Святилище в Джер

Праздник для всех и каждого. Возможно ли появление общенародного фестиваля в Южной Осетии?

152
(обновлено 17:23 08.06.2021)
Иногда каждому из нас необходимо разнообразить серые будни праздничным и торжественным событием, дабы хоть ненадолго отвлечься от повседневной рутины. Очевидно, что эта необходимость свойственна и обществу в целом.

С этим, говорят, очень помогают общенародные фестивали, о которых мы порассуждаем сегодня.

Когда собирается множество людей, объединенные торжественным настроением, общими идеями, суммарная сила их намерений способна менять реальность, пусть и на короткий срок. Обычно, в разных краях света, подобные события связаны с проведением традиционных или религиозных фестивалей. На этих праздниках человеческого единства, на протяжении нескольких дней, улицы городов, сами люди и пространство вокруг них меняются до неузнаваемости, за короткий промежуток времени преображая все вокруг и оставаясь в памяти на долгие годы.

В осетинской культуре и религиозной традиции множество локальных и общенародных праздников, будь то фамильные празднования или чествование какой-либо религиозной святыни. Однако характер празднования этих торжественных дней обычно представляет собой семейное торжество, на которое приглашаются самые близкие люди и соседи. Конечно есть исключения, как например праздничный "Руругаенаен" или пасхальная "Берка", не говоря уже о фамильных праздниках, на которых могут собраться сотни представителей конкретной фамилии. Тем не менее, подобные праздники трудно сравнить с крупными общенародными фестивалями, привлекающими тысячи участников и зрителей, вовлекающих в свою пеструю мистерию все общество.

Такие крупные традиционные фестивали – японский праздник плодородия "Канамара Мацури", окрашивающий пестрыми красками цветочных алтарей улицы столичных городов и привлекающий тысячи туристов, или новоорлеанский фестиваль "Марди Гра", начинавшийся как скромный религиозный праздник, но переросший в масштабные гуляния, преображающие реальность диковинными костюмированными шествиями и парадами – это невероятный заряд энергии для населения и праздник жизни для сотен тысяч людей. Такие фестивали, в особенности знаменитые карнавалы в Рио-де-Жанейро и Венеции, рано или поздно становятся визитными карточками страны, привлекающими тысячи зрителей, как из числа местного населения, так и туристов самых разных краев мира.

В Осетии есть несколько религиозных праздников, которые в последнее время приобретают какой-то особенный национальный окрас, тем самым демонстрируя серьезный потенциал для расширения и преобразования в нечто более глобальное. Примерами таких торжеств могут послужить и праздник святилища Реком, привлекающий в последнее время все больше представителей традиционных осетинских верований и просто небезразличных к осетинской эстетике граждан, и традиционные празднования в Джеры Дзуар.

Однако стоит признать, что празднование этих и других глобальных осетинских праздников еще очень далеко от появления какого-то конкретного фестиваля общенародного или общегосударственного уровня.

С одной стороны, осетины народ чрезвычайно открытый и гостеприимный, однако сферы сакрального и духовного в нашем обществе остаются частью внутренней структуры, но никак не общественной. Конечно, с определенной точки зрения, это тот фактор, который, возможно, помогает нам сосуществовать во всем разнообразии взглядов и традиций внутри самого общества. Однако эта закрытость "духовного" мешает нам открыться внешнему миру, создавая примеры осетинской культуры, которые можно открыть "для всех", при этом не рискуя задеть и опошлить сокровенное. Вероятно, до появления фестивалей из религиозных праздников еще очень далеко, однако ничего не мешает нам создать подобный конструкт из чего-то менее щепетильного и личного, например, из Нартского эпоса.

Представьте себе народные гуляния, когда наш город украсится в разнообразные традиционные орнаменты и узоры, люди нарядятся в необычные сказочные костюмы, а среди толп зрителей будут ходить персонажи любимых народом сказаний. Хорошо, правда? Подобные праздники очень важны, так как помогают обществу консолидироваться, но не вокруг какой-то внешней угрозы и опасности, а вокруг общего торжества и веселья. Фестивали разнообразят серые будни яркими красками и весельем, оставаясь воспоминаниями о сказочном мире, раз в год открывающемся для всех и каждого.

152

Хионизм, или Как устроиться на работу в Южной Осетии

267
(обновлено 12:42 22.09.2021)
В республике сложилась система, благодаря которой устроиться на работу зачастую можно по звонку кого-то "влиятельного" или "своего", считает колумнист Sputnik Ольга Цховребова. Так бывает не всегда, но часто, уверена она. И приводит примеры

Найти работу в нашей республике и просто, и сложно одновременно. Для того, чтобы вас взяли на работу, вам не нужно приходить на собеседование или проходить кастинг (если это творческая профессия). Не нужно предоставлять резюме. Многие вообще никогда в жизни его не составляли. В этом нет необходимости. Нужно, чтобы кто-то позвонил и попросил взять вас на работу. Кто-то влиятельный либо на уровне республики, либо на уровне города, либо человек, который в хороших отношениях с потенциальным работодателем, и так далее. И не важно, есть ли у вас вообще образование (не говоря уже о необходимой для должности специальности), есть ли у вас навыки, подходите ли вы хоть сколько-нибудь на эту должность. Все это совершенно не важно. Важно, что за вас попросят. И самое ужасное в данной ситуации то, что к этому привыкли и сами соискатели, и работодатели. Но есть, конечно, исключения.

Когда я пришла в поисках работы на телевидение в 2015 году и собиралась подойти к директору, меня спросили на посту охраны, есть ли договоренность о встрече. Я ответила, что нет, так как не знала, куда звонить, чтоб заранее договориться. Они посмотрели на меня с удивлением, позвонили руководителю и пропустили. Директор, как она сама потом в этом признавалась, тоже была, мягко говоря, удивлена моим поведением. Хотя, на мой взгляд, я не делала ничего необычного. Как и в других местах (но в Москве) пришла, принесла резюме и диск со своими работами, заявила, что хочу работать, готова показать, что могу. Хорошо, что Рада Дзагоева оказалась из тех руководителей, которые принимают решение, исходя из интересов своей компании…

До сих пор даже некоторые родственники думают, что меня устроил на эту работу мой отец. Папе, конечно, приятно. И смешно. Мне тоже было вначале смешно, а потом стало грустно… Когда коллеги тебя спрашивают: "А кто тебя привел на эту работу?". А ты отвечаешь - никто, и видишь в глазах собеседника, что он вообще не в силах понять, что такое возможно, становится невероятно обидно за наше общество. Когда тебе отвечают: "Так не бывает. Всех кто-то приводит!", хочется плакать навзрыд. Серьезно.

Как-то меня спросила одна девушка, какая зарплата на телевидении и есть ли "хорошая" вакансия. Правда, я не знаю, что эта девушка имела в виду под "хорошей" должностью. Я ответила, что платят всем по-разному, а насчет вакансий я точно не знаю. Тогда она ответила: "Я интересуюсь, потому что могу сказать, чтоб позвонили, и меня возьмут". Я подумала, это она так пытается пошутить, и начала смеяться. На что она обиделась, сказав, что не шутит, и что действительно может кого-то попросить. Я попыталась сделать серьезное лицо. Мне даже стало неудобно, что я не всерьез восприняла ее слова. К слову, она была сотрудником салона красоты. И, кстати, очень хорошим и востребованным мастером. Очень приятная и неглупая, с высшим образованием. Но, видимо, ей даже в голову не могло прийти, что она сама может куда-либо устроиться на работу.

Другая девушка интересовалась вакансиями в информагентстве Sputnik. Как раз нужен был корреспондент, в крайнем случае – внештатный. Потенциальный соискатель попросила меня узнать все условия. Они ей, вроде, понравились. Затем она попросила меня заявить о ней руководителю. Я сказала, что кто-то интересуется, хочет попробовать. Руководитель сказал: пусть приходит. Я передала. Девушка переспрашивает: "А ты сказала, предупредила, что я приду?". Она несколько раз это переспрашивала. Ей надо было прийти, заявить о себе, и пройти испытательный срок. Она так и не пришла. Позже устроилась на работу, где, видимо, можно было миновать все эти процедуры и неопределенность, где сразу надо было прийти и приступить к работе после чьей-то договоренности.

Знаю даже о случае, когда в государственное учреждение позвонил мужчина и заявил руководителю: "Возьми мою дочку на какую-нибудь должность. Я заплачу". Называлась даже конкретная сумма. Может, от отчаяния звонил этот отец, который беспокоится за своего ребенка. Может, даже и хороший специалист эта дочка. А, быть может, и нет. Этого я не знаю. Но факт остается фактом.

Недавно я рассказала знакомой о имеющейся в одной компании вакансии. Предложила ей попробовать свои силы. Она сказала, что не уверена, интересует ли ее это. Позже оказалось, что до нашего с ней разговора кто-то уже звонил и просил взять ее на эту должность. Причем, ни положительного, ни отрицательного ответа на тот момент у нее еще не было. Но соискательница решила не афишировать свое желание работать. Вдруг не возьмут по просьбе. А если возьмут – хорошо.

Но почему нельзя человеку самому прийти и сказать, что он хочет работать?! Если даже ему откажут, что случится? Упадет корона с его головы? Это будет позором на века или что?...

У некоторых еще есть такая отговорка: "Я, конечно, подхожу на эту должность, я даже (!) отнесла резюме. Но все же, понимаешь, когда "с улицы" - это одно, а когда "по рекомендации" - совершенно другое". Действительно совершенно другое. У меня возникает лишь один вопрос: нет ли у людей, которых берут по чьей-то просьбе, страха того, что они не справятся с возложенными на них обязанностями? Или это уже становится не столь важным?

Вся эта складывавшаяся годами и десятилетиями система уже никого не удивляет. Это, к сожалению, стало нормой для большинства людей в республике. Они даже уже не представляют себе, что может быть как-то иначе. Конечно, во всех странах мира можно встретить такое, но не в таких масштабах, как в Южной Осетии. Здесь практически невозможно пройти обычный процесс собеседования или кастинга.

Если же вы уже работаете и возникла какая-то проблема, то ситуация схожая. Если вы сами пытаетесь ее решить, то большинство работодателей (не все, конечно) рассуждают так: "Ну, раз за него никто не просит, то можно решить проблему в пользу того, за кого просят, за кем стоят влиятельные или не очень покровители, или мои друзья, или родственники". И потом мы удивляется, когда сталкиваемся с непрофессионализмом на местах. В таких ситуациях надо сразу же вспоминать прекрасное осетинское слово, которое сложно перевести на другие языки – хионизм. "Он свой", поэтому и на этой должности. Так что претензий к такому человеку никаких. Спрашивайте с тех, кто просил за него и кто брал его на работу…

Но все-таки виднеется свет в конце тоннеля. Есть среди работодателей пока те, которые реально смотрят на потенциального соискателя, оценивают, насколько он подходит на ту или иную должность, и, исходя из интересов рабочего процесса, принимают решение. Но их единицы. И иногда даже на таких начинается давление "сверху", "рекомендуют" принять на работу менее подходящую кандидатуру, но чьего-то родственника или друга.

267

Особенности маневров ШОС "Мирная миссия-2021": Центральная Азия сосредоточивается