Одиноки ли мы во Вселенной? Ученые и теоретики о причинах космической "тишины"

(обновлено 16:15 26.03.2021)
Одним из главных основополагающих цивилизационных вопросов человечества, наряду с вопросом о смысле жизни, был и остается вопрос одиночества человечества в этом мире. О том, есть ли жизнь вне Земли и почему мы до сих пор никого не встретили – в материале Sputnik.

Человек, как существо чрезвычайно любопытное, всегда пытался изучить и познать все в рамках доступных границ. А что может быть интереснее, чем другое разумное существо, незнакомое и отличное от тебя? Когда-то путешественники и торговцы рассказывали истории про диковинные народы иных земель, чьи традиции и обряды закономерно вызывали спектр эмоций от восхищения до ужаса. Постепенно, естественным образом, границы познаваемого мира начали расширятся. Новые земли, новые города, новые континенты – каждый раз, вновь открытые, они буквально переворачивали представления людей о структуре мира. Представьте себе удивление древних греков, воспринимавших себя как центр человеческой цивилизации, окруженный сколь бесчисленными, столь и бессмысленными варварами. Что бы они сказали, узнав о великих цивилизациях Азии или Южной Америки? Насколько бы изменилось представление о мире?

Однако времена идут, и границы познаваемого расширились настолько, что Земля практически лишилась темных уголков и неоткрытых земель. И вот, даже когда мы, вроде как, все познакомились и даже с переменным успехом общаемся, границы познания, тем не менее, продолжили расширяться, и человечество в своем любопытстве обратило свой взор в звездное небо.

С самой глубокой древности, люди не могли смириться с одиночеством, как в физическом, так и метафизическом смысле. Бесчисленные мифы, про богов-небожителей, таинственные сказочные цивилизации и легенды про народы пришедшие с небес, как, например, шумерские ануннаки – все они, фактически, были попыткой ответить на один из главных вопросов человечества – "Одни ли мы?".

Естественно, что современная наука не могла не задаться столь основополагающим вопросом, тем более, когда подгоняемые научной фантастикой и псевдонаучными теориями обыватели перманентно этот вопрос поднимают. Уникальны ли мы? Есть ли среди неисчислимого множества звезд хоть кто-то кто ответит нам?

На данный момент, человеческая наука находится на том этапе, когда основной, и скорее всего единственно возможной, задачей является поиск хоть какой-нибудь биологической жизни. Рассуждения на тему есть ли вообще биологическая жизнь вне Земли – по сути бессмысленны и даже наивны. Она точно есть, отсталость ее только найти и описать. Вероятно, простейшие инопланетные организмы есть даже в нашей солнечной системе. Так, множество специалистов в биологии и астрономии, с надежной изучают два спутника "газовых гигантов" - Энцелад (спутник Сатурна) и Европу (спутник Юпитера). Оба этих спутника схожи по своему типу и структуре, так как обладают ледяной поверхностью и жидким океаном. Особенно любопытные факты про Энцелад выяснились в 2011 году, когда аппарат "Кассини" зафиксировал выбросы водных "гейзеров" из-под поверхности ледяной коры спутника. По расчетам ученых, температура жидкого океана Энцелад может равняться 26 градусам Цельсия, а это более чем комфортно для появления жизни.

Однако, откровенно говоря, сколь захватывающа и любопытна не была бы перспектива найти хоть какую-нибудь инопланетную жизнь, пусть даже простейшую, в первую очередь человечество интересует вопрос поиска разумной цивилизации, тех, кого мы воспримем как равных, или даже нечто большее.

Но какова вероятность, что другая разумная жизнь существует и мы когда-нибудь с ней свяжемся? Ответ на первую часть вопроса – крайне вероятна. Дело в том, что уникальность человека, как обладателя наиболее развитой высшей нервной системы среди обитателей Земли – неоспорима, однако сам механизм ее развития абсолютно биологичен, а значит подчиняется законам природы. А вот дальше, в дело рассуждения о вероятности существования инопланетных цивилизаций, вступают астрономия и математика. Множество специалистов применяли в своих исследованиях на эту тему различные математические формулы. Так, например, профессор астрофизики Дональд Дрейк вывел сложное математическое уравнение, из которого ясно следует, что вероятность существования инопланетной жизни – практически неопровержима. В свое время, изыскания Дрейка произвели такой научный фурор, что явились одним из самых значимых факторов, инспирировавших многомиллионный проект SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence – англ. поиск внеземного разума), занимающегося поиском научных доказательств и свидетельств существования разумных существ в космосе.

Не вдаваясь в подробности расчетов Дрейка, можно просто привести цифры, ясно отвечающие на наш вопрос. По оценке современных ученых, в нашей галактике приблизительно 300-400 миллиардов звезд, 10% из которых составляют так называемые "звезды солнечного типа", а уже из этих "звезд солнечного типа", по мнению астрономов и астрофизиков, 20-60% могут иметь планеты подобные Земле. Получается вероятность не так уж и мала, правда? А что вы скажете, если в эту формулу мы введем еще одну немаловажную переменную? 12-15 миллиардов звезд в нашей галактике могут обладать жизнепригодными планетами, а самих галактик в наблюдаемой Вселенной как минимум 500 миллиардов, а если учитывать недавние публикации в научном журнале ScienceDaily, то и вовсе их число может достигать двух триллионов. Много, правда?

Только вот один вопрос не дает покоя ученым и небезразличным обывателям. Почему, если вероятность появления разумной жизни столь велика, мы до сих пор не наши ни одного свидетельства? Почему до сих пор никто не вышел на связь, а космос отвечает на наши запросы оглушающей тишиной? Ответа на этот вопрос нет, однако есть две наиболее популярные теории. По мнению ученых и теоретиков, как говориться – "новость есть плохая и очень плохая". Исходя из первый теории, цивилизация, развывшаяся настолько, что способна путешествовать в космическом пространстве, расстояние между звездами и тем более галактиками в которой просто чудовищны, попросту не заинтересована в общении с нами. А если принять во внимание тот факт, что и внешне мы, вероятно, не очень-то похожи, справедливым, хоть и немного грубым будет любимый астрофизиками пример с "муравьями на пикнике". Гуляя по лесу, вы же не будете здороваться с каждым комариком или пчелкой? Вот и они пока не очень заинтересованы в контактах с нами. Возможно, в будущем, когда человечество достаточно разовьется, что-то в отношении к нам и изменится.

Вторая теория, отталкивающаяся от парадокса Ферми, как раз рассматривающего вопрос проблематики следов разумных цивилизаций, заключается в том, что разумные цивилизации, вероятно, попросту не доживают до этапа колонизации космоса. Дело в том, что из анализа этапов научного прогресса нашей цивилизации, ясно следует что практически каждая сложная технология, работающая во благо людей, в то же время является опаснейшим оружием. Хорошим примером подобных технологий является технология расщепления атома, которая с одной стороны дала нам возможность создавать атомные станции, снабжающие электричеством миллионы людей, а с другой – ядерное оружие, способное столько же людей погубить. Исходя из этого следует, что чудовищно сложная технология, которая позволит путешествовать сквозь космическое пространство, наверняка будет столь же чудовищно опасной. По мнению сторонников теории Ферми, какой бы не была конкретная причина гибели этих цивилизаций, будь то техногенный фактор или естественный, тишина в космическом пространстве ясного говорит о том, что если разумные цивилизации и есть, то вопросы про их распространение и общение – несостоятельны.

Полный мужчина у холодильника с бутербродом в руках

Хорошие новости на сладкое: ученые нашли способ побороть ожирение

(обновлено 17:27 14.04.2021)
Ученые из Канады и Дании сделали большой шаг в исследованиях, направленных на борьбу с избыточным весом. Почему эксперименты специалистов терпели неудачи в прошлом и что изменилось сейчас - в материале обозревателя Sputnik

Сегодня, когда миллионы людей по всему миру, завтракая ароматным кофе и свежим круассаном, встретили, казалось бы, самый обычный день, исследователи из Шербрукского и Копенгагенского университетов пошли в наступление в великой битве человечества, в битве с лишним весом.

Несмотря на шутливое вступление, новость и правда грандиозная. Исследователи, как сообщают мировые СМИ и научные журналы, нашли способ превращения "белого" жира в "бурый". Для тех, кто не в курсе, не вдаваясь в биологические детали, поясним, что "жир жиру рознь". "Белый" жир - это тот самый жир, который образуется на животе, боках и прочих интересных местах от малоподвижного образа жизни и высококалорийного питания. Конечно, помимо вреда в виде ожирения, проблем с сердечно-сосудистыми заболеваниями, скелетом и бесчисленными болезнями других органов, у "белого" жира есть и полезная функция. "Белый" жир – это так называемый энергетический резерв организма, который наше тело приберегает на "черный день". Но давайте на чистоту, эстетического и физического вреда от него куда больше, чем пользы, да и вероятность наступления этого "черного дня" со всем продуктовым изобилием наших дней – крайне несущественна.

К счастью, "белый" жир не единственная разновидность жировых отложений в нашем организме. Еще в нас есть жир "бурый", который в процессах нашего организма отвечает за температурный баланс. Дело в том, что благодаря своей структуре "бурый" жир легко "сгорает" и восстанавливается в зависимости от обстоятельств и сигналов организма. Проще говоря, когда нам холодно, этот жир накапливается, защищая органы от потенциального обморожения, а когда жарко, ровно наоборот, жир исчезает, чтобы органы не перегрелись.

Ученые, поставившие себе задачу решить глобальную проблему ожирения, занявшую в последние десятилетия лидирующие позиции в рейтинге причин ранней смертности, давно шли в этом направлении и ранее даже добивались успеха, экспериментируя на крысах. Однако, по непонятным тогда причинам, на людях эти эксперименты не показывали существенной эффективности.

Позднее специалистам удалось найти причину предыдущих неудач. Дело в том, что ранее исследования и эксперименты проводились в основном с бета3-адренорецепторами, показавшими не очень стабильные результаты, но когда ученые перешли на исследование бета2-адренорецепторов, участвующих в теплообмене, и которые, как оказалось, играют главную роль в сжигании жира, – успехи последовали одни за другим.

Все это, конечно, не панацея и не гарантия, что вам завтра принесут волшебную таблеточку, которая решит все ваши проблемы со здоровьем, но это однозначно начало большого прорыва, благодаря которому человечество сможет избавиться от множества проблем, связанных с ожирением, диабетом и сердечно-сосудистыми заболеваниями. А в ожидании этого прорыва, пока волшебную таблеточку не принесли, вместо круассана и кофе на завтрак лучше выпить воду и перекусить чем-нибудь полезным.

Игроки на тотализаторе ждут результатов

Ставки на спорт: кто и как зарабатывает на человеческих слабостях

(обновлено 19:19 14.04.2021)
Когда повсюду слышится эффектная реклама ставок, а среди ваших друзей наверняка есть пара свидетелей умопомрачительных историй успеха, сложно не попробовать хоть раз сделать ставку. Стоит ли это делать вообще и как не попасться в сети мошенников – в материале Sputnik

Индустрия ставок на спорт (беттинг) пережила за последние 10 лет невиданный подъем, перебравшись из прокуренных полуподвальных помещений в телефоны и компьютеры сотен миллионов пользователей по всему миру. Помимо технологического прогресса и улучшения аналитических программ, которые очень упростили букмекерским конторам жизнь, позволяя каждый день улучшать алгоритмы прогнозов и статистических расчетов, очень большую роль в популяризации беттинга сыграли невероятные расходы на рекламу и банальная бедность населения.

Что касается первого аспекта, тут, как говорится, ничего удивительного. Букмекеры, очевидно, генерируют в своей индустрии огромное количество свободного капитала, большая часть которого направляется на рекламу. Конечно, расходы на содержание серверов и техническое обеспечение сайтов и приложений никто не отменял, однако, большая часть денег направляется именно на рекламу. Ведь, поверьте, каждый рубль, вложенный в рекламу на множестве спортивных сайтов, злосчастных сайтов-агрегаторов кино и даже в рамках спортивных соревнований – многократно окупается.

Однако речь пойдет именно про второй фактор популяризации беттинга, а также про проблемы, связанные с ним. Бедность и наивность - не самое лучшее сочетание в жизни человека, но для букмекерских контор и множества мошенников, которые, словно рыбы-прилипалы, сопровождают крупных "акул" бизнеса, – это крайне удачная питательная среда.

Справедливости ради следует заметить, что ставки сами по себе не являются чем-то однозначно плохим. Азартные игры и ставки на какие-либо соревнования были известны и в древние времена. Так, в древнем Риме азартные граждане не стеснялись через ставки повышать интерес к и без того зрелищным и кровавым состязаниям гладиаторов, а в феодальной Японии ставки в классическом сумо были чуть ли не частью традиции. Проще говоря, можно смело утверждать, что ставки и азартный интерес были постоянными спутниками спортивных соревнований.

Современная индустрия ставок на первый взгляд вполне успешно продолжают эту древнюю традицию, однако современным игрокам следует понимать, что в отличие от древних коллег на вооружении даже самых честных и проверенных букмекеров состоят сложнейшие математические и психологические алгоритмы, направленные, очевидно, не на собственное обогащение, а на улучшение финансового состояния армии азартных игроков.

По мнению финансовых аналитиков, в 2021 году доход крупнейших букмекерских компаний составит 2,1 миллиарда долларов, что почти в два раза больше дохода за 2020 год. Такие астрономические доходы практически полностью основываются на грамотной работе с психологией потенциальных клиентов и агрессивной маркетинговой политике.

Правда в том, что для некоторых людей ставки стали иллюзией возможности заработать хорошие деньги. Тысячи игроков, привлеченные громогласными лозунгами в рекламных интеграциях на всевозможных интернет-ресурсах и у огромной армии блогеров разной величины, ставят последние деньги в наивном желании волшебным образом разбогатеть. Таким мечтателям нужно держать в голове нынче крайне популярную аксиому: "Если вы ставите, чтобы зарабатывать – вы уже проиграли". Уровень компетенции, аналитических способностей и статистической грамотности, необходимый для высокого процента успешных ставок, требует многолетней подготовки и вовлеченности в тему, за время работы над этими навыками человек запросто смог бы овладеть какой-нибудь профессией, доход от которой будет куда более стабильным.

О чем можно говорить, когда человек регулярно ставит деньги на виды спорта и команды, о которых имеет лишь поверхностное представление? В таком случае, игрок чаще всего ставит на фаворита, статус которого чаще всего определяют сами букмекеры, либо на аутсайдера с высоким коэффициентом вероятности проигрыша, который, опять же, внутри своей системы и интерфейса, прописывается самим же букмекером.

Все бы ничего, ведь максимум в чем можно обвинить легальных букмекеров – это игра на человеческих слабостях и наивности. Во-первых, человек всегда сам решает, ставить ему или нет. Во-вторых, именно игрок решает, какую команду или игрока выбрать, сколько на него поставить и когда остановиться. Букмекеры в этом случае могут разве что мягко манипулировать его решениями, привлекая его поставить деньги на высокий коэффициент, или, наоборот, продать свою ставку под конец рискованного соревнования.

Другое дело – армия лже-капперов. Капперами в индустрии ставок называют профессиональных игроков, зарабатывающих большие деньги на ставках и "прогнозах" исходов крупных спортивных соревнований. История с капперами начиналась, как это обычно и бывает, вполне тривиально и безобидно. Дело в том, что многие крупные букмекеры запрещали профессиональным игрокам, часто забирающим "банк" и выигрывающим с подозрительной регулярностью, играть на своих платформах. Сообразительные капперы, само собой, не растерялись и начали зарабатывать большие деньги, продавая любителям свои методики и "прогнозы" на исход спортивных событий.

На первый взгляд, все вполне чинно и благородно, но где есть легкий заработок, всегда найдется сонма мошенников, с радостью и энтузиазмом готовые этот заработок прибрать к рукам. В последние годы в экосистеме, состоящей из игрока, букмекеров и спортивных соревнований, появилось множество "прилипал", обещающих наивным людям баснословные заработки, секретные схемы выигрыша и инсайдерскую информацию "от друга, работающего где-то в лиге NHL". На деле, подавляющее количество подобных гуру оказываются банальными мошенниками, использующими различные схемы обмана и завлечения.

Наиболее популярной у недобросовестных капперов схемой является "ставка на случайность". Ничего особо сложного схема собой не представляет, но множество людей, тем не менее, раз за разом на нее попадаются. Делается все следующим образом: для начала каппер предлагает сотням игроков воспользоваться пробным прогнозом, дабы последние убедились в компетентности своего "гуру", а далее лже-каппер разделяет аудиторию на несколько групп. Каждой из этих групп мошенник выдает разные "прогнозы", обычно взятые "с потолка", а затем, когда результат становится известен, попросту блокирует проигравших, а выигравшим, чье доверие он уже завоевал, каппер продает платный "стопроцентный" прогноз на какой-нибудь крупный матч. Много раз подобной схемой одного и того же игрока конечно не обманешь, но в искателях легких денег недостатка никогда не будет.

Помимо этой схемы, у капперов есть множество других способов привлечь и "обуть" игрока, будь то блогеры, рекламирующие недобросовестных капперов, разного рода "легенды" и истории успеха, а также самый банальный монтаж, на котором публике демонстрируются "многотысячные выигрыши" обладателей платных подписок. Перечислить все схемы обмана попросту невозможно, ведь высокая конкуренция в сфере мошенничества на прогнозах предполагает постоянное генерирование новых способов обмана и схем привлечения клиентов.

Любителям ставок следует помнить, что в этой индустрии деньги зарабатываются не ими, а на них. Когда ставки – это просто развлечение, ничего плохого и опасного в них нет. Многие любители спорта делают ставки из свободных денег лишь для остроты ощущений и эмоционального вовлечения во время просмотра соревнований в любимых видах спорта. Однако, когда игрок наивно полагает, что без должной подготовки и знаний он сможет регулярно зарабатывать хорошие деньги на ставках – исход предрешен. Он не только не сможет хорошо заработать, но, если вовремя не остановится, проиграет так, что его будет подташнивать даже от ребят, гоняющих в футбол во дворе.

День 15 апреля

15 апреля: этот день в календаре

(обновлено 20:29 14.04.2021)
15 апреля отмечается Международный день культуры, кроме того, сегодня во многих странах мира празднуют День экологических знаний. Какие еще знаменательные события и даты отмечаются в мире — читайте в материале Sputnik.

Международный день культуры

Международный день культуры отмечается во многих странах мира ежегодно 15 апреля. Он был учрежден в честь принятия 15 апреля 1935 года международного договора "Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников".

Хотя День культуры был учрежден не очень давно, но он имеет уже вековую историю. Идея создания организованной охраны культурных ценностей принадлежит выдающемуся художнику и деятелю русской и мировой культуры Николаю Рериху, который считал культуру главной движущей силой на пути совершенствования человеческого общества, видел в ней основу единения людей разных национальностей и вероисповеданий.

© Sputnik / РИА Новости
Художник, путешественник, археолог, писатель Николай Рерих.

В начале XX века, в период войн и передела территорий, при изучении памятников старины, он понимал, как важно их сохранить, и в 1914 году обратился к русскому правительству и правительствам других воюющих стран с предложением обеспечить сохранность культурных ценностей путем заключения соответствующего международного соглашения. Однако, это обращение осталось тогда без ответа. В 1929 году Рерих подготовил и опубликовал проект договора о защите культурных ценностей, сопроводив его обращением к правительствам и народам всех стран. Проект договора получил всемирную известность и широкий отклик среди мировой общественности.