Котаева о спорном образе Уастырджи: Южная Осетия привлекает бездарей

© Sputnik / Наталья АйриянМария Котаева
Мария Котаева - Sputnik Южная Осетия
Подписаться
Очередной брифинг главы комитета информации и печати был посвящен не утихающим обсуждениям росписи в государственном драматическом театре

ЦХИНВАЛ, 11 мая — Sputnik, Ян Габараев. Уастырджи — это мифологический образ, и каждый художник волен представлять его себе по-своему — но только на своих холстах, заявила на брифинге в Sputnik глава госкомитета информации и печати Южной Осетии Мария Котаева.

Общественность Южной Осетии продолжает обсуждать ситуацию с росписью потолка государственного драматического театра, исполнение которой вызвало бурные споры. В частности, неприятие вызвало вольное исполнение образа Уастырджи.

В понедельник, 7 мая, в госкомитете информации и печати состоялась пресс-конференция с участием художников, работавших над фреской. Об итогах и последствиях этой встречи Мария Котаева рассказала на очередном брифинге.

"На пресс-конференции прозвучали разные точки зрения, но к самим авторам фрески претензий не предъявлялось. Вопрос, который волновал всех — почему эскиз фрески и итоговый вариант так сильно отличаются. Художники же восприняли это на свой счет", — сказала Котаева.

Глава информационного ведомства заметила, что образ Уастырджи в исполнении художников Захара Валиева и Аслана Хетагурова не просто кардинально отличается от общепринятого, но имеет поразительное сходство с Александром Невским. Более того, участники пресс-конференции недоумевали, почему художники дорисовали Фалвару черную повязку, из-за чего небожитель стал напоминать известного героя Диснеевских фильмов.

Цхинвальский театр - Sputnik Южная Осетия
А Уастырджи-то неправильный: мнения о росписи театра в Цхинвале

"Мы знаем, что у Фалвара не было глаза, но с этой черной повязкой он похож на какого-то пирата Карибского моря", — заметила Котаева.

Авторы фрески, продолжила Котаева, возразили, что поскольку подлинного Уастырджи никто никогда не видел, каждому художнику позволительно изображать его в соответствии со своими представлениями. Котаева согласилась с этим тезисом, уточнив, что фантазии художников и традиционные взгляды не должны пересекаться.

"Художник может рисовать Уастырджи так, как он его видит, но только на своих холстах. Сейчас же речь идет о государственном заказе, который не был исполнен", — сказала она.

При этом, добавила Котаева, эскиз фрески был подкреплен печатями известных представителей культурных кругов Южной Осетии, но Валиев и Хетагуров отказались признавать их авторитет и позволили себе оскорбления в адрес участников пресс-конференции.

"Сегодня в фейсбуке, на странице Хетагурова, прочитала интересные версии происходящего. Он пишет, что мы здесь объелись галлюциногенных грибов и страдаем авитаминозом, и потому не можем трезво мыслить. По его словам, нами движут не приверженность традициям, а неграмотность и амбиции", — рассказала Котаева.

Мария Котаева заметила по этому поводу, что Южная Осетия "остается привлекательной для бездарей в искусстве".

"После войны 2008-го в Южную Осетию повалили разные бездари. Казалось, что теперь с этим покончено, но мы видим, что республика остается привлекательной для таких людей", — сказала она.

Глава информационного ведомства отметила, что безответственные манипуляции культурным наследием имеют далеко идущие последствия и позволяют другим народностям Кавказа упрекать осетин в отсутствии единства в Нартском эпосе.

"Если у нас один и тот же герой будет неузнаваемым на разных картинах, у других будет полное право обвинить нас в том, что наш эпос непоследователен, лишен единства, и воровать нашу культуру станет еще проще", — добавила она.

Неизменность и консерватизм, заключила Котаева, позволили пронести культурное наследие осетин нетронутым сквозь века.

Лента новостей
0