Флаги Нагорного Карабаха и Армении на площади Свободы в Степанакерте

Может ли Турция вытеснить Россию из Закавказья?

143
Война в Карабахе может привести к потере нашего влияния в Закавказье — именно об этом все чаще говорят в России, одни с тревогой, другие (вечные борцы с русским империализмом) с надеждой, замечает обозреватель РИА Новости Петр Акопов.

И если Россия потеряет, то приобретет, конечно же, Турция — поэтому, дескать, нужно решительно поддержать одну из сторон конфликта, предупредив турок о недопустимости вмешательства. Иначе все потеряем — Армения проиграет и разочаруется в России (и переориентируется на Запад), а Азербайджан убедится в эффективности турецкой поддержки и тоже охладеет к Москве. Турция же станет самой влиятельной силой на Южном Кавказе и начнет активнее ставить палки в колеса России на других направлениях, в первую очередь сирийском и ливийском. В общем, вернутся времена русско-турецких войн, пишет автор.

Эта концепция в целом ущербна и неправильна — Россия не будет никого поддерживать в этой бессмысленной войне и добьется ее скорого прекращения, не потеряв при этом влияния в регионе. Однако все эти страхи части нашей публики активно подпитывают громкие заявления турецких руководителей. Которые, в отличие от российских, не только не призывают к прекращению огня, но и всячески поддерживают Баку, попутно упрекая Россию. То Эрдоган скажет, что сейчас нагорнокарабахский конфликт должен быть решен раз и навсегда, а великие державы не должны давать ему советов по этому вопросу:

"США, Россия и Франция не могут решить этот вопрос около 30 лет. <...> Группа, называемая "минской тройкой", не решила эту проблему. Более того, она сделала все возможное, чтобы не решить эту проблему. Теперь они лишь умничают и временами угрожают. Пришло время расплаты. Азербайджан сам должен отрезать свою пуповину".

То министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявит, что "мы вместе с Азербайджаном и за столом переговоров, и на поле боя. Это не пустые слова. Какая бы помощь ни понадобилась Азербайджану, мы готовы ее оказать". А заодно и обратится "ко всей мировой общественности, в частности к ОБСЕ", с протестом против двойных стандартов:

"Сегодня мы сообща поддерживаем территориальную целостность Украины и Грузии. Это обоснованная и верная позиция. Однако когда дело касается Азербайджана, то Азербайджан, чьи земли были оккупированы, ставят на одну чашу весов со страной-оккупантом Арменией. Эта позиция в корне неверна и несправедлива".

То есть Турция напоминает России о своем непризнании Крыма, о том, что не поддерживает Россию в вопросе Южной Осетии и Абхазии, а теперь еще и игнорирует призывы Москвы прекратить подливать масло в огонь. Неужели Эрдоган решил перейти черту в отношениях с Путиным, поставить под удар русско-турецкое взаимодействие? Причем если после того, как турки в ноябре 2015-го сбили наш Су-25 , замороженные на девять месяцев отношения удалось восстановить, то новой ссоры они могут и не выдержать.

Нет, несмотря на всю воинственную риторику, Турция не хочет рисковать отношениями с Россией — и не будет вмешиваться в армяно-азербайджанскую войну. Сообщения о переброшенных из Сирии боевиках, как и об уничтожении армянского Су-25 турецким F-16, относятся к дезинформации. Однако политическое вмешательство Турции, конечно, есть — и оно уже приобрело внушительные масштабы. Зачем это Анкаре, чего она добивается?

Хочет вытеснить Россию с Южного Кавказа? Но это нереально — Кавказ несколько веков был зоной соперничества и столкновений России и Турции, по итогам которого он оказался в составе нашей страны. Распад СССР не означал ухода Закавказья из российской зоны влияния — даже сложные отношения, а потом и война с Грузией (не сумевшей принять того факта, что ее распад стал следствием развала СССР, которого она же активно добивалась) не лишили Москву контрольного пакета влияния в регионе. Да, Турция давно уже скупила половину Грузии, да, с Азербайджаном у нее "два государства одного народа" — но исторически, экономически и человечески все три республики очень плотно завязаны на Россию. Даже не имеющая дипломатических отношений с Российской Федерацией Грузия нуждается в России: живущие в России грузины, в том числе и владеющие крупным бизнесом, приезжающие русские туристы, внушительная российская собственность в самой республике. Да, Грузия пытается играть с НАТО — но географию не обманешь, а Россия категорически против вступления несостоявшегося государства в Североатлантический альянс. При этом Москве нет особого дела до ползучего отуречивания грузинской экономики.

Турция может и дальше усиливать свое влияние в Закавказье, но только не пытаясь делать ставку на вытеснение России из региона, не за счет игры на ослабление российских позиций. А именно последнее сейчас и пытается сделать Эрдоган. Поддержка войны в Карабахе нужна ему для того, чтобы Россия согласилась на совместную с Турцией работу по урегулированию карабахского вопроса. По сути, именно об этом и сказал Чавушоглу:

"Были предложения от нашего президента Путину, также проводились обсуждения с Лавровым, однако этот конфликт так и не нашел своего решения. Как мы вместе действуем в Сирии, так пытались и здесь, но не удалось. Говорят: пусть остановится война. Пусть. Нужно объявить перемирие, но при этом Армения должна уйти с оккупированных территорий. Говорится ли это? Нет. Тогда как вопрос будет решен? <...> Уже тридцать лет длятся эти переговоры, которые не приносят результатов. И ничего конкретного для решения вопроса они не предлагают. Мы спокойным языком пытаемся донести нашим партнерам эту информацию. Но говорить это лишь за столом переговоров недостаточно. Это как обращение к глухому. Поэтому важно вести подобные процессы и за столом переговоров, и на поле боя. Что мы и делаем. И мы уже много раз наблюдали пользу от такого подхода".

Глава турецкого МИД не видит противоречий — мол, если в Сирии сумели с Россией договориться, то почему здесь нельзя сделать так же? Нельзя — потому что в Сирии к моменту появления там России уже четыре года шла война, а в Карабахе она закончилась в 1994-м. Нельзя — потому что хотя Сирия относится к зоне жизненных интересов Турции точно так же, как и Армения с Азербайджаном относятся к российской зоне интересов, в Сирии Турция не имела решающего влияния. И не могла в одиночку ничего сделать — шла гражданская война, множились боевики ИГИЛ*, действовало немало других внешних игроков, включая Соединенные Штаты. Взаимодействие с Россией, укрепившей Башара Асада, было в конечном счете выгодно Турции, потому что помогало ей защитить свои интересы на севере Сирии. Но зачем Москве кооперироваться с Анкарой в Карабахе? Чтобы развязать войну, в которой Россия категорически не заинтересована?

Чтобы помочь урегулировать карабахский вопрос за столом переговоров? Однако появление Турции в качестве посредника или представителя Азербайджана лишь напугает армян. И самое главное: зачем России помогать укреплению позиций Турции в зоне наших жизненных интересов? Потому что турки и азербайджанцы — это практически один народ?

Но русские и украинцы тоже едины, однако Турция поддерживает ставку Запада на атлантизацию Украины. При всей положительной динамике роста самостоятельности Турции при Эрдогане, приведшей и к ослаблению ориентации на Запад, и к укреплению отношений с Россией (самым знаковым событием тут стала покупка С-400), Турция все еще остается членом НАТО. Альянса, явно направленного не просто на сдерживание России, но и на вытеснение нашей страны со всего постсоветского пространства. Турция хочет быть влиятельной силой на Кавказе в качестве национального государства, а не члена НАТО? Ну так это сейчас так, а что будет через десять лет? Или — если Эрдогана сменят верные атлантисты?

Вот когда Турция выйдет из НАТО и вступит, скажем, в Евразийский союз, тогда она окажется в едином пространстве с тюркскими народами бывшего СССР — тем же Казахстаном, а там и Азербайджан непременно подтянется.

Сейчас же Турция может поучаствовать в закавказской политике только одним способом — перестать призывать Азербайджан разрубить карабахский узел силой. Армяно-азербайджанский конфликт все равно не имеет военного решения, не говоря уже о том, что российское присутствие и влияние делает войну бессмысленной. Россия и Турция вместе уже добились очень многого — и еще больше могут сделать, если продолжат координировать свои усилия на мировой арене.

Было бы абсолютным безумием ставить под удар весь комплекс российско-турецких отношений из-за тяжелейшего, не требующего немедленного решения (да и не имеющего его) карабахского узла, и можно быть уверенным в том, что Реджеп Эрдоган на такое точно не способен. Громкие слова, но стратегическое видение (в первую очередь национальных интересов Турции), рациональные поступки и умение договариваться с Владимиром Путиным — вот что отличало 17 лет их взаимоотношений, ставших временем небывалого подъема российско-турецкой кооперации. Направленной в будущее — а не к попыткам переиграть итоги русско-турецких войн за Кавказ.

*Террористическая организация, запрещенная в России.

143
Совместные учения с КСОР ОДКБ

Зачем ОДКБ столько военных учений?

34
(обновлено 10:18 27.02.2021)
Организация Договора коллективной безопасности в условиях растущих угроз международного терроризма и деструктивной военной активности НАТО успешно наращивает оборонный потенциал и регулярно проводит совместные учения.

Военно-политическая обстановка в зоне ответственности ОДКБ остается сложной. Членам Организации угрожают расширение военного присутствия США в Европе, наращивание коалиционных и национальных военных потенциалов ряда западных государств, тлеющие вооруженные конфликты в Афганистане и Сирии, международный терроризм и религиозный экстремизм. Система коллективной безопасности отвечает на угрозы адекватно и оперативно, прежде всего, совместными мероприятиями боевой подготовки. Об этом рассказал 25 февраля на пресс-конференции в Москве начальник Объединенного штаба ОДКБ генерал-полковник Анатолий Сидоров. Оценки военачальника имеют вес, замечает военный обозреватель Александр Хроленко. 

Новая американская администрация пошла на продление "Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений", и все же, в Восточной Европе развивается система противоракетной обороны США. В дополнение к базе ПРО в Румынии (Девеселу) в 2022 году войдет в строй аналогичный объект в Польше (Редзиково). С этих позиций возможно применение ударных крылатых ракет "Томагавк" дальностью свыше 2000 км.

Продолжается планомерное накопление вооружения, военной техники и материальных средств Пентагона на передовых базах хранения в Польше, странах Балтии, Болгарии и Румынии – для приема и развертывания войск. Соглашение о расширенном сотрудничестве между Вашингтоном и Варшавой в сфере обороны предусматривает строительство на польской территории объектов инфраструктуры для постоянного размещения до 20 тысяч американских военнослужащих.

Горячая дуга

Страны ОДКБ вынуждены реагировать на вызовы – одновременно на Восточно-Европейском, Центрально-Азиатском и Кавказском направлениях. Военные учения 2021 года организованы с антитеррористическим акцентом, нацелены на совершенствование боевой выучки и рост оборонного потенциала ОДКБ.

Наиболее важным событием станет совместные оперативно-стратегические учения "Боевое братство-2021" на территории Республики Таджикистан. Мероприятие объединит подготовку различных компонентов Коллективных Сил ОДКБ в форматах специальных учений – с силами и средствами разведки "Поиск-2021", материально-технического обеспечения войск ОДКБ "Эшелон-2021" и совместных маневров Коллективных сил оперативного реагирования "Взаимодействие-2021".

В Центрально-Азиатском регионе коллективной безопасности в ходе учений группировка Коллективных сил по легенде предотвратит проникновение на территорию ОДКБ боевиков международных террористических организаций, перекроет каналы перевозки оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, выявит и нейтрализует "спящие ячейки" террористов. На завершающем этапе – уже на территории РФ – состоятся совместные учения с Миротворческими силами ОДКБ "Нерушимое братство-2021" (отработка сценария постконфликтного урегулирования в кризисной зоне методом миротворческой операции).

Совместная деловая игра под руководством Генерального секретаря ОДКБ в Центре кризисного реагирования Организации в Москве пройдет во взаимодействии с оперативными группами ряда министерств и ведомств государств-членов (будут детально рассмотрены факторы коллективной безопасности, даны прогнозы развития, определены компенсационные меры и механизмы влияния на всех этапах решения проблемы).
Не слишком ли много для мероприятий боевой подготовки и учений ОДКБ?

Ставка на эскалацию

Реальными угрозами для Беларуси и России являются растущие ударно-наступательные возможности американской группировки на Восточно-Европейском направлении. Здесь, в операциях "Усиленное передовое присутствие", "Атлантическая решимость" и в миссии по охране воздушного пространства стран Балтии одновременно задействовано более 12 тысяч военнослужащих объединенных вооруженных сил НАТО.

Сформированы штабы многонациональных дивизий "Север" (Латвия), "Северо-Восток" (Польша), "Юго-Восток" (Румыния). Согласовывается развертывание штаба многонационального корпуса в Румынии. На территории Польши в ноябре 2020 года возобновлена деятельность штаба 5-го армейского корпуса сухопутных войск США, прибывшего из штата Кентукки. На полигоне литовских ВС "Пабраде" в непосредственной близости от государственной границы Республики Беларусь размещен американский танковый батальон.

НАТО усиливает разведывательные возможности, и поддерживает ядерный потенциал в готовности к боевому применению. На Европейском ТВД почти в два раза увеличилось количество мероприятий оперативной и боевой подготовки альянса, в том числе с привлечением американских стратегических бомбардировщиков – носителей ядерного оружия. Сценарии большинства учений содержат переброску войск из Германии по северо-восточному (ФРГ– Польша – страны Балтии) и юго-восточному (ФРГ – Венгрия – Болгария) коридорам, с дальнейшим применением крупных многонациональных группировок в наступательных операциях.

Основные направления деятельности НАТО формируются под непосредственным контролем Вашингтона, и подготовка к "сдерживанию российской агрессии" закреплена практически во всех доктринальных документах организации. Главное направление внешней политики Белого дома – обеспечение глобального лидерства за счет использования военной силы. Новые "нормы" межгосударственных отношений снижают порог применения силовых методов в разрешении возникающих противоречий.

В Центрально-Азиатском регионе основные угрозы странам ОДКБ создают террористические исламистские группировки. По информации генерал-полковника Анатолия Сидорова, движение "Талибан" (запрещенная в РФ террористическая организация) насчитывает в своих рядах до 70 тысяч боевиков, и около 15 тысяч из них действуют в северных районах, сопредельных с Таджикистаном и Узбекистаном. Талибы контролируют значительные территории Исламской Республики Афганистан, и стремятся к свержению действующего руководства страны, восстановлению "Исламского эмирата Афганистан".

Региональной безопасности угрожает и афганский филиал "Исламского государства" – "Вилаят Хорасан" (запрещенная в РФ террористическая организация) численностью до 4000 боевиков. Наиболее активны эти отряды в восточных и северных провинциях. Террористы стремятся установить контроль над приграничными с Таджикистаном и Пакистаном районами для создания удобных плацдармов, и дальнейшей экспансии в государства Центральной Азии.

В Афганистане также присутствуют террористические группировки "Исламское движение Узбекистана", "Аль-Каида", "Исламское движение Восточного Туркестана" (всего около 2500 боевиков). При этом дальнейшее сокращение иностранного военного присутствия (США и НАТО), неспособность афганских силовых структур эффективно противостоять вооруженной оппозиции способствует продвижению интересов исламистов и увеличению числа их сторонников.

В Кавказском регионе коллективной безопасности наблюдаются рост военного сотрудничества Грузии с НАТО, расширение военного присутствия США в регионе, в том числе для обеспечения контроля воздушного пространства над территорией республики и акваторией Черного моря. По итогам недавних встреч в Брюсселе руководством страны и Североатлантического альянса дополнен "Существенный пакет мер НАТО – Грузия", стороны договорились об увеличении в 2021 году совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки, количества визитов боевых кораблей альянса в грузинские порты, и финансовой помощи – для "окончательного" достижения национальной армией стандартов НАТО.

Одновременно в публичное пространство вбрасываются неоднозначные идеи о создании тройственного военного союза Грузии, Молдовы, Украины. Ставка США и альянса на эскалацию и дестабилизацию Кавказа закономерно ведет к деградации региональной безопасности.

Вне зависимости от внешних вызовов и угроз, военное сотрудничество ОДКБ носит сугубо оборонительный характер, и есть надежда, что в зонах ответственности Коллективным силам не придется применять сирийский опыт Российской армии в борьбе с террористическими группировками.

34
Подготовка к пуску ракеты комплекса Искандер-М с полигона Капустин Яр

Хорошему танцору "Искандеры" не мешают

131
(обновлено 12:06 25.02.2021)
Боевое применение высокотехнологичных и высокоточных систем вооружения требует соответствующей подготовки специалистов-операторов, организации надежного разведывательно-ударного контура, а также политической мудрости и ответственности за принятые решения.

В иной системе координат самые совершенные ракеты могут оказаться "не той системы", не стартовать, пролететь мимо целей, или взорваться "на 10 процентов", отмечает военный обозреватель Александр Хроленко.

Оценивая в интервью изданию 1in.am итоги недавних боевых действий в Нагорном Карабахе, премьер-министр Республики Армения Никол Пашинян, усомнился в надежности и боеспособности российского оружия. По его словам, ракеты оперативно-тактического комплекса "Искандер" то ли не взрывались совсем, то ли взрывались "на 10 процентов" (уточнений не последовало). При этом глава государства выразил намерение провести существенные армейские реформы – структурные, и в отношении вооружений.

В Минобороны РА отказались комментировать неоднозначное высказывание премьер-министра об "Искандерах". Возможно, Пашинян оказался недостаточно информирован или введен в заблуждение кем-то из советников. Тактико-технические характеристики и репутация российских ракетных комплексов столь высоки, что в защите от профанов не нуждаются. Россия неслучайно контролирует треть мирового оружейного рынка. Объем российского экспорта вооружений в 2020 году составил $13 млрд. Эти цифры и факты свидетельствуют о качестве оборонной продукции, которую большинство стран приобретают за свои кровные деньги и за полную стоимость.

В умелых руках ОТРК "Искандер" успешно поражает цели в горах Кавказа и на море (на учениях), а в боевой обстановке – на территории Сирии и на севере Африки. Приобрести такое оружие хотели бы десятки стран, и лишь немногие имеют возможность получить экспортную модификацию "Искандер-Э". Армении повезло, ведь сопоставимых по дальности и точности квазибаллистических маневрирующих в полете, неуловимых для ПВО противника ракет не существует.

Квазибаллистическое наваждение

Россия делится высокотехнологичными возможностями не со всеми подряд странами. На этом фоне интервью Пашиняна – как гром среди ясного неба. Комплекс "Искандер-М" принят на вооружение Российской армии в 2006 году, признан лучшим в своем классе на планете, и оценка "оружие 80-х" – выглядит оскорбительно.
Откровенно обвинительное заявление премьер-министра Армении относительно российского ОТРК позволяет сделать несколько предположений и выводов.

Некомпетентность или дезинформация могут оказаться не самыми худшими сценариями (это выглядит слишком просто). Возможно, публичная дискредитация российского оружия – "вопрос стратегического выбора", часть некой программы структурного и качественного реформирования Армянской армии, и тогда возникают вопросы. Какое оружие намерен приобретать Ереван в обозримой перспективе, по каким стандартам укреплять обороноспособность? И, главное, с какой конечной целью начинается новый этап военного строительства?

Логично предположить, что после осенних боев в Карабахе сделаны выводы, намечены планы. Однако старая истина гласит: "У победы всегда много отцов, а поражение - всегда сирота". Из интервью Пашиняна следует, что в Минобороны и в Генеральном штабе идет большая аналитическая работа, чтобы "доказать, узнать, увидеть всю правду о войне", при этом возбуждено более 1000 уголовных дел. Трудно понять, чего здесь больше – поиска истины и коррекции стратегии или "назначения виноватых" – для последующих репрессий. И для ухода от ответственности главных "отцов" поражения, количество которых объективно ограничено цифрой без нулей.

В обширном тексте интервью о национальной безопасности после реверанса "обязательства ОДКБ сформулированы в международно признанных границах Армении" далее отношения с Организацией нигде не упомянуты ни одним предложением. А ведь ОДКБ – единственная надежная опора Армении в условиях послевоенной турбулентности и непрочного мира в Карабахе. Часто употребляемые слова "Революция" и "Конституция" сами собой ничего не отрегулируют, безопасность страны не гарантируют. Армия – основа стабильности любого государства, но рассуждения о "существенных реформах" без конкретного плана действий выглядят деструктивно. Как и поверхностные рассуждения о низком боевом потенциале российского оружия, с намеками на неистребимую коррупцию в национальной армии и примыкающем секторе поставок по линии ВТС.

Неуловимы и неотразимы

Ракетный комплекс "Искандер-М" предназначен для уничтожения критически важных объектов противника (военных баз, командных пунктов и узлов связи, ракетных комплексов, самолетов и вертолетов на аэродромах) на дальности до 500 км с высокой точностью (Армения располагает экспортными ОТРК "Искандер-Э" дальностью до 300 км). Главные преимущества комплекса: стратегическая мобильность, возможность скрытного несения боевого дежурства и нанесения ракетных ударов, автоматический расчет и ввод полетного задания, высокая вероятность выполнения боевой задачи в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия.

© Ruptly
Боевой пуск ракеты ОТРК "Искандер-М" состоялся на полигоне Капустин Яр

Боевая эффективность увеличена за счет использования двух типов ракет – баллистических и крылатых. Время запуска первой ракеты с марша – считанные минуты, интервал между пусками – одна минута. Скорость полета ракеты – более 7200 км/час (то есть полет занимает 3 – 4 минуты). На начальном и завершающем участках траектории ракета 9М723К1 стартовой массой около 4 тонн развивает скорость свыше 2000 м/cек, движется по квазибаллистической (непросчитываемой) кривой, и маневрирует с перегрузками до 30g (что делает невозможным перехват ракеты всеми существующими средствами ПВО и ПРО).

Каждая пусковая установка "Искандера" мобильна и автономна. Может действовать где и когда угодно, и даже независимо от разведывательных спутников или авиации. Для наведения на цель используется программа, инерциальная навигационная система, сигналы спутников ГЛОНАСС. Ракеты можно перенаправлять в полете, что позволяет атаковать подвижные цели, включая корабли ВМС противника. На финальном участке активируется умная оптическая головка самонаведения, которая обеспечивает уникальную точность. Боеголовки 9М728 или Р-500 отклоняются от цели не более чем на 1 метр. Высокоточные ракеты "Искандера" имеют малую отражающую поверхность, сложные траектории полета (управляются газодинамическими и аэродинамическими рулями). Комплекс располагает двумя типами ракет: аэробаллистические 9М723 – летят по квазибаллистическим траекториям на высотах до 50 км, крылатые 9М728 или Р-500 – идут к цели на малых высотах.

ОТРК "Искандер-М" превосходит лучшие зарубежные оперативно-тактические комплексы (LORA, Lance, ATACMS, Pluton) по точности, оперативности подготовки ракет к пуску и другим характеристикам. Наиболее близкий аналог – израильский оперативно-тактический комплекс LORA, который уступает по дальности и точности (причем ракеты "Лоры" движутся по предсказуемой баллистической траектории). Американцы отстают – в 2020 году отказались от модернизации "антикварного" комплекса ATACMS, и только начали разрабатывать ракету высокоточного удара для реактивных систем залпового огня M270 MLRS и HIMARS дальностью до 300 км. По прогнозам авторитетных специалистов РФ, иностранные аналоги "Искандера" появятся не ранее 2025 года.

131
Досрочная сдача ЕГЭ по русскому языку

В России упростили правила сдачи выпускных экзаменов в 2021 году

0
(обновлено 14:02 27.02.2021)
Глава правительства РФ Михаил Мишустин утвердил правила проведения государственной итоговой аттестации (ГТИ) для школьников в 2021 году.

ЦХИНВАЛ, 27 фев - Sputnik. В России выпускники школ в 2021 году будут проходить Государственную итоговую аттестацию по упрощенным правилам, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт правительства.

"Такое решение принято из-за коронавируса, чтобы минимизировать риски распространения новой инфекции", — говорится в сообщении.

Например, девятиклассники смогут получить аттестаты об основном общем образовании, сдав два обязательных экзамена — по русскому языку и математике. Предметы по выбору (физику, химию, биологию, литературу, географию, историю, обществознание, иностранные языки, информатику и информационно-коммуникационные технологии, родной язык и литературу на родном языке) они сдавать не будут.

Выпускники 11-х классов, которые не собираются поступать в вузы, вместо ЕГЭ предстоят Государственные выпускные экзамены по двум предметам — русскому языку и математике. На этом основании они получат аттестат о среднем общем образовании.

Выпускников, которые собираются учиться в вузах, ждут ЕГЭ по необходимым для поступления предметам. При этом для получения аттестата им будет достаточно результатов ЕГЭ по русскому языку.

Также ЕГЭ проведут для выпускников прошлых лет, которые хотят поступить в вуз.

0