Российский бомбардировщик-невидимка

ПАК ДА: когда взлетит новый стратегический ракетоносец России

216
(обновлено 10:30 06.04.2021)
Развитие высокотехнологичной российской боевой авиации подчинено объективным условиям сосуществования с недружественными соседями по планете. Стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения отвечает вызовам и угрозам вероятного противника.

Министерство обороны РФ утвердило окончательный облик стратегического бомбардировщика-ракетоносца разработки "Туполева". Специалисты отдали приоритет снижению заметности самолета и могущественному ракетному вооружению, пишет военный обозреватель Александр Хроленко. 

Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) получит дозвуковую скорость, значительную продолжительность полета, и внутрифюзеляжное вооружение, включая перспективные крылатые ракеты – большой дальности и гиперзвуковые. "Стратег" нового поколения планируют принять на вооружение до 2027 года, до конца действующей государственной программы вооружений. ПАК ДА заменит "ветеранов" Дальней авиации Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3.

По данным источника в оборонно-промышленном комплексе, бомбардировщик-ракетоносец создан по аэродинамической схеме "летающее крыло", бортовое оборудование максимально автоматизировано (вплоть до беспилотного режима). Самолет сможет применять широкий спектр ракет "воздух – воздух", и управлять группами беспилотных летательных аппаратов. Продолжается строительство нескольких опытных образцов ПАК ДА на Казанском авиационном заводе.

Специальные макеты и полноразмерные элементы новейшего "стратега" успешно прошли серию стендовых испытаний уровня радиолокационной заметности, и подтвердили технологическую возможность самолета незамеченным преодолевать передовые рубежи ПВО стран НАТО.

Глава "Туполева" Александр Конюхов в 2019 году сообщил, что выкатка первого опытного образца ПАК ДА планируется в 2021-2022 годах. Тогда же замминистра обороны РФ Юрий Борисов (ныне вице-премьер) заявил, что первый полет состоится в 2025-2026 годах, а начало серийного производства ПАК ДА намечено на 2028-2029 годы. Поскольку сегодня говорят о приеме на вооружение в 2026 году, реализация проекта идет со значительным опережением первоначального графика. Очевидное ускорение является жестким требованием военно-политической обстановки.

Технологическая прочность

Российская Дальняя авиация успешно освоила применение конвенционных боеприпасов и высокоточного оружия в Сирии. И все же, главная задача стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев – повышение эффективности, надежности и запаса прочности ядерной триады. Собственно, для этого восстановлено и производство ракетоносцев Ту-160М2 (практически нового самолета). Вероятный противник никогда не сможет первым ударом уничтожить наземные, морские и воздушные компоненты триады. Что привнесет в систему ядерного сдерживания и тактику боевого применения авиации ПАК ДА?

Минобороны РФ необходим качественно новый самолет, который выполнял бы функции всех трех действующих ракетоносцев – Ту-160 (производится с 1984 года), Ту-95МС (в серии с 1958 года), Ту-22М3 (производится с 1969 года), и при этом стоил не дороже Ту-160. Ранее появилась информация, что конструкция "летающее крыло" позволит значительно нарастить характеристики дальности и грузоподъемности бомбардировщика-ракетоносца. Максимальная продолжительность полета превысит 30 часов, дальность без дозаправки – 15 тысяч. По самым скромным прогнозам, ПАК ДА поднимет около 35 тонн полезной нагрузки. Для сравнения, американский стратег-невидимка B-2 Spirit несет до 27 тонн боевой нагрузки, российский Ту-160 "Белый лебедь" – до 45 тонн. По логике вещей, арсенал нового "стратега" не должен уступать Ту-160.

Специально для ПАК ДА разрабатывается новый турбореактивный двигатель. Разработку с 2018 года ведет Объединенная двигателестроительная корпорация. По материалам СМИ, в связи со значительной взлетной массой – более 125 тонн, бомбардировщик получит четыре двигателя. Испытания вскоре пройдут на стенде и на базе летающей лаборатории Ил-76.

Конструктивно ПАК ДА принципиально отличается от существующих дальних бомбардировщиков. Используются современные и перспективные материалы, новейшие технологии. Особое внимание малозаметности: радиопоглощающее покрытие, элементы конструкции, геометрическая форма планера, внутренние отсеки для вооружения. Машина получит новейшую авионику с открытой архитектурой, которая обеспечит высокие характеристики, а в перспективе упростит модернизацию. В бортовой комплекс войдут системы: управления ракетным оружием, спутниковой навигации ГЛОНАСС, автоматического огибания рельефа местности, многоканальный связи, а также РЛС бомбометания и оптико-электронный бомбардировочный прицел. Вероятна интеграция многих систем в единый комплекс автоматического обзора всего окружающего пространства. "Интеллект" ПАК ДА обнаружит и классифицирует любые РЛС противника, тепловые цели, и обеспечит эффективное применение активных средств РЭБ, пассивных ИК-ловушек.

От начала научно-исследовательских работ до запуска строительства опытного ПАК ДА прошло чуть более 10 лет – нормальный срок для сложного проекта. Строительство займет около двух лет, после чего начнутся наземные и летные испытания. Если проект не столкнется с непредвиденными трудностями, серийное производство начнется строго по плану – в 2027 году. Вероятно, слишком торопиться не следует, ПАК ДА создается с прицелом на несколько десятилетий вперед. Главное – качество.

Немецкий еженедельник Stern прогнозирует: "Новые бомбардировщики будут производиться небольшими партиями и постепенно. Так можно будет постепенно дорабатывать новую модель. Именно так Кремль действует в отношении боевого танка Т-14 "Армата". Тогда ему удастся избежать проблем, которые возникли у США с самолетом-невидимкой F-35, потому что они построили сразу большую партию, хотя у новой модели обнаружилась масса недоработок".

Космический перехватчик

Новому "стратегу" обеспечено широкое поле деятельности. ПАК ДА сможет длительное время находиться в режиме боевого патрулирования в одном регионе, и применять вооружение в другом – на удалении в десятки тысяч километров (с дозаправкой). Некоторые эксперты считают важным способность наносить удары из районов за пределами ПВО противника – над Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим океанами. Тактика боевого применения ПАК ДА зависит от степени заметности на радарах вероятного противника и дальности ракетного вооружения. Если иметь ввиду существующие стандарты крылатых ракет (дальность Х-101/102 воздушного базирования – до 5500 км), а также гиперзвуковые особенности перспективных ракет, технология "стелс" определяющей роли не играет. Новый "стратег" сможет выполнять большинство ударных задач за пределами зоны действия противовоздушной обороны, то есть "достанет" противника "неостанавливаемыми" ракетами даже из воздушного пространства России.

Сегодня только РФ и США имеют особый род военно-воздушных сил – стратегическую авиацию (Китай – на подходе). Американская компания Northrop Grumman с 2017 года создает аналогичный ПАК ДА самолет – Б-21 "Рейдер". Пентагон рассчитывает, что машина покинет ангар для наземных испытаний в конце 2021 года. Первый полет должен состояться в 2022 году. Стоимость одного самолета составит около 600 миллионов долларов.

По прогнозам министерства обороны США, китайское "летающее крыло" Н-20 полезной грузоподъемностью до 10 тонн и дальностью до 8500 км пройдет наземные испытания в 2021 году. Компания-производитель Aviation Industry Corporation недавно сообщила, что испытания начнутся "скоро".

Ожесточенная борьба "стратегов" дальней авиации продолжается в конструкторских бюро, на земле и в небе. В этом концептуально-технологическом соревновании возможно расширение номенклатуры боеприпасов новейшего российского бомбардировщика-ракетоносца за счет средств самообороны – ракет "воздух-воздух". Не исключается установка на борту ПАК ДА электромагнитного, лазерного и иного вооружения на новых принципах. Важным отличием перспективного российского "стратега" от зарубежных аналогов считается способность выполнять функции космического перехватчика – гиперзвуковые ракеты могут поражать объекты противника на суше, на море и в ближнем космосе (военные спутники, боеголовки стратегических ракет). Вся боевая мощь новейшего бомбардировщика-ракетоносца будет доверена экипажу из четырех человек, как и на Ту-160.

216
Реджеп Тайип Эрдоган

Эрдоган не прав, но Европу не жалко

44
(обновлено 14:51 13.04.2021)
Турция заморозила сделку по закупке вертолетов у итальянской компании Leonardo стоимостью 70 миллионов евро. Также предупреждения о возможных проблемах получили еще три крупные итальянские компании, среди которых Ansaldo Energia, строящая в Турции электростанции.

Причина демарша Анкары — в дипломатическом скандале, бушующем в двусторонних отношениях. В прошлый четверг премьер-министр Италии Марио Драги назвал Реджепа Тайипа Эрдогана диктатором, причем уточнил, что с ним все равно необходимо сотрудничать, отмечает колумнист РИА Новости Ирина Алкснис.

Турецкий МИД немедленно вызвал итальянского посла. Глава ведомства Мевлют Чавушоглу назвал высказывания Драги неприемлемой популистской риторикой. Теперь вот прилетело и итальянскому бизнесу.

Скандал органично продолжил ухудшение отношений Турции и Европы, очередное обострение которых было спровоцировано инцидентом с отсутствующим стулом для главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен на переговорах в Анкаре, что случилось буквально за день до заявлений Драги. Итальянский премьер прошелся и по этому поводу, назвав произошедшее "неподобающим поведением" со стороны Эрдогана.

Всю эту историю можно рассматривать как аналог чашки Петри, в которой отражается суть текущей ситуации на международной арене. Ну и, разумеется, она чрезвычайно наглядно иллюстрирует особенности внешней политики обеих вовлеченных сторон.

"Зачинщиком" эскалации на этот раз является, конечно, Анкара. Любые оправдания действий турок на переговорах, попытки объяснить, что все так случайно у них со стулом получилось, откровенно неубедительны. Вне всякого сомнения, это был осознанный вызов со стороны Эрдогана. Да турецкие официальные лица этого и не скрывают. Чавушоглу категорически заявил, что на встрече "все было согласно принятым международным правилам и обычному протоколу".

А Европа — в лице двух самых высокопоставленных должностных лиц ЕС — проглотила унижение. Урсула фон дер Ляйен сама предпочла "сосредоточиться на сущности переговоров", присев сбоку на диванчик. В свою очередь, председатель Евросовета Шарль Мишель сделал вид, что не заметил вопиющего нарушения дипломатического протокола и просто хамства турецкой стороны.

То есть при всей возмутительности действий Анкары в сухой остаток выпал факт, что европейцы позволили так с собой обращаться. А любые потуги сохранить лицо постфактум идут по разряду "после драки кулаками не машут". Это относится и к высказываниям итальянского премьер-министра.

Заявление Марио Драги обнажает внешнеполитический тупик, в который завела себя Европа, да и Запад в целом. В его основе привычка — та самая, что становится второй натурой, — учить жизни окружающих и свободно навешивать ярлыки на международных партнеров, позиционируя себя выше других, и никак не соотносить демонстрируемую уверенность в собственном превосходстве с реалиями окружающего мира.

Обозвать президента другой страны диктатором и тут же признать необходимость сотрудничества с ним — в этой конструкции европейцев ничего не смущает. Да это и понятно, поскольку за последние десятилетия данный подход стал для Запада обычным делом и применяется к любым внешнеполитическим оппонентам, будь то Россия, Китай и еще несколько десятков стран. Та же фон дер Ляйен неоднократно критиковала турецкие власти и лично Эрдогана по вопросам политического устройства, демократии и прав человека, то есть влезая в сугубо внутренние дела другого государства.

Можно осуждать — и это будет вполне обоснованно — внешнеполитический стиль турецкого президента, который старательно столбит за собой роль главного мирового скандалиста и хулигана. Но Эрдоган пришел на уже возделанное поле современной международной политики, которое усилиями Европы и США превратилось в вопиюще несправедливую и запредельно лицемерную систему. Западные державы настолько давно отказались от базовых принципов баланса интересов, взаимоуважения и невмешательства в чужие дела, что банально не слышат и не понимают, о чем идет речь, когда их призывают соблюдать правила и нормы классической дипломатии.

Зато, как выясняется, метод прямолинейной грубости в отношениях с ними работает — и весьма доходчив.

Более того, инцидент со стулом доказал, что Европа не способна должным образом реагировать на подобные вызовы. Видимо, дает о себе знать крайняя забюрократизированность европейских процессов, где любой вопрос требует длительных обсуждений и бесчисленных согласований. В результате в ситуации, в которой фон дер Ляйен и Мишелю стоило бы просто развернуться и покинуть переговоры, они дружно выставили собственную сторону в уязвимом и неприглядном свете.

Главная же проблема для Европы заключается в том, что многие годы она вместе со Штатами демонстрировала, что воспринимает как слабость соблюдение геополитическими конкурентами традиционных дипломатических принципов и правил. Зато теперь она выказала свою неспособность противостоять бесцеремонному нахрапу.

А это означает, что почти наверняка найдутся страны, которые извлекут для себя полезный урок из происходящего — и раз на Западе их не слышат и не понимают по-хорошему, они попробуют по-плохому.

44
Выставка Памяти предков.

Искусство как зеркало. Как развитие культурной жизни в Южной Осетии отражает дух времени

149
(обновлено 00:41 11.04.2021)
Какова роль искусства в развитии культуры и общественных институтов государства? О том, как творчество формирует, преображает и предсказывает этапы жизни народа – в материале Sputnik

Искусство, наряду с наукой, является основным способом познания человеком окружающего мира, однако, в отличие от строгих эмпирических канонов и стремлению к точности в научном подходе, искусство познает мир через эмоции и трактовку, совершенно не стремясь к точности, а зачастую нарочно ее избегая.

По мнению антропологов, в самые ранние этапы становления человеческой культуры, люди использовали музыку, танцы и ранние формы живописи как обрядовый и информативный инструмент, вполне функциональный и логичный. Исходя из этого, можно предположить, что осознанное творчество, которое можно было бы назвать искусством, родилось и развилось вместе с развитием социальной культуры и усложнением отношений внутри членов и групп первобытного общества, нераздельно сопровождая становление цивилизации.

Едва ли, даже если приложить огромные ментальные усилия, можно полноценно разделить понятия "культура" и "искусство". Культура, как охватывающая практически все аспекты жизни парадигма, в рамки которой вписываются любые формы творчества, труда, философии и межличностных отношений любого конкретного сообщества или всего человечества в целом, является индикатором, благодаря которому, словно по пульсу, можно определить, что общество еще живо.

Искусство, в свою очередь, является своеобразным средством самоанализа культуры, благодаря которому, она приобретает эстетическую форму, отражающую характер, суть и вектор культурной парадигмы своего времени. Именно через искусство, мы можем легко разграничить темное средневековье и эпоху возрождения, благодаря памятникам архитектуры, живописи, скульптуры и керамики мы можем делать выводы о высоком уровне эстетической культуры древних народов, ныне бесследно исчезнувших.

Собственно, каждый этап развития человеческого общества, каждый исторический поворот непременно сопровождался, или даже предсказывался, сменой вектора культурной парадигмы и искусства. Искусство своего рода отражение культуры, обогащающее, фокусирующее и украшающее жизненный путь человека и в то же время проявляющее различные течения внутри всех аспектов и этапов развития цивилизации.

Прецедент того, что во время тяжелых дней военного периода пульс культурной жизни в Южной Осетии так и не прервался, хотя, по очевидным причинам и был весьма прерывист и слаб – крайне воодушевляет. Поколения художников, музыкантов и поэтов, ни на один день не прекращавшие свой творческий путь, каждый день, совершенно безвозмездно, доказывали, что культура Осетии все еще жива, а значит жив и сам народ. Тот факт, что творчество, в самые тяжелые дни войны и во время долгого периода восстановления, зиждилось не на деньгах спонсоров и даже не общественном интересе, а на чистом энтузиазме самородков – делает его самой чистой формой искусства. В период современной истории Южной Осетии, разнообразный спектр творчества вызывает все больший интерес у местного населения. Молодые творцы и специалисты следом за общественными институтами встают на ноги, утверждаясь на своем пути и тем самым сохраняя преемственность культурной жизни родной Республики. Помимо ролей детектора внутренней энергии народа и лакмусовой бумаги, проявляющей процессы, происходящие в общественной жизни, искусство является окном, в котором чуткий зритель может увидеть образы скорого будущего, или по крайней мере надежду на его светлую версию. А надежда и на светлое будущее, вкупе со способностью искусства вдохновлять и проявлять лучшие качества человека, это то, что так нужно нашей Республике в начале ее долгого пути к светлому настоящему.

149
Осетинские гимнастки успешно выступили на всероссийских соревнованиях в Калмыкии

Гимнастки из Осетии завоевали шесть медалей на всероссийских соревнованиях в Калмыкии

0
(обновлено 09:48 14.04.2021)
На счету у осетинских гимнасток три золотые, одна серебряная и две бронзовые медали. Также спортсменки заняли первые и вторые места в групповых упражнениях

ЦХИНВАЛ, 14 апр — Sputnik. Гимнастки из Северной Осетии успешно выступили на Всероссийских соревнованиях по художественной гимнастике на призы Олимпийской чемпионки Алины Макаренко в Калмыкии. Об этом сообщает пресс-служба Минспорта репсублики.

Осетинские гимнастки успешно выступили на всероссийских соревнованиях в Калмыкии
Осетинские гимнастки успешно выступили на всероссийских соревнованиях в Калмыкии

Победительницами в своих возрастных категориях стали Фариза Перисаева, Алеся Найфонова и Амина Гадзаонова. Серебряную медаль завоевала Амага Царикаева. "Бронза" на счету Ирины Бясовой и Маргариты Билимович.

Спортсменки, выступающие в групповых упражнениях по программе 2 разряда, заняли 1 место. В команду входят София Шанаева, Мария Солнышкина, Елизавета Алборова, Ева Гудиева и София Лагкуева.

Осетинские гимнастки успешно выступили на всероссийских соревнованиях в Калмыкии
Осетинские гимнастки успешно выступили на всероссийских соревнованиях в Калмыкии

Гимнастки, выступающие в групповых упражнениях по программе 1-го юношеского разряда, заняли 2 место. В составе команды – Амага Царикаева, Фариза Перисаева, Яна Битиева, Самира Батырова, Вероника Худякова и Каролина Уртаева. В соревнованиях приняли участие более 800 спортсменок.

0