Пуск в эксплуатацию второй ветки газопровода Северный поток

Зачем Герхард Шредер напомнил немцам о войнах с Россией

56
(обновлено 17:45 11.02.2021)
"Мы знаем из собственной истории, что всегда, когда мы имели хорошие отношения с Россией, на этом континенте был мир. Когда было иначе, мира не было", — эти слова бывший немецкий канцлер Герхард Шредер произнес во вторник, в 14-ю годовщину Мюнхенской речи Путина

Совпадение случайное, но символичное. Тем более что в этот же день в Брюсселе депутаты Европарламента устроили выволочку главе европейской дипломатии Жозепу Боррелю за его "несвоевременный" визит в Москву, пишет обозреватель РИА Новости Петр Акопов.

Отчитывали испанца в основном восточноевропейцы, но, по сути, он защищал то, что отстаивает и Шредер. Боррель говорил об историческом выборе для Европы:

"Мы находимся на историческом перекрестке в отношениях с Россией. Выбор, который мы сделаем, определит международную динамику сил в этом веке. Будет ли ЕС продвигаться к более кооперативной или более поляризованной модели в отношениях с Россией, будет ли основываться на открытых или закрытых обществах".

Депутаты Европарламента, к которым обращался Боррель, могут расслабиться: выбирать придется не им. Политика ЕС зависит от немецкого голоса (и отчасти французского) — и поэтому для России имеет значение в первую очередь то, что говорят в Берлине.

А там идет нешуточная борьба — в этом году Германии придется пройти через смену власти. Уходит Меркель — и заканчивается не просто ее эпоха. Заканчивается время, когда можно было тянуть с выбором, — и именно поэтому так высоки ставки. Как предшественник Меркель Шредер понимает, о чем идет речь, именно поэтому, защищая отношения с Россией, прибегает уже к самым лобовым аргументам: говорит о войне и мире. Он обращается ко всем европейцам — но в первую очередь к немцам, к немецкой элите. Вы хотите строить вокруг Германии единую Европу? Тогда вспомните немецкую историю — и у вас не будет сомнений в том, какие отношения нужно иметь с Россией.

Шредер мог бы сказать и проще: двум из трех объединений за последние полтора века Германия обязана России. Да, немцы не отмечали в прошлом месяце 150-летний юбилей создания Второго рейха — но планы Бисмарка по объединению немецких земель (до Наполеона живших в рамках конфедеративной Священной Римской империи германской нации) никогда бы не осуществились, если бы Российская империя была против.

Спустя четыре десятилетия немцев и русских стравили в Первой мировой — закончившейся крахом обеих империй. Следующее объединение немецких земель произошло при Гитлере (тогда же началось и собирание Европы вокруг германского ядра) — и его последствием стала агрессия рейха на Восток, нападение на Россию. С катастрофическим итогом для Германии — которую разделили победители.

После чего ее западную часть повязали атлантическими узами — и стали встраивать в единую Западную Европу. Но и тогда у немецких элит хватило ума и силы воли налаживать отношения с Москвой, избегая тем самым превращения в антироссийский заградительный вал. Да, третье объединение Германии стало следствием кризиса и развала СССР — но оно произошло по русской инициативе, вопреки желанию атлантистов, опасавшихся чрезмерного усиления ФРГ и ее разворота к России или выхода из НАТО.
То есть любой немец, для которого важны германские национальные интересы, не может не понимать значения отношений с Россией для его страны. Почему же Шредеру приходится объяснять, казалось бы, очевидные вещи?

Потому что многие немцы лишены национального сознания — будучи воспитаны по созданному англосаксами для Германии идеологическому катехизису, они боятся даже думать о национальных интересах. Ведь Германия так виновата перед всеми, немцам нельзя ставить себя выше других, нельзя защищать свои права. Максимум, что можно, — это гордиться правом быть европейцем, защищать общеевропейские интересы, но определять, что же является "европейским", будут правильные, специально обученные и выращенные в атлантическом духе люди. Неудивительно, что России в этой картине мира отводится роль опасного, непредсказуемого агрессивного соседа, с которым можно иметь какие-то дела, но от которого все время нужно ждать каких-нибудь неприятностей и проблем.

Этому учили очень долго — особенно немецкую элиту. При этом воздействие пропаганды на массы с каждым годом все менее эффективно — например, если посмотреть опросы общественного мнения, то за хорошие отношения с Россией выступает уже едва ли не больше, чем за тесный союз с Штатами. Разочарование в США вообще продолжается уже много лет — и при Трампе оно лишь усилилось. Причем тут уже внесли свою лепту как раз атлантисты, сторонники жесткой ориентации на США, ведь они, как и их американские коллеги, были вынуждены все четыре года изо всех сил ругать Трампа, предавшего идею единого Запада и атлантической солидарности.

Но Трампа убрали — а единый Запад не склеить. Немцы в массе своей не верят в перспективы союза с Америкой, не хотят занимать ее сторону в конфликте с Китаем, да и таскать для американцев каштаны из огня (в частности, украинского) в противостоянии с Россией не собираются. То есть народ готов к самостоятельности — а что же с элитами?

Да, они на словах все чаще, хотя и аккуратно, говорят о необходимости брать ответственность на себя — естественно, оговариваясь, что речь идет о Европе и всех европейцах. Но себя — и уж тем более других — не обманешь, все зависит от немцев. Германия стоит перед действительно историческим выбором: ей уже пора отряхнуть атлантический прах со своих ног (нет, речь не о выходе из НАТО — а о возвращении самостоятельного геополитического мышления) и взять на себя ответственность за свое будущее и Европу.

Отказываться от выбора, тянуть время, продолжать лавировать уже не получится. Потому что как раз сейчас от Германии снова потребуют переприсягнуть на верность атлантическому проекту — то есть включиться в антикитайскую игру, подтвердить верность курсу на сдерживание России. Германским элитам (большей их части) этого категорически не хочется — в том числе и потому, что они понимают настроения своих избирателей. Поэтому до сентябрьских выборов — и сразу после них, в ходе переговоров о новой коалиции — для германских элит наступит момент истины.

Сейчас оба главных претендента на пост канцлера — премьер-министры двух крупнейших немецких земель. Армин Лашет из Северного Рейна — Вестфалии и Маркус Зедер из Баварии. Кого из них ХДС/ХСС выдвинет на пост канцлера, пока что не ясно — но принципиальным будет вопрос о том, какая еще партия (или партии) войдет в правящую коалицию, от этого будет зависеть уровень самостоятельности нового германского кабинета. Сами по себе и Лашет, и Зедер настроены отстаивать немецкие интересы в Европе и мире (неслучайно поэтому и их совершенно разумное отношение к России и Путину) — но за счет коалиционных партнеров их свобода рук может быть заметно ограниченна.

Но каким бы ни был состав новой германской правящей коалиции, именно ей придется принимать историческое решение о будущих отношениях с Россией — и от него будут зависеть судьбы Германии (а значит, и Европы) в ближайшие несколько десятилетий. Десятилетий, которые в любом случае станут решающими для нашего западного соседа — не в плане войны с Россией, а в смысле сохранения самого себя. Без России — и уж тем более против России — Германии не удастся объединить Европу, а откат от евроинтеграции обернется огромными проблемами для самой Германии.
Россия никого не собирается пугать — она, как и Герхард Шредер, лишь напоминает немцам уроки их собственной истории.

56
Разбитая фигура Статуи свободы

Новая этика. Общество справедливости или культурный перевертыш?

75
(обновлено 18:17 05.03.2021)
В последнее время, в новостях и сообщениях о громких мировых скандалах, мы все чаще слышим словосочетание "новая этика". О том, что это такое и как позитивная концепция изменила свою направленность на полярную, – в статье колумниста Sputnik.

Истоки зарождения концепции "новой этики" четко проследить невозможно, однако можно уверенно заявить, что "топливом" и движущей силой этой концепции является Интернет. Что же это такое - "новая этика"? В сущности, это обобщенное определение целого ряда новых социальных и культурных норм, изначально направленных на создание комфортной коммуникативной среды для представителей всех групп населения, в особенности представителей меньшинств, ранее сталкивавшихся с базовой дискриминацией и травлей в Интернете.

Западное общество давно задалось рядом вопросов, направленных на поиск путей выстраивания общественного диалога. Однако именно в последнее время мы все чаще видим, что вопросы расизма, сексизма и прочих форм дискриминации из юридической и философской плоскости проникли в сферу общественного дискурса, а там, как часто бывает, приобрели целый спектр новых оттенков.

Очевидно, что в борьбе с дискриминацией и травлей ничего плохого нет, тем более в Интернете, где у жертв травли фактически нет никаких существенных способов защиты. К тому же, жертвами травли в Интернете, по объективным причинам, часто становятся дети.

Однако, как гласит старое крылатое выражение "благими намерениями устлана дорога в ад", за последние несколько лет, принципы "новой этики" перестали быть неким сводом правил поведения в "безопасном интернете", а вошли в повестку общественного и политического дискурса. Все бы ничего, но по каким-то загадочным причинам, которые, вероятно, будут анализировать антропологи и историки будущего, благие намерения, которые были направлены на искоренение дискриминации, в итоге стали зеркальным отражением тенденции, с которыми были призваны бороться.

Как верно замечал в своем произведении "По ту сторону добра и зла" философ Фридрих Ницше: "Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем". К сожалению, в последнее время сложилась тенденция, при которой приверженцы "новой этики" из позиции защищающихся часто переходят в наступление. Парадоксально, но в рамках "новой этики" позиция жертвы стала своеобразным преимуществом, основанием для агрессии и, если угодно, оружием, которым можно вооружиться в социальных баталиях.

Каждый из нас может проследить становление "новой этики" через главные инфоповоды последних лет и общую смену контекста дискуссий на эту тему. Сложилась ситуация, когда борьба "новой этики" с институциональной дискриминацией приобрела формы, которые изначально были свойственны "чудовищу", с которой "новая этика" боролась.

Так, борьба с расизмом переросла в агрессивные формы, при которой представители расовых меньшинств устраивают погромы и безнаказанно высказывают настолько экстремистские высказывания, за которые представители "большинства" подверглись бы социальному остракизму. Легко можно ознакомиться с подобными прецедентами, изучив скандальные действия и высказывания представителей организации BLM (black life matter), борющейся за права чернокожего населения США. Парадоксально, но борьба за доступ к общественным благам и за равенство перед законом переросла в систему квотирования, при которой, зачастую, состав профессиональных коллективов в крупных корпорациях, лауреатов различных премий и учащихся высших учебных заведений составляется не на основе объективных достижений и заслуг, а из соображений расовой, половой и гендерной пропорции.

Самым очевидным примером смены парадигмы "новой этики" можно назвать форму борьбы ее приверженцев в той среде, с которой изначально все началось – в Интернете. Печально наблюдать, когда неуместное высказывание, не вписывающееся в нормы "новой этики", становится причиной травли его автора. Огромное количество скандалов, когда людей вынуждали увольняться с работы или извиняться за высказывание и сообщения, часто написанные много лет назад, только подтверждает эту смену ролей. В последнее время для подобной травли даже появилось название – "культура отмены".

Известным примером подобной "отмены" стал прецедент с травлей писательницы Джоан Роулинг, высказавшейся против общих туалетов для представителей всех гендеров и полов. Писательницу, которая к слову была ярой сторонницей борьбы за права меньшинств, было предложено "лишить авторства" написанного ею цикла романов о Гарри Поттере, прекратить упоминать ее в СМИ и кинопрокате, иначе говоря, как-бы "отменить" ее заслуги ретроспективно.

Не травля ли это и манипуляция? Не стали ли жертвы, с молчаливого согласия нейтрального большинства, агрессорами? К сожалению, ситуация сложилось так, что агрессивная масса начала травить людей с другими взглядами, часто не принципиально отличающимися, что "белым" теперь запрещено играть и даже озвучивать чернокожих персонажей, что глупое или неуместное, с точки зрения "новой этики", высказывание вызывает непропорциональную жестокую травлю. Борющийся с чудовищем все же стал им же самим? Остается только ждать, когда новая культурно-социальная парадигма сделает еще один виток и на сцену выйдет новая "новая этика".

75
Как Сырдон обманул уаигов

Сырдон. Плут, написавший историю нартов

102
(обновлено 10:10 05.03.2021)
Плуты, шуты и блаженные, необремененные оковами морали и общественных норм, абсолютно искренние в своей лжи, зачастую способны влиять на нашу жизнь самым неожиданным образом. Про архетип трикстера, объединяющего в себе все эти крайности, – в материале Sputnik

Мифология, как форма сохранения и передачи воззрений и мудрости поколений, хранит в себе множество архетипов персонажей. Герои, злодеи, хранительницы очага и блудницы - все эти архетипы через конкретных персонажей раскрываются в мифологических циклах, ведя с читателем своеобразный диалог и раскрывая ему глубину своих мотивов. Одним из самых значимых и могущественных архетипов персонажей является – трикстер.

Трикстер, он же плут, представляет собой образ абсолютной свободы. И когда мы говорим о свободе трикстеров, надо понимать, что свободны они абсолютно от всех аспектов, придающих образу конкретную форму, характеристику и описание. Образ трикстера непостоянен, он словно вода, перетекающая, меняющая форму и свойства, дающая жизнь и ее же лишающая. Трикстеры, словно злодеи, свободны от любых проявлений морали, но в то же время, в отличие от злодеев, вовсе не обязаны быть кем-то аморальным и злонамеренным. Сегодня трикстер совершает невероятное зло, а завтра спасает тысячи жизней, в одном случае он может ради шутки опуститься на самое дно моральных принципов, а в другом случае, ради шутки же, создать что-то божественно прекрасное. Трикстер – олицетворение свободы от всего, своеобразный ницшеанский сверхчеловек.

Хоть практически каждый персонаж Нартовского эпоса сочетает в себе множество признаков и аспектов характера человека, от возвышенного героизма до нижайшей меркантильности, именно Сырдон являет собой образ абсолютного трикстера.

У каждого читавшего Нартовский эпос может возникнуть закономерный вопрос: "А как же проявляется могущество Сырдона?" Ведь в эпосе есть множество куда более сильных и величественных персонажей. Суть, как обычно, в деталях.

Вспомните, как из-за Сырдона Курдалагон сделал меньше корыто, в котором закалялся Сослан, из-за чего его колени остались незакаленными. О последствиях, надеюсь, все мы знаем. Казалось бы, простая шалость, повлекшая за собой трагедию. Эка невидаль, правда? Однако, если проанализировать историю чуть глубже, Сырдон, по сути, своей шалостью сотворил судьбу одного из величайших нартов. Множество нартов были сильны, множество проявляли удаль и героизм, однако именно обстоятельства смерти Сослана придают его истории глубинный смысл и трагизм. А кто творец этой легендарной истории? – Ничтожный плут.

Из цикла Золотая яблоня нартов. Ахсар и Ахсартаг.
Из личного архива Тиграна Кайтмазова

Обратите внимание: хоть статус Сырдона в сообществе нартов и был нарочито униженным, хоть он, де-факто, нартом и вовсе не был, каждое мало-мальски значимое событие в их жизни не обходилось без этого трикстера. В сущности, каждая история в отдельности и Нартиада в целом были "написаны" Сырдоном и его, на первый взгляд, незначительными проделками.

Изучая биографию Сырдона и анализируя его значение в событиях Нартовского эпоса, естественным образом в голову приходят аналогии с другими трикстерами, самым известным из которых однозначно можно назвать скандинавского Локи. Два этих персонажа и их свойства можно смело назвать тождественными. Например, известный французский лингвист и эксперт в мифологии Жорж Дюмезиль находил очевидное родство двух этих персонажей. Будь то гибель значимых героев (Бальдр, Сослан), или связь с самыми значимыми событиями в мифах – на структурном уровне два этих трикстера, по сути, являются одним и тем же персонажем.

"Не считая представлений о конце света, которые не могли бы иметь места в нартовском эпосе, все черты Локи обнаруживаются в Сырдоне и все черты Сырдона – в Локи", - писал Дюмезиль.

Фактически единственными принципиальными отличиями двух этих персонажей является масштаб последствий их проделок и конец их истории. Так, Локи не только привносил в жизнь скандинавских богов хаос и беспорядок, не только поражал их хитростью и коварством, он, по сути, является первопричиной конца времен, так как породил хтонических чудищ и богов, которые в эсхатологической войне богов – Рагнареке, разрушат основание этого мира и погубят всех старших богов-асов.

В свою очередь, действия Сырдона хоть и повлияли косвенно на трагическое будущее нартов, однако же ценность его истории заключается именно в личной трагедии. Когда Хамыц отнял у Сырдона все, что у него было, всесильный трикстер будто бы приземлился, словно потеряв весь внутренний первородный хаос. Однако из горя Сырдона произросло последнее "высказывание" великого плута – фандыр.

Словно бы олицетворяя все аспекты и грани характера своего творца, фандыр стал незаменимой частью жизни и культуры нартов, в один день заставляя их забывать обо всем, плясать в праздности и изобилии, а в другой - проливать горькие слезы о своей судьбе и будущей доле. Не в этом ли великая двойственность трикстеров? Не в этом ли их доля? Ведь кто-то должен напоминать героям и злодеям, что они лишь две полярные грани единого, ограниченные и привязанные к своей роли, тогда как сам трикстер являет собой все и сразу, а иногда чуть больше.

102
День 8 марта

8 марта: этот день в календаре

1385
(обновлено 11:16 04.03.2021)
8 марта во многих станах мирах отмечается Международный женский день - праздник в наши дни считается днем весны, женской красоты, нежности, душевной мудрости и внимания к женщине. Какие еще знаменательные события и даты отмечаются в мире — читайте в материале Sputnik.

Международный женский день

Во всемирный день женщин отмечаются достижения женщин в политической, экономической и социальной областях, празднуется прошлое, настоящее и будущее женщин планеты. Праздник отмечается Организацией Объединенных Наций, а в некоторых странах — например, России, Азербайджане, Армении, Беларуси, Туркменистане, Украине — этот день является национальным праздником.

© Sputnik / Javier Luengo
Участница акции протеста женщин в Барселоне в Международный женский день

Идея проведения Международного женского дня впервые возникла именно в начале XX века, когда промышленно развитый мир переживал период экспансии и потрясений, демографического бума и зарождения радикальных идеологий. В 1910 году в Копенгагене состоялась II Международная конференция работающих женщин. Лидер женской группы социал-демократической партии Германии Клара Цеткин выдвинула идею празднования Международного женского дня. Она предложила, чтобы Женский день отмечался ежегодно в каждой стране в один и тот же день.

Клара Цеткин на параде в честь празднования Международного юношеского дня на Красной площади
© Sputnik / РИА Новости
Клара Цеткин на параде в честь празднования Международного юношеского дня на Красной площади

Международный женский день — это праздник всех женщин, ставших творцами истории. Неудивительно, что женщины стали первопроходцами во многих областях. В современном обществе Международный женский день, в первую очередь, — это праздник весны и внимания к женщине, когда представители сильной половины человечества могут еще раз порадовать своих любимых и родных женщин подарками и заботой.

Продажа тюльпанов
© Sputnik / Саид Царнаев
Продажа тюльпанов

Масленица — начало сырной недели

Масленица — древний славянский праздник с многочисленными обычаями, через века дошедший до наших дней. Отмечается в течение недели перед Великим постом. Масленица в 2021 году отмечается с 8 по 14 марта.

Масленица — это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Главными атрибутами праздника традиционно были — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья и, конечно же, блины — круглые, румяные, горячие, раньше они имели ритуальное значение, поскольку являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как суббота перед масленицей почиталась как "родительский день" — славяне поклонялись душам усопших предков.

Открытие фестиваля Московская масленица
© Sputnik / Илья Питалев
Открытие фестиваля "Московская масленица"

Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Её встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.

Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.

На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник — встреча Масленицы, во вторник — заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение "к теще на блины".

© Photo : Pixabay
Блины со сметаной

В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу — тещины вечерки — зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам.

Воскресенье называлось "прощеным воскресеньем" или "прощеным днем". В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками. А также в последний день масленичной недели обязательно проводился ритуал проводов Масленицы с обязательным сожжением чучела Масленицы.

День Канберры в Австралии

День Канберры — общественный праздник, который с 2007 года ежегодно проводится во второй понедельник марта (до 2007 года проводился в третий понедельник марта) и сопровождается культурным фестивалем. Таким образом австралийцы отмечают день, когда столица страны получила свое имя. Для Австралийской столичной территории, этот день является выходным. Столицей Канберра выбрана в 1908 году — как компромисс в споре между Сиднеем и Мельбурном.

Канберра — очень необычный, геометрически выверенный и тщательно продуманный город, так как она построена специально, чтобы выполнять столичную функцию. В свое время даже был объявлен международный конкурс — на лучший проект города. Победителем стал архитектор из Чикаго Уолтер Берли Гриффин. Строительство современного города началось в 1913 году.

Вид на город Канберра в Австралии

Канберра построена в стиле города-сада — с огромными участками натуральной, нетронутой растительности, что в итоге привело к появлению шутливого прозвища bush capital (столица-заросли).

Канберра — правительственная территория. Здесь расположен Парламент, Верховный суд Австралии, а также Национальная библиотека Австралии, Австралийский военный мемориал, Национальная галерея Австралии, бесконечное количество правительственных департаментов и агентств, что привлекает в город множество внутренних и иностранных туристов.

Какой праздник 8 марта

  • Международный женский день.
  •  Масленица — начало сырной недели
  • День Содружества наций
  • День обретения мощей блаженной Матроны Московской
  • День Канберры в Австралии

Что произошло 8 марта

1722 — По указу императора Петра I в Санкт-Петербурге начались первые систематические наблюдения за погодой в Российской империи.

Репродукция картины Петр I на плотине в Петербурге
© Sputnik / РИА Новости
Репродукция картины "Петр I на плотине в Петербурге"

1887 — Эверетт Хортон запатентовал телескопическую удочку.

1888 — В России, в ходе полигонных испытаний император Александр III произвел выстрелы из пулемета Максим, после чего это оружие поступило на вооружение российской армии.

Пулемет Максим
© Sputnik / Рамиль Ситдиков
Пулемет "Максим"

1950 — СССР объявил о наличии атомной бомбы.

© Photo : Rosatom
Первая советская атомная бомба РДС-1

1962 — Дебют группы "The Beatles" на радио BBC с Питом Бестом за барабанами.

Кто из известных людей родился 8 марта

1494 — Россо Фьорентино, итальянский живописец флорентийской школы.

1976 — Фредди Принц-младший, американский актер.

1983 — Ксения Бородина, российская телеведущая и актриса.

© Sputnik / Алексей Филиппов
Телеведущая, актриса и диджей Ксения Бородина.

1991 — Анастасия Ивлеева, российская телеведущая, блогер и актриса.

Телеведущая Анастасия Ивлеева
Телеведущая Анастасия Ивлеева

Православный календарь

  • День памяти священномученика Поликарпа Смирнского, епископа.
  • Обретение мощей блаженной Матроны Московской.
Икона Матроны Московской
Икона Матроны Московской

Народный календарь: Поликарпов день

Святой Поликарп был учеником апостола Иоанна, впоследствии стал епископом Смирнским. Его иногда называли "вождем всей Азии в христианстве". Из сочинений Поликарпа сохранилось "Послание к филиппийцам", в котором епископ всячески превозносит апостола Павла.

На Руси в этот день незамужние девушки грустили и прибирали свои платья. "Убирай, девка, сундуки, закрывай наряды", — говорили в народе. Ведь если свадьбу не сыграли до масленой, то дальше ждали уже конца весны.

Впрочем, девицы времени зря не теряли и пытались привлечь женихов. Для этого использовались разные обряды. Например, девушки дожидались появления молодого месяца, а увидев его, вертелись на правой пятке, приговаривая: "Млад месяц, увивай около меня женихов, как я увиваюсь около тебя". Также незаметно от всех вметали сор с улицы в избу, шепча при этом: "Гоню я в избу свою молодцов, не воров. Наезжайте ко мне женихи с чужих дворов".

Особые поговорки были на Поликарпа о сороках. Говорили: "С этого дня сорока гостей не прочит, вперед свахи к дому не летит"; "Сорока в лесу за гнездо принялась"; "Пора сорокам в лес убираться, а тетеревам выступать с запевками". Наблюдали за поведением этих птиц: если сорока лезет под стреху — быть вьюге. Действительно, возвращение холодов было вполне возможно. Это отражено в поговорке: "Март месяц любит куролесить, морозом гордится и на нос садится".  

Кто празднует именины 8 марта  

Александр, Алексей, Иван, Климент, Кузьма, Михаил, Моисей, Николай, Поликарп, Сергей, Федор

1385
Темы:
Этот день в истории