Левобережный район Цхинвала затопила вышедшая из берегов вода из реки Большая Лиахва

Тридцать лет назад Левобережный район Цхинвала пережил страшное наводнение

100
(обновлено 17:14 04.05.2021)
В 1991 году вышедшая из берегов река Большая Лихва нанесла большой ущерб имуществу населения Левобережного района. Воспоминания цхинвальцев о том страшном дне - в материале Sputnik

ЦХИНВАЛ, 4 мая – Sputnik, Элина Габараева. Тридцать лет назад, 4 мая 1991 года, Левобережный район Цхинвала затопила вышедшая из берегов вода из реки Большая Лиахва. Жертв среди населения не оказалось, но большие потери понесли жители близлежащих улиц, которым затопило подвалы и первые этажи домовладений. Были затоплены не только жилые дома, но другие строения по улице 13 Коммунаров, где были расположены детский сад, спортивная школа, военкомат и торговые точки.

Жители этого района, вспоминая о природном катаклизме, отмечают, что вода уничтожила их имущество.

"Я жила тогда на первом этаже двухэтажного дома, на улице Набережная. Вода начала прибывать и ее становилось все больше и больше. Были затоплены наши подвалы и нижние этажи. Вещи и мебель в доме стали непригодными. Конечно, старались спасти их, разнося по соседям, но уцелело не все", - отмечает жительница Цхинвала Гульнара.

Она вспоминает, что после катаклизма к ним приходили представители руководства, чтобы подсчитать ущерб, но на этом все завершилось.

Другая жительница столицы Элла Овагимова отмечает, что 4 мая 1991 года Цхинвал (точнее его Левобережный район) пережил, пожалуй, самое страшное наводнение в своей новой истории.

"Мощнейший поток грязи, камней и вековых деревьев, в который превратилась вполне безобидная Лиахва, смывал все на своем пути. Особенно страшно было видеть с какой скоростью несутся огромные, в несколько обхватов, деревья", - пишет на своей странице в Фейсбук Элла.

По ее словам, народ был тогда более сплоченный, и люди помогали друг другу, чем могли, "худо бедно, но и эту беду мы как-то пережили".

"29 апреля, сразу после землетрясения, папа отнес все свои картины в подвал, а утром 5 мая мы их с трудом выкапывали из грязи, которая затопила все нижние этажи.  Многие картины, к сожалению, спасти не удалось", - вспоминает Овагимова.

В те дни люди опасались, что мост может не выдержать и рухнуть под натиском стихии, но как отмечает Элла, комиссия, которая его потом обследовала, заявила, что мост простоит еще лет 200, а может и больше.

В 1991 году случились самые страшные природные бедствия в истории Южной Осетии. Эпицентр землетрясения магнитудой 9.0, случившегося в Южной Осетии 30 лет назад, был в селе Хахет Дзауского района. В результате селение Хахет полностью исчезло с лица земли. Стихия унесла жизни 59 человек, 42 из них - жители села Хахет.

После землетрясения в Дзауском районе последовал потоп в Цхинвале. В этом году природа еще долго не могла успокоиться - периодически случались подземные толчки.

100
Лиахва

В Лиахве нашли труп пропавшего жителя Дзауского района

31
(обновлено 21:18 26.07.2021)
59-летний житель села Хслеб утром 23 июля ушел из дома и не вернулся. Сегодня его обнаружили мертвым в реке

ЦХИНВАЛ, 26 июл - Sputnik. В реке Большая Лиахва сотрудники милиции обнаружили труп 59-летнего жителя села Хслеб Дзауского района. Об этом сообщает пресс-служба МВД Южной Осетии.

"Сегодня в управление внутренних дел Дзауского района поступило заявление от жителя села Хслеб о том, что его брат, 59-летний житель того же села, утром 23 июля ушел из дома и не вернулся", - говорится в сообщении пресс-службы.

В ходе оперативно-розыскных и поисковых мероприятий сотрудники милиции обнаружили труп мужчины в реке. В настоящее время прокуратурой и УВД Дзауского района проводятся необходимые мероприятия по установлению всех обстоятельств по данному факту.

31
Камера инквизиции с орудиями пыток.

Извечный путь назад, часть I. Обскурантизм и критика прогресса

23
(обновлено 21:16 26.07.2021)
Не поверите, но разговоры о том, что "раньше было лучше, а сейчас люди не те пошли", велись мыслителями на протяжении всей человеческой истории. Подобная вера в "золотой век" красной нитью проходит практически через все древние философские и религиозные трактаты.

"Первый мир", как условно называют страны, где научный прогресс, индустриальный потенциал и продуктовое изобилие позволяют людям ощущать себя авангардом человеческого вида – подарил нам огромное множество возможностей, комфорт и относительную безопасность. Проблема в том, что помимо каждодневного информационного фона, задач и развлечений, современность, по мнению множества людей, характеризуется одной существенной проблемой – "расчеловечиванием" людей.

Но так ли это? В чем суть претензий некоторых небезразличных граждан и каково реальное положение дел? Изменились ли люди в худшую сторону, или просто "грехи" человечества стали очевиднее, благодаря всеобъемлющей публичности и общедоступности информации?

Исторический контекст

Не поверите, но разговоры о том, что "раньше было лучше, а сейчас люди не те пошли", велись мыслителями на протяжении всей человеческой истории. Подобная вера в "золотой век" красной нитью проходит практически через все древние философские и религиозные трактаты. Предания о временах высокой морали и святости, истории о грехопадении и индуистские юги – суть рефлексии человечества относительно прогресса и состояния морально-этических принципов общества.

Человеку, когда положение дел в обществе его не устраивает, свойственно искать образ некоего идеала, от которого он может отталкиваться в своей критике современных устоев. Еще античный философ Платон указывал на тлетворное влияние городов, обличая попытку человечества уйти от своего корня, от своей природной и естественной среды. Позднее подобные убеждения получили название "обскурантизм" (от лат. obscurans "затемняющий"). В русском языке, к слову, есть аналогичный термин, имеющий, однако, куда более негативный семантический заряд – мракобесие.

Концепция обскурантизма заключается в отрицании, а иногда очень агрессивном противодействии, распространению прогресса, как научного, так и социального. Основой подобных взглядов чаще всего является страх и чувство собственной нереализованности, а иной раз, единственной причиной, побуждающей человека к агрессии и отрицанию всего "нового", является традиционная культура, в которой он вырос.

Надо понимать, что человечество в своем понимании мира, отношении к прогрессу и смене этических норм – крайне неоднородно. Неоднородность общества, в условиях центростремительных тенденций, которые в древности проявлялись в консолидации людей в крупные сообщества и образовании первых подобий государств, а в наше время в глобализации мировых экономических и политических процессов, интернете и мировой популярной культуре – не могли не вызвать внутренних противоречий внутри разнородного общества.

Забавным примером таких противоречий внутри одного общества является английское движение луддитов, которые по разным причинам - кто из "благородных" экономических, а кто из простого мракобесия - собирались и громили промышленные станки и заводы, намереваясь приостановить, или вовсе обратить индустриализацию Англии.

Подобных движений в разное время было очень много: некоторые из них боролись с технологиями, некоторые с изменениями во взглядах общества, а иные и вовсе выдумывали собственный "золотой век", в который хотели всех "вернуть".

Чаще всего в современной жизни мы сталкиваемся именно со второй группой. Конечно, отдельных персонажей, выступающих против технологического прогресса, все еще можно встретить в наше время, чего стоит печально известный Теодор Качинский. Однако, мы значительно чаще имеем дело с людьми, которые по самым разным причинам критикуют "современность" именно с позиций восхваления морали и общественной этики прошлого. Подобную тенденцию мы разберем с вами в следующей части статьи.

23