Ампулы вакцины Спутник V для вакцинации от COVID-19. Архивное фото

Российский вирусолог: правда на стороне тех, кто вакциниуется

136
(обновлено 11:32 04.07.2021)
Генно-инженерные вакцины до коронавируса боялись применять, а сейчас без них уже не справиться, считает Главный научный сотрудник Института имени Гамалеи Анатолий Альтштейн

Сколько людей нужно привить, чтобы пандемия начала отступать, зачем нужна ревакцинация, и когда удастся победить вирус? На эти вопросы Sputnik ответил главный научный сотрудник Института имени Гамалеи Анатолий Альтштейн.

О массовой вакцинации

Россия – страна, которая одной из первых разработала эффективную вакцину. Но привито в РФ относительно мало населения, сожалеет ученый Анатолий Альтштейн.

"Хотя прививочная кампания благодаря усилиям московских властей пошла гораздо эффективнее (прививать стали и мигрантов – ред.), быстрее, в целом мы отстаем, потому что другие страны провакцинировали уже больше 60% своего населения. Мы же находимся на уровне 12-15%. Правда, это примерно столько людей всего провакцинировано в мире. Масштаб вакцинации в мире огромный, сделано порядка двух с половиной миллиардов прививок", - говорит вирусолог.

Он отмечает, что такой массовой вакцинации никогда в мире не было.

О противостоянии прививочников с антипрививочниками

"Без всякого сомнения, с моей точки зрения, правда на стороне тех, кто настаивает на прививках. Это не значит, что нужно привить 100% населения. Многие ведь вакцинации не подлежат - дети младше 12 лет, тяжелобольные. Но 60-65%, может, даже 70% населения могут быть привиты. И должны быть привиты", - считает Альтштейн.

Профессор-вирусолог говорит, что в ревакцинации также нет ничего особенного – это нужно, чтобы усилить иммунитет. Изначально не было речи о том, что ревакцинацию желательно пройти уже через полгода, поскольку на тот момент вирус не мутировал в столь агрессивную форму, поясняет Анатолий Альтштейн.

Он признает, что индийский штамм COVID-19, получивший название "дельта", "менее чувствительный к вакцинам и, чтобы оказать наибольшее влияние на этот вирус, подавить его распространение, нужно увеличить иммунитет. Для этого и нужна ревакцинация".

О возвращении к нормальной жизни

"В истории человечества таких страшных пандемий было немало – черная оспа, чума, холера, но тогда вакцин у нас не было. И только после 1796 года появилась вакцина против натуральной оспы. Эту вакцину применяли в XIX-XX веках. И в конце концов организовали работу так, что ликвидировали натуральную оспу полностью. Так, что нигде на земле больше нет этого вируса, его невозможно ниоткуда выделить", - рассказывает Анатолий Альтштейн.

Он отмечает, что в 1980 году Всемирная организация здравоохранения даже объявила премию в 50 тысяч долларов тому врачу, который найдет оспу. И сумма осталась невостребованной. 

"Последняя страшная пандемия прокатилась по миру в 1918-1919 годам - это был грипп "испанка". И десятки миллионов людей погибли. Вакцин тогда не было, и возбудитель вируса не был выделен. В течение двух лет бушевала эта пандемия и постепенно сошла на нет. Что касается пандемии COVID-19, я думаю, что в течение одного года-двух она тоже сойдет. Но сейчас есть возможность применять те усилия, которые раньше были недоступны человечеству. Это генно-инженерные вакцины, которые впервые так широко пустили в оборот", - говорит вирусолог.

Над этими вакцинами, поясняет он, работали, начиная с 1980-х годов, "их трудно было продвинуть в практику, потому что вакцинное дело очень консервативное". Вместо одного типа вакцин дать другой тип очень сложно.

"И вот впервые открылись возможности перед генными инженерами, и они смогли сделать очень эффективные вакцины, которые сейчас помогают нам в борьбе с этой эпидемией. Экспериментальные подходы были в 80-90 годах, что-то делалось маленькими масштабами. И впервые мы смогли работать, применять генно-инженерные вакцины, когда началась лихорадка Эбола в Африке. Именно эти вакцины показали большую эффективность", - вспоминает Альтштейн. - И мы гордимся, что наша страна была в числе первых стран, которая использовала эти вакцины для масштабного применения".

Новая напасть?

Из Индии, откуда и пришел новый активный штамм COVID-19, поступают сообщения о распространении другой инфекции – "Черной плесени". Стоит ли опасаться, что заболевание перейдет и на другие страны?

"Черная плесень" - это грибок, который мало патогенен, и очень редко люди заболевают. Но когда люди заражены коронавирусом, заражения случаются чаще. Это грибковое заболевание – оно действительно очень тяжелое, смертельное, оно, присоединившись к коронавирусу, может человека убить", - рассказал ученый.

Но в то же время Анатолий Альтштейн отметил, что для России и близлежащих стран эта болезнь практически не страшна, поскольку очаг ее распространения – Индия и пока за пределы этой страны "черная плесень" не вышла. Кроме того, это не то грибковое заболевание, с которым медицина не может справиться. Российская вакцина "Спутник V" во время противостояния коронавирусу снижает вероятность заболевания "черной плесенью" и фактически может спасти людей от гибели.

136
Темы:
Пандемия коронавируса (2194)
День миротворца в Южной Осетии

Джон Эндрю: "Когда я думаю о Южной Осетии, я думаю о Борисе Чочиеве"

417
(обновлено 22:48 23.07.2021)
Яркого политического деятеля Южной Осетии Бориса Чочиева не стало накануне, на 64-м году жизни. Бывший глава миссии УВКБ ООН Джон Эндрю рассказал Sputnik свои воспоминания о работе с ним

Sputnik, Диана Козаева

Активная политическая деятельность сталкивала Бориса Чочиева с самыми разными людьми. Кто-то становился ему другом и хорошим партнером, со многими из этих людей практически невозможно было найти точки соприкосновения. Тем не менее, его сложно было не уважать за твердые позиции, преданность Осетии и непоколебимую веру в ее будущее.

Одним из тех, кому довелось лично быть знакомым с Чочиевым и вместе работать, был бывший глава миссии УВКБ ООН Джон Эндрю. Он признается, что увидев впервые Бориса Чочиева в 1997 году на одной из встреч с представителями международных организаций и членами Смешанной контрольной комиссии, послушав его речь, ему показалось, что совместная работа с ним принесет ему только проблемы.

"Однако, вопреки моим первоначальным представлениям, Борис стал отличным партнером в работе по оказанию помощи уязвимым слоям населения Южной Осетии. Он также стал мне хорошим и уважаемым другом", - говорит Джон Эндрю.

На вопрос о том, что значил Борис Чочиев для Южной Осетии, он отвечает, что по его личному мнению, Борис Чочиев – это Южная Осетия. Он был как маяк для страны, его преданность которой была почти непревзойденной.

"Он всегда был здесь, во время всех конфликтов, никогда никуда не уезжал. Многие приходили и уходили, но он всегда был, непоколебимый в своей вере, самоотверженности и преданности", - говорит мистер Эндрю.

Он высоко оценил роль Бориса Елиозовича в становлении югоосетинской государственности, еще раз отметив, что Чочиев никогда не покидал республику и был одним из тех, кто стоял у истоков Южной Осетии.

Джон Эндрю долгое время работал с Борисом Чочиевым на различных международных площадках. Он говорит, что Борис Елиозович твердо верил в Южную Осетию.

"Как я отметил выше, если я думаю о Южной Осетии, я думаю о Борисе Чочиеве. Он гордился тем, что он осетин, и твердо защищал права своей родины. Мне всегда нравились его преданность и самоотверженность. За это я не могу не выразить ему свое высочайшее уважение. Уверен, что я никогда на самом деле не понимал истинного значения таких понятий, как "ирондзинад", "лагдзинад". Не понимал до сих пор. Борис действительно был сыном Осетии", - подчеркнул он.

Джон Эндрю добавил, что уход Бориса Чочиева – большая потеря для всей Южной Осетии.

"Он всегда останется в моей памяти хорошим другом", - сказал он.

Бориса Чочиева не стало на 64-м году жизни. Его похороны пройдут в Цхинвале в воскресенье.

417
Съемки детского сериала Веретено

Непростой процесс: режиссер Илья Братчик о съемках детского сериала в Северной Осетии

174
(обновлено 10:07 20.07.2021)
В Северной Осетии проходят съемки детского сериала "Веретено", идея и реализация принадлежат музыканту и звукорежиссеру Илье Братчику. Как проходят съемки и почему Илья занялся детскими проектами – читайте в интервью корреспондента Sputnik Анны Кабисовой

– Илья, я знаю, что вы занимаетесь проектом "Дочки". "Веретено" – это что-то новое?

– Да, это второй наш сериал, который мы начали снимать полтора месяца назад. Для этого проекта мы провели отдельный кастинг, и сейчас дети одновременно снимаются и занимаются актерским мастерством. В "Веретене" принимают участие главные героини сериала "Дочки", но здесь у них второстепенные роли.

Съемки детского сериала Веретено
© Sputnik / Анна Кабисова
Съемки детского сериала "Веретено"

– Все знают о чем сериал "Дочки", а о замысле "Веретена" можете рассказать?

– Это детский приключенческий сериал, в котором задействовано три временных отрезка: 1985 год – советский период, 2050 год – будущее, и наше время. Причем по сюжету, все действие происходит в нашем городе. В результате определенных действий, двое пионеров шестиклассников из 1985 года попадают в наше время. Мне важно показать, каким они видят наш город: их впечатления и эмоции. Это будет своеобразное сравнение того времени и этого: что было хорошо и плохо там, и что хорошо и плохо здесь сейчас. Например, мальчику нравятся огромные магазины, современные машины и дома, а девочке, наоборот, хочется назад в свое время, где есть все прелести советского детства…

Съемки детского сериала Веретено
Из личного архива Ильи Братчика
Съемки детского сериала "Веретено"

А что касается будущего, то из 2050 года сюда попадает девочка-робот-няня, которую можно купить в магазине, чтобы она присматривала за детьми. Она выглядит как человек, но у нее искусственный интеллект и работает по заданной программе. В какой-то момент программа сбивается и робот-няня попадает в наше время, и, в конце концов, хочет стать человеком, но не может. А над всем этим есть хранители времени: внушительный дед с белой бородой и его глуповатая помощница. Дед весь такой консервативный, слушает хэви-металл и не признает гаджеты, а она молодая, суетная, зависимая от гаджетов. В общем, им нужно будет вернуть всех героев в свои времена.

Съемки детского сериала Веретено
Из личного архива Ильи Братчика
Съемки детского сериала "Веретено"

Сериал рассчитан на восемь серий. До конца осени мы планируем выпустить трейлер и первые две серии. 

– "Дочки" практически мюзикл, а в "Веретене" будет музыка?

– "Веретено" – приключенческое веселое кино, в нем не будет столько музыки, как в "Дочках", но все же без музыки мы, конечно, не обойдемся. Здесь присутствуют сюжетные саундтреки, соответствующие настроению. И по формату она немного другая, чем там: в "Дочках" музыка более попсовая, а здесь более сложная по чувствам и переживаниям, и практически вся гитарная.

Съемки детского сериала Веретено
Из личного архива Ильи Братчика
Съемки детского сериала "Веретено"

– Судя по всему, вы не ищете легких путей. Как вы планируете воссоздавать 1985 год и 2050-й?

– Все не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Например, советский период мы покажем всего в двух эпизодах: когда герои появляются и когда возвращаются в 1985 год. В принципе, мы уже нашли подходящие локации: например, на улице 8 марта во Владикавказе сохранились нетронутые современностью дома без пластика. А нам нужен всего лишь небольшой двор, похожий на советский, в который мы нагоним советские авто и одетых, соответственно времени, персонажей. Что касается будущего, то и тут не очень сложно. Мы уже даже нашли у нас в городе две машины "Тесла", которые, к сожалению, выглядят как древние тойоты, и только значок "Тесла" говорит о том, что это суперсовременные авто. Для эпизода из будущего мы нашли частный двор, который будем снимать с прицелом на то, что все необходимое можно будет дорисовать за счет графики.

Съемки детского сериала Веретено
© Sputnik / Анна Кабисова
Съемки детского сериала "Веретено"

– Как вам удается тянуть такой большой проект? Кто вам помогает?

– Да, команда выросла, потому что мы "тащим" два сериала одновременно: первый сезон "Дочек" еще не закончен, а я планирую еще и второй – у меня тезисно уже написан сценарий. 

Съемки детского сериала Веретено
Из личного архива Ильи Братчика
Съемки детского сериала "Веретено"

Нам никто не помогает финансово, если ты это имеешь ввиду. Все снимается за мой счет. А родители детей оплачивают работу педагога по актерскому мастерству. Все остальное пока тяну самостоятельно. У нас достаточно сложное производство, но меня спасает то, что я снимаю сериально, выдерживаю технологию производства. Так что мы никуда не ходим и никого ни о чем не просим, мы маленькие, но гордые птицы. Мы снимаем детское кино, а если это никому не нужно, то просто будем работать и получать удовольствие от того, что делаем. У меня "директ" забит просьбами взять детей в сериал, и люди готовы оплачивать съемки ради того, чтобы дети туда попали. Но мы очень жестко держимся и не сваливаемся в тупую коммерцию, потому что как только начнем работать за родительские деньги, то превратимся в коммерсантов.

Съемки детского сериала Веретено
Из личного архива Ильи Братчика
Съемки детского сериала "Веретено"

Тут сложности в другом: съемки с большим количеством детей очень непростой процесс, и я на площадке часто работаю больше как педагог, чем режиссер. В работе с детьми важна скорость, так как они очень быстро устают, не могут долго и сосредоточенно работать. Отработать смену больше четырех часов, дети не могут. Но сейчас у меня уже появились помощники, которые помогают организовать весь процесс.

Мы пока только на этапе формирования команды, постепенно выстраиваем производственный процесс. Я же не режиссер, а музыкант и продюсер, и меня интересует сам процесс организации съемок, мне важно, чтобы эта машина заработала, и когда она будет работать, как часы, то я позову людей, которые умеют это делать лучше меня. А пока что мне все это очень интересно, ведь я по профессии педагог и вырос в учительской семье, на примере своих родителей-учителей, а также моих собственных учителей знаю, что такое хорошие советские педагоги. В моем сериале учителей зовут именами моих школьных педагогов, и я часто думаю о том, как бы сейчас моя мама радовалась, что я бросил шоу-бизнес и работаю с детьми.

– Все-таки, это огромный труд, тем более, что вы сами все делаете: и сценарий пишете, и музыку, и снимаете, и монтируете. Мне кажется, что на все это должна быть какая-то сильная мотивация.

– Как все началось. Я сидел в студии и никого не трогал. Я пишу песни и музыку, а также занимаюсь сведением звука (очень люблю работать со звуком). Это моя основная работа с 1998 года. И вот в какой-то момент ко мне привели детскую танцевальную группу из пяти человек и попросили написать для них песню. Я поработал с этими детьми и почувствовал, что они меня переманили на свою сторону. Мы стали думать, как реализовать этот музыкальный проект, и решили снимать небольшие тематические видео, связанные с музыкой. Когда я начал писать сюжеты, то понял, что это тянет на Интернет-сериал. На тот момент у меня был фотоаппарат со штативом и опыт работы режиссером на телевидении. Я понимал, что могу правильно снять и смонтировать. Мы начали пробовать, и как-то все завертелось. Сейчас моя студия заставлена съемочным оборудованием: светом, стойками, отражателями, оптикой. Снимаем уже на две камеры, и дальше – больше. Мы стараемся расти технически, и большую часть своего дохода в качестве музыканта я трачу на съемки и оборудование.

  • Съемки детского сериала Веретено
    Съемки детского сериала "Веретено"
    © Sputnik / Анна Кабисова
  • Съемки детского сериала Веретено
    Съемки детского сериала "Веретено"
    © Sputnik / Анна Кабисова
  • Съемки детского сериала Веретено
    Съемки детского сериала "Веретено"
    © Sputnik / Анна Кабисова
  • Съемки детского сериала Веретено
    Съемки детского сериала "Веретено"
    © Sputnik / Анна Кабисова
1 / 4
© Sputnik / Анна Кабисова
Съемки детского сериала "Веретено"

Но всего этого не было, если бы не родители детей. Родители трех дочек (героини сериала "Дочки" – ред.) – это не просто мамы и папы, это отдельная мощная команда. На первом этапе у меня почти не было помощников, и первый сезон мы снимали вчетвером: я и три мамы. На съемках они и мебель передвигали, и стойки таскали, учились и выполняли огромный объем работы. Одна из них на девятом месяце беременности три раза поднималась пешком на Лысую гору ради того, чтобы помочь нам на съемке. Это искренние и очень хорошие люди. В общем, они помогают всем, чем могут, и без них я бы никогда не справился. Я очень благодарен за все, что они делают для нашего проекта. За два года съемок они стали большими профессионалами.

174
Крещение Господне

Крещение Алании произошло в IV веке, считает отец Иаков

0
(обновлено 10:11 25.07.2021)
Отец Иаков в эфире радио Sputnik рассказал о праздновании 1100-летия принятия христианства народом Алании
Крещение Алании произошло в IV веке, считает отец Иаков

На  Южном Кавказе присутствуют следы христианства с незапамятных времен. В III-IV веке, после крещения государства Иберия, крестительница Нина крестила горные племена.

"Сама идея христианства, которая пришла в народ, была принята, потому что душе человека свойственна любовь к ближнему, любовь к порядку", - отметил Иаков.

Подробности слушайте в нашем подкасте и на частоте 106,3 FM.

0