Авиационный ремонтный завод в Беларуси

Почему санкции ЕС не мешают НАТО ремонтировать боевые самолеты в Беларуси

79
(обновлено 20:55 15.01.2021)
Прямая материальная выгода заставляет отдельных союзников по НАТО пренебрегать извилистыми "европейскими ценностями", замечает военный обозреватель Александр Хроленко.

Военно-воздушные силы Болгарии в феврале примут последние из восьми модернизированных в Беларуси штурмовиков Су-25. Получат и оплатят услуги страны, "придавленной" тремя свежими пакетами санкций Евросоюза. Этот парадокс заслуживает самого пристального внимания.

Первый штурмовик Су-25 ВВС Болгарии (бортовой номер 246) завершил капремонт и модернизацию на 558-м авиаремонтном заводе в Барановичах (Республика Беларусь) в сентябре 2020 года – на фоне массовых протестов в стране. И должен был, в теории, остаться единственным. Ведь если европейские партнеры до конца принципиальны в своей санкционной политике, страны НАТО не должны оплачивать услуги белорусских предприятий ОПК. Образцом могут служить некоторые страны Балтии, которые "назло соседу" остались без запчастей для своих тепловозов. Однако болгарские СМИ сообщили, что в феврале ВВС страны получат два последних из восьми Су-25, прошедших восстановительный ремонт в Барановичах. Более того, София намерена модернизировать на 558-м авиазаводе еще шесть самолетов Су-25 (определяются финансовые параметры сделки). Откуда такая беспринципность?

По расчетам командования ВВС Болгарии, после белорусского капремонта "советские" штурмовики Су-25 будут эксплуатироваться до 2028 года, то есть до очередного ремонта с продлением службы, или до закупки новых "исконно натовских" истребителей F-16V Block70. А с последними не все хорошо.

Ранее болгарский президент Румен Радев запретил выполнение контракта стоимостью 1,256 миллиарда долларов на закупку восьми F-16 Block 70/72, якобы из-за нечетких сервисных гарантий в договоре. Полагаю, опытный военный летчик и экс-главком ВВС страны просто засомневался, стоит ли отдавать 157 миллионов долларов за каждый из восьми самолетов четвертого поколения, если истребитель F-35 пятого поколения продается некоторым союзникам почти в два раза дешевле? Примерно в это же время США уступили Тайваню (не союзнику по НАТО) истребители F-16 Block 70 новой постройки значительно дешевле – по 121 миллиону долларов за единицу. Болгария – страна небогатая. Очевидно, в сложившейся непростой финансово-экономической ситуации штурмовикам Су-25 болгарских ВВС придется служить еще много-много лет, и Беларусь сегодня очень выручает боевую авиацию балканского члена Североатлантического альянса.

Смешные деньги – серьезный результат

Болгарское правительство еще в ноябре 2018 года одобрило финансирование модернизации восьми штурмовиков Су-25 в сумме 43 млн. евро, однако 558-й авиазавод в Барановичах длительное время не мог приступить к ремонту болгарских Су-25 из-за "старых" санкций Евросоюза в отношении Беларуси. И все же капремонт болгарских штурмовиков советского производства в РБ состоялся. Чтобы обойти санкции, запрещающие членам ЕС торговать с Беларусью военным имуществом (которое может быть использовано для внутренних "репрессий"), парламент Болгарии внес поправки в национальное законодательство. Деньги важнее принципов европейской солидарности.

Барановичский 558-й авиаремонтный завод принял из Болгарии первый Су-25 (на борту белорусского Ил-76) 28 августа 2019 года, и восьмой самолет – 7 октября 2019 года. Все работы по планеру, двигателю, авионике выполнены оперативно и с высоким качеством. Три обновленные машины вернулись на авиабазу "Безмер" в октябре и еще три – в декабре 2020 года. Стоимость ремонта партии из 14 самолетов Су-25 (весь парк болгарских штурмовиков) составит 73,665 миллиона евро, то есть в разы дешевле покупки одного нового истребителя F-16 Block 70. Причем затраченные средства обеспечивают впечатляющий результат.

Начальник генштаба ВС Болгарии адмирал Эмиль Ефтимов и главком ВВС генерал-майор Димитар Петров на исходе 2020 года лично ознакомились с возможностями модернизированного Су-25 на авиабазе "Безмер", и пришли в восторг. На белорусском предприятии полностью обновлена навигационная система Су-25 (появилась спутниковая навигация ГЛОНАСС и GPS), расширены возможности применения ракетного вооружения, повышена точность поражения наземных целей при увеличении дальности, новая система связи позволяет обмениваться данными с наземными войсками и морскими силами. Ресурс фюзеляжей продлен на 800 летных часов, а турбореактивных двигателей Р-95Ш – на 500 часов. Модернизированный Су-25 значительно повысил боеспособность и эффективность в решении задач по предназначению. Неслучайно на брифинге командир авиабазы "Безмер" полковник Милен Димитров заявил: "После ремонта Су-25 стал совершенно другим, новым и современным самолетом".

Начальник генштаба ВС Болгарии адмирал Эмиль Ефтимов в свою очередь отметил, что это обновление – "наглядный пример консенсуса между политическим и военным руководством страны относительно того, куда вкладывать средства, когда после тщательного анализа, доказательства необходимости, определения перспективы, делается правильный инвестиционный выбор и достигаются необходимые результаты".

Высокая репутация и черная неблагодарность

Подрядчик для модернизации болгарских штурмовиков выбран неслучайно, белорусский 558-й авиаремонтный завод широко известен качеством услуг, превосходящим аналогичные на предприятиях ОПК Грузии или Украины. По понятным причинам, оборонные заводы РФ в списке потенциальных исполнителей не рассматривались (главный оппонент альянса). И специалисты белорусского предприятия в очередной раз подтвердили высокую репутацию, совершили технологическое чудо.

Реализована программа повышения боевых возможностей самолета Су-25, которая включает: расширение номенклатуры применяемых авиационных средств поражения (включая управляемые ракеты Р-73 "воздух-воздух" и Х-29Т "воздух-поверхность", формирование информационно-управляющего поля кабины, введение режима "навигационное бомбометание" (всепогодно, на высотах до 7000 м, без входа в зону поражения войсковой ПВО), установку аппаратуры радиотехнической защиты.

К примеру, комплекс РЭБ "Сателлит" (разработка 558-го завода) обеспечивает индивидуальную радиотехническую защиту летательных аппаратов всех типов от поражения высокоточным радиоуправляемым оружием авиационных ракетных комплексов перехвата и зенитных ракетных комплексов противника. Самолет защищает дезинформационная "картинка" в головках наведения управляемых ракет, на экранах радаров станций сопровождения и атакующих истребителей. При этом радиоэлектронные средства управления оружием противника не "видят" признаков помех, и "работают" по ложной маневрирующей цели. Комплекс "Сателлит- М 2" способен действовать автоматически, не отвлекая летчика.

На фоне неизменно корректного выполнения РБ всех своих обязательств и международного законодательства главы МИД стран ЕС договорились ввести санкции против компаний, "финансирующих режим Лукашенко". Ограничения коснулись и белорусских оборонных предприятий: МЗКТ (колесные базы для тяжелых комплексов вооружений), 140-й ремонтный завод (ремонт танков), электромеханический завод "Агат" (разработка автоматизированных систем управления), "Белтехэкспорт" (продажа военной техники за рубеж). Крупнейшие предприятия страны - государственные, поэтому санкции всех "пакетов" направлены против РБ, как гибридное оружие на поле боя.

79
Тяжёлый дальний транспортный самолёт АН-124-100

Ан-124 "Руслан": зачем России возрождать производство авиагиганта

33
(обновлено 17:41 04.03.2021)
Тяжелый дальний военно-транспортный самолет Ан-124 "Руслан", который более 30 лет остается самым большим и совершенным из серийных аналогов в мире, может получить модернизированный облик и вторую жизнь в России, отмечает военный обозреватель Александр Хроленко

В ходе совещания на ульяновском предприятии "Авиастар-СП" 2 марта министру обороны Сергею Шойгу предложили возобновить производство самолета Ан-124 "Руслан". На Ульяновском авиазаводе до 2004 года выпустили 36 из 56 машин этого типа, в 2020 году здесь отремонтировали шесть самолетов Ан-124, и технологический уровень предприятия позволяет в кратчайшие сроки наладить серийное производство "Русланов".

Предложение ульяновских авиастроителей непростое, ведь ранее подобная инициатива много лет исходила от Министерства обороны РФ. Но что-то постоянно мешало этому проекту. Так, решение 2006 года о возобновлении в Ульяновске серийного производства "Русланов" в кооперации с предприятиями Украины пришлось свернуть, поскольку за 8 лет украинская сторона так и не поставила двигатели. В Минпромторге РФ считали, что в производстве Ан-124 не было острой необходимости, ведь ремонт существующего парка позволяет эксплуатировать "Русланы" до конца 2040-х годов (ресурс работоспособности – 50000 часов, 10000 вылетов или 45 лет). С другой стороны, то же ведомство допускает производство аналогичного Ан-124 российского сверхтяжелого транспортного самолета после 2020 года. Возможно, именно сейчас открываются новые перспективы "Руслана" и российской военно-транспортной авиации (ВТА).

Тревожные события последних лет в Сирии, Нагорном Карабахе и других горячих точках планеты доказали важность компоненты тяжелой ВТА для оперативной переброски войск, вооружений и материальных средств. Напомню, базовый военно-транспортный "Руслан" способен со скоростью 850 км/час перенести 120 тонн на 4800 км (при загрузке 80 тонн максимальная дальность возрастает до 7500 км). Американский аналог Lockheed C-5 Galaxy значительно уступает по грузоподъемности. Однако в Минобороны РФ эксплуатируется лишь около десяти Ан-124. Новые вызовы и угрозы требуют количественного и качественного роста ВТА.

Впервые в истории

Непростая военно-политическая обстановка сохраняется в Сирии. Ситуация может потребовать мобильного подкрепления, поэтому на сирийской земле расширяется сеть оперативных аэродромов ВКС России. По информации американского издания The Drive, длина ВПП в Хмеймиме увеличена до 3,2 км, что позволяет принимать "сильно загруженные" тяжелые военно-транспортные самолеты Ан-124 "Руслан".

Ранее военно-транспортная авиация (включая самолеты Ан-124) оперативно перебросила из России в Армению 1960 военнослужащих из состава миротворческого контингента в Нагорном Карабахе – со штатным вооружением и техникой (90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники). Подобные операции ВТА необходимо отрабатывать заранее, иметь резервные самолеты, экипажи, маршруты и аэродромы.

В Брянской области в середине января состоялись (впервые в российской истории) совместные учебно-тренировочные полеты экипажей Сещинского и Тверского авиационных полков с одновременным участием шести стратегических военно-транспортных самолетов Ан-124-100 "Руслан". Цель полетов – совершенствование навыков экипажей в одновременной переброске на большие расстояния личного состава воинских подразделений со штатным вооружением и военной техникой. По данным Минобороны РФ, шесть "Русланов" могут взять на борт более 3000 военнослужащих или до 48 единиц бронетехники.

В ситуации внезапного военного конфликта войска, дислоцированные на всей территории РФ должны действовать как единый организм, оперативно реагировать на любое изменение обстановки. Для этого могут понадобиться десятки и сотни самолетов ВТА, и в ближайшее время на Ульяновском авиазаводе работы наверняка прибавится.

Второе пришествие

Самолет Ан-124-100 "Руслан" способен поднять в воздух более 120 тонн груза (880 экипированных военнослужащих или четыре вертолета Ми-8, или ракету длиной 18 метров, или 18 легковых автомобилей). Кроме Минобороны, в различных структурах России эксплуатируются еще 20 таких самолетов (Государственная авиакомпания "224-й летный отряд", компания "Волга – Днепр"). Для сравнения, украинские "Авиалинии Антонова" имеют всего 7 машин.

Безусловно, количество тяжелых машин типа Ан-124 в России будет расти. Вероятно, цифровая модернизация, новые российские двигатели НК-32 или ПД-14, значительные изменения авионики и конструкции шасси приведут к выпуску тяжелого военно-транспортного самолета под другим наименованием. К примеру, в НАТО Ан-124 давно называют "Кондор". Непреодолимых препятствий для возрождения производства тяжелых военно-транспортных самолетов на заводе в Ульяновске не существует.

На украинском госпредприятии ANTONOV считают подобное производство невозможным без украинского участия, но ранее Минпромторг РФ заявил, что ANTONOV, как держатель сертификата на самолет Ан-124, не выполняет своих обязательств по поддержанию летной годности машин в России, и неизбежно привлечение российской промышленности. Ульяновское предприятие "Авиастар-СП" не первый год осуществляет сервисное обслуживание и модернизацию "Русланов" в тип Ан-124-100 (вариант ВТА) и Ан-124-100-150 (максимальная загрузка – 150 тонн). Попытки "приватизации" советской конструкторской мысли тщетны, а современные киевские тезисы об "украинском происхождении" Ан-124 не выдерживают критики.

Самолет Ан-124 создавался в Советском Союзе, в кооперации авиапредприятий Воронежа, Ульяновска, Киева. Принят на вооружение Советской армии в 1991 году. Изначально предназначался для переброски по воздуху мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, которыми независимая Украина не располагает. В Ульяновске было выпущено 36 из 56 "Русланов", и неслучайно в списке из четырех наименований продукции украинской фирмы ANTONOV сегодня Ан-124 отсутствует. Состояние украинского авиапрома позволяет лишь мечтать о производстве крылатых гигантов. Технологическая деградация – надежный "партнер" всех стран постсоветского пространства, которые в одностороннем порядке рвут традиционные связи с Россией. Кстати, всемирно известный советский авиаконструктор Олег Антонов – уроженец Московской губернии, учился в Саратове и Ленинграде, начинал конструкторскую работу в Москве. С 1946 года возглавлял Сибирский научно-исследовательский институт авиации, который в 1952 году перебросили в Киев.

33
Акция националистов в Киеве

Как коллективный Запад защищает убийцу от "щупалец Русского мира"

35
(обновлено 12:15 04.03.2021)
Весна пришла — и от президента Украины Владимира Зеленского традиционно требуют "посадок". Напомним, это связано с одним из самых популярных его предвыборных лозунгов: "Весна придет — сажать будем".

Ровно год назад он даже хотел подарить правоохранителям календарь с напоминанием о наступлении весны и, соответственно, о начале эпохи обещанных приговоров.

Оправдываясь за невыполнение данного лозунга, Зеленский как-то за рулем чужой Tesla перечислил несколько фамилий задержанных чиновников, торжественно пообещав: "А дальше будут приговоры по этим людям". Правда, всех названных им подозреваемых отпустили в первые же недели после того заявления, а их дела довольно быстро сошли на нет, пишет обозреватель РИА Новости Владимир Корнилов.

И вот последовал первый громкий судебный вердикт эпохи Зеленского. Двадцать третьего февраля Приморский суд Одессы приговорил известного праворадикала, лидера одесского "Правого сектора"* Сергея Стерненко и его подельника Руслана Демчука — каждого к семи годам тюремного заключения. И это вызвало бурю протестов со стороны ультраправых, которые в тот же день устроили беспорядки под зданием офиса президента. А киевские издания вышли с обложками "Пришла весна, не тех сажают".

В общем-то, не поспоришь — действительно, от Зеленского давно ожидали посадки топ-коррупционеров во главе с Петром Порошенко, которому его оппонент на знаменитых стадионных дебатах громогласно заявил: "Я — ваш приговор!" Мало того, команда победившего президента в 2019 году обещала сажать именно чиновников. Во всяком случае, так заявлял и Руслан Рябошапка, назначенный тогда же генпрокурором Украины. Но, в конце концов, приговор по Стерненко — это хоть что-то, хоть какая-то посадка. Тем более что в суде были представлены более чем обоснованные доказательства причастности обвиняемого к вооруженному разбою, похищению человека и грабежу.

А теперь тот же Рябошапка (уже будучи отставленным) чуть ли не хвастается, что именно при нем дело, по которому сейчас приговорили Стерненко, "фактически было похоронено". А еще более резонансное дело с участием лидера одесских радикалов (убийство человека в прямом эфире) было публично заблокировано Рябошапкой после личной встречи с подозреваемым, что в правовом государстве представить очень сложно.

Заметим, Рябошапка всегда пользовался репутацией человека, очень близкого к посольству США и людям Джорджа Сороса (на Украине их принято называть "соросятами"). И тут мы подходим к самому интересному: последние акции четко выявили, что против приговора праворадикалу Стерненко активнее всего выступили даже не его "побратимы"-националисты, а именно те самые "соросята". К примеру, на судебное заседание лично поехала гражданка США Ульяна Супрун, известная в народе как "Доктор Смерть" за годы ее руководства Министерством здравоохранения Украины. Причем она не скрывала, что ехала в Одессу, чтобы "защитить Сергея Стерненко от щупалец рускава мира (так в оригинале. — Прим. авт.) и не дать режиму Авакова — Зеленского взять в плен очередного невинного человека".

Не менее откровенно высказался и Александр Сушко, глава фонда "Возрождение", являющегося представительством фонда Джорджа Сороса в Киеве. Тот сразу после приговора Приморского суда фактически призвал к наложению санкций СНБО Украины "на судебную систему или на ее отдельные институции" — якобы в связи с "определенными угрозами национальной безопасности". Подобные призывы из уст прямого представителя Сороса не оставляют никаких сомнений в том, что вмешательство американского миллиардера во внутриукраинские процессы — это не конспирологические теории.

Кстати, показательна и та акция в защиту Стерненко, которая произошла под стенами офиса президента и Генпрокуратуры в минувшую субботу. Если во время первой, стихийной демонстрации сразу после оглашения приговора суда роль заводил играли праворадикалы (например, бывший нардеп Владимир Парасюк), то во время субботней, запланированной акции одним из основных ее организаторов стал глава Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин — персона, более чем близкая к посольству США.

Неудивительно, что и конечные требования митинга содержали не только освобождение Стерненко, но и скорейшее проведение так называемой судебной реформы. А именно этого (на деле — закрепления тотального контроля Запада над украинскими судами) в ультимативной форме потребовали недавно от Зеленского послы "Большой семерки". И именно потому следующую акцию в поддержку Стерненко анонсировали на 9 марта — день, когда в Киеве запланирован съезд судей.

Итак, США, послы G7 и структуры Сороса активнейшим образом подключились к кампании за немедленное освобождение праворадикала. Потому-то ни у кого нет особых сомнений в том, что в ближайшее время человек, в судебном порядке признанный разбойником и грабителем, окажется на свободе — об этом украинские политики говорят с экранов прямо и откровенно

Самое поразительное, что в ходе обсуждений дела Стерненко, за которое он получил приговор, никто особо даже и не выражает сомнений в том, что он и его подручные в апреле 2015 года действительно похищали и жестоко пытали человека — одесского политика Сергея Щербича. Но это даже ставят радикалу в плюс — ведь потерпевший является "ватой" (как на Украине принято называть людей, не поддержавших Майдан и войну в Донбассе). Это подчеркивают все те, кто выступает в поддержку Стерненко. К примеру, Петр Порошенко трактовал эти обвинения так: "защищал Одессу от прокремлевской агентуры и противодействовал планам по созданию Новороссии".

А адвокат Маси Найем, защищающий Стерненко в суде, в оправдание своего подзащитного просто зачитал биографию потерпевшего: в 2011 году являлся руководителем районной ячейки партии "Родина", в 2013-м агитировал за Януковича, в 2014 году участвовал в митингах "антимайдана". Заявив это, Найем даже не стал комментировать данные факты — мол, какие еще могут быть вопросы к тем, кто пытал "сторонника Русского мира"?

Для адвоката, для Порошенко, для Супрун даже нет вопросов по поводу мотивов Стерненко. Ну да, пытал, похищал, грабил, но ведь все это — в отношении "ватника", для защиты Украины "от Новороссии". Найем считает ключевым лишь один пункт: у Стерненко и его подельников не было "злого умысла" с целью похитить у Щербича 300 гривен (все, что было у местного политика при себе в момент захвата его националистами). То есть само похищение и пытки оправданны — вы же слышали биографию потерпевшего, — а 300 гривен были отобраны "без умысла", а значит, и нет состава преступления. Поразительный, очень либеральный подход к трактовке тяжких преступлений! Но именно так сейчас и работает система на Украине. И это, как мы видим, вполне устраивает западных покровителей.

Стоит подчеркнуть, что речь идет лишь о деле по разбою, совершенному Стерненко в 2015 году. Убийство, которое он совершил в 2018-м, похоже, уже сошло ему с рук. Не говоря уже о более мелких прегрешениях. Скажем, другой праворадикал Андрей Билецкий открыто говорит о Стерненко: "Вся Одесса прекрасно знает, что это человек, который занимался публичными домами и наркопритонами". Сей факт так же открыто признают представители Одесской прокуратуры, но защитники убийцы даже умудряются ставить радикалу это в заслугу — мол, нашел наркодилеров быстрее правоохранителей, пусть потом и "крышевал" их.

Возникает закономерный вопрос: зачем же Западу нужно столь откровенно поддерживать и раскручивать отъявленного уголовника и убийцу? Заметьте, фамилия второго фигуранта того же дела о пытках, также приговоренного к семи годам, особо и не звучит ни на митингах, ни в громких заявлениях "соросят". В Демчука не вкладывали такие средства и усилия, чтобы мараться теперь и об него тоже.

А вот Стерненко, похоже, очень нужен. Поскольку именно он может в нужный для Запада момент одернуть и Порошенко, призвав "валить" его из любого калибра, и Зеленского, используя в адрес того словечки вроде "чмо". Похоже, западные хозяева Украины понимают, что для эффективного контроля киевской власти недостаточно полностью подмять под себя судебную и антикоррупционную систему. Им необходимо также поддерживать постоянное давление улицы. Значит, нужны и более подконтрольные лидеры этой улицы. А чем можно намертво привязать к себе совершенное отребье в лице уголовников, футбольных хулиганов и нацистов, составляющих основу уличного протеста на Украине? Конечно, кровью.

В этом плане Стерненко особенно полезен для западных посольств и структур Сороса. А это значит, что те и дальше будут активно защищать убийцу и закрывать глаза на его дальнейшие "шалости" после выхода из тюрьмы. А в том, что этот выход в ближайшее время продавят, мало кто сомневается.

*Террористическая организация, запрещенная в России

35
Блины

Диетолог рассказала, как правильно есть блины на широкую Масленицу

0
(обновлено 22:34 05.03.2021)
В преддверии масленичной недели эксперты по здоровому питанию рассказали, как правильно есть блины с пользой для здоровья.

ЦХИНВАЛ, 5 мар — Sputnik. Врач-диетолог Елена Соломатина рекомендовала не наедаться блинами во время масленичных гуляний, пишет в пятницу РИА Новости.

Масленичная неделя в 2021 году начнется 8 марта и продлится до 15 марта. Сырная седмица славится сытной и обильной пищей. Главное блюдо праздника — блины, которые на Масленицу пекут в огромных количествах с разнообразными начинками.

По словам диетолога, при употреблении блинов следует помнить, что блины – сытное и калорийное блюдо. Будет лучше, разделить блины с начинкой на несколько приемов пищи и есть их вместо основного блюда.

Кроме того, Соломатина призвала россиян быть осторожнее со сладкими блинами – такое угощение, да еще и с начинкой, оказывает слишком тяжелое воздействие на организм.

0