Во Владикавказе состоялась премьера фильма о скульпторе Владимире Соскиеве

Это шедевр: во Владикавказе состоялась премьера фильма о скульпторе Владимире Соскиеве

181
(обновлено 22:48 26.06.2021)
Во Владикавказе в Национальной научной библиотеке состоялась премьера документального фильма о скульпторе Владимире Соскиеве "Дорога к себе".

На показ собрались представители культурной и научной интеллигенции Северной Осетии, которые очень высоко оценили уровень фильма. Отзывы некоторых из них читайте в материале корреспондента Sputnik Анны Кабисовой.

Фильм "Дорога к себе" снят командой бюро культурных инициатив "Мост", он приурочен к 80-летию скульптора и был инициирован журналистом Аланом Касаевым.

Перед показом фильма к собравшимся обратился продюсер фильма, журналист Алан Касаев:

- На мой взгляд, за короткий срок команда создала шедевр. Идея фильма в каком-то смысле подарена самим Владимиром Соскиевым, когда он сказал, что привезет свои работы на родину отца – в село Ногкау (Ирафский район Северной Осетии – ред.). Его отец родился в Ногкау, оттуда ушел на фронт и больше не вернулся. Отец и сын никогда не видели друг друга, и эта выставка (выставка под открытым небом в селении Ногкау, которая прошла в октябре 2020 года – ред.) – такой творческий отчет сына перед отцом.

Во Владикавказе состоялась премьера фильма о скульпторе Владимире Соскиеве
© Sputnik / Анна Кабисова
Во Владикавказе состоялась премьера фильма о скульпторе Владимире Соскиеве

Я бы еще хотел сказать, что большое искусство всегда вызывает споры, и дай бог, чтобы о работах Соскиева спорили на уровне его искусства, не опускаясь до примитивного площадного лая, который не свойственен осетинскому народу и не может быть применим к творчеству такого гениального скульптора мирового масштаба рядом с которым мы имеем счастье жить, разговаривать и смотреть на его работы.

Фильм вызвал бурные овации, и со словами благодарности выступил один из режиссеров Эльбрус Дзабиев:

- Свою речь я хочу начать со слов благодарности трем Аланам: Алану Касаеву, который к нам обратился с идеей снять фильм и выступил продюсером, Алану Абаеву – руководителю осетинской диаспоры в Москве, и Алану Цагараеву – мы работали на технике, которую он нам любезно предоставил. Спасибо вам большое.

Наша работа журналистов уникальна тем, что мы встречаем людей. Среди них есть два человека, которые научили меня профессии и жизни: это матушка Нонна (Игумения Нонна, настоятельница Богоявленского Аланского женского монастыря – ред.) и Зарифа Бритаева (осетинский советский режиссёр, народная артистка России, заслуженный деятель искусств России и Северной Осетии – ред.). Помню, как мы с матушкой Нонной, начинающие журналисты, идем с подкашивающимися ногами и записанными вопросами, которые мы так и не задали, к Зарифе Бритаевой. Она сказала: "Оставьте свои вопросы, мы будем говорить о зависти и предательстве". Это было двадцать лет назад. Она говорила вещи, которые сегодня непонятны поколению "тик-тока" и "инстаграмма". Я запомнил на всю жизнь слова о том, что зрителя надо подтягивать до своего уровня, а не идти у него на поводу.

  • Во Владикавказе состоялась премьера фильма о скульпторе Владимире Соскиеве
    Во Владикавказе состоялась премьера фильма о скульпторе Владимире Соскиеве
    © Sputnik / Анна Кабисова
  • Во Владикавказе состоялась премьера фильма о скульпторе Владимире Соскиеве
    Во Владикавказе состоялась премьера фильма о скульпторе Владимире Соскиеве
    © Sputnik / Анна Кабисова
  • Во Владикавказе состоялась премьера фильма о скульпторе Владимире Соскиеве
    Во Владикавказе состоялась премьера фильма о скульпторе Владимире Соскиеве
    © Sputnik / Анна Кабисова
  • Во Владикавказе состоялась премьера фильма о скульпторе Владимире Соскиеве
    Во Владикавказе состоялась премьера фильма о скульпторе Владимире Соскиеве
    © Sputnik / Анна Кабисова
1 / 4
© Sputnik / Анна Кабисова
Во Владикавказе состоялась премьера фильма о скульпторе Владимире Соскиеве

Что касается Владимира Борисовича Соскиева, который с самого начала нашей работы с ним просил называть его Володя, то для меня эта просьба говорит о том, что он очень молод душой. К сожалению, для меня встреча с ним произошла очень поздно, но лучше поздно, чем никогда. И благодаря общению с Соскиевым, я вывел для себя две формулы. Первая – это формула молодости – "Нужно заниматься любимым делом и тогда ты всегда будешь молодым", а вторая – формула свободы. Герои на съемочной площадке бывают разные: с кем-то надо ласково, с кем-то шутить, а на кого-то нужно прикрикнуть. Владимир Борисович– уникальный человек. Например, мы ему говорили, что вам нужно пройти туда-то и встать так-то, а он отвечал: "нет". Мы пытались уговаривать, объяснять, что нам так нужно, а он в ответ: "не хочу". И тогда все вопросы просто снимались, мы понимали, что "нет" и "не хочу" – значит так надо. И я думаю, что внутренняя свобода в этом и заключается – вовремя сказать "нет" и "не хочу" неважно кому: коллеге, родному, самому себе. Этот урок для меня очень важен, и я начал эту формулу использовать (смеется – ред.).

О съемках фильма продолжила рассказ режиссер Ирина Каргинова:

- Когда твой герой – личность, явление, эпоха, когда он многослойный и в чем-то даже неудобный, то это тоже работает на идею, потому что неудобный герой ставит тебя в ситуации, когда ты вынужден придумывать новые творческие истории и выходить из своей творческой зоны комфорта. Это то, чему нас научил Владимир Борисович Соскиев. И я соглашусь с Эльбрусом касательно формулы свободы. Для меня Соскиев – это свобода, которой так не хватает Осетии. То, как он безапелляционно стоит на своем творческом видении в ситуациях, которые всем известны (речь идет о спорах по поводу памятников Коста и Пушкину, установленных во Владикавказе – ред.) – это то, чему нам всем надо у него учиться.

Со словами благодарности авторам фильма выступил действительный академик Российской Академии художеств, заслуженный художник России и Северной Осетии Юрий Абисалов: 

- Я давно знаю Владимира Соскиева и очень уважаю его искусство. Спасибо авторам за замечательный фильм, который донесет до широкого круга зрителей рассказ о высоком искусстве.

Во Владикавказе состоялась премьера фильма о скульпторе Владимире Соскиеве
© Sputnik / Анна Кабисова
Во Владикавказе состоялась премьера фильма о скульпторе Владимире Соскиеве

Своими впечатлениями о фильме поделилась Игумения Нонна, настоятельница Богоявленского Аланского женского монастыря:

- Фильм - уникальный пример настоящей командной работы, а ведь это такая редкость сегодня. Все знают, что Эльбрус – мой старинный друг, а что касается Ирины Каргиновой, то я ее фанат после фильмов о монастырях. Это лучшие фильмы про наши монастыри (документальный фильм "Святой январь" 2014 года, рассказывающий о жизни Аланского Богоявленского женского монастыря и Свято-Успенском мужском монастыре – ред.). Меня поразило то, что я даже не видела, как она снимала – это уникальная способность не помешать внутренней жизни монастыря. И сам фильм удивляет своей режиссурой: умение работать со звукорядом – интершумы, музыка – в общем, талант. И в этом фильме о Соскиеве происходит тоже самое.

Во Владикавказе состоялась премьера фильма о скульпторе Владимире Соскиеве
© Sputnik / Анна Кабисова
Во Владикавказе состоялась премьера фильма о скульпторе Владимире Соскиеве

Может быть, я сейчас дам слишком высокую оценку, но по режиссуре данный фильм очень соотносим с творчеством Тарковского: эти длинные планы, неспешный ритм. Помните, он говорил: "я монтирую не кадры, я монтирую время". Здесь тоже самое – мы вдруг попадаем в иное временное пространство и это говорит о том, что мы все приходим в себя, останавливаемся, о чем-то задумываемся… О вечном. Что касается моего друга Эльбруса, то как он умеет разговорить человека, больше никто так не может, по крайней мере, я таких людей не встречала. Этот талант чувствуется и в этом фильме: герой раскрылся".

Владимир Соскиев – лауреат престижных европейских выставок и фестивалей в Европе, работы которого находятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве, в Русском музее в Санкт-Петербурге, Государственном музее искусств народов Востока в Москве, Национальной галерее Софии, в частных коллекциях в России, Франции, Германии, Бельгии, Румынии.

Среди известнейших работ скульптора – памятник Марине Цветаевой в городе Тарусе Калужской области, памятник академику Пилюгину в Москве, памятник Гайто Газданову в Париже на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, памятники Коста Хетагурову, установленные в Санкт-Петербурге и Владикавказе, памятник Александру Пушкину во Владикавказе.

181
Визит делегации ДНР в Ленингорский район Южной Осетии

Живописные пейзажи и кавказское гостеприимство. Чем удивил Ленингор гостей из ДНР

112
(обновлено 17:21 23.07.2021)
Писатели из ДНР в рамках визита в Южную Осетию посетили самый отдаленный район республики. О программе мероприятий Sputnik рассказали в пресс-службе администрации района

ЦХИНВАЛ, 23 июл — Sputnik, Элина Габараева. Представители союза писателей ДНР в рамках визита в Южную Осетию посетили Ленингорский район. Как сообщила пресс-секретарь районной администрации Анжела Кокоева, гостей встретили тремя пирогами и чашей осетинского пива и поразили танцем "Симд" у Армазской церкви святого Георгия.

"Глава администрации Ленингорского района Владимир Гулиев поприветствовал гостей и пожелал им провести незабываемое время в одном из красивейших и гостеприимных уголков нашей республики", - сказала пресс-секретарь.

Визит делегации ДНР в Ленингорский район Южной Осетии
Пресс-служба Ленингорского района
Визит делегации ДНР в Ленингорский район Южной Осетии

Писатели-фантасты по приезде в поселок Ленингор пообщались с местными жителями, сфотографировались на память на берегу реки Ксан.

"Они отметили, что путь от Цхинвала до Ленингорского района подарил им незабываемые впечатления, они насладились великолепными видами и живописными панорамами. Но больше всего им понравилось осетинское гостеприимство и то, как их встретили в Ленингорском районе. По словам руководителя делегации, председателя общественной палаты ДНР Александр Кофман, Южная Осетия – одно из самых ярких и красивых мест на земле, и самое главное – сберечь все это", - сказала Кокоева.

Гости посетили мемориал защитникам Отечества в центре поселка и почтили память героев минутой молчания.

"Далее они направились в историко-краеведческий музей, где директор музея Залина Черткоева провела им экскурсию. Члены делегации увидели уникальные экспонаты, старинные иконы, древние артефакты. Теперь в книге почетных гостей добрые пожелания и от донецких писателей-фантастов", - сообщила Кокоева.

Как отметили гости, в сборник "Живи, Осетия!", который они планируют выпустить по итогам визита в республику, обязательно войдут произведения о Ленингорском районе.

112
Граффити с Кирой Найтли в Кахтисаре

"Защищайте свои горы!": художники Северной Осетии выступили против фестиваля граффити

560
(обновлено 18:09 23.07.2021)
Корреспондент Sputnik Анна Кабисова собрала мнение представителей культурного сообщества, высказавшихся в соцсетях о фестивале граффити. Уличные художники в течение шести дней будут создавать граффити на отвесных скалах перевала Кахтисар

24 июля в горах Северной Осетии открывается интернациональный стрит-арт перформанс "Back to the Roots". По задумке организаторов, десять уличных художников из разных городов за шесть дней создадут десять арт-работ на отвесных скалах перевала Кахтисар, которые "будут отображать духовную связь между человеком и природой через культурно-национальный код".

Новость о фестивале граффити вызвала общественный резонанс в республике и за ее пределами, многие представители культурного сообщества выступают против того, чтобы горы стали площадкой для самовыражения художников.

Директор Северо-Кавказского филиала ГМИ им. Пушкина Галина Тебиева в открытом обращении на имя врио главы РСО-Алания С.И. Меняйло сформулировала свои претензии к организаторам фестиваля, рассказав:

- Мы десять лет возим в Кахтисар художников с "первыми именами" из разных стран, предлагая подумать, какой художественный проект можно там сделать. Самое большее, что мы себе позволили - видеопроекцию на эти прекрасные "экраны", ставшие естественной частью ландшафта. Все сходятся в одном - вмешательство должно быть очень деликатным. То, что собираются сделать - это дать возможность порезвиться авторам в уникальном месте, которое они, не спорю, кто-то сделает хорошую работу, в целом превратят в образец безвкусицы и китча, убив прекрасный ландшафт.

Галина Тебиева
Галины Тебиевой
Галина Тебиева

Также Галина Тебиева подчеркнула, что:

- Мы не против культурных акций на территории Осетии, но сейчас, когда машина уже запущена, выход видится следующий - прежде всего, согласовать срок пребывания росписей на скалах, обязать устроителей за свой счет по окончании срока вернуть все в первозданное состояние, согласовать эскизы с экспертным сообществом, в которое могут войти и наши художники монументалисты - Аслан Хетагуров, Захар Валиев и живущие за пределами республики специалисты (современные средства коммуникации позволяют это легко сделать). Уверены, что вы не оставите этот вопрос без внимания – резюмировала она.

Художник, директор Художественного училища имени Азанбека Джанаева Аслан Хетагуров считает, что идея возможно и неплохая, но предлагает создавать профессиональный совет, прежде чем проводить подобные фестивали в горах:

- Идея может быть и неплохая. Сама идея росписей на скалах. Но, вопрос в том, что там планируется изобразить, сама тематика росписей, стиль и компоновка. Вопросы вызывает смысловая и идейная составляющая этих панно. Очередные увеличенные копии "Киры Найтли"? Горы это не город. Бэнкси хорош для стен полисов, его искусство там и зародилось. Граффити в городе органично вписываются (если их делает мастер, конечно).

Аслан Хетагуров
Аслана Хетагурова
Аслан Хетагуров

В "наскальную живопись" лучше вообще не лезть с непонятными сюжетами и без четких идей. Нужно созвать профессиональный худсовет уже на этапе эскизов, с детальным обсуждением сюжетов и компоновкой формата под конкретные форматы камней. И только прошедшие обсуждения варианты росписей, допускать к реализации на скалах.

Роспись - это не холст и не световой объект, сделал - и не уберешь. Поэтому китч и уличная эстетика тут никак не уместны! Росписи создаются на годы! И делать их надо профессионально.

Независимый куратор в области современного искусства Антон Вальковский считает, что когда речь идет об объектах в городской среде, то "мы не просто должны, а обязаны вовлекать общественность в обсуждение":

- Организатор мероприятия Руслан Гацалов довольно конкретно формулирует в инстаграме свою культуртрегерскую миссию: "Я решил максимально задействовать свои ресурсы для просветительской работы в моей родной Осетии". Далее он раскрывает этот тезис на конкретных примерах: граффити с Кирой Найтли и граффити с Валерием Гергиевым. Подобная колониальная позиция вдвойне восхитительна тем фактом, что Руслан хоть долгое время и не живущий в Осетии, но все же осетин. Руслан, как ему представляется, приезжает на Родину из европейских культурных столиц, чтобы просвещать собственных соотечественников. Очень благородно, но на дворе далеко не 19-й век. Давайте посмотрим на две основные ошибки Руслана, которые можно было предотвратить, если бы он прибег к помощи специалистов.

Антон Вальковский
Антона Вальковского
Антон Вальковский

Первое: отсутствие вовлечения. В Нью-Йорке действует программа Perсent for Art (Процент на искусство), предполагающая, что один процент средств, потраченных на любой девелоперский проект, должен пойти на создание объектов паблик-арта. Сара Раймсон, заведующая этой программой, когда ее спрашивают, где можно посмотреть на созданные в рамках программы произведения, указывает, например, на конкретную школу. Она прекрасно понимает, что граффити или скульптура в городской среде не может угодить всем горожанам, поэтому ее публика — это общины, сообщества, закрытые группы, способные сформулировать свои общие интересы. Работа происходит не только с местной общиной, но и с другими интерессантами: от муниципалитета до представителей локального бизнеса.

Когда мы говорим об объектах в городской среде, мы не просто должны, а обязаны вовлекать общественность в обсуждение. Практики партиципации (то есть общественного соучастия) уже давно стали международным стандартом. Да и в России есть множество переведенной литературы и удачного опыта вовлечения. Это требование должно стать обязательным не только для Руслана, а для "Mah Kond", устанавливающего скульптуры в природной среде, и особенно — для тех "реставраторов", которые перекрашивают Литературный музей и Русский театр в кислотный оранжевый, вводя общественность в заблуждение, что так оно и было изначально. Дело совершенно не в том, как было изначально, а в том, что по сути создается новый объект городской среды, вступающий в жуткий диссонанс с колористическим решением остальной застройки. И с этим новым объектом/росписями жить нам, а не реставраторам или Руслану, который снова уедет в свои "культурные столицы". 

Второе: неэкологичность. К рукотворным объектам в природной среде есть определенные требования: они должны если не быть максимально интегрированы в ландшафт, то хотя бы не сильно из него выделяться. Лучшие практики лэнд-арта дают нам рецепт успеха: природные цвета, экологичные материалы. На этом фоне работы "Mah Kond" вполне успешно маркируют культурное наследие в природной среде, или становятся уместными образцами малых архитектурных форм. Предложение Галины Тебиевой, высказанное много лет назад, о видеопроекциях на доломитовые срезы, также кажется гораздо более удачным, чем росписи. 

Яркие граффити, созданные в рамках фестиваля (а они очевидно будут предельно яркими, судя по портфолио участников), не будут создавать нужного эстетического эффекта, а будут только загрязнять визуальную среду Кахтисара. Если вы встанете на возвышении, слева, на месте белоснежных доломитовых срезов, будет зиять кусок разноцветной грязи. Всего этого вполне можно было бы избежать, отсняв локацию с разных точек и сделав предварительные мокапы с "примеркой" эскизов.

Если Руслан не хочет вызвать повторную волну праведного гнева общественности, то я бы лично предложил ему проектировать эскизы, исходя из природной цветовой гаммы окружающего ландшафта. Да и об уважении к "туземцам", которых он приехал просвещать, тоже было бы неплохо подумать.

Художница Алена Шаповалова в целом поддерживает идею фестиваля граффити в горах, акцентируя внимание на том, что скалы, на которых планируется наносить изображение, не естественного происхождения, а спилы породы, оставшиеся при строительстве дороги:

- Эти каменные плиты, если не ошибаюсь не естественного происхождения, а спилы породы, оставшиеся при строительстве дороги, то есть, они уже рукотворны. Было бы интересно увидеть эскизы, и кто, какой "экспертный совет" эти эскизы утвердил. Если эскизы достойные, то почему бы и нет, пусть делают. Качественные граффити - это круто. Среди участников фестиваля, кстати, товарищи, которые уже нарисовали портрет Гергиева на историческом, на минуточку, здании (и как им это позволили, у здания же статус памятника культуры?), но это вопросы к организаторам, а не к художникам, конечно.

Алена Шаповалова
Алены Шаповаловой
Алена Шаповалова

Журналист Мадина Сагеева поддерживает идею фестиваля и считает, что в таких историях решает только большинство:

- А мне нравятся эти граффити в горах в общем, и Кира Найтли в частности. Кстати, "белые скалы Кахтисара", когда там дорогу в скалах прорубали, специально срезали так, чтобы получились вот такие ровные поверхности. Специально под будущие арт-объекты. Их там несколько таких поверхностей. И большие камни оставляли под будущие скульптуры, которые прямо из гор как бы появляются. Дорогу планировали таким образом сделать отдельной достопримечательностью. Прекрасная идея, мне кажется. К сожалению, эту идею до реализации не выносили на суд общественности, так же, как и работы в парке и на набережной. В таких историях про вкусовщину решает только большинство. Раз уж у нас нет компетентного органа с кредитом доверия от жителей.

Мадина Сагеева
Мадины Сагеевой
Мадина Сагеева

К обсуждению фестиваля граффити в горах подключились также известные художники с мировым именем, которые в разное время принимали участие в международном симпозиуме "Аланика", либо приезжали с персональными выставками во Владикавказ.

Художник Леонид Тишков считает, что участники арт-перформанса в горах "удивительно нечуткие":

- Как не понимают удивительно нечуткие художники, что природная красота сильнее их потуг, но она беззащитна против них. Остановить граффитчиков пока не поздно, они вам такой пошлости намалюют на древних скалах. Эта баба с луком - верх безвкусицы. Думаю, и все остальное будет таким же. Есть заброшенные фабрики, заводы, заборы бетонные, пусть там выплескивают свою "энергию", а камни - они живые, их красота самодостаточна! Как прекрасна природа в своей тишине, природном покое - свет, сосны, трава. Как вы, художники, не понимаете эти простые вещи? Пусть аксакалы скажут свое слово, для которых ущелья - живые и священные!

Леонид Тишков
Леонида Тишкова
Леонид Тишков

Единственно, что надо сделать - это счистить и ту картинку с камня (граффити с Кирой Найтли – ред.). Вернуть камням их камень, их лицо. Пусть их изранили, распилили, но они стоят на земле, и они грандиозны в своем мужестве, молчаливом существовании. Пройдет время - камень станет опять таким, каким он был, помогите им оставаться скалами, а не планшетами для граффитчиков. Выходите на пикет, или еще как-то защищайте свои горы! Это самое драгоценное, что у вас есть!

Варварством фестиваль граффити в горах считает композитор, перформансист Наталья Пшеничникова

- Это чудовищное варварство! Никакие граффити на горах в природных зонах невозможны! Граффити - это городская среда, стены домов и заборов! Пусть отдают районы новостроек, а природу оставят в покое!

Наталья Пшеничникова
Натальи Пшеничниковой
Наталья Пшеничникова

Художник, арт-критик и куратор Дмитрий Пиликин считает, что граффити в горах – это "чужеродный "татуаж" тела окружающей природы".

- В городе художник работает с урбанистическим пространством, а здесь предполагается уже впрямую заняться декорированием природного ландшафта. При этом, разговор идет на уровне фигуративных картинок. То есть, по форме это такой чужеродный "татуаж" тела окружающей природы. А зачем мы выезжаем на природу? Чтобы отдохнуть от навязанных образов! Это и есть визуальная экология. Работа в открытом природном ландшафте все же больше связана с ленд-артом, который достаточно деликатно подходит к диалогу с природными феноменами.

Дмитрий Пиликин
Дмитрия Пиликина
Дмитрий Пиликин

Куратор образовательных проектов для подростков и молодежи в музее современного искусства PERMM Анастасия Шипицина месяц назад была с визитом в Осетии, и считает, что скалы в Кахтисаре – самодостаточное произведение искусства:

- Мы были в этом месте месяц назад во время арт-резиденции "Аланика Тинс". Эти плоские участки гор - сами по себе произведение искусства. Лучшее, что можно с ними сделать - сошлифовать Киру Найтли! И приезжать туда просто любоваться ландшафтом. Если и делать что-то - то максимально эфемерное, нематериальное, деликатное, например, показывать видеоарт. Ни в коем случае не декорировать и так прекрасные горы какими-то рисунками! Хочется верить, что если дело дойдет до приезда художников (надеюсь, что этого не произойдет), то они сами увидят пейзаж и откажутся в него вторгаться.

Анастасия Шипицина
Анастасии Шипициной
Анастасия Шипицина

Куратор Лариса Гринберг считает, что если фестиваль проводится без необходимой документации, то он создан с нарушением правил:

- Если конкурс проводится без необходимой документации (открытый конкурс, список жюри, технические требования для тех, кто будет работать в горах, по какому принципу отобрали этих художников, кто отбирал...). Вся эта информация должна быть опубликована и быть открытой. Если этого ничего нет, значит, проект создан с большим нарушением правил, тем более, когда речь идет о лэнд-арте. Это же общественное пространство, а не "дворик" муниципальных чиновников.

Лариса Гринберг
Ларисы Гринберг
Лариса Гринберг

Арт-директор Музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева говорит о том, что искусство в горах должно быть экологичным:

- Это надо остановить, это же замусоривание среды. Это же не баннеры, их не уберешь… искусство в горах должно быть экологичным.

Наиля Аллахвердиева
Наили Аллахвердиевой
Наиля Аллахвердиева
Интернациональный стрит-арт перформанс "Back to the Roots" пройдет с 24-30 июля в районе перевала Кахтисар (Северная Осетия). В событии примут участие художники Илья Ис, Стас Багс, Рустам Кубик, Константин Ужве, Альберт Тогоев, Михаил Цатурян и другие художники.

 

Идеолог и креативный продюсер проекта — Артем Бурж, лидер HoodGraff — команды уличных художников, рисующих фотореалистичные монохромные портреты знаменитостей по всему миру.

Организатор события — юрист Руслан Гацалов.

Генеральный спонсор — Чибиров Кахабер, владелец торгово-закупочной фруктовой базы "Чиба" (г. Владикавказ).

560
Свадьба

Не хочу учиться, хочу жениться. Ловушка ранних браков в Осетии

0
(обновлено 19:09 23.07.2021)
За последние годы обилие разводов и явно шаткое положение института брака в Осетии заставляет задуматься о системных ошибках, приводящих к подобным последствиям. Кажется, одна из таких ошибок – это ранние браки

Создание семьи и родительство, как его естественное продолжение, вероятно, являются главными и самыми счастливыми этапами в жизни человека. Проявления абсолютной любви, в рамках которого человек полностью посвящает все свои намерения и планы созданию и становлению новой жизни. Этот период крайне энергозатратный и ответственный. Решения, принципы воспитания и общение внутри новой социальной "ячейки" становятся важными как никогда, ведь от них зависят судьбы сразу нескольких людей, а если посмотреть в дальнейшую перспективу, еще большего их количества.

Однако, всему свое время. Ранние браки и рождение детей, хоть и не являются большой редкостью, особенно в нашем обществе, тем не менее влекут за собой целый ряд проблем, которые по принципу домино, создают цепную реакцию для самого широкого спектра различных неприятностей.
Возможно, некоторые из вас удивятся, в особенности люди старшего поколения, но под "ранним" возрастом я понимаю промежуток с 19 до 25 лет. Для Осетии свадьба молодых людей сразу после школы или окончания университета – норма. Никого этим не удивить. Даже наоборот, юношей и девушек чей возраст едва перевалил за два десятка, потихоньку начинают подводить к мысли о браке. Да и что греха таить, чаще всего ни к чему подталкивать их не нужно, так как первая романтическая любовь, в рамках традиционного осетинского общества, чаще всего приводит к браку.

Происходит это потому что в Осетии общественное внимание всегда приковано к подобным парам. Общество как бы говорит: "Ну что вы там? Когда уже?". По сути, поймите меня правильно, но многие пары заключают брачный союз только для "легализации" своих отношений, сильно не задумываясь о каких-то институциональных принципах и духе семейственности.

История повторяется сразу после женитьбы, когда общество снова начинает вопрошать о планах пары на скорейшее деторождение. Фактически складывается ситуация, когда все решения и серьезные жизненные шаги пары производят под внешним давлением, словно бы откупаясь от окружения. Лезть с нравоучениями и советами в сложившиеся общественные нормы и традиции – дело не благодарное, от слова совсем. Тем не менее, давайте подумаем, что мы зачастую имеем в сухом остатке подобных скорых на воплощение решений.

Представим молодую пару, которая только окончила учебу и начала свой жизненный путь. Они хотят быть вместе, но так как осетинское общество очень небезразлично к вопросам целомудрия и морали, им необходимо отношения узаконить. Вот, отношения узаконены, а далее им начинают давать добрые советы и при случае намекать на необходимость скорейшего продолжения рода. Вроде все чинно и благородно, но лично у меня возникает несколько вопросов, ответы на которые, я предлагаю дать самим читателям, а я, бегло и неосторожно, просто их задам.

Начнем с того, что, если мы считаем себя частью мирового сообщества, а значит идеалы и жизненные стандарты современных людей нам не чужды, на какую карьеру и жизненные блага мы можем рассчитывать, когда не посвятили саморазвитию и нескольких лет? Какова база для создания и развития семейной ячейки у людей, которые в 20 лет приходят к этапу, который во всем мире является лишь естественным продолжением многолетнего опыта, карьеры и сложившихся взглядов на жизнь? Какие идеалы и принципы в ребенке может воспитать человек, который десять лет назад играл в машинки или куколки? Не находите это нелепым? Ребенок, у которого появляется свой ребенок, обреченный в первые годы на статус живой куклы для своих еще несозревших родителей. И наконец, какова вероятность, что человек которого вы полюбили в 18, исходя из причин, актуальных в этом возрасте, будет вам также приятен и близок в 28? Неужели не очевиднее, что для принятия таких ответственных решений как брак и рождение детей, личность должна быть созревшей и разумной, способной контролировать сиюминутные позывы и гормональные бури.

Поймите меня правильно, я понимаю, что нас очень мало и нужно радоваться каждому новому осетину, но статистика разводов и несчастных союзов не может не омрачать демографические отчеты. Да, я понимаю, что бывают люди, которые и в 20 лет способны брать на себя обязательства и ответственно подходить к вопросу, однако давайте по-честному, с такими качествами надо бы сначала построить базу для будущего семейного очага и счастья близких.
Все, о чем я пытаюсь сказать, что осетинскому обществу пора переосмыслить вопрос зрелости психологической и социальной. Я не призываю к отказу традиционных норм морали и этики, но призываю дать людям время. Если мы не хотим постоянно наблюдать за разведенными людьми с нулевой карьерой и перспективами, которым нет и тридцати, то пора бы перестать давить на молодых людей и девушек, дав им время подойти к вопросу с умом и рассудительностью. Жениться и нарожать детей они успеют в любое время, а вот набивать шишки и прокладывать свой путь лучше в юности. 

0