"Гибель империи" назад в прошлое, чтобы не повторилось в будущем

92
(обновлено 14:54 05.04.2021)
Как бы ни обострялась внешняя ситуация, как бы ни менялся мир вокруг нас и мы сами, есть вечные истины — в том числе и в истории.

"Россия не такая страна, которую можно действительно завоевать, то есть оккупировать. <...> Такая страна может быть побеждена лишь собственной слабостью и действием внутренних раздоров. Добраться же до этих слабых мест политического бытия можно лишь путем потрясения, которое проникло бы до самого сердца страны".

Этим словам великого немецкого военного теоретика Карла фон Клаузевица уже двести лет, но они всегда актуальны. И две наши национальные катастрофы, случившиеся в XX веке, лишь подтвердили эту банальную истину. Однако хорошо ли мы выучили их уроки?

Телеканал "Россия 24" уже вторую неделю показывает документальный сериал "Гибель империи. Российский урок" — авторский проект митрополита Псковского и Порховского Тихона. Уже вышло десять серий — более половины 18-серийного проекта. Владыка не просто один из самых любимых православным народом пастырей, но и серьезный, даже не общественный, а государственный деятель (кто сказал, что ими могут быть только чиновники или депутаты?).

Кроме своего главного, монашеского и священнического служения в РПЦ, он занимается самыми разными важными для сбережения русского народа и его государства вопросами. От культуры (и не только в качестве главы патриаршего совета по культуре) до борьбы с алкоголизмом (например, он возглавляет общественный совет Росалкогольрегулирования), от исторического просвещения (многолетний мультимедийный и выставочный проект "Россия. Моя история") до борьбы с абортами.

Тема нынешнего фильма неслучайна для митрополита — еще в 2008-м вышел его первый - "Гибель империи" ("Византийский урок"), посвященный Второму Риму, великой православной империи, наследником которой стала Россия. Причем русская империя погибла как раз в тот момент, когда она была как никогда близка к тому, чтобы стать и географическим наследником ромеев — водрузить крест на Святой Софии, овладеть Константинополем. Споры о том, что же погубило Российскую империю, продолжаются и сегодня — но без согласия насчет главных причин той катастрофы мы не будем защищены от ее повторения в будущем.

Более того — бесконечные наведенные споры "белых" и "красных" производят все более отталкивающий и вредный эффект, становятся похожи на манипуляцию с негодными средствами, на сознательную спецоперацию по расколу общества. Безумные антисоветчики и слепые апологеты СССР, обличители "кровавого царского режима" и зацикленные антикоммунисты — все вместе они корежат не только нашу историю, но и как будто сознательно подрывают все попытки формирования, воссоздания народного единства, все усилия власти по объединению общества вокруг национальных ценностей, противоречат стремлению самого народа к общности и солидарности.

Поэтому так важно то, что митрополит Тихон предлагает совсем другое измерение событий 1917 года, способное охладить оба сталкиваемых лоб в лоб лагеря. Царскую Россию погубили не красные — ее погубило прогрессивное, передовое, европейски ориентированное общество (образованное и богатое). Лучшие люди, мечтавшие о "свободной России" и ненавидевшие власть всеми фибрами своей души, — именно они открыли ящик Пандоры и ввергли страну в смуту и хаос. Россию погубил Февраль — а не Октябрь, ставший лишь его следствием.

Именно предательство части элит — а передовая общественность сама была частью элиты и сагитировала определенную часть царской бюрократии — и стало причиной краха России и последующей гражданской войны. И ее поражения в войне мировой — тогда, когда победа в ней действительно уже была близка.

Обо всем этом владыка Тихон и рассказывает в своем фильме — с цифрами и фактами, с воспоминаниями современников и цитатами. Много говорится и о подрывной деятельности Запада — причем как противников, Германии и Австро-Венгрии, так и союзников, в первую очередь Великобритании. Да, Февраль стал следствием заговора, в котором активнейшую роль играл наш союзник — руководствуясь как нежеланием отдавать России контроль над проливами, так и страхами перед мифической угрозой сепаратного мира царя с кайзером. Но никакие внешние усилия не могли бы привести к перевороту, названному революцией, если бы не гниль в собственном доме.

И прогнил не Николай Второй, не русское правительство, не отечественное служивое сословие в широком смысле этого слова — прогнило то, что считало себя солью земли, лучшими, прогрессивными людьми.

Немалая часть российской элиты, интеллигенции мечтала о сокрушении монархии и лично императора — и годами активно работала на это. Нет, речь не о большевиках и эсерах, открыто провозглашавших свои цели и почти не скрывавших своих методов. Речь о кадетах (партии профессуры, адвокатов и журналистов) — и о множестве близких им по духу представителей других вполне буржуазных партий и сил, объединившихся в 1915 году в Думе в "Прогрессивный блок".

Они занимались не просто сознательной дискредитацией власти — они сочиняли и распространяли откровенно клеветнические байки про императорскую семью и власть в целом, причем делали это в ходе войны, то есть в ситуации, когда все внимание и силы страны (и власти, и народа) были сосредоточены на фронте.

Разве что не призывали к убийству царя — хотя накануне, и в ходе Первой русской революции 1905 года, передовая общественность фактически поддерживала революционный террор. Вместо царя в декабре 1916-го они убили Григория Распутина — что, по сути, и стало прологом февральского переворота. Именно в заговоре против демонизированного Распутина и сложился союз части высшей аристократии, капитала, думской оппозиции (причем даже ее патриотической, правой части, поверившей в фейки про желание царской семьи и "старца" пойти на сепаратный мир с немцами) и английской разведки.

Цианистый калий был во всем, что любил Григорий Распутин: в пирожных, мадере, но револьвер сработал надежнее… Убийца Распутина пережил свою жертву больше чем на полвека: 27 сентября 1967 года скончался светлейший князь Феликс Юсупов.

Вскоре русского царя и главнокомандующего предали и свергли — и к власти пришли богатые и либерально ориентированные представители "передовой общественности". Показавшие себя абсолютно некомпетентными, недалекими и безответственными людьми — в итоге страна рухнула в смуту и гражданскую войну, проиграв при этом и практически выигранную войну мировую.

Большевики (как самая радикальная часть и нелюбимый ребенок все той же "передовой общественности") смогли взять власть лишь в результате реакции потерявшего голову (и в прямом, и в переносном смысле) народа на бездарность, предательство и слабость самозванных либеральных правителей — но это уже другая история. Митрополит Тихон рассказал о главных причинах русской катастрофы 1917-го — о Феврале.

По хорошему счету, "Гибель империи. Российские уроки" нужно показывать в прайм-тайм сразу по двум главным телеканалам — потому что у него есть две важнейшие функции. Первая образовательная, просветительская — если наше общество и наши дети поймут то, о чем говорится в фильме, у них появится цельное представление о том, какой была Россия накануне революции (а митрополит Тихон много говорит и о силе и траектории движения империи), и о том, почему она упала в пропасть. А знание и понимание уроков своей истории — удел сильного и уверенного в своем будущем народа.

С этим напрямую связано и второе значение фильма — предостережение. Нет, это не примитивные параллели с днем сегодняшним, это предостережение всем нам насчет того, чтобы ни в коем случае не повторить ошибок прошлого. Оно адресовано всем — и власти, и элите, и народу в целом. И конечно, особенно тем, кто считает себя прогрессивной общественностью, обличающей реальные и выдуманные пороки других, мечтающим о новой, "мирной" революции.

Признают ли они, что больны чужебесием (подражанием чужим ценностям и укладам — при полном незнании своих), что повторяют те же ошибки, что их идейные предшественники, что не приемлют не власти, а собственного (ну или считающегося таковым) народа? Ответ даст только будущее — но им дали такой шанс. А вот шанса снова устроить гибель империи (возрождаемой, как всегда это происходит в России) у них точно не будет. Потому что мы — и власть, и народ — выучим уроки своей истории.

92
Выставка Памяти предков.

Искусство как зеркало. Как развитие культурной жизни в Южной Осетии отражает дух времени

103
(обновлено 00:41 11.04.2021)
Какова роль искусства в развитии культуры и общественных институтов государства? О том, как творчество формирует, преображает и предсказывает этапы жизни народа – в материале Sputnik

Искусство, наряду с наукой, является основным способом познания человеком окружающего мира, однако, в отличие от строгих эмпирических канонов и стремлению к точности в научном подходе, искусство познает мир через эмоции и трактовку, совершенно не стремясь к точности, а зачастую нарочно ее избегая.

По мнению антропологов, в самые ранние этапы становления человеческой культуры, люди использовали музыку, танцы и ранние формы живописи как обрядовый и информативный инструмент, вполне функциональный и логичный. Исходя из этого, можно предположить, что осознанное творчество, которое можно было бы назвать искусством, родилось и развилось вместе с развитием социальной культуры и усложнением отношений внутри членов и групп первобытного общества, нераздельно сопровождая становление цивилизации.

Едва ли, даже если приложить огромные ментальные усилия, можно полноценно разделить понятия "культура" и "искусство". Культура, как охватывающая практически все аспекты жизни парадигма, в рамки которой вписываются любые формы творчества, труда, философии и межличностных отношений любого конкретного сообщества или всего человечества в целом, является индикатором, благодаря которому, словно по пульсу, можно определить, что общество еще живо.

Искусство, в свою очередь, является своеобразным средством самоанализа культуры, благодаря которому, она приобретает эстетическую форму, отражающую характер, суть и вектор культурной парадигмы своего времени. Именно через искусство, мы можем легко разграничить темное средневековье и эпоху возрождения, благодаря памятникам архитектуры, живописи, скульптуры и керамики мы можем делать выводы о высоком уровне эстетической культуры древних народов, ныне бесследно исчезнувших.

Собственно, каждый этап развития человеческого общества, каждый исторический поворот непременно сопровождался, или даже предсказывался, сменой вектора культурной парадигмы и искусства. Искусство своего рода отражение культуры, обогащающее, фокусирующее и украшающее жизненный путь человека и в то же время проявляющее различные течения внутри всех аспектов и этапов развития цивилизации.

Прецедент того, что во время тяжелых дней военного периода пульс культурной жизни в Южной Осетии так и не прервался, хотя, по очевидным причинам и был весьма прерывист и слаб – крайне воодушевляет. Поколения художников, музыкантов и поэтов, ни на один день не прекращавшие свой творческий путь, каждый день, совершенно безвозмездно, доказывали, что культура Осетии все еще жива, а значит жив и сам народ. Тот факт, что творчество, в самые тяжелые дни войны и во время долгого периода восстановления, зиждилось не на деньгах спонсоров и даже не общественном интересе, а на чистом энтузиазме самородков – делает его самой чистой формой искусства. В период современной истории Южной Осетии, разнообразный спектр творчества вызывает все больший интерес у местного населения. Молодые творцы и специалисты следом за общественными институтами встают на ноги, утверждаясь на своем пути и тем самым сохраняя преемственность культурной жизни родной Республики. Помимо ролей детектора внутренней энергии народа и лакмусовой бумаги, проявляющей процессы, происходящие в общественной жизни, искусство является окном, в котором чуткий зритель может увидеть образы скорого будущего, или по крайней мере надежду на его светлую версию. А надежда и на светлое будущее, вкупе со способностью искусства вдохновлять и проявлять лучшие качества человека, это то, что так нужно нашей Республике в начале ее долгого пути к светлому настоящему.

103
Российский бомбардировщик-невидимка

ПАК ДА: когда взлетит новый стратегический ракетоносец России

212
(обновлено 10:30 06.04.2021)
Развитие высокотехнологичной российской боевой авиации подчинено объективным условиям сосуществования с недружественными соседями по планете. Стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения отвечает вызовам и угрозам вероятного противника.

Министерство обороны РФ утвердило окончательный облик стратегического бомбардировщика-ракетоносца разработки "Туполева". Специалисты отдали приоритет снижению заметности самолета и могущественному ракетному вооружению, пишет военный обозреватель Александр Хроленко. 

Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) получит дозвуковую скорость, значительную продолжительность полета, и внутрифюзеляжное вооружение, включая перспективные крылатые ракеты – большой дальности и гиперзвуковые. "Стратег" нового поколения планируют принять на вооружение до 2027 года, до конца действующей государственной программы вооружений. ПАК ДА заменит "ветеранов" Дальней авиации Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3.

По данным источника в оборонно-промышленном комплексе, бомбардировщик-ракетоносец создан по аэродинамической схеме "летающее крыло", бортовое оборудование максимально автоматизировано (вплоть до беспилотного режима). Самолет сможет применять широкий спектр ракет "воздух – воздух", и управлять группами беспилотных летательных аппаратов. Продолжается строительство нескольких опытных образцов ПАК ДА на Казанском авиационном заводе.

Специальные макеты и полноразмерные элементы новейшего "стратега" успешно прошли серию стендовых испытаний уровня радиолокационной заметности, и подтвердили технологическую возможность самолета незамеченным преодолевать передовые рубежи ПВО стран НАТО.

Глава "Туполева" Александр Конюхов в 2019 году сообщил, что выкатка первого опытного образца ПАК ДА планируется в 2021-2022 годах. Тогда же замминистра обороны РФ Юрий Борисов (ныне вице-премьер) заявил, что первый полет состоится в 2025-2026 годах, а начало серийного производства ПАК ДА намечено на 2028-2029 годы. Поскольку сегодня говорят о приеме на вооружение в 2026 году, реализация проекта идет со значительным опережением первоначального графика. Очевидное ускорение является жестким требованием военно-политической обстановки.

Технологическая прочность

Российская Дальняя авиация успешно освоила применение конвенционных боеприпасов и высокоточного оружия в Сирии. И все же, главная задача стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев – повышение эффективности, надежности и запаса прочности ядерной триады. Собственно, для этого восстановлено и производство ракетоносцев Ту-160М2 (практически нового самолета). Вероятный противник никогда не сможет первым ударом уничтожить наземные, морские и воздушные компоненты триады. Что привнесет в систему ядерного сдерживания и тактику боевого применения авиации ПАК ДА?

Минобороны РФ необходим качественно новый самолет, который выполнял бы функции всех трех действующих ракетоносцев – Ту-160 (производится с 1984 года), Ту-95МС (в серии с 1958 года), Ту-22М3 (производится с 1969 года), и при этом стоил не дороже Ту-160. Ранее появилась информация, что конструкция "летающее крыло" позволит значительно нарастить характеристики дальности и грузоподъемности бомбардировщика-ракетоносца. Максимальная продолжительность полета превысит 30 часов, дальность без дозаправки – 15 тысяч. По самым скромным прогнозам, ПАК ДА поднимет около 35 тонн полезной нагрузки. Для сравнения, американский стратег-невидимка B-2 Spirit несет до 27 тонн боевой нагрузки, российский Ту-160 "Белый лебедь" – до 45 тонн. По логике вещей, арсенал нового "стратега" не должен уступать Ту-160.

Специально для ПАК ДА разрабатывается новый турбореактивный двигатель. Разработку с 2018 года ведет Объединенная двигателестроительная корпорация. По материалам СМИ, в связи со значительной взлетной массой – более 125 тонн, бомбардировщик получит четыре двигателя. Испытания вскоре пройдут на стенде и на базе летающей лаборатории Ил-76.

Конструктивно ПАК ДА принципиально отличается от существующих дальних бомбардировщиков. Используются современные и перспективные материалы, новейшие технологии. Особое внимание малозаметности: радиопоглощающее покрытие, элементы конструкции, геометрическая форма планера, внутренние отсеки для вооружения. Машина получит новейшую авионику с открытой архитектурой, которая обеспечит высокие характеристики, а в перспективе упростит модернизацию. В бортовой комплекс войдут системы: управления ракетным оружием, спутниковой навигации ГЛОНАСС, автоматического огибания рельефа местности, многоканальный связи, а также РЛС бомбометания и оптико-электронный бомбардировочный прицел. Вероятна интеграция многих систем в единый комплекс автоматического обзора всего окружающего пространства. "Интеллект" ПАК ДА обнаружит и классифицирует любые РЛС противника, тепловые цели, и обеспечит эффективное применение активных средств РЭБ, пассивных ИК-ловушек.

От начала научно-исследовательских работ до запуска строительства опытного ПАК ДА прошло чуть более 10 лет – нормальный срок для сложного проекта. Строительство займет около двух лет, после чего начнутся наземные и летные испытания. Если проект не столкнется с непредвиденными трудностями, серийное производство начнется строго по плану – в 2027 году. Вероятно, слишком торопиться не следует, ПАК ДА создается с прицелом на несколько десятилетий вперед. Главное – качество.

Немецкий еженедельник Stern прогнозирует: "Новые бомбардировщики будут производиться небольшими партиями и постепенно. Так можно будет постепенно дорабатывать новую модель. Именно так Кремль действует в отношении боевого танка Т-14 "Армата". Тогда ему удастся избежать проблем, которые возникли у США с самолетом-невидимкой F-35, потому что они построили сразу большую партию, хотя у новой модели обнаружилась масса недоработок".

Космический перехватчик

Новому "стратегу" обеспечено широкое поле деятельности. ПАК ДА сможет длительное время находиться в режиме боевого патрулирования в одном регионе, и применять вооружение в другом – на удалении в десятки тысяч километров (с дозаправкой). Некоторые эксперты считают важным способность наносить удары из районов за пределами ПВО противника – над Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим океанами. Тактика боевого применения ПАК ДА зависит от степени заметности на радарах вероятного противника и дальности ракетного вооружения. Если иметь ввиду существующие стандарты крылатых ракет (дальность Х-101/102 воздушного базирования – до 5500 км), а также гиперзвуковые особенности перспективных ракет, технология "стелс" определяющей роли не играет. Новый "стратег" сможет выполнять большинство ударных задач за пределами зоны действия противовоздушной обороны, то есть "достанет" противника "неостанавливаемыми" ракетами даже из воздушного пространства России.

Сегодня только РФ и США имеют особый род военно-воздушных сил – стратегическую авиацию (Китай – на подходе). Американская компания Northrop Grumman с 2017 года создает аналогичный ПАК ДА самолет – Б-21 "Рейдер". Пентагон рассчитывает, что машина покинет ангар для наземных испытаний в конце 2021 года. Первый полет должен состояться в 2022 году. Стоимость одного самолета составит около 600 миллионов долларов.

По прогнозам министерства обороны США, китайское "летающее крыло" Н-20 полезной грузоподъемностью до 10 тонн и дальностью до 8500 км пройдет наземные испытания в 2021 году. Компания-производитель Aviation Industry Corporation недавно сообщила, что испытания начнутся "скоро".

Ожесточенная борьба "стратегов" дальней авиации продолжается в конструкторских бюро, на земле и в небе. В этом концептуально-технологическом соревновании возможно расширение номенклатуры боеприпасов новейшего российского бомбардировщика-ракетоносца за счет средств самообороны – ракет "воздух-воздух". Не исключается установка на борту ПАК ДА электромагнитного, лазерного и иного вооружения на новых принципах. Важным отличием перспективного российского "стратега" от зарубежных аналогов считается способность выполнять функции космического перехватчика – гиперзвуковые ракеты могут поражать объекты противника на суше, на море и в ближнем космосе (военные спутники, боеголовки стратегических ракет). Вся боевая мощь новейшего бомбардировщика-ракетоносца будет доверена экипажу из четырех человек, как и на Ту-160.

212
Транскам

Небольшой камнепад: в МЧС Южной Осетии рассказали о ситуации на Транскаме

20
(обновлено 10:02 12.04.2021)
Трасса функционирует в штатном режиме. Осадков на дороге нет, но с североосетинской стороны присутствует туман

ЦХИНВАЛ, 12 апр – Sputnik, Дзерасса Техова. Продолжительные дожди не сказались на функционировании Транскавказской автомагистрали, сообщили Sputnik в дежурной части МЧС Южной Осетии. Движение в обе стороны осуществляется без помех.

"На югоосетинском участке трассы присутствует небольшой камнепад. Осадков на дороге нет", - рассказали в ведомстве.

Между тем, по свидетельствам очевидцев, на североосетинском участке Транскама наблюдается густой туман, а на дороге лежат достаточно крупные куски скальных пород.

Транскам - высокогорная трасса, является единственной дорогой, соединяющей Южную Осетию с РФ. Зимой, а не редко и весной, на трассе возникают проблемы из-за характерных для горной местности лавин, вызванных сильными осадками. С закрытием дороги республика оказывается отрезанной от внешнего мира на несколько дней.

20