Национальный музей Южной Осетии

Судьба Национального музея Южной Осетии

1055
(обновлено 13:32 03.02.2019)
Судьба музея часто схожа с судьбой народа. Может быть поэтому история Национального музея Южной Осетии с одной стороны связана с уникальными людьми, редкими коллекциями, удивительными обретениями, а с другой - полна пустых страниц и драматических потерь.

История музея началась в 20-х годах прошлого века, когда в столице Юго-Осетинской автономной области, городе Цхинвал, был создан областной краеведческий музей.

Постороннему человеку небольшое здание в историческом центре Цхинвала, недалеко от Старого моста через реку Лиахву, могло бы показаться обычным провинциальным музеем. Одним из многих, где на небольших экспозиционных площадях соседствовали образцы флоры и фауны, документы по истории революционного движения, предметы быта и артефакты старины.

Но если посмотреть на дату рождения музея в контексте исторических событий, станет ясно, что решение о его создании было совсем не случайным. На музей с первых дней возлагались особые надежды, как на хранилище исторической, культурной памяти народа.

После распада Российской Империи в 1917 году, Южная Осетия заявила о своем намерении остаться в составе Советской России вместе с Северной частью Осетии.

Национальный музей Южной Осетии
© Sputnik / alekseikovalev
Национальный музей Южной Осетии

8 июня 1920 года в Южной Осетии была провозглашена Советская власть и уже через несколько дней отряды грузинских карателей, под видом борьбы с большевистским движением и повстанцами, осуществили геноцид осетинского народа.

Итогом этнических чисток стали сотни сожженных деревень, тысячи погибших и изгнанных с родной земли. Начался исход южных осетин, десятки тысяч ушли через перевал в Северную Осетию и лишь спустя год беженцы стали возвращаться домой. Перед республикой, значительная часть которой превратилась в руины и пепелища – стояла масса первоочередных задач, хозяйственных, социальных. Однако уже через неполных два года в Цхинвале открывается музей…

Сегодня, в Национальном музее Южной Осетии в качестве экспоната бережно хранится выписка из протокола заседания президиума ЦИК Юго-Осетии об открытии краеведческого музея в г. Цхинвал. Где говорится о необходимости: "Пригласить членов Научной ассоциации по востоковедению, изыскать средства в размере 100 миллионов рублей и считать необходимым открытие музея". Под протоколом стоят подписи двух выдающихся политических и общественных деятелей Осетии: Александра Джатиева и Чермена Бегизова (оба, как и большинство представителей осетинской интеллигенции, погибнут в годы репрессий).

Нет никакого сомнения, передовые умы своего времени Джатиев, и Бегизов действовали совершенно осознанно с учетом уже имевшегося исторического опыта.

Национальный музей Южной Осетии
© Sputnik / alekseikovalev
Национальный музей Южной Осетии

Трагические события 1920-го года показали, что осетинам придется и впредь, апеллируя к материальным свидетельствам прошлого, говорить о своем происхождении и отстаивать законное право свободно и независимо жить на родной земле, на южных склонах центрального Кавказа.

Музей был необходим как хранилище ценных экспонатов и предметов искусства в качестве вещественных доказательств исторического присутствия ираноязычного этноса в центре Кавказа. Он должен был стать важным звеном в восстановлении исторической справедливости.

Уже в 1924 году южную часть Осетии посетила археологическая экспедиция Закавказской Научной Ассоциации, в составе которой были такие знаменитые археологи, как Смбат Тер-Аветисян и Елена Пчелина.

Баграт Техов в своей книге "Археология Южной части Осетии" сообщает, что "после завершения полевой экспедиционной работы каждый участник обязан был представить по одной работе в Закавказскую научную ассоциацию. Тер-Аветисян не предоставил такой работы, но сдал в местный краеведческий музей комплекс бронзовых предметов из села Стырфаз. Елена Пчелина в Трудах ЗНА напечатала работу "Краткий историко-археологический очерк страны "ирон Хуссар" и также передала в недавно созданный музей предметы, найденные при раскопках".

С 1926 года археологические экспедиции под руководством Е.Г. Пчелиной становятся регулярными и не прекращаются вплоть до 1941 года. Таким образом, можно сказать, что в основу археологической коллекции Национального музея Южной Осетии были положены находки выдающихся советских археологов и историков первой половины ХХ века.

Национальный музей Южной Осетии
© Sputnik / Алексей Ковалев
Национальный музей Южной Осетии

Во второй половине ХХ века, вплоть до 90-х годов, в пополнении археологической коллекции музея ценнейшими материалами участвовали археолог В.П. Любин, исследовавший комплекс пещерных стоянок каменного века и энеолита в Кударгоме (Кударском ущелье) и ученые Юго-Осетинского НИИ, археологи Р.Х Гаглоев, Р.Г Дзаттиаты и А.Х. Сланов.

В формировании коллекций музея можно отметить три значимых этапа.

В самом начале, основу музейного собрания составила небольшая коллекция этнографии и предметов археологии, которая затем постоянно пополнялась.

В 30-40-е годы экспозицию музея обогатили произведения живописи и графики на мифологическую, историческую тематику Махарбека Туганова, основоположника современного осетинского искусства и создателя Цхинвальского художественного училища.

Последний этап, связанный с признанием независимости Южной Осетии и восстановлением ее после грузинской агрессии 2008 года, отмечен включением в собрание музея уникальной коллекции Тлийской бронзы Баграта Техова.

Интенсивная экспедиционно-полевая деятельность сотрудников музея и Югоосетинского НИИ позволяла регулярно наполнять музейные фонды интереснейшими экспонатами. Пополнялись они, разумеется, и случайными находками, которые то и дело обнаруживали при проведении строительных или сельскохозяйственных работ местные жители. Уже в 40-х годах стало очевидно, что небольшое, ветхое здание перестало отвечать музейным требованиям. Крохотное хранилище, отсутствие отопления и сырость не позволяли должным образом содержать растущие музейные фонды.

Летом 1941 года в музее случился пожар, и в огне погибла большая часть экспонатов, собранных за два десятилетия.

Национальный музей Южной Осетии
© Sputnik / Алексей Ковалев
Национальный музей Южной Осетии

Пожар стал лишь подтверждением того, что музейные предметы хранятся в недопустимых условиях, однако никаких кардинальных мер, увы, предпринято не было. По воспоминаниям старейших сотрудников, в качестве хранилища позже стало использоваться здание церкви, располагающейся неподалеку, где холод, отсутствие циркуляции воздуха, высокая влажность не менее разрушительно действовали на экспонаты.

Судьба музея волновала и представителей осетинской интеллигенции и, конечно же, самих музейщиков. В планах музейного руководства предполагалось строительство нового музейного здания. Однако финансирование строительства полноценного музейного комплекса в столице Южной Осетии не входило в планы руководства ГССР. Всегда трепетно относившаяся к памятникам собственной истории Грузия, в сохранение культурного наследия Южной Осетии вкладываться не спешила.

Десятилетия плачевного состояния музея привели к тому, что музейным фондам был нанесен невосполнимый ущерб.

Осетинский писатель Владимир Гаглоев в конце 80-х годов подвел итог утратам, которые произошли вследствие незащищенности музея, отсутствия правильного режима хранения и необходимого экспозиционного пространства. В своей статье на страницах журнала "Фидиуаг", писатель вспоминает, как после пожара 1941 года, в 40-х годах, с целью восполнить утраченный этнографический материал, сотрудники музея организовали экспедиции по селам Южной Осетии. Коллекцию этнографии тогда восстанавливали и восполняли буквально по крупицам.

Национальный музей Южной Осетии
© Sputnik / Алексей Ковалев
Национальный музей Южной Осетии

"В 1947 году одна из экспедиций посетила наше село Гаглойтыкау, - вспоминает писатель - я сам, лично, проводил участников экспедиции по всем домам. Я помню, как столетний Гаглойты Габила продал фамильную саблю с непонятными письменами и узорами. Ола, невестка Тедеты Цамелы, мать семерых сирот, отдала даром полное снаряжение для коня, принадлежавшее отцу мужа: отделанное серебром седло, плетку, сбрую. И свой собственный, полный комплект женских свадебных украшений из драгоценных металлов: нагрудные застежки риуагнаджита и пояс. Совсем недавно я захотел выяснить судьбу этих вещей и ни одной из этих вещей в музее не оказалось. Исчезли. Национальная одежда: цукката (верхняя мужская одежда, черкеска), рубашки, зангайтта (ноговицы), арчита (кожаные мужская обувь), бурки, башлыки, женская одежда, одежда из кожи, из шерсти из-за неправильного хранения была наполовину съедена молью, наполовину покрылась плесенью и пропала. Всего этого можно было бы избежать, если бы было соответствующее здание и условия труда", - подводит итог Гаглоев.

К сожалению, впереди музей ожидали новые испытания и еще более тяжелые времена.

Национальный музей Южной Осетии
© Sputnik / Алексей Ковалев
Национальный музей Южной Осетии

В 90-х годах, с началом военных действий на территории Южной Осетии музей и его сотрудники просто выживали, ни о какой полноценной музейной жизни не могло быть и речи. И все же музей не прекратил своего существования. Музейщики, не покидавшие Цхинвала, установили дежурство и приходили на работу по очереди. Бывшая сотрудница музея Светлана Асаева вспоминает, что в здании, как и во всем городе, не было газа, света, воды.

"Было очень холодно, мы приходили, топили печку, а еще меняли ведра. Крыша протекала, ведра наполнялись водой, и надо было следить и вовремя воду выливать. В дни, когда бывало затишье, к нам даже приходили школьники и мы водили экскурсии…", - рассказывает Асаева.

Сейчас в старом музейном здании пусто, фасад хранит следы от пуль и снарядов – музей находился на линии огня, в историческом центре города, недалеко от старого квартала, который был буквально стерт с лица земли в ходе прицельных обстрелов и бомбардировок.

В самые тяжелые дни войны было принято решение об эвакуации музейных коллекций в Северную Осетию, во Владикавказ.

Район города, где располагается музей, некоторое время был оккупирован грузинскими вооруженными формированиями. И, несмотря на принятые меры, музею не удалось избежать потерь и разграбления. Сегодня в числе пропавших экспонатов числятся: "Оконский триптих", Византийский складень из слоновой кости, датируемый Х веком, коллекция нумизматики, коллекция оружия и многое другое.

Судьбу некоторых из пропавших экспонатов удавалось отследить - утерянные ценности всплывали на международных аукционах или появлялись в частных коллекциях. Например, "Оконский триптих" в 2001 году был выставлен на аукцион "Кристи(с)", после чего в 2004 году решением швейцарского суда был передан Грузии (в Южную Осетию триптих так и не вернулся).

Оконский триптих
Пресс-служба президента и правительства РЮО
Оконский триптих

Тем не менее, благодаря эвакуации, осуществленной силами сотрудников Северо-Осетинского и Юго-Осетинского национальных музеев, удалось сохранить самое ценное - основу музейных фондов: предметы археологии и произведения изобразительного искусства. Среди последних особое значение имеют работы Коста Хетагурова и Махарбека Туганова.

Основоположник современного осетинского искусства Махарбек Туганов родился и вырос на Севере Осетии в родовом имении Дур-Дур, учился в России и Европе, а в 1929 году перебрался жить и работать в Южную Осетию.

Личность Туганова уникальна: живописец, график, художник театра, иллюстратор, фольклорист, исследователь народного творчества… Туганов получил художественное образование в Петербургской Академии художеств, в мастерской Ильи Репина, а также в Мюнхене, в частной школе Антона Ашбе.

Так распорядилась судьба, что в 30-40-х годах именно для Цхинвальского музея Туганов создал цикл живописных и графических работ. Среди которых наиболее интересна серия из шести картин, посвященная традиционным обрядам осетин. Художник выбрал обряды, корни и истоки которых уходят в скифо-сарматский мир: "Посвящение коня умершему", "Скачки в честь умершего "Аламтæ". Три полотна Махарбека Туганова посвящены естественному праву, древним законам: "Народный суд", "Обычай примирения кровников", "Собачья скала".

Национальный музей Южной Осетии
© Sputnik / Алексей Ковалев
Национальный музей Южной Осетии

Ценнейшие произведения, которые хранит музей - это графические листы художника, создававшиеся как иллюстрации к Нартовскому эпосу.

"Оплакивание Ахсара и Ахсартага", "Донбеттр", "Похищение Айсаном Бурдзабах". Это был удивительный всплеск памяти Туганова о его учебе в Мюнхене, в школе Ашбе, которая взращивала в студийцах интерес к модерну. И в этих рисунках есть многие, характерные для модерна особенности, но с национальным колоритом: и фантазийные элементы в создании костюма, и особое использование узоров, которые являются оригинальной авторской интерпретацией древнейших орнаментов.

Не менее интересный эпизод в формировании коллекции изобразительного искусства музея связан с именем Коста Хетагурова.

Поэт, художник Коста Хетагуров (1859-1906) жил и творил во Владикавказе. Основоположник национальной литературы, зачинатель профессионального изобразительного искусства, с именем Коста связано становление национального самосознания осетинского народа. Тонко чувствующий эпоху и безмерно глубоко переживающий за судьбу Осетии, Коста-художник первым создал живописную портретную галерею своих современников, где, как представитель позднего романтизма, обратил внимание на внутренний мир своих персонажей: неброские внешне образы исполнены чувства достоинства и внутреннего света.

Живописное наследие Коста невелико и хранится в музеях Владикавказа. Удивительно, что его произведения оказались и в югоосетинском музее. Этому поспособствовали особые обстоятельства, которые невозможно не назвать судьбой. Удивительной судьбой музея.

Среди портретов кисти Коста есть изображение Анны Поповой, музы и возлюбленной поэта, дочери армянского коммерсанта, жившего во Владикавказе, После революции Анна Попова переехала в Тбилиси, где и жила до самой смерти. В 30-х годах, будучи уже в глубоко преклонном возрасте, женщина передала в дар цхинвальскому музею самое ценное, что хранила всю свою жизнь. Две живописные работы Коста Хетагурова: свой портрет и полотно "Спас нерукотворный", а также памятный альбом, в котором были зарисовки и стихи, написанные рукой самого Коста.

Выставка, посвященная Коста
© Sputnik / Наталья Айриян
Выставка, посвященная Коста

После войны эвакуированные работы Коста Хетагурова и Махарбека Туганова были возвращены из Владикавказа в Цхинвал и сегодня представлены в экспозиции нового музея.

В 2015 году национальный музей обрел, наконец, новое помещение и был торжественно открыт. Музею было передано здание в центре города, построенное в стиле советского классицизма. Внешне оно прекрасно соответствует назначению музея - хранилища древностей и собирателя исторических артефактов.

Показывая просторные, светлые музейные залы, новые отделы, витрины с экспонатами, директор музея Мераб Засеев рассказывает, что сегодня музейная коллекция насчитывает свыше 40 тысяч экспонатов.

Правда, согласно изначальному проекту, музей должен был занять более обширную территорию, включающую соседнее здание и пустырь за музеем, оставшийся от сноса первого городского кинотеатра. Однако, то ли из-за недальновидности бывшего руководства музея, то ли по каким-то финансовым причинам в полной мере проект реализован не был.

"Из-за того, что изначальный проект не был осуществлен - в итоге мы оказались лишены большой части экспозиционных площадей, в частности картинной галереи. Потому коллекция изобразительного искусства вынуждена находиться большее время в запасниках. Да, у нас прекрасные хранилища, построенные по всем современным требованиям, там соблюдается температурный режим хранения. Но работы осетинских классиков, да и современных осетинских художников, также являющихся частью наших фондов, не должны находиться в хранилищах, это не правильно, это преступно по отношению к людям и к самим произведениям искусства", - рассказывает Мераб Засеев.

Национальный музей Южной Осетии
© Sputnik / alekseikovalev
Национальный музей Южной Осетии

Более всего за годы бедствий и войн пострадала этнографическая коллекция музея. Но, вопреки всем обстоятельствам, сегодня в залах можно увидеть и оружие, и предметы быта, орудия труда, национальную осетинскую одежду, а также познакомиться с устройством традиционного осетинского дома - ирон хадзар. В его реконструкции представлены домотканые ковры и старинная резная деревянная мебель, среди которой специалисты особо отмечают трехногий стол фынг, уникальные диваны синтаг и традиционные кресла калатджин, - подчеркивая, что последние являются свидетельством высокой культуры трапезы, характерной для осетинского этноса с древних времен и до наших дней.

В экспозиции предметов этнографии представлены и аутентичные национальные инструменты. Пожалуй, самым ценным и удивительным экспонатом здесь является дыууадастанон-фандыр - осетинская угловая арфа с двенадцатью диагонально натянутыми струнами.

В Нартиаде создание дыууадастанон-фандыр приписывается нарту Сырдону, который для нее использовал кости руки погибшего сына, согнутой в локте. Согласно историческим источникам, появление арфы на Кавказе связано со скифами, у которых наличие этого инструмента в V в. до н. э. подтверждают археологические раскопки.

Национальный музей Южной Осетии
© Sputnik / Алексей Ковалев
Национальный музей Южной Осетии

Величайшее сокровище осетинской национальной, музыкальной культуры, двенадцатиструнная арфа, не изменялась на протяжении более двух тысяч лет и бытовала в Осетии, вплоть до послевоенного времени, до 50 – 60 –х годов. Играть на дыууадастанон-фандыр могли только мужчины. Под аккомпанемент этого удивительного инструмента исполнялись Нартовские сказания и героические песни. Немало таких инструментов было уничтожено в 20-е годы и на сегодняшний день подлинных дыууадастанон-фандыр сохранилось всего несколько штук, один из инструментов представлен и в музейной коллекции. Согласно книгам поступлений инструмент принадлежал известному народному певцу, сказителю Ханикаты Ника. Он лично передал свою арфу в дар музею в 1948 году.

Жемчужиной археологической коллекции музея, безусловно, является уникальная, не имеющая аналогов по своей полноте и системному описанию, коллекция эпохи ранней и средней бронзы из могильника в селении Тли, Южной Осетии. Коллекция раскопанная, систематизированная, описанная и опубликованная археологом, ученым с мировым именем Багратом Теховым.

В музее представлен весь материал, собранный в течение двадцати восьми археологических сезонов раскопок Тлийского могильника. В музейной коллекции сегодня числится 16 тысяч предметов из 580-ти погребений эпохи ранней и средней бронзы.

Национальный музей Южной Осетии
© Sputnik / Алексей Ковалев
Национальный музей Южной Осетии

Специалисты отмечают разнообразие представленных в коллекции экспонатов, качество сохранности, а также их невероятную художественную ценность. По форме, по орнаментике, по типологическому составу эти артефакты аналогичны знаменитой Кобанской бронзе, которая была найдена на территории Северной Осетии. Это является прямым свидетельством единства этноса, населявшего северный и южный склоны Центрального Кавказа.

По словам этнографа Коста Кочиева, это самая обширная музейная коллекция Кобанской бронзы, которая научно зафиксирована.

"Коллекция уникальна. Материалы из Кобана, к примеру, разрозненны и находятся в разных музеях мира. А для науки ценны материалы, которые получены в виде единого комплекса. Понимание того, какие вещи находились в одном захоронении, где они располагались, сколько захоронений было в могильнике, эта статистика очень важна. Очень важно, к примеру, понимать - перед нами женские или мужские захоронения. Например, и в женских захоронениях обнаруживались предметы вооружения, то есть социальный уровень женщины был очень высокий", - рассказывает ученый.

Даже искушенные зрители, бывавшие в крупнейших музеях мира, таких как Сен-Жермен-ан-Ле, где хранится часть предметов из Кобанских могильников, замирают у витрин, пораженные совершенством исполнения, богатством и разнообразием артефактов из Тлийских погребений.

Фибулы, гравированные пояса из листовой бронзы, поясные пряжки, бронзовые браслеты и шейные гривны, подвески, накостники, ромбовидные бляшки, навершия от посохов, и конечно, легендарные бронзовые топорики, украшенные разнообразным орнаментом, в том числе зооморфным, являющемся во многом предвестником знаменитого скифского звериного стиля.

Национальный музей Южной Осетии
© Sputnik / Алексей Ковалев
Национальный музей Южной Осетии

Кобанская культура является наиболее яркой для своей эпохи. Материалы из Тлийского могильника по уровню технологии исполнения и красоте форм предметов, выдерживают сравнение с культурами Древнего Китая и знаменитого Гальштата.

Перемещаясь по экспозиционному пространству, можно уловить связи и преемственность культур кобанского, скифского, сарматского и аланского периода, вплоть до позднего средневековья, которая выражается в единстве орнамента, его семантики, метода стилизации зооморфных фигур.

Блестящая техника изделий из бронзы кобанского периода со временем мельчает и видоизменяется в сторону декоративности, украшательства.

Судьба коллекции Баграта Техова – это, пожалуй, олицетворение подвига великого ученого ради науки, ради дела всей жизни. В 1991 году, когда возникла угроза захвата столицы Южной Осетии грузинскими формированиями, коллекцию Кобанской (Тлийской) бронзы эвакуировали вместе с музейными экспонатами на Север (официально коллекция тогда принадлежала Югоосетинскому НИИ).

Баграт Техов лично сопровождал ящики с артефактами, которые вывозили из осажденного города на грузовиках, под покровом ночи. На объездной Зарской дороге машины попали под обстрел. Сотрудник Национального музея Северной Осетии Эльбрус Хугаев - бывший за рулем одного из грузовиков – вспоминает, что избежать гибели и прорваться удалось только чудом, однако на этом трудности эвакуации экспонатов не закончились. Уже на Транскаме – единственной дороге соединяющей Южную Осетию с Россией, путь машинам перегородил селевой поток…

Когда коллекция, наконец, прибыла во Владикавказ, Баграт Техов остался жить подле нее. В буквальном смысле, проводя в музее возле коробок с бесценными сокровищами дни и ночи.

  • Национальный музей Южной Осетии
    Национальный музей Южной Осетии
    © Sputnik / Алексей Ковалев
  • Национальный музей Южной Осетии
    Национальный музей Южной Осетии
    © Sputnik / Алексей Ковалев
  • Национальный музей Южной Осетии
    Национальный музей Южной Осетии
    © Sputnik / alekseikovalev
  • Национальный музей Южной Осетии
    Национальный музей Южной Осетии
    © Sputnik / Алексей Ковалев
1 / 4
© Sputnik / Алексей Ковалев
Национальный музей Южной Осетии

Еще при жизни Баграта Техова, ученому поступали предложения "купить" предметы из коллекции, назывались несметные суммы, но никогда Техов даже не допускал мысли о том, что национальному достоянию Южной Осетии, коллекции Тлийской бронзы может быть нанесен хоть какой-то ущерб или она будет разъята на части. Также Техов был категорически против того, чтобы коллекция бронзы осталась в Северной части Осетии.

В 2015 году, когда в Цхинвале готовился к открытию новый музей, через двадцать с лишним лет, коллекция вернулась на Юг и стала частью музейных фондов. Это было желанием и требованием выдающегося археолога. К сожалению, Баграт Техов не смог лично приехать на открытие нового музея, он уже тяжело болел.

Дмитрий Медоев, министр иностранных дел Южной Осетии, историк, археолог, во многих археологических экспедициях на территории республики в прошлом участвовал лично, многие экспонаты музея знает "в лицо", и отлично помнит, как они были найдены. В отделе археологии Дмитрий Николаевич обращает внимание на тот факт, что музейная экспозиция - это наглядный учебник по истории Осетии. С древнего периода и до наших дней.

"Ведь самое интересное, что жизнь человека на этой территории не прекращалась никогда. Со времен нижнего палеолита здесь постоянно жили люди, - рассказывает Медоев. - Все эти материалы, которые представлены в фондах и в экспозиции, говорят о том, что наши предки были частью некой глобальной системы, они были связаны с другими регионами экономическими и культурными отношениями. Когда люди приходят сюда, знакомятся с экспозицией, они понимают, что это за земля. Что все это из недр этой земли извлечено. Музей это глубина, душа нации это наши камни, потому он национальным и называется. Слава Богу, что есть этот музей, есть понимание необходимости его существования".

Сегодня, несмотря на существующие проблемы, такие как нехватка экспозиционных помещений, недостаточное финансирование и прочие музейные перипетии, можно сказать, что национальному музею Южной Осетии удалось выстоять и выжить. Пройдя сквозь тяжелейшие испытания, вместе с народом Южной Осетии, Национальный музей, такой, каким он и был задуман выдающимися умами нашего народа - состоялся.

Как свидетельство древнейшей истории осетинского народа, как символ его мужества и стойкости.

Благодаря удивительным людям и их героизму, непростым обстоятельствам, своей, особенной судьбе и бесценным экспонатам - небольшой музей в столице Южной Осетии сегодня не менее интересен, чем многие именитые музеи мира. Остается надеяться, что музей не останется без поддержки государства и частных лиц, будет развиваться и останется местом формирования национальной памяти новых поколений.

1055

IT-технологии и человеческое тщеславие помогают бороться с фейками

30
(обновлено 13:01 25.05.2020)
Недостоверная информация может нести опасность, в том числе общественную, и это не секрет, пишет колумнист Ирина Алкснис. И если раньше государства предпочитали руководствоваться принципом "на каждый роток не накинешь платок", то теперь интернет все изменил

Тридцативосьмилетней предпринимательнице из Москвы вскоре предъявят обвинение по уголовному делу о фейковом ролике — о продаже защитных масок из гуманитарной помощи.

Практически одновременно пришла новость с Сахалина, где суд назначил 300-тысячный штраф гражданину, распространившему видеозапись из самолета на стоянке в аэропорту регионального центра. Там рассказывалось, что пассажиров авиарейса Бангкок — Шанхай — Южно-Сахалинск обеспечили средствами индивидуальной защиты (СИЗ) только по прилете в Россию. Проверка показала, что это незамутненная ложь: авиакомпания предоставила пассажирам необходимые СИЗ, включая защитные комбинезоны, еще в аэропорту Бангкока, а также провела с ними инструктаж о необходимости их использования на протяжении всего полета.

Несколько легче — 15-тысячным штрафом — отделалась жительница поселка Славянка Приморского края, которая распространила в мессенджере ложную информацию о зараженных COVID-19 пациентах в местной районной больнице. Она объяснила свой поступок паникой и страхом за жизнь ребенка.

Проблема фейков и борьбы с ними не случайно приобрела такую значимость: развитие коммуникационных технологий действительно придало извечному феномену панических и клеветнических слухов новое качество, пишет колумнист РИА Новости Ирина Алкснис.

То, что недостоверная информация может нести опасность, в том числе общественную, не секрет. Но раньше государства по большей части предпочитали руководствоваться принципом "на каждый роток не накинешь платок", активно действуя главным образом в критических ситуациях, таких как война или чрезвычайные происшествия. Исключения, разумеется, случались, но игра в основном не стоила свеч, поскольку попытки заткнуть всех кумушек на завалинке и все кухонные разговоры означали крайне нерациональное использование правоохранительных ресурсов, а то и порождали эпидемии доносительства, что, естественно, только усугубляло проблему.

Интернет все изменил. Общественная опасность фейков резко выросла, поскольку скорость распространения информации и охват ею аудитории увеличились радикально. Головной боли добавила анонимность в Сети, сделавшая намного более эффективными организованные кампании по дезинформации.

Тем не менее иллюзия вседозволенности не продлилась долго. Государства в очередной раз доказали свою способность адаптироваться к совершенно новым обстоятельствам и подчинять их себе. Информационные технологии поставили на службу правопорядку, и прямо в данный момент человечество вновь проникается пониманием необходимости, во-первых, думать прежде, чем говоришь или пишешь, а во-вторых, ответственности за свои слова.

Однако государство также получило помощь в борьбе с фейками и иными правонарушениями в Сети с довольно неожиданной стороны — от самих нарушителей, а вернее — от их тщеславия.

Мировая паутина предоставила огромные возможности для самовыражения и обретения популярности, пусть и по преимуществу в формате пятнадцати минут славы. Если первоначально именно анонимность была важнейшим достоинством Интернета для большинства пользователей, то теперь ситуация стала обратной — и довольно многие люди видят в этом шанс громко заявить о себе, удовлетворив свои потребности в публичном признании.

Некоторые готовы ради решения данной задачи сфабриковать фейк или активно поучаствовать в распространении чужого. Последнее особенно удивляет, поскольку фактически люди добровольно превращают себя в инструмент манипуляции неизвестных кукловодов, которые могут и избежать ответственности перед законом, переложив ее на недалеких исполнителей. Но, видимо, желание почувствовать себя, пусть даже на краткий миг, обличителем власти и народным трибуном перевешивает здравый смысл.

Тем не менее в целом впечатляет некритичность мышления большинства авторов и распространителей лживой информации, их неспособность спрогнозировать дальнейшее развитие событий в виде неизбежного разоблачения — зачастую даже без участия компетентных органов.

Авторов и распространителей фейков регулярно обвиняют в циничной злонамеренности и коварных антигосударственных целях. Но куда чаще это энтузиасты-одиночки безо всяких далеко идущих замыслов, действующие по порыву души и действительно желающие испытать опыт широкого интереса к себе.

Последовательная политика государства по наказанию за общественно опасную ложь в итоге не только обеспечит осознание ответственности за свои слова большинством граждан, но и развеет еще одну весьма неполезную иллюзию, порожденную Интернетом: что слова значат не меньше дел. За последние годы в России общественниками и неравнодушными людьми были вскрыты десятки и сотни проблемных ситуаций. Эпидемия коронавируса не стала исключением. Одна тема несправедливых выплат медикам чего стоит.

Зато упомянутые выдумки (и про продажу гуманитарной помощи, и про отсутствие СИЗ для авиапассажиров, и даже про зловещие планы относительно 5G) говорят об их авторах одно — об их желании громко заявить о себе без приложения реальных усилий. Ну а закономерный итог этих историй просто дает понять им и заодно всем остальным, что наш мир так не работает.

30
Символы доллара и евро

Миллиардеры США спешно меняют доллары на золото

43
Некоторые из титанов Уолл-стрит, великих инвесторов-миллиардеров, заработавших состояния на финансовых рынках Америки, сильно обеспокоены тем, насколько сильно экономика США пострадала от коронавируса

Американские миллиардеры обычно отличаются патриотичностью и повышенным уровнем оптимизма, ибо это своего рода обязательство их общественного положения, но, как мы уже писали, сейчас они находятся в довольно подавленном состоянии и сильно сомневаются в светлом экономическом будущем своей страны, по крайней мере — в ближайшей перспективе, пишет колумнист РИА Новости Иван Данилов.

Но сейчас к хору грустящих, а местами и паникующих миллиардеров-финансистов присоединились банкиры, которые наперебой советуют своим клиентам присмотреться к рискам уже не столько экономического, сколько монетарного характера. Почему-то, несмотря на вроде бы успешную борьбу с экономическим кризисом в исполнении Федрезерва и его долларового печатного станка, таким авторитетным американским банкам, как JPMorgan и Goldman Sachs, хочется рекомендовать своим клиентам вкладываться не в доллары, а в золото.

И дело тут не в том, что желтый металл внезапно стал каким-то уж очень привлекательным (его физические характеристики и общепризнанная ценность в качестве "стабильной валюты" являются вневременной константой), а в том, что на фоне беспрецедентных мер по стимулированию мировой экономики под предлогом коронавируса, а также в условиях жесточайшей геополитической турбулентности, в которой всему миру предстоит жить ближайшие годы, американским банкирам золото представляется менее уязвимым, чем зеленые купюры с портретами американских президентов.

Самый свежий пример такого отношения ко всем мировым валютам содержится в аналитическом исследовании банка JPMorgan, о котором сообщает агентство деловой информации Bloomberg:

"По мнению JPMorgan Chase & Co., беспрецедентные денежно-кредитные и фискальные меры, принятые во всем мире, могут привести к более слабому долгосрочному росту и обесцениванию валюты, поддерживая цены на золото".

Аналитики банка считают, что доллар в случае массовой девальвации мировых валют пострадает в последнюю очередь, и это логично, но все-таки указывают клиентам на золото, а не на доллар в качестве главного актива, чья ценность в этом неприятном сценарии будет поддерживаться на высоком уровне.

А беспрецедентные фискальные и кредитные меры, о которых говорит банк, — это как раз те самые усилия по спасению экономик, материализующиеся в рекордных бюджетных дефицитах западных стран и галопирующем уровне государственных долгов. Поразительным образом мейнстримные западные экономисты уверены в том, что никаких серьезных негативных последствий у этих мер не будет. Однако банкиры демонстрируют явное несогласие с этой оценкой.

Кстати, внезапная симпатия к инвестициям в желтый металл проснулась и у другого влиятельного американского банка — еще в конце марта, когда золото стоило примерно на десять процентов дешевле, чем сейчас. Издание Financial Times тогда писало прямым текстом: "Goldman Sachs говорит клиентам, что пришло время покупать золото".

Стоит отметить, что банкиры видят не только инфляционные, но и геополитические риски, связанные с долларом и уязвимостями американской финансовой системы. Тот же JPMorgan указывает на то, что сейчас у конкурентов и оппонентов США на международной арене появляются технологические возможности, угрожающие американской гегемонии в финансовой сфере.

Bloomberg цитирует оценку долларовых и санкционных рисков: "По мнению JPMorgan Chase & Co., по мере того как идея цифровых валют центральных банков начинает набирать обороты, Соединенным Штатам тоже стоит обратить на эту ситуацию внимание — или они рискуют утратить главный аспект своей геополитической власти.

"Ни одна страна не может потерять больше от разрушительного потенциала цифровой валюты, чем США", — утверждают в своем аналитическом докладе Джош Янгер, глава направления стратегии по деривативам на процентные ставки, и Майкл Фероли, ведущий специалист банка по американской экономике. Все вращается в первую очередь вокруг американской долларовой гегемонии. Выпуск глобальной резервной валюты и средства обмена, используемого в международной торговле и услугах, дает огромные преимущества".

Банковские аналитики напоминают, что если Китай и Евросоюз смогут добиться успеха в создании технологий "цифрового юаня" и "цифрового евро" (то есть эквивалентов уже существующих валют, но работающих практически вне традиционной банковской системы — на основе электронных кошельков, имеющихся в базе данных конкретного центрального банка или уполномоченных им структур), то возникает огромный риск того, что и Евросоюз и Китай будут прилагать серьезные усилия для выдавливания доллара из международной торговли.

Как справедливо отмечают аналитики JPMorgan, даже факт того, что таким цифровым валютам не нужна система SWIFT (отключение от которой США используют как санкцию против геополитических противников), — это уже большая проблема для американского финансового доминирования на планете.

Отметим, что в этом сценарии очевидно пострадают не только возможности вашингтонской дипломатии, но и спрос на доллар. Хотя экономика США (по паритету покупательной способности, данные Statista за 2019 год) составляет всего 15% от мировой, а доллар используется при этом более чем в половине международных торговых операций, спросу на американскую валюту есть куда долго падать — до достижения некоего "естественно обоснованного" уровня. Это не значит, что проблема материализуется завтра, но если угроза "цифровых" евро и юаня привлекла внимание крупного американского банка, думается, проблема однозначно есть, и она более чем серьезная.

Ирония судьбы: те, кто могут наиболее пострадать от мирового инфляционного шока в будущем (то есть сами рядовые американцы и любители долларовых сбережений в других странах), узнают о рисках в последнюю очередь. Журнал Forbes выведал о том, что банк Goldman Sachs организует специальное селекторное совещание с состоятельными клиентами с заявленной темой об "инфляции, золоте и биткойне", но доступ на звонок для простых смертных закрыт.

Впрочем, многим геополитическим оппонентам США не нужно подслушивать американских банкиров — они сами рассчитали все риски заранее. Чем и обусловлен тот факт, что еще задолго до "вирусного" разгона американского печатного станка и первых китайских экспериментов с "цифровым юанем" центральные банки, включая даже центробанки некоторых союзников США, начали закупать золото или репатриировать слитки, хранившиеся за рубежом.

Когда и в какой форме произойдет перенастройка мировой финансовой системы — предсказать трудно, но тот факт, что к такой перенастройке и связанным с ней рискам крупные геополитические игроки уже активно готовятся, вряд ли подлежит сомнению.

43
День 27 мая

27 мая: какой сегодня праздник в России и мире события из календаря

0
(обновлено 00:29 27.05.2020)
27 мая отмечается Общероссийский день библиотек, который является также и профессиональным праздником российских библиотекарей. Кроме того сегодня — Всемирный день борьбы с рассеянным склерозом.

Общероссийский день библиотек

Считается, что самая первая библиотека на Руси была основана Ярославом Мудрым в 1037 году при Софийском соборе в Киеве, а, как уже говорилось выше, первая государственная общедоступная библиотека была открыта в 1795 году в Санкт-Петербурге. В Москве первая бесплатная публичная библиотека открылась в 1862 году. После установления в стране советской власти, в 1918 году вышел декрет Совета народных комиссаров "Об охране библиотек и книгохранилищ РСФСР", положивший начало национализации библиотек. В советское время библиотеки пользовались большой "популярностью", поскольку только там можно было найти новые издания (и вообще самый широкий перечень изданий), необходимую информацию для студентов и школьников, книги для чтения.

Открытие свердловской научной библиотеки имени В.Г. Белинского после реконструкции в Екатеринбурге
© Sputnik / Павел Лисицын
Открытие свердловской научной библиотеки имени В.Г. Белинского после реконструкции в Екатеринбурге

В современной России функционируют около 40 тысяч библиотек, в которых работают тысячи квалифицированных библиотекарей. Национальные и федеральные библиотеки относятся к числу мировых информационных гигантов и содержат многомиллионные книжные собрания. Конечно же, крупнейшей публичной библиотекой в стране является Российская государственная библиотека, расположенная в Москве. Это национальная библиотека Российской Федерации, причем крупнейшая публичная библиотека не только в стране, но и одна из крупнейших библиотек мира.

В книгохранилище
© Sputnik / Шерстенников
В книгохранилище

В библиотеках здесь царит особая атмосфера знаний и мудрости, и, кстати, только в библиотеках можно найти книги, которым нет аналогов, и никакой интернет их не заменит. Поэтому одна из главных задач сегодняшнего праздника — отметить большой вклад библиотек в развитие культуры, науки и просвещения, их важнейшую роль в жизни общества. В связи с этим, в библиотеках, читальных залах и других образовательных учреждениях в этот день проводятся различные мероприятия, направленные на привлечение новых читателей и повышение роли книги в жизни людей. Также в этот день поздравления с профессиональным праздником принимают все библиотечные работники. Ведь из века в век библиотекарь занимал, и будет занимать важное место в общественной жизни, так как он работает в сфере интеллектуальной культуры.

Всемирный день борьбы с рассеянным склерозом

Ежегодно в последнюю среду мая во многих странах мира проводится Всемирный день борьбы с рассеянным склерозом или Всемирный день рассеянного склероза. Он был учрежден в 2009 году по инициативе Международной Федерации обществ рассеянного склероза с целью распространения информации о данном заболевании, его профилактике и лечении, а также для консолидации усилий национальных и региональных организаций в рамках Глобального движения против рассеянного склероза. Рассеянный склероз – хроническое аутоиммунное заболевание, которое поражает нервные волокна головного и спинного мозга. Это одно из самых тяжелых заболеваний центральной нервной системы, приводящее к инвалидности. Симптомы рассеянного склероза разнообразны и многочисленны, среди наиболее распространенных – нарушение зрения, слабость мышц, проблемы с координацией или памятью, хроническая усталость. Причем они либо нарастают постепенно, либо проявляются приступообразно. Из-за клинических проявлений, ряд из которых характерен и для других заболеваний, рассеянный склероз зачастую трудно диагностируется. А поскольку заболевание является аутоиммунным, то спрогнозировать его появление практически невозможно. К факторам риска врачи относят стресс, курение, проживание на территории с малой естественной освещенностью (которая связана со снижением синтеза витамина D).

© Depositphotos / Sudok1
МРТ-снимок головного мозга

Но причина рассеянного склероза, как и многих других аутоиммунных заболеваний, неизвестна до сих пор, а значит, и лечения пока не существует, хотя есть способы улучшить состояние больных некоторыми формами рассеянного склероза, предотвращать обострения. Медики всего мира постоянно ведут работу по разработке новых препаратов и методов лечения заболевания. С каждым годом эта болезнь поражает все больше людей. По данным специалистов, примерно 2,3 миллиона человек по всему миру имеют диагноз – рассеянный склероз, но количество страдающих от этой болезни людей больше, так как много случаев остается невыявленными. Более того, это болезнь молодых – чаще всего рассеянный склероз проявляется в возрасте 25–40 лет, то есть среди самой трудоспособной части общества.

В рамках Дня во многих странах силами медицинских, общественных и благотворительных организаций проводятся различные мероприятия по информированию населения об этой болезни и ее реальных последствиях, организуются медицинские форумы, образовательные лекции и научно-практические конференции по данной проблематике, о методах диагностики и терапии заболевания. Проводятся благотворительные акции по сбору средств для страдающих от недуга и их семьям.

Какой праздник 27 мая

  • Сидор Бокогрей
  • День Ивана Русского в Греции
  • Всемирный день борьбы с рассеянным склерозом
  • Общероссийский день библиотек

Что произошло 27 мая

1647 — в штате Массачусетс казнена (повешена) первая ведьма — Ача Янг (Alse Young).

1703 — заложена Петропавловская крепость. День основания города Санкт-Петербурга.

Петропавловская крепость
© Sputnik / Владимир Астапкович
Петропавловская крепость

1795 — основана первая государственная общедоступная библиотека в России — Императорская публичная библиотека (Российская национальная библиотека).

© Sputnik / О. Иванов
Государственная публичная (сейчас - Российская национальная) библиотека.

1844 — послана первая депеша по способу Морзе.

1921 — Афганистан стал независимым государством.

Каждодневная жизнь в Кабуле
Flickr.com
Каждодневная жизнь в Кабуле

1926 — в городке Ганнибал (шт. Миссури) воздвигнут памятник Гекльберри Финну и Тому Сойеру.

1930 — Ричард Дрю запатентовал "прозрачную целлофановую липкую ленту" — скотч. Новинку использовали для защиты стекла автомашины при покраске.

1937 — в Сан-Франциско торжественно открылся мост "Золотые ворота".

Мост Золотые ворота ( Сан-Франциско, Калифорния, США)
© Photo : pixabay
Мост "Золотые ворота" ( Сан-Франциско, Калифорния, США)

1971 — в присутствии 103 тысяч зрителей состоялся прощальный матч Льва Яшина.

1977 — фирма грамзаписи Virgin выпустила сингл панк-группы Sex Pistols "God Save the Queen". Песня была сразу же запрещена для британского радиовещания, но тем не менее заняла первое место в списках бестселлеров.

1993 — отмена в России уголовного преследования за мужеложство.

Кто из известных людей родился 27 мая

1877 — Айседора Дункан (ум. 1927), американская танцовщица-новатор.

© Sputnik / И.Шнейдер
Айседора Дункан (Париж, 1920 г.) - американская танцовщица, жена русского поэта Сергея Есенина в 1922-1924 годах.

1903 — Елена Благинина (ум. 1989), советская детская поэтесса, переводчица.

1951 — Ана Белен, испанская актриса и певица.

1956 — Джузеппе Торнаторе, итальянский кинорежиссер.

1964 — Андрей Жегалов (ум. 2007), один из ведущих российских кинооператоров.

1970 — Джозеф Файнс, английский киноактер.

1971 — Пол Беттани, английский киноактер.

© Sputnik / Екатерина Чеснокова
Актер Пол Беттани

1989 — Алена Заварзина, российская сноубордистка, чемпионка мира.

Православный календарь

  • День памяти блаженного Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца
  • День памяти мученика Исидора Хиосского
  • День памяти святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского

Народный календарь: Сидор Бокогрей

В этот день православная церковь чтит память святого Исидора, переименованного в русском народе в Сидора. Бокогреем святого прозвали потому, что с его праздника прекращают дуть северные ветры — "сиверы". Люди говорили: "На день Сидора отойдут все сиверы". Также на Сидора прилетают из-за теплых морей стрижи и ласточки-касаточки, которые несут на Русь тепло. Раннее возвращение ласточек сулило счастливый год.

Ласточки на заборе
© Photo : pixabay
Ласточки на заборе

В то же время говорили: "Одна ласточка весны не делает"; "Первой касатке не верь". Это означало, что только массовый прилет птиц мог быть свидетельством окончательного прихода тепла. В этот день обращали внимание на приметы. Если день на Сидора был ясный — то ждали хорошего урожая огурцов. Если же погода была холодной — то и все лето должно было быть таким.

Кто празднует именины 27 мая

  • Александр
  • Иван
  • Леонтий
  • Макар
  • Максим
  • Марк
  • Никита
  • Петр
  • Тихон
0