Танкер Проспект Менделеева

Литва уже покупает русский СПГ. Будет ли его через Польшу покупать Украина?

117
Конец минувшей недели принес весьма занимательные новости из мира современной экономической географии: Литва, прежде всегда демонстративно стремившаяся снизить свою зависимость от энергопоставок из РФ, впервые закупит крупнотоннажную партию российского сжиженного газа

Нет, в общем-то, ничего такого по-настоящему сенсационного в данной новости нет: Литовская Республика и раньше через трейдеров, не знаем уж, с удовольствием или без, закупала российский СПГ небольшими танкерами со среднетоннажного проекта "Новатэка" в Высоцке, пишет обозреватель РИА Новости Дмитрий Лекух.

Тут интереснее другая, чисто символическая часть этой замысловатой комбинации: на терминал в Клайпеду, построенный в 2014 году с прямо и вполне официально декларировавшейся целью обеспечить Литве энергетическую независимость от российских агрессоров, наконец придет и крупнотоннажная партия СПГ с западносибирского Ямала: покупатель тоже известен. Им, в интересах одного из крупнейших региональных производителей минеральных удобрений, выступает литовская государственная энергетическая компания Ignitis. Продавец, кстати, также понятен: это партнерский российскому "Новатэку" французский гигант Total.

Что тут можно сказать.

Если отвлечься от высокой политики — новость-то, в общем, как бы это сказать поточнее, насквозь прагматическая, и ничего от "противостояния двух систем" в ней даже как бы и не предусматривается. Просто Литва получает газ от норвежской Equinor через британский хаб NBP, где сейчас весьма интересные спотовые цены. А Total, судя по всему, сумела еще и предложить к местным котировкам сравнительно небольшую премию, происхождение сырья тут — дело десятое. Вопрос скорее в образовании весьма любопытных ценовых трендов на СПГ на спотовых рынках... А так — купили и купили, в общем-то.

Рынок.

Бывает.

Просто уж очень забавные ассоциации вызывает данный по факту уже состоявшийся политико-экономический "газовый прибалтийский казус" на фоне начинающегося на следующей неделе очередного и, возможно, решающего раунда трехсторонних переговоров по украинскому газовому транзиту в формате "треугольника" ЕС — Россия — Украина. И весьма неиллюзорные шансы украинских энергетиков через какое-то сравнительно короткое по историческим меркам время начать закупать российский СПГ с Ямала через терминал в Польше: а что — картина только сейчас кажется изумительным произведением ненаучной фантастики. "Политические" и тем более "экономические украинцы" уже давно и убедительно доказали всему миру, что они народ настолько специфический, что, возможно, и "рождены, чтоб сказку сделать былью". И показать тем самым не только российской публике, но и тому самому всему остальному миру, как именно не надо делать и как никогда не надо, будучи хотя бы на малую толику в здравом уме, поступать. И тогда определенную экономическую логику в этих потенциальных закупках российского газа в британском хабе через французского посредника и польский терминал с целью поставки его на территорию бывшего СССР — тоже можно будет найти.

Кстати, шансы на подобного рода сценарий развития событий буквально с каждым днем повышаются.

В частности, об этом говорит очередной приготовительный кульбит украинской делегации на предстоящих переговорах в рамках трехсторонней комиссии. Причем позицию украинской стороны на всякий случай заранее озвучил упорно продолжающий, несмотря на все неистовые кадровые перемещения на Украине "в зеленом формате", оставаться на своем посту исполнительный директор "Нафтогаза" Юрий Витренко. Если совсем коротко, то она заключается в следующем: выставление Российской Федерации заведомо неприемлемых условий. И заранее подготовленный сценарий действий на случай, если, цитируем, "они настоят на своей текущей позиции, которая приведет к отсутствию транзита через Украину с 1 января 2020 года".

Кстати, хотим отдельно заострить внимание уважаемых читателей на то, что под "они" господин Витренко отчего-то подразумевал именно "Газпром" и власти Российской Федерации. А отнюдь не своих американских партнеров, которые, по многократно описанным причинам, как раз руками самого пана Витренко и делают все возможное, чтобы этот самый украинский транзит как можно более качественно оборвать.

Поясним.

В "треугольнике" ЕС — Россия — Украина может быть сколько угодно внутренней грызни, но в главном они просто не могут не быть не солидарны. Просто, что называется, по определению сохранение транзита на тех либо иных условиях (вокруг которых и пойдет "торговля") стратегически и тактически выгодно всем трем сторонам. Европе — банально потому, что у нее постоянно растет потребление газа и падает собственная добыча. Для России же, несмотря на появление новых возможностей на восточном направлении, континентальная Европа все равно остается традиционным рынком, который Российская Федерация никому не собирается уступать: ну так почему бы и не поторговать еще какое-то время и через эту стремительно ветшающую украинскую трубу?

Что же касается Украины, то ей в случае реализации продвигаемого Витренко сценария "ответственности России за отсутствие транзита" будет, мы опасаемся, немного не до исков в Стокгольмский арбитраж, где пан Витренко готов в этом случае отважно украинские интересы за долю малую от подлого русского агрессора защищать. Украина в этом случае скорее будет тупо бороться с последствиями гуманитарной катастрофы: не будем забывать, что в транзит, который мы, кстати, еще и оплачиваем, входят и т. н. словацкий и прочие бумажные реверсы. И поэтому в случае прекращения транзита это прежде всего ударит по газоснабжению на самой территории Украины, причем в самом разгаре обещающей быть весьма холодной зимы.

Поэтому тут, по идее, на переговорах в "газовом треугольнике" люди раньше и придерживались позиции "козлами называть сколько угодно, но морды и посуду не бить". Подчеркнем — раньше.

Но не, к сожалению, прямо и непосредственно сейчас.

Тут все просто: на Восточном побережье США прямо и непосредственно сейчас строятся очень и очень серьезные мощности по сжижению. При этом на премиальных рынках Юго-Восточной Азии тесно: там и Катар, и Австралия, и русский "Новатэк". Потенциально колоссальный китайский рынок СПГ для американцев наглухо перекрыт в рамках торговой войны.

Ну.

И куда все это, вы уж меня извините за язык одесского Привоза, "девать"?!

Ну а какими методами конкурентной борьбы в подобного рода ситуациях "по необходимой зачистке рынков" умеют пользоваться наши бледнолицые братья, можно поинтересоваться, к примеру, у Каддафи и Саддама Хусейна. Они многое могли бы об этом рассказать, да случилось несчастье. И как-то крайне наивно полагать, что при попытках зачистки Европы от трубопроводного, прежде всего (но не только) российского, газа этих ковбоев будут хоть самую малость волновать маршруты его доставки: не удалось справиться с "Северным потоком" — зачистим украинскую ГТС.

И вряд ли кто-то ради именно Украины станет менять шаблон: поэтому такой вот "литвообразный" зигзаг с покупкой Украиной российского СПГ с Ямала при франко-британском посредничестве и через польский терминал — теоретически вполне возможен. У Литвы же, как мы видим, получилось — а от Вильнюса до Ямала по прямой даже ближе, чем от куда более южного Киева

Поэтому вот биться об заклад на эту тему с позиции "ну не настолько же они там все идиоты" я бы, к примеру, совершенно точно не стал.

Во-первых, потому, что это чистая правда: не все.

Платить-то будет все равно по факту население, а вот те, кто эту вот фигню "со схемами плюсовых роттердамов" и прочих европейских портов не просто придумал, но и вполне нахально и уверенно продолжает реализовывать, судя по всеразличным "спискам Forbes", — совершенно точно даже близко не идиот.

А во-вторых, постмодернизм, к сожалению, до сих пор в моде. В том числе и в европейской энергетике.

И это значит, что вовсе не время стреляться, а всего лишь — пора закупать попкорн.

117
Трамп о российской помощи США: Красивый жест Путина

Главный дипломат Евросоюза объявил конец века Америки

24
(обновлено 13:22 31.05.2020)
Глава внешнеполитического ведомства Евросоюза Жозепп Боррель максимально наглядным образом проиллюстрировал известную политическую поговорку о том, что вовремя предать означает предвидеть.

Маститый европейский дипломат, вероятно, пригляделся к ситуации на геополитической арене и решил, что пришло время обозначить новый стратегический курс Евросоюза, который, очевидно, будет проходить под девизом "Век Азии начался!" 

Собственно, пишет обозреватель РИА Новости, о начавшемся "азиатском веке" и заявил господин Боррель на недавней встрече с немецкими дипломатами. Более того, по версии главы европейской дипломатии, американоцентричный (или находящийся под управлением США) мировой порядок закончился, как раз в контексте наступления нового этапа исторического развития, в котором Евросоюз уже не готов довольствоваться ролью любимой американской колонии или в лучшем случае младшего партнера Вашингтона, который периодически милостиво разрешал коллективному Старому Свету заниматься неоколониализмом на своих традиционных "охотничьих угодьях" в Африке, на Ближнем Востоке и в Восточной Европе.

Брюссель хочет большего, и эта смелость объясняется очень просто: Вашингтон ослабел, Евросоюз чувствует, что баланс сил поменялся и что жесточайший конфликт по линии Вашингтон — Пекин открывает для Евросоюза большое окно возможностей, в которое нужно успеть запрыгнуть, несмотря на недовольство всех американских сателлитов, находящихся внутри объединенной Европы.

Британская The Guardian приводит довольно смелые тезисы из выступления господина Борреля.

"Аналитики долго говорили о конце американской системы (международных отношений. — Прим. ред.) и наступлении азиатского века. Это сейчас происходит на наших глазах", — заявил главный европейский дипломат.

И дал понять, что на Евросоюз в целом сейчас оказывается колоссальное дипломатическое давление как со стороны Вашингтона, так и со стороны Пекина.

Стоит отметить, что сам факт жалобы ведущего европейского чиновника на то, что на Евросоюз "давят в вопросе выбора стороны (конфликта. — Прим. ред.)", уже является, по сути, скандалом, так как предполагает, во-первых, наличие некой свободной воли у политиков, управляющих европейскими странами, а во-вторых, допускает саму возможность того, что Евросоюз станет в фундаментальном геополитическом конфликте на сторону Китая, оказавшись с Америкой по разную сторону баррикад, несмотря за все заверения о наличии общих ценностей, трансатлантической солидарности и принадлежности к общей системе безопасности в виде НАТО.

Но самое интересное — это то, каким образом главный дипломат Евросоюза предлагает решить проблему выбора. Он предлагает отойти в сторону и дать двум претендентам на статус главной державы планеты выяснить отношения без прямого участия Брюсселя в конфликте на стороне Пекина или Вашингтона.

По большому счету Евросоюз через своего ведущего дипломата сделал декларацию о суверенитете. По версии Борелля, европейцы "должны следовать нашим собственным интересам и ценностям и избегать превращения в инструмент той или иной стороны", очевидно, подразумевая нежелание превращаться в пешку в руках Пекина или оставаться пешкой в руках Вашингтона.

Вряд ли Дональд Трамп будет в восторге от такого дезертирства с поля геополитических баталий в исполнении блока, который (по крайней мере, в теории) должен быть самым преданным вассалом США и поддерживать все американские геополитические авантюры. Как уже неоднократно говорили представители ближнего круга американского президента, защита Pax Americana — "американоцентричного мира" и американской гегемонии — это главный приоритет, по отношению к которому не может быть компромиссов.

В этом контексте заявление Борреля о том, что, вообще-то, американский век закончился, а прямо сейчас наступает век азиатский, не может быть воспринято иначе как предательство, за которое нужно наказать даже не столько конкретного дипломата (который вряд ли выступал в жанре политической самодеятельности), а вообще весь сегмент европейской политической элиты, который внезапно посчитал, что пришло самое время то ли поискать себе другого хозяина (и заигрывает с Пекином), то ли восстановить былое величие и заявить о Евросоюзе как о независимом "полюсе силы" в новом многополярном мире.

Стоит отметить, что и в отношении Китая Боррель не нашел особо теплых слов, заявив скорее о необходимости конфронтации, чем кооперации.

"Нам нужна более твердая стратегия в отношении Китая, которая также требует улучшения отношений с демократической частью Азии", — отметил он.

Вряд ли Пекину понравится ситуация, в которой все соседи Китая, с которыми у него есть определенные трения (или настоящие пограничные горячие точки), вдруг начнут получать дипломатическую, экономическую, а также, возможно, технологическую и военную поддержку со стороны стран Евросоюза.

С учетом того, что главным автором амбициозной стратегии "возвращения Евросоюза в Азию" вообще-то является президент Франции Макрон, может возникнуть обоснованное подозрение в том, что Евросоюз хочет вернуться даже не к "славным денькам" холодной войны XX века, когда Европа пользовалась на международной арене несравненно большим авторитетом и влиянием, чем сейчас, а сразу — в век XIX, когда европейские державы делили азиатские колонии между собой и зарабатывали астрономические прибыли на своих колониальных проектах.

Предложить соседям Китая, у многих из которых могут быть свои сложности в отношениях с Вашингтоном, некую альтернативную "геополитическую крышу" — это ход, который может показаться некоторым европейским политикам буквально гениальным, ведь новый "азиатский век" необязательно должен быть "китайским". По крайней мере, с точки зрения Евросоюза "азиатский век" вполне может быть периодом, в котором Старый Свет снова как следует заработает в этом регионе, тем более что в современных условиях можно обойтись без применения военной силы.

С одной стороны, такое внезапное пробуждение европейских геополитических амбиций не может не радовать: "коллективный Запад" окончательно распадается, а Евросоюз так и ищет себе приключений сразу на двух геополитических фронтах — в дипломатической борьбе с Китаем и в торговой войне с США.

Но, с другой стороны, становится слегка тревожно за те остатки более-менее стабильной системы международных связей и отношений, которая досталась нам от XX века (и в строительстве которой участвовали наши великие предки) — с учетом желания многих крупных геополитических игроков радикально решить накопившиеся между ними противоречия, есть риск того, что жить ей осталось не очень долго.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

24

Новая российская САУ стала еще мобильней:"Коалиция-СВ" на шасси "Камаза"

154
(обновлено 13:57 31.05.2020)
Артиллерия – бог войны, поэтому в России строят не только храмы, но и лучшие в мире гаубицы. На полигоне в Нижегородской области начались испытания колесной модификации самоходной артиллерийской установки (САУ) "Коалиция-СВ" калибра 152-мм, на базе автомобиля КамАЗ-6550

Опытная партия новейших гаубиц "Коалиция-СВ" в конце мая поступила в российские войска. Установка базируется на платформе танка Т-90, и предназначена для поражения на расстоянии до 70 км наземных целей: командных пунктов, узлов связи, артиллерийских и минометных батарей, бронированной техники, средств ПВО-ПРО, живой силы противника. Сегодня аналогов у этой гаубицы в мире нет. Почти одновременно "Уралвагонзавод" начал ходовые и огневые испытания версии САУ на базе автомобиля КамАЗ-6550. Планируется завершить тестирование в текущем году, после чего будет принято решение о серийном производстве колесной модификации гаубицы.

Появление в войсках колесных САУ "Коалиция-СВ" станет прецедентным событием (сегодня подобных гаубиц в России нет), и позволит артиллеристам выбирать для выполнения боевых задач гусеничную или колесную модификацию "Коалиции" с учетом конкретной обстановки. В сравнении с гусеничными аналогами, у систем на четырехосном шасси "Камаза" свои преимущества – мобильность, возможность использования на автотранспортных магистралях общего назначения без разрушения дорожного полотна, больший ресурс по запасу хода (ресурс гусеничной платформы в 5000 км – лишь обкатка для колесной техники).

Генеральный директор предприятия-изготовителя Дмитрий Семизоров ранее отметил: "Коалиция" – это машина будущего. Она на сегодняшний день обгоняет время». Вероятно, на колесном ходу новая САУ уйдет в отрыв еще быстрее. И наверняка заинтересует зарубежных покупателей. К примеру, экспортная модификация самоходной гаубицы предыдущего поколения "Мста-С" калибра 155 мм, способная вести огонь снарядами "Краснополь-М" и западными боеприпасами того же калибра, оценивается в 1,6 млн. долларов. На выставке IDEX-93 в Абу-Даби "Мста-С" продемонстрировала подавляющее превосходство: при стрельбе на дистанции в 15 км сорока снарядами "Краснополь" поразила 38 целей. Поскольку "Коалиция-СВ" еще совершеннее, ей гарантировано большое будущее в российских войсках и на международном рынке вооружений.

Новое поколение

Артиллерийская система "Коалиция-СВ" является преемницей САУ "Мста-С" (на гусеничном шасси), и унаследовала огромную огневую мощь. Пушка "Коалиции-СВ" калибра 152 мм способна совершать более 10 выстрелов в минуту, что выше скорострельности аналогичных артиллерийских систем, включая лучшие зарубежные. Так, американская САУ М109А6 Paladin, имея более многолюдный экипаж, способна сделать до 6 выстрелов в минуту. Высокий темп стрельбы "Коалиции-СВ" обеспечивается полностью автономным автоматом заряжания. Важную роль играет микроволновая система "поджигания" всего пороха одновременно.

Новую гаубицу обслуживают три специалиста: механик-водитель, командир и наводчик-оператор (в экипаже САУ "Мста-С" – пять человек). Причем артиллерийская башня необитаема, экипаж находится в бронированной капсуле. Конструктивное решение напоминает "Армату", и САУ с боевой массой 48 тонн сохраняет подвижность танка.

Гусеничный и колесный варианты новейшей артиллерийской системы имеют унифицированное боевое отделение – полноповоротную башню, и 152-мм нарезную гаубицу 2А88. В состав вооружения САУ также входит дистанционно-управляемая турельная установка с пулеметом калибра 12,7 мм. Рабочие места командира и наводчика оснащены цифровыми дисплеями, интегрированы в автоматизированную единую систему управления тактического звена. Это позволяет экипажу эффективнее действовать в существующих контурах управления, принимать целеуказания по цифровому каналу связи от разных источников, осуществлять круглосуточное наблюдение за местностью, автономные расчеты для стрельбы и корректировки огня в любых погодных условиях. Внешние данные обрабатываются бортовой информационно-командной системой, которая выдает данные для стрельбы и управления боеприпасами.

 По огневым характеристикам "Коалиция-СВ" превосходит все серийные САУ отечественного и зарубежного производства. С таким потенциалом новейшая гаубица в перспективе заменит все самоходные 152-мм установки "Мста-С" и буксируемые "Мста-Б" в Сухопутных войсках России.

Артиллерийская система "Коалиция-СВ" разработана Нижегородским ЦНИИ "Буревестник" из концерна "Уралвагонзавод". Впервые показана широкой публике 9 мая 2015 года в Москве на параде Победы. Министерство обороны России в сентябре 2017 года подписало контракт на поставку опытной партии новейших САУ "Коалиция-СВ", с выходом на серийные поставки в 2020 году. Две модификации новейшей гаубицы "Коалиция-СВ" – это оружие будущего, которым целесообразнее овладеть заранее, то есть сегодня. Возможно, завтра появится третья – корабельная версия, и сухопутная система, шагнет на морскую платформу.

Высокоточные боеприпасы

"Коалиция-СВ" по дальности стрельбы (до 70 км) более чем в два раза превосходит аналоги. К примеру, принятая на вооружение в 2012 году российская САУ "Мста-С2 - 2С19М2 способна поразить цель активно-реактивным осколочно-фугасным снарядом на максимальной дистанции до 30 км. Выдающаяся немецкая гаубица PZH 2000 однажды в Южной Африке послала специальный снаряд V-LAP на реактивной тяге на 56 км, но в обычном режиме дальность стрельбы не превышает 30 км.

При большой дальности важна и высокая точность. "Краснополь-М" – один из самых удачных корректируемых артиллерийских боеприпасов, но это не предел возможностей. Благодаря использованию новых управляемых снарядов "Коалиция" станет первой высокоточной артиллерийской системой Российской армии. Государственные испытания линейки штатных боеприпасов завершатся в 2021 году. Новые технологические горизонты впечатляют.

Тульское КБ Приборостроения разработало очень точный и мощный осколочно-фугасный боеприпас "для одного выстрела". Каждый такой 152-мм снаряд стоит около 50 тысяч долларов, зато после попадания в ДОТ, бункер или иной укрепленный объект противника второго выстрела не потребуется. Полуактивная головка по лазерному лучу наводится оператором или с помощью беспилотника.

Еще один "умный" боеприпас создан в московском КБ "Компас". Навигационный модуль ГЛОНАСС в головной части 152-мм снаряда и система аэродинамических рулей, раскладывающихся при выстреле и корректирующих направление полета, обеспечивают точное поражение цели по заранее известным координатам. Круговое вероятное отклонение не превышает 10 метров (обычный 152-мм снаряд при большой дальности стрельбы может отклониться и на 100 метров). Разработка КБ "Компас" позволяет модернизировать и уже имеющиеся в арсеналах снаряды. Стоимость переделки базового артиллерийского боеприпаса в управляемый – около 1000 долларов. Для сравнения, один американский 155-мм управляемый снаряд Excalibur обходится в 80 тысяч долларов.

В разработке новейших вооружений приоритет РФ – надежное обеспечение национальной безопасности, военно-техническая помощь союзникам и адекватным партнерам. Артиллерийская система "Коалиция-СВ" создана в ответ на передовые зарубежные аналоги, отличающиеся большой дальностью и высокой точностью огня. Российский проект интегрировал самые современные решения, технологии и компоненты, что позволило получить превосходное сочетание боевых и эксплуатационных характеристик. Исключительно для упрочения мира и международной стабильности.

154
Московский день занятости в ЦВЗ Манеж

В 2020 году четверть населения планеты может потерять работу из-за COVID-19

0
(обновлено 13:34 31.05.2020)
Последствия кризиса на рынке труда будут сильно различаться по отраслям, причем больше всего пострадают те из них, которые напрямую затронуты карантинными мерами

ЦХИНВАЛ, 31 мая — Sputnik. Этот год может стать переломным для почти четверти населения нашей планеты, пишет 

Как выяснили специалисты Boston Consulting Group (BCG), в 2020-м почти 2 миллиарда человек рискуют остаться без работы или перейти на неполную занятость. 

"Аналитики сделали также более краткосрочный прогноз, и он не менее неутешительный. По данным BCG, в ближайшие два-три месяца из-за последствий пандемии места заработка может лишиться каждый шестой человек в мире, а уровень безработицы превысит 17%", - пишет Sputnik Узбекистан.

По мнению специалистов, сильнее всего пострадают работники тех отраслей, которые были напрямую затронуты карантинными мерами, которые были введены этой весной.

В каких сферах произойдут 80% всех временных увольнений в мире, согласно отчету BCG:

  • непродовольственный ритейл;
  • обрабатывающая промышленность;
  • гостиничный и ресторанный бизнес;
  • туризм;
  • строительство.
"Мы ожидаем, что уровень безработицы в мире начнет возвращаться к равновесному состоянию к концу 2020 года. Однако пандемия уже запустила процесс долгосрочных структурных изменений — от гибких и удаленных схем работы до ускорения автоматизации — и эти изменения затронут до 1,5 миллиарда рабочих мест на протяжении следующего десятилетия", — считают в BCG.

Мировое сообщество продолжает борьбу с коронавирусом SARS-CoV-2. От последствий вируса и пневмонии COVID-19 умерли свыше 370 тысяч человек, количество зараженных в мире достигло 6 063 725.

 

0