Кадр из фильма 300 спартанцев

Человечество в плену иллюзий: как симулякры изменили историю и искажают современность

155
(обновлено 15:21 10.03.2021)
Вся человеческая культура и социальная жизнь пропитана ядом иллюзий, проникающим во все аспекты ее структуры, на всех уровнях и во всех сферах, имя этим иллюзиям – симулякры. Что же это такое и как они каждодневно влияют на нашу жизнь – в материале Sputnik

Симулякр – термин, претерпевший на протяжении истории и развития философской мысли множество значений и трактовок. Первым человеком, применившим понятие "симулякр", был античный философ Платон. У Платона симулякром называлась тенденция к искажению изначального смысла или образа через неоднократное копирование прообраза, а если быть точнее - "копия копии".

Таким образом, по Платону, скульптура и рисунок, например, являются копиями, исказившими объективную реальность, а вот копии этих копий были уже симулякром. Платон считал, что в симулякре даже первой волны остается совсем немного от оригинала, а чем больше копий и волн искажения, тем меньше у симулякра остается черт первоисточника. Соответственно, тенденция к искажению устремлена центробежно.

Хорошим примером теории Платона можно назвать истории о каких-то конкретных событиях, которые многократно пересказываются, но с каждым разом, с каждым новым рассказчиком обрастают новыми деталями, лишаются отдельных аспектов и, по итогу, превращаются, в лучшем случае, в чрезвычайно искаженную свою версию, а зачастую и вовсе в совершенно другую историю. Рассказ друга о конфузе, произошедшем с одногруппницей позавчера, или легенда про царя Леонида и его спартанцев – мимикрируют по одному механизму и, в сущности, являются симулякрами. 

Современное определение симулякра, как "примера без первоисточника", "копии без оригинала", появилось под воздействием интеллектуального труда целой плеяды философов, главным из которых можно смело назвать Жана Бодрийяра, посвятившего изучению и описанию структуры симулякров большую часть своей жизни.

В начале своего пути Бодрийяр с коллегами не привносили в термин симулякр каких-то дополнительных значений и оттенков, понимая его как своеобразную искаженную трактовку первоисточника, однако, постепенно анализируя структуру данного процесса и новые веяния современности, Бодрийяр пришел к идее, что зачастую симулякр полностью заменяет собой первоисточник, а если быть точным, симулякр может быть первоисточником сам по себе, без оригинала.

Самые интересные свойства симулякров - их универсальность и тенденция к самовоспроизведению. Каждый носитель симулякра, воспринимая его и трактуя, создает тем самым новый симулякр. Как пример можно привести идею о "настоящей женщине" или "настоящем мужчине". Каждый из нас за свою жизнь не раз сталкивался с нравоучениями, или рассуждениями, превозносящими некий идеалистический образ настоящих мужчины и женщины, к модели поведения которых необходимо стремиться. Только вот небольшая загвоздка, а где они находятся? Можно ли с ними познакомиться? Да и вообще, такие ли уж они "настоящие"? Проблема в том, что никакого первоисточника этого образа нет. Даже если вы подумаете о том, что наверняка сможете назвать какие-то конкретные черты этого образа, вы не более чем жертва еще одного симулякра. Каждый человек, придает этим образам приятные именно ему качества.

Можете, кстати, ради интереса спросить дюжину своих друзей, какими на их взгляд должны быть настоящие мужчины или женщины. Вы удивитесь, но образы эти будут блуждать между сонмом разных деталей, зачастую прямо противоречащих друг другу. Так, например, для одной девушки настоящий мужчина - это заботливый и чуткий джентльмен, посвящающий себя семье и близким, а для другой – страстный дикарь, творец и индивидуалист, идущий по головам к великой цели. Да, возможно вы и не согласны, возможно ваш образ именно тот самый, а эти не более чем крайности. Сюрприз, это тоже симулякр.

Помимо социальной жизни, симулякры проникли абсолютно во все сферы человеческой деятельности. Современная культура, представляющая собой бесконечную переработку некого первоисточника, творческий потенциал без какого-либо практического проявления. Например, кино, снятое по книге – симулякр, да что уж там, сюжет в котором рассказывается несуществующая история несуществующих людей, как вы уже поняли, тоже симулякр. Что уж говорить про бесчисленные ремейки, искажающие под критерии и требования современного рынка устаревшие первоисточники. Удивляться тут нечему - шоу-бизнес, сам по себе, является иллюзией, и все его составляющие, от музыкальной индустрии до самых простых представлений, без симулякров попросту нежизнеспособны.

Но как относиться к тем прецедентам, когда симулякры проникают в те сферы, от которых зависят здоровье, жизни людей и судьбы целых стран? Вспомните, сколько раз, купившись на прекрасные образы и ложные обещания в рекламе, вы покупали продукт, который на деле оказывался, в лучшем случае, уродливой пародией обещанного. Сколько раз вы подвергались давлению и агрессии, мотивами которым служили стереотипы о вашем поле, национальности? Разве в этом случае симулякры не становятся чем-то на самом деле опасным? Да что там, иногда политики и СМИ, путем манипуляций и заведомо ложных утверждений, создают совершенно новый образ события, делая, например, агрессора жертвой, а жертву агрессором. Думаю, наши соотечественники легко смогут вспомнить пару примеров из новейшей истории.

Вся проблема в том, что симулякры, безобидные или опасные, уже не искоренить из нашей жизни. Они настолько проникли в нашу культуру, что большую часть из них мы не увидим даже в упор, к другой - будем относиться как к некому моральному ориентиру, а какие-то и вовсе стали для общества основополагающими столпами. Правда в том, что XXI век является эпохой торжествующих иллюзий, эпохой победивших симулякров. Единственное, что можно противопоставить этой всеобъемлющей иллюзии, это – искренность и объективность, которые, к слову, в наше время считаются чем-то архаичным и нежизнеспособным, своего рода иллюзией, симулякром.

155
Подозреваемый в стрельбе в школе Казани

Банальность зла: какие проблемы вскрыла трагедия в Казани

47
(обновлено 16:55 18.05.2021)
Точка зрения колумниста Sputnik Южная Осетия Аслана Засеева на недавнюю трагедию в казанской школе, унесшей жизни девяти человек, в их числе семерых детей

В связи с недавними трагическими событиями в столице Татарстана, в ходе которых молодой человек с явными психическими проблемами устроил стрельбу в школе, в обществе вновь разгорелись бурные споры о природе подростковой жестокости, причинах экстремальных проявлений и способах превентивной защиты от подобных событий.

Самые оперативные "эксперты", как это обычно и происходит, поспешили обвинить во всем компьютерные игры, японские мультфильмы и прочие "ужасные" увлечения современной молодежи. Ничего удивительного, ведь общество, к большому сожалению, часто предпочитает перекладывать ответственность с себя на каких-то сторонних "козлов отпущения". Однако при достаточном уровне внимании и экспертности, эти теории не выдерживают никакой критики.

Сотни миллионов людей по всему миру увлекаются играми, анимацией, жестокими боевиками и фильмами ужасов, однако лишь единицы из них совершают нечто подобное. К сожалению, крайне вероятно, что ровно те же единицы совершили бы эти преступления, не увлекаясь жестокими видеоиграми или фильмами ужасов. Если мы изучим и систематизируем биографии известных маньяков и террористов, вдруг выяснится, что большинство из них публично не проявляли никаких маргинальных качеств, не выделялись и не увлекались какими-либо "подозрительными" играми и фильмами. Получается, что "костыль" в виде "ужасов" современной культуры не очень эффективен в вопросе анализа первопричин подобных трагедий.

Так что может быть причиной подобной жестокости и что мы можем с этим сделать?

Для начала, как бы это не было трудно, нужно подойти к вопросу с "холодной головой". Начнем с того, что события, подобные трагедии в Казани, уже не раз происходили в мире и даже в России. Печально то, что детальное и подробное изучение биографии преступников каждый раз показывает, что задолго до чудовищной трагедии убийца практически кричал о своих намерениях, а обстоятельства его жизни шаг за шагом вели к точке невозврата. Происхождение, финансовое состояние и статус в обществе играют в их биографиях вторичную роль. Первые и главные причины запуска кровавого психологического механизма – отчужденность и жестокость.

Представьте себе затравленного и униженного обществом юношу, которому не с кем поделиться своей болью и некого попросить о помощи. А теперь добавьте в этот бурлящий бульон хаос подростковых эмоций и гормонов. На выходе вы получите натянутую струну болезненной психики, которой нужно лишь одно неловкое движение до разрыва. А если юноша, как выяснилось недавно о фигуранте казанской трагедии, психически болен? Перед вами "идеальный" субстрат для рождения монстра.

Пугает то, что на деле до конкретных событий все уже бывает известно, однако общество предпочитает не обращать внимания на странных затравленных чудаков. Хотя, казалось бы, выработка механизма работы с подобными "радикалами" - жизненно важная задача. Что же мы имеем вместо этого? А то, что оружие продают юношам с явными проблемами психики. Ведь документы, необходимые для приобретения оружия, де-факто можно довольно просто достать - нужные печати часто проставляют "на автомате". Мы имеем 19-летнего парня, с "энцефалопатией", "вялотекущаей шизофренией" и "истерией", которого со всем этим букетом почему-то не поставили на учет, посчитали пригодным для военной службы и даже выдали лицензию на оружие. Дайте полному обид и бредовых идей шизофренику оружие и посмотрите, что произойдет.

Преступная халатность, безразличие к проблемам молодых маргиналов, поверхностный подход к работе с буллингом, психическими и социальными вызовами молодых социопатов – главные ингредиенты будущих трагедий. Пока споры будут вестись вокруг вопросов о том, как лучше наказать чудовище, совершившее страшное преступление в Казани, что еще нужно запретить детям, сколько еще охранников взять в штат школ – ничего не изменится. Трагедии, подобные этой, к сожалению, будут продолжаться до тех пор, пока люди не научатся профилактической работе с подобными болезнями общества.

47
День земли

Граждан России лишат счастья, "чтобы помочь планете"

38
(обновлено 16:04 17.05.2021)
Триумф революционной перестройки конца 80-х – начала 90-х годов, готовность отечественного общества с восторгом принимать западные ценности в немалой степени обязаны противопоставлению: советское потребительское убожество — западный потребительский рай

Потом выяснилось, что вопрос более сложен и, выигрывая в одном, можно потерять в другом, что даже в Западной Европе есть райские потребительские места, а есть и менее райские, но все это было потом. Тогда же, тридцать лет назад душу грело изречение Черчилля "Социализм — равное распределение убожества, капитализм — неравное распределение блаженства", что вроде бы подтверждалось рядом неоспоримых примеров, пишет обозреватель РИА Новости Максим Соколов.

Мясо-молочная гастрономия в позднем (да и не только в позднем) СССР сильно хромала. Даже и в относительно сытой догорбачевской Москве (о провинции и речи нет) ассортимент мяса, колбас, сыров был весьма скуден по сравнению с западными супермаркетами, впервые попадая в которые, советский человек испытывал шок. Пятьдесят сортов колбас и 100 сортов сыра впечатляли любого. А ведь были еще и неведомые яства в виде морских гадов etc.

Автопром тоже оставлял желать лучшего. "Жигули" — от "копейки" до "девятки" (о "Москвичах" и "Запорожцах" и говорить не будем) были недостаточно комфортабельны, часто ломались, имели неустранимые годами конструктивные дефекты. На их фоне изделия западного автопрома казались чудом техники. И как только стало возможным, начали везти из-за границы иномарки. Даже и подержанные. Первый признак успеха в начале 90-х — пересадка на иномарку. "Жизнь состоялась".

Та же картина и с жильем. Даже отдельные квартиры в массе своей выглядели некузяво, да и, как правило, были перенаселены. А ведь были еще и коммуналки, которые даже и сегодня в не самом бедном Петербурге до конца не расселены. Хотелось в бунгало.
И отталкивание от родимого убожества было столь сильным, что призыв отринуть его звучал всепобеждающим. Представители народно-патриотических сил если и пытались перекричать пение сирен, то крайне малоуспешно, и ведущий программы "Намедни" Л. Г. Парфенов победно провозглашал "Все человеческое — нам!".

Но все это было и прошло. Образ западного потребительского рая (даже с черчиллевской оговоркой "неравное распределение блаженства") сильно потускнел. Отчасти это связано с печальной мудростью "Радио есть, а счастья нет". Есть иномарки, есть квартиры с евроремонтом, есть колбасы и ананасы, есть даже устрицы, а жизнь по-прежнему сложна и не сказать, чтобы очень радостна.

Но есть еще одна причина. Образ парадиза убила Грета Тунберг.

Конечно, малолетней злобной "дурочке" это вряд ли было по силам. Грета Тунберг лишь икона, к тому же в последнее время изрядно позабытая, мощного движения, уже обходящегося и без Греты. Когда в сентябре в Германии — не в какой-нибудь Швеции, а в мощнейшей стране Европы — не исключено пришествие зеленого канцлера, когда Билл Гейтс — кто угодно, но только не дурак, — призывает извести под нож весь крупный рогатый скот в мировом масштабе, тут поневоле призадумаешься.

А еще больше призадумаешься, читая сообщение, что Европейский постоянный комитет по растениям, животным, продовольствию и корму (PAFF Committee) одобрил продажу сушеного желтого мучного червя (Tenebrio molitor) для употребления в пищу. По заявлению Еврокомиссии, "сушеных мучных червей можно будет использовать в пищу как целиком, в виде закусок, так и в качестве пищевого ингредиента в некоторых продуктах, например в виде муки". Теперь, после того как комитет одобрил продажу мучного червя, его смогут реализовывать все 27 стран ЕС.

Если бы мучной червь был всего лишь экзотической пищей, о которой говорил Собакевич: "Мне лягушку хоть сахаром облепи, в рот не возьму", — можно было бы спокойно отнестись к такому изыску. Но в сочетании с проектами вовсе извести крупный рогатый скот, который испускает ветры и губит климат, это уже будет не изыск, а замена привычной нам мясомолочной пищи. В ленинградскую блокаду умирающие от голода и вшей с себя ели, но тогда это не было прогрессивным зеленым начинанием. А ведь еще и тараканов собираются предлагать в пищу.

Может быть, иначе нельзя — "Надо, Федя, надо!". Но от образа гастрономического рая с 50 сортами колбас и 100 сортами сыра придется отказаться.
То же и с иномарками. Они губят климат, а надо ездить на электрических "Теслах" Илона Маска, а еще лучше на самокатах. Символом свободы автомобиль быть перестает.

А в области ЖКХ велением времени объявляется коливинг. Коммуналка, по-нашему говоря.

То есть "Все человеческое — нам!" оказывается каким-то совсем нечеловеческим, привлекательность которого для людей, не являющихся сверхмодными хипстерами, откровенно невелика. Какой-то ашрам в джунглях, куда не всякого влечет. И на фоне устойчивого зеленого мира Россия покажется оазисом потребительской свободы. Запад и Восток меняются местами.

Вряд ли зеленая идиллия, как она видится Биллу Гейтсу и Грете Тунберг, будет реализована в полной мере и в скором времени. Для этого нужно так ломать об колено и хозяйство, и весь уклад жизни, что великий перелом 1929-1933 годов покажется святочным рассказом. Но, впрочем, зеленые — люди упорные. "Если я чего решил, то выпью обязательно". В любом случае отсталый, незеленый мир будет только разводить руками: "Вольно же им, взбесяся, бегать".

38
Хоккей. Благотворительный матч От чистого сердца

Забавный момент в НХЛ: Овечкин не глядя закинул полотенце на лицо одноклубнику

0
(обновлено 17:49 18.05.2021)
Александр Овечкин отбросил полотенце на скамейку и попал на лицо двухметровому защитнику Здено Харе

В одной из пауз во втором матче плей-офф Кубка Стэнли между "Бостон Брюинз" и "Вашингтон Кэпиталз" произошел курьезный момент. Александр Овечкин чистил шлем, а после не глядя кинул полотенце на скамейку. Оно прилетело на голову двухметровому Здено Харе. Он как будто не заметил полотенца, которое сразу же убрал работник клуба.

 

0