В мастерской Тамерлана Цховребова

Народный художник Южной Осетии: любовь к жизни вдохновляет

322
(обновлено 00:35 07.10.2018)
О творчестве, любви и золотой середине в искусстве рассказал осетинский художник Тамерлан Цховребов

Диана Валиева

К мастерской председателя Союза художников Южной Осетии, народного художника республики Тамерлана Цховребова ведет темный коридор, стены которого обвешаны его работами. Он встречает нас у порога, в окружении своих картин. Уловить целостность помещения непросто — реализм перемежается авангардом и абстрактной живописью, взгляд блуждает по комнате, пытаясь зацепиться за что-то одно. Спустя время глаз привыкает, и произведения обретают свою индивидуальность.

Посреди комнаты стоит мольберт — горный пейзаж на картине еще в работе, на полу лежат краски и другие необходимые материалы. Первое, что бросается в глаза — вершины, высокими волнами огибающие небо. Такие же горы на остальных работах — поднявшись до облаков, они, не прерываясь, спускаются вниз, переходя в переливающуюся воду реки.

В мастерской Тамерлана Цховребова
© Sputnik / Наталья Айриян
В мастерской Тамерлана Цховребова

— У вас горы, словно волны…

— Да, их ветер колышет. Я пишу портрет гор и изображаю их живыми. Все, что нас окружает, имеет сознание, и часто мы сами бессмысленны по сравнению с тем, что нам кажется бессмысленным.

— Вы всегда хотели стать художником?

— Да, мне очень это нравилось с детства. Четыре года учился в детской художественной школе, четыре года в училище. Я всегда знал, что стану художником, не потому что какую-то конечную цель в этом видел, нет — просто живопись меня звала за собой.

В мастерской Тамерлана Цховребова
© Sputnik / Наталья Айриян
В мастерской Тамерлана Цховребова

После училища пошел в армию, а потом на заработки в Среднюю Азию, так как у меня не было личной мастерской для работы. Там я планировал поработать в течение года, чтобы вернуться домой, сделать себе мастерскую и спокойно творить, не завися ни от кого. Но не срослось — умер Брежнев, и все перемешалось, зарплату за проделанную работу не отдавали, пришлось искать другие способы заработать. В итоге, остался там на три с половиной года. Потом вернулся сюда, создал семью — и началась война.

— И тогда уже стало не до творчества?

— С 1989 по 2008 годы было не до живописи, но все равно старался работать хоть как-нибудь. Иногда думаю, что если бы во время войны в Южной Осетии пытались творить самые известные художники, еще не факт, стали бы они известными. Потому что мы были посреди пекла — рядом с тобой убивали друзей, и сам ты постоянно находился в гуще человеческих трагедий. Такое напряжение поедает все силы, и творить невозможно.

В мастерской Тамерлана Цховребова
© Sputnik / Наталья Айриян
В мастерской Тамерлана Цховребова

В 1993 году война прекратилась на время, и я сказал себе, что либо смогу себя реализовать, либо отпущу это и займусь чем-нибудь другим. А другое я не любил. В том же году написал свою первую картину. Я считаю, до этого работы были подготовительные, и только после войны появилась возможность отдохнуть от этого ужаса.

Первые работы в темных цветах — так бывает у художников на ранней стадии творчества. Цвет приходит не сразу, даже у Ван Гога, если посмотреть ранние работы, они в более темных цветах, ближе к классике. И только со временем художник находит себя.

— И поиски прекращаются?

— Художник постоянно пребывает в поиске. В процессе работы приходят новые техники, которые переносятся на следующие картины, благодаря чему каждая работа становится лучше. Когда наткнешься на направление, которое зацепило, нужно его отрабатывать, расширять, углублять. Если творческий человек не ищет, значит, он мертв.

В мастерской Тамерлана Цховребова
© Sputnik / Наталья Айриян
В мастерской Тамерлана Цховребова

Вообще, все люди творчества со своими странностями. Хотя странность — понятие субъективное. Представьте лезвие бритвы, прямо посередине которого проходит творчество. Если ты оступишься и повернешь налево, то сойдешь с ума, вправо — станешь слишком нормальным, и сможешь заниматься ремеслом, творить только умом. Поэтому важно найти золотую середину.

— Как ее найти?

— Сложно сказать, очень сложно. Если бы были определенные законы, все бы следовали им. Важно в нужное время остановиться. Для художника очень непросто выйти из азарта во время работы, надо поймать этот момент. Хороший художник должен быть ремесленником и свободным творцом одновременно, не ограничиваясь на одном.

Картина Тамерлана Цховребова
© Sputnik / Наталья Айриян
Картина Тамерлана Цховребова

Допустим, я занимаюсь еще и резьбой по дереву. Когда начинаю что-то мастерить, меня это полностью поглощает и не отпускает, времени на живопись начинает не хватать. А когда я пишу картину, не хватает времени на ремесло. Нужно уметь работать и сердцем, и головой.

Занимаясь ремеслом, ты все шаги продумываешь заранее и знаешь, что в результате у тебя получится нужная картина или предмет. На такие работы можно один раз посмотреть, похвалить и забыть о них, они не притягивают, в них нет жизни. А когда смотришь на настоящее произведение искусства, никогда не устаешь от нее, каждый раз открывая что-то новое. Я различаю настоящее и ненастоящее творчество.

Картина Тамерлана Цховребова
© Sputnik / Наталья Айриян
Картина Тамерлана Цховребова

— Какое творчество настоящее?

— Как-то раз компанией художников мы отправились в святилище Джер, это было давно, лет 20 назад. По дороге туда я заметил, как большие красивые волы-великаны тянут повозки с сеном, идут спокойно и тихо, управляемые мужчиной. И на контрасте с ними недалеко резвятся быки, несутся по полю, раскидывая землю вокруг. Ясно, что бык не станет пахать землю, он не годится для работы, если его не приручить. Только тогда ты сможешь его приспособить к работе, но в нем не будет той жизни, энергии, и он не сможет охранять стадо.

Такая же привязанность к природе и свобода — необходимые условия для настоящего творчества.

Иконы оказывают такое сильное влияние, потому что православные художники проводят обряды и соблюдают определенный пост, прежде чем приступить к работе. И тогда иконописец становится чистым пустым сосудом, через который проходит энергия, которая вкладывает в картину большую силу. Можно сказать, что рисует не сам художник, а Бог творит через него.

Настоящая живопись сильнее иконописи, потому что человек входит в определенное состояние и работает через поток энергии. Такие работы могут как лечить, так и калечить, но уж точно не оставить равнодушным.

— Можно ли научиться настоящему творчеству?

— Ко всему, что ты делаешь, нужен творческий подход. Главное не напрягаться, каждый шаг в твоей жизни может стать последним, верно? И пока он не стал, подходи ко всему творчески, умей расслабляться не через какие-то катализаторы. Сможешь так жить, и творчество само к тебе придет. Чем больше ты напрягаешься, тем больше становишься ремесленником. В этом весь секрет — расслабься, и все вокруг станет красивее.

  • В мастерской Тамерлана Цховребова
    В мастерской Тамерлана Цховребова
    © Sputnik / Наталья Айриян
  • В мастерской Тамерлана Цховребова
    В мастерской Тамерлана Цховребова
    © Sputnik / Наталья Айриян
  • В мастерской Тамерлана Цховребова
    В мастерской Тамерлана Цховребова
    © Sputnik / Наталья Айриян
  • В мастерской Тамерлана Цховребова
    В мастерской Тамерлана Цховребова
    © Sputnik / Наталья Айриян
  • В мастерской Тамерлана Цховребова
    В мастерской Тамерлана Цховребова
    © Sputnik / Наталья Айриян
1 / 5
© Sputnik / Наталья Айриян
В мастерской Тамерлана Цховребова

— Жизнь вдохновляет?

— Вдохновляет любовь к жизни. Конечно, и любовь к человеку, но это чувство одновременно поедает творческую энергию. Потому что если любовь настоящая, ты должен в ней раствориться, утонуть. А если ты исчезаешь в одной форме любви, то на чистое творчество времени нет. Зависит от того, что ты ищешь.

— А что вы ищете?

— Себя. Единственная цель в жизни — если ее можно назвать целью — это найти самого себя. Не знаю насколько это определение правильное, так как то, что становится целью, становится и препятствием.

Я никогда не могу ответить на вопрос, какой я. Как погода, постоянно меняюсь: то солнце, то ураган, то дождь. Мы думаем, в человеке одна личность, когда там уживается целый "зоопарк", и не угадаешь, который "зверь" начнет говорить в следующую секунду.

322
Встреча посла РЮО в РФ с правительством Воронежской области

Южная Осетия договорилась о сотрудничестве с Воронежской областью РФ

52
(обновлено 14:45 03.06.2020)
Соглашение, в частности, предполагает создание благоприятных условий для развития предпринимательства в республике и российском регионе, привлечение инвестиций в их экономики, а также сотрудничество в сфере науки, культуры и спорта

ЦХИНВАЛ, 3 июн - Sputnik. Южная Осетия и Воронежская область России подписали соглашение о научно-техническом и культурном сотрудничестве. Подписи под документом поставили посол Южной Осетии в России Знаур Гассиев и губернатор российского региона Александр Гусев, сообщает пресс-служба югоосетинского диппредставительства.

Документ предполагает расширение двусторонних экономических и гуманитарных связей, создание благоприятных условий для развития рыночных отношений между хозяйствующими субъектами Южной Осетии и Воронежской области.

"В частности это касается создания благоприятных экономических условий для предпринимательской деятельности, инвестирования, взаимных поставок продукции, а также сотрудничества в сфере науки, культуры и спорта", - отметили в посольстве. 

Подписание соглашения стало результатом плодотворных переговоров правительств Южной Осетии и Воронежской области, добавил представитель посольства.

52
Бурый медведь

Было не до смеха: как житель Цхинвала чуть не стал обедом для медведя

104
(обновлено 13:49 03.06.2020)
Грибник со стажем неожиданно встретил хозяина леса. Он рассказал Sputnik, чем кончилось это приключение  

ЦХИНВАЛ, 3 июн - Sputnik, Залина Кулумбегова. Цхинвалец Игорь Дзагоев большой любитель грибов. Каждый сезон он отправляется в лес близ селения Зар на "тихую охоту". На этот раз лесной прогулки не получилось.

"Я шел как обычно за грибами и громко разговаривал, чтобы, если поблизости в лесной чаще оказался дикий зверь, он испугался шума. Я грибник со стажем, места знакомые, знаю, где они прячутся. Спустился в лощину выпить немного воды из протекающей внизу речки. И тут же удача – целая колония грибов. Дай думаю и их соберу. Наклонился и, вдруг, слышу какие-то звуки, поднимаю голову, а там в метрах тридцати от меня со склона спустился медведь, и уже встал на задние лапы", – видно, что Игорь еще переживает эмоции от этой встречи.

Такой поворот похода в лес по грибы стал полной неожиданностью для грибника. По его словам, дикий зверь был большим и смотрел прямо на него.

"Я пока подумал, что он меня не заметил, и замер на одном месте не двигаясь, надеялся, что он уйдет. Но зверь начал двигаться в мою сторону все быстрее и быстрее.  Мне оставалось только спасаться бегством. К сожалению, у меня в руке был только маленький топорик, и вступать в бой с этим оружием я бы точно не стал", - смеется Дзагоев.

В жизни Дзагоева это не первый опыт неожиданной встречи с лесным зверем. Некоторое время назад он вступил в схватку с волком, который напал на него во время рабочей смены. Тогда удача была на его стороне, и он одолел хищника. Но в этот раз он посчитал разумным не испытывать судьбу.

"Бежал со всех сил. Я деревенский парень, знал, как убегать. Подумал, если выбрать прямой маршрут, медведь меня точно догонит, поэтому бросился вверх по склону. Добежал до места, где деревья растут близко друг к другу, и решил: если медведь догонит взберусь наверх. Пока медведь будет лезть на дерево, я перепрыгну на другое. Это сейчас мне смешно, а тогда было не до смеха", - улыбается грибник.

Пока он бежал к заветной цели, в его голове роем пронеслись разные мысли; он вдруг вспомнил о всех своих планах на жизнь. Но удача и на этот раз была на стороне Игоря. Добежав до деревьев, он обернулся назад, но медведя уже не было видно.

"Я прислушался - было тихо, и медведя за мной не было, только тогда я вздохнул полной грудью. Добежал до машины, сел и сразу уехал. Даже не знаю какое расстояние я преодолел за этот короткий промежуток времени. Если бы я не задержался с грибами в лощине и пошел дальше, меня бы точно не было в живых. Ведь я шел прямо на медведя", - размышляет Дзагоев.

Встречи грибников с медведями в Южной Осетии случались и раньше: несколькими днями ранее на том же месте уже другие грибники наткнулись на зверя. Может быть это был именно тот самый медведь, но тогда он испугался и убежал. Опытные грибники советуют ходить в лес компанией, а не в одиночку - вероятность нападения дикого животного на группу людей меньше.

104
Во Владикавказе на одной из улиц произошла перестрелка

Во Владикавказе произошла перестрелка, в городе объявлен план "Перехват"

42
(обновлено 15:49 03.06.2020)
Конфликт произошел на бытовой почве, выяснила полиция. В перестрелке участвовали молодые люди, которые затем скрылись на черной иномарке

ЦХИНВАЛ, 3 июн - Sputnik. В столице Северной Осетии на улице Владикавказская в среду произошла перестрелка, полиция разыскивает участников инцидента, сообщает пресс-служба регионального МВД. 

Как рассказали в ведомстве, прибывшие на место происшествия полицейские выяснили, что конфликт на бытовой почве произошел между молодыми людьми, кто-то из них достал травматическое оружие, прогремели выстрелы. О жертвах или пострадавших не сообщается. Установлено, что злоумышленники скрылись на автомашине "БМВ" черного цвета.

Полиция объявила план "Перехват", ориентировки на автомобиль и подозреваемых переданы всем постам и нарядам правоохранителей, заключили в МВД.

42