Российский многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57

Почему США тревожит "улучшение" российского Су-57

57
(обновлено 11:02 19.08.2020)
Постоянное внимание специалистов США к истребителю Су-57 свидетельствует об их желании разгадать все секреты "Сухого". Специализирующиеся на военной тематике американские издания имеют несколько претензий к истребителю Су-57, главная из которых – боевое превосходство.

Разумеется, некоторые сомнения в США вызывает радиолокационная заметность российской машины (которая якобы уступает в "невидимости" американскому F-22 Raptor) и отсутствие информации о двигателях нового поколения, но ежемесячные публикации касаются преимущественно того, что по-настоящему тревожит "партнеров".

Американское издание The Drive сообщило, что качество изготовления истребителя Су-57 улучшается, включая "допуски на панели обшивки". И анализирует каждый квадратный миллиметр опубликованного корпорацией "Сухого" изображения серийного истребителя. Особое внимание – инфракрасной системе наведения в носовой части (101КС-В), модифицированным асимметричным воздухозаборникам в основании передних кромок сдвоенных вертикальных стабилизаторов и зонду воздушной дозаправки из композитов. Подтверждаются худшие опасения американцев: Су-57 постоянно совершенствуется, хотя, по мнению авторов The Drive, уже давно "представляет собой гармоничное сочетание возможностей, адаптированных к более строгой, менее сетевой доктрине воздушного боя". И способен "нейтрализовать самого высокотехнологичного противника".

Су-57 – многофункциональный истребитель пятого поколения, предназначенный для уничтожения всех видов воздушных целей в дальних и ближних боях, поражения наземных, надводных целей противника с преодолением систем ПВО противника, осуществления мониторинга воздушного пространства на больших удалениях от места базирования, разрушения системы управления действиями авиации противника. Это могущественный боевой комплекс, включающий около пятнадцати новейших авиационных средств поражения "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", включая противокорабельные ракеты дальностью до 250 км, и гиперзвуковой "Кинжал". Причем отношение боевой нагрузки Су-57 к его массе значительно выше, чем у машин четвертого поколения.

Новейший истребитель достиг высокой степени технологического превосходства, прошел проверку в боевых условиях на территории Сирии, и неслучайно Минобороны РФ заказало в первой партии не два – три, а сразу 76 серийных Су-57.

Нет предела совершенству

Ранее издание The Drive проанализировало несколько технологических особенностей Су-57, в том числе – недосягаемых для американского истребителя пятого поколения F-22.

Прежде всего, это интегрированные в плоскости и корпус самолета радары с активной фазированной антенной решеткой Х-диапазона Н036 "Белка", которые обеспечивают больший сектор обзора, повышают ситуационную осведомленность летчика, и позволяют выполнять тактические приемы лучше, чем на любом другом истребителе.

Не вдаваясь в дебри "доплеровского эффекта", заметим, что "боковые РЛС" позволяют Су-57достичь высокой автономности в поиске целей, новых степеней невидимости для радаров противника, без потери эффективности целеуказания для собственных ракет на борту (а также в арсенале ведомых самолетов или ударных беспилотников).

Истребитель Су-57 имеет трехмерный вектор тяги, позволяющий совершать невероятные маневры в воздухе, и этим качеством не обладает больше ни один из самолетов пятого поколения. Если в дальнем или ближнем бою будет полностью израсходован боезапас, скорость и маневренность "Сухого" останутся надежной гарантией боевой живучести.

Внушают уважение и "внедорожные" характеристики Су-57, который обладает усиленными шасси, большими шинами, брызговиками. Такой истребитель пятого поколения способен использовать широкую сеть оперативных (грунтовых) аэродромов, не требуя "армии подметальных машин". Вспомогательная силовая установка Су-57 обеспечивает высокую автономность базирования, низкий расход топлива при наземных отработках, экономию ресурса маршевых двигателей.

Для эксплуатации более хрупких и капризных американских самолетов F-22 и F-35 требуются "цивилизованные" аэродромы (грунтовое покрытие для них смерти подобно), которые приходится строить в Румынии, Польше и странах Балтии (очень дорого).

Технологическим унижением для "партнеров" является и выдающийся комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ) "Гималаи", который способен превращать истребители пятого поколения потенциального противника в самолеты четвертого поколения, то есть делать F-35 и F-22 видимыми, а затем их "обезоруживать".

Интегрированная система РЭБ распределена на фюзеляже и крыльях Су-57 таким образом, что позволяет во всех ракурсах и проекциях наводить помехи и защищать самолет от ракет с головками самонаведения. Дальность действия "Гималаев" превосходит радиус применения ракет "воздух-воздух" вероятного противника. Вероятно, этот же комплекс РЭБ будет интегрирован в новейший российский БПЛА "Охотник", которому уже отведена роль ведомого Су-57.

Эволюция и революция

Американское издание Military Watch Magazine 18 августа сообщило: "Россия использует новые технологии Су-57 для совершенствования своих тактических бомбардировщиков Ту-22М3М" (). Отмечается, что платформа Су-57 "объединяет широкий спектр технологий следующего поколения, от набора датчиков до систем радиоэлектронной борьбы и лазерной защиты", которые могут быть интегрированы в другие классы боевых самолетов, и выведут на новый уровень возможностей, в частности, сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М3М. На вооружении ВКС России находится около 70 машин такого типа, продолжается их модернизация и оснащение новыми крылатыми ракетами Х-32 дальностью до 1000 км.

Интеграция – не фигура речи. В модернизации Ту-22М3М уже используется коммуникационная платформа Су-57, обладающая высокой скоростью передачи данных и энергоэффективностью. Открытая конфигурация системы позволяет оперативно наращивать технический функционал, в том числе за счет обновления программного обеспечения. Летные испытания продемонстрировали высокие эксплуатационные характеристики, и новая система будет интегрирована также в стратегический бомбардировщик Т-160М2.

Таким образом, оснащенный принципиально новым комплексом глубоко интегрированной авионики с открытой архитектурой, обладающей высоким уровнем автоматизации управления и интеллектуальной поддержки экипажа Су-57 создает предпосылки для технологического роста старших "собратьев".

Ранее на сайте Military Watch появилась информация об испытании Су-57 в июне 2020 года в качестве командного центра для истребителей Су-35 поколения 4 ++ (состоят на вооружении ВКС России с 2014 года). Эксперимент проводился "в реальных боевых условиях", и доказал, что Су-57 способен работать в едином информационном пространстве с Су-35, значительно повышая синергетическую боевую эффективность. Заметим, в "сетях" Пентагона и НАТО аналогичной связки не существует.

А еще хорошо, когда господство в воздухе приносит дивиденды на международном рынке вооружений. Military Watch отмечает: "Расширение возможностей взаимодействия Су-57 и Су-35 не только увеличит их боевой потенциал, но и сделает новый истребитель более привлекательным для экспортеров Су-35 и Су-30СМ".

Американцы пока не обсуждают главное и стратегическое преимущество истребителя пятого поколения Су-57, зато китайские специалисты уже заметили многообещающий искусственный интеллект, интегрированный в систему боевого управления. Полагаю, это настоящая революция в военном деле: российский Су-57 способен выполнять 90% задач в автоматическом режиме, и даже действовать полностью автоматически по заранее подготовленной программе. Если летчик в бою будет ранен или убит, система управления самостоятельно определит основные и второстепенные цели, выстроит маршрут, нанесет удар, и вернет самолет на базу.

Мы уже отмечали возможности взаимодействии с истребителями Су-35, однако искусственный интеллект Су-57 может работать и в связке с тяжелым ударным беспилотником С-70 "Охотник", который обладает своим "умом", и способностью нести более шести тонн бомб и ракет на расстояние до 5000 километров. Такие могущественные и технологически непредсказуемые для противника машины на гипотетическом поле боя не оставляют шансов "старичкам" типа F-22 Raptor.
Между тем, российские фирмы "МиГ" и "Сухой" уже разрабатывают (в интеграции) истребитель шестого поколения.

57

Конец "украинского чуда": как так вышло

149
(обновлено 17:29 10.09.2020)
Колумнист Александр Собко рассказывает о ситуации с возобновляемой энергетикой на Украине.

В украинской "зеленой" энергетике все же произошло важное событие, необходимость которого обсуждалась последний год: был принят закон, согласно которому "зеленый" тариф выкупа электроэнергии у большинства недавно построенных солнечных (СЭС) и ветровых (ВЭС) электростанций снижается на 15 и 7,5 процента соответственно. Но всех проблем это не решило, а отчасти добавило и новых. Обозреватель РИА Новости предлагает обсудить подробности.

Напомним, что возобновляемая энергетика на Украине в последние пару лет стала развиваться очень интенсивно, мощности ВИЭ выросли кратно, а сейчас их объем составляет уже около восьми гигаватт. Не последнюю роль в этом сыграл и высокий тариф выкупа "зеленой" энергии, привлекающий как зарубежных, так и внутренних инвесторов в этот сектор.

Проблема, однако, в том, что в результате цена выкупа "зеленой" энергии оказывалась в два-три раза больше, чем в европейских странах. Здесь, правда, помимо завышенных тарифов, есть и объективная причина: стоимость капитала и заемных средств для Украины заметно выше, чем для стран ЕС. А на длинных дистанциях этот фактор сильно влияет на себестоимость. Но от этого не легче. И, кстати, если в той же Германии по факту именно население оплачивает дорогую "зеленую" энергию (тарифы для промышленности там намного ниже), то на Украине немецкие тарифы явно были бы неподъемны для населения, и это при более высокой себестоимости зеленой энергетики.

Вроде бы все всем должно быть очевидно с самого начала. Но проблему поначалу предполагалось решать, смешивая дешевую энергию АЭС с дорогой возобновляемой энергией, — "а там разберемся". Разбираться же пришлось скоро. С ростом доли ВИЭ нагрузка на сектор все увеличивалась. По данным за май, на "зеленую" генерацию приходится восемь процентов вырабатываемой энергии, и при этом — 26 процентов денег энергорынка. Одновременно на Украине прошла и реформа электроэнергетики, сейчас расчет с генераторами ВИЭ ведет так называемый гарантированный поставщик, который пока расплатился с владельцами "зеленых" станций всего на 28 процентов. И, кстати, еще один любопытный момент — за недоплаты по зеленому тарифу в новом законе теперь возложили ответственность непосредственно на бюджет, из которого могут быть целевые компенсации. Возможно, именно это решение стало компромиссным на фоне того, что генераторы вообще не получали часть положенных выплат, теперь сделан компромисс: цена выкупа чуть уменьшена, но выплаты зато гарантированы.

И вот вроде какое-то решение найдено. Однако сложности сохраняются. Во-первых, снижение тарифов для действующих станций на семь-пятнадцать процентов, по большому счету, мало что меняет. Но даже это решение грозит исками со стороны инвесторов, особенно иностранных: ведь речь идет о смене правил игры задним числом. Одновременно перед регуляторами стоит новая задача. Если еще недавно все мечтали увеличивать и увеличивать мощности ВИЭ, то теперь нужно срочно максимально снизить число новых вводимых станций. Ведь желающих хорошо заработать очень много, предварительные договоренности заключены еще на десять гигаватт.

Причин тому как минимум две. Во-первых, чем больше новых станций, тем больше дополнительной ценовой нагрузки на энергорынок. Во-вторых, уже сейчас на определенных этапах возникает проблема избытка "зеленой" энергии, когда для сбалансированности энергосистемы приходится ограничивать прием "зеленой" энергии или отключать традиционные станции, работающие в базовом режиме.

Чтобы минимизировать число новых вводов, для новых солнечных электростанций (в том числе строящихся), которые будут запущены в течение ближайших месяцев (точные даты зависят от мощности станций), тариф снижен сразу на 60 процентов! Впоследствии планируется переход к системе аукционов, где цена выкупа дополнительно будет ограничена сверху цифрой в девять евроцентов за киловатт-час (это в 1,6 раза меньше, чем нынешний тариф).

Фактически сейчас задача-минимум — ограничить число ВИЭ-электростанций, запущенных по старым правилам. Но и когда будут введены аукционы, останутся нерешенными проблемы балансировки: в стране не хватает гибких источников энергии (газовые ТЭС или гидроаккумулирующие электростанции, используемые как накопитель).

Тем не менее, хорошенько запутавшись в зеленой энергетике, Украина уже готовится поучаствовать в новом европейском тренде — энергетике водородной. Тем более что в рамках стратегии ЕС на Украине может быть поставлено до десяти гигаватт электролизеров для производства водорода.

Но проблема видна невооруженным взглядом. "Зеленый" (вырабатываемый электролизом воды из энергии ВИЭ) водород и в Европе дорог, а если стоимость возобновляемой электроэнергии в два-три раза больше, чем в Европе, то цена будет неподъемной.

Мы уже обсуждали возможность решения — использование дешевой (и вполне зеленой в контексте выбросов углекислого газа) атомной энергии или энергии ГЭС. В этом направлении события, похоже, и развиваются.

В августе компания с говорящим названием "H2" заключила предварительные договоренности о строительстве дата-центра с "Энергоатомом" и производства электролизного водорода с "Укргидроэнерго". Пока это меморандумы (правда, подписанные в присутствии президента Украины), которые уже успели получить порцию критики и на самой Украине: неизвестная компания с формальным уставным капиталом готовит такие масштабные договоры на миллиард долларов.

Но если такой подход будет реализовываться, это означает, что наиболее дешевая энергия АЭС и ГЭС частично уйдет с рынка, увеличив долю более дорогих источников топлива и все тех же СЭС и ВЭС.

Кстати, по формальным признакам использование энергии АЭС на прочие нужды даже поможет нормализовать энергосистему. Украинские чиновники уже жаловались, что при росте доли ВИЭ им придется искусственно ограничивать выработку даже на АЭС.

В таком случае система получит дополнительную гибкость — "лишняя" энергия АЭС будет уходить, к примеру, на производство водорода. Вот только заплатят за эту гибкость все потребители электроэнергии, где вклад СЭС и ВЭС только увеличится.

Продолжаем следить за развитием событий. Украинский сюжет до некоторой степени актуален и для России. У нашей страны, конечно, более гибкая энергосистема, плюс помогает то, что доля ВИЭ невелика. Тем не менее и в нашей стране уже зафиксированы единичные случаи вынужденного ограничения выработки на СЭС и ВЭС, в связи с чем регуляторами рассматривается возможность ограничения строительства новой "зеленой" генерации в южных регионах, где уже к 2024 году доля ВИЭ в выработке достигнет восьми процентов.

Кроме того, и в России достаточно высокая (по сравнению с ЕС) стоимость финансирования. Критики уже не раз отмечали, что у нас ВЭС и СЭС развиваются слишком медленно. Что происходит, когда они развиваются слишком быстро, мы видим на примере Украины.

149

Литва в ярости: Белоруссия не хочет платить и каяться

301
(обновлено 14:45 09.09.2020)
Президент Белоруссии впервые прямо заявил о возможности изменения его страной транзитно-экспортных маршрутов с прибалтийского на российское направление. На что последовала возмущенно-оскорбленная реакция Вильнюса, воплощенная в сакраментальном "а нас-то за что?!"

Министр энергетики России Александр Новак сообщил, что до конца сентября Москва и Минск проработают условия переориентации белорусских нефтепотоков из литовских портов на российские. По словам главы ведомства, главная задача сейчас — "создать экономические условия, которые были бы выгодны всем: и портам, и перевозчикам, железной дороге и, собственно, самим нефтепродуктопроизводителям". Информацию подтвердил и госконцерн "Белнефтехим".

Тем самым с мертвой точки сдвинулась тема, которая долго была поводом для трений в отношениях двух стран, пишет колумнист РИА Новости Ирина Алкснис.

Суть противоречий проста: Россия поставляет Белоруссии нефть, которая там на НПЗ превращается в белорусские нефтепродукты и отправляется дальше на экспорт — главным образом, через Литву. Поскольку республика получает российское черное золото по чрезвычайно приятным — по сравнению с мировыми — ценам, Москва заинтересована, чтобы этот экспорт шел через отечественные порты на Балтике. Однако у Минска свои резоны, в том числе чисто экономические: транзит через прибалтийские государства ему несколько выгоднее, даже с учетом скидок и льгот, которые готова предоставить российская сторона.

В таком тупиковом состоянии тема пребывала довольно много лет — на радость Западу и особенно прибалтийским соседям, не скрывавшим удовлетворения по поводу проблем между двумя ближайшими и глубоко недемократичными партнерами.
И вот наконец появились перспективы ее разрешения. По иронии судьбы ответственность за это несет все та же Прибалтика, которая не сделала выводов из прошлого опыта и в очередной раз устроила мастер-класс "Как выстрелить себе в ногу".
Дело, разумеется, в текущих событиях в Белоруссии и позиции, которую по отношению к ним заняли прибалты, в первую очередь Литва.

Эта республика вместе с Польшей стала главным иностранным плацдармом для действий против белорусских властей, причем Вильнюс действует столь напористо и одновременно топорно, что даже российский министр иностранных дел был вынужден отметить, что в своем вмешательстве в дела Белоруссии "литовские соседи перешли уже все грани приличия".

Более того, останавливаться они явно не намерены. Свежей инициативой стала выраженная президентом Гитанасом Науседой готовность взять на себя лидерство и стать посредником в переговорах между белорусскими властями и оппозицией.

Без санкций, разумеется, также не обошлось — куда же без них. В список лиц, которым запретили въезд в ЕС, входят тридцать человек, включая Александра Лукашенко. А еще именно с подачи Литвы те же три государства договорились прекратить торговлю электроэнергией с Минском после запуска Белорусской АЭС.

Как раз после всех этих демаршей президент Белоруссии впервые прямо заявил о возможности изменения его страной транзитно-экспортных маршрутов с прибалтийского на российское направление. На что последовала возмущенно-оскорбленная реакция Вильнюса, воплощенная в сакраментальном "а нас-то за что?!"

Для экономики Литвы белорусский транзит действительно значим. В прошлом году Минск обеспечил треть грузопотока порта Клайпеды, а поставляемые на экспорт калийные удобрения соседей — основной груз для литовских железных дорог.

Пожалуй, самым любопытным во всей этой ситуации является принципиальная необучаемость, демонстрируемая литовскими властями.

Было бы вполне понятно, если бы нынешние события происходили лет десять-пятнадцать назад. Тогда Прибалтика пребывала в полной уверенности (и жизнь ее в общем в этом поддерживала), что она может себе позволить проводить агрессивно-антироссийскую внешнеполитическую линию и параллельно снимать финансовые сливки от сотрудничества с нашей страной, поскольку Москве деваться все равно некуда. Главным образом, это касалось как раз транзитно-логистической сферы.

Даже уже набравшие размах к концу нулевых российские усилия по созданию альтернативных экспортных маршрутов (в первую очередь в виде развития собственной портовой инфраструктуры) воспринимались тогда прибалтийскими соседями со снисходительной усмешкой: мол, все равно у русских не получится перенаправить потоки с латвийского Вентспилса на Усть-Лугу, Петербург или Приморск.

Однако по этому поводу уже давно никто не смеется. Россия добилась своего и на данный момент лишила прибалтийские страны львиной доли своего транзита.
Это было, безусловно, экономическое решение со стороны Москвы: при наличии потенциальной возможности стране выгодно развивать собственную экономику, а не отдавать деньги иностранному бизнесу. Но глупо отрицать, что свою роль играли и политические соображения — нежелание платить за содержание патентованных русофобов.
Тем же полученный урок, несмотря на всю болезненность, очевидно, не пошел впрок, и Литва устроила нынешнюю антибелорусскую вакханалию, не сомневаясь, что ничего ей за это не будет и соседняя республика молча проглотит столь наглое вмешательство в свои дела.
Судя по всему, соображения у Вильнюса были те же, что и с Россией до того: реальных альтернатив у Минска нет, так что он как миленький будет и дальше платить за литовский транзит, параллельно безропотно терпя враждебные и оскорбительные выходки в свой адрес.

Но, похоже, Прибалтике вновь предстоит на собственном опыте убедиться, что в современном мире в принципе исчезает такое понятие, как безальтернативность, а за беспардонное внешнеполитическое хамство приходится платить, особенно слишком много на себя взявшим геополитическим сателлитам.

301
День 24 сентября

24 сентября: какой сегодня праздник в России и мире - события из календаря

0
(обновлено 19:24 23.09.2020)
24 сентября отмечают Всемирный день моря. Цель - привлечь внимание международной общественности к тому, какой невосполнимый ущерб морям и океанам наносят перелов рыбы, загрязнение водоемов и глобальное потепление

Всемирный день моря

Всемирный день моря (World Maritime Day) — один из международных праздников в системе Организации Объединенных Наций. Этот день отмечается с 1978 года по решению 10 сессии Ассамблеи Межправительственной морской консультативной организации (International Maritime Organization, IMO).

© Sputnik / Alexander Wilf
Берег городка Эрисейра, Португалия

До 1980 года он отмечался 17 марта, а затем его дату решено было перенести на один из дней последней полной недели сентября. Цель Всемирного дня моря — привлечь внимание международной общественности к тому, какой невосполнимый ущерб морям и океанам наносят перелов рыбы, загрязнение водоемов и глобальное потепление. Наиболее важные задачи — повышение экологической безопасности морских перевозок, предупреждение загрязнения морской среды, в частности нефтью, сохранение биоресурсов и борьба с браконьерством. По данным ООН, за последние 100 лет такие виды рыб, как тунец, треска, марлин были выловлены на 90%. Около 21 миллиона бареллей нефти ежегодно выливается в моря и океаны.

Рыбы у кораллового рифа
© Sputnik / Наталья Селиверстова
Рыбы у кораллового рифа

Синтетические отходы, сбрасываемые в крупные водоемы, являются причиной гибели миллиона морских птиц и 100 000 морских млекопитающих в год. Из-за глобального потепления за последние 100 лет уровень воды в крупных водоемах планеты поднялся на 10-25 сантиметров. А перевозки грузов морским транспортом, как наиболее эффективным и рентабельным способом международных перевозок товаров, также нарушают экосистемы морей и океанов. Ведь 80% глобальной торговли осуществляется посредством морского транспорта.

Акулы в окружении мелкой рыбы
© Sputnik / Александр Ковалев
Акулы в окружении мелкой рыбы

Поэтому проведение Всемирного дня моря, который каждый год посвящен определенной актуальной экологической теме, сопровождается различными природоохранными мероприятиями, экологическими акциями и митингами в разных странах мира. Напомним, что в мире есть еще праздники посвященные морям Земли, прежде всего — это Всемирный день водных ресурсов, а также праздники отдельных морей — Международный день Чёрного моря, День Балтийского моря, День моря в Японии и другие.

День памяти преподобного Силуана Афонского

Преподобный Силуан Афонский, известный в миру под именем Симеон, родился в 1866 году в благочестивой семье крестьянина Иоанна Антонова, которая проживала в селе Шовском Шовской волости Лебединского уезда Тамбовской губернии. Пройдя путь начальных иноческих испытаний, в 1896 году Симеон был пострижен в мантию с именем Силуан, а в 1911 году — в схиму с оставлением прежнего имени. Своих учеников преподобный не имел и в послушании у какого-либо определенного старца не находился. Сам он, подобно большинству монахов, воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции, проводя, как того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в непрестанной Иисусовой молитве, на длительных богослужениях в храме, в постах и бдениях, частой исповеди и причащении Святых Христовых Тайн, чтении духовных книг и труде. С первого и до последнего дня преподобный явил собой образ совершенного послушания. Прожив 46 лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустырь, считая, что это лишь вспомогательные средства, а не цель христианской жизни. В то же время он был далек и от мирских интересов. Постоянно находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь к спасению. Вся жизнь его была сердечной молитвой "до великих слез", исключительно высоким подвигом любви к Господу, а в 1938 году старец схимонах Силуан мирно скончался. Своей подвижнической жизнью он явил пример кротости, смирения и любви к ближним. Спустя 50 лет, в 1998 году Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил блаженного старца к лику святых. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имя преподобного Силуана Афонского было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви на 11 сентября (по старому стилю).

Какой праздник 24 сентября

  • День памяти преподобного Силуана Афонского
  • Федорины вечерки
  • Всемирный день моря

Что произошло 24 сентября

  • 1664 — губернатор Новых Нидерландов Питер Стёйвесант подписал капитуляцию и передал город Новый Амстердам англичанам.
  • 1706 — Северная война: Карл XII и Август Сильный подписывают Альтранштедтский мир, по которому последний отрекается от польской короны в пользу Станислава Лещинского.
  • 1724 — основана Парижская фондовая биржа.
  • 1810 — Кадисские кортесы созваны и приведены к присяге.
  • 1830 — Бельгийская революция: создано Временное правительство Бельгии.
  • 1869 — На американском рынке произошла паника из-за массовой скупки золотых слитков двумя бизнесменами ("чёрная пятница").
  • 1948 — Основание компании "Хонда Мотор".
© AFP 2018 / Toshifumi Kitamura
Автомобиль Honda
  • 1953 — В Голливуде состоялась премьера первого панорамного фильма.[источник не указан 1821 день]
  • 1979 — Советские спортсмены Людмила Белоусова и Олег Протопопов запросили политическое убежище в Швейцарии.
  • 1998 — В Лионе (Франция) впервые проведена операция по трансплантации руки человеку.

Кто из известных людей родился 24 сентября

  • 1501 — Джироламо Кардано (ум. 1576), итальянский математик, механик, врач, философ.
  • 1679 — Эухенио Херардо Лобо (ум. 1750), испанский поэт и драматург, военачальник.
  • 1821 — Циприан Камиль Норвид (ум. 1883), польский поэт, художник и скульптор.
  • 1878 — Шарль Фердинанд Рамю (ум. 1947), швейцарский писатель.
  • 1902 — Рухолла Мусави Хомейни (ум. 1989), иранский политик, великий аятолла, лидер исламской революции 1979 г.
  • 1905 — Северо Очоа (ум. 1993), испанский и американский биохимик, лауреат Нобелевской премии (1959).
  • 1919 — Константин Воробьёв (ум. 1975), русский советский писатель.
  • 1930 — Джон Янг (ум. 2018), американский астронавт, побывавший на Луне.
  • 1945 — Лариса Рубальская, советская и российская поэтесса, автор текстов песен.
  • 1957 — Брэд Бёрд, американский кинорежиссёр, сценарист, мультипликатор, обладатель двух "Оскаров".

Православный календарь

  • Перенесение мощей преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев
  • Преподобной Феодоры Александрийской Младшей
  • Преподобного Силуана Афонского

Народный календарь:Федорины вечерки

Дата по старому стилю: 11 сентября. В этот день отмечается память преподобной Феодоры Александрийской, жившей в конце 5 века. По преданию, Феодора пребывала со своим мужем в любви и согласии, но один богатый горожанин, прельстившийся ее красотой, стал соблазнять молодую женщину. Он подкупил сводню, которая обманула Феодору, сказав, что грех, совершенный ночью, не вменяется человеку в вину. Женщина послушалась и изменила мужу, однако вскоре осознала всю омерзительность прелюбодеяния. Феодора возненавидела свое тело и подвергала себя всяческим мучениям. Знакомая игуменья, видя страдания грешницы, напомнила ей историю Марии Магдалины, омывшей слезами ноги Христа. Это побудило Феодору уйти в монастырь — причем втайне от всех. Но она понимала, что в женской обители муж найдет ее, поэтому переоделась в мужское платье и поступила в мужской монастырь с именем Феодор. Позже, уже после смерти Феодоры, ее супруг, узнав о подвиге жены, принял постриг в этой же обители. На Руси на Федору (Феодору) отмечали третью встречу осени. "Всякое лето кончается, осень начинается", — говорили в народе. В это время вовсю шли дожди, начиналась слякоть. Поэтому про святую шутили: "Федора — замочи хвост". Вспоминали еще один Федорин день — зимний: "Две Федоры в году. Осенняя Федора подол подтыкает, а зимняя Федора платком рыло закрывает". Крестьяне подводили итог осенним трудам: убирали последний лук с грядок, уносили в омшаник ульи с пчелами. "Преподобная Федора — всякому делу аминь", — говорили люди. В этот день также ходили в поле смотреть, как растут озимые. Если из-под земли уже были видны сильные и густые всходы, это обещало хороший урожай на следующий год. Девушки и женщины рубили капусту и квасили ее на зиму На Федору был обычай собирать всей деревней дары для священника ближайшей церкви. Матушке миряне помогали делать запасы на зиму, убираться в доме и на дворе. Этот обычай назывался "осенщина". С Федоры начинались капустные вечерки. В течение двух недель девушки и женщины рубили капусту, квасили ее на зиму, травили байки, шутили и смеялись. Такие сборища назывались также капустниками — это слово дожило и до наших дней. На стол в такие вечера подавали блюда из капусты — голубцы, пироги, щи. Мужики же варили пиво. Самым вкусным считалось корчажное, которое выдерживали в больших глиняных корчагах. Об этом напитке говорили так: "Пиво не пьяно — то грешно. Пиво пьяно — грешней того. А пива не станет — тошней всего". 

Кто празднует именины 24 сентября

Виктор, Герман, Дмитрий, Евдокия, Ия, Карп, Лев, Николай, Петр, Роман, Сергей, Федора

0