Стендап-комедия: философия шутов или прививка от обыденности

© Sputnik / Александр Уткин / Перейти в фотобанкАнглийский комик Эдди Иззард выступил в "Крокус Сити Холл"
Английский комик Эдди Иззард выступил в Крокус Сити Холл - Sputnik Южная Осетия, 1920, 04.04.2021
Подписаться
С каждым днем стендап-комедия становится все популярнее. Кто-то давно следит за полюбившимися комедиантами, другие только сейчас открывают для себя этот жанр, а некоторые уже видят себя будущими звездами стендапа. Чем же он так привлекателен и популярен во всем мире?

Способность человека переживать различные жизненные обстоятельства или рефлексировать на тему глобальных проблем через призму юмора – великий дар.

Деконструируя и высмеивая проблему, мы как-бы анализируем ее внутри безопасной среды, без риска "травмироваться", и, тем самым, можем гораздо легче рассуждать на различные тяжелые и щепетильные темы. Этот аспект юмора, который выступает вспомогательным механизмом рефлексии, наиболее ярко представлен в стендап-комедии.

Митинг оппозиции За честные выборы в Москве - Sputnik Южная Осетия, 1920, 24.03.2021
Ханжество и лицемерие как симптомы "больного" общества

Стендап-комедия – это жанр юмористического выступления, в котором автор выступает перед живой аудиторией. Он не только декламирует заранее заготовленный комедийный материал, но и постоянно вербально взаимодействует со зрителями, подмечая их реакцию, вступая в диалог, или просто разбавляя выступление шутливыми замечаниями.

Индустрия стендап-комедии, которая для отечественного зрителя, по большей части, является открытием последних десяти лет, на Западе имеет вековую историю и давно стала полноправной частью культуры. Множество актеров, такие как Эдди Мерфи, Вуппи Голдберг, Джим Керри и многие другие, известные на территории постсоветского пространства в первую очередь по своим ролям в комедийных фильмах, начинали свою карьеру в стендап-комедии.

Родители и подростки - Sputnik Южная Осетия, 1920, 18.03.2021
Конфликт "отцов и детей": возможно ли найти взаимопонимание между поколениями?

Конечно, в некотором смысле выступления таких отечественных титанов юмора и сатиры, как Аркадий Райкин и Михаил Жванецкий, тоже можно рассматривать с точки зрения стендапа. Само собой, основные составляющие стендап-комедии в их творчестве были представлены всецело, однако в полной мере стендапом они не являлись, так как отсутствовал важнейший фактор, делающий стендап стендапом – свобода слова.

В сущности, современные стендап-комики подобны средневековым менестрелям и шутам, находившим в себе смелость шутить над монаршими особами и, более того, имевшим на это право, ведь и в то время умелые шутки, через которые мудрый менестрель доносил самую неудобную истину, – очень ценились. Точно так же, современные западные комики часто выступают единственными спикерами, рассуждающими и шутящими на темы, на которые простые обыватели рассуждать бы не решились.

Скульптура Огюста Родена Мыслитель - Sputnik Южная Осетия, 1920, 17.03.2021
Что такое талант: как определить и раскрыть врожденные преимущества?

Именно свобода слова и огромное разнообразие комиков, являются существенным фактором, создающим в западном обществе условия для свободного диалога между людьми разных мнений, взглядов и политических убеждений. Дело в том, что конфликтные и серьезные вопросы, будь то вопрос равенства полов, проблем экологии, этики, религиозных противоречий, или ситуации в международной политике, в любой другой ситуации и обстановке способные вызвать горячие споры и даже открытые конфликты, в контексте юмора воспринимаются зрителем куда легче, но при этом, тем не менее, заставляют задуматься.

Конечно, как и любая другая сфера культуры, стендап-комедия не однородна и уж точно не представлена сплошными философами и мудрецами. В огромной индустрии стендапа есть "продукт" на любой вкус, любого уровня сложности и градуса откровенности. Однако наиболее именитые комики отличаются как раз тем, что в легкой, шутливой, а иногда откровенно грубой манере рассуждают на актуальные вопросы.

Разбитая фигура Статуи свободы - Sputnik Южная Осетия, 1920, 06.03.2021
Новая этика. Общество справедливости или культурный перевертыш?

Знаменитый Джордж Карлин, высмеивающий в своих выступлениях культ потребления, экологическую истерию и религиозный фундаментализм, Дэйв Шапелл и Крис Рок, рассуждающие на темы расизма и криминала в американском обществе, Джим Джеффрис, в неповторимой манере обличающий пороки современного общества и семьи, или Даг Стенхоуп, в нарочито грубой и пренебрежительной манере проходящийся по крайне щепетильным темам инвалидности, смерти, наркозависимости и даже терроризма – все они, настолько непохожие друг на друга, настолько полярные во мнениях и взглядах, тем не менее служат одной цели – развлекать зрителей, разрушая при этом всевозможные оковы этики и ханжества, давая им возможность свободно размышлять на самые разные актуальные темы.

Не исключая контекста менталитета и культуры, тем не менее, тот факт, что подобный жанр комедии становится популярным у отечественных зрителей – не может не радовать. Возможно, когда-нибудь наше общество будет готово к обсуждению серьезных внутренних противоречий и спорных вопросов без страха кого-либо обидеть или поссорить, но пока, вероятно, нам, как и множеству людей по всему миру, понадобятся шуты-мудрецы, находящие в себе смелость сказать: "А король-то голый!"

Лента новостей
0