Сослан Джусоев

Осетинские жизни важны: почему Южная Осетия требует от Грузии признания геноцида

1036
(обновлено 09:55 11.06.2020)
Западные государства и международные организации, публично поддерживающие протесты в США, должны потребовать и от Грузии безусловного признания ответственности за геноцид и многочисленные агрессии против осетин, уверен госсоветник президента РЮО Сослан Джусоев.

Сослан Джусоев

В 1831 году французский аристократ Алексис де Токвиль предпринял путешествие по Соединенным Штатам Америки. Его результатом стала книга "Демократия в Америке", до сих пор остающаяся одним из лучших и наиболее проницательных текстов об американской политической жизни. Описывая преимущества либеральной демократии и федеративного устройства государства, Токвиль, вместе с тем, увидел перед развивающимся союзом штатов угрозу в виде "тирании большинства".

Демократическая идея предполагает, что решения, принятые большинством, становятся обязательными для всех. Токвиль видел в этом потенциальную опасность для разного рода меньшинств, вынужденных соглашаться с решениями, часто противоречащими их коренным интересам. Время вполне подтвердило как его тезис о неизбежной смене "старых режимов" на демократические, так и верность мысли о необходимости постоянного диалога между большинством и меньшинствами и защите прав последних со стороны государства.

Протест Black Lives Matter, к которому сегодня приковано внимание всего мира, в большой степени стал следствием экономической рецессии и растущего неравенства в современной Америке. Накопившиеся противоречия социального и экономического характера логичным образом обнажились в момент общемирового кризиса, хотя намного проще рассматривать происходящее в контексте культурных войн и ресентимента. Но за крайностями легко просмотреть идею, лежащую в основе этого гражданского протеста. Она заключена в том, что жизнь и права каждого отдельного человека будут защищены только в том случае, если будут защищены жизнь и права меньшинств.

Именно поэтому, утверждая сегодня мысль Black Lives Matter, большинство протестующих утверждает ценность жизни каждого человека и своей в том числе. Это не отменяет проблем или даже проблемности черных сообществ Америки. Но люди, оправдывающие дискриминацию по любому критерию, открывают ящик Пандоры. Критериев определения меньшинств ведь бесконечно много, и если не противостоять дискриминации в любом ее виде сегодня, то завтра можно самому стать ее жертвой. В США с их исторической проблемой расового неравенства это понимают очень хорошо. И мы должны понимать это не хуже.

В Южной Осетии в свое время мало кто мог предположить, что в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века осетины вдруг превратятся в Грузии в "мусор, который следует вымести" и гонимое меньшинство, вынужденное отстаивать свое право на жизнь с оружием в руках.

Если расистам мешают полноценно жить представители других рас, то в Грузии решили, что им мешают осетины. Согласно той же логике Гитлер видел проблему в евреях, никак не дававших арийской расе наладить достойную жизнь. В Грузии, к сожалению, так и не дошли до понимания того, что жизни осетин тоже имеют значение. Равно как и в нацистской Германии общество в свое время не смогло остановить уничтожение меньшинств, число которых быстро пополнялось.

Пастор Мартин Нимеллер, проведший пять лет в концлагере Дахау, лаконично и точно описал механизм всякой дискриминации: "Когда нацисты хватали коммунистов, я молчал: я не был коммунистом. Когда они сажали социал-демократов, я молчал: я не был социал-демократом. Когда они хватали членов профсоюза, я молчал: я не был членом профсоюза. Когда они пришли за мной — заступиться за меня было уже некому". Аналогичным образом развивались события и в отношении осетин в Грузии: сначала врагами были только жители Южной Осетии, но потом началась чистка в отношении осетин в самой Грузии. Их не спасли даже публичные выражения лояльности грузинскому государству.

Именно такие трагедии и призван предотвратить протест Black Lives Matter. Защищая меньшинства, протестующие защищают свое будущее. Социальный и политический порядок имеет свойство изменяться, на первый взгляд, абсолютно внезапно, в чем все мы имеем возможность убедиться и на примере с пандемией COVID-19. Если дискриминация тех или иных меньшинств считается в обществе и государстве в принципе приемлемой, то перед каждым человеком встает перспектива завтра оказаться неожиданно для самого себя частью той или иной преследуемой группы.

В силу масштабов американской экономики и политического и культурного престижа американского государства, внутриамериканские процессы часто становятся глобальными тенденциями.

Если нынешний протест на самом деле изменит качество жизни и политического процесса в США, то декларируемые им ценности станут стремительно распространяться. Они безусловно будут разделяться странами, являющимися или считающими себя сателлитами США. В случае с Грузией это должно означать безусловное признание своих преступлений против осетин и других национальных меньшинств. Американское государство пытается бороться с расовой дискриминаций и признает ее длительную и трагическую историю. Германия полностью признала преступления нацистского режима против человечности и свою ответственность за развязывание Второй мировой войны. И от Грузии, если последняя хочет считаться нормальным цивилизованным государством, должны требовать признания ответственности за этнические чистки в отношении осетин.

В год столетия геноцида осетин со стороны грузинского государства мысль о недопустимости дискриминации в любой ее форме приобретает для нас особое значение. Требуя от Грузии признания ответственности за геноцид и многочисленные агрессии, Республика Южная Осетия утверждает ценность жизни каждого человека на Земле и выступает за справедливость и свободу для всех. И если эти принципы на самом деле важны, то признания Ossetian Lives Matter от Грузии должны требовать западные государства и международные организации, публично поддерживающие сегодня гражданский протест в США и разделяющие его идеи.

1036
Темы:
100-летие геноцида осетин (74)
Израильский кибуц

Израильские кибуцы. Как воплотить мечту в реальность, и при чем тут Южная Осетия?

88
(обновлено 16:43 04.03.2021)
Когда в безжизненной пустыне появляются полные жизни пышные оазисы, что это если не чудо? В каком-то смысле это, конечно, чудо, вот только оно рукотворное и называется – кибуц. Какое он имеет отношение к Южной Осетии - в статье колумниста Sputnik.

Кибуцы – это сельскохозяйственные коммуны в Израиле, отличительными особенностями которых являются строгие принципы общности имущества и равного доступа к труду и потреблению. По сути, кибуцы представляют собой локальные островки социализма в рыночной экономике Израиля. Ничего удивительного, ведь переселенцы, заложившие первые кибуцы еще в 20-е годы XX века, по большей части были вдохновлены, на тот момент новыми и революционными, идеями социализма.

Будто бы воплощая в жизнь крылатое выражение "Через тернии к звездам", еврейская молодежь из числа второй волны репатриантов (1904-1914 годы), вдохновленная идеями национального возрождения еврейского народа и принципами социализма, начала организовываться в коммуны посреди безжизненной пустыни, принося в жертву своим идеалам и мечтам о будущем все что у них есть, в буквальном смысле.

Израильский кибуц
© AFP 2018
Израильский кибуц

Так как идея кибуцев была плоть от плоти социализмом, неудивительно, что основным принципом первых коммун были абсолютное обобществление всех аспектов трудовой и социальной жизни.

Вторым немалозначимым фактором был самоотверженный труд, который являлся главной основой для будущего процветания. Зарплата, одежда, жилье, продукты – все было общим и распределялось в равной пропорции. Правила первых кибуцев были настолько суровыми, что даже дети, рожденные в этих коммунах, воспринимались как потомство всего кибуца, и воспитывались в специальных детских садах. К труду в кибуцах приучали с самого раннего детства, а к серьезной работе дети приступали уже к 12-13 годам, становясь равноправными членами коммуны. К слову, хоть правила в большинстве современных кибуцев во многом либерализировались, многие из основополагающих принципов остались неизменными.

Израильский кибуц
© AFP 2018
Израильский кибуц

А теперь представьте себе, что может произойти, когда множество вдохновленных людей, не разгибая спины, работают от рассвета до заката, ставя благополучие будущих поколений и идеи равенства выше собственных интересов? Верно. Произойдет рукотворное чудо.

По сути, кибуцы были фундаментом современного государства Израиль, а идеи, в них воплощенные, вдохновили множество пионеров будущей израильской государственности.

На сегодняшний день на территории Израиля находятся 274 кибуца, и представляют они собой не бедные деревеньки первых переселенцев, а серьезные преуспевающие технологичные поселения, поставляющие промышленную и сельскохозяйственную продукцию на внутренний и внешний рынок. Члены современных кибуцев получают достойные зарплаты, ездят за счет коммуны в отпуск, имеют огромный список привилегий и субсидий, будь то льготное образование вне кибуца, или преимущество при устройстве на работу. Конечно не все так радужно. И хоть в современном Израиле многие критикуют так называемых "кибуцников" за чрезмерную привилегированность, спорят насчет юридических аспектов (право наследования, пенсионные отчисления и имущественные вопросы), но никто никогда не посмеет усомниться в их вкладе в экономику и государственность Израиля.

Израильский кибуц
© AFP 2018 / -
Израильский кибуц

Вот, казалось бы, при чем тут Израиль? Какое он имеет отношение к Южной Осетии и к ее экономико-политической повестке? В целом, если исключить геополитический контекст, в общем-то, конечно, никакого, однако кое-что актуальное для нас в этой истории есть. Люди положившие свои жизни на алтарь становления государственности, их жертвенность и самоотверженный труд – что это как не отличный пример для всех нас?

Можно сколько угодно спорить о философских и политических идеях вдохновивших основателей кибуцев, однако мысль о том, что молодые энтузиасты создали процветающие сельскохозяйственные предприятия в пустыне, по сути создали что-то выдающееся из ничего – восхитительна. Подумайте только, ведь земля Южной Осетии куда богаче, а потенциал ее ограничивается только горизонтом нашей пассионарности. Может и мы возьмем пример с далеких израильтян и создадим на нашей земле пару-тройку чудес?

Израильский кибуц
© AFP 2018 / MENAHEM KAHANA
Израильский кибуц
88
Спектакль Антигона

В Москве пройдут спектакли Госдрамтеатра Южной Осетии

73
(обновлено 14:26 04.03.2021)
Госдрамтеатр имени Коста Хетагурова проведет "Дни осетинской культуры на Арбате" с 5 по 8 апреля по приглашению Центрального Дома актера.

ЦХИНВАЛ, 4 мар — Sputnik, Фатима Плиева. В Москве пройдут спектакли Госдрамтеатра имени Коста Хетагурова, сообщил Sputnik художественный руководитель ГДТ Тамерлан Дзудцов.

В рамках "Дней осетинской культуры на Арбате" театральная общественность российской столицы увидит спектакли "Антигона" и "Фандо и Лис".

"Наш театр проведет "Дни осетинской культуры на Арбате" по приглашению Центрального Дома актера. Госдрамтеатр представит два спектакля. Кроме того, состоится творческий вечер театра при участии ведущих артистов московских театров и кино. Гастроли пройдут 5-8 апреля", — сказал Дзудцов.

По его словам, выступления ГДТ будут способствовать популяризации осетинской культуры в России.

73
День 5 марта

5 марта: этот день в календаре

0
(обновлено 10:24 04.03.2021)
5 марта 1861 года в Прощеное Воскресенье зачитан по всем российским церквам Манифест от 19 февраля 1861 года об отмене крепостного права, подписанный Александром II. Какие еще знаменательные события и даты отмечаются в мире — читайте в материале Sputnik.

День физической культуры и спорта в Азербайджане

В Азербайджане много популярных видов спорта, также развиты национальные виды борьбы. Самыми популярными и любимыми в республике считаются футбол и шахматы. Полагают, что игра в шахматы была популярна в Азербайджане еще до принятия ислама, первые упоминания об этой игре в стране датируются 6 веком. Возглавляет эту интеллектуальную игру Федерация шахмат Азербайджана. Всего в Азербайджане насчитывается 26 федераций по олимпийским видам спорта. Тысячи азербайджанцев считают этот день своим праздником: кто-то является профессиональным спортсменом, кто-то — заядлым болельщиком, а кому-то просто нравится совершать пробежки по утрам или делать зарядку.

I Европейские игры. Вольная борьба. Мужчины. Первый день
© Sputnik / Алексей Филиппов
I Европейские игры. Вольная борьба. Мужчины. Первый день

По традиции, в этот день по всей стране проходит множество самых разных спортивных мероприятий, а также мероприятий просветительского характера, пропагандирующих здоровый образ жизни и занятия спортом и физкультурой.

Что произошло 5 марта    

1705 — принят Указ Петра I о наборе рекрутов, положивший начало формированию в Российской империи регулярной армии.

1861 — в Прощеное Воскресенье зачитан по всем российским церквам Манифест от 19 февраля 1861 года об отмене крепостного права, подписанный Александром II.

© Sputnik / РИА Новости
Чтение Манифеста об отмене крепостного права в России в имении Прозоровых Московской губернии.

1868 — в Англии запатентован степлер.

© Fotolia / Shutterfil77
Степлер

1946 — в Фултоне (штат Миссури, США) Уинстон Черчилль произнес свою знаменитую речь, в которой сказал: "От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике над Европой опустился железный занавес". Началась "Холодная война".

1960 — фотограф Альберто Корда сделал фотографию Че Гевары, которая разошлась по всему миру.

1960 — Элвис Пресли уволен из рядов армии США. Ни до, ни после него возвращение к гражданской жизни простого солдата не привлекало такого огромного общественного внимания.

2000 — английские ученые впервые в мире провели успешную операцию по клонированию свиней. 

Кто из известных людей родился 5 марта

1685 — Георг Фридрих Гендель, немецкий и английский композитор и органист.

1961 — Паоло Пазолини, итальянский кинорежиссер.

1961 — Елена Яковлева, актриса театра и кино, народная артистка Российской Федерации.

© Sputnik / Евгений Биятов
Актриса Елена Яковлева.

1974 — Ева Мендес, американская актриса.

© Sputnik / Алексей Куденко
Актриса Ева Мендес.

Православный календарь

  • День памяти преподобного Агафона Печерского.
  • День памяти преподобного Льва, епископа Катанского.
  • День памяти преподобномученика Корнилия Псково-Печерского, игумена.

Народный календарь: День Катыша

День памяти Льва Катанского, христианского епископа и святителя, жившего на Сицилии в 8 веке, в языке русского народа очень быстро превратился в день Катыша.

Объяснение такому названию нашлось простое: в этот день в последний раз катались с горок. При этом приговаривали: "Зима на исходе, так успей на санках покататься". Считалось, что кто дальше всех укатится, тот счастье свое продлит. Также пекли круглые колобки-катыши на коровьем масле. Они еще назывались кокурками.

На Льва Катанского нельзя было смотреть на небо. Говорили, что это дурная примета: кто увидит падающую звезду, того ждет скорая смерть — либо потеря кого-либо из родных. Кстати, такую звезду называли… маньяком. Падение звезд называли зловещим предзнаменованием, от него отговаривались словами: "Аминь! Рассыпься!".

Были и другие недобрые приметы для этого дня. Например, такая: если кто-то заболеет в этот день, то или долго не выздоровеет, или умрет. Больному клали на ночь под мышки по куску хлеба, а утром смотрели: если хлеб засох — человеку не суждено поправиться.

А вот для будущего благополучия нужно было тайком взять у кузнеца из горна тлеющие угли и отнести их в поле. Согласно поверью, украденный огонь скреплял союз земли, сохи и бороны, грел почву, отгонял от нивы скудость и сулил в итоге славный урожай.

Кто празднует именины 5 марта 

Антон, Афанасий, Варлаам, Василий, Давид, Денис, Иван, Игнатий, Корнилий, Лев, Леонтий, Лука, Николай, Пахом, Савва, Самсон, Сергей, Тихон, Федор, Филипп, Фома, Ярослав.

 

0
Темы:
Этот день в истории