Религиозный синкретизм. Древо с множеством корней или взаимный плагиат?

118
(обновлено 23:59 26.03.2021)
Как и любой философской идее, религиям свойственны этапы становления и развития. В какой-то момент, практически каждая из них заимствует и интегрирует в себя идеи и истории "из вне". Подобная тенденция называется – религиозный синкретизм.

В ходе своего развития, любой процесс, идея или учение естественным образом видоизменяется под воздействием факторов окружающей среды и других идей. Например, в ходе подобного процесса, религиозное учение приобретая новые черты, видоизменяется и "кристаллизируется" во что-то совершенно новое, при этом оставаясь самобытным и уникальным. Однако, когда критическая масса нововведений или заимствований становится существенными, религиозное учение приобретает синкретический характер.

Религиозный синкретизм – это сумма заимствований элементов различных религий в одной, либо изначально многосоставное учение, собранное из различных философских и религиозных концепций. По сути своей, религиозный синкретизм не представляет из себя ничего плохого, ведь по мнению специалистов, каждая религия на определенном этапе становления подвергалась влиянию других учений, а значит, в любом случае, имеет в себе синкретический аспект. Так, например, большинство религиоведов считают христианство практически полностью синкретической религией, так как следы влияния иудаизма, зороастризма и даже древнеегипетских верований "видны" в нем "невооруженным глазом". Тем не менее, в полной мере, синкретизм имеет место скорее в бытовой и обывательской религиозности, которой часто свойственно отхождение от религиозных канонов. У каждого из нас, наверняка есть знакомая, позиционирующая себя православной христианкой и при этом увлекающаяся мистицизмом и гороскопами. Множество раз мы сталкивались с традиционно-религиозными разночтениями, основа которых, на поверку, оказывается различной трактовкой или восприятием инородных нововведений. Все дело в том, что традиционные взгляды населения, даже в том случае, когда новая религия крайне критична к любым формам народоверия, просто так не искоренить, и они, в любом случае, продолжат существование в скрытой или явной форме. Хорошим примером подобного "народного синкретизма", являются такие изначально языческие праздники, как масленица или новруз, которые христиане и мусульмане регулярно празднуют, хотя ни один из них не является каноничным праздником их религий. Вообще, если углубиться в поиск заимствованных обрядов и различных аспектов культа, множество традиционных религий предстали бы в совершенно ином ключе. Однако, так как тема щепетильная, подобный анализ и религиозный поиск должны быть личным делом каждого верующего.

К слову, религиозный синкретизм, не всегда является естественным следствием смешения народных и религиозных традиций, иногда, синкретические включения являются следствием сознательных действий миссионеров, включающих персонажей и обряды традиционной веры новообращенных в ходе миссионерской деятельности. Например, в ходе миссионерской деятельности, буддистские монахи, путешествующие по Японии, абсолютно бесхитростно спрашивали местных где живут их боги и после посещения этих мест, вернувшись через какое-то время, радостно сообщали, что их бог принял буддизм. Таким образом, кстати, помимо традиционного японского синтоизма и "новопринятого" буддизма, в Японии сложился один из самых ярких примеров религиозного синкретизма – Синто-буддизм, сочетающий в себе каноны и обряды обеих религий.

Из примеров более близких нам, можно указать на сформировавшийся, под воздействием культов зороастрийского бога Митры, образ воина поражающего дракона(зло), который позже, с христианизацией восточноевропейских и южных народов, стал отождествляться с мучеником Георгием Победоносцем. Помимо этого примера, можно вспомнить, как в ходе христианизации Руси, множество славянских богов и духов, стали переименовываться и отождествляться с христианскими святыми. Перун, свойства и качества которого, в народном сознании, были как-бы "переданы" Святому Илие, почитавшемуся в последствии, как покровитель ветров, дождей и гроз, от которых зависел урожай, женское божество Макошь, отождествляющаяся со Святой Параскевой, чудотворные места и иконы, принявшие на себя роль местных богов-покровителей и святилищ – примеров подобного синкретизма полно. Все эти примеры наверняка очень знакомы и легко узнаваемы для осетин, чьи народные верования и культы, практически на всех уровнях имеют синкретические аспекты, на которые, к слову, не раз указывал знаменитый Васо Абаев. Поиск подобных примеров, опять же, оставим на суд и волю читателей.

Чаще всего, проблематика религиозного синкретизма обсуждается в обществе в контексте критики различных сект и деструктивных культов, таких, например, как аум синрике, телема и саентология. Однако, на самом деле, если религиозный синкретизм не содержит в своей основе манипулятивные и спекулятивные интенции, ничего плохого в нем нет. Ведь сам механизм взаимозаимствования и смешения идей – абсолютно естественный процесс эволюции философской мысли. Разнообразие и разноцветие различных идеи и взглядов, часто создают нечто принципиально новое и интересное. Так, в свое время, возникли религия вуду, растафарианство, суфизм, манихейство, гностицизм и многие другие мистические культы и религии, число последователей которых исчисляется десятками миллионов. Если задуматься, любой родник питается из множества источников и если ни один из них не будет загрязнен, жажду из него можно будет утолить без какого-либо опасения.

118
Флаги стран-участников саммита ЕС в Брюсселе.

Куда приведет Европу "пропутинский" блок поляков, венгров и итальянцев

45
(обновлено 12:47 11.04.2021)
В Европе опять нашли пророссийскую пятую колонну — причем с участием поляков!

Впрочем, сами поляки и нашли — Дональд Туск, бывший польский премьер и европейский президент, обвинил нынешнего главу польского правительства Матеуша Моравецкого в работе на Россию:

"Россия мобилизует силы вокруг Украины. США объявляют чрезвычайное положение в Европе. Моравецкий в Будапеште организует с Орбаном и Сальвини пропутинский политический блок. Это не первоапрельская шутка".

Другой бывший руководитель Польши, Александр Квасьневский, пошел еще дальше — и заподозрил в потенциальных пророссийских симпатиях даже реального правителя Польши Качиньского:

"Маттео Сальвини — горячий сторонник Путина, а Виктор Орбан — его близкий друг. Претензии к Путину (если они, конечно, искренние) пока предъявляем только мы, но, возможно, скоро Ярослав Качиньский объявит, что Путин — более подходящий союзник, чем Евросоюз. Я бы этого не исключал".

Польские разборки на русскую тему, конечно, смешны — подозревать Моравецкого и Качиньского даже не в симпатиях, а в объективном отношении к России нет никаких оснований. Качиньский поддерживает шизофренические обвинения Путина в убийстве его брата Леха (польского президента, погибшего в авиакатастрофе под Смоленском), а Моравецкий за три с лишним года своего премьерства ни разу не только не встречался, но даже не говорил по телефону ни с кем из российских руководителей. Но сейчас русофобское польское руководство оказалось в "плохой компании", то есть среди тех, кто не считает Россию и Путина главной угрозой Европе, — и тут же получило за это выговор от своих политических противников.

Да, Моравецкий на прошлой неделе съездил в Будапешт на встречу с венгерским премьером Орбаном и итальянским политиком, лидером партии "Лига" и бывшим вице-премьером Сальвини. Орбан, конечно, никакой не близкий друг Путина, но поддерживает с ним хорошие рабочие отношения — и вообще выступает за нормальные связи своей страны (и Европы) с Россией. Сальвини, бывший еще не так давно самым популярным политиком Италии, действительно в свое время позировал на Красной площади в майке с портретом Путина — но виделся с нашим президентом всего пару раз. Но уж точно не симпатии к Путину и России привели Моравецкого в Будапешт — у трех политиков, да и у трех стран, есть много общих интересов.

Кстати, почему бы не считать их агентами Ватикана? Поляки, венгры и итальянцы ведь действительно относятся к числу все еще католических народов Европы — и три политика, хотя лично не являются образцовыми католиками, разделяют веру своих народов. Но вот беда, антикатолическое, антиклерикальное клеймо сейчас не столь раскручено в Европе (как в позапрошлом или прошлом веках) — куда привычнее антироссийское. А то быть бы Сальвини — Моравецкому — Орбану не ужасными путинистами, а опасными папистами. Впрочем, главный их грех перед "настоящими европейцами" как раз и состоит в отстаивании традиционных ценностей — народ, вера, семья. Именно об этом и говорил Виктор Орбан накануне будапештской встречи:

"Многие европейцы отвергают иммиграцию и мультикультурализм, хотят защитить свою национальную идентичность и считают, что национальная власть выше европейских директив".

А после переговоров тройки Орбан заявил, что они стремятся к европейскому ренессансу, а Сальвини добавил, что хочет "сделать Европу вновь великой, вернув ее к первоначальным ценностям". Понятно, что все эти намерения сходу отвергаются нынешней евроэлитой, а отстаивающие их политики объявляются "врагами демократии" и диктаторами. Именно поэтому, кстати, их и обвиняют в работе на Россию — посмотрите, добрые европейцы, ведь неудивительно же, что подобное тянется к подобному, то есть восточноевропейские диктаторы и их итальянский единомышленник (практически дуче) тяготеют к главному врагу современной демократии, к этому ужасному Путину.

Европейская либеральная элита тем самым думает дискредитировать бунтарей — но достигает прямо противоположного результата. Венгерские и польские власти уже много лет держатся под нажимом Брюсселя, недовольным якобы их давлением на судебные власти и общей антидемократичностью, а на самом деле отстаиванием национального суверенитета и традиционных ценностей. Популярность правящей в Венгрии партии "Фидес" и руководящей Польшей "Права и справедливости" сохраняется на высоком уровне — то есть у них есть мандат избирателей на сопротивление давлению Евросоюза. Сальвини сложнее в калейдоскопичной итальянской политике — но и его "Лига", одно время поднимавшаяся до уровня самой популярной партии Италии, держится на плаву. И от обороны на национальном уровне три партии решили перейти к наступлению на уровне общеевропейском. По крайней мере, попытаться.

Именно это и злит Туска и других евроруководителей — ведь на встрече в Будапеште лидеры трех партий обсуждали возможность создания новой фракции в Европарламенте. Причем такой, которая потенциально (с прицелом на следующие выборы) может стать самой крупной в Страсбурге.

Партия Орбана "Фидес" недавно вышла (точнее, была вынуждена выйти — упреждая исключение) из крупнейшей фракции Европарламента, Европейской народной партии. Этой партией, точнее, надпартийным образованием, объединяющим европейских условно правых (ядро которых — германские христианские демократы), руководит, кстати, Дональд Туск — и сейчас у нее осталось 175 депутатов, то есть четверть от всего состава Европарламента.

© Sputnik / Густаво Вальенте

Было на 11 больше — до того как однопартийцы Орбана ее покинули. ЕНС, наряду с "Прогрессивным альянсом социалистов и демократов" (145 мест) и либеральным "Обновляя Европу" (97 мест), это основа европейской интеграции. То есть именно на них в первую очередь всегда могут опереться так называемая брюссельская бюрократия и наднациональные европейские элиты. Сам по себе выход венгров из ЕПН не опасен для элит — мало ли в Европарламенте евроскептиков и бунтарей. Есть даже "Идентичность и демократия" с 74 депутатами, куда входят самые дерзкие, вроде "Лиги" Сальвини, "Альтернативы для Германии" и "Национального объединения" Марин Ле Пен.

Но что будет, если Орбан, Сальвини и Моравецкий договорятся создать новую фракцию? Поляки из "Права и справедливости" сейчас составляют костяк фракции "Европейские консерваторы и реформаторы" (62 места) — если вся эта фракция объединится с "Идентичностью и демократией" и к ним добавятся венгры, то получится вторая по численности группа в Европарламенте с 147 депутатами. Она будет больше социалистов — и, самое главное, объединит в себе и запад, и восток, то есть и западно- и восточноевропейских правых традиционалистов. А это уже реальный вызов для глобалистски настроенной евроэлиты.

И хотя на пути к слиянию европейских консерваторов-евроскептиков в единый кулак еще много препятствий (как внутренних разногласий, так и сознательной работы по расколу со стороны их противников), уже сама подобная возможность вызывает серьезное беспокойство у евроинтеграторов. Неспособных, впрочем, придумать в плане пропаганды ничего лучше навешивания ярлыка "путинских марионеток".
Но это не особо работает даже на польском уровне — что уж говорить про общеевропейский. К тому же, если упорно называть тех, кто отстаивает национальные интересы своих государств, путинистами, то в результате можно привить европейцам образ Путина как главного защитника национального суверенитета и идентичности европейских государств. Мы этого не просили — но против точно не будем.

Источник:РИА Новости

45
Выставка Памяти предков.

Искусство как зеркало. Как развитие культурной жизни в Южной Осетии отражает дух времени

138
(обновлено 00:41 11.04.2021)
Какова роль искусства в развитии культуры и общественных институтов государства? О том, как творчество формирует, преображает и предсказывает этапы жизни народа – в материале Sputnik

Искусство, наряду с наукой, является основным способом познания человеком окружающего мира, однако, в отличие от строгих эмпирических канонов и стремлению к точности в научном подходе, искусство познает мир через эмоции и трактовку, совершенно не стремясь к точности, а зачастую нарочно ее избегая.

По мнению антропологов, в самые ранние этапы становления человеческой культуры, люди использовали музыку, танцы и ранние формы живописи как обрядовый и информативный инструмент, вполне функциональный и логичный. Исходя из этого, можно предположить, что осознанное творчество, которое можно было бы назвать искусством, родилось и развилось вместе с развитием социальной культуры и усложнением отношений внутри членов и групп первобытного общества, нераздельно сопровождая становление цивилизации.

Едва ли, даже если приложить огромные ментальные усилия, можно полноценно разделить понятия "культура" и "искусство". Культура, как охватывающая практически все аспекты жизни парадигма, в рамки которой вписываются любые формы творчества, труда, философии и межличностных отношений любого конкретного сообщества или всего человечества в целом, является индикатором, благодаря которому, словно по пульсу, можно определить, что общество еще живо.

Искусство, в свою очередь, является своеобразным средством самоанализа культуры, благодаря которому, она приобретает эстетическую форму, отражающую характер, суть и вектор культурной парадигмы своего времени. Именно через искусство, мы можем легко разграничить темное средневековье и эпоху возрождения, благодаря памятникам архитектуры, живописи, скульптуры и керамики мы можем делать выводы о высоком уровне эстетической культуры древних народов, ныне бесследно исчезнувших.

Собственно, каждый этап развития человеческого общества, каждый исторический поворот непременно сопровождался, или даже предсказывался, сменой вектора культурной парадигмы и искусства. Искусство своего рода отражение культуры, обогащающее, фокусирующее и украшающее жизненный путь человека и в то же время проявляющее различные течения внутри всех аспектов и этапов развития цивилизации.

Прецедент того, что во время тяжелых дней военного периода пульс культурной жизни в Южной Осетии так и не прервался, хотя, по очевидным причинам и был весьма прерывист и слаб – крайне воодушевляет. Поколения художников, музыкантов и поэтов, ни на один день не прекращавшие свой творческий путь, каждый день, совершенно безвозмездно, доказывали, что культура Осетии все еще жива, а значит жив и сам народ. Тот факт, что творчество, в самые тяжелые дни войны и во время долгого периода восстановления, зиждилось не на деньгах спонсоров и даже не общественном интересе, а на чистом энтузиазме самородков – делает его самой чистой формой искусства. В период современной истории Южной Осетии, разнообразный спектр творчества вызывает все больший интерес у местного населения. Молодые творцы и специалисты следом за общественными институтами встают на ноги, утверждаясь на своем пути и тем самым сохраняя преемственность культурной жизни родной Республики. Помимо ролей детектора внутренней энергии народа и лакмусовой бумаги, проявляющей процессы, происходящие в общественной жизни, искусство является окном, в котором чуткий зритель может увидеть образы скорого будущего, или по крайней мере надежду на его светлую версию. А надежда и на светлое будущее, вкупе со способностью искусства вдохновлять и проявлять лучшие качества человека, это то, что так нужно нашей Республике в начале ее долгого пути к светлому настоящему.

138

В Южной Осетии выявили девять новых случаев COVID-19

14
(обновлено 11:23 13.04.2021)
За все время пандемии в Южной Осетии положительный результат исследований на коронавирус был зафиксирован у 3275 человек

ЦХИНВАЛ, 13 апр — Sputnik, Залина Кулумбегова. В Южной Осетии выявили девять новых случаев коронавируса за минувшие сутки, сообщила Sputnik глава санитарного ведомства республики Марина Кочиева.

Она отметила, что всего в понедельник в ПЦР-лаборатории Югосетпотребнадзора было проведено 72 исследования.

"Из проведенных тестов на выявление COVID-19 положительный результат подтвержден в девяти случаях", — сказала Кочиева.

Глава ведомства также добавила, что с учета врачей за сутки было снято семь человек, общее количество выздоровевших за все время пандемии в Южной Осетии составляет 2906 человек.

Под наблюдением врачей на стационарном и амбулаторном лечении на сегодняшний день остается 369 человек.

Всего в республике с начала пандемии было проведено 20 985 тестов на выявление коронавирусной инфекции, из них положительный результат подтвердился в 3275 случаях.

14
Теги:
Югосетпотребнадзор, коронавирус, пандемия
Темы:
Пандемия коронавируса