Терминатор: Темные судьбы

США ломают оружие, которым покорили Россию, и оно может достаться ей

174
(обновлено 10:56 05.11.2019)
Фильм "Терминатор: темные судьбы" стартовал в прокате заметно хуже, чем ожидалось. Причем и в Америке, и у нас. В России прогнозы обещали ему первое место, а он стартовал в пятницу на втором, в субботу съехав вообще на третье.

Почему это интересно для нас? Потому что темная судьба Терминатора вообще для нашей страны имеет значение, отмечает колумнист РИА Новости Виктор Мараховский.

Фраза о том, что СССР был побежден "не НАТО, а Голливудом", конечно, перебор — но не бред. Разумеется, нашу предыдущую государственность разрушила в первую очередь не внешняя сила, а слаженная работа сил внутренних. Однако роль, которую сыграли в "капитуляции русских" американские киногерои, переоценить невозможно.

Кто был подростком в 1980-х — начале 90-х (а я, например, был), тот помнит: основных поведенческих моделей у мальчишек было три. Шварценеггер, Сталлоне и, в несколько меньшей степени, Брюс Ли, приехавший к нам хоть и из Гонконга, но тоже через Америку. На девочек, кстати, тоже повлияло: они хоть и не пытались подражать конкретной Джулии Робертс, но мечта уехать в богатое безопасное Туда и выйти Там замуж за Ричарда Гира (он же, в мексиканском многосерийном варианте, Луис Альберто) тем не менее инфицировала целые поколения.

Эта сокрушительная культурная капитуляция, результаты которой ощущаются по сей день, была бы невозможна, если бы Голливуд действительно не был велик. А он, безусловно, был. Голливуд тридцатилетней давности был потрясающе эффективной машиной мечты. Грубо говоря, он рассказывал вечные истории всякий раз по-новому и использовал вечных героев, всякий раз надевая на них актуальный и привлекательный облик.

И эти истории, и эти герои настолько хорошо и давно знакомы большей части человечества, что они свободно проницали любые границы и многие культурные различия. И действовали почти безотказно.

Строго говоря, "Терминатор" 1984 года — это была очень древняя история с очень древними персонажами. Там была дева-в-беде, там было преследующее ее чудовище и рыцарь, жертвующий собой ради ее спасения.

"Терминатор: Судный день" 1991 года тоже был очень древней историей — только чудовище-Шварценеггер там перековалось и стало рыцарем, дева-в-беде превратилась в деву-воительницу, а по их следам бросился новый, постоянно меняющий облик демон.

...Потом были какие-то невнятные фестивали ностальгии по былому Шварценеггеру (третий и пятый "Терминаторы") и неудачные попытки соорудить "расширенную вселенную" (четвертый "Терминатор"), и все это в каких-то альтернативных мирах, и никто ничего не понял.

А сейчас Голливуд попытался вернуться к своему культовому рассказу и продолжить его с того места, где он его бросил. Но по дороге с ним случилась беда, которая в самой американской киноиндустрии, кажется, рассматривается как победа.

Если коротко, то рассказывать вечные истории с вечными героями там больше не рекомендуется. Рыцарь-защитник (или прекрасный принц) и дева-в-беде — это теперь устаревшие социальные конструкты. Более того, это механизм культурного подавления, в данном случае женщин мужчинами. И это механизм давления на мужчин и воспитания в них агрессии. И еще это навязывание патриархальных стереотипов.

А в Америке, как мы помним, идет большая Битва За Социальную Справедливость, которая у них означает не то, что нам кажется, а уничтожение прежней, традиционной системы ценностей и социальных ролей. И создание новых — расово, культурно и сексуально разнообразных. И большой кинематограф не может отсидеться в стороне.

В общем, в финальном "Терминаторе" все изуродовано по последнему слову социальной политкорректной справедливости.

Там имеется один откровенно старый и комичный Т-800, занимающийся исключительно делами, не попадающими под определение "токсичной мужественности": киборг женат (да), шьет шторы, вкусно готовит, надежен в быту и безропотно меняет подгузники, чем и ценен. Чтобы быть совсем безопасным, он даже не пристает к своей жене (и об этом сообщается с гордостью).

А вместо одной девы-воительницы имеются целых три. Это, во-первых, старушка-воительница, в свои 63 легко одолевающая в драке двоих крепких профессиональных силовиков. Это, во-вторых, киборгизированная тетя-воительница, женских черт лишенная и, судя по поведению, вообще ни в каких мужчинах не нуждающаяся (любовь она испытывает только к своей командирше). И в-третьих, наконец, спасительница будущего — мексиканская девица-воительница. Она поначалу совсем беззащитна, прямо как Сара Коннор в 1984 году. Но, в отличие от Сары Коннор, она превращается в бойца не через тяжелые испытания и не постепенно, а сразу и каким-то мистическим образом. Вот она не умела водить — но попробовала и получилось с первого раза. Вот она в первый раз в жизни берет в руки огромный автомат — и тут же попадает по всем мишеням.
И вся эта бредовая команда побеждает очередного жидкометаллического суперкиборга, надоевшего всем уже хуже редьки. В конце старушка-воительница увозит девицу-воительницу в закат готовить к ее великой миссии.

...И вот здесь начинается самое интересное.

Оказывается, если из Голливуда вынуть вечные сюжеты и вечных персонажей, то он перестает быть фабрикой грез и машиной мечты. Аудитории все-таки важно, чтобы ей рассказывали о ней — о ее мечтах, страхах и "образе себя". Аудитории важно, чтобы она могла отождествить себя с героями и вместе с ними пережить их превращение.

При этом вечные сюжеты и вечные герои потому так и называются, что они прошиты в подкорке у всего человечества. Обстоятельства могут меняться, исторические декорации могут меняться, чудовища могут быть с рогами или из металла, девы — в платьях или джинсах, а рыцари — с мечом, автоматом или даже в очках. Но вечные истории все равно про схватку защитника с монстром, про любовь и про то, как испытания изменяют героев и открывают будущее им и их детям.

А если это убрать, то останется просто зрелище. Кассу это все по-прежнему может собирать, но той власти над душами всей планеты, которая была у прежнего Голливуда, у него уже нет.

Новая сказка о будущем получается чертовски непривлекательной. Для девушек — потому что там их ждет только адская, кровавая мужская работа и никакой любви. Для парней — потому что им там места вообще нет, если они не умеют шить.

Говоря проще, воображая, что он отказывается от стереотипов, Голливуд убивает архетипы. По факту современная передовая Америка, заставляя свою киноиндустрию придушивать устаревшую вечность и конструировать "новые социальные роли", тем самым демонтирует то самое оружие, которым она в свое время покорила остальной мир. И нас в том числе.

...На этом месте можно было бы сказать, что, раз уж Голливуд сам себя демонтирует, то наша киноиндустрия в выигрыше. И что она получает шанс распространить наше культурное влияние по планете — ведь у нас по-прежнему можно снимать вечные истории.

Но проблема в том, что наша киноиндустрия, за некоторыми приятными исключениями, тоже передовая. В дурном смысле. То есть безмозгло тащится за последними трендами западного кино (не забывая, конечно, его ругать, но мечтая в него интегрироваться).

Поэтому скорее стоило бы открыть наш рынок для сценаристов и режиссеров того, прежнего Голливуда, которые отстранены сегодня от дел из-за своего несоответствия передовым американским идеям. Они, по крайней мере, не страдают нашими провинциальными комплексами.

174
Валерий Кабулов

Жизнь по нотам: как сбылась детская мечта музыканта из Цхинвала Валерия Кабулова

257
(обновлено 12:00 25.05.2020)
Начав со школьного ансамбля, музыкант пришел к своей мечте - создать джаз-группу. Сегодня Кабулов вместе с участниками группы репетирует новую программу, и готовится к встрече со зрителем

Залина Кулумбегова

Интерес к музыке у Валерия Кабулова проявился еще в школе. Уже тогда он любил посидеть перед телевизором, и посмотреть выступление западных музыкальных групп. В эпоху СССР западная музыка на телевизионных каналах была редкостью, поэтому каждое выступление воспринималось как чудо. Виртуозное выступление ансамблей Rabbits, Boney M, Teach-In и других оказали на Кабулова большое влияние. И он вместе с одноклассниками-единомышленниками начинает увлекаться игрой на музыкальных инструментах. Сам Валерий выказывал интерес к ударным инструментам. К счастью, в цхинвальской средней школе №2, где он учился, был музыкальный оркестр. Здесь имелись все инструменты, именно в стенах своей школы Валерий со своими друзьями начал реализовать свои планы.

"Со мной в оркестре играли на клавишных – Владимир Алборов (Бетховен), Анатолий Кокоев – на гитаре и Джанлей Джиоев – на бас-гитаре, пел у нас Алан Техов", - вспоминает Кабулов.

Школьный ансамбль часто принимал участие в городских мероприятиях. Каждое вступление предваряли ежедневные репетиции. Ребята понимали, что для того, чтобы добиться признания, необходимо упорно работать над собой.

"В основном в нашем песенном репертуаре были военные песни. Это был наш, образно говоря, песенный арсенал. Пели мы "Землянку", "Журавли" и другие известные песни на военную тематику", - вспоминает музыкант.

Еще в детстве Кабулов мечтал научиться профессиональной игре на ударных инструментах. Эту мечту ему удалось реализовать благодаря постоянным репетициям.

"Родные мои полностью поддерживали то, чем я занимаюсь. Когда я закончил школу, мама даже купила мне ударную установку Amati чехословацкого производства. Она отдала тогда за нее тысячу пятьдесят рублей, в то время это были большие деньги", - улыбается музыкант.

В семье Валерия музыкантов не было, но это не мешало ему идти к заветной цели. С утра до ночи он репетировал, пробовал разные варианты игры. С каждым разом исполнение становилось все лучше и лучше. Что не могло не радовать начинающего барабанщика.

После школы он поступил в музыкальное училище города Цхинвал, где учился игре на контрабасе.

"Моим учителем был замечательный педагог Дианоз Галаванов, который многому меня научил. Но так как я увлекался игрой на ударных инструментах, учеба игре на контрабасе не поменяла моего решения", - добавил Валерий.

Спустя какое-то время Кабулова приглашают играть в ансамбль "Бонварон". Для него это был очень важный опыт.

"В "Бонварон" я попал, когда их барабанщика Виктора Габараева забрали в армию. Меня пригласили играть на ударных инструментах вместо него", - вспоминает музыкант.

ВИА Бонварон
ВИА "Бонварон"

Отнеслись к новому участнику в музыкальной группе хорошо. К этому моменту коллектив уже был полностью сформирован, но пробыл там Валерий недолго, так как его тоже призвали в армию.

Отслужив, Валерий возвращается уже изменившимся и повзрослевшим. Но любовь к музыке осталась неизменной. Спустя какое-то время Кабулов продолжает свой музыкальный путь в рок-группе "Мемориал", созданной Ахсаром Джигкаевым. Ансамбль состоял из трех человек, это были Владимир Алборов, сам Валерий Кабулов и Ахсар Джигкаев, затем к ним присоединился и певец Медведский.

"Гастролировали мы тогда по Северной Осетии и Грузии, тогда наши выступления производили фурор. Помню, как однажды на концерте весь зал был переполнен, и двери ломали зрители, оставшиеся без билетов. Это было еще в 1980-х", - рассказывает музыкант.

За одной сбывшейся мечтой последовала и другая - создать джазовый оркестр. Но это намерение долгие годы так и оставалось намерением. Пока в 2018 году он не встретил саксофониста Петра Келехсаева, игравшего ранее в ансамбле "Бонварон", которому и рассказал о своей идее.

"Я сказал ему, что если у него будет инструмент, захочет ли он играть. Он обрадовался, сказал, что очень скучает по музыке, и согласился", - добавил Кабулов. Так родился новый музыкальный коллектив.

Валерий Кабулов (слева) и музыканты джаз-группы
Из личного архива Валерия Кабулова
Валерий Кабулов (слева) и музыканты джаз-группы

Сегодня в джаз-группе пять человек, это перспективный пианист Мурат Плиев-младший, джазовая певица Нина Гатикоева, талантливый контрабасист Александр Дзигоев, саксофонист Петр Келехсаев и сам Валерий Кабулов.

Долгое время не удавалось найти помещение, где можно было бы проводить репетиции. Но, как говорится, мир не без добрых людей.

"Благодаря директору госдрамтеатра Мадине Валиевой, мы получили возможность работать в комфортных условиях в здании театра", – рассказал музыкант.

Коллектив джаз-группы работает над новой программой, которую в ближайшее время представит на большой сцене. Правда ситуация с эпидемией коронавируса не позволяет определить конкретный день встречи музыкантов со своим зрителем. Но в том, что эта встреча состоится, музыканты не сомневаются.

Валерий Кабулов считает себя счастливым человеком. Ведь его детская мечта стать музыкантом сбылась и стала частью его нынешней жизни. Жизни по нотам.

Солистка джаз-квинтета Нина Гатикоева
Из личного архива Валерия Кабулова
Солистка джаз-квинтета Нина Гатикоева
257
Заур Цогоев и Людвиг Джиоты

нас не было денег, но зато был настрой": режиссер из Осетии о съемках фильма на айфон

333
(обновлено 18:25 21.05.2020)
Короткометражный художественный фильм с длинным названием "Пробую в тысячный раз, или Очередная неудача" снят режиссером Зауром Цогоевым по сценарию Урузмага Засеева и Людвига Джиоты. Премьера фильма состоялась в Instagram

Выпускник московской высшей школы кино "Арка" Заур Цогоев снял свой новый фильм на айфон прошлым летом в столице. Смешная и злободневная короткометражка повествует об отношениях сценариста (главного героя) с продюсерами, чьи образы и монологи сознательно утрированы, но в целом отражают современные реалии в подходе к "актуальным" темам в кинематографе.

Корреспондент Sputnik Анна Кабисова поговорила с режиссером Зауром Цогоевым о новом фильме.

– Где проходили съемки фильма?

– Фильм по этому сценарию я хотел снять как дипломный проект, но мне не дали это сделать по соображениям политики школы (московская высшая школа кино "Арка" - ред.), поэтому я решил, что сделаю это позже самостоятельно. И вот однажды мы собрались и поняли, что пора. Фильм был снят за один день в пространстве Арт-плей в Москве.

Заур Цогоев, продюсер Юлия Васильева и Людвиг Джиоты
Из личного архива Заура Цогоева
Заур Цогоев, продюсер Юлия Васильева и Людвиг Джиоты

– Почему решили снимать фильм на айфон?

– Все просто – снимать на профессиональную камеру у нас не было возможности. У нас был только настрой. Да и пошла такая волна среди режиссеров: например, Содерберг снял фильм на айфон (фильм Стивена Содерберга "Не в себе" вышел в 2018 году – ред.). Но тут нужно понимать, что такие эксперименты в киноиндустрии не означают, что берется айфон, и все остальное не нужно. К айфону прилагается все то же киношное оборудование, техника, люди и бюджет.

А мы снимали действительно только на айфон и звук писали на айфон и использовали тот свет, который был – без дополнительного осветительного оборудования. У нашего продюсера Юлии Васильевой был на тот момент десятый айфон, и мы начали съемки. Но скажу честно, что такие эксперименты не по мне: с айфоновскими файлами тяжело работать – они далеко не 4К (4K — обозначение разрешающей способности в цифровом кинематографе и компьютерной графике, примерно соответствующее 4 тысячи пикселей по горизонтали – ред.). Поэтому фанаты айфонов, не обольщайтесь (смеется – ред.). Сняли мы за один день, а монтаж длился почти год. Но я думаю, что все завершилось именно тогда, когда надо было: сейчас все перешло в онлайн-формат, и премьера нашего фильма в Instagram гармонично вписалась в сегодняшние реалии.

Заур Цогоев на съемках
Из личного архива Заура Цогоева
Заур Цогоев на съемках

– Означает ли это, что фильм планируется показывать только в социальных сетях, так как показывать на большом экране качество не позволит?

– Нет, фильм можно так "просчитать", что качество вполне вытянет и большой экран. Кстати, в таком виде фильм смотрится даже круче, потому что на фоне вставлены разного рода приколы, которые невозможно увидеть, если смотреть фильм на экране телефона. Но такой формат лишил нас возможности участвовать в кинофестивалях, потому что люди, которые занимаются продвижением кино на фестивали, сказали, что фильм нужно перемонтировать. Мы отказались это делать и решили просто опубликовать фильм в социальных сетях.

– Просчитывали ли вы возможные риски подобного кино? Например, реакцию продюсеров, которые посмотрят фильм и решат, что вы не уважаете индустрию?

– На самом деле мы уважаем киноиндустрию, поэтому и делаем такие фильмы. А если бы мы не уважали индустрию, то нас бы просто в ней не было. Такой же вопрос я могу задать продюсерам, режиссерам и всем тем, кто выдает ложное за реальное, снимая фильмы с огромными бюджетами, и потом на интервью пытаются убедить зрителя, что на самом деле это очень крутое кино, а зритель просто плебей и не понимает высокое искусство.

У нас есть уважение к настоящему кино, мы не стараемся угодить кому-то, а снимаем то, что считаем нужным. Правда может быть жесткой, но она нужна, если это правда. И если говорить глобально, то фильм не только о продюсерах, он касается всех, кто сидит в кресле руководителя и не знает ничего о своем условном заводе. Это реальная проблема, когда на руководящих постах в разных сферах находятся люди, которые пришли не по зову сердца, а потому что их туда поставили, либо они просто играют в это. Мне такие люди напоминают сбой в монтаже, когда картинка отстает от звука, или звук от картинки – то есть, у таких людей слова всегда расходятся с делом.

Снимая кино, мы получаем удовольствие от самого процесса, а не от результата. Ведь завтра он может быть позитивный, а потом – все будет наоборот.

– Можно ли сказать, что этот фильм – крик души после реальных неудач в переговорах с продюсерами?

– Крик души? Нет. Мы не из тех, кто обижается. Мы всегда стараемся здраво оценивать ситуацию. Фильм – это всего лишь наш жизненный опыт, наблюдение за людьми, проживание похожих ситуаций. Мне кажется, что некоторые люди слишком преувеличивают значение своего статуса вместо того, чтобы постигать себя как личность. Поэтому к старости и к смерти многие разочаровываются, ведь все это отвлекает от того, чтобы начать смотреть в себя, становиться лучше, сильнее и мудрее.

– Расскажи о том, как подбирались актеры.

– С подбором актеров у нас не возникло никаких сложностей: мы нашли типажных актеров, которые подходили по характеру, и, на самом деле, именно актеры сделали этот фильм. Все они очень классные ребята, и я очень им благодарен. Это простые и общительные люди, которые легко и просто согласились отправиться с нами в это плавание. Это люди, которые действительно любят кино и готовы поддержать тебя, даже если ты без денег. Конечно, очень важно, когда ты можешь достойно оплачивать труд актеров, но они понимают, что если они не будут поддерживать молодых, то в какой-то момент все это остановится… И если им нравится идея, то они идут за тобой даже без гонорара.

– Какой у тебя прогноз касательно индустрии кино после того, как закончится эпидемия?

– Как все закончится, я не знаю, понимаю только, что все это неплохо, потому что людям есть о чем задуматься. Неважно, искусственно создан вирус, или это реально кара Господня, я не знаю. Но мои предки от простуды точно не умирали, они умирали от более благородных и воинственных причин. Лично я уже семь лет никаких таблеток не пью, к врачам не хожу и абсолютно здоров. Я это знаю и прекрасно себя чувствую. От страха снижается иммунитет, а от смеха укрепляется, так что позитивные эмоции очень полезны.

Что касается кино, то мне кажется, что влиятельные студии и сейчас продолжают снимать, может быть только с перерывами. А вот с кинотеатрами все печальнее. Когда все закончится, то мне кажется, люди еще около полугода на подсознательном уровне будут продолжать бояться ходить в общественные места. Конечно, Владикавказа это не касается – тут ничего особо не изменилось. Поэтому кинотеатры будут в бедственном положении, но потом придет момент, когда люди соскучатся по живому общению, и начнется кинотеатральный бум.

А в целом киноиндустрия перестроится, да и люди должны перестроиться, потому что сегодня нам навязана паразитирующая модель жизни. Люди, как саранча, потребляют все, что хотят, и это происходит настолько быстро, что у людей даже нет времени почувствовать вкус того, что они потребляют – хапнул, пошел дальше и даже не осознал. И это проблема будет только нарастать для будущих поколений. Я считаю, что опасность вируса слишком преувеличена: природа не создала человека, чтобы потом уничтожать его разными изощренными способами. Скорее, человек сам это делает и поэтому несчастен. А надо быть счастливым и радоваться всему, что происходит: и дождю, и солнцу, и снегу. Во всем надо искать плюсы, а минусы и так у всех есть. Как минимум, дым рассеется, пыль осядет, и мы увидим, кто как и где "дышал". Мы живем в безумное время.

– Может быть ты придумал кино на эту тему?

– Я не стремлюсь снимать фильмы, которые приносят боль. Нельзя играть с болью. Такие фильмы надо показывать, когда для них приходит время – для назидания и как урок. А во время потрясений снимать фильм про потрясения? Люди и так в стрессе, да уже и снято множество таких фильмов, которые в каком-то смысле подготовили почву.

Но может быть, я бы и снял комедию о последствиях пандемии, но в целом мне не близок жанр, в котором человечество погибает из-за маленького вируса.

Человечество должно процветать. Каждый человек должен понимать, для чего он родился в данном конкретном месте, и тогда весь механизм земли и вселенной будет крутиться правильно. А пока, все расшатано и разболтано.

В 2019-м фильм Заура Цогоева "Кража" был показан в Каннах в рамках показа альманаха минутных короткометражных Инстаграм-фильмов на тему "Милосердие – капитал будущего", организованного "Роскино" при поддержке Сбербанка.

В Осетии Заур Цогоев стал известен после выхода короткометражного фильма "Исповедь", в которой главную роль (как и во всех картинах режиссера) сыграл Людвиг Джиоев.

Дипломный фильм "Live" был показан в Москве в высшей школе кино "Арка".

333

Град и шквал: МЧС предупредил об ухудшении погоды в Северной Осетии

0
(обновлено 14:45 25.05.2020)
Угроза ливневых дождей в сочетании с сильным ветром сохранится до 26 мая, отметили в чрезвычайном ведомстве

ЦХИНВАЛ, 25 мая — Sputnik. Ближайшие сутки Северная Осетия окажется во власти непогоды, сообщает пресс-служба регионального МЧС.

"По прогнозу североосетинских синоптиков, до 26 мая в республике ожидается ухудшение погодных условий — местами по территории республики пройдут грозовые дожди, ливни в сочетание с грозой, градом и шквалистым усилением ветра до 20-25 м/с", — отметили в чрезвычайном ведомстве.

Спасатели призывают жителей республики, по возможности не выходить из дома во время ливня. Не парковать автотранспорт под большими деревьями, около рекламных щитов, линии электропередач.

0