Мечта детства. Учительница из Цхинвала создала кукольный театр и ведет уроки с Буратино

© Sputnik / Natalia Airiyan Заира Газзаева
Заира Газзаева - Sputnik Южная Осетия, 1920, 01.10.2021
Подписаться
Может ли кукольный персонаж вести школьный урок? Этот вопрос не вызывает сомнений у преподавателя Лицея искусств города Цхинвал Заиры Газзаевой, которая использует в общении с детьми "оживших" кукол.
Залина Кулумбегова, Sputnik
В начале 2000-х годов в Лицее искусств имени Аксо Колиева в Цхинвале появился настоящий детский кукольный театр. Идея его создания принадлежала учительнице начальных классов Заире Газзаевой.
В те годы в Южной Осетии шли боевые действия, город обстреливался, среди населения царило не самое лучшее настроение. Похожим образом обстановка в стране сказывалась и на детях. Поэтому кукольный театр стал маленьким лучиком света для преподавателя и учеников.
Сегодня кукольный театр больше не функционирует, но персонажи со "стажем" все же участвуют в жизни школы, помогая учителю на уроках.
"С детства моей мечтой было создать свой кукольный театр, и вот в Лицее я решила претворить ее в жизнь. Реализовать идею было не сложно, так как меня сразу же поддержал наш директор Лаврентий Касоев, он был за любые творческие начинания и идеи. И с его помощью мы смогли начать подготовку", - начинает разговор Газзаева.
© Sputnik / Natalia Airiyan Заира Газзаева
Заира Газзаева - Sputnik Южная Осетия, 1920, 26.10.2021
Заира Газзаева
Была изготовлена стоячая ширма – длиной три метра и высотой полтора метра – за которой поместились герои и декорации. В качестве кукловодов выступали энтузиасты из младших классов.
Навыки шитья Заиры Амирановны не прошли даром, и в скором времени из старых советских игрушек родились новые "живые" персонажи, образы которых заиграли свежими красками. Красная Шапочка с румяными щечками, Серый Волк и бабушка с косыночкой – это были первые куклы, которые сыграли свои роли на новой, хоть и небольшой сцене.
"У меня были старые советские игрушки, и я их переделала, пришила к ним рукава, пуговицы – и вот вскоре все было готово, осталось только подготовить постановку", - с улыбкой рассказывает она.
Учитель вспоминает, что сценические постановки она ставила и до создания кукольного театра, только тогда персонажами были школьники, а не куклы, так что трудностей не возникало.
© Sputnik / Natalia Airiyan Заира Газзаева
Заира Газзаева - Sputnik Южная Осетия, 1920, 26.10.2021
Заира Газзаева
Через какое-то время у труппы появились технические проблемы.
"За ширмой голоса детей не были слышны, маленьким актерам надо было кричать, чтобы их услышали зрители в зале. Из-за этого терялась выразительность диалогов. Спустя время нам организовали микрофон со шнуром, но он был один, поэтому приходилось подносить его к каждому участнику, что было не совсем удобно", - сказала Заира Амирановна.
Спустя короткое время в репертуаре кукольного театра появилось несколько спектаклей, коллектив стал желанным гостем на различных мероприятиях и творческих вечерах Лицея. Постановки "Красная шапочка", "Колобок", "Буратино" и многие другие занимательные истории радовали как детей, так и их родителей, учителей.
"Однажды произошло неприятное событие – исчезла наша ширма, но я не растерялась. Соорудила из картонной коробки импровизированный телевизор, и кукольный театр стал телевизионным", - смеется наш собеседник.
Заира Амирановна считает, что кукольный театр - ее призвание. Поэтому для нее одно удовольствие знакомить детей с этим творческим направлением.
© Sputnik / Natalia Airiyan Заира Газзаева
Заира Газзаева - Sputnik Южная Осетия, 1920, 26.10.2021
Заира Газзаева
В последние годы театр больше не функционирует, но Заира Газзаева думает о возрождении постановок.
"Идея возрождения театра меня не покидает. Нужно лишь закупить нужное оборудование для озвучки персонажей, новую ширму, декорации, и самое главное найти детей, которые с любовью будут продолжать это дело", - добавила она.
Несмотря на то, что театр перестал работать, куклы продолжают помогать учителю во время занятий со школьниками.
"Когда у меня бывала сложная тема, я использовала на уроках свои куклы, чаще всего Буратино. Я говорила детям, что к нам пришел в гости Буратино, и, взяв в руки куклу, начинала вести диалог с ним. Школьники внимательно слушали пояснения по теме урока от сказочного персонажа", - вспоминает Заира Амирановна.
© Sputnik / Natalia Airiyan Заира Газзаева
Заира Газзаева - Sputnik Южная Осетия, 1920, 26.10.2021
Заира Газзаева
Через Буратино учитель доносила до детей содержание урока, те воспринимали все легко и с интересом.
"В начальных классах дети верят в чудо, и то, что куклы - живые собеседники, у них сомнений не вызывало", - сказала Газзаева.
Но эта методика работала только до определенного времени - ребята взрослели, в старших классах вера в чудеса уже не так сильна.
Сама Газзаева очень артистичная, и перевоплотиться в своих кукольных персонажей для нее не составляет большого труда. Она может с легкостью менять голос и мимику, умело управлять всеми персонажами из своего спектакля.
И еще, как считает Заира Амирановна, использование на уроках кукол позволяет прививать детям интерес к творчеству.
Лента новостей
0