Степанакертский аэропорт. Архивное фото

Аэропорт Степанакерта от военных нужд до гражданского использования?

128
(обновлено 10:55 02.12.2020)
Российская миротворческая операция в НКР отличается сложнейшей логистикой. Реконструкция и модернизация аэродрома в Степанакерте позволит принимать военно-транспортные самолеты ВКС РФ, создаст новые операционные возможности, решит многие проблемы снабжения группировки

Карабах связывает с Арменией только Лачинский коридор шириной 5 километров. Дорога – под присмотром российских миротворцев, и все же остается крайне уязвимой в случае возможного обострения обстановки в регионе. В перспективе – непростое строительство новой дороги (коридора), и передача Азербайджану города Лачин. Однако оперативная доставка людей и грузов необходима уже сегодня, отмечает военный обозреватель Александр Хроленко.

Путь по автомобильным дорогам от Степанакерта до Еревана (авиабаза Эребуни, аэропорт Звартноц) – 320 км. В первые дни операции миротворцы выдвигались в Степанакерт этим маршрутом. Затем (28 ноября) освоили комбинированный маршрут: вагоны с грузами и техникой из России прибывают на азербайджанскую железнодорожную станцию Барда и после перегрузки на автомашины – около 100 км пути по маршруту Барда – Агдам – Степанакерт. Куда ни кинь маршрут, дорога дальняя.

Оперативная переброска подразделений, техники и грузов на сотни километров в условиях Нагорного Карабаха превращается в сложную войсковую операцию. Два раза в год – ротация личного состава группировки миротворцев. Осложнение обстановки в регионе может потребовать дополнительных сил и средств. При этом в девяти километрах от Степанакерта имеется аэропорт Ханкенди, который гипотетически способен принимать тяжелую военно-транспортную авиацию. Полеты здесь прекратились в начале 1990-х из-за боевых действий. Инфраструктура аэропорта пострадала от ракетных обстрелов со стороны Азербайджана в сентябре и октябре 2020 года, но длина взлетно-посадочной полосы (ВПП) составляет 2200 метров. Рельеф местности позволяет, при необходимости, удлинить полосу на 1000 метров, и построить рядом вторую. Цена возрождения и модернизации аэропорта близ Степанакерта при ближайшем рассмотрении может оказаться не дороже многолетних дальних рейсов, громадных затрат времени и сил. Аэропорт также может стать логистическим центром для переброски гражданских грузов, и важным слагаемым экономического роста Нагорного Карабаха в перспективе.

Дорога дальняя и опасная

Российские миротворцы на наблюдательных 23 постах, круглосуточно контролируют соблюдение режима прекращения огня в Нагорном Карабахе, обеспечивают безопасность движения автотранспорта и перемещения местного населения по Лачинскому коридору. С 14 ноября благополучно вернулись в свои дома более 26 тысяч беженцев. В регионе активно работают российские саперы, военные медики, сотрудники МЧС.

Решение миротворческих задач требует постоянной мобильности. Специальный протокол, подписанный Москвой и Баку на основе трехстороннего соглашения Россия – Азербайджан – Армения о прекращении карабахской войны, предусматривает разблокирование транспортных коммуникаций между Азербайджаном и Арменией. Очевидно, этот документ снимает запреты не только на земле, но и в небе. Имея ввиду полеты в аэропорт Степанакерта. Прямой маршрут из России снял бы многие проблемы логистики и снабжения, создал бы новые операционные возможности войсковой группировки 15-й миротворческой бригады.

Ранее Грузия по просьбе Азербайджана и Армении открыла свое воздушное пространство для российской военно-транспортной авиации, самолеты которой совершали полеты в Ереван. Далее – в Степанакерт – неизбежный и длительный марш на технике. Теперь самое время полностью разблокировать небо региона. Это может пойти на пользу проекту строительства дороги из Азербайджана в Нахичеванскую автономию.

Закрытое небо

Аэродром Степанакерта уже ремонтировался и был готов принять самолеты в 2012 году. Но этого не произошло из-за противодействия Баку. Однако после заключения трехстороннего соглашения и начала российской миротворческой операции обстановка в регионе в корне изменилась. Пора пересмотреть подходы к безопасности полетов, и отменить запреты. Тем более что имеются прецеденты азербайджанско-армянского "взаимозачета": рейсы из Баку в Нахичевань летают через международные коридоры над Арменией, и армянские авиакомпании используют международно-защищенные воздушные коридоры над территорией Азербайджана.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев сегодня заявил: "Наступит день, когда проживающие сегодня в Нагорном Карабахе армяне и азербайджанцы, которые обязательно туда вернутся, вновь будут жить в условиях добрососедства. Здесь есть логистические вопросы, транспортные вопросы, энергетическая безопасность. Мы рассмотрим все эти вопросы". Это обнадеживает. И, если высокогорный аэропорт вскоре расправит крылья, это пойдет на пользу региональному миру и стабильности.

128
Реджеп Тайип Эрдоган

Эрдоган не прав, но Европу не жалко

44
(обновлено 14:51 13.04.2021)
Турция заморозила сделку по закупке вертолетов у итальянской компании Leonardo стоимостью 70 миллионов евро. Также предупреждения о возможных проблемах получили еще три крупные итальянские компании, среди которых Ansaldo Energia, строящая в Турции электростанции.

Причина демарша Анкары — в дипломатическом скандале, бушующем в двусторонних отношениях. В прошлый четверг премьер-министр Италии Марио Драги назвал Реджепа Тайипа Эрдогана диктатором, причем уточнил, что с ним все равно необходимо сотрудничать, отмечает колумнист РИА Новости Ирина Алкснис.

Турецкий МИД немедленно вызвал итальянского посла. Глава ведомства Мевлют Чавушоглу назвал высказывания Драги неприемлемой популистской риторикой. Теперь вот прилетело и итальянскому бизнесу.

Скандал органично продолжил ухудшение отношений Турции и Европы, очередное обострение которых было спровоцировано инцидентом с отсутствующим стулом для главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен на переговорах в Анкаре, что случилось буквально за день до заявлений Драги. Итальянский премьер прошелся и по этому поводу, назвав произошедшее "неподобающим поведением" со стороны Эрдогана.

Всю эту историю можно рассматривать как аналог чашки Петри, в которой отражается суть текущей ситуации на международной арене. Ну и, разумеется, она чрезвычайно наглядно иллюстрирует особенности внешней политики обеих вовлеченных сторон.

"Зачинщиком" эскалации на этот раз является, конечно, Анкара. Любые оправдания действий турок на переговорах, попытки объяснить, что все так случайно у них со стулом получилось, откровенно неубедительны. Вне всякого сомнения, это был осознанный вызов со стороны Эрдогана. Да турецкие официальные лица этого и не скрывают. Чавушоглу категорически заявил, что на встрече "все было согласно принятым международным правилам и обычному протоколу".

А Европа — в лице двух самых высокопоставленных должностных лиц ЕС — проглотила унижение. Урсула фон дер Ляйен сама предпочла "сосредоточиться на сущности переговоров", присев сбоку на диванчик. В свою очередь, председатель Евросовета Шарль Мишель сделал вид, что не заметил вопиющего нарушения дипломатического протокола и просто хамства турецкой стороны.

То есть при всей возмутительности действий Анкары в сухой остаток выпал факт, что европейцы позволили так с собой обращаться. А любые потуги сохранить лицо постфактум идут по разряду "после драки кулаками не машут". Это относится и к высказываниям итальянского премьер-министра.

Заявление Марио Драги обнажает внешнеполитический тупик, в который завела себя Европа, да и Запад в целом. В его основе привычка — та самая, что становится второй натурой, — учить жизни окружающих и свободно навешивать ярлыки на международных партнеров, позиционируя себя выше других, и никак не соотносить демонстрируемую уверенность в собственном превосходстве с реалиями окружающего мира.

Обозвать президента другой страны диктатором и тут же признать необходимость сотрудничества с ним — в этой конструкции европейцев ничего не смущает. Да это и понятно, поскольку за последние десятилетия данный подход стал для Запада обычным делом и применяется к любым внешнеполитическим оппонентам, будь то Россия, Китай и еще несколько десятков стран. Та же фон дер Ляйен неоднократно критиковала турецкие власти и лично Эрдогана по вопросам политического устройства, демократии и прав человека, то есть влезая в сугубо внутренние дела другого государства.

Можно осуждать — и это будет вполне обоснованно — внешнеполитический стиль турецкого президента, который старательно столбит за собой роль главного мирового скандалиста и хулигана. Но Эрдоган пришел на уже возделанное поле современной международной политики, которое усилиями Европы и США превратилось в вопиюще несправедливую и запредельно лицемерную систему. Западные державы настолько давно отказались от базовых принципов баланса интересов, взаимоуважения и невмешательства в чужие дела, что банально не слышат и не понимают, о чем идет речь, когда их призывают соблюдать правила и нормы классической дипломатии.

Зато, как выясняется, метод прямолинейной грубости в отношениях с ними работает — и весьма доходчив.

Более того, инцидент со стулом доказал, что Европа не способна должным образом реагировать на подобные вызовы. Видимо, дает о себе знать крайняя забюрократизированность европейских процессов, где любой вопрос требует длительных обсуждений и бесчисленных согласований. В результате в ситуации, в которой фон дер Ляйен и Мишелю стоило бы просто развернуться и покинуть переговоры, они дружно выставили собственную сторону в уязвимом и неприглядном свете.

Главная же проблема для Европы заключается в том, что многие годы она вместе со Штатами демонстрировала, что воспринимает как слабость соблюдение геополитическими конкурентами традиционных дипломатических принципов и правил. Зато теперь она выказала свою неспособность противостоять бесцеремонному нахрапу.

А это означает, что почти наверняка найдутся страны, которые извлекут для себя полезный урок из происходящего — и раз на Западе их не слышат и не понимают по-хорошему, они попробуют по-плохому.

44
Выставка Памяти предков.

Искусство как зеркало. Как развитие культурной жизни в Южной Осетии отражает дух времени

149
(обновлено 00:41 11.04.2021)
Какова роль искусства в развитии культуры и общественных институтов государства? О том, как творчество формирует, преображает и предсказывает этапы жизни народа – в материале Sputnik

Искусство, наряду с наукой, является основным способом познания человеком окружающего мира, однако, в отличие от строгих эмпирических канонов и стремлению к точности в научном подходе, искусство познает мир через эмоции и трактовку, совершенно не стремясь к точности, а зачастую нарочно ее избегая.

По мнению антропологов, в самые ранние этапы становления человеческой культуры, люди использовали музыку, танцы и ранние формы живописи как обрядовый и информативный инструмент, вполне функциональный и логичный. Исходя из этого, можно предположить, что осознанное творчество, которое можно было бы назвать искусством, родилось и развилось вместе с развитием социальной культуры и усложнением отношений внутри членов и групп первобытного общества, нераздельно сопровождая становление цивилизации.

Едва ли, даже если приложить огромные ментальные усилия, можно полноценно разделить понятия "культура" и "искусство". Культура, как охватывающая практически все аспекты жизни парадигма, в рамки которой вписываются любые формы творчества, труда, философии и межличностных отношений любого конкретного сообщества или всего человечества в целом, является индикатором, благодаря которому, словно по пульсу, можно определить, что общество еще живо.

Искусство, в свою очередь, является своеобразным средством самоанализа культуры, благодаря которому, она приобретает эстетическую форму, отражающую характер, суть и вектор культурной парадигмы своего времени. Именно через искусство, мы можем легко разграничить темное средневековье и эпоху возрождения, благодаря памятникам архитектуры, живописи, скульптуры и керамики мы можем делать выводы о высоком уровне эстетической культуры древних народов, ныне бесследно исчезнувших.

Собственно, каждый этап развития человеческого общества, каждый исторический поворот непременно сопровождался, или даже предсказывался, сменой вектора культурной парадигмы и искусства. Искусство своего рода отражение культуры, обогащающее, фокусирующее и украшающее жизненный путь человека и в то же время проявляющее различные течения внутри всех аспектов и этапов развития цивилизации.

Прецедент того, что во время тяжелых дней военного периода пульс культурной жизни в Южной Осетии так и не прервался, хотя, по очевидным причинам и был весьма прерывист и слаб – крайне воодушевляет. Поколения художников, музыкантов и поэтов, ни на один день не прекращавшие свой творческий путь, каждый день, совершенно безвозмездно, доказывали, что культура Осетии все еще жива, а значит жив и сам народ. Тот факт, что творчество, в самые тяжелые дни войны и во время долгого периода восстановления, зиждилось не на деньгах спонсоров и даже не общественном интересе, а на чистом энтузиазме самородков – делает его самой чистой формой искусства. В период современной истории Южной Осетии, разнообразный спектр творчества вызывает все больший интерес у местного населения. Молодые творцы и специалисты следом за общественными институтами встают на ноги, утверждаясь на своем пути и тем самым сохраняя преемственность культурной жизни родной Республики. Помимо ролей детектора внутренней энергии народа и лакмусовой бумаги, проявляющей процессы, происходящие в общественной жизни, искусство является окном, в котором чуткий зритель может увидеть образы скорого будущего, или по крайней мере надежду на его светлую версию. А надежда и на светлое будущее, вкупе со способностью искусства вдохновлять и проявлять лучшие качества человека, это то, что так нужно нашей Республике в начале ее долгого пути к светлому настоящему.

149
Транскам

Движение по Транскаму возобновлено

28
(обновлено 10:04 14.04.2021)
Во вторник движение по трассе прерывалось дважды из-за непогоды и сильного камнепада

ЦХИНВАЛ, 14 апр - Sputnik, Диана Козаева. Движение автотранспорта по Транскавказской магистрали возобновлено в среду с 10 утра, сообщили в пресс-службе МЧС Южной Осетии. 

Накануне Транскам дважды за сутки закрывался из-за неблагоприятных погодных условий и сильных камнепадов. 

"Дорожные службы расчистили трассу от камней, тем самым обеспечив безопасный проезд автотранспорта", - отметили в пресс-службе МЧС. 

Транскавказская автомагистраль проходит в высокогорье и является единственной дорогой, соединяющей Южную Осетию с Россией. Длина трассы составляет 164 километра - российская часть составляет 97 километров, участок от южного портала Рукского тоннеля до Цхинвала - 33 километра.

28