Акция радикалов в Киеве

Почему от Украины шарахаются, как от "городской сумасшедшей"

335
(обновлено 12:30 28.03.2019)
Еще совсем недавно благополучная страна и любимица Запада молниеносно превратилась в изгоя, от которого на мировой арене стараются держаться подальше, замечает Ирина Алкснис

Подводить итоги пяти украинских лет после победы Евромайдана и первого (останется ли он единственным, станет известно довольно скоро) президентского срока Петра Порошенко возможно с самых разных сторон и углов зрения.

Можно составить список самых серьезных достижений и самых крупных провалов Украины за прошедшее время. Можно поднять разнообразную статистику и оценить динамику процессов. Можно обратиться к самочувствию и настроениям украинского общества. Можно найти еще с десяток интересных и остроумных подходов.

А можно взглянуть на современную Украину глазами ее соседей по региону. Правда, выводы получаются крайне не вдохновляющие.

Миссия невыполнима – как оказалось

Дело в том, что постмайданная Украина с треском провалила взятую на себя миссию. Провал тем более масштабен, учитывая, что она – эта миссия – претендовала на статус, по сути, исторической и цивилизационной.

Наша юго-западная соседка взялась продемонстрировать, что сложившийся в регионе статус-кво с геополитическим и экономическим доминированием России может быть переломлен. Украина попыталась доказать, что она может процветать без России и более того – она может занять место России в качестве более цивилизационно развитого и европейского сердца региона.

Задача перед Киевом и впрямь стояла грандиозная.

К началу 2010-х годов постсоветское пространство осознало реальность: за антироссийскую политику приходится платить. В первую очередь, негативными тенденциями в экономике с колоссальным ущербом для целых секторов (от сельского хозяйства как в Молдове, до транзита как в Прибалтике), а за ними следует целый "букет" проблем в социальной сфере, начиная с демографии.

Это не заставило те же прибалтийские республики отказаться от антироссийского курса, однако развеяло их иллюзии по поводу того, что его удастся благополучно совмещать с "доением" Москвы.

Пять лет назад Украина бросила вызов сложившемуся стереотипу, решив доказать, что ее процветание возможно без – и даже вопреки – России. И надо признать, что если у кого и были шансы на успех, то именно у нее. Большая, развитая и благополучная европейская страна, совмещающая в себе массу преимуществ и достоинств – от образованного населения и мощнейшей транзитной сферы до огромного научного потенциала и высокоразвитой промышленности.

Украина рванула с места в карьер в стремлении разорвать “путы российского империализма” и непреклонно придерживается выбранного курса до сих пор: отказ от экономического сотрудничества в ключевых отраслях и разрыв межгосударственных соглашений с Россией, прекращение львиной доли транспортного сообщения и запрет книг и фильмов "агрессора". Вместо этого истовое стремление в Европу, активное сотрудничество с западными институтами и бескомпромиссное движение к цели в виде членства в ЕС и НАТО – с игнорированием прозрачных намеков их официальных лиц, что этому не бывать.

Спустя пять лет результаты выбранного пути вполне однозначны, чтобы все любопытствующие и заинтересованные силы могли сделать даже не промежуточные, а окончательные выводы.

За несколько считанных лет постмайданная Украина провалилась в деградацию куда глубже, чем самые проблемные постсоветские страны за предыдущую четверть века. Из успехов – только пресловутый безвиз, но в глазах ее соседей это весьма сомнительное преимущество. Даже самая бедная и наименее развитая Молдова получила тот же самый безвизовый режим с ЕС без столь радикальных обстоятельств.

Есть еще, безусловно, томос, но его ценность за пределами Украины стремится к нулю, да и внутри страны оценивается весьма неоднозначно.

А в сухом остатке – деиндустриализация, масштабный экономический провал, мировое лидерство по заболеваемости корью, исход населения, неонацизм, скатывание государства в откровенный неадекват и его повсеместное, прямо-таки непристойное попрошайничество по любому поводу. В общем, молниеносное превращение совсем еще недавно благополучной страны и любимицы Запада в заразную (в буквальном смысле) "городскую сумасшедшую", от которой шарахаются и стараются держаться подальше на мировой арене.

В этом смысле постмайданное фиаско Украины, громкий провал целей и идеалов Евромайдана означают куда больше, чем просто неудачу отдельно взятой страны.

Нет, за этим стояла последняя проверка на реалистичность концепции постсоветского процветания на антироссийской платформе. Проверка эта показала полную нежизнеспособность данной доктрины. Украина окончательно доказала, что при подобном подходе выбор для соседей России стоит исключительно между неторопливым, но неуклонным угасанием в формате "бедненько, но чистенько" (в самом оптимистичном случае) и полномасштабной национальной катастрофой (в самом плохом варианте).

Позиция "благоденствие и развитие без России" в государственно-политическом меню для постсоветского пространства отсутствует.

Пожалуй, Украине стоит даже сказать спасибо за окончательное подтверждение данного тезиса.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

335
Темы:
Президентские выборы на Украине (18)
Флаги Турции и Азербайджана. Архивное фото

Для чего Турция вводит войска в Азербайджан

115
(обновлено 12:08 24.11.2020)
Ввод турецких войск в Азербайджан под предлогом миротворчества отражает стремление Анкары нарастить военно-политическое влияние на Южном Кавказе и в Прикаспийском регионе, укрепить позиции Турции на международной арене в целом.

Для решения подобных задач одного года будет наверняка недостаточно. Мы наблюдаем очередной, по-восточному затейливый этап расширения присутствия НАТО на постсоветском пространстве, замечает военный обозреватель Александр Хроленко.

Министр национальной обороны Турции Хулуси Акар 21 ноября заявил, что сухопутные войска страны завершили подготовку, и вскоре будут переброшены в Азербайджан военно-воздушными силами республики. Военачальник также говорил о "лидерстве Турции на международной арене", на пути к которому "турецкие вооруженные силы переживают один из самых напряженных периодов в истории республики".

Количественный и качественный состав турецкого военного контингента в Азербайджане пока остается тайной. Заметим, что подразделения армии Турции перманентно и практически постоянно присутствуют в Азербайджане – в рамках военного и военно-технического сотрудничества Анкары и Баку. Отправка очередной группы офицеров для работы в рамках российско-турецкого центра по контролю за прекращением огня в Нагорном Карабахе вряд ли требовала президентского указа и обсуждения в турецком парламенте.

Анкара и Москва 11 ноября подписали меморандум о центре по контролю за перемирием в Нагорном Карабахе, и в этом документе нет ничего о создании совместных миротворческих сил. Однако в дальнейшем президенты Азербайджана и Турции Ильхам Алиев и Реджеп Тайип Эрдоган не раз заявляли о "совместной миротворческой миссии" с участием турецких войск.

Очевидно, просьбу Москвы – не вводить в "горячий" регион турецкие войска – Анкара и Баку мягко проигнорировали. Сухопутные войска Турции на азербайджанской территории явно готовятся к чему-то, кроме взаимодействия с Россией в рамках "невыездного" мониторингового центра в составе нескольких десятков специалистов.

Арбитраж успеха

У Турции нет стратегических резонов инициировать на Южном Кавказе масштабный конфликт с Россией (здесь успех маловероятен, а негативные последствия Анкаре гарантированы). Гораздо эффективнее и безопаснее – последовательное проникновение в регион под удобным предлогом двустороннего военно-технического сотрудничества с Азербайджаном или под флагом "миротворческой миссии". С другой стороны, содействие Баку может стать платой за турецкую помощь в карабахском вооруженном конфликте, с прицелом на будущее.

Действия турецких войск в Нагорном Карабахе не предусмотрены ни одним соглашением, включая и трехстороннее (Азербайджан, Армения, Россия). Само присутствие турецких военнослужащих в Азербайджане юридически оформлено постфактум, ведь по данным авторитетных военных экспертов РФ, с конца сентября на азербайджанской территории присутствовали около 1500 турецких военнослужащих. В качестве советников турецкие генералы и офицеры действовали во всей вертикали управления – от Генштаба азербайджанской армии до штабов полкового звена. Однозначная военная поддержка Анкарой азербайджанской стороны конфликта совершенно не позволяет турецкой армии претендовать на роль миротворца в Карабахе, и какое-либо участие в совместном патрулировании линии разграничения. Однако варианты возможны.

Фактически Турция уже прочно закрепилась в Азербайджане. В дальнейшем турецкие войска могут годами находиться на азербайджанской территории, на основе двусторонних соглашений. Это не нарушит норм международного права, но и мира не гарантирует. Поскольку ни одна страна мира не признала суверенитет НКР, у Баку и Анкары может возникнуть иллюзия вседозволенности и по отношению к армянскому населению Нагорного Карабаха. МИД Турции уже заявил о неких дополнительных "наблюдательных отделениях на местах". Настораживает отсутствие информации о вывозе из Азербайджана протурецких боевиков из Сирии. В такой ситуации важно, чтобы "арбитраж успеха азербайджанских братьев" (выражение министра Хулуси Акара) не превратился в головокружение от успехов.

Очертания будущего

Анкара имеет глобальные планы строительства "тюркского мира". В перспективе не исключена проекция турецких интересов и силы за пределы Азербайджана – в Каспийский регион и в страны Центральной Азии.

Обладая достаточно мощными вооруженными силами – 355 тысяч военнослужащих, более 2600 танков, 270 многоцелевых истребителей F-16, и заслуженное 11-е место в мировом рейтинге Global Firepower – Турция активно наращивает собственное производство самолетов, беспилотников, ракет, танков. За минувшие полтора десятилетия количество турецких оборонных предприятий выросло с 56 до 1500, правительство управляет программами ВПК на сумму свыше $75 миллиардов. Анкара закупает много иностранного оружия. Оборонный бюджет Турецкой Республики составляет более $18 млрд – около 13% общих расходов в бюджете 2020 года.

Турция активно применяет военные инструменты на севере Сирии, в Ливии. Вопреки интересам других стран претендует на значительные участки Средиземного моря (добыча углеводородов). Таким образом, Азербайджан (обладающий значительными запасами нефти) становится площадкой для развития вполне определенной, экспансивной и агрессивной внешней политики Турции. Ситуация подобного "братания" опасна еще и тем, что "за спиной" Анкары маячит Североатлантический альянс, молчаливо поддерживающий "бузу" Эрдогана в любой географической точке.

Российские миротворцы восстанавливают мир и порядок в Нагорном Карабахе, а Турция пытается создать в Азербайджане некую военную инфраструктуру и утвердить свое право на военное вмешательство в регионе Южного Кавказа. Карабахский проект Анкары омрачает лишь логистика. У Азербайджана и Турции имеется маленький участок общей сухопутной границы на стыке турецкой провинции Ыгдыр и достаточно изолированной от "большого Азербайджана" Нахичеванской автономной республики. Доставку войск, вооружений и припасов самолетами ВВС (очень дорогое удовольствие) придется согласовывать с Арменией, Грузией (наиболее вероятный маршрут) или Ираном. И при любом геополитическом раскладе, Турции придется учитывать прочные позиции России – на Кавказе и на Ближнем Востоке.

115
Отражение мужчины на фоне флага ЕС

Демократия уничтожает Европу. Убьет ли Европа демократию первой?

40
(обновлено 13:28 20.11.2020)
Вчера состоялся очередной онлайн-саммит ЕС. Первоначально на нем предполагалось обсудить только положение дел с COVID-19. Эпидемическая ситуация практически во всех европейских странах резко ухудшается, что требует от властей принятия все более жестких мер.

Однако это наталкивается на общественное сопротивление — причем граждане категорически возражают не только против полномасштабного локдауна, они недовольны и более мягкими ограничительными мерами.

Манифестация против вводимых ограничений, разогнанная водометами пару дней назад в Берлине, представляет собой иллюстрацию цугцванга, в котором власти европейских государств зажаты между необходимостью не допустить коллапса системы здравоохранения, смягчить последствия для экономики и справиться с недовольством населения, пишет колумнист РИА Новости Ирина Алкснис.

Однако реальность внесла свои коррективы в планы саммита, и в повестку оказался внесен еще один чрезвычайно острый вопрос, возникший на днях: два "анфан террибль" ЕС — Польша и Венгрия — подложили новую свинью Брюсселю, заблокировав бюджет союза на 2021-2027 годы (1,074 триллиона евро) и программу восстановления европейской экономики (750 миллиардов евро).

Европа рассчитывала с помощью данных бюджетных планов наказать Варшаву и Будапешт за отступление от высоких демократических стандартов. Однако в итоге она сама угодила в выкопанную яму.

Наказывать предполагалось очевидным и самым болезненным способом — финансовым. Польша и Венгрия как реципиенты субсидий ЕС находятся в достаточно привилегированном положении, что среди прочего обусловлено геополитическими факторами.

Проблема в том, что лишить их денег не так-то и просто.

До недавнего времени механизмов такого рода в единой Европе вовсе не существовало. К тому же в основу принятия важнейших решений в ЕС положен принцип консенсуса, то есть общая всех членов союза позиция. Ситуация, когда обе страны проголосовали бы за лишение себя существенных средств европейского бюджета, представляется фантастической.

В результате Брюссель в последние месяцы реализовал сложносочиненную комбинацию. На июльском саммите ЕС было продавлено решение, которое увязало грядущие выплаты с соблюдением стандартов правового государства и базовых европейских ценностей. А в конце сентября Еврокомиссия выпустила соответствующий доклад, главными героями, вернее, злодеями которого стали все те же Варшава и Будапешт.

И вот когда остался последний шаг до воплощения задуманного в жизнь, две скандальные столицы заблокировали процесс, дав понять, что прекрасно осознают происходящее и не допустят "политически мотивированного" распределения средств из европейских фондов.

Так что теперь Брюссель вынужден вновь искать управу на поляков и венгров, которые обратили против ЕС его же собственные правила.

Именно в этом заключается самый ценный урок происходящего.

Запад по обе стороны Атлантики вовсе не на пустом месте десятилетиями служил примером для подражания и моральным авторитетом для остальной планеты. Демократические институты и процедуры, права и свободы граждан там действительно работали, выступая доказательством его превосходства над "несвободным миром". А политико-управленческий механизм Европейского союза стал прямо-таки апофеозом западной демократии.

На любые же сомнения скептиков по поводу того, что подобная система неспособна быть эффективной и даже просто жизнеспособной в долгосрочной перспективе, следовали насмешки энтузиастов: но вот же она — работает уже много лет. И не только работает, а процветает, служит магнитом для десятков стран и миллионов людей. А потому что это — настоящая демократия, такая, какая она должна быть!

Куда менее привлекательная изнанка евросоюзной системы последние годы проявлялась все чаще. Очевидными становились отсутствие полноценных полномочий у громкоголосых политических институтов вроде Европарламента и концентрация реальной власти в руках анонимных брюссельских бюрократов. Зародилось подозрение, переросшее в твердую уверенность, что для бесперебойного функционирования пресловутого принципа консенсуса наиболее влиятельные члены союза прибегают к методам подковерного принуждения, давления и шантажа в отношении "младших партнеров". Достаточно вспомнить, как это было с антироссийскими санкциями: сразу несколько европейских стран открыто препятствовали их введению, поскольку те гарантировали болезненный удар по их экономикам, но когда дело дошло до принятия решения, они безропотно проголосовали "как все".

И вот две страны — причем из разряда небольших, небогатых и всеми осуждаемых изгоев в стройных демократических европейских рядах — ныне с легкостью ломают данную систему просто потому, что оказались достаточно упрямыми, чтобы стоять на своем и не бояться идти против течения.

Кстати, есть еще одна оборотная сторона европейской демократии, которая стала очевидной, — высокая значимость "ручного" управления. Но теперь и оно все чаще дает сбой.

Эксперты полагают очень вероятным выход из ЕС Польши и Венгрии, которые уже получили максимум выгод от пребывания в союзе, и чем дальше, тем меньше заинтересованы в сохранении статус-кво. В свою очередь, для Брюсселя и западноевропейских столиц уход из Евросоюза не поддающихся дрессировке "бунтарей" тоже может оказаться наиболее удобным выходом из ситуации.

Вот только самый тяжелый удар при этом будет нанесен по западной демократии — как в реальности, так и в прекраснодушных представлениях о ней у огромного числа людей по всему миру. Слишком уж часто на ней стал появляться штамп "не работает".

40

В Северной Осетии еще 78 человек заразились коронавирусом

5
(обновлено 12:41 26.11.2020)
За все время пандемии в республике выявили 9131 случай COVID-19, из них 8391 человек выздоровел, 77 человек скончались

ЦХИНВАЛ, 26 ноя — Sputnik. В Северной Осетии за сутки выявили 78 новых случаев COVID-19. Днем ранее сообщалось о 76 инфицированных и двух летальных исходах. На утро четверга число зараженных достигло 9131, сообщили в Роспотребнадзоре.

  • 220 человек находятся на амбулаторном лечении.
  • 443 человека проходят лечение в мед. учреждениях республики.
  • 8391 человек выздоровел.
  • 77 человек скончались.

В рейтинге стран с наибольшим распространением COVID-19 Россия находится на пятом месте после США, Индии, Бразилии и Франции.

Число случаев COVID-19 в России за сутки выросло на 23 675. Общее количество зараженных в стране достигло 2 162 503. Всего с начала пандемии от COVID-19 скончались 37 543 человека, выздоровели 1 660 419 пациентов с коронавирусом.

Всемирная организация здравоохранения 11 марта объявила вспышку нового коронавируса COVID-19 пандемией. Согласно данным Университета Джонса Хопкинса (Балтимор, США), коронавирусом заражены свыше 60 миллионов человек на планете, скончались более 1,4 миллиона зараженных.

5
Темы:
Пандемия коронавируса