Алексей Чибиров

Встреча в Париже и 35 лет переписки: Чибиров об издании писем Абаева и Дюмезиля

423
(обновлено 11:41 11.02.2021)
Директор ВЦН РАН рассказал Sputnik о письмах, которые вошли в книгу, и о своем впечатлении от переписки двух известных ученых

Диана Уалион, Sputnik

Владикавказский научный центр (ВНЦ) РАН издал переписку двух выдающихся ученых – осетинского лингвиста Василия Абаева и французского мифолога, одного из первых исследователей Нартовского эпоса Жоржа Дюмезиля. Книга вышла под авторством директора ВНЦ Алексея Чибирова. Над книгой больше года работали ученые из России, Франции, Нидерландов.

Издание переписки Василия Абаева и Жоржа Дюмезиля
Из личного архива А. Чибирова
Издание переписки Василия Абаева и Жоржа Дюмезиля

– Алексей Людвигович, расскажите, как вы начали работать над книгой?

– Когда я стал директором Центра скифо-аланских исследований, я нашел в архиве пачку писем, которые Жорж Дюмезиль писал в свое время Василию Ивановичу Абаеву. Как мне потом рассказали сотрудники Центра, эти письма вместе со своим личным архивом Василий Абаев передал первому руководителю Центра скифо-аланских исследований Виталию Гусалову. Впоследствии еще часть писем мне передали из архива СОИГСИ.

Кроме того, мы обратились в парижский архив Дюмезиля в Коллеж де Франс через нашу коллегу и соотечественницу Лору Джанаеву, которая дружит с семьей ученого. В Коллеж де Франс, где хранится весь архив французского профессора, по нашему запросу нашли письма, которые ему писал Абаев. Так мы получили копии 20 полных писем. В итоге у меня на руках оказалось 68 писем.

– Как проходил процесс работы над письмами? Все ли они вошли в книгу?

– Да, мы переводили все, что у нас было. Основным переводом с французского на русский занимался наш коллега Тимур Чибиров, далее мы привлекли профессиональную переводчицу с французского Марианну Исааковну Брусовани. Она помогла нам стилистически обработать письма. В какой-то части с переводом непонятных оборотов помогала и сама Лора Джанаева. Научным редактором выступил известный лингвист, профессор Лейденского университета (Нидерланды) Александр Маркович Лубоцкий. Он помог с расшифровкой сокращений и с профессиональной терминологией, которая по понятным причинам была неизвестна переводчикам.

– Что было самым интересным в работе над книгой?

– Интересно было проследить развитие взаимоотношений Дюмезиля и Абаева: от крайне уважительного и дистанцированного в самом начале до дружеского в конце. Конечно, 35 лет эпистолярного общения сделали их хорошими друзьями. Интересно и то, что в жизни они встречались только раз, во время поездки Абаева в Париж, куда он прибыл на две недели по приглашению Дюмезиля. Получается, только две недели из 35 лет знакомства они провели вместе.

– Какое у вас сложилось впечатление от переписки двух выдающихся ученых?

– Знаете, когда соприкасаешься с великими, действительно великими людьми, то за портретами на стене и старыми фотографиями начинаешь видеть людей с эмоциями, личными проблемами, планами на будущее, которыми они делились друг с другом.

– Чем эта книга может заинтересовать читателя?

– Из этой переписки можно вынести очень много интересного. В первой части книги я рассортировал письма по основным темам, которые они обсуждали. Об их взаимоотношениях, о том, как планировалась поездка в Париж, как Дюмезиль занимался убыхами и бесленеевцами. Они писали также о том, как с нетерпением ждут выхода Этимологического словаря Абаева, говорили про Нартовский эпос. Особенно интересны их личные взаимоотношения, когда, например, Дюмезиль рассказывал о болезни своей жены и о том, что он за ней ухаживает и следит за ее здоровьем. Понимаешь, что они тоже люди, со своими проблемами и отношением к жизни.

– Книга называется "Да, ночью верить в свет…". Почему такое название?

– В одном из писем Дюмезиль цитирует строчку забытого, как он сказал, поэта Эдмона Ростана "Да, ночью верить в свет – вот жажда идеала…". Я посчитал, что это может быть хорошим названием для книги.

- Планируется ли презентация книги в Южной Осетии?

- Пока мы собираемся подготовить большую презентацию в СОИГСИ, чуть позже я постараюсь организовать презентацию и на Юге.

423
Автор арт-проекта Глыба Эльбрус Дзабиев

Надо объединить людей: Эльбрус Дзабиев о "Глыбе" и равнодушии людей к творчеству Едзиева

161
(обновлено 17:29 18.06.2021)
В мае во Владикавказе состоялась выставка, посвященная наследию основоположника осетинской скульптуры Сосланбека Едзиева. Автор проекта Эльбрус Дзабиев рассказал Sputnik, почему сегодня о проблемах культурного наследия важно говорить на языке современного искусства

Проект с названием "Глыба" инициирован представителями бюро творческих инициатив "Мост" на средства Фонда президентских грантов. Как создавалась мультимедийная выставка, в чем причина равнодушия к творчеству Едзиева и почему о проблемах культурного наследия сегодня важно говорить на языке современного искусства, корреспондент Sputnik Анна Кабисова поговорила с одним из авторов проекта "Глыба" Эльбрусом Дзабиевым.

- Цель вашего проекта - привлечь внимание к проблеме сохранения наследия Сосланбека Едзиева. По итогам прошедшей выставки уже можно говорить о каких-либо результатах?

- Смотря что называть результатом – мы однозначно привлекли внимание к теме сохранения наследия Едзиева. Как это сделать – это уже другой вопрос, и отвечать на него должны специалисты и чиновники. Поэтому нам было важно услышать мнение профессионального музейного сообщества, и мы его услышали: на выставку приходили представители Национального и Театрального музеев, которые высказали свое благожелательное мнение и поддержку.

Арт-проекта Глыба
© Sputnik / Анна Кабисова
Арт-проекта "Глыба"

На открытии было и руководство художественного музея им. Махарбека Туганова, которое, к сожалению, дальше первого зала экспозиции даже не прошло. К слову сказать, выставка должна была состояться в Доме-музее Едзиева в селении Карман-Синдзикау, который является филиалом Тугановского музея, но нас туда не пустили с формулировкой: "а кто вы такие, чтобы заниматься Едзиевым?".

Мы отдаем должное тем, кто открыл Едзиева, и мы на это не претендуем: более того, на стендах нашей выставки были обозначены имена тех, кто внес большой вклад в сохранение его наследия. Почему такое ревностное отношение к этой теме – нам не понятно. Нам важно было, чтобы Едзиева увидели те, кто никогда о нем не слышал, показать его наследие современными средствами. И тот факт, что после посещения нашего пространства многие шли в художественный музей им. М. Туганова, мы считаем хорошим результатом.

Арт-проекта Глыба
© Sputnik / Анна Кабисова
Арт-проекта "Глыба"

Надо признать, к сожалению, наши музеи устарели, сейчас наступило другое время: посетителей нужно привлекать и удивлять. И это вполне выполнимая задача – для музеев существует множество грантов, которые нужно научиться получать. 

- А представители министерства культуры республики были на выставке?

- Да, был и Минкульт, и представители Комитета по охране и использованию культурного наследия. Мы долго разговаривали c ними, есть люди, которые озабочены этой темой, но в силу того, что это непростой вопрос, они ограничены в своих действиях.

Предметный разговор был по поводу стены Едзиева в Алагире (стену в Алагире Сосланбек Едзиев создал в 1926 году для дома своего друга Камбулата Хосаева. Новые владельцы дома хотят ее снести или продать республике за миллион рублей – ред.). Попытаться сохранить этот объект – самое быстрое решение, которое сегодня можно осуществить, чтобы начать процесс по сохранению наследия Едзиева.

Арт-проекта Глыба
© Sputnik / Анна Кабисова
Арт-проекта "Глыба"

Самая большая проблема в этом процессе – нет четкого понимания, что сохранять, нет каталогизации, общего списка, есть информация, но она разрознена, а без этого невозможно даже прикинуть объем необходимых финансов, чтобы подступиться к теме сохранения.

Из разговора с комитетом понятно и то, что наследие Едзиева в своеобразном капкане: с одной стороны, понятно, что памятники нужно выявлять как объекты культурного наследия, но тогда в разы вырастает стоимость работ с ними связанных, а если памятники не в статусе объектов культурного наследия, то интереса со стороны сторонних специалистов нет.

- И все-таки, несмотря на множество неравнодушных к творчеству Едзиева людей, почему столько лет ничего не сдвигается?

- Основная проблема – в разобщенности людей, которые говорят о Едзиеве. Даже узкие круги специалистов разобщены: и музейщики, и госструктуры, и сами скульпторы с художниками. Надо объединить всех этих людей, у которых болит душа за Едзиева, и только тогда совместными усилиями мы поймем, что нужно делать. А по отдельности не справится ни комитет, ни художники и скульпторы. Плюс, к имени Едзиева нужно привлекать внимание специалистов и меценатов за пределами Северной Осетии.

Арт-проекта Глыба
© Sputnik / Анна Кабисова
Арт-проекта "Глыба"

- Многие путают ваше бюро "Мост" и одноименный проект скульптора Людмилы Караевой, который также посвящен сохранению наследия Едзиева.

- Людмила Караева (член-корреспондент Российской академии художеств, народный художник РСО-Алания – ред.) – многие годы двигатель всей этой истории, связанной с Сосланбеком Едзиевым. И этот проект очень крутой – его нужно раскручивать (проект "Мост" включает в себя объединение двух пространств: дома Людмилы Караевой, который также находится в селении Карман-Синдзикау, и дома Едзиева.

На территории объединенных пространств будет создана творческая база, куда будут приезжать жить и творить художники, писатели, музыканты и любые творческие люди – ред.). Людмила Караева на данный момент тот человек, который может дать толчок сохранению наследия и способен объединить усилия всех: и творческих людей, и специалистов, и музейных работников.

- Кто еще приходил на выставку?

Арт-проекта Глыба
© Sputnik / Анна Кабисова
Арт-проекта "Глыба"

- Мы очень рады, что очень активно приходили школьники и студенты. Искусствоведы Валентина Михайловна Зима и Мадина Каряева проводили на выставке по несколько часов, посмотрели все фильмы о Едзиеве, которые мы в режиме нон-стоп демонстрировали в кинозале.

Кстати, мы очень переживали, как воспримут наши эксперименты люди "старой школы". И очень были рады, когда люди старшего поколения делились своими впечатлениями и эмоциями. И похвала таких людей, как Валентины Михайловны, поверьте, дорогого стоит.

Многие приходили на выставку по несколько раз. Говорили: нас не отпускает та или иная история. И, наверное, ради такого и стоило все это сделать.

- Какое произведение вызывало наибольший интерес у зрителей?

- Однозначно – видеоработа, посвященная пустому Дому-музею Сосланбека Едзиева. На самом деле, работа получилась очень эмоциональной: кто-то плакал, кто-то говорил про мурашки на коже. Приходило несколько групп иногородних туристов, и у всех был вопрос: а как этот дом найти, на чем туда доехать, почему нет специального маршрута. Мне кажется, что видеоработа про Дом Едзиева – это энергетический сгусток всей выставки, и поэтому мы не случайно ее показывали на выходе с выставки.

Арт-проекта Глыба
© Sputnik / Анна Кабисова
Арт-проекта "Глыба"

- Ваш проект начинался давно с задумки Ирины Каргиновой сделать фильм о Едзиеве. Вопрос как к профессионалу, у которого большой опыт на ТВ: вы пришли к тому, что фильма недостаточно будет и сделали большое высказывание на территории современного искусства? Сегодня это больше работает, чем просто фильм?

- Да, Ирина снимала цырты Едзиева по республике с 2015 года. И за эти 6 лет даже по ее кадрам можно видеть, как погибает наследие мастера. Фильм тоже будет, обещаем. Но формат "Глыбы" – однозначно более эффективен и эффектен. В эпоху постмодернизма и клипового мышления только такая современная история может работать.

Любая тема, даже социальная, посредством современного искусства может стать более понятной и актуальной. Мы это видели – молодежь залипала на видеоарт, делала селфи, делилась своими впечатлениями в соцсетях. Да, это может показаться далеким от искусства, но поверьте, это работает. И она, молодежь, точно уже не забудет, кто такой Едзиев.

Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность Ларисе Абаевой, которая безвозмездно предоставила нам помещение для выставки. Для тех, кто не попал на выставку, публикуем ссылку на сайт проекта "Глыба".

  • Арт-проекта Глыба
    Арт-проекта "Глыба"
    © Sputnik / Анна Кабисова
  • Арт-проекта Глыба
    Арт-проекта "Глыба"
    © Sputnik / Анна Кабисова
  • Арт-проекта Глыба
    Арт-проекта "Глыба"
    © Sputnik / Анна Кабисова
  • Арт-проекта Глыба
    Арт-проекта "Глыба"
    © Sputnik / Анна Кабисова
  • Арт-проекта Глыба
    Арт-проекта "Глыба"
    © Sputnik / Анна Кабисова
1 / 5
© Sputnik / Анна Кабисова
Арт-проекта "Глыба"
161
Зарина Кокоева

"Довод" Зарины: как в Цхинвале появился свой киноклуб и что происходит на его заседаниях

253
(обновлено 11:42 16.06.2021)
Основатель клуба рассказала Sputnik, с чего все начиналось, как и где проходят встречи участников, а также, какое кино нравится ей самой и как "новая этика" меняет кинематограф

Зарина Кокоева основала в Цхинвале киноклуб "Довод". Произошло это недавно, но в клубе уже почти два десятка человек. Они собираются вместе, смотрят хорошее кино, потом обсуждают ленту. Для Южной Осетии такой формат в новинку. Кокоева рассказала корреспонденту Sputnik Азамату Кулумбегову, как ей пришла идея создать киноклуб, что означает его название, а также поделилась мнением о том, что считает хорошим кино и как на нее влияет так называемая "новая этика". 

 — Зарина, расскажите, когда вы решили стать блогером и как пришла идея организовать киноклуб. 

 — Все произошло спонтанно. Друзья в шутку называли меня блогером, я же не воспринимала их слова всерьез, просто снимала и делилась в Сети моментами из жизни. Однако потом я решила подойти к этому основательно и стала снимать более качественный контент, чтобы людям было интересно. Всю основную информацию выкладываю в сториз. Я всегда говорю, что я начинающий блогер, но пока не обрела некий стержень, чтобы им называться - ведь к этому надо идти долго.

Весь мой блог о фильмах, но также я транслирую моменты из своей жизни. Занимаюсь своим онлайн-магазином одежды, и моя другая деятельность – прически. Что касается киноклуба, то раз в месяц собираемся с ребятами, обсуждаем фильм. И если до этого мы собирались и обсуждали уже просмотренный фильм, то в ходе последней встречи мы вместе смотрели фильм, а после делились своими впечатлениями, наблюдениями. На это уходит достаточно большое количество времени.

Зарина Кокоева
© Photo : Карина Кокоева
Зарина Кокоева

 — Почему именно фильмы?

 — Все из-за того, что я сама киноман. Люблю смотреть фильмы, обсуждать их. В какой-то момент это приобрело масштаб. Благодаря ребятам из клуба, сама многое узнаю: фильмы, которые не смотрела, несут в себе какую-то идею, и ее мне объясняют участники киноклуба. Учитывая то, что у нас в Цхинвале молодежи особо нечем заняться, этот киноклуб является одним из мест, куда молодые люди могут прийти и с пользой провести свое время. Главное мое условие – обсуждать любой фильм, который произвел впечатление. Поэтому нет определенных рамок - отечественный фильм или зарубежный. Хотя, признаюсь, в основном мы обсуждали зарубежные фильмы. 

 — Вы — разножанровый киноман или есть жанр, который нравится больше?

 — Мне нравится жанр научной фантастики. В основном, это - фильмы Кристофера Нолана. Я обожаю этого режиссера. Он как раз работает в жанре научной фантастики. Я люблю абсолютно все фильмы, но предпочтение отдаю фильмам в этом жанре.

 — В киноклуб может любой попасть или есть какие-то требования?

 — Я обычно провожу мини-собеседование с ребятами, которые хотят стать членами нашего клуба "Довод", но рады всем желающим. В настоящее время в клубе 18 человек. С помещением у нас бывают проблемы. Иногда я договаривалась с местными кафе, где мы проводили наши заседания, но в последнее время один наш участник предоставил нам здание на улице Хазби Гаглоева (бывшая Тельмана).

 — Что в кинокартине вам должно понравиться, чем она может зацепить - сюжет, актеры, сценарий или имя режиссера?

— Идея, которую преподносит режиссер, и развязка. Для меня не важно, какие актеры там играют. Конечно приятно, когда в кинокартине есть знакомые лица, но для меня это совершенно непринципиально. Мне всегда в фильмах важна идея, но она должна быть близка мне по духу. Я обожаю все идеи, которые связаны с параллельным миром, изломом времени. Эти идеи взяты с научной обоснованностью, где гипотетически объясняется это все, и человек начинает верить, что это не какие-то сказки, а вполне реальные вещи. В основном такие фильмы снимает Кристофер Нолан.

 — Сейчас такое время, когда блогеры сами снимают фильмы. Вы не собираетесь создать какую-то свою идею и преподнести это в виде фильма или короткометражки?

 — Я об этом не задумывалась, но идея очень классная. Обычно все мои идеи приходят так - кто-то мне советует, и я начинаю думать: "почему бы нет?" В жизни все возможно, когда-нибудь я на это решусь при определенной доле подготовки.

Зарина Кокоева
© Photo : Карина Кокоева
Зарина Кокоева

 — Вы, как киноман, как относитесь к тому, что в фильмах стало "слишком много" толерантности. Мешает ли это восприятию кинокартины?

 — Мне неприятно бывает смотреть такие фильмы. Те же афроамериканцы, которые хотят переделать таким способом историю, снимаясь в ролях людей, которые были не афроамериканцами, на самом деле принижают сами себя, так как не гордятся своим происхождением. Человек не может посочувствовать таким персонажам, так как в них не веришь. Что касается темы нетрадиционной любви в фильмах - я толерантный человек, но не люблю, когда это пропагандируют на таком масштабном уровне. Исходя из этого, можно сказать, что раньше фильмы снимали лучше.

 — Какие фильмы порекомендуете к просмотру.

 — Я советую всем в срочном порядке посмотреть фильм "Довод", "Начало" и "Интерстеллар", а если отойти от фильмов Кристофера Нолана, то "Вечное сияние чистого разума". Также интересно посмотреть фильмы режиссера Гая Ричи. А из боевиков  рекомендую фильмы с участием Джейсона Стэйтема, потому что это очень интересные и крутые фильмы.

253
Коронавирус

Пандемия коронавируса в мире и России: статистика и главные события на 20 июня

0
(обновлено 09:25 20.06.2021)
В российские диппредставительства в 82 странах были доставлены вакцины "Спутник V" и "ЭпиВакКорону", около 80 процентов сотрудников уже привились от COVID-19

ЦХИНВАЛ, 20 июн — Sputnik. Общее число случаев заражения коронавирусом в мире достигло 178 195 790, жертвами COVID-19 стали 3 859 833 человек – свидетельствуют данные Университета Джонса Хопкинса.

Ситуация в мире

Больше всего случаев заражения COVID-19 зарегистрировано в Северной и Южной Америке – 70,3 миллионов, Европе – 55,2 миллионов и Азии – 33,8 миллиона.

В десятку стран-лидеров по показателям заражаемости|смертности по состоянию на утро воскресенья входят:

  • США               —            33 538 037 | 601 741    
  • Индия            —             29 881 772 | 386 708                            
  • Бразилия       —             17 883 750 | 500 800   
  • Франция         —              5 817 272 | 110 886                         
  • Турция             —             5 365 208 | 49 122                                                     
  • Россия            —              5 299 215 | 128 911  
  • Британия        —              4 636 991 | 128 234                                           
  • Аргентина       —              4 258 394 | 88 742  
  • Италия            —              4 252 095 | 127 253  
  • Колумбия        —              3 729 597 | 90 390     

Ситуация в России

В рейтинге стран с наибольшим распространением COVID-19 Россия находится на шестом месте после США, Индии, Бразилии, Франции и Турции.

Число зараженных вирусом COVID-19 в России достигло 5 299 215. От последствий коронавируса скончались 128 911 пациентов. Из общего числа инфицированных коронавирусом 4 861 343 вылечились.

Российские вакцины от COVID-19 доставлены в российские диппредставительства в 82 странах, привиты около 80% сотрудников загранучреждений.

"Мы доставили вакцины в 82 страны на сегодняшний день - нашу вакцину "Спутник V" и "ЭпиВакКорону". Но ее меньше, потому что начали раньше с "Спутник V", - сказала РИА Новости начальник Отдела лечебно-оздоровительного обеспечения Управления делами (департамента) МИД России Алина Косаченко

Власти Китая 31 декабря 2019 года проинформировали Всемирную организацию здравоохранения о вспышке неизвестной пневмонии в городе Ухань в центральной части страны (провинция Хубэй). Специалисты установили, что возбудителем болезни стал новый коронавирус, позже заболевание получило официальное название COVID-19.

Всемирная организация здравоохранения 11 марта объявила вспышку нового коронавируса COVID-19 пандемией. Согласно данным Университета Джонса Хопкинса (Балтимор, США), коронавирусом заражены уже свыше 178 миллионов человек на планете, скончались более 3,8 миллиона зараженных.

0
Темы:
Пандемия коронавируса