За слова отвечать не придется: как анонимы в Интернете влияют на жизнь цхинвальцев

© Sputnik / Наталья Селиверстова / Перейти в фотобанкСтраница социальной сети "Фейсбук"
Страница социальной сети Фейсбук - Sputnik Южная Осетия, 1920, 23.04.2021
Подписаться
Как анонимные страницы в соцсетях выводят количество "фейк-ньюз" на новый уровень - читайте в колонке Александры Цховребовой

Одной из неотъемлемых и порой раздражающих особенностей жизни в маленьком городе всегда было полное отсутствие частной жизни. В небольшом тесном сообществе, где все так или иначе связаны друг с другом, чаще всего просто физически невозможно ничего скрыть. Такое внимание проистекает из самого размера сообщества, о котором идет речь. Каждый житель маленького города так или иначе знаком или связан с каждым другим, теория шести рукопожатий сводится максимум до двух. В этом есть свои плюсы - в идеале город становится одной большой семьей, единым обществом, одним двором, где всегда можно положиться на другого, на соседа, знакомого, прохожего. Так, говорят старшие, было и у нас до войны 90-х, так было даже и в моем детстве - во всяком случае, мои детские воспоминания именно такие.

Разбитая фигура Статуи свободы - Sputnik Южная Осетия, 1920, 06.03.2021
Новая этика. Общество справедливости или культурный перевертыш?

В нашем же конкретном маленьком городе к самому увиденному или произошедшему факту наблюдателем немедленно добавляется целый ряд гипотетических причин и очень нелогичных логических связок. У нас это называется "ручки-ножки дорисовать". Когда событий в общественной жизни мало, мелочи жизни частной становятся новостями, а новости полагается обсуждать, анализировать, размышлять об их причинах и последствиях. Так расходятся слухи и подозрения, которые затем, добираясь до самого объекта этих слухов, в лучшем случае вызывают смех, а в худшем... Но, опять же, поскольку общество маленькое, найти источник слухов и искажений не представляет особых проблем, и за свои слова так или иначе приходится нести ответственность.

В Интернете все совершенно иначе.

Любимая социальная сеть цхинвальцев, Facebook, позволяет создавать бесчисленные страницы под любыми именами и публиковать на них абсолютно все, что угодно. При соблюдении анонимом минимальной осторожности (изменить стиль письма, добавить пару нетипичных для себя выражений, и так далее) отследить реального человека за аватаркой без технических приспособлений становится довольно сложно. Либо "вычисляешь по айпи", либо гадаешь, пытаясь сложить общий портрет из немногочисленных подсказок.

 Мобильное приложение TikTok - Sputnik Южная Осетия, 1920, 07.04.2021
TikTok. Что кроется за очередным феноменом массовой культуры?

И если внимание в реальной жизни может быть неприятным, но редко влечет за собой какие-либо серьезные последствия, кроме элементарного раздражения, анонимные обсуждения и вбросы слухов в Интернете гораздо страшней, потому что последствий для их источников может и вовсе не быть. За слова отвечать не придется. Это развязывает руки и освобождает от моральных ограничений, которые, хочется верить, в той или иной мере присутствуют в каждом человеке. Не зря все-таки психологи утверждают, что маски на сотрудниках военизированных организаций являются одной из причин их частых агрессивных действий. Ведь за маской не видно лица, а значит, можно делать все, что угодно, и никто не узнает. То же самое - с масками в Интернете.

Этот интересный элемент онлайн-общения цхинвальцы вычислили относительно недавно, но с тех пор количество анонимов, левых страниц и откровенно ботов растет в геометрической прогрессии. Я редко заглядываю в комментарии ленты новостей на Фейсбуке, но, если такое случается, проверяю страницу каждого комментатора - и, как правило, половина из них оказывается "левыми". И казалось бы - что такого, ну, обсуждают несколько несмелых людей на всеобщем обозрении то, что лично сказать не могут или не хотят, ну и в чем проблема?

Fake news - Sputnik Южная Осетия, 1920, 04.03.2021
Фабрика фейков и ее истинные хозяева

Проблема в том, что анонимные обсуждения давно вышли за рамки простых сплетен (которые сами по себе могут быть достаточно вредоносны) и, по вполне логичной линии развития, превратились в политическое оружие, инструмент информационной войны, используемый для поливания грязью оппонентов. И это тоже само по себе не страшно, но, как уже говорилось, общество у нас маленькое, событий хоть и больше, чем двадцать лет назад, но все еще мало, и каждый пост каждого анонима в сети немедленно выносится на всеобщее обсуждение. Иными словами - анонимы формируют общественную повестку.

То есть на первые полосы - в данном случае, социальных сетей, - выходят не реально важные темы, а какие-то кулуарные слухи, грязные обвинения, личные оскорбления и иже с ними. Не всегда, кстати (и к счастью), эти слухи бывают правдивыми - обилие "фейк-ньюз" является прямым следствием безнаказанности. Но, во-первых, такое перетягивание внимания отрицательно влияет на внутреннюю политику в целом, ведь у общественности теряется всяческое понимание того, что вообще происходит и кто в этом происходящем участвует. Фокус благополучно смещается с реальных проблем на придуманные или даже искусственно созданные, и, сколько их не обсуждай, это не может принести никакой реальной, практической пользы. Реальные проблемы, меж тем, остаются нерешенными - кажется даже, что общество не требует их решения. Такое впечатление вполне понятно - когда в социальных сетях десятки и сотни людей обсуждают одно, сложно поверить, что на самом деле для государства и его населения важно совсем другое.

Значки-логотипы социальных сетей на экране смартфона - Sputnik Южная Осетия, 1920, 22.02.2021
Государство попалось в соцсети

Во-вторых, вседозволенность и безнаказанность, которые привели к размножению анонимных аккаунтов, тайных экспертов и распространителей всевозможных слухов и теорий, еще и создали своего рода онлайн-гетто, растущее с огромной скоростью, в котором безымянные то ли люди, то ли боты активно размножают откровенную грязь, выплескивая ее на людей реальных, заставляя их участвовать если не фактически, то хотя бы на эмоциональном уровне. Кому не противно заглядывать в комментарии или читать некоторые посты? Неграмотность и агрессия их авторов, присутствующие в большинстве случаев - лишь часть проблемы. Вторая, гораздо большая часть - ощущение горечи во рту, желание убрать телефон с лентой новостей подальше и срочно помыть руки, словно прикоснулся к чему-то грязному, липкому, заразному. И страшно тут не то, что людям противно, а то, что человек привыкает к этой атмосфере. Создается ощущение, что вся республика - вот такая, утонувшая в антисанитарии, и, кажется, не осталось в ней нормальных людей. Это впечатление заставляет терять веру в других, смотреть на все сквозь призму расписанных в Фейсбуке кошмаров и, в конце концов, приводит к убеждению, что так оно на самом деле и есть. Что нет вокруг ничего, кроме непотребства, хамства, безграмотности и жестокости.

Ложному, к счастью, убеждению.

Но оно есть. А значит, у него есть последствия, выражающиеся чаще всего в полных безнадежности фразах по типу "ну а чего вы ожидали?". "Ничего удивительного, учитывая происходящее". "Для Цхинвала пойдет, чего уж там". "Так и не заслужили мы ничего другого".

И очень редко удается вспомнить, что, по законам устройства любого человеческого общества, девяносто процентов шума и грязи производят десять процентов населения. Остальные, засучив рукава, делают свое дело. Учат детей, обеспечивают семьи, доносят мусор до мусорки, соблюдают законы, платят налоги. Убирают мусор за вот теми шумными десятью процентами. Но их не видно и не слышно, потому что кричать на каждом углу о своей жизни - или, в данном случае, строчить в Интернет - им просто некогда. И в общественную повестку они из-за этого не попадают.

Но это не значит, что их нет.

Маленькие города всегда слишком много внимания уделяли слухам, тайнам и сплетням - так уж повелось. Но, может, если мы перестанем так внимательно следить за жизнью и записями анонимов и ботов в Интернете, они зачахнут, их активность постепенно сойдет на нет, создаваемый ими информационный шум приутихнет, и мы вновь сможем ясно видеть стоящие перед нами задачи, вспомнить, зачем мы вообще тут, и перенести жизнь нашего маленького общества из виртуального мира обратно в реальный.

Лента новостей
0