Стадный инстинкт: почему коллективное сознание подавляет наше "Я"?

141
(обновлено 20:06 15.04.2021)
У благородного чувства единения и консолидации против общего врага есть обратная "темная" сторона, под воздействием которой, люди часто теряют человеческое лицо. Что это за "темная сторона" и каким образом она тлетворно влияет на человека – в материале Sputnik.

Человек, как известно, существо социальное, а это значит, что его сознание, рефлексы и инстинкты способствуют тому, чтобы он консолидировался и собрался в сообщества. Будь то родство, национальность, увлечения или политические убеждения – на разных этапах мы можем быть частью множества сообществ и групп. Подобная склонность к консолидации, как вы наверняка понимаете, является частью инстинкта самосохранения, способствующей выживанию отдельных групп, крупных сообществ и человечества в целом. По сути, этот инстинкт является первопричиной появления народов, государств, да что там - самого человечества. Однако, как и у всего в этом мире, у инстинкта консолидации есть обратная сторона, которая, зачастую, противоречит первоначальным целям и задачам, сторона эта называется – "Стадный инстинкт".

Стадное чувство по структуре и базису практически неотличимо от инстинкта социализации и фактически попросту является его "темной стороной", которую мы, чисто умозрительно, можем вычленить только постфактум.

Впервые со стадным инстинктом мы сталкиваемся еще в ранние годы своей жизни - внутри первых сообществ, например, в детском саду, школе или дворовой компании. В таких сообществах, ввиду необходимости в социализации и интеграции в новый коллектив, дети часто наиболее ярко проявляют различные аспекты стадного инстинкта. Хорошим примером поведения "стада" является коллективная травля самого слабого или отличного ученика в классе. В ходе этой травли многие ее участники часто даже не способны сформулировать причину своей агрессии и на деле попросту следуют логике большинства. Через эту травлю сообщество учеников как бы выстраивает внутреннюю иерархию, постепенно вычленяя "своих" и "чужих", распределяя роли и консолидируясь, дабы в рамках природного механизма стаи избавиться от опасного или слабого члена. При этом, каждый ребенок вне этой толпы может быть вполне дружелюбным и воспитанным, однако "сознание" толпы в этом случае является ведущей побудительной силой. Проще говоря, толпа "больше" каждого отдельного ее члена и в какой-то момент становится автономной тенденцией, смена составляющих частей которой не влияет на ее направленность.

Все те же механизмы работают и в "мире взрослых", лишь немного усложняясь и становясь опаснее. Например, в ходе какого-нибудь митинга или марша фанатов футбольной команды толпа, импульс которой запущен "спусковым механизмом", будь то проявление насилия или сознательная манипуляция, тут же проявляет реакцию, в ходе которой нормы поведения и социальные инстинкты – отключаются.

"Толпа" – это своего рода отдельный организм, действующий в рамках своей собственной логики и "биологии", руководствуясь объединенным сознанием топы, словно ненадолго оживая и действуя. Толпа растет, толпа двигается и реагирует на внешние раздражители. Чем не живое существо? Ведь все мы, по сути, состоим из маленьких организмов, вместе составляющих наше тело. Так и толпа состоит из множества представителей, но представляет собой нечто большее, не управляемое, а управляющее.

На протяжении всей истории, особенно последних ее веков, мыслители и ученые не раз задумывались о логике и особенностях поведения масс, ставших агрессивной толпой. Невольные или сознательные участники французской революции, ошарашенные жестокостью агрессивной толпы, мораль и нравственность которой упразднилась до нижайших животных проявлений, или великий философ Фридрих Ницше, со свойственной ему прямолинейностью и категоричностью заявлявший, что "всюду, где пьет толпа – источник жизни отравлен", и не без явного презрения утверждавший, что "толпа не знает, что велико, что мало, что прямо и правдиво: она криводушна по невинности, она лжет всегда!" – все они интуитивно или на практике понимали, что стадное чувство есть не что иное как "расчеловечивание" индивида, увлекаемого логикой масс.

Подобные свойства поведения толпы, в которой человек становится проще, уподобляясь животному, обезличенному и реакционному – не раз использовали умелые манипуляторы. Вспомнить того же Геббельса, достигшего в своем мастерстве пропаганды и манипуляции мнением масс высочайшего уровня. Подумайте только, на какие жуткие преступления и самоубийственные действия пошло, казалось бы, крайне сдержанное и приличное немецкое общество, умело направляемое циничным нацистским пропагандистом.

По мнению ученых, в основе механизма массообразования и стадного инстинкта лежит животный страх и тенденция к консолидации против внешнего врага. Объединяясь с себе подобными, становясь больше и сильнее, группа испытывает чувство взрывной агрессии, единожды направленной и позже неуправляемой. Чувство эмпатии, генерируемое "зеркальными" нейронами головного мозга, вызывающее чувство родственности, сострадания и заботы, которое в начале процесса создания толпы работает как проводник, благодаря которому группа объединяется и солидаризируется, на этапе "взрыва" толпы полностью отключается. Толпу не интересуют попутные разрушения и жертвы, толпа не останавливается, топча своих же соратников. Гнев, страх и коллективная сила – главные факторы, побуждающие толпу к действию, а значит, "стадо" остановится, только устранив источник угрозы либо растеряв энергию изначального импульса.

Экстремальные проявления стадного инстинкта бросаются в глаза и не могут вызывать в нас какой-либо симпатии. "Агрессия и безумие толпы – это ужасно", скажете вы, и будете правы, но только ли в этом проявляются тлетворные аспекты консолидации масс? Разве болезненный национализм, расизм, шовинизм, радикальный феминизм и прочие подобные "измы" не являются проявлениями стадного инстинкта? Неужели мы наивно полагаем, что импульс, спровоцированный внешними или внутренними факторами, не создаст в этих сообществах идеальные условия для появления агрессивных масс?

Конечно, животное начало человека невозможно исключить или игнорировать, а значит, проявления базовых инстинктов всегда будут сопровождать нас, но, тем не менее, хочется верить, что человек может быть над своим животным началом. Мы должны научиться индивидуальности и сознательности, дабы не стать частью бездумной толпы, а объединяться и консолидироваться, вероятно, нам следует не по признакам пола, расы и политических взглядов, а на основе простой, но бесконечно прекрасной идеи "Мы – люди", следовательно, каждый из нас по-отдельности и все мы вместе должны решать свои проблемы разумно и гуманно, не опускаясь до пошлости стадного чувства.

141
Подозреваемый в стрельбе в школе Казани

Банальность зла: какие проблемы вскрыла трагедия в Казани

50
(обновлено 16:55 18.05.2021)
Точка зрения колумниста Sputnik Южная Осетия Аслана Засеева на недавнюю трагедию в казанской школе, унесшей жизни девяти человек, в их числе семерых детей

В связи с недавними трагическими событиями в столице Татарстана, в ходе которых молодой человек с явными психическими проблемами устроил стрельбу в школе, в обществе вновь разгорелись бурные споры о природе подростковой жестокости, причинах экстремальных проявлений и способах превентивной защиты от подобных событий.

Самые оперативные "эксперты", как это обычно и происходит, поспешили обвинить во всем компьютерные игры, японские мультфильмы и прочие "ужасные" увлечения современной молодежи. Ничего удивительного, ведь общество, к большому сожалению, часто предпочитает перекладывать ответственность с себя на каких-то сторонних "козлов отпущения". Однако при достаточном уровне внимании и экспертности, эти теории не выдерживают никакой критики.

Сотни миллионов людей по всему миру увлекаются играми, анимацией, жестокими боевиками и фильмами ужасов, однако лишь единицы из них совершают нечто подобное. К сожалению, крайне вероятно, что ровно те же единицы совершили бы эти преступления, не увлекаясь жестокими видеоиграми или фильмами ужасов. Если мы изучим и систематизируем биографии известных маньяков и террористов, вдруг выяснится, что большинство из них публично не проявляли никаких маргинальных качеств, не выделялись и не увлекались какими-либо "подозрительными" играми и фильмами. Получается, что "костыль" в виде "ужасов" современной культуры не очень эффективен в вопросе анализа первопричин подобных трагедий.

Так что может быть причиной подобной жестокости и что мы можем с этим сделать?

Для начала, как бы это не было трудно, нужно подойти к вопросу с "холодной головой". Начнем с того, что события, подобные трагедии в Казани, уже не раз происходили в мире и даже в России. Печально то, что детальное и подробное изучение биографии преступников каждый раз показывает, что задолго до чудовищной трагедии убийца практически кричал о своих намерениях, а обстоятельства его жизни шаг за шагом вели к точке невозврата. Происхождение, финансовое состояние и статус в обществе играют в их биографиях вторичную роль. Первые и главные причины запуска кровавого психологического механизма – отчужденность и жестокость.

Представьте себе затравленного и униженного обществом юношу, которому не с кем поделиться своей болью и некого попросить о помощи. А теперь добавьте в этот бурлящий бульон хаос подростковых эмоций и гормонов. На выходе вы получите натянутую струну болезненной психики, которой нужно лишь одно неловкое движение до разрыва. А если юноша, как выяснилось недавно о фигуранте казанской трагедии, психически болен? Перед вами "идеальный" субстрат для рождения монстра.

Пугает то, что на деле до конкретных событий все уже бывает известно, однако общество предпочитает не обращать внимания на странных затравленных чудаков. Хотя, казалось бы, выработка механизма работы с подобными "радикалами" - жизненно важная задача. Что же мы имеем вместо этого? А то, что оружие продают юношам с явными проблемами психики. Ведь документы, необходимые для приобретения оружия, де-факто можно довольно просто достать - нужные печати часто проставляют "на автомате". Мы имеем 19-летнего парня, с "энцефалопатией", "вялотекущаей шизофренией" и "истерией", которого со всем этим букетом почему-то не поставили на учет, посчитали пригодным для военной службы и даже выдали лицензию на оружие. Дайте полному обид и бредовых идей шизофренику оружие и посмотрите, что произойдет.

Преступная халатность, безразличие к проблемам молодых маргиналов, поверхностный подход к работе с буллингом, психическими и социальными вызовами молодых социопатов – главные ингредиенты будущих трагедий. Пока споры будут вестись вокруг вопросов о том, как лучше наказать чудовище, совершившее страшное преступление в Казани, что еще нужно запретить детям, сколько еще охранников взять в штат школ – ничего не изменится. Трагедии, подобные этой, к сожалению, будут продолжаться до тех пор, пока люди не научатся профилактической работе с подобными болезнями общества.

50
День земли

Граждан России лишат счастья, "чтобы помочь планете"

38
(обновлено 16:04 17.05.2021)
Триумф революционной перестройки конца 80-х – начала 90-х годов, готовность отечественного общества с восторгом принимать западные ценности в немалой степени обязаны противопоставлению: советское потребительское убожество — западный потребительский рай

Потом выяснилось, что вопрос более сложен и, выигрывая в одном, можно потерять в другом, что даже в Западной Европе есть райские потребительские места, а есть и менее райские, но все это было потом. Тогда же, тридцать лет назад душу грело изречение Черчилля "Социализм — равное распределение убожества, капитализм — неравное распределение блаженства", что вроде бы подтверждалось рядом неоспоримых примеров, пишет обозреватель РИА Новости Максим Соколов.

Мясо-молочная гастрономия в позднем (да и не только в позднем) СССР сильно хромала. Даже и в относительно сытой догорбачевской Москве (о провинции и речи нет) ассортимент мяса, колбас, сыров был весьма скуден по сравнению с западными супермаркетами, впервые попадая в которые, советский человек испытывал шок. Пятьдесят сортов колбас и 100 сортов сыра впечатляли любого. А ведь были еще и неведомые яства в виде морских гадов etc.

Автопром тоже оставлял желать лучшего. "Жигули" — от "копейки" до "девятки" (о "Москвичах" и "Запорожцах" и говорить не будем) были недостаточно комфортабельны, часто ломались, имели неустранимые годами конструктивные дефекты. На их фоне изделия западного автопрома казались чудом техники. И как только стало возможным, начали везти из-за границы иномарки. Даже и подержанные. Первый признак успеха в начале 90-х — пересадка на иномарку. "Жизнь состоялась".

Та же картина и с жильем. Даже отдельные квартиры в массе своей выглядели некузяво, да и, как правило, были перенаселены. А ведь были еще и коммуналки, которые даже и сегодня в не самом бедном Петербурге до конца не расселены. Хотелось в бунгало.
И отталкивание от родимого убожества было столь сильным, что призыв отринуть его звучал всепобеждающим. Представители народно-патриотических сил если и пытались перекричать пение сирен, то крайне малоуспешно, и ведущий программы "Намедни" Л. Г. Парфенов победно провозглашал "Все человеческое — нам!".

Но все это было и прошло. Образ западного потребительского рая (даже с черчиллевской оговоркой "неравное распределение блаженства") сильно потускнел. Отчасти это связано с печальной мудростью "Радио есть, а счастья нет". Есть иномарки, есть квартиры с евроремонтом, есть колбасы и ананасы, есть даже устрицы, а жизнь по-прежнему сложна и не сказать, чтобы очень радостна.

Но есть еще одна причина. Образ парадиза убила Грета Тунберг.

Конечно, малолетней злобной "дурочке" это вряд ли было по силам. Грета Тунберг лишь икона, к тому же в последнее время изрядно позабытая, мощного движения, уже обходящегося и без Греты. Когда в сентябре в Германии — не в какой-нибудь Швеции, а в мощнейшей стране Европы — не исключено пришествие зеленого канцлера, когда Билл Гейтс — кто угодно, но только не дурак, — призывает извести под нож весь крупный рогатый скот в мировом масштабе, тут поневоле призадумаешься.

А еще больше призадумаешься, читая сообщение, что Европейский постоянный комитет по растениям, животным, продовольствию и корму (PAFF Committee) одобрил продажу сушеного желтого мучного червя (Tenebrio molitor) для употребления в пищу. По заявлению Еврокомиссии, "сушеных мучных червей можно будет использовать в пищу как целиком, в виде закусок, так и в качестве пищевого ингредиента в некоторых продуктах, например в виде муки". Теперь, после того как комитет одобрил продажу мучного червя, его смогут реализовывать все 27 стран ЕС.

Если бы мучной червь был всего лишь экзотической пищей, о которой говорил Собакевич: "Мне лягушку хоть сахаром облепи, в рот не возьму", — можно было бы спокойно отнестись к такому изыску. Но в сочетании с проектами вовсе извести крупный рогатый скот, который испускает ветры и губит климат, это уже будет не изыск, а замена привычной нам мясомолочной пищи. В ленинградскую блокаду умирающие от голода и вшей с себя ели, но тогда это не было прогрессивным зеленым начинанием. А ведь еще и тараканов собираются предлагать в пищу.

Может быть, иначе нельзя — "Надо, Федя, надо!". Но от образа гастрономического рая с 50 сортами колбас и 100 сортами сыра придется отказаться.
То же и с иномарками. Они губят климат, а надо ездить на электрических "Теслах" Илона Маска, а еще лучше на самокатах. Символом свободы автомобиль быть перестает.

А в области ЖКХ велением времени объявляется коливинг. Коммуналка, по-нашему говоря.

То есть "Все человеческое — нам!" оказывается каким-то совсем нечеловеческим, привлекательность которого для людей, не являющихся сверхмодными хипстерами, откровенно невелика. Какой-то ашрам в джунглях, куда не всякого влечет. И на фоне устойчивого зеленого мира Россия покажется оазисом потребительской свободы. Запад и Восток меняются местами.

Вряд ли зеленая идиллия, как она видится Биллу Гейтсу и Грете Тунберг, будет реализована в полной мере и в скором времени. Для этого нужно так ломать об колено и хозяйство, и весь уклад жизни, что великий перелом 1929-1933 годов покажется святочным рассказом. Но, впрочем, зеленые — люди упорные. "Если я чего решил, то выпью обязательно". В любом случае отсталый, незеленый мир будет только разводить руками: "Вольно же им, взбесяся, бегать".

38
День 19 мая

19 мая: этот день в календаре

371
(обновлено 00:37 18.05.2021)
19 мая отмечаются - День памяти геноцида греков Малой Азии, День памяти Ататюрка, молодежи и спорта в Турции, Ночь Могущества и Предопределения — Ляйлятуль-кадр. Какие еще знаменательные события и даты отмечаются в мире — читайте в материале Sputnik.

День памяти Ататюрка, молодежи и спорта в Турции

День памяти Ататюрка, молодежи и спорта в Турции, который отмечается ежегодно 19 мая, является национальным праздником. В отличие от некоторых других светских патриотических мероприятий, это всенародное торжество отмечается с большим размахом.

В канун праздника улицы и дома украшают флагами и портретами Кемаля Ататюрка. В крупных городах садовники разбивают клумбы, на которых можно увидеть символические картины из цветов. Парки Молодежи готовятся принять множество посетителей. В Стамбуле праздничный день начинается с официальных церемоний, среди которых обязательное возложение венков у памятника Республики, красочный парад и ряд спортивных соревнований. Вечером на площади Таксим и в центральном парке проводится концерт, на котором выступают звезды турецкой эстрады и приглашенные зарубежные исполнители.

Стамбул
Стамбул

В городе Самсун множество зрителей собирает традиционное авиационное шоу. Многие учебные учреждения готовят свою праздничную программу, которая включает смотр самодеятельности, эстафеты, конкурсы кулинарного и дизайнерского мастерства, а также проводят конференции и семинары, посвященные актуальным вопросам и проблемам в молодежной среде. В последние годы Правительство Турецкой Республики позиционирует этот День как международный праздник и приглашает для участия в торжествах студентов из других стран. Поскольку во всех учреждениях и на предприятиях объявляется выходной день, всем работающим предоставляется случай навестить своих родных в других городах, что все с большим удовольствием и делают. Так политический праздник переходит в день семьи и друзей.

День памяти геноцида греков Малой Азии

19 мая греческий народ отмечает трагическую дату в своей истории — День памяти геноцида греков Малой Азии. В этот день греки скорбят и оплакивают своих соотечественников, ставших жертвами беспощадного истребления, совершенного турками-османами в 1916-1923 годах.

Греки составляли подавляющее большинство населения в северной (Понте) и западной (Анатолии) областях Малой Азии, а также в провинции Каппадокии. Являясь, как и армяне, коренными жителями этих территорий, греки не поддавались исламизации и "отуречиванию". Турецкое правительство всерьез опасалось выхода Анатолии и Понта из-под власти Турции, как это уже произошло с Грецией, Сербией и Болгарией; к тому же среди греческих подданных Турции (особенно понтийцев) было немало высокообразованной интеллигенции и успешных предпринимателей, занимавших видное положение в обществе и оказывавших значительное влияние на турецкую экономику. Поэтому Турцией были подготовлены "решительные меры" по искоренению греческого элемента, которые и воплотились в жизнь после 1908 года, когда к власти пришла партия "младотурок", провозгласивших лозунг: "Турция — для турок!". В сентябре 1911 года был открыто обсужден вопрос об уничтожении этнических (особенно христианских) меньшинств Турции, к которым, в первую очередь, относились греки и армяне.

Праздники и памятные даты

  • Иов Горошник
  • День памяти геноцида греков Малой Азии
  • День памяти Ататюрка, молодежи и спорта в Турции
  • Ночь Могущества и Предопределения — Ляйлятуль-кадр

Что произошло 19 мая

1536 — в Лондоне была обезглавлена Анна Болейн, вторая жена Генриха VIII, по сфабрикованному обвинению в "государственной и супружеской измене".

1649 — Англия провозглашена республикой.

1802 — по инициативе Наполеона I во Франции учрежден Орден Почетного легиона.

© AFP 2018 / Fred Dufour
Орден Почетного легиона

1922 — дата основания Всесоюзной пионерской организации.

© Sputnik / Aleksander Makarov
Всесоюзный пионерский лагерь "Артек" имени В.И. Ленина, 1967 год

1930 — министр финансов США Эндрю Меллон запретил ввоз в США спичек советского производства, мотивируя свое решение тем, что советский экспорт наносит серьезный ущерб аналогичному американскому производству. 

1996 — налетчик Лесли Рогги стал первым, кого ФБР арестовало после публикации фото в Интернете.

2012 — лондонский "Челси" впервые стал победителем Лиги чемпионов УЕФА, в финале переиграв мюнхенскую "Баварию".

Кто из известных людей родился 19 мая

1881 — Мустафа Кемаль Ататюрк (ум. 1938), первый президент Турецкой Республики (1923—1938).

© Sputnik / S.Aralov
Первый президент Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк

1925 — Малколм Икс (настоящее имя Малколм Литл; ум. 1965), американский борец за права темнокожих.

1946 — Микеле Плачидо, итальянский киноактер и кинорежиссер, исполнитель роли комиссара Каттани (сериал "Спрут").

1977 — Наталия Орейро, уругвайская певица и актриса.

1979 — Диего Форлан, уругвайский футболист.

1979 — Андреа Пирло, итальянский футболист, чемпион мира (2006).

© Sputnik / Владимир Песня
Игрок сборной Италии по футболу Андреа Пирло

1988 — Лили Коул, британская модель и киноактриса.

© Sputnik / Екатерина Чеснокова
Актриса Лили Коул

Православный календарь

Дни памяти:

  •        праведного Иова Многострадального
  •        мученика Вукашина Ясеновацкого
  •        мученика Варвара Луканского, бывшего разбойника
  •        преподобного Михея Радонежского

Народный календарь: Иов Горошник

Иов, память которого отмечается в этот день — христианский святой, считающийся величайшим праведником, образцом веры и терпения. У него было семь сыновей и три дочери; семья была богата, дружна и счастлива. Сатана, позавидовавший такому благополучию, стал убеждать Бога в том, что Иов праведен только благодаря своему земному счастью. Бог позволил Сатане испытать Иова. Дьявол отобрал у праведника все, включая детей, но Иов остался верен Богу. Хотя горох начинали сеять еще на Егория, именно Иова прозвали Горошником.

В этот день говорили: "Приходи работать на белые горох". На Руси горох и бобы были доступны всем — даже беднякам. Не зря существовала присказка "остаться на бобах". Еще одна поговорка, связанная с бобовыми, свидетельствует о том, что их разводят уже очень давно: "Это было во времена царя Гороха". В этот день крестьяне утром выходили во двор и наблюдали: если роса обильная, то уродятся огурцы. Кроме того, эта роса считается очень полезной для огородных растений. По этому поводу сказывали: "Иов росы распустил".

Кто празднует именины 19 мая

  • Василий
  • Денис
  • Иван
  • Иларион
  • Марфа
371
Темы:
Этот день в истории