F-35 Lightning

Новые проблемы у F-35: что не так с американским самолётом

185
(обновлено 12:10 27.06.2020)
Законы физики игнорируют усилия американских авиаконструкторов, и "приземляют" весьма дорогостоящие проекты.

Самолеты F-35 Lightning II до пятого поколения явно не дотягивают, но в США по инерции пытаются "под завязку" загрузить глобальными задачами и вооружениями эту сырую во многих отношениях авиатехнику. Будто термоядерные бомбы B61-12 на борту F-35 способны компенсировать дозвуковую крейсерскую скорость, видимость "стелса" на радарах, высокую аварийность и непредсказуемость.

Издание The Aviationist в понедельник сообщило, что в окрестностях американской авиабазы Эдвардс (штат Калифорния) проведена серия испытаний истребителя F-35A Lightning II (модификации Convetional Take Off and Landing, то есть со стандартными взлетом и посадкой) на применение термоядерной бомбы B61-12 с боевой частью изменяемой мощности. Сертификация самолета - носителя ядерного оружия двойного назначения запланирована на январь 2023 года. Таким образом, вместе с обновлением программного обеспечения (с нынешней версии Block 3A до версии Block 4) истребители F-35А получат возможность штатно нести, и применять термоядерные бомбы. Более того, после интеграции B61-12 в систему вооружений ВВС США "культовая роль ядерного истребителя" от F-15E и F-16 перейдет F-35A. Модернизированную авиабомбу B61-12 отличают система наведения и боевая часть изменяемой мощности (до 50 килотонн).

Стоимость программы создания многоцелевого истребителя-бомбардировщика F-35 Lightning II составила около 1,3 триллиона долларов. Различные модификации F-35 серийно выпускаются с 2011 года. На эту машину в США изначально возлагали большие надежды, но практическая эксплуатация разочаровывает специалистов. Ранее близкое Пентагону издание Defense News опубликовало критичные оценки F-35 Lightning II. Факты свидетельствуют: F-35 – дозвуковой истребитель, способный ускоряться на форсаже не более 1 минуты, а на скоростях свыше 1 Маха через минуту возникает угроза разрушения корпуса перегрева. После 1,6 Маха – у самолета может просто отвалиться хвост. Постоянная (крейсерская) скорость истребителя 5-го поколения не может быть ниже 1,4 Маха, следовательно, технологического прорыва не случилось. Фактически F-35 остался самолетом 4-го поколения, и термоядерные бомбы для него могут оказаться непосильной ношей.

Компенсационные меры

Количество ключевых недостатков истребителя "околопятого" поколения F-35 за минувший год удалось снизить до пяти, все еще очень много для машины ценой 100 миллионов долларов за штуку. Пентагон оперативно подкорректировал "эксплуатационные характеристики", и теперь F-35 считается дозвуковым самолетом, способным на короткие ускорения. Поскольку высокая скорость угрожает разрушением планеру, специальному стелс-покрытию F-35, и множеству антенн в хвостовой части самолета, инструкцией определено количество секунд, в течение которых модификации для ВМС и морской пехоты F-35B и F-35C могут летать на скоростях около 1,2 Маха. Вариант истребителя с традиционными взлетом и посадкой - F-35A - разделяет общие "косяки" в спектре от программного обеспечения до тихоходности и видимости на радарах (даже на дозвуковых скоростях, если имеется боезапас на внешней подвеске).

Вроде бы, репутация "молнии" окончательно испорчена, но в процессе эксплуатации проявляются новые неожиданные свойства. Журнал Air Force Magazine 24 июня сообщил, что американским истребителям F-35A запрещено приближаться к грозовым облакам на расстояние менее 25 миль (около 40 км). Оказалось, что конструктивные особенности бортовой системы генерации инертного газа (OBIGGS) могут привести к взрыву топливных баков истребителя в воздухе - от разряда атмосферного электричества. Любопытно, что система OBIGGS ранее уже вызывала нарекания, и была модернизирована в 2014 году (взрывоопасность не устранена).

Серия катастроф новейшего самолета F-35 Lightning II позволяет предположить, что возможны и другие неприятные (опасные) открытия, даже в условиях мирной эксплуатации F-35. Не говоря уже об уязвимости американских "молний" в гипотетическом боевом столкновении с российскими истребителями пятого поколения Су-57 или средствами радиоэлектронной борьбы..

Полет в неизвестность

Соединенные Штаты стремятся активно продавать F-35 своим европейским союзникам. И модернизированная (планирующая) термоядерная авиабомба B61-12 изначально предназначена для Европы. Серийное производство намечено на 2020 год, одновременно американцы намереваются разместить бомбы B61-12 на своих европейских базах. При этом совершенно не исключены ситуации, когда на взлете (на форсаже) у истребителя с ядерным оружием на борту отваливается хвост, или в него ударяет молния. Возможны и другие варианты, но союзникам во всех случаях мало не покажется. Американские вооружения становятся все более опасными для Европы. Растет сопротивление Германии. Франция прямо заявила: "Прекращайте навязывать F-35".

Это закономерный итог переоценки технологических возможностей США в области военного авиастроения. Ранее признан неудачным опыт создания истребителя пятого поколения F-22 Raptor (ненадежное радиопоглощающее покрытие, обнаруживается радарами метрового диапазона, радиус действия – всего 750 км, слишком высокая цена серийной машины – 350 млн. долларов). Между тем, не доведя до приемлемого конструктивного, боевого, предпродажного состояния самолеты пятого (де-юре) поколения F-22 и F-35, американцы светло смотрят в будущее военной авиации.

По планам Вашингтона, первые истребители шестого поколения должны взлететь до 2030 года. Судя по описанию, для них уже и противник готов: "Учитывая огромные расстояния на тихоокеанском театре, за которые они должны будут сражаться", от них ожидают большой дальности полета без дозаправки, превосходства в воздухе, высокой живучести за счет комплекса радиоэлектронной борьбы. Однако, после всех дорогостоящих неудач F-35 Lightning II "пятого поколения" американский конгресс выразил намерение ограничить финансирование программы создания истребителей шестого поколения - на 85 % в 2021 финансовом году.

185
Атомная подводная лодка ВМФ России. Архивное фото

Что делает российский атомный "Антей" в Балтийском море

25
(обновлено 13:50 14.07.2020)
Шведский телеканал SVT бьет тревогу: в Балтийское море вошла российская атомная подлодка класса "Антей", способная нести крылатые ракеты большой дальности и торпеды с ядерными боеголовками, "в десять раз превышающие мощность бомбы, которая стерла с лица земли Хиросиму".

Местные эксперты оценивают данные действия РФ как демонстрацию силы. Факт участия корабля в давно запланированном Главном военно-морском параде в честь Дня ВМФ России скандинавские военные и специалисты обошли стороной, замечает военный обозреватель Александр Хроленко.

Глава исследовательского отдела шведского Института оборонных исследований Никлас Гранхольм высказывает предположение, что в ближайшие несколько недель состоятся какие-нибудь учения ВМФ России. И замечает, что 150-метровая субмарина с двумя ядерными реакторами слишком велика и опасна для Балтики. Дизельные подводные лодки Швеции длиной 60 метров явно проигрывают. Военный эксперт делает вывод: "Антей" – это демонстрация российской военной мощи.

Русскоязычное издание "Stockholm сейчас" приводит мнение другого специалиста, советника по безопасности Йоакима фон Брауна: "Российские военные посылают нам четкий сигнал: они хотят показать, что они большие и сильные". Вооруженные силы Швеции следят за развитием событий на Балтике. Датчане гордятся тем, что первыми обнаружили 150-метровую "иголку в стоге сена", то есть российский атомный подводный ракетный крейсер К-266 "Орёл" в надводном положении и на 15 узлах хода (около 27 км/час).

Что там Балтийское море, если в опасности находится весь Атлантический океан. Западные эксперты отмечают, что в последние годы российские подлодки существенно улучшили свои характеристики, а экипажи – мастерство. Дальние субмарины стали головной болью для НАТО, где ранее заявили о потере своего господства в Северной Атлантике. И все же, что происходит на Балтике?

Атомный подводный ракетный крейсер К-266 "Орёл" с ядерной энергетической установкой, действительно, совершил переход с Северного флота в Финский залив Балтийского моря. Минобороны РФ этого не скрывает. Известно и другое: субмарины проекта 949А "Антей" предназначены преимущественно для борьбы с авианосными группировками противника, и страны Балтийского региона могут спать спокойно (авианосцев у них нет). И военно-морские силы НАТО в Европе целью "Орла" также не являются.

Ответ на вопрос о цели похода российской АПЛ лежит на поверхности. В последнее воскресенье июля в России отмечают день ВМФ (то есть в 2020 году – 26 июля). Поэтому странно, что специалисты ВМС в странах Балтийского региона сегодня теряются в догадках о цели визита атомного "Антея". Напомню, в 2018 году крейсер "Орёл" уже представлял Северный флот на Главном военно-морском параде России в Финском заливе Балтийского моря. Хотя экипажу тогда и в 2020-м пришлось преодолеть более 1500 морских миль (около 2800 км) между Североморском и Кронштадтом, это исключительно мирная миссия.

"Антей" партнеров не обидит

Атомные многоцелевые субмарины третьего поколения проекта 949А "Антей" ("Орёл", "Смоленск", "Воронеж", "Омск", "Тверь" и другие) созданы для ракетных ударов по авианосцам и береговым объектам противника сверхзвуковыми крылатыми ракетами "Гранит" дальностью действия около 500 км. Имеют прочный корпус цилиндрической формы (10 отсеков) из стали толщиной 45 – 68 мм, и пусковые установки противокорабельных ракет за пределами прочного корпуса под углом 45 градусов к горизонту (подводный старт). Конструкция укреплена для плавания в арктических широтах. При этом "Антей" стоит примерно в 10 раз меньше, чем американский авианосец типа "Нимиц".

Подводный крейсер К-266 "Орёл" находится в боевом строю ВМФ России с 1993 года. После модернизации в 2017 году имеет на вооружении противокорабельный ракетный комплекс П-800 "Оникс", боезапас – 72 ракеты ЗМ-45 и 24 торпеды нескольких типов. Для сравнения, флагман Северного флота, тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий" несет только 20 противокорабельных ракет. "Орёл" нарастил возможности за счет новых автоматизированной системы боевого управления, гидроакустической системы и малошумных гребных винтов. Ранее стало известно, что в ходе глубокой модернизации "Антеи" оснащают также ракетными комплексами "Калибр", позволяющими наносить удары по наземным целям на удалении до 2500 км.

Как бы то ни было, атомный подводный ракетный крейсер "Орёл" обладает уникальными боевыми характеристиками, способен погружаться на глубину до 600 метров, имеет огромное водоизмещение – 24 тыс. тонн, длину – 155 метров, скорость подводного хода – до 32 узлов (около 59 км/час), автономность – 120 суток, экипаж – 130 человек. Корабль успешно участвовал во многих учениях и походах, дважды завоевывал приз главкома ВМФ за стрельбу по морской цели.

В кильватерном гордом строю

Главком ВМФ России Адмирал Николай Евменов 13 июля сообщил: "Отряд кораблей Северного флота в составе большого противолодочного корабля "Вице-адмирал Кулаков" и атомного подводного ракетного крейсера "Орёл" прибыл в Финский залив для участия Главном военно-морском параде. В ближайшие дни отряд приступит к мероприятиям по плану подготовки к Параду". Акватория Кронштадтского рейда готова к временному базированию кораблей большого водоизмещения.

За время межфлотского перехода экипажи большого противолодочного корабля (БПК) "Вице-адмирал Кулаков" и атомного подводного ракетного крейсера "Орёл" отработали ряд корабельных учений по противовоздушной и противолодочной обороне, по обмену сигналами в ночное и дневное время, по борьбе за живучесть. Ценный опыт получили вахтенные офицеры и штурманы – с учетом навигационных особенностей акватории Балтийского моря.

Начались тренировки парадного строя боевых кораблей крупного водоизмещения. Вместе с крейсером "Орёл" на Кронштадтском рейде к празднику готовятся БПК "Вице-адмирал Кулаков", большие десантные корабли "Минск" и "Королёв". Экипажи отрабатывают систему связи и взаимодействия, движение в кильватерной колонне с заданными скоростью и курсом. Проверяется подготовка вахтенных офицеров и штурманских специалистов к плаванию в непростой акватории Кронштадта (непростой – даже для моряков-балтийцев).

Комплекс ПВО морского базирования Панцирь-МЕ
АО Конструкторское бюро приборостроения им. Академика А.Г. Шипунова

Современный Балтийский флот – форпост России на Западном направлении, разновидовое оперативно-стратегическое объединение, включающее корабельные силы, морскую авиацию, средства противовоздушной обороны, береговые войска, единые органы оперативного и технического обеспечения. Привлеченные к Главному параду значительные силы и средства военно-морского флота (десятки кораблей, самолетов и вертолетов) превращают праздник в подобие стратегической операции. Цели – мирные, но организация – боевая. Это нормально. Присутствие ВМФ России в Балтийском море – не угрожающая кому-то демонстрация военной силы, а исторический факт протяженностью 317 лет. И атомный подводный ракетный крейсер К-266 "Орёл" здесь – дома, а не в гостях.

25
Собор Святой Софии в Стамбуле

Может ли Святая София объединить русских и турок?

29
Турки сделали главный православный собор мира, Святую Софию в Константинополе, мечетью — Россия должна защищать христианскую веру и наказать Турцию! Звучит правильно?

Но османы переделали храм в мечеть в 1453 году — после того, как взяли Константинополь, а на месте Римской империи (называемой еще Византийской) утвердилась империя Османская, Османский халифат, до начала ХХ века правивший немалой частью исламского мира, отмечает колумнист РИА Новости Петр Акопов.

Империя и халифат погибли после Первой мировой войны — на ее месте туркам с трудом удалось сохранить хотя бы свое национальное государство, Турецкую Республику. Ислам в этом светском, вестернизируемом государстве не подвергался таким репрессиям и погрому, как православие в России, — но турецкий Ленин Ататюрк вытеснил его на обочину жизни, поставил под контроль государства. Одним из важных символических решений было и превращение Айя-Софии из мечети в музей — обнаруженные там византийские фрески стали привлекать миллионы туристов.

Сближение Турции с Западом продолжалось и всю вторую половину ХХ века — но постепенно даже прозападно настроенные турки стали понимать, что Европа не сольется с Турцией, что различия между двумя цивилизациями слишком сильны. Да и потенциальная угроза со стороны России, в свое время приведшая Турцию в НАТО, перестала быть геополитическим фактором после распада СССР. А в самой Турции постепенно начался исламский реванш — к власти пришли силы, опиравшиеся на народное большинство, выступавшие за освобождение ислама, за его выход из подполья. Правящий уже 17 лет Реджеп Эрдоган постепенно утверждает Турцию как суверенную исламскую державу, проводящую самостоятельную политику и внутри страны, и на мировой арене.

Важным символическим решением стал и его шаг по возвращению Айя-Софии статуса мечети: "Мы приняли решение об изменении статуса Айя-Софии, основываясь на мнении нашего народа, а не на том, кто что про нас скажет… Страна продолжит идти верным путем — к строительству великой и сильной Турции".

Действительно, решение Эрдогана поддерживают три четверти турок — притом что его собственный рейтинг куда ниже. Турки имеют право делать у себя дома то, что считают правильным?

И вот тут выясняется, что нет: целый ряд стран сначала пытались отговорить Турцию от этого шага, а потом выразили сожаление и озабоченность происходящим. Считающие себя чуть ли не наследниками Византии греки и вовсе потребовали ввести против Турции санкции — на уровне ЕС и международные. Потому что Святая София — это не греко-турецкий, а глобальный вопрос:

"Это вопрос отмены правил и неуважения к мировому сообществу… Эрдоган делает все умышленно. Он отменяет даже традиции своей страны. Он отворачивается от международного сообщества и его правил".

Так заявил министр иностранных дел Греции, православной страны. Но ведь Россия занимает схожую позицию? Вот и Госдума принимала обращение к турецким властям еще до принятия решения, и глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата, митрополит Иларион назвал действия Эрдогана "ударом по всему мировому православию": "Потому что для всех православных христиан по всему миру храм Святой Софии — это такой же символ, как для католиков собор Святого Петра в Риме, поэтому мы с большим сожалением воспринимаем это решение".

Но позиция Русской православной церкви и не могла быть другой — Россия стала Третьим Римом после падения Второго, и Святая София навсегда останется для православных символом великой православной Византийской империи — империи, построенной равноапостольными Константином и Еленой. Защищать Святую Софию — естественная обязанность РПЦ, даже если нет ни одного шанса вернуть на нее крест.

Но позиция России как государства другая: хотя нас волнует будущее Святой Софии, мы не считаем себя вправе указывать Турции на то, как ей себя вести, и уж тем более угрожать ей. Как заявил в понедельник заместитель министра иностранных дел России Сергей Вершинин, "мы исходим из того, что речь идет о внутренних делах Турции, в которые, естественно, ни мы, ни другие не должны вмешиваться". При этом замминистра напомнил о "широком общественном резонансе, который получил этот вопрос и в нашей стране, и за ее пределами", и сказал, что мы "обращаем внимание на значение этого объекта с точки зрения объекта мировой культуры и цивилизации".

То есть Россия не давит на Турцию — притом что, как писала европейская пресса, Владимир Путин был единственным, кто мог бы отговорить Эрдогана от подобного шага. Но это неправильная оценка — да, у Путина и Эрдогана сложились очень тесные и доверительные отношения, но они основаны на взаимном уважении и невмешательстве в дела друг друга. То есть Путин в принципе не мог указывать Эрдогану на то, как ему поступать со Святой Софией, — хотя, конечно, они обсуждали эту тему. Впрочем, официально о таком обсуждении было объявлено только после принятия решения — в ходе телефонного разговора в понедельник: "Владимир Путин обратил внимание Реджепа Тайипа Эрдогана на значительный общественный резонанс, который вызвало в России решение изменить статус храма Святой Софии в Стамбуле. Президент Турции дал соответствующие пояснения, отметив, что доступ к этому уникальному памятнику мировой цивилизации будет гарантирован для всех желающих, включая иностранных граждан, и будет обеспечена сохранность христианских святынь".

Но ни о каких уговорах и уж тем более ультиматумах с нашей стороны не могло быть речи.

И это с учетом того, что в 2015-м, после уничтожения нашего Су-24 на сирийско-турецкой границе, Путин фактически поставил Эрдогану ультиматум — и все контакты находились на паузе девять месяцев, до тех пор, пока турецкий президент не извинился за гибель нашего летчика.

Но тогда речь шла о двухсторонних отношениях — а сейчас, при всем всемирном значении Святой Софии и огромном внимании, которое Россия и Путин уделяют защите православия во всем мире, речь идет о внутреннем деле Турции.

Наши страны в прошлом часто воевали — у нас долгая и сложная история отношений. Но СССР спас Турцию от полного раздробления столетие назад — а в последние десятилетия отношения постоянно развиваются по восходящей. Причем речь не только о двухсторонних связях — но и о действиях на мировой арене, даже там, где, как в Сирии, наши страны находились, по сути, по разные линии фронта. Подобное взаимодействие и нахождение компромиссов стали возможны по одной простой причине — Путин и Эрдоган являются самостоятельными и сильными государственными деятелями, отстаивающими интересы своих стран и нацеленными на их укрепление.

Стратегические цели Путина и Эрдогана совпадают — и Турция, и Россия видят себя важными участниками строительства нового миропорядка, постзападного мира. Поэтому даже объективные противоречия и разногласия между интересами двух стран они пытаются решать тем или иным путем — потому что понимают, что стратегическое взаимодействие России и Турции выгодно обеим странам и работает на усиление каждой из них.

К тому же сейчас между нами нет тех противоречий, что были два века назад, да и Турция больше не "больной человек Европы", и Запад уже не может использовать русско-турецкие противоречия для сдерживания России. Потому что Турция становится менее западной и более исламской страной — и это можно только приветствовать, ведь речь идет о самостоятельной державе, не желающей быть ничьей марионеткой. Святая София навсегда останется для нас православным собором — а для турок она всегда была мечетью и снова станет ей. При этом христианским фрескам ничего не угрожает — на время служб их будут затенять с помощью специальной аппаратуры. Доступ в Святую Софию будет открыт для всех, и даже плата теперь взиматься не будет.

Святая София всегда была для русских важнейшей частью нашего самосознания — из нее мы получили православную веру, а потом долгие годы она была символом русско-турецкого конфликта: мы хотели вернуть на нее крест. Но прошлое не вернуть, не изменить — к тому же фундаментальный постулат нашей государственности гласит, что Второй Рим пал, Третий стоит, а четвертому не бывать. То есть нет уже Константинополя — есть Стамбул. А его место не просто в православии, а в мире как таковом заняла Москва.

Самозваный претендент на звание четвертого Рима, США, на наших глазах входят в завершающий этап своей истории — а Москве, Третьему Риму, и туркам, от рук которых пал Второй Рим (хотя султаны и считали себя его продолжателями), сейчас, по большому счету, нечего делить. Святая София может разъединять нас — а может объединять, оставаясь для нас памятью о наших православных корнях и будучи для турок символом их побед и их веры. Две великих цивилизации встали на путь возрождения — и им точно не место в музее.

29

Названы страны, готовые принимать туристов из России

0
(обновлено 17:15 14.07.2020)
Туристам, собирающим посетить "разрешенные" страны, необходимо будет иметь при себе справку об отсутствии коронавируса

ЦХИНВАЛ, 14 июл — Sputnik. Ассоциация туроператоров России перечислила страны, которые официально готовы принимать туристов из России, сообщает РИА Новости.

В списке пока восемь стран и принимать путешественников они будут только на определенных условиях – Мексика, Мальдивы, Куба, Хорватия, Турция, Доминикана, Арабские Эмираты и Египет. В ассоциации подчеркнули, что эти направления всегда пользовались повышенным спросом на российском рынке. Отмечается, что в ближайшие дни прояснится ситуация с Абхазий, Италией и Испанией. 

Туристам, которые собираются посетить перечисленные страны, необходимо будет иметь при себе справку об отсутствии коронавируса, при пересечении границы им также будут измерять температуру.

Ранее бывший руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко назвал самую безопасную страну для путешествий на время пандемии коронавирусной инфекции.

0