Вера Денк

Советник из России рассказал, почему в Южной Осетии перебои с водой

779
(обновлено 19:02 20.03.2018)
О реформировании системы жилищно-коммунального хозяйства ЖКХ, проблемах с водоснабжением и путях их решения в интервью Sputnik рассказала советник по вопросам реформирования ЖКХ Южной Осетии Вера Денк

Межправкомиссия по содействию социально-экономическому развитию Южной Осетии создана в 2010 году совместно с правительством России. Помимо вопросов, связанных с реализацией инвестиционной программы, в ее задачи входит и текущее функционирование социально-культурных объектов и объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Для этого в 2015 году было решено определить план модернизации ЖКХ – утвердить программу минимум, чтобы в республике были качественные жилищно-коммунальные услуги. Один из специалистов ЖКХ из России Вера Денк рассказала корреспонденту Sputnik Диане Валиевой о проделанной работе и достигнутых результатах в рамках сотрудничества с Южной Осетией.

— Какие задачи поставлены перед вами в рамках сотрудничества с Южной Осетией?

— Мы с коллегами работаем в Южной Осетии в качестве советников по вопросам реформирования жилищно-коммунального хозяйства в сфере здравоохранения, образования, экономического развития, оказания помощи и содействия развитии социально-экономической ситуации. Задача, поставленная при делегировании, состоит в том, чтобы создать базу для ЖКХ, защитить права потребителей и обрисовать обязанности всех участников этого процесса и, главное, повысить качество жилищных условий – все это было поставлено передо мной, как перед специалистом в целях оказания помощи Южной Осетии.

Не секрет, что качество услуг на сегодняшний момент оставляет желать лучшего, ведь люди имеют право пользоваться теплом, водой, газом и всем остальным, жить в чистых домах, где убираются подъезды и крыша содержится в надлежащем состоянии. Поэтому в наши обязанности входит регулирование прав всех участников. А также, безусловно, передача опыта и обучение специалистов, которые после нас смогут качественно работать в интересах населения.

— Предложения, которые вы вносите, обязательны к исполнению югоосетинской стороной?

— Мы не государственный орган, который обязывает к немедленному исполнению рекомендаций. В нашей компетенции дать совет о том, как лучше поступить в условиях РЮО применительно к текущей ситуации, как решить основную задачу в сфере ЖКХ и обеспечить качество услуг. Югоосетинская сторона принимает соответствующие решения исходя из тех положений, которые были предложены.

— Можно ли уже говорить о каких-то достигнутых результатах в этой сфере?

— Если говорить о достигнутых результатах на текущий момент, то, наверно, для рядового потребителя они не будут очевидны. Однако мы отрегулировали практически все сферы ЖКХ: установили правила оказания коммунальных услуг в сфере водоснабжения, в сфере водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения и в сфере содержания многоквартирных домов.

По итогам было принято несколько десятков нормативных актов, которые действуют в республике и которыми имеют право пользоваться все, кто находится на территории Южной Осетии. Эти правила обязаны соблюдать коммунальные организации, поставляющие эти услуги. Законными правами, закрепленными в принятых актах, могут пользоваться все жители.

— Доносится ли эта информация до потребителей?

— Безусловно, нормативные акты сформулированы сложным юридическим языком, не всегда понятным для рядового потребителя. Свою миссию я вижу в том, чтобы на доступном языке донести до жителей информацию об их правах, о том, что происходит и почему это происходит, и о том, что делается в направлении улучшения качества их жизни.

— Актуальным вопросом для жителей республики остается проблема с подачей воды. Проводится какая-либо работа в этом направлении?

— Хочу отметить, что модернизация ЖКХ – это длительный процесс, который достигается постепенно и с нарастающим итогом. Говорить о каких-то кардинальных изменениях у потребителя пока не приходится, но работа в этой сфере, безусловно, проводится.

На данном этапе мы зафиксировали проблему и причины нестабильного водоснабжения. Ситуация с подачей воды имеет объективные основания – в отличие от системы водоснабжения, которая принимается в России и европейских странах, в Южной Осетии не используются электроэнергия и насосы для подкачки. Система, используемая в республике, называется каптажной или системой колодца, когда мы просто черпаем набранную воду. Вода накапливается в резервуарах и ввиду ограниченности объема, подается по графику в утренние и вечерние часы. Это объективная ситуация, которую мы зафиксировали.

В России же, к примеру, применяется электроэнергия, благодаря чему, вода с водозабора проходит водоочистку и насосом непрерывно закачивается в трубы, поддерживая напор. Она не набирается в резервуарах, в любой момент можно открыть кран и получить воду.

— Что необходимо предпринять, чтобы наладить водоснабжение? Можно ли построить такую же систему, как в России?

— Технически можно, но это требует больших финансовых вложений. Необходимо изменить и перестроить всю систему водоснабжения, установить насосы с тем, чтобы постоянно поддерживался напор – все это влечет за собой не только затраты на стадии строительства, но и затраты на стадии эксплуатации. Также водоснабжающая организация должна покупать энергию у энергоснабжающей организации, чтобы обеспечить бесперебойную работу насосов.

На сегодняшний день в рамках инвестиционной программы запланированы денежные средства на строительство дополнительного водовода. Это означает, что на весенне-летний период подачи воды по графику, по причине того, что она мутная и не отвечает критериям качества и безопасности, резервный водовод позволит избежать таких дополнительных ограничений.

После решения этой проблемы, следующим этапом может стать модернизация всей системы водоснабжения, которая позволит людям получать воду в любое время.

—  Как решается проблема с водой в селах?

— В селах система водоснабжения отличается от городской тем, что источник водозабора не всегда тот, от которого питается Цхинвал. Чаще это какие-то родники или небольшие речки, от которых забирается вода и по трубам поступает в села и поселки. Главы района отвечают за то, чтобы строить на территории своего района предприятия, соответствующие ЖКХ, и содержать уже существующие трубопроводы, подводя воду к населению, чтобы люди с ведрами не ходили к колодцам и рекам.

Насколько я знаю, предприятия ЖКХ ежегодно работают по запросам населения, получают жалобы и мнения, проводят трубы водоснабжения, по которым вода поступает в села.

Более того, в поселке Ленингор уже реализуется строительство централизованной системы водоснабжения и водоотвода в рамках инвестпрограммы.

— Какие еще есть актуальные проблемы, помимо водоснабжения?

— В первую очередь, это содержание многоквартирных домов или "корпусов", как их часто называют в обиходе. Если в частном доме собственник за свои средства содержит дом, ремонтирует крышу, красит стены и так далее, то в многоквартирном доме ситуация сложнее. В пределах квартиры человек на свое усмотрение содержит порядок, но за порогом есть подъезд, есть лестница, крыша, фундамент и другое. Здесь встает вопрос о том, кто должен содержать это. Данная тема тоже отрегулирована, расписаны права, на которые житель имеет право претендовать и люди, которые должны это контролировать.

779
Комментарии
Загрузка...