Открытие стены Виктора Цоя в Екатеринбурге

Тайная жизнь Высоцкого и Цоя: России пора использовать супероружие

44
(обновлено 12:10 23.08.2019)
Флагман мировой масс-культуры Netflix анонсировал анимационный сериал о тайной жизни Элвиса Пресли. Для всего мира певец был простой суперзвездой, но втайне работал суперагентом правительства США (непонятно только, ЦРУ или АНБ).

Сериал будет называться "Агент Король", в его создании принимала участие Присцилла Пресли (экс-супруга исполнителя). По ее словам, Элвис был бы в восторге, он "с детства мечтал быть шпионом", отмечает колумнист РИА Новости Виктор Мараховский.

Что тут стоит отметить.

В чем-то американской поп-культуре можно позавидовать. "Суперизация" реальных персонажей некогда практиковалась во всех странах — вспомним наших богатырей, тоже созданных на основе исторических личностей. Но у нас (а также в Европе и в Азии) эта способность раскачивать настоящих людей до супергероев была утрачена, а американская культура сохранила ее и даже развивает.

При этом американской публикой, конечно, всегда сознавалось, что их "суперы" — клоунада. Вряд ли кто-нибудь когда-нибудь всерьез верил, что полковник Дэвид Крокетт катается на крокодиле, а ковбой Пекос Билл — на урагане (точно так же, как едва ли кто-то всерьез когда-либо надеялся на прилет Супермена в синих трусах поверх красного трико). Легко понять, что и "Элвис-суперагент" для современного американца будет такой же игрой.

Так вот: эта игровая вера, способность отключать серьезные щи и окунаться в шоу — пожалуй, сильная сторона американской аудитории. Представим себе, что у нас анонсирован сериал о суперразведчике Высоцком, выбирающем себе преемника и находящем его, скажем, в ленинградском пареньке Цое. Количество гневных граждан, которые начнут яростно разоблачать кощунственную задумку, тут же пойдет на тысячи.

Собственно говоря, не нужно даже фантазировать. Просто вспомним реакцию Гневных Хранителей на художественный фильм "Т-34". Создатели позволили себе лишь немного осупергероить советских танкистов (которые и так были герои), добавить их легендарному танку чуть-чуть непобедимости, а всей истории — приключенчества, плюс врубили хэппи-энд. Фильм тут же массово обвинили в том, что он:

- обесценил подвиг советских солдат;

- обесценил саму Великую Отечественную и ее трагизм;

- обесценил страдания жертв концлагерей;

- обесценил вообще все, надругался надо всем и все оболгал.

С такой армией хранителей мрачности, боюсь, веселых приключений суперагента Цоя мы еще долго не увидим. Собственно, уже то, что у нас, несмотря на нее, появился фантазийный Гоголь, охотник на нечисть — можно считать маленьким чудом.

Но самое интересное тут другое.

Штука в том, что сейчас, в разгар XXI столетия, вес "игровой", легендарной реальности становится снова крайне велик — и она вновь перевешивает реальность физическую.

Коротко говоря, исторически последние пару тысяч лет шла непрерывная борьба за единую для всех версию реальности. Ее вела с язычеством христианская цивилизация, истреблявшая не столько язычников, сколько их многочисленных божеств и суеверия. Ее вели с христианством и зороастризмом мусульманские халифы. Ее вели с любой религией французские просветители и их наследники-революционеры. Верх в обществе обычно одерживал тот, кто захватывал центры производства реальности — храмы, библиотеки, школы, типографии, редакции. Или по меньшей мере контроль над ними.

А потом пришел интернет. Вся система "психической действительности" получила сильнейший удар. Вместо ограниченного и поддающегося контролю списка центров, где производилась реальность, их явились сотни тысяч и миллионы. Причем явились по историческим меркам мгновенно.

Сейчас мы наблюдаем эффект этого явления. Мы видим бескрайний и ежедневно распухающий океан сообщений, картинок и версий, в котором ничто не задерживается надолго — но и ничто не пропадает окончательно. Мы видим, как в нем всплыли и вполне цветут островки самых диких мировоззрений и версий действительности. И мы видим, как сама грань между игровой и как бы серьезной реальностью плавится и течет, потому что монополии на действительность уже ни у кого нет.

У кого есть знакомые преподаватели — поинтересуйтесь, сколько раз за последние десять лет они слышали от юношества, что Гитлера в кинотеатре расстреляли.

Так вот: этот инфоокеан с его враждующими островками — в сущности, то самое язычество, с которым тысячи лет билась цивилизация. Многобожие — это в переводе на наш язык понятий множественность представлений о реальности. То есть множественность моралей, историй и вообще миров. И чем больше этих островков, и чем дольше они развиваются — тем более они самодостаточны. И тем меньше возможностей понять друг друга остается у жителей планеты. И даже у жителей одной страны.

И в этой ситуации вопрос поддержания хотя бы какой-то "единой реальности", хотя бы минимально пригодного для взаимопонимания единого языка понятий — становится вопросом стратегическим. А мегапроекты, создающие общее пространство понятий для миллионов, становятся современным супероружием.

И да, можно ржать над тем, что Америку скрепляет в единое понятийное пространство армия либо совсем вымышленных, либо "дофантазированных до неузнаваемости" супергероев.

Но любые настоящие герои живы, пока о них помнят. А значит — чтобы наших реальных титанов помнили хотя бы через 30 лет, чтобы они не оказались тенями на фоне живущих полнокровной жизнью спайдерменов и элвисов-агентов — о них уже сегодня нужно усиленно напоминать. Причем так, чтобы их действительно запоминали.

Есть мнение, что этой цели проще добиться, сделав блокбастер о Пушкине или игру о танках, чем нудно упрекая Поколение ЕГЭ. То есть нудеть, конечно, проще и лучше для самооценки. Только толку никакого.

44
Валерий Кабулов

Жизнь по нотам: как сбылась детская мечта музыканта из Цхинвала Валерия Кабулова

327
(обновлено 12:00 25.05.2020)
Начав со школьного ансамбля, музыкант пришел к своей мечте - создать джаз-группу. Сегодня Кабулов вместе с участниками группы репетирует новую программу, и готовится к встрече со зрителем

Залина Кулумбегова

Интерес к музыке у Валерия Кабулова проявился еще в школе. Уже тогда он любил посидеть перед телевизором, и посмотреть выступление западных музыкальных групп. В эпоху СССР западная музыка на телевизионных каналах была редкостью, поэтому каждое выступление воспринималось как чудо. Виртуозное выступление ансамблей Rabbits, Boney M, Teach-In и других оказали на Кабулова большое влияние. И он вместе с одноклассниками-единомышленниками начинает увлекаться игрой на музыкальных инструментах. Сам Валерий выказывал интерес к ударным инструментам. К счастью, в цхинвальской средней школе №2, где он учился, был музыкальный оркестр. Здесь имелись все инструменты, именно в стенах своей школы Валерий со своими друзьями начал реализовать свои планы.

"Со мной в оркестре играли на клавишных – Владимир Алборов (Бетховен), Анатолий Кокоев – на гитаре и Джанлей Джиоев – на бас-гитаре, пел у нас Алан Техов", - вспоминает Кабулов.

Школьный ансамбль часто принимал участие в городских мероприятиях. Каждое вступление предваряли ежедневные репетиции. Ребята понимали, что для того, чтобы добиться признания, необходимо упорно работать над собой.

"В основном в нашем песенном репертуаре были военные песни. Это был наш, образно говоря, песенный арсенал. Пели мы "Землянку", "Журавли" и другие известные песни на военную тематику", - вспоминает музыкант.

Еще в детстве Кабулов мечтал научиться профессиональной игре на ударных инструментах. Эту мечту ему удалось реализовать благодаря постоянным репетициям.

"Родные мои полностью поддерживали то, чем я занимаюсь. Когда я закончил школу, мама даже купила мне ударную установку Amati чехословацкого производства. Она отдала тогда за нее тысячу пятьдесят рублей, в то время это были большие деньги", - улыбается музыкант.

В семье Валерия музыкантов не было, но это не мешало ему идти к заветной цели. С утра до ночи он репетировал, пробовал разные варианты игры. С каждым разом исполнение становилось все лучше и лучше. Что не могло не радовать начинающего барабанщика.

После школы он поступил в музыкальное училище города Цхинвал, где учился игре на контрабасе.

"Моим учителем был замечательный педагог Дианоз Галаванов, который многому меня научил. Но так как я увлекался игрой на ударных инструментах, учеба игре на контрабасе не поменяла моего решения", - добавил Валерий.

Спустя какое-то время Кабулова приглашают играть в ансамбль "Бонварон". Для него это был очень важный опыт.

"В "Бонварон" я попал, когда их барабанщика Виктора Габараева забрали в армию. Меня пригласили играть на ударных инструментах вместо него", - вспоминает музыкант.

ВИА Бонварон
ВИА "Бонварон"

Отнеслись к новому участнику в музыкальной группе хорошо. К этому моменту коллектив уже был полностью сформирован, но пробыл там Валерий недолго, так как его тоже призвали в армию.

Отслужив, Валерий возвращается уже изменившимся и повзрослевшим. Но любовь к музыке осталась неизменной. Спустя какое-то время Кабулов продолжает свой музыкальный путь в рок-группе "Мемориал", созданной Ахсаром Джигкаевым. Ансамбль состоял из трех человек, это были Владимир Алборов, сам Валерий Кабулов и Ахсар Джигкаев, затем к ним присоединился и певец Медведский.

"Гастролировали мы тогда по Северной Осетии и Грузии, тогда наши выступления производили фурор. Помню, как однажды на концерте весь зал был переполнен, и двери ломали зрители, оставшиеся без билетов. Это было еще в 1980-х", - рассказывает музыкант.

За одной сбывшейся мечтой последовала и другая - создать джазовый оркестр. Но это намерение долгие годы так и оставалось намерением. Пока в 2018 году он не встретил саксофониста Петра Келехсаева, игравшего ранее в ансамбле "Бонварон", которому и рассказал о своей идее.

"Я сказал ему, что если у него будет инструмент, захочет ли он играть. Он обрадовался, сказал, что очень скучает по музыке, и согласился", - добавил Кабулов. Так родился новый музыкальный коллектив.

Валерий Кабулов (слева) и музыканты джаз-группы
Из личного архива Валерия Кабулова
Валерий Кабулов (слева) и музыканты джаз-группы

Сегодня в джаз-группе пять человек, это перспективный пианист Мурат Плиев-младший, джазовая певица Нина Гатикоева, талантливый контрабасист Александр Дзигоев, саксофонист Петр Келехсаев и сам Валерий Кабулов.

Долгое время не удавалось найти помещение, где можно было бы проводить репетиции. Но, как говорится, мир не без добрых людей.

"Благодаря директору госдрамтеатра Мадине Валиевой, мы получили возможность работать в комфортных условиях в здании театра", – рассказал музыкант.

Коллектив джаз-группы работает над новой программой, которую в ближайшее время представит на большой сцене. Правда ситуация с эпидемией коронавируса не позволяет определить конкретный день встречи музыкантов со своим зрителем. Но в том, что эта встреча состоится, музыканты не сомневаются.

Валерий Кабулов считает себя счастливым человеком. Ведь его детская мечта стать музыкантом сбылась и стала частью его нынешней жизни. Жизни по нотам.

Солистка джаз-квинтета Нина Гатикоева
Из личного архива Валерия Кабулова
Солистка джаз-квинтета Нина Гатикоева
327
Заур Цогоев и Людвиг Джиоты

нас не было денег, но зато был настрой": режиссер из Осетии о съемках фильма на айфон

343
(обновлено 18:25 21.05.2020)
Короткометражный художественный фильм с длинным названием "Пробую в тысячный раз, или Очередная неудача" снят режиссером Зауром Цогоевым по сценарию Урузмага Засеева и Людвига Джиоты. Премьера фильма состоялась в Instagram

Выпускник московской высшей школы кино "Арка" Заур Цогоев снял свой новый фильм на айфон прошлым летом в столице. Смешная и злободневная короткометражка повествует об отношениях сценариста (главного героя) с продюсерами, чьи образы и монологи сознательно утрированы, но в целом отражают современные реалии в подходе к "актуальным" темам в кинематографе.

Корреспондент Sputnik Анна Кабисова поговорила с режиссером Зауром Цогоевым о новом фильме.

– Где проходили съемки фильма?

– Фильм по этому сценарию я хотел снять как дипломный проект, но мне не дали это сделать по соображениям политики школы (московская высшая школа кино "Арка" - ред.), поэтому я решил, что сделаю это позже самостоятельно. И вот однажды мы собрались и поняли, что пора. Фильм был снят за один день в пространстве Арт-плей в Москве.

Заур Цогоев, продюсер Юлия Васильева и Людвиг Джиоты
Из личного архива Заура Цогоева
Заур Цогоев, продюсер Юлия Васильева и Людвиг Джиоты

– Почему решили снимать фильм на айфон?

– Все просто – снимать на профессиональную камеру у нас не было возможности. У нас был только настрой. Да и пошла такая волна среди режиссеров: например, Содерберг снял фильм на айфон (фильм Стивена Содерберга "Не в себе" вышел в 2018 году – ред.). Но тут нужно понимать, что такие эксперименты в киноиндустрии не означают, что берется айфон, и все остальное не нужно. К айфону прилагается все то же киношное оборудование, техника, люди и бюджет.

А мы снимали действительно только на айфон и звук писали на айфон и использовали тот свет, который был – без дополнительного осветительного оборудования. У нашего продюсера Юлии Васильевой был на тот момент десятый айфон, и мы начали съемки. Но скажу честно, что такие эксперименты не по мне: с айфоновскими файлами тяжело работать – они далеко не 4К (4K — обозначение разрешающей способности в цифровом кинематографе и компьютерной графике, примерно соответствующее 4 тысячи пикселей по горизонтали – ред.). Поэтому фанаты айфонов, не обольщайтесь (смеется – ред.). Сняли мы за один день, а монтаж длился почти год. Но я думаю, что все завершилось именно тогда, когда надо было: сейчас все перешло в онлайн-формат, и премьера нашего фильма в Instagram гармонично вписалась в сегодняшние реалии.

Заур Цогоев на съемках
Из личного архива Заура Цогоева
Заур Цогоев на съемках

– Означает ли это, что фильм планируется показывать только в социальных сетях, так как показывать на большом экране качество не позволит?

– Нет, фильм можно так "просчитать", что качество вполне вытянет и большой экран. Кстати, в таком виде фильм смотрится даже круче, потому что на фоне вставлены разного рода приколы, которые невозможно увидеть, если смотреть фильм на экране телефона. Но такой формат лишил нас возможности участвовать в кинофестивалях, потому что люди, которые занимаются продвижением кино на фестивали, сказали, что фильм нужно перемонтировать. Мы отказались это делать и решили просто опубликовать фильм в социальных сетях.

– Просчитывали ли вы возможные риски подобного кино? Например, реакцию продюсеров, которые посмотрят фильм и решат, что вы не уважаете индустрию?

– На самом деле мы уважаем киноиндустрию, поэтому и делаем такие фильмы. А если бы мы не уважали индустрию, то нас бы просто в ней не было. Такой же вопрос я могу задать продюсерам, режиссерам и всем тем, кто выдает ложное за реальное, снимая фильмы с огромными бюджетами, и потом на интервью пытаются убедить зрителя, что на самом деле это очень крутое кино, а зритель просто плебей и не понимает высокое искусство.

У нас есть уважение к настоящему кино, мы не стараемся угодить кому-то, а снимаем то, что считаем нужным. Правда может быть жесткой, но она нужна, если это правда. И если говорить глобально, то фильм не только о продюсерах, он касается всех, кто сидит в кресле руководителя и не знает ничего о своем условном заводе. Это реальная проблема, когда на руководящих постах в разных сферах находятся люди, которые пришли не по зову сердца, а потому что их туда поставили, либо они просто играют в это. Мне такие люди напоминают сбой в монтаже, когда картинка отстает от звука, или звук от картинки – то есть, у таких людей слова всегда расходятся с делом.

Снимая кино, мы получаем удовольствие от самого процесса, а не от результата. Ведь завтра он может быть позитивный, а потом – все будет наоборот.

– Можно ли сказать, что этот фильм – крик души после реальных неудач в переговорах с продюсерами?

– Крик души? Нет. Мы не из тех, кто обижается. Мы всегда стараемся здраво оценивать ситуацию. Фильм – это всего лишь наш жизненный опыт, наблюдение за людьми, проживание похожих ситуаций. Мне кажется, что некоторые люди слишком преувеличивают значение своего статуса вместо того, чтобы постигать себя как личность. Поэтому к старости и к смерти многие разочаровываются, ведь все это отвлекает от того, чтобы начать смотреть в себя, становиться лучше, сильнее и мудрее.

– Расскажи о том, как подбирались актеры.

– С подбором актеров у нас не возникло никаких сложностей: мы нашли типажных актеров, которые подходили по характеру, и, на самом деле, именно актеры сделали этот фильм. Все они очень классные ребята, и я очень им благодарен. Это простые и общительные люди, которые легко и просто согласились отправиться с нами в это плавание. Это люди, которые действительно любят кино и готовы поддержать тебя, даже если ты без денег. Конечно, очень важно, когда ты можешь достойно оплачивать труд актеров, но они понимают, что если они не будут поддерживать молодых, то в какой-то момент все это остановится… И если им нравится идея, то они идут за тобой даже без гонорара.

– Какой у тебя прогноз касательно индустрии кино после того, как закончится эпидемия?

– Как все закончится, я не знаю, понимаю только, что все это неплохо, потому что людям есть о чем задуматься. Неважно, искусственно создан вирус, или это реально кара Господня, я не знаю. Но мои предки от простуды точно не умирали, они умирали от более благородных и воинственных причин. Лично я уже семь лет никаких таблеток не пью, к врачам не хожу и абсолютно здоров. Я это знаю и прекрасно себя чувствую. От страха снижается иммунитет, а от смеха укрепляется, так что позитивные эмоции очень полезны.

Что касается кино, то мне кажется, что влиятельные студии и сейчас продолжают снимать, может быть только с перерывами. А вот с кинотеатрами все печальнее. Когда все закончится, то мне кажется, люди еще около полугода на подсознательном уровне будут продолжать бояться ходить в общественные места. Конечно, Владикавказа это не касается – тут ничего особо не изменилось. Поэтому кинотеатры будут в бедственном положении, но потом придет момент, когда люди соскучатся по живому общению, и начнется кинотеатральный бум.

А в целом киноиндустрия перестроится, да и люди должны перестроиться, потому что сегодня нам навязана паразитирующая модель жизни. Люди, как саранча, потребляют все, что хотят, и это происходит настолько быстро, что у людей даже нет времени почувствовать вкус того, что они потребляют – хапнул, пошел дальше и даже не осознал. И это проблема будет только нарастать для будущих поколений. Я считаю, что опасность вируса слишком преувеличена: природа не создала человека, чтобы потом уничтожать его разными изощренными способами. Скорее, человек сам это делает и поэтому несчастен. А надо быть счастливым и радоваться всему, что происходит: и дождю, и солнцу, и снегу. Во всем надо искать плюсы, а минусы и так у всех есть. Как минимум, дым рассеется, пыль осядет, и мы увидим, кто как и где "дышал". Мы живем в безумное время.

– Может быть ты придумал кино на эту тему?

– Я не стремлюсь снимать фильмы, которые приносят боль. Нельзя играть с болью. Такие фильмы надо показывать, когда для них приходит время – для назидания и как урок. А во время потрясений снимать фильм про потрясения? Люди и так в стрессе, да уже и снято множество таких фильмов, которые в каком-то смысле подготовили почву.

Но может быть, я бы и снял комедию о последствиях пандемии, но в целом мне не близок жанр, в котором человечество погибает из-за маленького вируса.

Человечество должно процветать. Каждый человек должен понимать, для чего он родился в данном конкретном месте, и тогда весь механизм земли и вселенной будет крутиться правильно. А пока, все расшатано и разболтано.

В 2019-м фильм Заура Цогоева "Кража" был показан в Каннах в рамках показа альманаха минутных короткометражных Инстаграм-фильмов на тему "Милосердие – капитал будущего", организованного "Роскино" при поддержке Сбербанка.

В Осетии Заур Цогоев стал известен после выхода короткометражного фильма "Исповедь", в которой главную роль (как и во всех картинах режиссера) сыграл Людвиг Джиоев.

Дипломный фильм "Live" был показан в Москве в высшей школе кино "Арка".

343

Ученые выявили новый способ передачи коронавируса

0
(обновлено 21:04 26.05.2020)
Специалисты провели исследование, в рамках которого изучили отходы жизнедеятельности больных COVID-19, и обнаружили в образцах кала живой SARS-CoV-2, причем в большей концентрации, чем в респираторных мазках тех же пациентов.

ЦХИНВАЛ, 26 мая — Sputnik. Исследователи из Китая установили, что коронавирус передается не только контактным или воздушно-капельным путями, сообщает РИА Новости.

В рамках проведенного исследования, ученые изучили отходы жизнедеятельности больных коронавирусной инфекцией, и обнаружили в образцах кала живой SARS-CoV-2, причем в большей концентрации, чем в респираторных мазках тех же пациентов.

Ученые полагают, что эти результаты доказывают вероятность заражения фекально-оральным или фекально-аэрозольным путем.

Эксперты предупреждают о необходимости учитывать этот способ заражения и напоминают, что именно он стал причиной вспышки вируса SARS в Гонконге в 2003 году — тогда из-за проблем с канализацией в жилом комплексе оказались инфицированы сотни людей.

0
Темы:
Пандемия коронавируса