Флаг Китая

Китай может стать первым в мире при любом исходе событий

4345
(обновлено 13:58 02.11.2020)
Выход Китая на позицию первой экономики мира может произойти в ближайшие годы: таковы экспертные комментарии к дискуссии по поводу дальнейшего развития страны

Известно, что Китай уже является таковой, но лишь по одной из двух систем подсчета — по паритету покупательной способности валют. По другой — более распространенной системе, рассчитываемой по номиналу, он второй. Но, видимо, ненадолго, пишет колумнист РИА Новости Дмитрий Косырев.

Стратегический американский бомбардировщик B-52
© Sputnik / Александр Поляков

В четверг завершился пленум ЦК Компартии Китая, который обсуждал параметры следующей пятилетки плюс ориентиры еще на десять лет после нее. Но многие чисто статистические разговоры об этих ориентирах шли на полях пленума в виде комментариев в СМИ к обсуждавшимся документам. Дело в том, что в стране уже года три-четыре, как начали отказываться от слишком жестких и подробных цифровых планов и задач. То есть стали говорить не о количественном росте, а о качественном.

Собственно, это уже превращается в мировую тенденцию. Вот и в ходе идущей сейчас подготовки к саммиту АТЭС в Малайзии обсуждается мысль: пора отодвинуть в сторону ВВП как ключевой показатель развития. Потому что часто бывает, что ВВП есть, а счастья нет: пора подумать о смысле экономики, а не о ее росте ради цифр.

Кстати, на этот раз в Китае планы пятилетки обсуждались очень широко и долго, всенародно, но с участием высших лидеров государства. На сайте только одной центральной газеты "Жэньминь жибао" поместилось около 1,1 миллиона предложений и мнений. И оказалось, в основном люди говорили не о численных показателях, а о чем-то более человеческом.

И раз уж скоро с сухой статистикой покончат, давайте посмотрим на нее, пока она есть, применительно к ситуации в Китае перед началом 14-й пятилетки (2021-2025). В этой стране, например, могли бы к сегодняшнему дню достичь заявленной когда-то цели удвоения того самого ВВП за десятилетку — по сравнению с 2010 годом. Недотянули чуть-чуть: для этого требовался рост китайской экономики в 5,5 процента в нынешнем году. А будет два-три процента (цифры, опять же, не очень официальные).

Но эти два-три процента означают, что перед нами единственная крупная экономика мира, которая в нынешнем году не сократится. Китай осознав, к каким последствиям ведут противоэпидемические ограничения, начал наращивать темпы оживления и восстановления. Добавим к этому отличную работу медицины. Все вместе — пример тех самых скорее качественных, нежели количественных показателей развития.

Еще о качестве: в Пекине на пленуме были прежде всего озабочены тем, что теперь началась жизнь в условиях откровенного и тотального давления со стороны США с целью не дать китайской экономике достичь новых высот, а лучше просто обрушить ее.

Поэтому много говорили об уже наметившемся технологическом лидерстве. Видимо, в ближайшие годы можно ожидать повышенных усилий в области, во-первых, производства собственных полупроводников третьего поколения. Сейчас США прижимают Китай по части полупроводников второго поколения (раньше их чаще всего просто импортировали из Америки). А во-вторых, в планах, записанных в документы пятилетки, — технологии 5G, квантовые вычисления, самодвижущиеся транспортные средства на новой энергии, биотехнологии (особенно в медицине) и многое другое. Общая идея: если приток американских технологий полностью и мгновенно прекратится, то уже с Китаем не произойдет ничего плохого — но надо, чтобы ему от этого стало только лучше.

Государство можно обрушить, если оно фатально зависит от экспорта-импорта. Однако такое с Китаем могло сработать десять, а скорее 20 лет назад. Сейчас он уже зависит прежде всего от внутреннего рынка, то есть от того, насколько богато его собственное население. И вот опять же цифры с пленума: страна производит в год ВВП на 15 триллионов долларов (2019 год), что означает средний доход на человека более чем в десять тысяч долларов в год. Благодаря этому до 57 процентов прироста — только прироста — экономики генерируется внутренним спросом.

Что касается внешних рынков, то тут среди прочих есть история, связанная с позициями Китая в мусульманском мире. Речь о Синьцзяне с его частично мусульманским населением. Если вам не повезло и вы обитаете где-то в США или Европе, то наверняка читали, что Синьцзян — это регион, где мусульмане-уйгуры сидят в концлагерях, женщин насильственно стерилизуют и так далее — в общем, жуткое место — и продукты оттуда надо бойкотировать.

Но сейчас выясняется, что именно Синьцзян удалось сделать витриной развития всего Китая (на смену и так уже развитым юго-восточным приморским провинциям). В среднем он ежегодно рос на 8,3 процента за время существования КНР (с 1949 года), но это в среднем. По большей части рост приходится на несколько последних лет (отчего регион на Западе и назначили "концлагерем"). Здесь ежегодные темпы уже случаются в 40-46 процентов (речь о росте внутреннего туризма туда в 2018-м и первой половине 2019 года; через 21 местный аэропорт и по земле в регион едут миллионы). Или о том, что Синьцзян лидирует в стране по части механизации сельского хозяйства, производству хлопка и в прочем. Ну а о терроризме, который сотрясал провинцию (и остальной Китай) несколько лет назад, уже забыли. Синьцзян стал примером того, как можно вытащить из тупика страны типа Афганистана или Чада с их отсталостью и террором. Чем Пекин и пользуется.

Есть еще совсем пустяки из серии тех, что цифрами описать трудно. Например, бешеные темпы роста киноиндустрии (она же — "фабрика грез" и прочего счастья). Китайский Голливуд, расположенный в провинции Чжэцзян, называется Хэндянь. После краткого весеннего перерыва там сейчас трудятся без отдыха все имеющиеся лошади (и задействованы все кольчуги с мечами), студии для съемки телевизионных и прочих фильмов расписаны на недели вперед. Это, конечно, и экспортный продукт — его смотрят везде, где в мире живут китайцы. Но свои — прежде всего.

Наконец, почти ушла в прошлое любовь китайцев к "фирменным" (то есть зарубежным) продуктам моды, сейчас до 80 процентов знаменитых марок в продаже — местные. Особенно ставшая популярной косметика. Потому что обгонять США или сопротивляться давлению таковых — нужное дело, но о красоте тоже забывать нельзя.

4345
Тяжёлый дальний транспортный самолёт АН-124-100

Ан-124 "Руслан": зачем России возрождать производство авиагиганта

17
(обновлено 17:41 04.03.2021)
Тяжелый дальний военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан", который более 30 лет остается самым большим и совершенным из серийных аналогов в мире, может получить модернизированный облик и вторую жизнь в России, отмечает военный обозреватель Александр Хроленко

В ходе совещания на ульяновском предприятии "Авиастар-СП" 2 марта министру обороны Сергею Шойгу предложили возобновить производство самолета Ан-124 "Руслан". На Ульяновском авиазаводе до 2004 года выпустили 36 из 56 машин этого типа, в 2020 году здесь отремонтировали шесть самолетов Ан-124, и технологический уровень предприятия позволяет в кратчайшие сроки наладить серийное производство "Русланов".

Предложение ульяновских авиастроителей непростое, ведь ранее подобная инициатива много лет исходила от Министерства обороны РФ. Но что-то постоянно мешало этому проекту. Так, решение 2006 года о возобновлении в Ульяновске серийного производства "Русланов" в кооперации с предприятиями Украины пришлось свернуть, поскольку за 8 лет украинская сторона так и не поставила двигатели. В Минпромторге РФ считали, что в производстве Ан-124 не было острой необходимости, ведь ремонт существующего парка позволяет эксплуатировать "Русланы" до конца 2040-х годов (ресурс работоспособности – 50000 часов, 10000 вылетов или 45 лет). С другой стороны, то же ведомство допускает производство аналогичного Ан-124 российского сверхтяжелого транспортного самолета после 2020 года. Возможно, именно сейчас открываются новые перспективы "Руслана" и российской военно-транспортной авиации (ВТА).

Тревожные события последних лет в Сирии, Нагорном Карабахе и других горячих точках планеты доказали важность компоненты тяжелой ВТА для оперативной переброски войск, вооружений и материальных средств. Напомню, базовый военно-транспортный "Руслан" способен со скоростью 850 км/час перенести 120 тонн на 4800 км (при загрузке 80 тонн максимальная дальность возрастает до 7500 км). Американский аналог Lockheed C-5 Galaxy значительно уступает по грузоподъемности. Однако в Минобороны РФ эксплуатируется лишь около десяти Ан-124. Новые вызовы и угрозы требуют количественного и качественного роста ВТА.

Впервые в истории

Непростая военно-политическая обстановка сохраняется в Сирии. Ситуация может потребовать мобильного подкрепления, поэтому на сирийской земле расширяется сеть оперативных аэродромов ВКС России. По информации американского издания The Drive, длина ВПП в Хмеймиме увеличена до 3,2 км, что позволяет принимать "сильно загруженные" тяжелые военно-транспортные самолеты Ан-124 "Руслан".

Ранее военно-транспортная авиация (включая самолеты Ан-124) оперативно перебросила из России в Армению 1960 военнослужащих из состава миротворческого контингента в Нагорном Карабахе – со штатным вооружением и техникой (90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники). Подобные операции ВТА необходимо отрабатывать заранее, иметь резервные самолеты, экипажи, маршруты и аэродромы.

В Брянской области в середине января состоялись (впервые в российской истории) совместные учебно-тренировочные полеты экипажей Сещинского и Тверского авиационных полков с одновременным участием шести стратегических военно-транспортных самолетов Ан-124-100 "Руслан". Цель полетов – совершенствование навыков экипажей в одновременной переброске на большие расстояния личного состава воинских подразделений со штатным вооружением и военной техникой. По данным Минобороны РФ, шесть "Русланов" могут взять на борт более 3000 военнослужащих или до 48 единиц бронетехники.

В ситуации внезапного военного конфликта войска, дислоцированные на всей территории РФ должны действовать как единый организм, оперативно реагировать на любое изменение обстановки. Для этого могут понадобиться десятки и сотни самолетов ВТА, и в ближайшее время на Ульяновском авиазаводе работы наверняка прибавится.

Второе пришествие

Самолет Ан-124-100 "Руслан" способен поднять в воздух более 120 тонн груза (880 экипированных военнослужащих или четыре вертолета Ми-8, или ракету длиной 18 метров, или 18 легковых автомобилей). Кроме Минобороны, в различных структурах России эксплуатируются еще 20 таких самолетов (Государственная авиакомпания "224-й летный отряд", компания "Волга – Днепр"). Для сравнения, украинские "Авиалинии Антонова" имеют всего 7 машин.

Безусловно, количество тяжелых машин типа Ан-124 в России будет расти. Вероятно, цифровая модернизация, новые российские двигатели НК-32 или ПД-14, значительные изменения авионики и конструкции шасси приведут к выпуску тяжелого военно-транспортного самолета под другим наименованием. К примеру, в НАТО Ан-124 давно называют "Кондор". Непреодолимых препятствий для возрождения производства тяжелых военно-транспортных самолетов на заводе в Ульяновске не существует.

На украинском госпредприятии ANTONOV считают подобное производство невозможным без украинского участия, но ранее Минпромторг РФ заявил, что ANTONOV, как держатель сертификата на самолет Ан-124, не выполняет своих обязательств по поддержанию летной годности машин в России, и неизбежно привлечение российской промышленности. Ульяновское предприятие "Авиастар-СП" не первый год осуществляет сервисное обслуживание и модернизацию "Русланов" в тип Ан-124-100 (вариант ВТА) и Ан-124-100-150 (максимальная загрузка – 150 тонн). Попытки "приватизации" советской конструкторской мысли тщетны, а современные киевские тезисы об "украинском происхождении" Ан-124 не выдерживают критики.

Самолет Ан-124 создавался в Советском Союзе, в кооперации авиапредприятий Воронежа, Ульяновска, Киева. Принят на вооружение Советской армии в 1991 году. Изначально предназначался для переброски по воздуху мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, которыми независимая Украина не располагает. В Ульяновске было выпущено 36 из 56 "Русланов", и неслучайно в списке из четырех наименований продукции украинской фирмы ANTONOV сегодня Ан-124 отсутствует. Состояние украинского авиапрома позволяет лишь мечтать о производстве крылатых гигантов. Технологическая деградация – надежный "партнер" всех стран постсоветского пространства, которые в одностороннем порядке рвут традиционные связи с Россией. Кстати, всемирно известный советский авиаконструктор Олег Антонов – уроженец Московской губернии, учился в Саратове и Ленинграде, начинал конструкторскую работу в Москве. С 1946 года возглавлял Сибирский научно-исследовательский институт авиации, который в 1952 году перебросили в Киев.

17
Израильский кибуц

Израильские кибуцы. Как воплотить мечту в реальность, и при чем тут Южная Осетия?

88
(обновлено 16:43 04.03.2021)
Когда в безжизненной пустыне появляются полные жизни пышные оазисы, что это если не чудо? В каком-то смысле это, конечно, чудо, вот только оно рукотворное и называется – кибуц. Какое он имеет отношение к Южной Осетии - в статье колумниста Sputnik.

Кибуцы – это сельскохозяйственные коммуны в Израиле, отличительными особенностями которых являются строгие принципы общности имущества и равного доступа к труду и потреблению. По сути, кибуцы представляют собой локальные островки социализма в рыночной экономике Израиля. Ничего удивительного, ведь переселенцы, заложившие первые кибуцы еще в 20-е годы XX века, по большей части были вдохновлены, на тот момент новыми и революционными, идеями социализма.

Будто бы воплощая в жизнь крылатое выражение "Через тернии к звездам", еврейская молодежь из числа второй волны репатриантов (1904-1914 годы), вдохновленная идеями национального возрождения еврейского народа и принципами социализма, начала организовываться в коммуны посреди безжизненной пустыни, принося в жертву своим идеалам и мечтам о будущем все что у них есть, в буквальном смысле.

Израильский кибуц
© AFP 2018
Израильский кибуц

Так как идея кибуцев была плоть от плоти социализмом, неудивительно, что основным принципом первых коммун были абсолютное обобществление всех аспектов трудовой и социальной жизни.

Вторым немалозначимым фактором был самоотверженный труд, который являлся главной основой для будущего процветания. Зарплата, одежда, жилье, продукты – все было общим и распределялось в равной пропорции. Правила первых кибуцев были настолько суровыми, что даже дети, рожденные в этих коммунах, воспринимались как потомство всего кибуца, и воспитывались в специальных детских садах. К труду в кибуцах приучали с самого раннего детства, а к серьезной работе дети приступали уже к 12-13 годам, становясь равноправными членами коммуны. К слову, хоть правила в большинстве современных кибуцев во многом либерализировались, многие из основополагающих принципов остались неизменными.

Израильский кибуц
© AFP 2018
Израильский кибуц

А теперь представьте себе, что может произойти, когда множество вдохновленных людей, не разгибая спины, работают от рассвета до заката, ставя благополучие будущих поколений и идеи равенства выше собственных интересов? Верно. Произойдет рукотворное чудо.

По сути, кибуцы были фундаментом современного государства Израиль, а идеи, в них воплощенные, вдохновили множество пионеров будущей израильской государственности.

На сегодняшний день на территории Израиля находятся 274 кибуца, и представляют они собой не бедные деревеньки первых переселенцев, а серьезные преуспевающие технологичные поселения, поставляющие промышленную и сельскохозяйственную продукцию на внутренний и внешний рынок. Члены современных кибуцев получают достойные зарплаты, ездят за счет коммуны в отпуск, имеют огромный список привилегий и субсидий, будь то льготное образование вне кибуца, или преимущество при устройстве на работу. Конечно не все так радужно. И хоть в современном Израиле многие критикуют так называемых "кибуцников" за чрезмерную привилегированность, спорят насчет юридических аспектов (право наследования, пенсионные отчисления и имущественные вопросы), но никто никогда не посмеет усомниться в их вкладе в экономику и государственность Израиля.

Израильский кибуц
© AFP 2018 / -
Израильский кибуц

Вот, казалось бы, при чем тут Израиль? Какое он имеет отношение к Южной Осетии и к ее экономико-политической повестке? В целом, если исключить геополитический контекст, в общем-то, конечно, никакого, однако кое-что актуальное для нас в этой истории есть. Люди положившие свои жизни на алтарь становления государственности, их жертвенность и самоотверженный труд – что это как не отличный пример для всех нас?

Можно сколько угодно спорить о философских и политических идеях вдохновивших основателей кибуцев, однако мысль о том, что молодые энтузиасты создали процветающие сельскохозяйственные предприятия в пустыне, по сути создали что-то выдающееся из ничего – восхитительна. Подумайте только, ведь земля Южной Осетии куда богаче, а потенциал ее ограничивается только горизонтом нашей пассионарности. Может и мы возьмем пример с далеких израильтян и создадим на нашей земле пару-тройку чудес?

Израильский кибуц
© AFP 2018 / MENAHEM KAHANA
Израильский кибуц
88
День 5 марта

5 марта: этот день в календаре

0
(обновлено 10:24 04.03.2021)
5 марта 1861 года в Прощеное Воскресенье зачитан по всем российским церквам Манифест от 19 февраля 1861 года об отмене крепостного права, подписанный Александром II. Какие еще знаменательные события и даты отмечаются в мире — читайте в материале Sputnik.

День физической культуры и спорта в Азербайджане

В Азербайджане много популярных видов спорта, также развиты национальные виды борьбы. Самыми популярными и любимыми в республике считаются футбол и шахматы. Полагают, что игра в шахматы была популярна в Азербайджане еще до принятия ислама, первые упоминания об этой игре в стране датируются 6 веком. Возглавляет эту интеллектуальную игру Федерация шахмат Азербайджана. Всего в Азербайджане насчитывается 26 федераций по олимпийским видам спорта. Тысячи азербайджанцев считают этот день своим праздником: кто-то является профессиональным спортсменом, кто-то — заядлым болельщиком, а кому-то просто нравится совершать пробежки по утрам или делать зарядку.

I Европейские игры. Вольная борьба. Мужчины. Первый день
© Sputnik / Алексей Филиппов
I Европейские игры. Вольная борьба. Мужчины. Первый день

По традиции, в этот день по всей стране проходит множество самых разных спортивных мероприятий, а также мероприятий просветительского характера, пропагандирующих здоровый образ жизни и занятия спортом и физкультурой.

Что произошло 5 марта    

1705 — принят Указ Петра I о наборе рекрутов, положивший начало формированию в Российской империи регулярной армии.

1861 — в Прощеное Воскресенье зачитан по всем российским церквам Манифест от 19 февраля 1861 года об отмене крепостного права, подписанный Александром II.

© Sputnik / РИА Новости
Чтение Манифеста об отмене крепостного права в России в имении Прозоровых Московской губернии.

1868 — в Англии запатентован степлер.

© Fotolia / Shutterfil77
Степлер

1946 — в Фултоне (штат Миссури, США) Уинстон Черчилль произнес свою знаменитую речь, в которой сказал: "От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике над Европой опустился железный занавес". Началась "Холодная война".

1960 — фотограф Альберто Корда сделал фотографию Че Гевары, которая разошлась по всему миру.

1960 — Элвис Пресли уволен из рядов армии США. Ни до, ни после него возвращение к гражданской жизни простого солдата не привлекало такого огромного общественного внимания.

2000 — английские ученые впервые в мире провели успешную операцию по клонированию свиней. 

Кто из известных людей родился 5 марта

1685 — Георг Фридрих Гендель, немецкий и английский композитор и органист.

1961 — Паоло Пазолини, итальянский кинорежиссер.

1961 — Елена Яковлева, актриса театра и кино, народная артистка Российской Федерации.

© Sputnik / Евгений Биятов
Актриса Елена Яковлева.

1974 — Ева Мендес, американская актриса.

© Sputnik / Алексей Куденко
Актриса Ева Мендес.

Православный календарь

  • День памяти преподобного Агафона Печерского.
  • День памяти преподобного Льва, епископа Катанского.
  • День памяти преподобномученика Корнилия Псково-Печерского, игумена.

Народный календарь: День Катыша

День памяти Льва Катанского, христианского епископа и святителя, жившего на Сицилии в 8 веке, в языке русского народа очень быстро превратился в день Катыша.

Объяснение такому названию нашлось простое: в этот день в последний раз катались с горок. При этом приговаривали: "Зима на исходе, так успей на санках покататься". Считалось, что кто дальше всех укатится, тот счастье свое продлит. Также пекли круглые колобки-катыши на коровьем масле. Они еще назывались кокурками.

На Льва Катанского нельзя было смотреть на небо. Говорили, что это дурная примета: кто увидит падающую звезду, того ждет скорая смерть — либо потеря кого-либо из родных. Кстати, такую звезду называли… маньяком. Падение звезд называли зловещим предзнаменованием, от него отговаривались словами: "Аминь! Рассыпься!".

Были и другие недобрые приметы для этого дня. Например, такая: если кто-то заболеет в этот день, то или долго не выздоровеет, или умрет. Больному клали на ночь под мышки по куску хлеба, а утром смотрели: если хлеб засох — человеку не суждено поправиться.

А вот для будущего благополучия нужно было тайком взять у кузнеца из горна тлеющие угли и отнести их в поле. Согласно поверью, украденный огонь скреплял союз земли, сохи и бороны, грел почву, отгонял от нивы скудость и сулил в итоге славный урожай.

Кто празднует именины 5 марта 

Антон, Афанасий, Варлаам, Василий, Давид, Денис, Иван, Игнатий, Корнилий, Лев, Леонтий, Лука, Николай, Пахом, Савва, Самсон, Сергей, Тихон, Федор, Филипп, Фома, Ярослав.

 

0
Темы:
Этот день в истории