Интервью президента Сирии Б. Асада РИА Новости

О войне в Сирии, ситуации в Карабахе и российской вакцине: большое интервью Башара Асада

89
(обновлено 13:18 08.10.2020)
Президент Сирии Башар Асад рассказал в интервью РИА Новости, приуроченном к пятилетию с начала операции российских вооруженных сил в САР, считает ли, что война в стране закончилась, а также о причинах эскалации ситуации в Карабахе и будущих выборах президента США

– Господин президент, спасибо вам большое за возможность провести это интервью в те дни, когда отмечается пятилетие со дня начала российской операции в Сирии. Спустя пять лет, можете ли вы сказать, что война в Сирии завершилась?

– Нет, определенно нет. Пока террористы занимают некоторые районы нашей страны и совершают различного рода преступления и убийства, война не закончена. И я думаю, что их руководители намерены сделать так, чтобы она продолжалась еще долгое время. Вот, что нам кажется.

Интервью президента Сирии Б. Асада РИА Новости
© Sputnik / РИА Новости
Интервью президента Сирии Б. Асада РИА Новости

– Какие моменты героизма россиян вы помните и храните в сердце? Какие из них, на ваш взгляд, заслуживают того, чтобы рассказывать о них внукам?

– Их так много. Я помню, конечно, многие из них. Спустя пять лет сотрудничества сирийской и российской армий в жестокой войне, я думаю, что героизм становится коллективным актом. Это не что-то индивидуальное, это не только несколько конкретных случаев героизма, о которых вы помните. Например, если вспоминать о военных пилотах, воздушных силах, то российские летчики продолжали совершать вылеты против террористов ежедневно, рискуя своими жизнями, а несколько самолетов были сбиты террористами. Если говорить о других офицерах, то они до сих пор поддерживают сирийскую армию не в тылу, а на передовой, а некоторые из них погибли как мученики. Так что однажды я расскажу своим внукам не только о героизме, но и об общих ценностях наших армий, которые сделали нас братьями в ходе войны. Благородные ценности, верность своему делу, защита мирного населения, защита невинных. Много чего можно рассказать об этой войне.

– А какой момент стал для вас поворотной точкой в этой войне?

– Сейчас прошло уже почти 10 лет с момента начала войны, так что я могу назвать несколько поворотных точек, а не одну. Первая случилась в 2013 году, когда мы начали освобождать от "Ан-Нусры" много районов, особенно расположенных в центральной части Сирии. Затем в 2014 году на другом направлении боевики ИГИЛ внезапно появились при американской поддержке и захватили одновременно очень важную часть территорий в Сирии и Ираке. Это был момент, когда террористы начали захват других районов, потому что ИГИЛ удалось отвлечь армию САР от выполнения ее миссии по освобождению западной части страны. После этого другим поворотным моментом стал приход в Сирию россиян в 2015 году, и мы вместе начали освобождать множество районов. На этом этапе после того, как россияне пришли поддержать армию Сирии, я бы назвал еще одной поворотной точкой освобождение восточной части Алеппо. Это тот момент, с которого началось освобождение других районов Сирии. Это было важно из-за значимости Алеппо, потому что этот момент стал началом крупномасштабного освобождения территории, которое продолжилось позднее в Дамаске, затем, совсем недавно, в оставшейся части Алеппо, а также в других районах на востоке и юге Сирии. Это и есть поворотные моменты. Если сложить их вместе, то все они являются стратегически важными, все из них изменили ход этой войны.

– Теперь об актуальных событиях. Мы в России сейчас следим за региональным конфликтом Армении и Азербайджана. И, конечно, Турция играет в нем свою роль. Не буду судить, негативную или позитивную. Но хотел бы задать вопрос о Турции и политике Эрдогана. В последние годы Турция старается максимизировать свое международное влияние. Мы видим ее присутствие в Ливии, вмешательство в ситуацию в Сирии, территориальные споры с Грецией, а теперь – открытую поддержку Азербайджана. Что вы думаете о таком поведении Турции и лично Эрдогана? Должно ли международное сообщество уделять больше внимания этому нео-османизму?

– Позвольте мне высказаться откровенно и четко. Эрдоган поддерживает террористов в Сирии, он поддерживает террористов в Ливии, он был главным подстрекателем и инициатором начавшегося недавно конфликта в Нагорном Карабахе между Азербайджаном и Арменией. Так что в целом его поведение опасно. По разным причинам. Во-первых, потому что оно - отражение линии Братьев-мусульман, а они – экстремистская, террористическая группировка. Во-вторых, он начинает войны в различных регионах, чтобы отвлечь общественное мнение в Турции от его действий внутри страны, особенно после его скандальных связей с ИГИЛ в Сирии. Все знают, что ИГИЛ продавала сирийскую нефть через Турцию под прикрытием американских ВВС, и о том, конечно же, что турки участвовали в торговле этой нефтью. Таковы его цели, и это опасно. К вопросу о том, должно быть международное сообщество быть в курсе этого или нет. Термин "международное сообщество" в действительности означает лишь небольшую группу стран - великие державы и богатые страны. Назовем их влиятельными на политической арене странами. Большинство этого международного сообщества – соучастники Турции по поддержке терроризма. Так что они знают, что делает Турция, им нравится, что она делает, Турция – инструмент этих стран по внедрению в этом регионе их политики, претворения в жизнь их идей. Поэтому – нет, мы совсем не можем рассчитывать на международное сообщество. Можно было бы рассчитывать на международное право, но его не существует: нет институтов, которые обеспечивали бы применение этого права на практике. Так что нам в Сирии приходится полагаться на себя и помощь друзей.

Нагорный Карабах: Россия, США и Франция думают, как остановить кровопролитие
© Ruptly . Sputnik, Министерство обороны Азербайджана, Министерство обороны Армении

– И еще о конфликте в Нагорном Карабахе. Поступают сообщения о том, что террористов из группировок, которые раньше воевали в Сирии, перебрасывают в зону армяно-азербайджанского конфликта. Можете ли вы это подтвердить? Есть ли у вас данные о том, что боевики направляются из Сирии в…?

– Мы определенно можем это подтвердить, но не потому что у нас есть доказательства. Иногда доказательств нет, но есть указания на это. Турция использовала в Сирии террористов из разных стран. Она использовала те же методы в Ливии – использовала там террористов из Сирии, может, из других стран. Так что то, что она использует те же методы в Нагорном Карабахе, не требует доказательств, это очень вероятно, потому что, как я уже сказал, именно Турция привела к этой проблеме, начала этот конфликт: она его поощряла. Турция хотела достичь чего-то, и она собирается использовать те же методы. И мы можем сказать с уверенностью, что она использует террористов из Сирии и других стран в Нагорном Карабахе.

– Давайте перейдем к теме отношений между нашими странами. Планируются ли у вас какие-то контакты или встречи с президентом Путиным?

– Мы находимся в постоянном контакте - главным образом по телефону - всякий раз, когда что-то происходит или есть необходимость в беседе. Конечно, мы продолжим общаться и, конечно, встретимся в будущем, но это зависит от политической ситуации в Сирии. И, как вы знаете, сейчас весь мир парализован пандемией коронавируса, так что в ближайшее время, я думаю, беседы будут проходить по телефону.

– Планируете ли вы поднимать вопрос о новых кредитах для Сирии, новых займах?

– В нашей экономической ситуации мы считаем важным обращаться за кредитами, но в то же время нельзя идти на подобный шаг, не имея возможности затем выплатить эти кредиты. Иначе это станет тяжелым бременем для экономики, так что нужно учитывать эти аспекты. Мы думаем о кредитах, мы обсуждали это с нашими российскими коллегами, но нужно подготовиться к такому шагу, прежде чем говорить об этом серьезно, на практическом уровне.

– Недавно Сирию посетила делегация из России, в том числе, здесь был вице-премьер Борисов. Заинтересована ли Сирия в покупке зенитных систем, таких как С-400? Или, может, нуждается в дополнительных С-300?

– Два года назад мы начали реализовывать план по модернизации нашей армии, и очевидно, что мы собираемся провести эту модернизацию в сотрудничестве с министерством обороны России, потому что вот уже несколько десятилетий наша армия полностью опирается на российские вооружения. Но у нас есть приоритеты, речь не обязательно идет о ракетах. Могут быть в настоящее время и другие приоритеты в том, что касается борьбы "на земле". У нас есть полномасштабный план, но мы должны действовать в соответствии с приоритетами. Обычно мы не говорим о деталях наших военных планов, но в целом, как я уже сказал, это касается модернизации армии во всех аспектах.

– Вы наверняка следите за президентской кампанией в США. Надеетесь ли вы, что новый американский президент, независимо от того, кто им станет, пересмотрит политику санкций в отношении Сирии?

– Мы обычно ждем от американских выборов избрания не президента, а главы корпорации, потому что есть совет директоров, и этот совет директоров состоит из лоббистов, крупных корпораций, таких как банки, оружейные и нефтяные компании и т.д. Так что выбирают главу корпорации, и у него нет ни прав, ни полномочий пересматривать какие-либо решения, он должен их только выполнять. Именно это и произошло с Трампом, когда он стал президентом.

– Раньше он и был много лет генеральным директором…

– Совершенно верно! Он и остался им. Трамп хотел следовать своей собственной политике, проводить ее, и почти поплатился за это: вспомните тему импичмента. Трампу пришлось проглотить каждое сказанное перед выборами слово. Вот почему, как я сказал, не стоит ожидать выборов президента, речь о генеральном директоре. Если вы хотите говорить об изменении политики, имейте в виду -  у вас тот же самый совет директоров, который не меняет свою политику. Генеральный директор может меняться, но совет останется прежним, так что не ждите ничего.

– А кто входит в этот "совет директоров"? Кто эти люди?

– Как я уже сказал, этот совет состоит из групп лобби, которые претворяют в жизнь то, что они хотят, они контролируют Конгресс и других, в том числе средства массовой информации и так далее. Таким образом, это альянс различных корпораций, которые действуют в США в своих корыстных интересах.

– Трамп пообещал вывести американские силы из Сирии, но это ему не удалось. Теперь его номинировали на Нобелевскую премию мира. Как Вы считаете, если он сможет вернуть американских солдат домой, он получит премию мира?

– Его номинировали?

– Да.

– Не знал. Если вы хотите поговорить об этой номинации на премию мира, то мир заключается не только в выводе войск, хотя это хороший и необходимый шаг. Но мир – это ваша политика, ваше поведение. Прекращение оккупации территорий, прекращение свержений неугодных правительств только потому, что они вас не поддерживают, прекращение создания хаоса в различных регионах. Мир – это следование международным законам и Уставу ООН. Вот что такое мир, вот за что нужно давать Нобелевскую премию мира. Обама ее получил, он только был избран и ничего не сделал. Единственное его достижение на тот момент, возможно, заключалось в том, что он переехал в Белый дом. И ему дали Нобелевскую премию. Думаю, что Трампу ее могут дать за что-то похожее. Не знаю, за что это будет. Но точно не за мир.

– Трамп недавно признал, что он хотел отдать приказ о вашей ликвидации, но бывший тогда главой Пентагона Мэттис его отговорил. Вы об этом знали? Были ли приняты какие-то меры?

– Убийства – это американский метод работы, modus operandi, они делают это постоянно на протяжении десятилетий. Повсюду, во всех уголках мира. Здесь нет ничего нового. Поэтому нужно иметь в виду, что подобного рода планы по различным причинам всегда существовали. И нам в условиях конфликта в Сирии следует ожидать от американцев чего-то похожего. Они оккупировали нашу землю, они поддерживают террористов. Это вполне ожидаемо. Даже если у нас нет такой информации, это должно быть очевидно. Как это предотвратить? Речь не о каком-то конкретном случае или плане в отношении того или иного человека или президента, речь о линии поведения. Ничто не удержит США от совершения подобных жестоких действий и атак, если в международных отношениях не будет баланса, при котором США не смогут уйти от ответственности за свои преступления. В противном случае такое поведение будет порождать все новые преступления подобного рода в различных регионах, и ничто их не остановит. 

Путин предложил Асаду пригласить Дональда Трампа в Сирию
Россия 1", телепрограмма "Москва.Кремль.Путин"

– Были ли на вас другие покушения?

– Мне не известно о каких-то конкретных случаях. Но, как я сказал, это само собой разумеющееся, что такие попытки или даже, если быть более точным, планы есть. Вопрос только в том: такие планы по-прежнему актуальны или, скажем, поставлены на паузу? Никто не знает.

– Позвольте вернуться к ситуации в Сирии. Вы будете снова баллотироваться на пост президента в 2021 году?

– Пока рано об этом говорить, впереди еще несколько месяцев. Я могу принять решение по этому вопросу в начале следующего года.

– Интересно. Вы поздравили Александра Лукашенко с инаугурацией в Белоруссии. Может быть, вы видите сходство между политическими технологиями, использованными Великобританией и США с целью оказать поддержку белорусской оппозиции, и методами, которые применялись против сирийского государства в информационной войне?

– Я направил поздравление президенту Лукашенко, это естественно. Что касается происходящего в Белоруссии: вне зависимости от сходства двух стран, Сирии и Белоруссии, или различий, вне зависимости от того, происходит ли в стране реальный или искусственно созданный конфликт, Запад – до тех пор, пока он не изменит свою политику гегемонии по всему миру – будет вмешиваться в дела в любом уголке мира. Если у вас в стране есть конкретная проблема – неважно, какого масштаба – Запад все равно вмешается. И если это внутренний процесс, они будут делать его международным, только чтобы вмешаться и влезть в ваши дела. Если у вас нет проблем, они будут делать все возможное, чтобы их создать и сделать международными - для того, чтобы вмешаться в ваши дела. Это их политика.

Так что дело не в том, что именно происходит в Белоруссии. В любой стране - в Сирии, Белоруссии, в вашей стране - есть свои проблемы. А есть ли у Запада право вмешиваться или нет? Это то, чему мы должны противостоять. Итак, вернемся к вашему вопросу. Да, это то же самое поведение, та же стратегия, та же тактика. Единственная разница – в том, какими терминами они оперируют, какие заголовки используют. Они используют одни заголовки для России, другие для Венесуэлы, третьи для Сирии и так далее. То есть дело не в Белоруссии, дело в поведении Запада и его стратегии на будущее, потому что они думают, что подъем России, Китая и других сил в мире представляет для них экзистенциальную угрозу, и единственный способ противостоять ей - это создавать хаос по всему миру.

Россия первой в мире зарегистрировала вакцину от коронавируса
© Ruptly . РФПИ / WHO / Дмитрий Куракин/Пресс-служба Минздрава России

– Вы уже упомянули коронавирус, его последствия для всего человечества. Болел ли им кто-то из правительства Сирии? Может, вы сами?

– Слава богу, нет. И я не думаю, что кто-то из нашего правительства был инфицирован.

– Это хорошо. А лично вы хотели бы привиться российской вакциной?

– Конечно, в сложившихся обстоятельствах каждый хотел бы привиться от этого опасного вируса. Как я понимаю, эта вакцина еще недоступна на международном рынке, но мы собираемся обсудить с российскими властями, когда она сможет поступить в Сирию. Это очень важно.

– Да, Россия уже заявляла, что вакцина может стать доступна для наших международных партнеров…

– Говорили, что она может быть доступна в ноябре.

– Будете ли вы запрашивать поставки российской вакцины?

– Определенно да. Сейчас это необходимо.

– А в каком количестве?

– Это зависит от того, какое количество вакцины будет доступно. Также нужно обсудить, сколько нам нужно, с органами здравоохранения Сирии.

– То есть вы собираетесь провести детальные переговоры с российскими властями?

– Конечно. Обязательно. Все в Сирии интересуются российской вакциной и тем, когда она будет доступна.

– Сохраняется ли в обществе на фоне вспышки коронавируса запрос на изменение конституции? Ведь пандемия создала новую парадигму в мире и, конечно, в сфере политики. Эти проблемы и ситуация с переговорами в Женеве вызвали сомнение в необходимости изменений конституции. Что вы думаете об этом?

– Нет, никакой связи между коронавирусом и конституцией нет. Мы изменили конституцию в 2012 году и сейчас мы обсуждаем ее в ходе переговоров в Женеве. Мы провели раунд переговоров примерно месяц назад. Из-за пандемии раунды были отложены, но не остановлены. 

В конце концов, женевские переговоры - это политическая игра, это не то, на чем сирийское общество сосредоточено. Сирийцы не думают о конституции, никто об этом не говорит. Их волнуют реформы, которые нам нужно запустить, и политика, которую нам нужно изменить, чтобы удовлетворить их потребности. Это то, что мы сейчас обсуждаем, то, о чем мы беспокоимся, и на чем правительство сосредотачивает свои усилия.

– То есть вы хотите сказать, что переговоры в Женеве нужно продолжить, вопрос конституции стоит на повестке и что должно быть больше обсуждений? 

– Да, конечно. Мы их начали и продолжим в течение следующих нескольких недель.  

– Будет ли Сирия проводить судебный процесс против "Белых касок"? Должно ли, на ваш взгляд, быть международное расследование их деятельности? Может, под эгидой ООН? 

– Когда происходит преступление, судят не нож или другое орудие, а преступника. В этом случае "Белые каски" - это лишь инструмент, средство, оружие, которое было использовано терроризмом. Их создали власти Великобритании, поддержали США и, конечно, Франция и другие западные страны, а использовала напрямую Турция. Все эти режимы - настоящие родители "Белых касок", так что к ответственности должны быть привлечены прежде всего они, до самих "Белых касок". Сейчас вопрос в следующем: есть ли в международном праве инструменты, чтобы сделать это? Нет, их нет. В противном случае США бы не избежали наказания за свои преступления, например, в Ираке, в Йемене и других местах. Не только США. Еще и Франция, Великобритания, другие страны, в том числе Соединенные Штаты в Сирии. Но как я уже сказал, нет таких институтов, которые бы привели в действие соответствующие законы. Так что нет, мы должны сосредоточиться больше на виновных, истинных виновных, истинных руководителях. А это - западные страны и их марионетки в регионе. 

– Но, возможно, должны быть конкретные шаги и в отношении "Белых касок"? Ведь они все еще продолжают свою деятельность?

– Да, конечно, они преступники. Об ином я и не говорю. Прежде чем стать "Белыми касками", они были "Ан-Нусрой". Есть видео и фотографии этих преступников. Их надо судить в Сирии. Но когда вы говорите о "Белых касках" как об организации, то она была создана на Западе. Люди в ней - преступники, но "Белые каски" - это западный институт, экстремистская террористическая организация, на основе "Ан-Нусры".

– Вы говорите, что присутствие американских и турецких военных в Сирии незаконно. Что вы сделаете для того, чтобы прекратить его? 

– Это оккупация. И в данной ситуации нам нужно сделать две вещи: первое - избавиться от предлога, который они используют для оккупации, то есть террористов, в данном случае - "Исламского государства". Большая часть мира знает, что ИГ было создано американцами и поддерживается ими, они дают им задания, как и любой другой американской силе. Надо избавиться от этого предлога, поэтому уничтожение террористов в Сирии - это главный приоритет для нас. Если американцы и турки не уйдут после этого, вполне закономерно начнется народное сопротивление. Это единственный путь. Их не заставят уйти дискуссии или международное право, так как его нет. Других средств, кроме сопротивления, нет, и это то, что произошло в Ираке. Что заставило американцев уйти в 2007 году? Это стало результатом сопротивления иракского народа.

– Что вы думаете о соглашении между США и сирийскими курдами по добыче нефти? Предпримете ли вы какие-то меры в связи с этим? 

– Это грабеж, и единственный способ остановить его - освободить наши территории. Если этого не сделать, никакие меры не смогут остановить их, потому что они грабители. Вы не можете остановить вора, пока не посадите его в тюрьму или каким-то образом не сдержите его, изолировав от той территории, где он может совершить ограбление. Так же надо поступить и с этими ворами. Их надо выгнать из региона, это единственный способ. И сирийское правительство должно контролировать каждую часть Сирии, чтобы ситуация нормализовалась. 

– Как вы оцениваете ситуацию в Идлибе?  Как Сирия собирается решать проблему изгнания оттуда террористов? Сколько их сейчас там, по вашим оценкам?

– С 2013 года мы приняли определенную, скажем так, методологию работы в отношении регионов, где террористы контролируют большую часть мирного населения или городов. Мы даем им возможность сложить оружие взамен на амнистию от правительства. Это сработало во многих областях Сирии. Но если они не стремятся к примирению, мы вынуждены решать вопрос военным путем, что и происходило во всех районах, которые мы освобождали с 2013 года. Эта методология применима к районам, где произошло национальное примирение и боевики были сирийцами. Однако Идлиб - другой случай: именно там сконцентрировано большинство иностранных террористов в Сирии, поэтому они либо должны уйти в Турцию – они пришли в Сирию оттуда или через ее территорию, - либо вернуться в свои страны, либо умереть в Сирии.

– Возвращаются в Европу? 

– В основном, в Европу. Некоторые из них приехали из России, из арабских стран, из очень многих стран мира. Все эти джихадисты хотели приехать воевать в Сирию.

– Сейчас этот район находится, скажем, под присмотром и в условиях совместных операций русских, турок, иногда американцев. На ваш взгляд, это сотрудничество эффективно? Как этот опыт можно использовать в будущем?

– Нет, я не считаю его эффективным по одной простой причине: если бы это было эффективно, нам бы не пришлось совсем недавно начать боевые действия во многих районах Алеппо и Идлиба, потому что турецкий режим должен был убедить террористов покинуть этот район и дать возможность сирийской армии, сирийскому правительству и учреждениям взять его под контроль, но они этого не сделали.

Каждый раз они берут на себя одно и то же обязательство, однако не выполнили ни одного из своих обещаний или обязательств.  Поэтому я бы не сказал, что это сотрудничество было эффективным. Но давайте посмотрим. У них еще есть шанс оказать давление на террористов, чтобы они ушли с севера от трассы M4 в Идлибе. Это их последнее обязательство по соглашению с российской стороной, но они его так и не выполнили. Давайте подождем и посмотрим.

– Рассматриваете ли вы возможность переговоров с Израилем в плане прекращения враждебных действий? И возможно ли, что в будущем Сирия установит дипломатические отношения с Израилем, как это недавно сделали некоторые арабские страны?

– Наша позиция по этому вопросу была ясна с начала мирных переговоров в девяностых годах, то есть почти три десятилетия назад, когда мы сказали, что мир для Сирии – это о наших правах. Наше право – это наша земля. У нас могут быть нормальные отношения с Израилем только тогда, когда нам вернут нашу землю. Все очень просто. Это будет возможно тогда, когда Израиль будет к этому готов, а он не готов. Он никогда и не был готов: мы никогда не видели в израильском режиме официального лица, готового сделать хоть один шаг к миру. Поэтому теоретически да, но практически пока что нет.

– Мне казалось, что новости о нормализации отношений других арабских стран с Израилем станут стимулом к началу переговоров об этом между Сирией и Израилем. Но, насколько я понимаю, таких переговоров нет?

– Нет, абсолютно никаких переговоров, абсолютно ничего.

– Вы уже упомянули усиление ваших вооруженных сил. Есть ли для этого какие-то препятствия?

– Когда вы говорите о крупных проектах, у вас всегда есть препятствия. Но вы можете преодолеть их. Нет ничего невозможного. Иногда это могут быть финансовые препятствия, иногда это может касаться приоритетов, иногда это касается ситуации на земле. Это единственное препятствие. В остальном - нет, у нас нет никаких препятствий. Мы движемся вперед в этом направлении, но на это нужно время. Это вопрос времени, не более того.

– Некоторые международные игроки говорят, что для многих западных правительств и, возможно, бизнеса выход Ирана из Сирии является предварительным условием для экономического восстановления страны и сотрудничества с сирийским правительством. Согласится ли на это Сирия? Попросит ли Дамаск Иран уйти из страны, и если да, то когда?

– Во-первых, у нас нет иранских сил, и это абсолютно очевидно. Они поддерживают Сирию, направляют военных экспертов, которые работают с нашими войсками на земле, находятся с армией Сирии. Но давайте рассмотрим один конкретный пример: около года назад американцы сказали россиянам, чтобы те "убедили иранцев отодвинуться на 80 километров от границы с Голанскими высотами", оккупированными израильтянами. Несмотря на то, что никаких иранских военных там не было, иранцы проявили себя очень гибко, они сказали: "Хорошо, иранского персонала не будет южнее этой линии". Американцы заявили, что если будет договоренность по этому вопросу, то они начнут вывод из оккупированной восточной части Сирии на границе с Ираком, называемой ат-Танф. Но ничего не произошло, они (американцы) не ушли. Так что вопрос Ирана – повод для оккупации сирийской земли и поддержки террористов. Он используется как маска для прикрытия их реальных намерений. Единственный путь, при котором они выполнят то, что говорят, это когда Сирия станет государством-марионеткой Соединенных Штатов. Это то, что они хотят, и ничего более. Все остальное, о чем они говорят, - ложь, сфабрикованные обвинения. Так что, я не думаю, что есть какое-то реальное решение вопроса с американцами до тех пор, пока они не захотят поменять свое поведение.

– И последний вопрос. Есть ли что-то, чем вы гордитесь? И о чем вы жалеете из того, что сделали или не сделали?

– За время войны?

– За время вашего пребывания на посту президента.

– Тут надо видеть разницу между политикой и ее реализацией. Что касается политики, с самого начала мы сказали, что собираемся прислушиваться к народу Сирии, поэтому реформировали конституцию в 2012 году. Мы сказали, что собираемся бороться с террористами и продолжаем заниматься этим спустя десять лет. Мы сказали, что должны сохранить нашу независимость – национальную независимость, и это то, за что мы сражаемся, и нам необходимо создавать союз с нашими друзьями. Что касается этой политики, я думаю, мы были правы. Что касается недоверия к Западу, мы были правы по многим фронтам. Что же касается реализации политики, то речь идет о тактике, о многих вещах, про которые можно сказать, что они были ошибочными. Например, были ли попытки примирения правильными? Я так говорю, потому что в ряде районов те люди, которые были амнистированы, не стали жить по закону. Так что вы можете сказать, что это было неправильным, но на самом деле примирение было очень важным шагом. Я не думаю, что мы были неправы в плане политики. А в сфере реализации везде есть много ошибок, иногда и каждый день.

Источник: РИА Новости

89

Битва за Америку началась по-настоящему: бомба от лейтенанта Бобулинского

20
(обновлено 14:08 23.10.2020)
Со стороны республиканцев свежая порция обвинений в адрес Байдена и его сына выглядит не только имиджевой, но и уголовной.

Если на прошлой неделе в фокусе внимания американской предвыборной борьбы была Украина и "украинские приключения" с коррупционным привкусом, в которых участвовала семья Джо Байдена, то сейчас на первый план снова вышел Китай. Оба избирательных штаба подготовили мощные обвинения, направленные на то, чтобы доказать еще не определившимся избирателям, что Трамп или, соответственно, Байден являются кандидатами, уязвимыми перед шантажом или прямым подкупом со стороны официального Пекина, пишет колумнист РИА Новости Иван Данилов.

В качестве информационного торпедоносца Демократической партии с традиционной ссылкой на "анонимные источники" выступила газета The New York Times, которой враги Трампа внутри американских силовых структур и налоговых органов слили информацию о том, что у самого президента есть банковский счет в Китае.

В пересказе BBC компромат выглядит так, что он носит скорее имиджевый, а не уголовный характер:

"Как сообщает New York Times, президент США Дональд Трамп имеет счет в китайском банке и годами занимается бизнес-проектами в стране. Счет находится под контролем Trump International Hotels Management и оплачивал местные налоги в период с 2013 по 2015 годы. <...> С китайского банковского счета был выплачен 188 561 доллар в виде местных налогов. Трамп критиковал своего соперника — кандидата в президенты Джо Байдена и его политику в отношении Китая в преддверии выборов в США, которые состоятся 3 ноября. Администрация Трампа конкретно указывала на сына Байдена Хантера и делала необоснованные заявления о его отношениях с Китаем. В декларациях Джо Байдена по подоходному налогу и публичных финансовых отчетах не обнаружено никаких деловых операций, связанных с Китаем".

Отметим, что британская государственная пропаганда открыто играет на стороне Демократической партии, подчеркивая, что обвинения в адрес сына Байдена необоснованны, несмотря на то, что и ФБР, и американские разведывательное сообщество подтвердили, что ноутбук сына Байдена, с которого были получены компрометирующие материалы, — действительно настоящий, а доступ к нему был получен в рамках расследования ФБР. Более того, даже избирательный штаб самого кандидата от американского "глубинного государства" не отрицает этого, а адвокат Байдена-младшего даже требовал от ФБР вернуть компьютер.

Нельзя не заметить и то, что британская пропаганда очень невысокого мнения о когнитивных способностях своих читателей: нужно считать аудиторию очень глупой для того, чтобы верить, будто отсутствие уплаченных в Китае налогов является доказательством, что у вице-президента США не было коррупционных схем в КНР. Вряд ли даже очень несмышленый британский или американский обыватель поверит, что, получив откат от китайского бизнесмена (который, кстати, уже находится под уголовным преследованием в самом Китае), вице-президент США заплатил бы с этого отката налог в местную казну.

Со стороны республиканцев свежая порция обвинений в адрес Байдена и его сына выглядит не только имиджевой, но и уголовной. Более того, штабу Трампа удалось найти предателя среди бизнес-партнеров кандидата от демократов, этот перебежчик уже готов давать показания в сенате США, что будет особенно ярким событием прямо перед днем выборов. 

Британская Daily Mail приводит официальное заявление бизнесмена Тони Бобулинского, который не только подтверждает аутентичность опубликованных электронных писем (он числился среди адресатов некоторых из них), но и прямо указывает на то, что Байден-старший лжет, когда говорит, что он никогда не обсуждал с сыном бизнес в Китае или получение денег от местных бизнесменов.

Особенно интересен тот факт, что сам Бобулинский выглядит крайне раздосадованным тем фактом, что пресса объявила его участником "российской операции по дезинформации", что сильно поспособствовало его выходу в публичное инфополе. В своем заявлении он подчеркивает:

"Я внук офицера военной разведки, который отслужил 37 лет, сын морского офицера, который отслужил более 20 лет, и брат офицера Военно-морского флота, который отслужил 28 лет. Я сам служил нашей стране четыре года и покинул флот как лейтенант Бобулинский. Я имел высокий уровень допуска к безопасности и был инструктором, а затем техническим директором Учебного командования морской атомной энергетики. Я очень горжусь тем временем, когда я и моя семья служили этой стране. Я — не участник политической жизни. Те немногие пожертвования на избирательные кампании, которые я сделал в своей жизни, были в пользу демократов. Если бы средства массовой информации и крупные технологические компании выполняли свою работу в последние несколько недель, я бы не имел отношения к этой истории. Учитывая мое давнее служение и преданность этой великой стране, я больше не мог позволить, чтобы имя моей семьи было связано с российской дезинформацией или подразумеваемой ложью и ложными рассказами, доминирующими в СМИ прямо сейчас".

Усилия социальных сетей, которые заблокировали распространение информации о семейной коррупции Байдена, а также усилия американских СМИ по "ковровому очернению" и обвинению всех участников этого скандала (кроме самих Байденов) в работе на Кремль привели к обратному результату: скандал получился монструозным, и будет интересно посмотреть, как пресса сейчас будет обвинять потомственного американского военного (и демократа!) в том, что он является разносчиком российской пропаганды. Более того, как подчеркивает сам Бобулинский, — у него сохранились "обширные записи" взаимодействия семьи кандидата от "глубинного государства" с иностранными "физическими и юридическими лицами", он готов предоставить их сенаторам, которые уже вызвали его для дачи официальных показаний.

Парадоксальным образом в США возникла ситуация, в которой официальный Пекин может оказать Трампу совершенно неоценимую электоральную услугу: для этого можно просто допустить американских журналистов из условного Fox News к тому самому опальному энергетическому магнату, который сейчас находится где-то внутри китайской пенитенциарной системы, и дать им возможность получить свидетельство из первых рук о том, что откат в виде денег и акций, которые обсуждались в слитой переписке, действительно предназначался для Байдена-старшего. Такой жест возможен, но маловероятен, хотя бы в силу того, что, судя по позиции китайских СМИ, Байден им нравится больше, чем Трамп.

Другим (и более важным) последствием всех этих скандалов станет продолжение подрыва доверия значимой части американских избирателей к политическому классу в целом. У страны, граждане которой уверены в том, что их политики уже давно продались иностранцам, нет хорошего будущего, а у самого победителя выборов, независимо от того, будет это Байден или Трамп, не будет другого выбора, кроме как доказывать максимально жесткой антикитайской политикой свою невиновность и преданность США.

20
Вирус-вымогатель атаковал IT-системы компаний в разных странах

Олимпийско-Навальный скандал: США и Британия спасают самое ценное

48
(обновлено 14:28 21.10.2020)
Выдвинутые Штатами и Великобританией обвинения в кибератаках России на Олимпийские игры в Южной Корее и Японии вызвали в нашей стране несколько озадаченную реакцию, замечает Ирина Алкснис

Причина недоумения проста: очередные голословные инсинуации об абсурдном преступлении Москвы против мира и спорта кажутся бессмысленными — и для продвижения антироссийской повестки, и для принятия мер по "наказанию" России, пишет колумнистка РИА Новости.

С одной стороны, с русофобской медиакампанией у Запада и так все хорошо. Еще инцидент с Алексеем Навальным не до конца отработан. Вроде бы нет никакой необходимости запускать свежую утку, особенно на столь высоком уровне — глав внешнеполитических ведомств и ключевых спецслужб. А с другой — предыдущий опыт, включая и историю с российским блогером, показывает, что на принятие каких-то по-настоящему серьезных и болезненных мер против Москвы можно в любом случае не рассчитывать.

В то же время синхронное выступление Вашингтона и Лондона свидетельствует о наличии общих целей, преследуемых обеими столицами.

Но о чем конкретно может идти речь?

Разгадку, скорее всего, стоит искать в реакции Токио и Сеула на выдвинутые обвинения. Правительство Японии отказалось от комментариев, взяв тайм-аут для сбора "соответствующей информации". Южнокорейские власти также предпочли отмолчаться.

Судя по всему, официальные лица и спецслужбы обеих стран — между прочим, ключевых союзниц Запада в регионе — не были заранее поставлены в известность об американо-британской операции и теперь вынуждены судорожно ориентироваться на местности, чтобы не подставиться и занять в итоге максимально аккуратную позицию. Как это сделал, например, Олимпийский комитет Японии, который заверил, что не ощутил воздействия кибератак на свою работу.

Так что с высокой вероятностью главной целью новой антироссийской кампании, как ни странно, является вовсе не наша страна, а остальной мир — и в первую очередь сам Запад. Русофобская же повестка выступает тут просто в качестве удобного привычного инструмента, а не самоцели.

Информационно-пропагандистское доминирование является важнейшей частью гегемонии США. А Великобритания традиционно составляет им в этом вопросе пару, поскольку именно совокупность самых влиятельных англоязычных СМИ по обе стороны Атлантики принято называть глобальным медиамейнстримом. Про особую же близость двух стран при сотрудничестве в политико-спецслужбистской сфере также давно и хорошо известно.

Постепенная деградация сверхдержавного могущества Соединенных Штатов и отчетливое ослабление закулисного влияния Соединенного Королевства на международной арене в последние годы стали обыденной реальностью. Однако данные процессы затрагивают главным образом экономические, бюрократические и некоторые политические механизмы.

В то же время есть сферы, в которых главенство двух держав до сих пор оставалось неоспоримым. Как невозможно сомневаться в первенстве американской армии в НАТО, так ни одно СМИ континентальной Европы не способно состязаться по влиятельности с британской Times или американским CNN. Не говоря уже о том, что именно за океаном находится центр контроля столь мощных инструментов манипуляции общественным мнением, как Twitter и Facebook.

Жесткая политика Вашингтона против RT или китайского по происхождению TikTok подтверждает, что там прекрасно отдают себе отчет в значимости таких структур. Но к тому, что у геополитических оппонентов есть собственные очень серьезные ресурсы медиавлияния, Штаты уже все-таки привыкли и просто принимают меры по сдерживанию их работы у себя.

Куда чувствительнее для американо-британского спецслужбистского и пропагандистского тандема стало бы появление конкурентов внутри самого Запада. А происходит именно это — и дело Навального стало свидетельством идущих крайне неприятных и нежелательных для них процессов.

Из России скандал вокруг блогера может выглядеть продолжением набившего оскомину хода вещей, но на самом деле он по-своему уникален, поскольку целиком и полностью является творением Берлина.

Да, Германия воспользовалась стандартной русофобской повесткой, но она перехватила ее у "старших партнеров" и использовала в самостоятельной игре.

Немцы контролируют Навального. Он говорит то, что им нужно: от защиты "Северного потока — 2" до шпилек в адрес американцев, не выказывающих ему особой поддержки. Главным источником новостей для мира на несколько дней стали германские издания, а англоязычные СМИ были вынуждены все это цитировать и тиражировать.

В подобном контексте история про русских хакеров из ГРУ, атакующих Олимпиады, приобретает совершенно особый смысл. Фактически с ее помощью американцы и британцы стремятся окончательно вымыть из новостной повестки тему Навального — поскольку это, по сути, проект их конкурентов. Кроме того, Вашингтону и Лондону важно в целом вернуть себе контроль над глобальным медиаполитическим пространством, которое на некоторое время подчинила себе Европа во главе с немцами.

Ну а лучшего способа для этого, нежели выбить клин клином — то есть одну антироссийскую тему другой, — они придумать просто не смогли.

Хотя обе стороны тут используют крайне недружественную нашей стране риторику, по существу их разногласия играют на руку России (и многим другим странам), поскольку усиливают уровень конфликтности внутри Запада и стимулируют дальнейший его упадок.

Ну а тот факт, что Германии впервые удалось — пусть и ненадолго — перехватить контроль над мировым политико-информационным пространством, стоит воспринимать не как уникальное исключение из правил, а как первую ласточку. США и Великобритании имеет смысл потихоньку готовиться к утрате медиадоминирования, поскольку вызов им теперь бросают не только геополитические конкуренты, но и ближайшие союзники.

48
День 25 октября

25 октября: какой сегодня праздник в России и мире события из календаря

693
(обновлено 22:53 24.10.2020)
25 октября профессиональный праздник отмечают таможенники Российской Федерации, работники кабельной промышленности и маркетологи

День автомобилиста

Дата события уникальна для каждого года. В 2020 году эта дата — 25 октября. День работников автомобильного транспорта, или просто — День автомобилиста, отмечается в России и ряде стран постсоветского пространства ежегодно в последнее воскресенье октября.

Автомобили незаменимы, и с каждым годом их становится все больше. Автомобили стали скоростным транспортом, благодаря чему люди имеют возможность преодолевать огромные расстояния и добираться в самые недоступные уголки мира. В этой связи увеличивается и число профессий, обслуживающих автомобильный транспорт. А профессия водителя была и остается одной из самых массовых.

Водитель
© CC0
Водитель

День автомобилиста — это профессиональный праздник не только водителей, но и ремонтных рабочих, инженерно-технических работников, руководителей автотранспортных предприятий и всех, кто добросовестно трудится, выполняя свой профессиональный долг. Без преданности профессии этих людей и их чувства ответственности за дело невозможна повседневная жизнь города и его жителей.

День таможенника РФ

День таможенника Российской Федерации — сравнительно молодой профессиональный праздник, который был установлен уже после распада Советского Союза 4 августа 1995 года указом первого президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина.

© Sputnik / Maksim Bogodvid
Зона паспортного контроля

25 октября издавна считается знаменательным днем в истории русской таможенной службы. Именно в этот день в 1653 году в стране впервые появился Единый таможенный устав, родившийся из указа царя Алексея Михайловича о взимании таможенной пошлины "в Москве и городах российских". С этого момента таможня стала государственной службой, предназначенной для защиты экономических интересов страны.

День работника кабельной промышленности

Дата этого профессионального праздника связана с событием, произошедшим 25 октября 1879 года. В этот день инженеру немецкой электрической компании "Сименс и Гальске" (Siemens & Halske) господину Сименсу было выдано свидетельство, разрешающее проведение работ на построенном компанией заводе по изготовлению изолированной проволоки и телеграфных кабелей в российском городе Санкт-Петербурге. Этот день считается днем образования кабельной промышленности России, история которой, таким образом, продолжается уже 140 лет.

© Fotolia / Angelus_liam
Сетевые кабели

Международный день тещи

Дата праздника уникальна для каждого года. В 2019 году эта дата — 27 октября

Каждое четвертое воскресенье октября в мире отмечается необычный, но и, несомненно, любимейший праздник любого зятя – Международный день тещи. Хотя он пока не имеет статуса официального, но весьма популярен уже во многих странах. Зародившись в 1930-х годах в США как шутка (по одной из версий – как альтернатива Дню матери), впоследствии, с каждым годом, он приобретал все больше поклонников, в том числе и в других англоязычных странах.

Как свидетельствует ряд источников, данное неформальное событие стало отмечаться с 1934 года с "легкой руки" редактора одной из американских газет штата Техас, который рассказал в своем издании о данной "шутке", проведя параллель с такими уважаемыми праздниками, как День матери и День отца. Заявив, что теща – это вторая мама, он заметил, что было справедливо, чтобы и все тещи имели свой "профессиональный" праздник.

Пожилая женщина
© CC0
Пожилая женщина

Эта шутка прижилась, и вскоре праздник с удовольствием отмечали уже не только жители Соединенных Штатов, но и некоторых стран Латинской Америки, а затем и Европы. Сначала День тещи праздновали весной, но затем его дата переместилась на четвертое воскресенье октября. И традиционно он отмечается, конечно же, в семейном кругу. В России данный праздник стал известен не так давно и пока не получил широкого распространения.

Какой праздник 25 октября

  • День работника кабельной промышленности.
  • День таможенника Российской Федерации.
  • День маркетолога.
  • День автомобилиста.
  • Международный день тещи.

Что произошло 25 октября

1825 — в США открыт канал Эри, связавший Великие озера через реку Гудзон с Нью-Йорком.

1854 — Балаклавское сражение, крупнейшая битва Крымской войны.

1929 — Биржевой крах 1929 года, ставший началом всемирного экономического кризиса 1929—1933 гг.

1955 — американская фирма "Tappan Company" впервые представила микроволновую печь.

Микроволновая печь
© Photo : Рixabay
Микроволновая печь

1976 — в Лондоне открыт Национальный Королевский Театр.

2001 — выпущена система Microsoft Windows XP.

Кто из известных людей родился 25 октября

1838 — Жорж Бизе, французский композитор.

1881 — Пабло Пикассо (ум. 1973), испанский художник.

Художник Пабло Пикассо
© Sputnik / РИА Новости
Художник Пабло Пикассо

1931 — Анни Жирардо, французская киноактриса.

1979 — Михаил Галустян, российский шоумен, юморист.

© Sputnik / Максим Блинов
Михаил Галустян.

1984 — Кэти Перри, американская поп-певица.

1985 — Владислав Топалов, российский поп-певец.

1926 — Галина Вишневская, оперная певица (сопрано), актриса, театральный режиссер, педагог, народная артистка СССР, супруга М. Ростроповича.

© Sputnik / Сайков
Оперная певица (сопрано) Галина Павловна Вишневская и виолончелист, дирижер, пианист Мстислав Леопольдович Ростропович в Московской консерватории имени П.И. Чайковского.

Православный календарь

  • День памяти священноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского.
  • Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя.
  • День памяти Мучеников Прова, Тараха и Андроника.
  • День памяти Преподобного Амфилохия Глушицкого, игумена.
  • День памяти Преподобного Космы, епископа Маиумского, творца канонов.

Народный календарь: Андрон Звездочет

В этот день отмечается память трех святых мучеников — Прова, Тараха и Андроника, пострадавших за веру при императоре Диоклетиане. Во время гонений на христиан троих мужчин схватили и привели на суд к правителю.

Мучители по очереди спрашивали Прова, Тараха и Андроника о том, как их зовут. И каждый из них давал один и тот же ответ: "Я — христианин, и это имя для меня дороже, чем то, что дано родителями". Троих мучеников подвергали новым пыткам, но на всех допросах они говорили, что не боятся смерти, потому что оживут на небесах. Потеряв надежду отвратить христиан от веры, правитель распорядился бросить мужчин на съедение диким зверям, но хищники не тронули их.

Святого Андрона (Андроника) на Руси считали мудрым звездочетом. "Андрон может шестом небо достать, совком звезды почерпнуть", — говорили люди. В день памяти святого было принято до полуночи наблюдать за звездным небом.

Звездное небо
© Sputnik / Виталий Тимкив
Звездное небо

По звездам судили и о погоде, и о будущем урожае. Так, если небо было звездным, на следующий год должен был уродиться горох. Яркие звезды предвещали мороза, тусклые — оттепель, а мигающие — перемену погоды. Если же видели падающую звезду — ждали ветров и сухого года.

В это время продолжалась молотьба — из зерна делали крупу и муку. Поэтому самым популярным блюдом на крестьянском столе была каша — ячменная, овсяная или пшенная. Кашу подавали с маслом или с салом, а для детей ее заправляли сладким вареньем.

© Depositphotos / Yelenayemchuk
Овсянка в плошке с ручками

Именины 25 октября празднуют

Александр, Богдан, Денис, Доминика, Иван, Кузьма, Макар, Максимилиан, Мартин, Николай, Тарас, Федот.

693
Темы:
Этот день в истории