Осенний день. Архивное фото

Ветер, листья и больше ничего

144
(обновлено 12:28 03.02.2021)
Январь был теплым, словно неведомая сила поспешно и неумолимо клонила землю к лету. Колумнистка Sputnik Дзерасса Биазарти - о птичьем языке, ненастных вечерах и таинственных деревьях

Во вторник пошел снег. Влажный и полупрозрачный, он таял, не долетая до земли, ему не хватало тяжести, основательности, силы. Хилый снег сыпал весь день, сливаясь с безликим небом.

Отрываясь от монитора, я чуть наклоняла голову, чтобы увидеть в окне старый кирпичный дом на углу и темные стволы спящих вдоль забора лип - на темном фоне снег делался белым и объемным.

С работы вышла в сумерках, внутренний двор был заполнен синей водой с фиолетовыми отблесками заката. На дне, вместе со мной, бултыхались неровные тени. Фонарь дрожал теплой звездой где-то над толщей. В самом углу, затаившись в старой хвойной метелке – туе, щелкал клест. Звонко и сочно. А на тонких изгибах черных кленов, живущих здесь вечность и достающих до небес, сидели вороны.

От жидкого, прозрачного снега остался лишь запах вечернего дождя, прошедшего и уже немного позабытого, как ночной сон по утру. Смазанные ощущения и ускользающие запахи.

Октябрь в Осетии
© Sputnik / Дзерасса Биазарти

Надо было плыть, аккуратно и плавно, сквозь тихую, сумрачную заводь, вместо этого я сделала несколько торопливых шагов по брусчатке и шаги резким звуком отозвались в колодце, будто выстрелами подняв в небо черные тени.

Всколыхнуло и понеслось: вороны отрывались от ветвей, кружили над крышами и темной колокольней, увенчанной крестом, а после, ворча и огрызаясь, снова облепливали деревья гроздьями чернослива. Раскачивали ветви, прогибая их словно качели, и ругались, ругались, ругались… Мне хотелось отогнать ворон, увести прочь из этого мирка могучих деревьев, старых кирпичных стен и притихшей звонницы. Я топнула и даже прикрикнула, но черносливины лишь огрызнулись и посмеялись. Их было слишком много, и они были злы.

Мой прапрадед умел говорить с птицами, понимая их разнообразный язык, немного земной и больше небесный. Стоит лишь взглянуть рассеянно, чуть поверх реальных предметов, и я вижу его в контрапункте черных стволов старого, священного леса в Чеселте, населенного древними историями и таинственными звуками.

Иногда, когда никто кроме птиц меня не видит, я воображаю себя его наследницей. Кому-то дома из камня, бумаги с вензелями, голубые глаза, а мне птичий язык, здорово... Я бы придумала, о чем поговорить с птицами.

К калитке пробиралась поглядывая вверх - что-то плюхалось на землю, здесь и тут, и там, словно тяжелый, редкий дождь. Это был вороний помет, покрывший тротуар белыми, фосфоресцирующими кляксами. "Странно, почему черные вороны гадят белой краской", - подумала я, и на всякий случай открыла зонтик.

В среду было так жарко, что пришлось приоткрыть деревянную оконную раму. Совершенно тихо - ни звука, ни ветерка. И тем удивительнее было то, что я увидела, выйдя в сумерках во двор: деревья на моих глазах будто осыпались черным пеплом по ветру, извилистые ветви распадались, вороны утекали волнистыми линиями, словно смытые водой с нарисованных черной тушью веток, безмолвно и бесшумно. Они не каркали, разрушая мир совершенно беззвучно. Казалось, еще немного и от деревьев не останется ничего, лишь пустота...

А в четверг поднялся теплый ветер, всю ночь что-то стучало по крыше, а днем лупило по окнам. С работы я вышла в тревожный, по-весеннему январский вечер. Высоченные деревья плясали, подпрыгивая и выгибаясь. Ветер хотел поднять меня, надув свободное пальто парусом, и унести за ограду, в сумрачный сад соседнего госпиталя, утянуть в Дарьял или еще дальше - в несуществующее прошлое. На отшлифованном небе не было ни соринки, ни облачка, и кирпичная колокольня победно сверлила бездонное глянцевое небо.

С очередным порывом что-то крупное просыпалось с деревьев. "Неужели опять вороны", - вздрогнула я и прикрыла голову руками.

Но это были лишь сухие листья, шумные, невесомые прошлогодние листья.

Ветер, листья и больше никого…

144
Тяжёлый дальний транспортный самолёт АН-124-100

Ан-124 "Руслан": зачем России возрождать производство авиагиганта

22
(обновлено 17:41 04.03.2021)
Тяжелый дальний военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан", который более 30 лет остается самым большим и совершенным из серийных аналогов в мире, может получить модернизированный облик и вторую жизнь в России, отмечает военный обозреватель Александр Хроленко

В ходе совещания на ульяновском предприятии "Авиастар-СП" 2 марта министру обороны Сергею Шойгу предложили возобновить производство самолета Ан-124 "Руслан". На Ульяновском авиазаводе до 2004 года выпустили 36 из 56 машин этого типа, в 2020 году здесь отремонтировали шесть самолетов Ан-124, и технологический уровень предприятия позволяет в кратчайшие сроки наладить серийное производство "Русланов".

Предложение ульяновских авиастроителей непростое, ведь ранее подобная инициатива много лет исходила от Министерства обороны РФ. Но что-то постоянно мешало этому проекту. Так, решение 2006 года о возобновлении в Ульяновске серийного производства "Русланов" в кооперации с предприятиями Украины пришлось свернуть, поскольку за 8 лет украинская сторона так и не поставила двигатели. В Минпромторге РФ считали, что в производстве Ан-124 не было острой необходимости, ведь ремонт существующего парка позволяет эксплуатировать "Русланы" до конца 2040-х годов (ресурс работоспособности – 50000 часов, 10000 вылетов или 45 лет). С другой стороны, то же ведомство допускает производство аналогичного Ан-124 российского сверхтяжелого транспортного самолета после 2020 года. Возможно, именно сейчас открываются новые перспективы "Руслана" и российской военно-транспортной авиации (ВТА).

Тревожные события последних лет в Сирии, Нагорном Карабахе и других горячих точках планеты доказали важность компоненты тяжелой ВТА для оперативной переброски войск, вооружений и материальных средств. Напомню, базовый военно-транспортный "Руслан" способен со скоростью 850 км/час перенести 120 тонн на 4800 км (при загрузке 80 тонн максимальная дальность возрастает до 7500 км). Американский аналог Lockheed C-5 Galaxy значительно уступает по грузоподъемности. Однако в Минобороны РФ эксплуатируется лишь около десяти Ан-124. Новые вызовы и угрозы требуют количественного и качественного роста ВТА.

Впервые в истории

Непростая военно-политическая обстановка сохраняется в Сирии. Ситуация может потребовать мобильного подкрепления, поэтому на сирийской земле расширяется сеть оперативных аэродромов ВКС России. По информации американского издания The Drive, длина ВПП в Хмеймиме увеличена до 3,2 км, что позволяет принимать "сильно загруженные" тяжелые военно-транспортные самолеты Ан-124 "Руслан".

Ранее военно-транспортная авиация (включая самолеты Ан-124) оперативно перебросила из России в Армению 1960 военнослужащих из состава миротворческого контингента в Нагорном Карабахе – со штатным вооружением и техникой (90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники). Подобные операции ВТА необходимо отрабатывать заранее, иметь резервные самолеты, экипажи, маршруты и аэродромы.

В Брянской области в середине января состоялись (впервые в российской истории) совместные учебно-тренировочные полеты экипажей Сещинского и Тверского авиационных полков с одновременным участием шести стратегических военно-транспортных самолетов Ан-124-100 "Руслан". Цель полетов – совершенствование навыков экипажей в одновременной переброске на большие расстояния личного состава воинских подразделений со штатным вооружением и военной техникой. По данным Минобороны РФ, шесть "Русланов" могут взять на борт более 3000 военнослужащих или до 48 единиц бронетехники.

В ситуации внезапного военного конфликта войска, дислоцированные на всей территории РФ должны действовать как единый организм, оперативно реагировать на любое изменение обстановки. Для этого могут понадобиться десятки и сотни самолетов ВТА, и в ближайшее время на Ульяновском авиазаводе работы наверняка прибавится.

Второе пришествие

Самолет Ан-124-100 "Руслан" способен поднять в воздух более 120 тонн груза (880 экипированных военнослужащих или четыре вертолета Ми-8, или ракету длиной 18 метров, или 18 легковых автомобилей). Кроме Минобороны, в различных структурах России эксплуатируются еще 20 таких самолетов (Государственная авиакомпания "224-й летный отряд", компания "Волга – Днепр"). Для сравнения, украинские "Авиалинии Антонова" имеют всего 7 машин.

Безусловно, количество тяжелых машин типа Ан-124 в России будет расти. Вероятно, цифровая модернизация, новые российские двигатели НК-32 или ПД-14, значительные изменения авионики и конструкции шасси приведут к выпуску тяжелого военно-транспортного самолета под другим наименованием. К примеру, в НАТО Ан-124 давно называют "Кондор". Непреодолимых препятствий для возрождения производства тяжелых военно-транспортных самолетов на заводе в Ульяновске не существует.

На украинском госпредприятии ANTONOV считают подобное производство невозможным без украинского участия, но ранее Минпромторг РФ заявил, что ANTONOV, как держатель сертификата на самолет Ан-124, не выполняет своих обязательств по поддержанию летной годности машин в России, и неизбежно привлечение российской промышленности. Ульяновское предприятие "Авиастар-СП" не первый год осуществляет сервисное обслуживание и модернизацию "Русланов" в тип Ан-124-100 (вариант ВТА) и Ан-124-100-150 (максимальная загрузка – 150 тонн). Попытки "приватизации" советской конструкторской мысли тщетны, а современные киевские тезисы об "украинском происхождении" Ан-124 не выдерживают критики.

Самолет Ан-124 создавался в Советском Союзе, в кооперации авиапредприятий Воронежа, Ульяновска, Киева. Принят на вооружение Советской армии в 1991 году. Изначально предназначался для переброски по воздуху мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, которыми независимая Украина не располагает. В Ульяновске было выпущено 36 из 56 "Русланов", и неслучайно в списке из четырех наименований продукции украинской фирмы ANTONOV сегодня Ан-124 отсутствует. Состояние украинского авиапрома позволяет лишь мечтать о производстве крылатых гигантов. Технологическая деградация – надежный "партнер" всех стран постсоветского пространства, которые в одностороннем порядке рвут традиционные связи с Россией. Кстати, всемирно известный советский авиаконструктор Олег Антонов – уроженец Московской губернии, учился в Саратове и Ленинграде, начинал конструкторскую работу в Москве. С 1946 года возглавлял Сибирский научно-исследовательский институт авиации, который в 1952 году перебросили в Киев.

22
Израильский кибуц

Израильские кибуцы. Как воплотить мечту в реальность, и при чем тут Южная Осетия?

95
(обновлено 16:43 04.03.2021)
Когда в безжизненной пустыне появляются полные жизни пышные оазисы, что это если не чудо? В каком-то смысле это, конечно, чудо, вот только оно рукотворное и называется – кибуц. Какое он имеет отношение к Южной Осетии - в статье колумниста Sputnik.

Кибуцы – это сельскохозяйственные коммуны в Израиле, отличительными особенностями которых являются строгие принципы общности имущества и равного доступа к труду и потреблению. По сути, кибуцы представляют собой локальные островки социализма в рыночной экономике Израиля. Ничего удивительного, ведь переселенцы, заложившие первые кибуцы еще в 20-е годы XX века, по большей части были вдохновлены, на тот момент новыми и революционными, идеями социализма.

Будто бы воплощая в жизнь крылатое выражение "Через тернии к звездам", еврейская молодежь из числа второй волны репатриантов (1904-1914 годы), вдохновленная идеями национального возрождения еврейского народа и принципами социализма, начала организовываться в коммуны посреди безжизненной пустыни, принося в жертву своим идеалам и мечтам о будущем все что у них есть, в буквальном смысле.

Израильский кибуц
© AFP 2018
Израильский кибуц

Так как идея кибуцев была плоть от плоти социализмом, неудивительно, что основным принципом первых коммун были абсолютное обобществление всех аспектов трудовой и социальной жизни.

Вторым немалозначимым фактором был самоотверженный труд, который являлся главной основой для будущего процветания. Зарплата, одежда, жилье, продукты – все было общим и распределялось в равной пропорции. Правила первых кибуцев были настолько суровыми, что даже дети, рожденные в этих коммунах, воспринимались как потомство всего кибуца, и воспитывались в специальных детских садах. К труду в кибуцах приучали с самого раннего детства, а к серьезной работе дети приступали уже к 12-13 годам, становясь равноправными членами коммуны. К слову, хоть правила в большинстве современных кибуцев во многом либерализировались, многие из основополагающих принципов остались неизменными.

Израильский кибуц
© AFP 2018
Израильский кибуц

А теперь представьте себе, что может произойти, когда множество вдохновленных людей, не разгибая спины, работают от рассвета до заката, ставя благополучие будущих поколений и идеи равенства выше собственных интересов? Верно. Произойдет рукотворное чудо.

По сути, кибуцы были фундаментом современного государства Израиль, а идеи, в них воплощенные, вдохновили множество пионеров будущей израильской государственности.

На сегодняшний день на территории Израиля находятся 274 кибуца, и представляют они собой не бедные деревеньки первых переселенцев, а серьезные преуспевающие технологичные поселения, поставляющие промышленную и сельскохозяйственную продукцию на внутренний и внешний рынок. Члены современных кибуцев получают достойные зарплаты, ездят за счет коммуны в отпуск, имеют огромный список привилегий и субсидий, будь то льготное образование вне кибуца, или преимущество при устройстве на работу. Конечно не все так радужно. И хоть в современном Израиле многие критикуют так называемых "кибуцников" за чрезмерную привилегированность, спорят насчет юридических аспектов (право наследования, пенсионные отчисления и имущественные вопросы), но никто никогда не посмеет усомниться в их вкладе в экономику и государственность Израиля.

Израильский кибуц
© AFP 2018 / -
Израильский кибуц

Вот, казалось бы, при чем тут Израиль? Какое он имеет отношение к Южной Осетии и к ее экономико-политической повестке? В целом, если исключить геополитический контекст, в общем-то, конечно, никакого, однако кое-что актуальное для нас в этой истории есть. Люди положившие свои жизни на алтарь становления государственности, их жертвенность и самоотверженный труд – что это как не отличный пример для всех нас?

Можно сколько угодно спорить о философских и политических идеях вдохновивших основателей кибуцев, однако мысль о том, что молодые энтузиасты создали процветающие сельскохозяйственные предприятия в пустыне, по сути создали что-то выдающееся из ничего – восхитительна. Подумайте только, ведь земля Южной Осетии куда богаче, а потенциал ее ограничивается только горизонтом нашей пассионарности. Может и мы возьмем пример с далеких израильтян и создадим на нашей земле пару-тройку чудес?

Израильский кибуц
© AFP 2018 / MENAHEM KAHANA
Израильский кибуц
95
День 5 марта

5 марта: этот день в календаре

0
(обновлено 10:24 04.03.2021)
5 марта 1861 года в Прощеное Воскресенье зачитан по всем российским церквам Манифест от 19 февраля 1861 года об отмене крепостного права, подписанный Александром II. Какие еще знаменательные события и даты отмечаются в мире — читайте в материале Sputnik.

День физической культуры и спорта в Азербайджане

В Азербайджане много популярных видов спорта, также развиты национальные виды борьбы. Самыми популярными и любимыми в республике считаются футбол и шахматы. Полагают, что игра в шахматы была популярна в Азербайджане еще до принятия ислама, первые упоминания об этой игре в стране датируются 6 веком. Возглавляет эту интеллектуальную игру Федерация шахмат Азербайджана. Всего в Азербайджане насчитывается 26 федераций по олимпийским видам спорта. Тысячи азербайджанцев считают этот день своим праздником: кто-то является профессиональным спортсменом, кто-то — заядлым болельщиком, а кому-то просто нравится совершать пробежки по утрам или делать зарядку.

I Европейские игры. Вольная борьба. Мужчины. Первый день
© Sputnik / Алексей Филиппов
I Европейские игры. Вольная борьба. Мужчины. Первый день

По традиции, в этот день по всей стране проходит множество самых разных спортивных мероприятий, а также мероприятий просветительского характера, пропагандирующих здоровый образ жизни и занятия спортом и физкультурой.

Что произошло 5 марта    

1705 — принят Указ Петра I о наборе рекрутов, положивший начало формированию в Российской империи регулярной армии.

1861 — в Прощеное Воскресенье зачитан по всем российским церквам Манифест от 19 февраля 1861 года об отмене крепостного права, подписанный Александром II.

© Sputnik / РИА Новости
Чтение Манифеста об отмене крепостного права в России в имении Прозоровых Московской губернии.

1868 — в Англии запатентован степлер.

© Fotolia / Shutterfil77
Степлер

1946 — в Фултоне (штат Миссури, США) Уинстон Черчилль произнес свою знаменитую речь, в которой сказал: "От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике над Европой опустился железный занавес". Началась "Холодная война".

1960 — фотограф Альберто Корда сделал фотографию Че Гевары, которая разошлась по всему миру.

1960 — Элвис Пресли уволен из рядов армии США. Ни до, ни после него возвращение к гражданской жизни простого солдата не привлекало такого огромного общественного внимания.

2000 — английские ученые впервые в мире провели успешную операцию по клонированию свиней. 

Кто из известных людей родился 5 марта

1685 — Георг Фридрих Гендель, немецкий и английский композитор и органист.

1961 — Паоло Пазолини, итальянский кинорежиссер.

1961 — Елена Яковлева, актриса театра и кино, народная артистка Российской Федерации.

© Sputnik / Евгений Биятов
Актриса Елена Яковлева.

1974 — Ева Мендес, американская актриса.

© Sputnik / Алексей Куденко
Актриса Ева Мендес.

Православный календарь

  • День памяти преподобного Агафона Печерского.
  • День памяти преподобного Льва, епископа Катанского.
  • День памяти преподобномученика Корнилия Псково-Печерского, игумена.

Народный календарь: День Катыша

День памяти Льва Катанского, христианского епископа и святителя, жившего на Сицилии в 8 веке, в языке русского народа очень быстро превратился в день Катыша.

Объяснение такому названию нашлось простое: в этот день в последний раз катались с горок. При этом приговаривали: "Зима на исходе, так успей на санках покататься". Считалось, что кто дальше всех укатится, тот счастье свое продлит. Также пекли круглые колобки-катыши на коровьем масле. Они еще назывались кокурками.

На Льва Катанского нельзя было смотреть на небо. Говорили, что это дурная примета: кто увидит падающую звезду, того ждет скорая смерть — либо потеря кого-либо из родных. Кстати, такую звезду называли… маньяком. Падение звезд называли зловещим предзнаменованием, от него отговаривались словами: "Аминь! Рассыпься!".

Были и другие недобрые приметы для этого дня. Например, такая: если кто-то заболеет в этот день, то или долго не выздоровеет, или умрет. Больному клали на ночь под мышки по куску хлеба, а утром смотрели: если хлеб засох — человеку не суждено поправиться.

А вот для будущего благополучия нужно было тайком взять у кузнеца из горна тлеющие угли и отнести их в поле. Согласно поверью, украденный огонь скреплял союз земли, сохи и бороны, грел почву, отгонял от нивы скудость и сулил в итоге славный урожай.

Кто празднует именины 5 марта 

Антон, Афанасий, Варлаам, Василий, Давид, Денис, Иван, Игнатий, Корнилий, Лев, Леонтий, Лука, Николай, Пахом, Савва, Самсон, Сергей, Тихон, Федор, Филипп, Фома, Ярослав.

 

0
Темы:
Этот день в истории