Американские ракеты Patriot. Архивное фото

Почему американский Patriot не заметил ракет над Саудовской Аравией

51
(обновлено 12:25 28.01.2021)
Технологический и концептуальный кризис американской системы противовоздушной обороны подтверждается новыми фактами, замечает военный обозреватель Александр Хроленко

Саудовская Аравия дважды за трое суток испытала на себе удар баллистическими ракетами со стороны Йемена, и в очередной раз позиционные районы ПВО с зенитными ракетными комплексами Patriot (производства США) не отреагировали на ракетные атаки хуситов.

На удары саудитов йеменские повстанцы 23 и 26 января вновь ответили залпами баллистических ракет, по разным данным иранского или собственного производства. Все четыре ракеты средней дальности успешно преодолели примерно 1000 км, шесть районов развертывания комплексов Patriot (два на границе с Йеменом и четыре в центральной части Саудовской Аравии), и практически в последний момент были перехвачены системами THAAD над окраиной Эр-Рияда. СМИ 26 января сообщили о ликвидации одной из баллистических ракет непосредственно над столицей и о взрыве в дипломатическом квартале. Таким образом, недавнее "уплотнение" районов ПВО дополнительными ЗРК Patriot не дало ожидаемых результатов. 

23 ноября 2020 года хуситы выпустили ракеты Quds-2 по распределительной станции нефтегазовой госкомпании Saudi Aramco в саудовском городе Джидда. В декабре 2019 года ракетным ударом из Йемена был уничтожен военный лагерь в провинции Наджран. В сентябре того же года повстанцы атаковали крылатыми ракетами и ударными беспилотниками ряд объектов Saudi Aramco, и лишили на время Саудовскую Аравию почти 60% нефтедобычи. Военный аэропорт Джизана хуситы атаковали баллистическими ракетами в августе 2019 года. Во всех упомянутых случаях система ПВО, сформированная на основе ЗРК Patriot, не защитила объекты Саудовской Аравии от воздушных ударов.

Высокие цены и технологии

Многоцелевой (универсальный) зенитный ракетный комплекс Patriot предназначен для противоракетной обороны позиционных районов, обнаружения и уничтожения аэродинамических целей – на удалении до 100 км, баллистических – до 20 км. Вероятность поражения цели в боевых условиях – около 50% (на каждую цель необходимо не менее двух ракет). Осколочная боевая часть ЗРК "Patriot" модификаций PAC-1 и PAC-2 даже при попадании не способна уничтожить технологически устаревшие баллистические ракеты типа Р-17 или "Скад". Одна батарея ЗРК Patriot стоит около 600 млн. долларов.

В военных конфликтах минувших лет комплекс Patriot проигрывает почти "всухую", даже когда с ним работают американские специалисты. По данным Пентагона, в январе 2020 года в Ираке потери от ракетных ударов Ирана составили более 100 американских военнослужащих. Сложно представить, что зарубежная военная база США совершенно не имеет системы ПВО. Мы наблюдаем технологическую деградацию. Возможности модернизации ЗРК Patriot исчерпаны, конструкция устарела концептуально.

Экс-директор Израильской организации по противоракетной обороне Узи Рубин объяснил фиаско американского ЗРК в Саудовской Аравии тем, что Patriot обнаруживает цели только над горизонтом, и "не видит" низколетящие. Рубин рекомендовал достойную альтернативу – российский зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) "Панцирь С-1", способный уничтожать любые низколетящие и даже наземные объекты. В Эр-Рияде прислушались и, несмотря на запреты США, активно обсуждают покупку российских ЗРПК, проверенных в Сирии. На рубежах обороны до 150 км конкурентов у "Панциря" нет (за исключением российского же комплекса ПВО С-350 "Витязь").

Государственный департамент США ранее одобрил поставку Саудовской Аравии систем THAAD (44 установки, 360 ракет и семь радаров) на сумму 15 млрд. долларов. В один комплекс входят радар, шесть пусковых установок и 48 ракет. Приобретение безопасности не гарантирует.

Наиболее современная американская противоракетная разработка THAAD реализует концепцию "кинетического перехвата", то есть для поражения цели используется кинетическая энергия аппаратного блока. Традиционной боевой части нет, одной ракетой можно уничтожение единственную цель, траектория которой известна с заданной точностью. Дальность поражения THAAD – до 200 км, однако "узкоспециализированная" THAAD неэффективна в борьбе с аэродинамическими целями – беспилотниками и крылатыми ракетами. Объективно это сужает возможности американской ПВО-ПРО. По оценкам специалистов, система THAAD массированную ракетную атаку хуситов не остановит (комплекс способен поразить до трех баллистических ракет средней дальности).

Региональные особенности

В Йемене с 2014 года идет гражданская война между правительственными войсками и повстанцами-хуситами из шиитского движения "Ансар Алла". Правительственные силы с марта 2015 года поддерживает военная коалиция арабских стран во главе с Саудовской Аравией (без санкции ООН). Хуситам помогает шиитский Иран.

Высший политический совет шиитского движения "Ансар-Алла" контролирует около 20% территории Йемена, но там проживает более 70% населения страны. У хуситов практически отсутствуют военные базы для постоянной дислокации, их могут уничтожить самолеты арабской коалиции. Отряды повстанцев постоянно передвигаются, используя для укрытий горные пещеры и сети подземных тоннелей. "Самодельные" береговые ракетные комплексы хуситов заставляют корабли противника держаться на почтительном расстоянии.

Саудовская Аравия располагает современным оружием западного производства. Йеменские повстанцы используют ракеты иранского производства, а также собственные модификации зенитных ракет системы С-75 (довоенные поставки Северной Кореи) – баллистические Qaher M-1 и Qaher M-2.

Казалось бы, огромные финансовые ресурсы и современные технологии вооружений – на стороне Саудовской Аравии, и хуситы обречены. В реальности от регулярных и метких ударов йеменских повстанцев Эр-Рияд не страхует даже современная мобильная система THAAD (Terminal High Altitude Area Defense), не говоря уже о "старом добром" комплексе Patriot.

51
Реджеп Тайип Эрдоган

Эрдоган не прав, но Европу не жалко

44
(обновлено 14:51 13.04.2021)
Турция заморозила сделку по закупке вертолетов у итальянской компании Leonardo стоимостью 70 миллионов евро. Также предупреждения о возможных проблемах получили еще три крупные итальянские компании, среди которых Ansaldo Energia, строящая в Турции электростанции.

Причина демарша Анкары — в дипломатическом скандале, бушующем в двусторонних отношениях. В прошлый четверг премьер-министр Италии Марио Драги назвал Реджепа Тайипа Эрдогана диктатором, причем уточнил, что с ним все равно необходимо сотрудничать, отмечает колумнист РИА Новости Ирина Алкснис.

Турецкий МИД немедленно вызвал итальянского посла. Глава ведомства Мевлют Чавушоглу назвал высказывания Драги неприемлемой популистской риторикой. Теперь вот прилетело и итальянскому бизнесу.

Скандал органично продолжил ухудшение отношений Турции и Европы, очередное обострение которых было спровоцировано инцидентом с отсутствующим стулом для главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен на переговорах в Анкаре, что случилось буквально за день до заявлений Драги. Итальянский премьер прошелся и по этому поводу, назвав произошедшее "неподобающим поведением" со стороны Эрдогана.

Всю эту историю можно рассматривать как аналог чашки Петри, в которой отражается суть текущей ситуации на международной арене. Ну и, разумеется, она чрезвычайно наглядно иллюстрирует особенности внешней политики обеих вовлеченных сторон.

"Зачинщиком" эскалации на этот раз является, конечно, Анкара. Любые оправдания действий турок на переговорах, попытки объяснить, что все так случайно у них со стулом получилось, откровенно неубедительны. Вне всякого сомнения, это был осознанный вызов со стороны Эрдогана. Да турецкие официальные лица этого и не скрывают. Чавушоглу категорически заявил, что на встрече "все было согласно принятым международным правилам и обычному протоколу".

А Европа — в лице двух самых высокопоставленных должностных лиц ЕС — проглотила унижение. Урсула фон дер Ляйен сама предпочла "сосредоточиться на сущности переговоров", присев сбоку на диванчик. В свою очередь, председатель Евросовета Шарль Мишель сделал вид, что не заметил вопиющего нарушения дипломатического протокола и просто хамства турецкой стороны.

То есть при всей возмутительности действий Анкары в сухой остаток выпал факт, что европейцы позволили так с собой обращаться. А любые потуги сохранить лицо постфактум идут по разряду "после драки кулаками не машут". Это относится и к высказываниям итальянского премьер-министра.

Заявление Марио Драги обнажает внешнеполитический тупик, в который завела себя Европа, да и Запад в целом. В его основе привычка — та самая, что становится второй натурой, — учить жизни окружающих и свободно навешивать ярлыки на международных партнеров, позиционируя себя выше других, и никак не соотносить демонстрируемую уверенность в собственном превосходстве с реалиями окружающего мира.

Обозвать президента другой страны диктатором и тут же признать необходимость сотрудничества с ним — в этой конструкции европейцев ничего не смущает. Да это и понятно, поскольку за последние десятилетия данный подход стал для Запада обычным делом и применяется к любым внешнеполитическим оппонентам, будь то Россия, Китай и еще несколько десятков стран. Та же фон дер Ляйен неоднократно критиковала турецкие власти и лично Эрдогана по вопросам политического устройства, демократии и прав человека, то есть влезая в сугубо внутренние дела другого государства.

Можно осуждать — и это будет вполне обоснованно — внешнеполитический стиль турецкого президента, который старательно столбит за собой роль главного мирового скандалиста и хулигана. Но Эрдоган пришел на уже возделанное поле современной международной политики, которое усилиями Европы и США превратилось в вопиюще несправедливую и запредельно лицемерную систему. Западные державы настолько давно отказались от базовых принципов баланса интересов, взаимоуважения и невмешательства в чужие дела, что банально не слышат и не понимают, о чем идет речь, когда их призывают соблюдать правила и нормы классической дипломатии.

Зато, как выясняется, метод прямолинейной грубости в отношениях с ними работает — и весьма доходчив.

Более того, инцидент со стулом доказал, что Европа не способна должным образом реагировать на подобные вызовы. Видимо, дает о себе знать крайняя забюрократизированность европейских процессов, где любой вопрос требует длительных обсуждений и бесчисленных согласований. В результате в ситуации, в которой фон дер Ляйен и Мишелю стоило бы просто развернуться и покинуть переговоры, они дружно выставили собственную сторону в уязвимом и неприглядном свете.

Главная же проблема для Европы заключается в том, что многие годы она вместе со Штатами демонстрировала, что воспринимает как слабость соблюдение геополитическими конкурентами традиционных дипломатических принципов и правил. Зато теперь она выказала свою неспособность противостоять бесцеремонному нахрапу.

А это означает, что почти наверняка найдутся страны, которые извлекут для себя полезный урок из происходящего — и раз на Западе их не слышат и не понимают по-хорошему, они попробуют по-плохому.

44
Выставка Памяти предков.

Искусство как зеркало. Как развитие культурной жизни в Южной Осетии отражает дух времени

149
(обновлено 00:41 11.04.2021)
Какова роль искусства в развитии культуры и общественных институтов государства? О том, как творчество формирует, преображает и предсказывает этапы жизни народа – в материале Sputnik

Искусство, наряду с наукой, является основным способом познания человеком окружающего мира, однако, в отличие от строгих эмпирических канонов и стремлению к точности в научном подходе, искусство познает мир через эмоции и трактовку, совершенно не стремясь к точности, а зачастую нарочно ее избегая.

По мнению антропологов, в самые ранние этапы становления человеческой культуры, люди использовали музыку, танцы и ранние формы живописи как обрядовый и информативный инструмент, вполне функциональный и логичный. Исходя из этого, можно предположить, что осознанное творчество, которое можно было бы назвать искусством, родилось и развилось вместе с развитием социальной культуры и усложнением отношений внутри членов и групп первобытного общества, нераздельно сопровождая становление цивилизации.

Едва ли, даже если приложить огромные ментальные усилия, можно полноценно разделить понятия "культура" и "искусство". Культура, как охватывающая практически все аспекты жизни парадигма, в рамки которой вписываются любые формы творчества, труда, философии и межличностных отношений любого конкретного сообщества или всего человечества в целом, является индикатором, благодаря которому, словно по пульсу, можно определить, что общество еще живо.

Искусство, в свою очередь, является своеобразным средством самоанализа культуры, благодаря которому, она приобретает эстетическую форму, отражающую характер, суть и вектор культурной парадигмы своего времени. Именно через искусство, мы можем легко разграничить темное средневековье и эпоху возрождения, благодаря памятникам архитектуры, живописи, скульптуры и керамики мы можем делать выводы о высоком уровне эстетической культуры древних народов, ныне бесследно исчезнувших.

Собственно, каждый этап развития человеческого общества, каждый исторический поворот непременно сопровождался, или даже предсказывался, сменой вектора культурной парадигмы и искусства. Искусство своего рода отражение культуры, обогащающее, фокусирующее и украшающее жизненный путь человека и в то же время проявляющее различные течения внутри всех аспектов и этапов развития цивилизации.

Прецедент того, что во время тяжелых дней военного периода пульс культурной жизни в Южной Осетии так и не прервался, хотя, по очевидным причинам и был весьма прерывист и слаб – крайне воодушевляет. Поколения художников, музыкантов и поэтов, ни на один день не прекращавшие свой творческий путь, каждый день, совершенно безвозмездно, доказывали, что культура Осетии все еще жива, а значит жив и сам народ. Тот факт, что творчество, в самые тяжелые дни войны и во время долгого периода восстановления, зиждилось не на деньгах спонсоров и даже не общественном интересе, а на чистом энтузиазме самородков – делает его самой чистой формой искусства. В период современной истории Южной Осетии, разнообразный спектр творчества вызывает все больший интерес у местного населения. Молодые творцы и специалисты следом за общественными институтами встают на ноги, утверждаясь на своем пути и тем самым сохраняя преемственность культурной жизни родной Республики. Помимо ролей детектора внутренней энергии народа и лакмусовой бумаги, проявляющей процессы, происходящие в общественной жизни, искусство является окном, в котором чуткий зритель может увидеть образы скорого будущего, или по крайней мере надежду на его светлую версию. А надежда и на светлое будущее, вкупе со способностью искусства вдохновлять и проявлять лучшие качества человека, это то, что так нужно нашей Республике в начале ее долгого пути к светлому настоящему.

149

В Южной Осетии сообщили о новых случаях заражения COVID-19

33
(обновлено 10:42 14.04.2021)
За все время пандемии в Южной Осетии было выявлено 3278 случаев коронавируса, выздоровело 2911 человек

ЦХИНВАЛ, 14 апр — Sputnik, Залина Кулумбегова. В ПЦР-лаборатории Югосетпотребнадзора за минувшие сутки было проведено 93 исследования на коронавирус, три из них показали положительный результат, сообщила Sputnik замглавы санитарного ведомства Анна Гаглоева.

"Из проведенных за вторник тестов на выявление COVID-19 положительный результат выявлен у трех инфицированных", - сказала она.

Гаглоева добавила, что с учета врачей за сутки снято пять человек, общее количество выздоровевших за все время пандемии в Южной Осетии составляет 2911 человек. Под наблюдением врачей на стационарном и амбулаторном лечении на сегодняшний день остается 367 человек.

Всего в республике с начала пандемии было проведено 21 078 лабораторных исследований на выявление коронавирусной инфекции, положительный результат подтвердился у 3278 человек.

33
Теги:
Югосетпотребнадзор, коронавирус, пандемия
Темы:
Пандемия коронавируса