Вместо бюджета - энтузиазм: журналистка из Южной Осетии сняла короткометражку о геноциде

© Из личного архива Ольги ЦховребовойСъемки короткометражного фильма о геноциде осетин
Съемки короткометражного фильма о геноциде осетин - Sputnik Южная Осетия
Подписаться
События вековой давности побудили журналиста Sputnik Южная Осетия Ольгу Цховребову в год столетия геноцида снять короткометражный ролик, в основу которого легла реальная история

Элина Габараева

Сто лет назад меньшевистская Грузия залила кровью землю Южной Осетии. Людей убивали, руководствуясь не их политическими взглядами, а исключительно национальной принадлежностью. Эпизод из геноцида своего народа лег в основу короткометражки, которую решила снять журналист Sputnik Южная Осетия Ольга Цховребова.

© Из личнго архива Ольги ЦховребовойОльга Цховребова
Вместо бюджета - энтузиазм: журналистка из Южной Осетии сняла короткометражку о геноциде - Sputnik Южная Осетия
Ольга Цховребова

- Как вы решили снять ролик?

- В истории нашего народа было очень много сложных периодов, и, на мой взгляд, один из самых страшных был в 1918-1920 годах. Это время геноцида осетин. Я очень много слышала об этих событиях. Еще в детстве мой дедушка, осетинский поэт Иван Цховребов рассказывал, как люди бежали из Южной Осетии в Северную, спасая свои жизни. В основном это были женщины, дети и старики.

Борис Еналдиев - Sputnik Южная Осетия
Сестры Еналдиевы о том, что пережил их отец во время геноцида осетин

Позже, когда я вышла замуж, мой свекор поведал мне историю своей семьи. Он рассказывал, что его родственники бежали, и им пришлось оставить по пути новорожденную девочку, потом не выдержало сердце матери, они вернулись за ней и забрали. Правда после этого случая девочка осталась на всю жизнь глухой – это было зимой, и ребенок долго пролежал на снегу.

В те времена свирепствовали голод, холод (кто бежал зимой), тиф и холера, и беженцам зачастую приходилось оставлять кого-то из детей, чтобы спасти хотя бы остальных. Часто оставляли именно младенцев, ведь с ними сложнее, их нужно отдельно кормить, надо было всегда нести на руках, и к тому же они тяжелее переносили болезни.

Кроме того, я много читала материалы историков, и содрогалась от всего того, что происходило с нашим народом в те страшные годы. Я изучала и дневники грузинского карателя Валико Джугели. Там можно отчетливо увидеть, как его душа торжествовала от того, как уничтожают осетинский народ. После этого в полной мере можно осознать насколько люди, которые напали на Южную Осетию в двадцатых годах прошлого века, жаждали смерти населения и уничтожали его по национальному признаку, а не по каким-то политическим убеждениям, как сейчас это пытаются преподнести.

Армен Гаспарян - Sputnik Южная Осетия
Радио
Насильственная грузинизация: эксперт о геноциде осетин

Все это отложилось у меня в сердце и мне захотелось в год столетия геноцида сделать хоть что-то, внести хоть какую-то свою лепту если не в процесс признания геноцида мировым сообществом, то хотя бы в процесс информирования части людей. Я стала думать, что бы я могла сделать и решила попробовать снять видеоматериал. Мне хотелось, чтобы, посмотрев этот ролик, те, кто знают о геноциде, еще раз задумались над историей своего народа… А те люди, которые никогда об этом не слышали, поинтересовались, что же происходило с осетинским народом в 1918-1920 годах. Если кто-то после просмотра нашего ролика погуглит "геноцид осетин", то наша задача выполнена. Если видеоролик затронет струнки чьей-то души, мы будем счастливы.

- Как происходил процесс работы над короткометражкой?

- Когда у меня возникла эта идея, я подошла к своему другу - одному из самых талантливых операторов нашей республики Азамату Куыдзеты. Озвучила ему свою идею и он сразу же поддержал меня, огромное ему спасибо за это. Ведь все делалось на энтузиазме.

- Трудно было собрать актеров?

- Когда я нашла оператора, я начала искать непрофессиональных актеров среди друзей и знакомых. У меня в голове был определенный типаж мужчины, который бы подошел на главную роль. Вскоре мне предложили Сослана Гаглоева, с которым даже не была знакома на тот момент. Его типаж, на мой взгляд, очень подошел. Он не сразу согласился участвовать, так как у него не было такого опыта, но, когда узнал, о чем будет этот материал, не смог отказать.  Одна из героинь Алла Багиаева - моя подруга, а маленькая героиня – ее трехмесячная дочка.

Руслан Бзаров - Sputnik Южная Осетия
Радио
Почему произошел геноцид осетин: отвечает ученый

- Где нашли костюмы того времени? Кто вам оказал помощь в поисках реквизита?

- Еще одной задачей, которая перед нами стояла, было найти костюмы. Надо ведь воссоздать одежду вековой давности. Это очень сложно. Я обратилась к директору Госдрамтеатра Мадине Валиевой и она любезно согласилась нам помочь. Спасибо ей большое! Костюмер театра Лариса Сиукаева подобрала костюмы для взрослых актеров. Театр также предоставил нам бутафорское ружье. Детские костюмы – после консультаций костюмера - мы нашли своими силами.

- Вы советовались с экспертами по поводу сценария?

- Безусловно, я консультировалась с историками Коста Дзугаевым и Таймуразом Тадтаевым, узнавала насколько правильным и корректным будет показ такого сюжета – мать оставляет ребенка. Важны были и детали. Историки нам советовали определенные моменты, и в итоге мы сделали все с учетом их рекомендаций.

- Как происходил съемочный процесс?

- Съемки проходили в Цхинвальском районе нашей республики. Место выбрал оператор, мне пейзаж понравился, и остановились на нем. Заброшенные дома помог найти мой дядя. И вот мы нашли актеров, костюмы, реквизит, посмотрели какая будет погода - этого тоже очень важно. Определили день съемок. По всем прогнозам обещали солнце. Утром собрались у моего дома, чтобы выехать, уже начали садиться в машины и вдруг начался дождь. Мы были в растерянности, не знали что делать. У нас ведь были договоренности и по костюмам, и с актерами, и с родителями детей, которые снимались.

Дом семьи Гергауловых - Sputnik Южная Осетия
В горящую избу вошла: как женщина из села Цорбис не испугалась огня и спасла свой дом

Мы сели в машины и решили поехать на место съемок, как только приехали - дождь прекратился. Я подумала, что это хороший знак. И съемки все же состоялись в тот день. Снимать видео с детьми нелегко, они по нескольку раз выполняли одно и то же действие и, конечно, уставали. Они не всегда слушались, смеялись, веселились. Зачастую мне сложно было сконцентрироваться в ключевых сценах, ведь и я сама участвовала в качестве одной из героинь. Что касается самой маленькой нашей актрисы Анастасии, то она замечательно себя вела – почти все время спала.

- В ролике нет диалогов, почему?

- Для нашей команды это был первый опыт таких съемок, и я подумала, что без слов у нас получится лучше. Мы попытались передать эмоции за счет музыки, мимики актеров.

- Кто еще оказал вам помощь во время работы над фильмом?

- Мне хочется поблагодарить всех актеров за их энтузиазм. Они очень старались. Также хочу поблагодарить Ирину Гогинову за монтаж фильма. Она с душой подошла к этому делу. Я очень уважаю людей, которые "горят" своим делом. Она одна из таких. Отлично выполнила свою работу. Большое спасибо директору госдрамтеатра Мадине Валиевой. Кроме того, хочется поблагодарить Наримана Калаева, который нам предоставил игрушки, похожие на старинные, со станции юных техников.

- На каких площадках представлен ваш фильм?

- Его пока видели только актеры, которые снимались, и их друзья. Я разместила ролик на своем ютуб-канале, думаю загрузить его и в социальные сети.

Лента новостей
0