Российские ученые на пресс-конференции о Борисе Галати

Российские ученые: благодаря Галати мир узнал об осетинах

199
(обновлено 10:31 24.08.2018)
Ученые Российского центра истории и искусств уже сорок лет занимаются популяризацией работ выдающегося осетинского музыканта Бориса Галати. О том, как Галати перевернул музыкальную науку, они рассказали в интервью Sputnik

Ян Габараев

Спустя почти сто лет профессора того же института, который в свое время выпустил в большую науку гениального осетинского музыканта Бориса Галати, приехали в Южную Осетию с ответственной задачей.

Доцент искусствоведения и писатель Галина Тавлай и ее коллега, академик, композитор и автор крупных исследований Игорь Мациевский занимаются вопросами популяризации наследия Галати с первых дней своей научной карьеры. Вместе с фондом "Центр Со-действие" и Свердловской региональной общественной организацией "Общество осетинской культуры им. Галати" ученые стараются сохранить уникальный вклад Галати в музыкальную науку.

Личность "Ренессансного плана"

"С именем Галати я знакома с первых дней своей работы, потому как этномузыкология (наука, которая изучает национальную музыку разных народов — Ред.) начала развиваться, когда Галати стал записывать свои песни", — рассказала Тавлай.

В истории этномузыкологии имя Галати фигурирует в тесной связи с другим крупным советским ученым, доктором искусствоведения и музыкальным этнографом Евгением Гиппиусом. Знакомство с Гиппиусом, по мнению исследователей, стало решающим моментом в карьере Галати и предопределило, в значительной мере, его жизненный путь.

"Галати был учеником Гиппиуса, но в дальнейшем они стали коллегами. Борис Александрович был человеком, который проявлял громадный интерес к науке, подлинной личностью ренессансного плана", — сказала Тавлай.

Дом-музей Бориса Галати
© Sputnik / Наталья Айриян
Дом-музей Бориса Галати

Библия осетинской песни

С именами Гиппиуса и Галати связывают изобретение так называемого метода "аналитической аннотации": основного способа документации и сохранения народной музыки. Учитывая изменчивую природу этнической музыки, появление инструмента, который позволял сохранить народные композиции в статичном виде, заметно преобразило этномузыкальную дисциплину.

"Любая культура должна быть зафиксирована, и в этом свете, творчество Галати и его принципы работы с народной музыкой стали образцовыми — эталоном будущих исследований по этнической культуре", — заметила Тавлай.

Сборник осетинских народных песен авторства Галати, добавила ученый, уникальная в своем роде работа — подобной книги, одинаково подробной и всеобъемлющей, нет ни у одного другого народа.

"Это почти Библия народной песни в великолепном кожаном переплете. В этой работе были впервые изложены теории аннотации и документации этнической музыки Галати и Гиппиуса", — сказала она.

Осетины — строители мировой культуры

По мнению Игоря Мациевского, достижения Галати в области этномузыкологии были не просто впереди своего времени, но также нашли продолжение в современной науке и, в определенной мере, сформировали образ осетин в научном мире.

"Благодаря ему многие узнали, что осетины существуют как народ, что Южная Осетия — это не какая-то террористическая группа, как это пытаются преподать в некоторых СМИ, а строитель мировой музыкальной культуры", — подчеркнул Мациевский.

Дом-музей Бориса Галати
© Sputnik / Наталья Айриян
Дом-музей Бориса Галати

Музей Бориса Галати

Появление отдельного музея им. Галати совершенно необходимо, чтобы сохранить его неизмеримое культурное и научное наследие, подчеркнула председатель свердловской РОО "Общество Осетинской Культуры им. Аслан-Гирея Галати", доцент Лиана Гаглойтэ.

"Музей Галати — это наша головная боль. Правда определенные шаги уже делаются: президент Южной Осетии Анатолий Бибилов распорядился, чтобы прислали людей, которые займутся стройкой. Я думаю, что если президент сказал, значит, он это сделает", — сказала Гаглойтэ.

199
Комментарии
Загрузка...