Обряд из глубины веков: поминальный день Лауызганан в жизни современных осетин

Подписаться
Ежегодно во второй половине марта осетины справляют поминальный день Лауызганан. Об истории традиции и о том, как его отмечают сейчас, – читайте в материале Sputnik

ЦХИНВАЛ, 25 мар - Sputnik, Залина Кулумбегова. Осетины верили, что в поминальные дни (вторая, третья и четвертая субботы Великого поста) души ушедших из жизни возвращаются, чтобы повидать своих родственников. В рамках этой старинной обрядности отмечаются два дня – в первый поминальный день Лауызганан почившие пребывают на земле, во второй – покидают мир живых.

Аланский Богоявленский женский монастырь - Sputnik Южная Осетия
Норма бытия: как Аланский женский монастырь входит в Великий Пост

Все, что связано с погребальной и поминальной обрядностью, и сегодня представлено обширными поверьями осетинского народа, причем не только в сельской местности. Об этом свидетельствуют и многолюдные поминки, и справляемые в течение года сороковины и годовщина, а также несколько промежуточных поминальных тризн в кругу семьи.

В названии поминального обряда указывается его содержание – лауыз-ганан, что по-осетински значит "испечение блинов". Главным в перечне поминальных кушаний были "лауызта" – блины, которые готовились из муки и воды, без соли. Готовые лепешки обмакивали в чесночный соус (нурыдзахдон). В народе верили, что на том свете лауызта пользуются большим почетом, поэтому каждая семья готовилась особенно тщательно.

Помимо блинов на поминальном столе бывают варенная фасоль, отварная подслащенная пшеница с кукурузой и выпивка. Поминальный стол накрывали в пятницу вечером.

"В первый Лауызганан готовили еду так, чтобы за стол сесть рано, до захода солнца, чтобы вышедшие в эту неделю покойники могли пораньше пуститься в поход. Семьи готовились к этому периоду тщательно, стараясь встретить его в чистоте и опрятности. После уборки дома, окна оставляют распахнутыми настежь. Обряд включал три последовательных этапа: встречу душ умерших, их чествование и проводы. Еда на этот период готовилась исключительно постная", – поясняет кандидат исторических наук, доцент ЮОГУ Аза Кокоева.

С заходом солнца глава семьи посвящает покойному приготовленные яства, и все садятся за стол. Домочадцы верят, что их умерший родственник тоже сидит вместе с ними за столом, ест, пьет, слушает разговоры, а на рассвете возвращается в страну мертвых.

Гадание по кольцу - Sputnik Южная Осетия
Шанс увидеть будущее: как осетины отмечали "ночь предсказаний"

"При втором Лауызганан ужин бывал тот же, только добавляли кукурузные зерна и садились поздно, так как умершие, по поверью, бывали уставшие", – отмечает Кокоева.

В третью субботу те, у кого в истекшем году умер кто-либо из семьи, готовят всего помногу, часть пищи женщины относят на кладбище, в дом же приглашаются мужчины, которые так же посвящают все приготовленное умершим. Раньше было принято также собирать "дзакул" – сумку в честь покойных, которую клали во дворе дома, веря, что усопшие заберут свою долю приготовленного.

По мнению Кокоевой, вся благодать от кушаний и напитков, посвященных умершим, уносится ими. Цель обряда поминовения усопших – задобрить, оказать внимание бывшим членам семьи, получить от них помощь.

И сегодня поминальные обряды по-прежнему являются важной частью жизни осетинского общества. И хотя далеко не все люди связывают их с реальной верой в загробную жизнь, обычаи поминовения умерших родственников сохраняются в Осетии как устойчивая традиция.

Лента новостей
0