русло и соберутся на сессию. На ней мы вынесем вопрос о том, как именно голосовать за членов ЦИК – поименно или одним списком. Это право депутатского корпуса.

– Когда планируется вновь вынести эти вопросы на сессию, учитывая, что срок формирования ЦИК ограничен – это должно быть сделано до 15 августа?

– На сегодняшний день дата проведения заседания парламента пока не назначена. Идут консультации. Я думаю, что депутатский корпус должен прийти к единому знаменателю и выйти из данной ситуации. Она не благоприятствует той обстановке, которая есть в республике.

Нам надо формировать ЦИК, принимать поправки в бюджет, касающиеся строительства резервной ЛЭП. Только на предыдущее заседание выносилось девять вопросов, они важны. Мы не имеем права игнорировать свою работу, дискредитировать республику, так что, я думаю, такое понимание придет, и мы вернемся в законное русло и сделаем все так, как положено по закону.

– Эта ситуация выявила еще один пробел в нашем законодательстве – ни в одном из законов, ни в регламенте парламента не прописана конкретная процедура голосования за членов Центризбиркома.

– Я с вами полностью согласен. Мы знаем, что регламент парламента не доработан, он находится в стадии разработки. Мы помним кризис 2020 года, когда бойкотировались заседания парламента. Тогда было дано поручение профильному комитету подготовить регламент в новой редакции, который должен соответствовать всем нормам и не нарушать ни одно законодательство. Там все это будет прописано.

Хочу заметить, что часть оппозиционных депутатов голосовала на президиуме против представленной президентом кандидатуры на пост главы ЦИК. Это их право, никто их в этом не упрекнул. Они голосовали против, значит, посчитали нужным. А почему мы должны ущемлять права других депутатов и не давать им возможность выразить свое мнение?

– В социальных сетях, в том числе и сотрудники парламента, комментировали ситуацию так, что в случае, если новый состав ЦИК не будет утвержден, то выборы президента весной будущего года не состоятся, и глава государства продолжит исполнять свои обязанности еще год. Такой посыл как-то обоснован с правовой точки зрения?

– Я бы посоветовал пользователям социальных сетей больше читать законы, которые действуют у нас в республике. Даже если ЦИК не будет сформирован, у него 16 августа прекращаются полномочия, так и у президента в апреле будущего года истекает срок полномочий. Это все четко отражено в законодательстве. Время, отведенное на президентство, заканчивается по истечении пятилетнего срока. После этого временное исполнение обязанностей президента переходит к главе правительства. Он может руководить страной в течение трех месяцев. Если в течение этого срока ЦИК вновь не будет сформирован, и не будут назначены выборы президента, его обязанности будет исполнять председатель парламента. Чего бы я очень не хотел.

– После срыва заседания сессии вице-спикер парламента Владимир Келехсаев предложил самороспуск парламента. Как вы это можете прокомментировать?

– Это предложение поступило на несостоявшейся сессии, где я его полностью поддержал. Поддержал чисто по-человечески. Там же я объяснил свою позицию. Народ, который нас избрал в парламент, сделал это с надеждой и уверенностью, что мы что-то будем делать для улучшения жизни наших граждан. Но мы видим, что парламент больше времени уделяет созданию таких кризисных ситуаций и ставит колеса любому начинанию руководства.

Да, мы принимаем важные законы. Но мы уже второй раз наблюдаем игнорирование своих обязанностей. И я предложил не создавать трудности населению в виде бойкотирования заседаний, а сесть и работать. Если мы не в состоянии удовлетворять потребности и надежды наших избирателей, то, я думаю, было бы логично всему депутатскому корпусу сдать свои мандаты и уйти. Придут люди, которые хотят и будут работать. Это мое убеждение.

Но по закону этого нельзя сделать, есть четкая процедура. Я бы все-таки хотел, чтобы мы пришли к какому-то соглашению и направили работу парламента в правовое русло. Ни одного депутата нельзя упрекнуть в том, что у кого-то меньше патриотизма, или кто-то меньше заботится о народе. Но вместе с тем, мы должны реагировать на необдуманные действия некоторых депутатов, которые иной раз противозаконны. Они должны понимать свою ответственность перед избирателями.  

– Как скоро удастся вернуться к нормальной работе парламента?

– Мы будем консультироваться с нашими оппонентами, с теми фракциями и депутатским объединением, которые бойкотируют работу парламента. Думаю, мы придем к общему мнению. Они тоже понимают, что работа парламента важна для республики, особенно, в это время.

373
Заурбек Цугаев

пропагандирую современное искусство". Интервью художника из Чечни Заурбека Цугаева

62
(обновлено 15:55 22.09.2021)
Художник, которого в творческом плане многое связывает с Северной Осетией, рассказал Sputnik о своем художественном методе, отношении к традициям и современному искусству, а также о мечте снимать авторское кино

XIV международный фестиваль современного искусства "Аланика" стартует во Владикавказе 25 сентября. Темой нового симпозиума, который в этом году стал логичным продолжением виртуального пандемийного формата, стала интеграция современного искусства в традиционную культурную среду.

Вниманию международного состава художников были предложены двенадцать объектов исторического, культурного и природного наследия Осетии: Столовая гора, река Терек, башни Осетии, Суннитская мечеть, Военно-Грузинская дорога, Музей истории Владикавказа, Музей театрального искусства республики, Пешеходный мост (бывший Трамвайный), уже снесенный Восточный павильон (ресторан Нар, Иртекс, несостоявшееся здание центра современного искусства в Центральном парке), Лютеранская кирха (Филармония, ныне филиал Мариинского театра), бывшее здание табачной фабрики Вахтангова (ныне выставочный зал Национального музея республики), Кинотеатр братьев Пате – "Комсомолец".

Художник из Чечни Заурбек Цугаев для осмысления и художественного высказывания выбрал Столовую гору. Его проект называется "Гора покорила художника". Это статичное цветное трехминутное видео: весь общий план заполняет Столовая гора, через минуту в центре кадра появляется художник, который медленно направляется прямо к подножию горы, ложится на спину, и в таком положение находится до самого конца видео. Все это время звучит закадровый голос, который описывает все мыслительные процессы, которые пришлось пройти художнику в процессе обдумывания своего высказывания. Идея видео рождается в момент, когда художник прекращает “восхождение” и покоряется горе.

Корреспондент Sputnik Анна Кабисова поговорила с художником о его творческом методе, отношении к традициям и современному искусству, а также о мечте снимать авторское кино.

– В 2019 году ты также принимал участие в XII симпозиуме "Аланика", тема которого была сформулирована как "Оглянись в будущее" с масштабным световым перформансом в горах. Давай поговорим об этой работе.

– После того, как я интуитивно сделал первые работы с руками (речь идет о видеоработах "Руки – айфон", "Руки – доллар", "Руки – Коран", ставшие частью триптиха – ред.), которые по счастливой случайности попали на Триеннале (Первая Триеннале российского современного искусства в музее "Гараж" – ред.). Меня это очень вдохновило, и я попытался повторить ("Руки – сейчас", "Руки – Личное"), но было видно, в этих видео уже что-то изменилось, они стали более нарративными. Благодаря смелости кураторки Дианы Мачулиной, эти работы также были представлены на коллективной выставке "Трагедия в углу".

  • Цикл видеоработ Руки
    Цикл видеоработ "Руки"
    Из личного архива Заурбека Цугаева
  • Цикл видеоработ Руки
    Цикл видеоработ "Руки"
    Из личного архива Заурбека Цугаева
  • Цикл видеоработ Руки
    Цикл видеоработ "Руки"
    Из личного архива Заурбека Цугаева
  • Цикл видеоработ Руки
    Цикл видеоработ "Руки"
    Из личного архива Заурбека Цугаева
1 / 4
Из личного архива Заурбека Цугаева
Цикл видеоработ "Руки"

Параллельно с этими работами, чтобы не зависеть от одной темы, я стал думать о том, что хотел бы сделать еще. После долгих размышлений, я пришел к тому, что меня привлекают большие города-мегаполисы, вроде Москвы. Масштаб такого города позволяет тебе лучше почувствовать самого себя, дает возможность трезво оценить себя относительно большого города, и мне это нравится. Я живу в Грозном и большую часть времени провожу дома, но периодически мы ездим в горы и пытаемся добраться до новых мест, куда еще не проложили асфальт. В результате этих прогулок и возникла идея работы, которую я представил на "Аланике" в 2019 году ("Инородное свечение" – световой перформанс в селении Цмити, Куртатинское ущелье, РСО-Алания – ред.).

В первом варианте идеи была версия с диско-шаром – я хотел создать объект – огромный диско-шар и проецировать свет на башни вместе с диско-шаром. Я долго размышлял и пришел к выводу, что то, что делается для выставочного пространства, не подойдет для открытого природного ландшафта. Также стало ясно, что для этого произведения нужен звук, и я нашел музыкальную композицию, которая по своей лирике и тексту была похожа на то, что я хочу сделать (PULSAR OLYMP "CHECHEN GIRL"). Я имею в виду объединение противоположных, противоречащих друг другу вещей, которые при этом в жизни имеют место быть. Но в процентном соотношении это очень маленькое большинство и к таким вещам люди относятся с любопытством, но сопряженным с опаской и негативом.

– А в какой момент для тебя все сошлось – большой город и прогулки в горах?

– Ты правильно заметила, что идея родилась, когда все сошлось. Я только сейчас понял, почему история "Инородного свечения" началась таким образом. Вот если Москву и горное село объединить, то получится квинтэссенция этого состояния, которого я добивался в своей работе. Но проблема в том, что, когда ты называешь конкретные города, возникает опасность в том, что зритель начнет искать подтекст и проводить параллели. Но в моей работе никакого подтекста именно с социальной проблематикой нет. Когда куратор "Аланики" (Виталий Пацюков – ред.) озвучил тему симпозиума, то меня озарило. Я понял, что не нужен диско-шар. Нужен только свет.

Инородное свечение
Из личного архива Заурбека Цугаева
"Инородное свечение"

– Когда ты впервые направил луч света на башни, что ты ощутил?

– Уже когда мне показали на фотографиях это место, и потом, когда мы впервые подъезжали к этим двум башням (оборонительные башни Габисовых над Цмити – ред.), то я уже понимал, что ничего больше не буду искать.

А насчет того, что я почувствовал, когда луч света озарил башни… Одно из условий, которое я ставлю сам себе при создании работ, это импровизация. Не все должно быть продумано. Я не вмешивался в то, как включат лазер, какого он будет цвета. Я условно понимал, что из себя представляет лазерный эффект, вспышка и иллюминация, но в подобном действии никогда ранее не наблюдал. И для меня это тоже открытие, для меня это важно – не знать все до конца. И даже когда на открытии перформанса не получилось сделать все, как мне хотелось, так как получилась рассинхронизация по времени, я был не сильно огорчен.

Я задумывал, что действо начнется во время заката, когда еще виден окружающий пейзаж, но при этом сумеречный свет не мешает и не смешивается с проекцией. По моим расчетам, зрители должны были начать смотреть на закате, а потом еще застать и ночь – то есть за короткий промежуток времени они могли бы увидеть этот эффект – и днем, и ночью. Это было очень важно. И потом по техническим причинам в какой-то момент прервалась музыка. Но, несмотря на все эти неровности, когда все гости ушли, и я остался наедине с работой, то получил новое удовлетворение. Даже несмотря на то, что это был минимальный процент того, что там могло бы быть. В любом случае, я понял, что такая практика мне не близка: когда я привожу большое количество людей туда, где мне нравится. Надо понять, как делать живые инсталляции, чтобы они не разрушали эффект индивидуального обозрения.

Кадры с видео Инородное свечение
© Sputnik / Анна Кабисова
"Инородное свечение" на выставке "Оглянись в будущее", 2019 год

– То есть, большое количество людей мешает должному восприятию работы?

– Да, возникает дополнительный шум, светят фонари, звучат разговоры… Внутренне меня это никак не обижало, не затрагивало мое самолюбие и не мешало, но я понял, что любоваться "Инородным свечением" наедине с собой и с большим количеством людей – совершенно разные вещи.

– Вся эта рассинхронизация – шум, свет, все то, что не получилось, возможно, реакция места? Башни "сопротивлялись"?

Я думал об этом. Я осторожно отношусь к мистификациям, но, с точки зрения религии, я пытаюсь (насколько хватает моих знаний) соблюдать дисциплину, чтобы не переходить границы. И когда это произошло, я подумал, что, возможно, проблема в том, что я еще не слишком владею этим медиа. С видео окей – я понимаю, как оно работает, какие последствия несет, какой эффект создает – и это мне подконтрольно. А здесь ты работаешь не с видео и не в выставочном пространстве. Мне это не подконтрольно, и многое может искажаться. И в итоге ты показываешь людям не совсем то, что хотел показать. Это не просто образ, сон или видение, которое ты показываешь людям на видео, а реальное действие, и это происходит вживую. И влияние этого живого может быть совершенно иным для восприятия.

Кадры видео Инородное свечение
© Sputnik / Анна Кабисова
Кадры видео "Инородное свечение"

– Куратор и искусствовед Виталий Пацюков высоко оценил "Инородное свечение" и называет эту работу смелой и радикальной. И в твоем высказывании для него важно, что ты не отрицаешь традицию, а, наоборот, пытаешься этим лучом гармонично соединить прошлое и настоящее.

– Если говорить совсем в лоб, то я не пропагандирую наследие, но и не говорю о том, что все это полезно. Радикальной эту работу можно назвать не только благодаря визуальному содержанию, но и за счет текста песни, в ней есть такие слова как:

CHORUS:

Ooo Chechen girl

Dance with me tonight

Ooo Chechen girl

Make love and stop the fight

Chechen girl and Russian soldier

Run together into the distance join hands

Chechen girl and Russian soldier

Shots were fired and shouting "Stop!" yet

С самого начала я беспокоился из-за вероятного недопонимания и осуждения со стороны своих земляков, именно поэтому на выставке работа был представлена без напечатанного текста песни. Если будет возможность показать эту работу вновь, я, конечно, опубликую и текст. Теперь я не боюсь, так как, во-первых, абсолютному большинству наплевать на глубинные смыслы моих работ, и, во-вторых, сейчас мне будет чем ответить.

– Я знаю, что, прежде чем сделать в Цмити световой перформанс, ты попросил разрешения у представителей фамилии Габисовых. Как они отреагировали на твою работу?

– Если бы я делал этот перформанс у себя дома, в горах Чечни, то я бы обязательно спросил разрешения. Учитывая эту мою позицию, организаторы симпозиума показали предварительную версию видео с перформансом представителям фамилии, и потом рассказали, что они были в восторге. Меня это так обрадовало, что уже одного этого было бы достаточно, чтобы эта работа осуществилась.

– Как ты считаешь, современное искусство способно заново открывать и переосмыслять традицию?

– Конечно, тот, кто имеет потребность в том, чтобы сохранять традицию, увидев такую работу, сможет оценить, а какую роль он играет в этом лично. Должен ли он противостоять тому, что видит, или это поможет ему иначе посмотреть на то, что есть сейчас.

Заурбек Цугаев
Из личного архива Заурбека Цугаева
Заурбек Цугаев

– Современный художник, еще со времен Малевича, отрицает прошлое. Почему лично для тебя важен современный язык?

– Я думал о том, какую роль в этом играю, почему пропагандирую современное искусство. К счастью, в этом мире еще можно отделить зло от добра, поэтому, чем больше людей в современном искусстве будет делиться своим виденьем, тем лучше. Именно поэтому я ощущаю некую ответственность в том, что судьба привела меня в современное искусство. Мне выпал счастливый случай, я стал интересен в этой сфере, и пока мне это нравится и я могу что-то сказать, то я обязан это делать. Чем больше будет художников, которые точно так же чувствуют эту ответственность, тем лучше.

Например, носители классической традиционной культуры и консервативных религиозных взглядов могут отталкивать современное искусство, думая, что оно наносит вред, дает искаженную информацию и это не так ценно, как привычное искусство. Но когда у тебя такая позиция, то ты на это никак не влияешь. И это просто происходит. Получается, что ты пассивен в том, что тебе не нравится, и оно только возрастает. Но если тебе что-то не нравится, то ты можешь на этой же территории, используя такие же инструменты, сказать о том, что кажется важным лично тебе. Таким образом, ты можешь рассчитывать на баланс, или даже на небольшой дисбаланс в свою сторону созидания.

– В твоем творческом портфолио, помимо видеоарта, фотопроектов и инсталляций, есть короткометражный художественный фильм "Кузнечик". Расскажи об этом. В чем были трудности?

– Трудности были в отборе главных героев. Зачатки киноиндустрии в Чечне только-только появляются. Нет специалистов. Если будешь искать специалиста по свету, то все посоветуют только одного человека, потому что он единственный на всю республику. Будешь искать оператора – то же самое, чаще всего, это один человек, и он, как правило, очень занят. Именно поэтому, я решил снимать свой фильм не только как режиссер, но и как оператор, сам. Но это очень отвлекает. К тому же, как и в любом малобюджетном кино, ты делаешь не одну работу, а несколько, а с моей рассеянностью – это катастрофа. А если говорить в общем, то любые сложности были огромным удовольствием и большим опытом. И если бы я сейчас делал фильм уже с этим опытом, то сделал бы и намного быстрее и дешевле.

Кадр из фильма Кузнечик
Из личного архива Заурбека Цугаева
Кадр из фильма "Кузнечик"

– На презентации "Кузнечика" ты говорил о том, что захотел снять фильм, когда прочел рассказ чеченского писателя Адама Салаханова "Зов Могилы".

– Начну издалека. Я не являюсь специалистом в области кино, и не знаток картин классиков, могу смотреть и развлекательное, и серьезное кино, но в основе всего для меня ощущения, с которыми ты его смотришь, и с которыми ты остаешься после. У меня есть несколько любимых фильмов, которые я пересматриваю вновь и вновь, чтобы испытать эти ощущения.

Кадр из фильма Кузнечик
Из личного архива Заурбека Цугаева
Кадр из фильма "Кузнечик"

– Что это за фильмы?

– Если начинать с самого раннего в моей копилке, то это итальянский фильм "Монстр" Роберто Бениньи – это очень смешно. Или "Резня" Романа Полански – для меня самый высший пилотаж с точки зрения режиссуры, это когда ты можешь снимать кино в закрытом помещении, держа внимание и эмоции зрителей только на одних диалогах. Также очень люблю крутой фильм "Маленькая мисс счастье" Валери Фэрис и Джонатана Дэйтона. Но я провожу очень тонкую грань между добрыми фильмами, которые, как например "Отель "Гранд Будапешт" Уэса Андерсона – визуально безупречный, и как комедия, просто отличная, но мне не хватает жизненной глубины и серьезности, которые есть в той же "Маленькая мисс счастье".

Мне нравятся такие фильмы: наивные, добрые, светлые, но и глубокие. Люблю еще "Короли лета" – дебют Джордана Вот-Робертса. И еще "Ласточки прилетели" Аслана Галазова. Он просто офигенный. Это первое такое кино на Кавказе, в котором поднимались социальные проблемы, зависимость. Это популярная тема и есть много фильмов об этом, но все они были сняты где-то в Америке или Европе. А тут ты смотришь кино, снятое вот здесь, у тебя на улице, и про то, с чем ты сам можешь столкнуться.

К сожалению, такого фильма в чеченском кинематографе нет. Я бы с большой радостью смотрел авторские фильмы местных режиссеров. У нас есть несколько энтузиастов, с одним из них мы дружим и помогаем друг другу – это Малик Темирбулатов, который снял два короткометражных фильма, и снимает романтический восточный сериал. Это очень круто, несмотря на то, что я не фанат такого жанра. Мне бы очень хотелось, чтобы появилось авторское чеченское кино. Вот есть грузинское кино – тебе даже не нужно говорить название фильма, чтобы понять это, будет интересно и своеобразно – именно этого мне хочется и именно это я увидел в рассказе Адама… И поэтому решил снять свой фильм.

Заурбек Цугаев родился в 1984 году в Грозном. В 2007 году окончил Чеченский государственный педагогический институт по специальности "дошкольная педагогика и психология". Участник различных групповых выставок: "1994–2014. Поколение XX" (Центр современного искусства, Грозный, 2014), "Один на один" (Центр современного искусства, Грозный, 2014), V Форум молодых художников Северного Кавказа "ART Кавказ NEXT" (Владикавказ, 2016), "Иные" (Центр современного искусства, Грозный, 2017) и др. Живет и работает в Грозном.

62

Асафов: сегрегация жителей Донбасса, зачем Луганску дали право решать судьбу России

52
Политолог поделился прогнозом, как новый состав Государственной думы России будет влиять на внешнюю политику страны

Какие первые шаги предпримет Госдума нового созыва по отношению к Украине? Следовало ли предоставлять жителям ЛДНР право голосовать на выборах в Госдуму? К каким последствиям это приведет? Можно ли было сфальсифицировать электронное голосование?

На эти и ряд других вопросов специально для "Sputnik на русском" ответил политолог Александр Асафов.

52
День 24 сентября

Какой сегодня праздник в России и мире 24 сентября

406
(обновлено 08:44 23.09.2021)
Сегодня пятница, 24 сентября, 267-й день 2021 года. В году осталось 98 дней. Какие знаменательные события и даты отмечаются в мире — читайте в материале Sputnik.

День Государственного герба и Государственного флага Республики Крым 

Начиная с 2016 года, 24 сентября отмечается в Крыму День Государственного герба и Государственного флага Республики.

Новый праздник встал в один ряд с такими официальными датами, как День Республики Крым, День воссоединения Крыма с Россией и День Конституции Республики.

Положения Конституции Российской Федерации, а также Конституции Республики Крым определяют герб, флаг и гимн как государственные символы. Глава республики своими указами определил порядок использования этих государственных символов для данного субъекта РФ.

Государственный флаг Крыма представляет собой прямоугольное полотнище из трех горизонтальных разновеликих полос: верхней синего, средней – белого и нижней – красного цветов. Отношение средней полосы к общей площади составляет 2:3. Верхней и нижней, соответственно – по 1/6 площади. Символика цветов трактуется следующим образом: красный цвет – трагические страницы истории полуострова, синий – надежда на светлое будущее, а основной белый фон – чистая страница, на которой пишется современная история. Отношение ширины флага к его длине составляет 1:2.

© Sputnik / Макс Ветров
День Государственного флага Республики Крым

Государственный герб Республики Крым представляет собой червленый варяжский щит, на котором изображен серебряный грифон, обращенный влево. В правой лапе грифона лежит серебряная раковина с голубой жемчужиной. Щит увенчан лучами восходящего солнца. По сторонам щита изображены две белые античные колонны, соединенные лентой красно-бело-синего цвета (аналогично цвету флага), с надписью на белом фоне "Процветание в единстве".

Трактовка символов герба Республики Крым такова: красное поле щита – драматическая, нелегкая судьба полуострова, форма щита – напоминание о древнем торговом пути "Из варяг в греки", грифон – символ Крыма с давних времен, (а также располагавшихся здесь греческих городов-колоний), издревле считавшийся мифическим существом, несущим охранные функции. О связи с античной историей говорят и колонны по сторонам щита. Жемчужина указывает на уникальность Крыма, а восходящее солнце символизирует возрождение, расцвет и надежду на процветание.

Герб Республики Крым на стенде полуострова на Российском инвестиционном форуме (РИФ-2018) в Сочи.
© Sputnik / Владимир Сергеев
Герб Республики Крым на стенде полуострова на Российском инвестиционном форуме (РИФ-2018) в Сочи.

Традиционно 24 сентября отмечается в Республике массовыми праздничными мероприятиями. В этот день на вершине горы Ай-Петри торжественно поднимается флаг Республики, в городах региона проходят молодежные флешмобы, показательные спортивные выступления, просветительские и культурные программы, праздничные концерты с участием творческих коллективов. 

День памяти преподобного Силуана Афонского

Преподобный Силуан Афонский, известный в миру под именем Симеон, родился в 1866 году в благочестивой семье крестьянина Иоанна Антонова, которая проживала в селе Шовской волости Лебединского уезда Тамбовской губернии. Пройдя путь начальных иноческих испытаний, в 1896 году Симеон был пострижен в мантию с именем Силуан, а в 1911 году — в схиму с оставлением прежнего имени. Своих учеников преподобный не имел и в послушании у какого-либо определенного старца не находился. Сам он, подобно большинству монахов, воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции, проводя, как того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в непрестанной Иисусовой молитве, на длительных богослужениях в храме, в постах и бдениях, частой исповеди и причащении Святых Христовых Тайн, чтении духовных книг и труде. С первого и до последнего дня преподобный явил собой образ совершенного послушания. Прожив 46 лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустырь, считая, что это лишь вспомогательные средства, а не цель христианской жизни. В то же время он был далек и от мирских интересов. Постоянно находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь к спасению. Вся жизнь его была сердечной молитвой "до великих слез", исключительно высоким подвигом любви к Господу, а в 1938 году старец схимонах Силуан мирно скончался. Своей подвижнической жизнью он явил пример кротости, смирения и любви к ближним. Спустя 50 лет, в 1998 году Священный Синод Константинопольской Православной церкви причислил блаженного старца к лику святых. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Силуана Афонского было внесено в месяцеслов Русской Православной церкви на 11 сентября (по старому стилю).

Какой праздник 24 сентября

  • День памяти преподобного Силуана Афонского
  • Федорины вечерки
  • День Государственного герба и Государственного флага Республики Крым
  • Всемирный день караванщика

Что произошло 24 сентября

1664 — губернатор Новых Нидерландов Питер Стейвесант подписал капитуляцию и передал город Новый Амстердам англичанам.

1706 — Северная война: Карл XII и Август Сильный подписывают Альтранштедтский мир, по которому последний отрекается от польской короны в пользу Станислава Лещинского.

1724 — основана Парижская фондовая биржа.

1830 — Бельгийская революция: создано Временное правительство Бельгии.

1869 — на американском рынке произошла паника из-за массовой скупки золотых слитков двумя бизнесменами ("черная пятница").

1948 — основание компании "Хонда Мотор".

© AFP 2018 / Toshifumi Kitamura
Автомобиль Honda

1953 — в Голливуде состоялась премьера первого панорамного фильма.

1998 — в Лионе (Франция) впервые проведена операция по трансплантации руки человеку.

Кто из известных людей родился 24 сентября

1501 — Джироламо Кардано (ум. 1576), итальянский математик, механик, врач, философ.

1878 — Шарль Фердинанд Рамю, швейцарский писатель.

1902 — Рухолла Мусави Хомейни, иранский политик, великий аятолла, лидер исламской революции 1979 г.

1905 — Северо Очоа, испанский и американский биохимик, лауреат Нобелевской премии (1959).

1930 — Джон Янг, американский астронавт, побывавший на Луне.

1945 — Лариса Рубальская, советская и российская поэтесса, автор текстов песен.

1957 — Брэд Берд, американский кинорежиссер, сценарист, мультипликатор, обладатель двух "Оскаров".

Православный календарь

  • Перенесение мощей преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев
  • Преподобной Феодоры Александрийской Младшей
  • Преподобного Силуана Афонского

Народный календарь: Федорины вечерки

На Руси на Федору (Феодору) отмечали третью встречу осени. "Всякое лето кончается, осень начинается", — говорили в народе. В это время вовсю шли дожди, начиналась слякоть. Поэтому про святую шутили: "Федора — замочи хвост". Вспоминали еще один Федорин день — зимний: "Две Федоры в году. Осенняя Федора подол подтыкает, а зимняя Федора платком рыло закрывает". Крестьяне подводили итог осенним трудам: убирали последний лук с грядок, уносили в омшаник ульи с пчелами. "Преподобная Федора — всякому делу аминь", — говорили люди. В этот день также ходили в поле смотреть, как растут озимые. Если из-под земли уже были видны сильные и густые всходы - это обещало хороший урожай на следующий год. Девушки и женщины рубили капусту и квасили ее на зиму.

На Федору был обычай собирать всей деревней дары для священника ближайшей церкви. Матушке миряне помогали делать запасы на зиму, убираться в доме и на дворе. Этот обычай назывался "осенщина". С Федоры начинались капустные вечерки. В течение двух недель девушки и женщины рубили капусту, квасили ее на зиму, травили байки, шутили и смеялись. Такие сборища назывались также капустниками — это слово дожило и до наших дней. На стол в такие вечера подавали блюда из капусты — голубцы, пироги, щи. Мужики же варили пиво. Самым вкусным считалось корчажное, которое выдерживали в больших глиняных корчагах. Об этом напитке говорили так: "Пиво не пьяно — то грешно. Пиво пьяно — грешней того. А пива не станет — тошней всего". 

Кто празднует именины 24 сентября

Виктор, Герман, Дмитрий, Евдокия, Ия, Карп, Лев, Николай, Петр, Роман, Сергей, Федора

406
Темы:
Этот день в истории