Капитолий, здание в Вашингтоне, где заседает конгресс США

Стал известен первый план США по мести Китаю: возможна катастрофа

121
(обновлено 14:12 15.05.2020)
Сенаторы-республиканцы представили во вторник законопроект, позволяющий президенту Трампу налагать санкции на Китай за отказ сотрудничать в расследованиях происхождения коронавируса

Сразу же после того, как тема "китайской вины в эпидемии коронавируса" стала доминировать в американском политическом дискурсе, мы предсказали, что это закончится санкциями США против КНР, и именно этот сценарий сейчас готовят высокопоставленные сенаторы и конгрессмены Республиканской партии США. Билль, который даст президенту возможность вводить санкции против Китая за эпидемию COVID-19, и у этого билля есть все шансы на то, чтобы пройти согласование в обеих палатах американского парламента, пишет колумнист РИА Новости Иван Данилов.

Специализированное издание The Hill уточняет иезуитскую формулировку того, за что конкретно США собираются "наказывать" Китай:

"Сенаторы-республиканцы представили во вторник законопроект, позволяющий президенту Трампу налагать санкции на Китай за отказ сотрудничать в расследованиях происхождения коронавируса. "Билль об ответственности за COVID-19", внесенный сенатором Линдси Грэмом, уполномочит Трампа применять санкции против Китая, если страна не будет сотрудничать с расследованиями, проводимыми США, союзниками США или организациями, работающими под эгидой ООН".

Китай пытаются поставить в безвыходное положение. По плану авторов санкционного законопроекта, официальный Пекин должен выбрать между колоссальным национальным унижением в виде признания того, что США имеют право расследовать действия китайских властей, и активного сотрудничества с американскими следователями (и следователями американских стран-сателлитов вплоть до какой-нибудь Эстонии) — и сохранением национального достоинства, которое будет немедленно использоваться для введения санкций и заявлений о том, что, раз Пекин отказывается унижаться перед американскими следователями, то точно "скрывает правду".

Кстати, сама "правда" авторов санкционных мер вообще не интересует, как их не интересовала правда в контексте их усилий по введению "адских санкций" против России. Например, видный сенатор-республиканец Линдси Грэм является как автором нескольких антироссийских законопроектов, так и главным сторонником введения санкций против Китая, и если предположить, что в обоих случаях будет использован один и тот же стандарт, то никаких шансов избежать санкций у Пекина нет.

Единственное, на что может рассчитывать китайская дипломатия, — это убедить (с помощью прямых и косвенных угроз) администрацию Трампа в том, что введение наиболее жестких санкций — это плохая идея, то есть можно рассчитывать на то, что, как и в случае России, Вашингтон попробует применить все меры — за исключением тех, которые нанесут самой американской экономике серьезный ущерб.

Показательно, что сенаторы-республиканцы не скрывают: главной целью их законопроекта является ослабление главного элемента политической и управленческой системы КНР в лице Коммунистической партии Китая. Официальное заявление одного из авторов законопроекта не оставляет в этом сомнений: "Продолжающееся подавление правды со стороны Коммунистической партии Китая в условиях вспышки коронавируса не может остаться незамеченным. Этот закон уполномочит президента предпринимать соответствующие действия против правительства Китая, чтобы избежать повторения подобных вспышек в будущем".

Стоит также отметить, что, как и в случае антироссийских санкций, речь на самом деле идет не о том, чтобы расширить внешнеполитический арсенал американского президента (как это пытаются представить журналисты), а о том, чтобы фактически подтолкнуть Трампа к введению санкций в той или иной форме. Согласно законопроекту, сразу же после его вступления в силу для президента "включается счетчик" — и через 60 дней он должен или объявить конгрессу США, что Китай пошел на все возможные уступки (включая освобождение "политзаключенных"), или, наоборот, заявить конгрессу, что Китай не "прогнулся". Несмотря на то что законопроект при этом не требует от президента обязательно вводить санкции, с имиджевой точки зрения у президента не будет другого выхода, и в случае введения санкций законопроект обязывает его выбрать минимум две меры из заранее подготовленного списка.

В списке фигурируют такие меры, как "замораживание активов на некоторых китайских чиновников", "запрет на поездки и отзыв визы для некоторых китайских чиновников", "запрет на выдачу студенческих виз гражданам Китая", "запрет любым финансовым организациям Соединенных Штатов предоставлять кредиты или содействовать размещению ценных бумаг китайских компаний или компаний, подконтрольных КНР", предписание американским дипломатам голосовать против выделения средств МВФ и Всемирного банка китайским структурам и запрет на листинг на американских биржах китайских компаний или компаний, в которых есть китайские совладельцы.

Несложно заметить, что наиболее агрессивные из предложенных президенту США вариантов санкций — это копии "адских санкций" против России или аналоги санкций, которые уже введены против некоторых российских компаний. Личные санкции против конкретных китайских чиновников или бизнесменов вряд ли произведут на официальный Пекин хоть сколь-нибудь серьезное впечатление, а вот запрет на кредитование американскими банками китайских компаний и фактическое блокирование доступа китайских компаний (и даже компаний с китайским участием) на американский фондовый рынок, через который работает значительная часть мирового инвестиционного сообщества, — это уже заявки на то, чтобы нанести ведущим китайским компаниям вполне ощутимый (хотя и далеко не смертельный) экономический ущерб.

В законопроекте нет упоминания о таком популярном среди республиканцев способе мести Китаю, как дефолт по американским облигациям, которые КНР держит в своих валютных резервах, но это скорее не признак сдержанности авторов законопроекта, а техническая сложность: дефолт такого рода запрещен Конституцией США, и для того, чтобы обойти это ограничение, нужно время и креативная законотворческая работа. А санкционный набор из обсуждаемого билля уже вполне достаточен для того, чтобы развязать по-настоящему острый конфликт по линии Вашингтон — Пекин.

Судя по реакции китайской стороны на недавние антипекинские законопроекты, в том числе на законопроект, который позволит американским судам рассматривать иски против правительства КНР с целью взыскания компенсаций за эпидемию, авторов законопроектов ждут определенные неприятные последствия. Как подчеркивает один из экспертов, опрошенных государственным внешнеполитическим изданием Global Times, "мы не можем просто нанести символический ответный удар, но должны применить контрмеры, которые могут заставить их чувствовать боль".

Судя по тем предложениям, которые фигурируют в материале Global Times, суть ответных мер заключается в том, чтобы наказывать лишением китайских инвестиций (и потерей уже существующих на китайские деньги рабочих мест) те штаты, чьи представители в конгрессе и сенате продвигают антикитайские санкции. Это может оказаться очень эффективным подходом, особенно в условиях экономического кризиса, вызванного эпидемией, но все-таки сложно отделаться от ощущения, что это временная мера. Рано или поздно санкции начнет продвигать и вводить сам президент США — и тогда придется искать способ "сделать больно" всей президентской администрации и всем избирателям, а это значит, что развязывание тотальной санкционной войны — это просто вопрос времени и того, насколько быстро каждая из сторон успеет эффективно к ней подготовится. Американские политики, вероятно, считают, что на фоне экономического кризиса никто и не заметит дополнительных проблем, вызванных полным или частичным разрывом производственных и финансовых связей с Китаем, но это ошибочное ожидание. Вашингтон привык думать о себе как о центре вселенной и воспринимать указы президента США как некую волшебную палочку, но проблема в том, что у санкционной политики есть серьезное ограничение: президент США может ввести санкции против Китая, России или Марса. Однако в случае ответного китайского эмбарго, например на базовые медикаменты (которые США уже разучились производить), в США возникнут проблемы, к решению которых вашингтонская политическая элита еще явно не готова.

121
Иосиф Сталин и Георгий Жуков (справа)

"Трофейное дело": хотел ли Сталин унизить Жукова?

82
(обновлено 13:10 04.06.2020)
В результате кампании, получившей название "трофейное дело", были расстреляны видные представители генералитета СССР. Следствие по делу началось 4 июня 1946 года. Спустя годы историки спорят об истинных причинах чистки, начатой по личному указанию Иосифа Сталина

Иосифа Сталина в наше время хвалить не принято, несмотря на очевидные, хотя и неоднозначные, заслуги в роли лидера Советского Союза. Улицы и проспекты больше не носят его имя, со стен зданий и метрополитена давно не видно его портретов, а психологи не могут определиться с его "душевным профилем", пишет колумнист Sputnik Ян Габараев.

Последних, впрочем, объединяет одно – отсутствие сомнений в параноидальном складе характера вождя.

Сталин не доверял никому, а особенно настороженно относился к военным. Даже самым преданным и исполнительным. "Матрешка" внутригосударственной паранойи размножилась до такой степени, что за каждым военачальником годами велась слежка агентурой НКВД. Эта кампания достигла своего апогея в 1946 году.

Среди многих высокопоставленных объектов интереса Сталин и агентура уделяли особенное внимание одному из самых влиятельных людей военной и послевоенной эпохи – маршалу Георгию Жукову. Дело против него под кодовым названием "Узел" началось еще в 1939 году.

Дача, квартира и автомобиль маршала были щедро начинены шпионской техникой, всего в прицел госбезопасности попали сотни людей, так или иначе связанных с ним.

Ряд историков придерживаются точки зрения, что такое нездоровое внимание Сталина к Жукову было вызвано не чем иным, как завистью. По их мнению, монолитный государственный аппарат Советского Союза априори презирал высокий социальный статус и автономность маршала.

Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков (второй слева) во время подписания Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии
© Sputnik / Евгений Халдей
Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков (второй слева) во время подписания Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии

Далее попытаемся рассмотреть вопрос через эту призму.

Итак, в приближенных к Сталину кругах отчетливо осознавали, что разбить авторитет Жукова без "железного" повода, невозможно. У СМЕРШ было несколько вариантов, чтобы привести свой план по "унижению" Жукова.

Скомпрометировать Жукова могла политическая фигура если не таких же, то соизмеримых масштабов.

Первый удар был нанесен по маршалу авиации, дважды Герою Советского Союза Александру Новикову. Он был подвергнут допросам с пристрастием, и по итогу СМЕРШ смог получить от него богатый компромат на Жукова.

Однако ключевыми для следствия стали показания маршала авиации Сергея Худякова. Следователи добились того, что Худяков прямо обвинил Новикова в массовых смертях в авиакатастрофах, поскольку Новиков, по его словам, проводил преступную линию приема от авиапромышленности.

Главный маршал авиации Александр Александрович Новиков
© Sputnik / В. Хоменко
Главный маршал авиации Александр Александрович Новиков

На основании собранных показаний МГБ смог нанести по Жукову точечный удар. 3 июня 1946 года Совет министров СССР освободил Жукова от должностей главнокомандующего Сухопутными войсками. Далее последовала череда арестов генералов, которые входили в круг общения Жукова.

По представлению начальника СМЕРШ Виктора Абакумова, одобренного Сталиным, к смертной казни по обвинению в измене родины приговорили генералов Гордова, Кулика и Рыбальченко. Генералы Телегин, Терентьев, Минюк и Крюков получили от 10 до 25 лет лагерей.

Сам Жуков, на первый взгляд, пострадал не сильно. Его всего-то перевели командовать войсками Одесского военного округа. Однако некогда непререкаемый авторитет Жукова был в результате "трофейного дела" растоптан в глазах народа.

Жукова попытались выставить в качестве преступника, обвинив его в грабежах и мародерстве на территории Германии. Доказательную базу для этих заявлений агентура формировала, как и прежде, "выбивая" ее в генеральских кругах.

"В Ягодинской таможне (вблизи г. Ковеля) задержано 7 вагонов, в которых находилось 85 ящиков с мебелью. При проверке документации выяснилось, что мебель принадлежит маршалу Жукову", - говорится в сообщении маршала Николая Булганина Сталину.

В 1948 интерес к делу Жукова ослабел. И лишь после смерти Сталина и выяснения подробностей "трофейного дела", все жертвы были реабилитированы. В том числе, и Жуков – он был назначен на пост первого заместителя министра обороны СССР.

Реабилитированный Новиков на процессе о "Трофейном деле" рассказывал, как именно у него добывали показания. Примечательно, что в своем последнем слове руководитель СМЕРШ Абакумов, который принимал прямое участие в смертных приговорах генералитету, оправдывался, что ничего не делал сам, а лишь выполнял указания Сталина.

Абакумов Виктор Семёнович
Абакумов Виктор Семёнович

"Жуков не был соперником Сталину"

Кандидат философских наук Коста Дзугаев не усматривает в "трофейном деле" признаки личной неприязни Сталина к маршалу Жукову.

"Нам сейчас сложно представить, каким колоссальным авторитетом Сталин обладал в Советском Союзе. Это была политическая фигура недосягаемых масштабов. И несмотря на то, что Жуков, без сомнений, пользовался большим авторитетом, в этом отношении он и Сталин были несопоставимы", - отмечает Дзугаев.

"Трофейное дело", на его взгляд, стало следствием тех шагов маршала, которые расходились с коммунистической идеологией.

"Сталин располагал полной информацией о ситуации в среде высшего руководства силовых структур. Главенствующая в СССР идеология подразумевала безжалостную борьбу против частнособственнических поползновений. Следствием было установлено, что Жуков действительно приобрел значительный объем имущества, и это не могло остаться без реагирования. Это сейчас нас не удивляет, что три процента населения могут владеть 70% всего богатства, но в те времена такое не прощалось даже маршалу", - считает Дзугаев.

Коста Дзугаев
© Sputnik / Наталья Айриян
Коста Дзугаев

По мнению Дзугаева, Жуков был добросовестным исполнителем воли Сталина – вождь отдавал должное его военному таланту.

"Однако Жуков был недальновидным политиком. Его главная ошибка в том, что он поддержал Хрущева в борьбе за власть. Именно Жуков несет за политическую фигуру Хрущева полную ответственность", - говорит Дзугаев.

Мнение о том, что Сталин санкционировал расследование против Жукова из зависти Дзугаев считает частным случаем антисталинской риторики.

82
Российская военная полиция в сирийской провинции Идлиб

Для чего России расширение военных баз в Сирии

34
(обновлено 13:52 04.06.2020)
Увеличивая территории военных баз в Сирии, Россия укрепляет свои международные позиции и наращивает конструктивное влияние в Средиземноморье и на Ближнем Востоке, замечает военный обозреватель Александр Хроленко

Президент Владимир Путин 29 мая поручил МИД и Минобороны РФ провести переговоры с представителями Сирии о передаче российским военным базам дополнительного недвижимого имущества и акватории. По достижении договоренности с сирийской стороной ведомства должны подписать его от имени РФ. Это не импульсивное решение, а продолжение выверенной стратегии и развитие тактики – сообразно обстановке, и в полном соответствии с международным правом.

Отвечая на вызовы времени, России необходимо приумножить военно-политическое влияние в Средиземноморье и на Ближнем Востоке, и на десятилетия сохранить войсковой контингент в САР. Прежде всего, для поддержания международной стабильности. Сегодня, после вывода большей части иранских войск и возвращения домой ливанской Хезболлы российская группировка остается единственной иностранной силой, которая успешно и легитимно борется на сирийской земле с террористическими организациями. В тактическом плане, территориальное расширение российских военных объектов необходимо для надежного обеспечения периметра безопасности в Тартусе, Хмеймиме и, возможно, в других точках Арабской республики.

В Сирии действуют два крупных российских военных объекта – авиабаза Хмеймим (здесь бессрочно базируется авиационная группа) и пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) Тартус (аренда на 49 лет с возможностью продления на 25 лет, базируется корабельная группа ВМФ). Напомню, по официальной просьбе Дамаска, в сентябре 2015 года в Хмеймиме была создана авиационная группа российских ВКС, и началась войсковая операция против террористической группировки ИГ*. Позднее, в 2017 году Москва и Дамаск подписали еще один документ, согласно которому в Тартусе могут базироваться до 11 российских кораблей (включая субмарины с ядерными реакторами), и предполагается расширение судоремонтных возможностей порта.

Региональная стабильность

Безусловно, Сирия одобряет расширение военного присутствия России на своей территории – на суше и на море. Настолько очевидно и неопровержимо, что откровенно жалко выглядят отдельные попытки Запада испортить репутацию РФ в регионе дезинформацией о неких трениях Дамаска с Москвой в области военного и военно-технического сотрудничества.

Взаимодействие Сирии с Россией – путь к миру и стабильности во всех сферах жизни, это прекрасно понимают региональные игроки. С другой стороны, присутствие в Средиземноморье 6-го флота ВМС США и оккупация отдельных нефтедобывающих районов САР американскими войсками (без какой-либо санкции ООН или законного правительства Арабской республики) – источник многолетней военно-политической турбулентности и угроз безопасности мирному населению.

Генштаб ВС РФ 1 июня назвал воздушную разведку США вблизи районов расположения российских военных объектов в Сирии агрессивной и противоречащей договоренностям с Россией. И все же, американцы и другие "партнеры" с некоторых пор утратили ощущение вседозволенности и безнаказанности на Ближнем Востоке и в Средиземном море – редкая неделя проходит без перехватов российскими истребителями Су-35 самолетов разведчиков 6-го флота ВМС США. По данным Генштаба ВС РФ, в мае было 17 таких эпизодов. Во всех случаях полеты российской авиации выполняются в соответствии с международными правилами использования воздушного пространства, маневры истребителей Су-35 лишь указывают самолетам-разведчикам США куда лететь не надо.

Широкую известность в мире получил эпизод, когда британская подводная лодка пыталась нанести удар крылатыми ракетами по сирийской территории, и не смогла этого сделать, потому что российские субмарины вынуждали ее маневрировать, а затем и вовсе вытеснили из позиционного района – заставили уйти.

Касаясь сирийской проблематики, спецпредставитель США по Сирии Джеймс Джеффри на днях заявил: "Моя задача – сделать это болотом для русских". С учетом позитивной четырехлетней динамики сирийского урегулирования при многостороннем посредничестве РФ, задача "заболачивания" вряд ли будет решена в обозримой перспективе. Планы Москвы на перспективу предельно ясны, президент Владимир Путин ранее заявил: "Мы там, чтобы защитить свои интересы в этом регионе. Военнослужащие там будут, пока это будет в наших интересах". Логично предположить, что на ближайшие 50 лет вывод российских войск не планируется, а текущее расширение сирийского операционного пространства даст России возможность более эффективно реагировать на изменение обстановки в регионе.

Новое оружие

Разумеется, Сирия – не полигон для испытаний российского оружия, но так сложилось, что именно в ходе сирийской операции удалось проверить передовые образцы, а предприятия российского оборонно-промышленного комплекса смогли "на линии огня" оперативно усовершенствовать свои изделия. Этот опыт сложно переоценить.
На Сирийском театре военных действий (ТВД) впервые применили крылатые ракеты "Калибр" надводные корабли и субмарины ВМФ России – по отдельности и в составе группировки, из Каспийского и Средиземного морей.

Российская дальняя авиация впервые применила по террористам в Сирии новейшие высокоточные стратегические крылатые ракеты Х-101 дальностью до 5000 км (ядерная версия ракеты (Х-102) способна нести заряд мощностью 250 килотонн). Эта демонстрация военной мощи – яркий сигнал недоброжелателям.

В Сирийской Арабской Республике доказали высокую эффективность бомбардировщики Су-34. Успешно прошли испытания в боевых условиях тяжелый многоцелевой истребитель пятого поколения Су-57, новейший танк Т-14 "Армата", системы радио-электронной борьбы (РЭБ) и много чего еще.

Практика боевого применения новейших российских вооружений в Сирии закономерно вызывает интерес потенциальных зарубежных покупателей: все длиннее становится очередь иностранных покупателей за бомбардировщиками Су-34, после переговоров с Египтом, Индией, Китаем и другими странами Москва получила предварительные заявки на приобретение Т-14 "Армата". Возможно, сирийская операция в итоге окажется не только взаимовыгодной (для Дамаска и Москвы), но и прибыльной.

И еще одно ценнейшее обретение России. В боевых действиях с жестоким и фанатичным противником, использующим тактику спецназа, беспилотники и космическую связь, российские войска (молодые специалисты и зрелые военачальники) получили уникальный опыт, который невозможно добыть ни на каких учениях. Сирию с 2015 года прошли значительное количество российских военнослужащих, и они в реальности ощутили напряжение современного боевого конфликта, осознали, насколько важны разведка и связь, поняли, как обеспечивается эффективность разнородных сил и средств. Таким образом, высокопрофессиональных специалистов и надежных инструментов укрепления мира у России становится всё больше.

ИГ* – запрещенная в РФ террористическая группировка.

34
Радиационная и химико-биологическая разведка зон нарушения границы Южной Осетии со стороны грузинских БПЛА

КГБ проверит на наличие биоугрозы места нарушения границы Южной Осетии грузинскими БПЛА

1
(обновлено 17:17 04.06.2020)
Изъятые пробы проверят на наличие переносчиков заболеваний и патогенной микрофлоры, сообщили в ведомстве

ЦХИНВАЛ, 4 июн - Sputnik. Сотрудники КГБ Южной Осетии во вторник провели радиационную и химико-биологическую разведку зон нарушения границы республики со стороны грузинских БПЛА, рассказали в пресс-службе комитета.

Радиационная и химико-биологическая разведка зон нарушения границы Южной Осетии со стороны грузинских БПЛА
Пресс-служба КГБ РЮО
Радиационная и химико-биологическая разведка зон нарушения границы Южной Осетии со стороны грузинских БПЛА
Ранее сообщалось, что 2 и 3 июня было зафиксировано нарушение границы грузинской стороной в районе села Уиста беспилотниками.

Сотрудники подразделения радиационной и химико-биологической защиты (РХБЗ) Погранслужбы КГБ отобрали в Знаурском районе Южной Осетии образцы почвы, воды, воздуха, зеленого покрова и насекомых для проверки в лабораторных условиях на наличие биологической угрозы.

Радиационная и химико-биологическая разведка зон нарушения границы Южной Осетии со стороны грузинских БПЛА
Пресс-служба КГБ РЮО
Радиационная и химико-биологическая разведка зон нарушения границы Южной Осетии со стороны грузинских БПЛА

Необходимость проверки была вызвана высоким уровнем биологической угрозы, эпидемией коронавируса в Грузии, а также деятельностью на грузинской территории биолаборатории Лугара.

"Комитет государственной безопасности Республики Южная Осетия ответственно заявляет, что в случае выявления в изъятых пробах патогенной микрофлоры или переносчиков заболеваний, данный факт будет свидетельствовать об использовании тбилисским режимом против Южной Осетии форм и методов биотерроризма", - заключили в комитете Госбезопасности.

Радиационная и химико-биологическая разведка зон нарушения границы Южной Осетии со стороны грузинских БПЛА
Пресс-служба КГБ РЮО
Радиационная и химико-биологическая разведка зон нарушения границы Южной Осетии со стороны грузинских БПЛА
1