Мемы это серьезно. Как "медиавирусы" стали универсальным языком цифрового мира

85
(обновлено 18:03 21.05.2021)
В современном мире, где существенная часть жизни людей проходит в интернете, все тенденции и малейшие информационные единицы, генерируемые в его среде, приобретают серьезное значение. Одной из самых важных и интересных таких единиц является – мем.

Отечественные пользователи Интернета, в основном, понимают под мемами шутливые и сатирические картинки, которые без особой претензии на серьезность и содержательность генерируют огромную долю контента в Сети, описывая актуальные новости, обыгрывая самые разные ситуации или просто высмеивая самые разнообразные темы.

На самом деле, мемы далеко не открытие последних десятилетий. В 1976 году биолог-эволюционист Ричард Докинз предложил термин "мем" как базовую единицу информации, которая может обозначать любую идею, символ, манеру или образ. Фактически, словно клетки в нашем теле, мемы являются базовой единицей информационной среды, через которую информация реплицируется, распространяется и эволюционирует.

Самым интересным и уникальным свойством мемов является отнюдь не содержательная их часть, а механизм распространения. Мемы, словно вирус, передаются от одного пользователя к другому, с невероятной скоростью "покрывая" огромные "пространства", "заражая" миллионы людей, постоянно эволюционируя и самовоспроизводясь. Из-за подобной скорости распространения и метаморфоз, мемы часто называют "медиавирусами". Любая идея, шутка или сатира, благодаря Интернету, со скоростью мысли передается пользователями друг другу, постоянно обрастая новыми интерпретациями и "мутациями", ведь практически каждый пользователь привносит в контекст мема свои мысли, эмоции и трактовки. Иначе говоря, любая история, сплетня и даже какой-нибудь древний миф, по сути, являются мемом.

Даже если рассматривать мемы в современном понимании этого слова, в глаза бросается тот факт, что они, кроме развлекательной и юмористической функции, часто одновременно являются формой новостных сообщений и в то же время реакцией на них. Свойство реактивного отклика мемов на общественный и культурный контекст, послужило причиной тому, что мемы, как носители актуальной информации, часто проникают в популярную культуру, СМИ и межличностное общение. По сути своей, мемы - так же, как и альтернативная валюта "биткоины", контроль за оборотом которой если и возможен, то крайне затруднителен - являются новой формой общения, распространения новостей и информационных повесток, цензурирование и ограничение которых – маловозможно. Дошло до того, что Американская антидиффамационная лига (АДЛ) внесла мем с лягушонком Пепе в список символов ненависти.

Дело в том, что эта безобидная с виду картинка с улыбающейся лягушкой, часто использовалась ультраправыми радикалами и националистами в издевательских мемах, задевающих чернокожих, евреев, либералов и "левых". К слову, среди прочих "символов ненависти", включенных в этот список, с лягушонком Пепе "соседствуют" нацистская свастика, изображение креста Ку-Клукс-Клана и множество подобных символов.

Шутка ли, но масштаб влияния и темпы репликации мемов настолько серьезны, что в западных странах все чаще появляются комиссии и даже академические кафедры, изучающие механизмы распространения и эволюции мемов.

Любопытно то, что содержательная часть мемов, сделавшая их столь популярными, на самом деле не имеет никакого значения. Значение в изучении этого вопроса имеет свойство социологического и антропологического маркера, который, словно лакмусовая бумажка, проявляет все изменения в обществе, начиная от манеры общения и заканчивая серьезнейшими вопросами глобализации.

Шутки шутками, а мемы – это серьезно. Каким бы странным не казался факт, что интернет-мемы воспринимают как серьезную силу в "цифровом мире", это состоявшаяся и справедливая данность. Мир, в котором люди все больше упрощают модели общения и скорость обмена данными, где "смайлик" и "эмодзи" могут заменять целые предложения, а актуальность новостей исчисляется часами и минутами, воспринимать мемы как универсальный язык коммуникации в интернете – вполне логично.

85
Геймер

Игра от четвертого лица: стриминг как симптом цифровой эпохи

15
(обновлено 17:19 22.06.2021)
Как добровольные пожертвования - донаты - меняют сферу развлечений в онлайн-среде и чем может быть опасен стриминг - читайте в материале Sputnik

Индустрия развлечений и фокус внимания зрителей с каждым годом все больше переходят в онлайн-среду. Само собой разумеется, что вместе со зрительским интересом в индустрию онлайн-развлечений переходит все большее количество рекламодателей, а вместе с ними и крупный капитал.

Однако для людей, занимающихся созданием развлекательного контента, рекламные контракты и финансирование не являются единственными источниками обогащения. В последние годы все больше денег зарабатывается "контентмейкерами" за счет так называемой системы "донатов".

Донаты – это безвозмездные пожертвования или выражение благодарности и уважения автору от зрителей его развлекательного контента. Часто донаты являются способом коммуникации между зрителями и автором, так как на многих платформах только вместе с донатом на экран выводятся сообщения и просьбы донатера.

Авторы, стримеры и блогеры все больше сил и времени уделяют мотивированию подписчиков на донаты. Это вполне понятно, ведь в сфере индустрии онлайн-развлечений обратная связь и коммуникация всегда приветствуются и считаются хорошим тоном. Очень часто на свое усмотрение создатель контента может выполнять просьбы аудитории. Например, часто блогеры передают приветы, поздравляют кого-то с днем рождения или выполняют какие-либо специфические задания.

Сам механизм взаимосвязи зрителя и автора, при котором зритель "благодарит" автора и через донаты общается с ним же и другими подписчиками, не несет в себе никаких негативных интенций. Ко всему прочему, многие люди, обладающие большими средствами и, в то же время, недостатком времени, часто предпочитают не проходить, например, игру самостоятельно, а следить за тем, как это делает их любимый стример.

Однако, как это обычно бывает, абсолютно безобидные, на первый взгляд процессы и инновации приобретают гротескную форму. Характерным и трагичным примером может служить индустрия порнографического стриминга, где молодые девушки, по аналогии с игроками в компьютерные игры и авторами контента, выполняют задание жертвователей. Вполне очевидно, что характер этих заданий несколько отличается от того, что делают простые стримеры. За последние годы индустрия подобного полулегального порнотрафика занимает все большую долю в индустрии развлечений для взрослых. Главная проблема заключается в том, что зрители и пользователи подобного контента часто бывают несовершеннолетними, а это в свою очередь грозит составлением у них ложных представлений о мире, искажением целей и идеалов. К тому же, как и зрители, многие представители создателей контента также бывают несовершеннолетними.

Еще одной проблемной стороной стриминга и донатов является так называемый "трэш-стриминг". Представители этого, скажем так, жанра строят процесс создания контента именно на заданиях, получаемых с донатами, и, соответственно, градус и характер заданий пропорционален сумме пожертвованных денег. Как следствие, все чаще можно услышать новости о трагических событиях и аморальных действиях, происходящих на подобных "трэш-стримингах".

Серьезную угрозу создает тот факт, что стриминг, особенно "теневой", в данный момент находится в серой зоне юридического и этического контроля.

Сам по себе стриминг и донаты, как естественная его составляющая, не являются чем-либо опасным и вредным. Стримы являются отличной альтернативой и перспективной сферой развития для людей творчества, а донаты, как средства мотивации и финансового обеспечения, являются хорошей почвой для создания свободного творчества.

Тот факт, что некоторые группы людей – как зрителей, так и авторов, – создают плохую репутацию индустрии интернет-развлечений, не должно бросать тень на легальный бизнес. Борьбой с нарушениями закона и контролем за соблюдением этических норм в индустрии развлечений должны заниматься те же службы, которые занимаются этим в киноиндустрии, литературе и СМИ. Необходимо признать, что индустрия развлечений практически полностью перейдет в онлайн, а значит, юридические, этические, экономические вопросы будущих крупных развлекательных платформ должны решаться сейчас, дабы разграничить простую наживу на низменных человеческих желаниях и творчество в чистом виде.

15
Лиса

Неизвестная Осетия: как вновь открыть забытые, но прекрасные уголки Родины