Ленингор

Занятой официант и обиженный продавец: появится ли сервис в Южной Осетии?

330
(обновлено 12:57 26.07.2021)
Колумнист Sputnik Ольга Цховребова - о том, когда в республике появится культура обслуживания клиентов в ресторанах и магазинах

Я давно мечтаю открыть ресторанчик в Южной Осетии. Настоящий. Но, как бы это странно ни прозвучало, не для того, чтобы зарабатывать деньги. Вовсе нет! Хочется, чтобы в нашей республике было место, куда можно было бы прийти, даже заплатив немалую сумму денег, но чтобы в этом заведении вас идеально обслужили, и вы почувствовали, что вы желанные гости, и для вашего блага там готовы сделать многое.

Чтобы у входа вас встретил человек с улыбкой на лице и проводил до вашего столика. Чтобы сразу же подошел официант – опрятный, улыбающийся, вежливый, деликатный. Чтобы не надо было его ждать часами, чтобы не надо было его искать, махать руками, звать. Официант сам должен сразу же подойти, а потом быть ненавязчивым, но в то же время всегда рядом. Чтобы посетитель взглядом мог его сразу же найти и обратиться к нему в случае необходимости. Может, он даже (сейчас это звучит в Осетии как фантастика) предложит даме специальную подставку для сумочки. Ну и конечно, официант априори должен быть вежлив, доброжелателен, компетентен.

Очень часто в Южной Осетии, когда спрашиваешь официанта о каком-то блюде из меню, он в растерянности пожимает плечами, как будто его спрашивают о художественных методах, которые использовал какой-то автор в своем произведении. Вот такое удивление бывает на лице у многих. И после они обычно говорят: "Сейчас пойду спрошу у повара!" Дорогие официанты, у повара это надо было спросить, когда вы устраивались на работу или когда это блюдо появилось в меню.

Не редкость, когда в столице нашей республики вам могут принести блюдо, а приборы – нет. Либо они хотят посмотреть на ваше терпение, либо проверяют, сможете ли вы съесть еду без приборов. И главное – после такого вы не всегда сможете отыскать официанта, чтобы сообщить ему о том, что хорошо бы и приборы принести.  В итоге, пока вы поймаете официанта, блюдо уже остынет. На ваш вопрос или возмущение нерастерявшийся сотрудник бодро ответит, что он забыл и сейчас все исправит. Но что он может исправить, если вы сидели перед своей едой десять минут и смотрели на нее голодными глазами и если то, что в тарелке, уже остыло?! Догадаться предложить подогреть даже не придет в голову нашим официантам. 

Говоря о вежливости и доброжелательности, 

справедливости ради, стоит заметить, что не все так плохо. Попадаются и вежливые официанты, вернее, вежливые люди, но они все же не до конца понимают суть своей работы. В Осетии есть две крайности поведения сотрудников ресторанного бизнеса. Первая - неприветливые и не очень воспитанные. Подходят с каменным лицом, разговаривают так, будто посетитель им чего-то должен или очень сильно их чем-то обидел. Еле-еле приносят ваш заказ, что-то забывая, и при этом не всегда извиняются и т.д. Список можно продолжать очень долго.

Есть и другая крайность – панибратство. Это когда официант ведет себя с вами как ваш давний друг, при том, что вы с ним никогда нигде раньше не общались, только в этом кафе в качестве посетителя заведения. Я была свидетелем нескольких случаев, когда официантка, пытаясь всячески показать свое расположение, здоровается за руку с посетителем-мужчиной, начинает его расспрашивать, как у него дела и как поживают его друзья, с которыми он часто заходит в это кафе. Более того, обращается к нему на "ты". И она не родственница, не одноклассница и даже не друг детства, просто это "фирменный стиль общения" некоторых сотрудников кафе и ресторанов в Осетии. Кстати, некоторые посетители сами провоцируют персонал на панибратство. Но большинство официантов допускают такое отношение почему-то ко всем.

К сожалению, не лучше ситуация с обслуживанием обстоит в магазинах, аптеках, большинстве салонов красоты и других местах. Вы можете прийти в салон постричься, а мастер встретит вас с краской на голове. И ей невдомек, что, помимо других этических моментов, вам может быть просто неприятен запах краски, тем более на таком близком от Вас расстоянии. Бывает и такое: посетителя могут "бросить" на полпути и заявить: "Я сейчас быстренько кофе сварю, Вы же не очень торопитесь?" Или же мастер может пообедать при клиенте. Или подолгу отвечать на смс-ки. То, что у большинства мастеров приходится в среднем ждать 15-30 минут от назначенного вам времени, уже считается нормой.

Но в салонах красоты сотрудники все-таки, как правило, приветливы и вежливы. А вот в магазинах продавцы вообще редко здороваются, даже в ответ на ваше приветствие. Улыбка – это что-то запрещенное. Для многих это, наверное, недопустимо или кажется чем-то унизительным. Продавец в Цхинвале обычно встречает вас как злейшего врага. Да, действительно, вы нарушили его планы: кто-то смотрит на рабочем месте фильмы, кто-то общается по телефону. А тут вы пришли за хлебом. Очень не вовремя, в сериале как раз в этот момент кульминация. Вас ждет недобрый взгляд, можете даже услышать вздох, означающий "как же вы мне все надоели". И хлеб вам чуть ли не бросят на прилавок. В ответ на ваше "спасибо", продавец многозначительно промолчит. И пойдет досматривать свой сериал.

Как-то зашла я в аптеку. Фармацевт разговаривал по телефону, увидел меня, но разговор не завершил. Я жду, чтобы на меня обратили внимание, и я смогла спросить, есть ли нужное мне лекарство. И что вы думаете? Сотрудник аптеки кивает мне головой, продолжая свою интересную беседу. Я пока не поняла, что кивок адресован мне, обернулась, но в помещении никого больше не было. Тогда я уточнила:"Вы ко мне обращаетесь?" На что дама, прикрыв трубку, сказала: "Ну да, что вам нужно?" А в трубку сообщает: "Да-да, рассказывай, я тебя слушаю". Я в замешательстве. Назвала один из препаратов, который мне был нужен, фармацевт кивнула, нырнула под прилавок, вытащила, пробила на кассе и показывает мне лекарство. Оказывается, я должна была рассмотреть ценник и расплатиться. Из-за моей несообразительности она недовольно ткнула пальцем на цену на упаковке, мол, платите. От всей этой ситуации я растерялась и забыла напрочь, что мне были нужны и другие препараты. Я заплатила. Она молча отдала мне пакет. Я машинально сказала "спасибо", потом поняла, что это было лишним. Фармацевт могла что-то пропустить в интересном рассказе своей подруги из-за моих глупостей. Я вышла из аптеки.

После этого захотелось открыть и аптеку.

330

В Южной Осетии удалось остановить падеж животных от африканской чумы свиней

1
(обновлено 18:00 24.09.2021)
Вспышка африканской чумы свиней (АЧС) этим летом распространилась в двух районах республики – Ленингорском и Цхинвальском

ЦХИНВАЛ, 25 сен – Sputnik, Азамат Кулумбегов. В Южной Осетии после трехкратной дезинфекции животноводческих помещений удалось остановить падеж свиней от АЧС, сообщил Sputnik сотрудник ветеринарной службы Цхинвальского района Владимир Лолаев.

Опасный вирус был зафиксирован в частных подворьях фермеров Ленингорского и Знаурского районов в июле.  

"Методики лечения и вакцины от АЧС нет нигде во всем мире, однако мы провели трехразовую дезинфекцию помещений, в которых содержалась зараженная скотина, чтобы инфекция не вышла за пределы очагов заражения. Кроме того, мы проводим периодическую заправку дезбарьеров при въезде в населенные пункты, где были зафиксированы вспышки АЧС. В настоящее время падеж свиней прекратился", - сказал Лолаев. 

Ранее министр сельского хозяйства Алан Маргиев заявил, что для захоронения трупов животных, погибших от африканской чумы свиней, администрацией Цхинвальского района было выделено место под скотомогильник. После захоронения производится дезинфекция участка, отметил он.

Африканская чума свиней - заразная вирусная болезнь с большой летальностью. Все свинопоголовье хозяйств, куда проникает вирус, погибает. Последний раз вспышка АЧС на территории Южной Осетии произошла в 2018 году в Знаурском районе.

1
Психолог

Психологи из Донецка проведут прием граждан в Южной Осетии