Участники фестиваля Музыкальные сезоны Северного Кавказа

"Мы увидим разнообразие культур": Ацамаз Макоев о фестивале на Северном Кавказе

147
(обновлено 11:46 29.09.2020)
Председатель Союза композиторов Северной Осетии Ацамаз Макоев рассказал Sputnik о значении предстоящего в октябре музыкального фестиваля, который пройдет по всему Северному Кавказу, а также в Южной Осетии

В Союзе композиторов Северной Осетии презентовали фестиваль "Музыкальные сезоны Северного Кавказа", который организован на средства гранта "Российского фонда культуры", предоставленного в рамках федерального проекта "Творческие люди" национального проекта "Культура". Фестиваль стартует в октябре текущего года и включает в себя концерты, творческие встречи и мастер-классы ведущих композиторов и музыкантов, которые пройдут по всему Северному Кавказу.

О предстоящем фестивале корреспонденту Sputnik Анне Кабисовой рассказал председатель Союза композиторов Северной Осетии, композитор, заслуженный деятель искусств РФ Ацамаз Макоев.

"Мы бы хотели дать возможность звучать национальной музыке"

– Для меня самое важное в этом фестивале – это то, с какой любовью встретили представители всех республик новость о том, что фестиваль музыки Северного Кавказа продолжается и что все не закончилось фестивалем "Музыка соседей – музыка друзей", который мы провели благодаря поддержке министерства культуры РФ в 2018 году. Потому что самое главное, для чего все эти проекты делаются и, дай Бог, будут продолжаться, – чтобы на ведущих площадках наших республик звучала музыка композиторских национальных школ, которая зачастую пишется в портфель. А благодаря фестивалю, мы увидим разнообразие культур, населяющих Северный Кавказ. Мы преклоняемся перед мировой и русской классикой, но через эти проекты мы бы хотели дать возможность звучать и национальной музыке.

Хочу отметить, что в этом фестивале активное участие примут детские коллективы. Например, в Грозном на базе Чеченской государственной филармонии состоится мастер-класс профессора Валерия Хлебникова "История развития национальных музыкальных инструментов" с участием грозненского Детского симфонического оркестра и ансамбля скрипачей Владикавказского колледжа искусств им. В. Гергиева. 

Участники фестиваля Музыкальные сезоны Северного Кавказа
© Sputnik / Анна Кабисова
Участники фестиваля "Музыкальные сезоны Северного Кавказа"

А во Владикавказе в музыкальной школе №2 состоится интереснейший мастер-класс наших знаменитых инструменталистов Павла Беккермана, Олега Ходова, Олега Диабекова, Сурена Саркисяна, который называется "Использование нехарактерных музыкальных инструментов для кавказского мелоса".

Издание книги "Музыкальное искусство Осетии XX и XXI веков" Татьяны Батаговой

– Я не буду рассказывать о всех мероприятиях, которые пройдут в рамках фестиваля, так как их очень много, и все они одинаково интересны и важны. Но отдельно хочется поделиться важным событием для всей музыкальной общественности нашей республики – это издание книги "Музыкальное искусство Осетии XX и XXI веков" Татьяны Батаговой.

Председатель Союза композиторов Северной Осетии Ацамаз Макоев
© Sputnik / Анна Кабисова
Председатель Союза композиторов Северной Осетии Ацамаз Макоев

Мы всегда мечтали, чтобы у нас появилась книга, в которой было бы описано то, как развивалась музыкальная культура Осетии, начиная с прошлого столетия: как появились музыкальные школы, училище, как зародился симфонический оркестр, как создавался Союз композиторов, кто были эти люди, что они писали, как рождалась музыка к постановкам в Осетинском и Русском театрах. Нужно было собрать биографии и нотные материалы всех наших классиков, которые создавали нашу музыкальную культуру и подготовили почву для появления композиторов, музыкантов, вокалистов и дирижеров, которыми гордится наша республика и страна. Но в этой книге рассказывается не только о классиках, но и о наших современниках – молодых композиторах, которые недавно окончили консерватории, но уже имеют свой творческий багаж.

На протяжении двадцати лет мы собирали и готовили этот материал – музыковед, профессор Московского государственного института культуры Татьяна Батагова написала эту книгу, и вот на средства гранта Российского фонда культуры и при участии мецената, главы муниципального образования Владикавказа Русланбека Икаева, мы смогли наконец ее издать.

Я подарю эту книгу всем музыкальным школам Северной и Южной Осетии, всем ныне здравствующим композиторам, а также потомках тех, кого уже нет в живых. Эта книга будет презентована в рамках фестиваля "Музыкальные сезоны Северного Кавказа" во Владикавказе и в Цхинвале, а также в представительстве РСО-Алания в Москве.

Тема Великой Отечественной войны

Еще одной важной темой фестиваля является Великая Отечественная война, так как в этом году наша страна празднует 75-летие со Дня Победы. На концертах в рамках фестиваля прозвучат произведения, созданные композиторами и поэтами Северного Кавказа за все годы, начиная с 1945 года. Прозвучат также песни, написанные нашими современниками. А в Нальчике в Кабардино-Балкарской государственной филармонии состоится круглый стол "Тема Великой Отечественной войны в творчестве современных композиторов Северного Кавказа". Там же фестиваль и завершится концертом Сводного оркестра Северо-Кавказского федерального округа под управлением заслуженного артиста РФ Петра Темирканова.

147
Miyagi и Andy Panda

Клип Miyagi и Andy Panda номинирован на премию Berlin Music Video Awards

83
(обновлено 15:25 17.04.2021)
Съемки клипа проходили на протяжении нескольких недель в горах Северной Осетии. В качестве массовки в клипе участвовали жители республики.

ЦХИНВАЛ, 17 апр - Sputnik. Клип на трек Yamakasi известных осетинских исполнителей Miyagi и Andy Panda номинирован на международную музыкальную премию Berlin Music Video Awards.

"Видео претендует на награду в категории "Лучшая операторская работа", - пишет Ossetia News.

Клип на песню Yamakasi в горах Осетии снял Егор Тарасов.

Berlin Music Video Awards — ежегодный международный фестиваль музыкального видео, который проходит в Берлине. Это независимый фестиваль, чье влияние в мире кино и музыкальной индустрии в Европе и за ее пределами продолжает расти с каждым годом. Организаторы оказывают поддержку в продвижении их творчества и предоставляют множество возможностей для налаживания полезных контактов и связей в области киноискусства.

83
Встреча с писателем Тамерланом Тадтаевым на заседании книжного клуба во Владикавказе

"Главная тема прозы Тамерлана Тадтаева это мы с вами, осетины на войне"

302
(обновлено 15:00 16.04.2021)
Во Владикавказе в арт-пространстве "The Лампæ" прошло очередное заседание книжного клуба Алана Цхурбаева, в рамках которого состоялась встреча с писателем из Цхинвала Тамерланом Тадтаевым, а также показ его фильма "Икона".

На встречу пришли боевые товарищи Тамерлана, а также поклонники его творчества: музыканты, режиссеры, филологи.

Анна Кабисова, Sputnik

Представляя собравшимся гостя вечера, ведущий книжного клуба, главный редактор журнала "Дарьял" Алан Цхурбаев подчеркнул, что чаще всего книжный клуб проходит в формате обсуждений творчества писателей без их непосредственного участия, а сегодня "ценность встречи в том, чтобы пообщаться с автором лично, тем более, что он пишет на непростые темы". Также Алан Цхурбаев рассказал, как произошло его первое знакомство с творчеством Тадтаева:

- В 2005 году наш общий друг Алан Парастаев притащил мне рукописи со словами: "Вот парень из Цхинвала пишет". Я поначалу отнесся с недоверием, но когда начал читать, то сразу ушел в это повествование, и до сих пор нахожусь в этом мире, который описывает Тамерлан. И по сей день меня его рассказы впечатляют, как и их уровень, который он выдерживает.

Встреча с писателем Тамерланом Тадтаевым на заседании книжного клуба во Владикавказе
© Sputnik / Анна Кабисова
Встреча с писателем Тамерланом Тадтаевым на заседании книжного клуба во Владикавказе

Ведущий рассказал и о том, что на сегодняшний день у Тамерлана Тадтаева выпущено уже семь книг в авторитетных московских издательствах, и что наряду с писательством, он занимается и режиссурой.

О своем первом знакомстве с Тамерланом Тадтаевым рассказала филолог, преподаватель английского языка и литературы Фатима Абаева:

- В 2007 году я оказался в одной компании с художником Стасом Хариным и Тамерланом Тадтаевым. Мы разговорились, и я поняла, что этот человек задет войной, все в нем кипит, бурлит, он надломлен войной. Я тогда активно работала переводчиком и по долгу службы слушала много семинаров на тему посттравматического синдрома. И я поняла, что у Тамерлана как раз этот синдром. Я ему говорю: "ты пиши", а он в ответ достал из сумки листы с напечатанным текстом. Помню, что среди них был рассказ "Ангел". Я прочла тексты, и они мне так понравились. В тот же день Стас Харин написал гениальный портрет: он взял красную краску, кисть и на большом белом листе изобразил Тамерлана. Это было прямое попадание, очень своевременное и точное. Тогдашние мои впечатления от Тамерлана, его творчества и этого портрета очень сильно совпали.

После трогательных рассказов о первом знакомстве с Тадтаевым, собравшиеся перешли к обсуждению его творчества. Свое понимание рассказов и образа главного героя озвучил Алан Цхурбаев:

- Конечно, война – это главная тема Тамерлана Тадтаева, но мне интересно всегда думать о том, что отличает его рассказы от других военных авторов. И мне кажется, что проза Тамерлана – поистине антивоенная. Образ главного героя, который проходит через весь творческий путь Тамерлана, – это не тот человек, который рвется в бой первым и заражает боевым духом других. Часто он боится идти вперед и накануне боя думает о низменных вещах, которые обычно несвойственны человеку в этот момент.

Например, он думает о том, как отобрать автомат у своего друга, и, в целом, выглядит совершенно недостойным героем. Но, в итоге, он совершает мужественные поступки. Почему я говорю, что это антивоенная проза. Этому герою не хочется завидовать, не хочется быть, как он. Это не Рембо. Когда смотришь на Рембо, то хочется повторить его путь, не задумываясь, а здесь такого желания нет. Это та война, в которой ты бы не хотел оказаться. И здесь как нельзя лучше подходит афоризм Оскара Уальда, который я вспомнил, когда впервые читал рассказы Тадтаева: "Когда война закончилась, не надо говорить, что это плохо. Надо сделать войну пошлой". Вот в рассказах Тамерлана война – пошлая, и в этом смысле для меня это антивоенная проза.

  • Встреча с писателем Тамерланом Тадтаевым на заседании книжного клуба во Владикавказе
    Встреча с писателем Тамерланом Тадтаевым на заседании книжного клуба во Владикавказе
    © Sputnik / Анна Кабисова
  • Встреча с писателем Тамерланом Тадтаевым на заседании книжного клуба во Владикавказе
    Встреча с писателем Тамерланом Тадтаевым на заседании книжного клуба во Владикавказе
    © Sputnik / Анна Кабисова
  • Встреча с писателем Тамерланом Тадтаевым на заседании книжного клуба во Владикавказе
    Встреча с писателем Тамерланом Тадтаевым на заседании книжного клуба во Владикавказе
    © Sputnik / Анна Кабисова
  • Встреча с писателем Тамерланом Тадтаевым на заседании книжного клуба во Владикавказе
    Встреча с писателем Тамерланом Тадтаевым на заседании книжного клуба во Владикавказе
    © Sputnik / Анна Кабисова
  • Встреча с писателем Тамерланом Тадтаевым на заседании книжного клуба во Владикавказе
    Встреча с писателем Тамерланом Тадтаевым на заседании книжного клуба во Владикавказе
    © Sputnik / Анна Кабисова
  • Встреча с писателем Тамерланом Тадтаевым на заседании книжного клуба во Владикавказе
    Встреча с писателем Тамерланом Тадтаевым на заседании книжного клуба во Владикавказе
    © Sputnik / Анна Кабисова
1 / 6
© Sputnik / Анна Кабисова
Встреча с писателем Тамерланом Тадтаевым на заседании книжного клуба во Владикавказе

Свое мнение об образе главного героя прозы Тадтаева озвучил гость встречи, психотерапевт Сергей Гадзиев:

- Я местный житель, никакого отношения к Южной Осетии никогда не имел. Работаю врачом уже 36 лет и большая часть моих пациентов - это люди из Южной Осетии, такие как Тамерлан. Здесь упоминали о посттравматическом синдроме – это действительно так, этим людям было очень трудно.

Но вернемся к творчеству. Рассказы Тадтаева – это настоящая антивоенная проза, себя и своего героя он выставляет немножко как бравый солдат Швейк, а на самом деле – это крутой парень, правая рука Парпата (Алан Джиоев – ред.), который лазил со своим пулеметом, больше его ростом, на гору в Прис. Это нечто, ребята. Я всегда думаю, а смог бы я? Он же обычный, мирный человек, как и мы все, но так сложилось, что ему пришлось воевать. В более поздних рассказах повествование уже мягче, появляется юмор, но это настоящая, гуманная проза. В ней нет ненависти к грузинам, нет ненависти ни к кому. Это очень добрый человек.

Встреча с писателем Тамерланом Тадтаевым на заседании книжного клуба во Владикавказе
© Sputnik / Анна Кабисова
Встреча с писателем Тамерланом Тадтаевым на заседании книжного клуба во Владикавказе

Гость встречи Татьяна Цаголова процитировала абзац из рассказа "Блондинка", в котором Тадтаев пишет о том, как до войны он относился к Грузии и даже хотел жениться на грузинке. И задала вопрос: "Пережито ли все? Переболело? Уже нет ненависти?

Тамерлан Тадтаев ответил:

- Тут сидят мои фронтовые товарищи: Владислав Козаев и Игорь Кокоев, они тоже проходили все это. Тот синдром, который у меня был, я исписал. Ко всем людям я отношусь хорошо: осетины, грузины, евреи, русские – в каждой нации есть плохое. А что касается грузин, то они не давали нам жить с 1989 по 2008 год. Мы жили в окружении грузин, нас постоянно бомбили, и нам приходилось защищаться. И в течение этого времени, у каждого сложилось свое отношение к грузинам.

Алан Цхурбаев задал свой вопрос:

- Почему ты начал писать? Ведь ты никогда не думал о писательстве. Ты прошел через войну, работал в таможне. Что случилось, что произошло в твоей душе, после чего ты начал писать?

Тамерлан Тадтаев:

- Случилась война, и каждый воевал, как мог. У нас были свои писатели, интеллигенция, художники, и я очень ждал, что о нас напишут. Но наши писатели писали обо всем, но только не о том, что у нас произошло. И выходили тупые статьи о том, как нас уничтожают. Потом Коста Дзугаев написал книгу "Огнестрельное оружие", я бросился ее читать с мыслью, что вот, наконец, мы можем увидеть самих себя, но я увидел нечто другое... Это было очень больно, ведь мы воевали и тоже были не ангелами.

Вот сидят Игорь Кокоев, Владислав Козаев и вот пришла Зейнаб – вдова гениального воина по кличке Пинка Васи (Маир Джиоев – ред.), которого называли "Человек-дивизия". Это ребята, которые спасли наш город и народ. Их похоронили, и такое ощущение, что как-будто их не было вообще. И тогда я начал писать. Парпата "оживил", Колорадо (Алик Джиоев – ред.) "оживил", всех других товарищей. И когда рассказы начали печатать в России, то заговорили уже и другие, которые раньше держали рот на замке.

Встреча с писателем Тамерланом Тадтаевым на заседании книжного клуба во Владикавказе
© Sputnik / Анна Кабисова
Встреча с писателем Тамерланом Тадтаевым на заседании книжного клуба во Владикавказе

В заключение встречи выступил Асланбек Мзокты, член Союза писателей Северной Осетии, первый переводчик рассказов Тамерлана Тадтаева на осетинский язык:

- Главная тема прозы Тадтаева – это мы с вами, люди, осетинская нация и то, как мы себя проявили там на войне. Шолоховская классика, рассказ "Судьба человека", показала, как война разрушила судьбу солдата Соколова. И вот эти соколовы были и в Южной Осетии. Мой отец был на Великой Отечественной войне, но никогда нам ничего не рассказывал. А сколько там было ужасных эпизодов, разве там были одни герои? Такие же люди, как мы. Ведь война – это грязь, всю пену, все, что в тебе есть нехорошего, война выбрасывает. Посмотрите, какие герои в рассказах Тадтаева. Они же ужасные. Ты думаешь, неужели, вот он с автоматом идет и будет защищать кого-то? А ведь идет и стоит на страже…

Все это Тамерлан видел своими глазами. Увидел и поверил. Господь Бог сказал Тамерлану: "вот тебе талант и то, что ты увидел, если не расскажешь - то ты вообще не человек". Я две недели читал рассказ "Русская рулетка" и не мог дочитать. Дойду до того места, где грузин стреляет в Алана, и как-будто он стреляет в моего брата, в моего ребенка, в моего близкого. За что?!

Ведущий встречи Алан Цхурбаев сообщил всем собравшимся, что совершенно новые рассказы Тамерлана Тадтаева, посвященные Пинка Васи, человеку-дивизии, будут опубликованы в ближайшем номере литературно-художественного журнала "Дарьял".

302
День 18 апреля

18 апреля: этот день в календаре

1160
(обновлено 20:45 16.04.2021)
18 апреля во всем мире отмечают Международный день памятников и исторических мест. Какие еще знаменательные события и даты отмечаются в мире — читайте в материале Sputnik.

Международный день памятников и исторических мест

Этот День, также известный как День всемирного наследия, установлен в 1982 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ICOMOS), созданной при ЮНЕСКО. Праздник отмечается с 1984 года с целью привлечь внимание общественности к вопросам защиты и сохранения всемирного культурного наследия. Также он дает возможность больше узнать о многообразии мирового наследия и о силах, которые прикладываются для его защиты и сохранения.

© CC BY-SA 2.0 / Andrew Cowie
Внесенное в список Всемирного наследия каменное мегалитическое сооружение Стоунхендж, расположенное в недалеко от города Солсбери

По оценкам экспертов, ежегодно страна теряет до 200 памятников истории и культуры, и некоторые объекты культуры прошлого утеряны уже безвозвратно. В Европе с историей обращаются гораздо бережнее, европейские страны сохраняют даже исторические ландшафты и пейзажи местности. Например, во Франции проводят восстановительные работы ландшафтов памятных мест даже после археологических раскопок. На севере Англии в практически нетронутом виде сохранен Адрианов вал, построенный при римском императоре Адриане для охраны северных рубежей империи и протянувшийся на 117 километров.

Великая Китайская стена
© Sputnik / Владимир Вяткин
Великая Китайская стена

Сегодняшний праздник — повод еще раз привлечь внимание широкой общественности и представителей власти к вопросам защиты и сохранения различных местных памятников и исторических мест и объектов всемирного культурного наследия. В этот день в рамках празднования проводятся различные конференции по вопросам сохранения и защиты культурного наследия, выступления ученых, выставки фоторабот, а также ряд других мероприятий.

© Fotolia / F11photo
Остров Пасхи

Всемирный день радиолюбителя

Ежегодно 18 апреля большой отряд энтузиастов-радиолюбителей во всем мире отмечает свой "профессиональный" праздник — Всемирный день радиолюбителя. Каждый год Всемирный день радиолюбителя проводится под определенным девизом.  Общества, секции, кружки радиолюбителей в России также принимают участие в мероприятиях Всемирного дня радиолюбителя, рассказывая о работе единомышленников и популяризируя это интеллектуальное хобби. Еще в 1945 году, учитывая роль радио в культурной и политической жизни общества и в обороне страны, правительство СССР учредило специальный памятный день — День радио.

Считается, что большинство радио-технологий, которыми мы, не задумываясь, пользуемся в повседневной жизни, были сначала исследованы радиолюбителями. В первую очередь это относится к сотовым телефонам. В последние годы невероятно быстро развиваются цифровые коммуникации.

Радиоприемник Телефункен
© Sputnik / Олег Ласточкин
Радиоприемник "Телефункен"

Изобретения и технологии, получившие "путевку в жизнь" из рук радиолюбителей, по прошествии даже многих лет не потеряли свою актуальность — нашими надежными помощниками являются радио- и телевизионные приемники и передатчики, включая двухсторонние способы радиосвязи, адаптивные антенны и другие необходимые технологии.

Какой праздник 18 апреля

  • Международный день памятников и исторических мест.
  • Всемирный день радиолюбителя.

Что произошло 18 апреля

1791 — английский парламент отказался запрещать рабство в африканских колониях.

1846 —американец Роял Хаус запатентовал телеграфный аппарат.

© Sputnik / Александр Красавин
Телеграфный аппарат системы "Морзе", по которому было передано о победе Петроградского вооруженного восстания в октябре 1917 года. Центральный музей Революции СССР.

1853 —введена в эксплуатацию первая в Азии железная дорога (Бомбей—Танна, 36 км).

1902 — первое применение (в Великобритании) дактилоскопии для опознания преступника.

© Sputnik / Иващенко
Эксперты дактилоскопической лаборатории проводят идентификацию отпечатков пальцев.

1934 — в городке Форт-Уэрт (штат Техас, США) открылась первая прачечная-автомат.

Прачечная
© Photo : pixabay
Прачечная

1945 — окончание Рурской операции во время Второй мировой войны.

1988 — ВМС США проводят военную операцию против Ирана ("Богомол").

Кто из известных людей родился 18 апреля

1480 — Лукреция Борджиа, незаконная дочь папы римского Александра VI и его любовницы Ваноццы деи Каттанеи, графиня Пезаро, герцогиня Бишелье, герцогиня Феррары.

1956 — Эрик Робертс, американский актер.

© Sputnik / Виталий Аньков
Закрытие кинофестиваля "Меридианы Тихого" во Владивостоке

1985 — Елена Темникова, российская певица и автор песен.

1987 — Роузи Хантингтон-Уайтли, британская супермодель.

Самые сексуальные девушки по версии Maxim
Самые сексуальные девушки по версии Maxim

1971 — Дэвид Теннант, английский актер.

Дата 18 апреля в церковном календаре: празднование в честь перенесения мощей святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси

Святитель Иов (в миру Иоанн), первый патриарх Московский и всея Руси, родился во второй четверти XVI века в древнем русском городе Старица. В декабре 1587 года собором епископов он был поставлен Первосвятителем Русской Церкви — Митрополитом Московским и всея России. Он повел ряд мер, направленных на укрепление дисциплины среди клириков, на улучшение их нравственности и поддержании благочиния в храмах. Немало трудов святителя было направлено на духовное развитие народа, распространение Священного Писания и святоотеческих книг. Сопоставляя древние списки, он отбирал лучшие, как образец для печатания. Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу.

Святителя Иова отличали глубокая, чистая вера, любовь к ближним и Отечеству, утверждение и защита Православия, жертвенное служение Церкви Христовой, подтвержденное его исповедничеством. Святитель Иов мирно скончался в 1607 году и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над могилой святителя была устроена часовня. В 1652 году при патриархе Иосифе (1642-1652) нетленные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены около гробницы патриарха Иоасафа (1634-1640). От мощей святителя Иова происходили исцеления. Святитель Иов был канонизован на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 1989 году.

Православный календарь

  • День памяти мучеников Агафопода, диакона, Феодула, чтеца, и иже с ними.

Народный календарь: Федул Ветреник

Народный праздник получил название в память о мучениках — диаконе Агафоподе, чтеце Феодуле и иже с ними, отдавших жизнь за веру в 303 году. В этот день начинают дуть теплые весенние ветры. О ненастной погоде говорят:"Пришел Федул — губы надул». Иногда используют и более интересный вариант присказки: "Федул, чего губы надул? — Кафтан прожег. — Велика ли дыра? — Один ворот остался". Считалось, что с первым весенним ветром прилетают сверчки и расселяются по огородам. Также появляются бабочки-крапивницы, божьи коровки.

На Федула (Феодула) нужно было растворить окна и заговорить их специальными словами, чтобы уберечь избу от гнилых ветров, от нечистой силы, от переполохов. Впрочем, истинная причина для такого обычая, скорее всего, была самая приземленная: после длинной зимы изба нуждалась в проветривании, а теплый ветер уже не мог выстудить помещение. Не случайно говорили: "Кто раньше Федула оконницу растворил — тот ненастью угодил"; "На Федула окно отворил — избу без дров натопил". Земледельцы наблюдали: если на дне оврага осталось снега величиной с корову — значит, можно приниматься за пахоту.

Кто празднует именины 18 апреля

Алексей, Георгий, Марк, Николай, Платон, Семен, Феодул.

1160
Темы:
Этот день в истории