Центральный парк культуры и отдыха имени Коста Хетагурова

Сохранили все, что было возможно: архитекторы о реконструкции парка в центре Владикавказа

526
(обновлено 16:52 25.08.2021)
Во Владикавказе не утихают споры о реконструкции и благоустройстве Центрального парка им. Коста Хетагурова: часть горожан говорят, что никогда еще парк не был таким ухоженным, другие возмущаются, что в ходе работ были снесены теннисные корты и шахматные столы

Накануне североосетинские журналисты подняли тревогу в социальных сетях по поводу аварийного состояния ограждений у прудов. Корреспондент Sputnik Анна Кабисова поговорила с представителями архитектурного бюро "Стиль" Олегом Припутневым и Сосланом Дзатиевым о том, как разрабатывался проект реконструкции парка, что уже сделано, каких ошибок нужно избегать и чем обусловлены решения, вызвавшие критику горожан.

Центральный парк культуры и отдыха имени Коста Хетагурова
© Sputnik / Евгений Иванов
Центральный парк культуры и отдыха имени Коста Хетагурова

– Реконструкция Центрального парка им. Коста Хетагурова началась уже давно и идет с большими перерывами. Расскажите, какой год стал точкой отсчета начала работ в парке? Кто финансирует работы – мэрия или правительство? Какова основная концепция реконструкции, заложенная в проекте?

– Реконструкция парка началась еще во времена работы Таймураза Мамсурова (глава РСО-Алания с 2005 по 2015 год – ред.), мэром в то время был Сергей Дзантиев (глава АМС Владикавказа с 2009 по 2015 год – ред.).

В 2009 году АМС Владикавказа объявила республиканский конкурс на реконструкцию Центрального парка, в частности, его верхней террасы. Проект архитектурного бюро "Стиль" занял первое место, тем более что благоустройство парка прорабатывалось еще при работе над реконструкцией Национального музея по собственной инициативе, так как мы считали, что музей и парк следует прорабатывать комплексно – и никак иначе.

Что касается финансирования, то и тогда, и в последующие годы проектные работы не финансировались, а выполнялись только благодаря энтузиазму и увлеченности команды архитекторов и инженеров.

Центральный парк культуры и отдыха имени Коста Хетагурова
© Sputnik / Евгений Иванов
Центральный парк культуры и отдыха имени Коста Хетагурова

Строительные работы на верхней террасе финансировались городским бюджетом. В 2018 году были выделены федеральные деньги по Федеральной программе "Комфортная среда" на благоустройство парка, которые пошли на реализацию реконструкции нижней террасы. В следующем году был получен очередной транш около пятидесяти миллионов рублей. В 2019 году мы присутствовали на встрече министра строительства и ЖКХ РФ с руководством республики и города, на которой высокие чины положительно оценили объем выполненных работ и обещали продлить финансирование на следующие три года по семьдесят пять миллионов за каждый. Но, к сожалению, в 2020 году было получено только двадцать пять миллионов рублей.

Центральный парк культуры и отдыха имени Коста Хетагурова
© Sputnik / Евгений Иванов
Центральный парк культуры и отдыха имени Коста Хетагурова

– Все заметили, что за последние два года парк преобразился. В целом все восхищаются, но есть и критика, например, по поводу того, что убрали теннисные корты и столы, где дедушки играли в шахматы. Расскажите о необходимости этих решений.

– То, что мы называем духом места, прочно связывает нас с нашими воспоминаниям. Это могут быть впечатления детства, когда все вокруг было бескрайним и полным неожиданных открытий, когда все родные люди обязательно были рядом. Эта привязанность и заставляет нас тяжело переносить любые изменения, связанные со счастливыми местами и пространствами. И тут очень важно трезво оценить значимость того или иного объекта, не ссылаясь на городские легенды, условную "символичность" и не отливать в золоте неправильные решения, принятые предыдущими поколениями.

Центральный парк культуры и отдыха имени Коста Хетагурова
© Sputnik / Евгений Иванов
Центральный парк культуры и отдыха имени Коста Хетагурова

Концептуально вопрос идентичности для нас был главным – и все, что возможно было сохранить, мы сохранили.

"Бельгийские" корты – это наглядный пример такой легенды: ни семьдесят сантиметров щебня из местных карьеров, ни асфальтовое покрытие, ни металлические трехметровые ограждения из черного металла, не имеют к бельгийцам никакого отношения. И к тому, старому Владикавказу тоже. Мы тщательно изучали архив, и ни на одном из генпланов парка 1871 года и 1911 года их нет. Ни на одной старой фотографии их тоже нет. Мы так и не смогли найти ни одного документа о существовании и расположении "бельгийских" кортов.

Реконструкция парка во Владикавказе: шахматная зона
Евгений Иванов
Шахматный павильон

Что касается шахматистов, то тогда эти столы появились вынужденно. В начале 90-х годов парковый шахматный павильон уже пришел в аварийное состояние, но вместо того, чтобы его реконструировать и обеспечить достойными условиями, мэрия поставила им стол и лавки на асфальтовом поле. Как нам кажется, это унизительно. Асфальт мы заменили зеленью и площадками для бадминтона (они не требуют ограждений), подготовили проект реконструкции Шахматного павильона. И настаиваем на том, чтобы вернуть его именно в этом качестве: со столами для шахмат и настольных игр, а не в качестве объекта для сдачи в аренду под "кафе с шахматными столиками", – это самообман.

Реконструкция парка во Владикавказе: шахматная зона
Архитектурное бюро "Стиль"
Проект шахматной зоны

– В этом году в парке снесен ресторан Нар (Иртекс) – чем это обосновано и что там планируется по вашему проекту?

– Участок между двумя парковыми прудами, на который выводит горожан "Горбатый" мостик, — один из ключевых в парке. Вместе с тем, именно он на протяжении многих лет страдал от грубого вмешательства в парковую среду. После сноса изящной деревянной эстрады с полукруглыми галереями, в 30-х годах появилась деревянная постройка, — грубоватая, но хотя бы напоминавшая облик прежней эстрады.

  • Реконструкции парка во Владикавказе: пруды
    Реконструкции парка во Владикавказе: пруды
    Архивное фото
  • Реконструкции парка во Владикавказе: пруды
    Реконструкции парка во Владикавказе: пруды
    Архивное фото
  • Реконструкции парка во Владикавказе: пруды
    Реконструкции парка во Владикавказе: пруды
    Архитектурное бюро "Стиль"
  • Реконструкции парка во Владикавказе: пруды
    Реконструкции парка во Владикавказе: пруды
    Архитектурное бюро "Стиль"
  • Реконструкции парка во Владикавказе: пруды
    Реконструкции парка во Владикавказе: пруды
    Архитектурное бюро "Стиль"
  • Реконструкции парка во Владикавказе: пруды
    Реконструкции парка во Владикавказе: пруды
    Архитектурное бюро "Стиль"
1 / 6
Архивное фото
Реконструкции парка во Владикавказе: пруды

В 70-х годах вульгарной и грубой ошибкой стало строительство ресторана "Нар", вырезавший своим огромным (для парка) объемом и хозяйственной площадкой, часть парка из жизни горожан. Как следствие, участок между Наром и улицей Горького оброс металлическими аттракционами, ларьками, туалетом. А дальше все это выросло еще и в целый парк аттракционов. То есть, одна ошибка повлекла за собой целую волну следующих. И в 1986 году это стало ясно всем: республиканский Союз Архитекторов объявил конкурс на его реконструкцию. Было представлено четыре проекта, ни один из которых не был принят во внимание властями. Вместо этого надстроили еще один этаж, фасады заменили на кирпичные – и получился выставочный комплекс "Иртекс", оголенный каркас которого стоял на территории до недавних времен.

Очень важно снова не повторять прошлых ошибок. Необходимо вернуть это место в парк, создать здесь легкое прозрачное парковое пространство, предназначенное для досуга различных групп горожан. Мы заложили в проект реконструкции легкую ротонду из клееной древесины с качающимися скамейками в зеленом пятне деревьев (дуб, платаны, гинкго билоба) с ландшафтной композицией и водоемом в середине.

Реконструкции парка во Владикавказе: ротонда
Архитектурное бюро "Стиль"
Реконструкции парка во Владикавказе: ротонда

Сама форма и материал ротонды — это память о первой деревянной эстраде, галереях и поколении горожан, которые все это создали, вода — символ продолжения жизни. Нельзя размещать здесь объекты торговли и общественного питания (они в избытке представлены в шаговой доступности на улице Горького). Предыдущее руководство республики это понимало и поддерживало, надеемся на понимание и сотрудничество с новыми руководителями.

Реконструкции парка во Владикавказе: ротонда
Архитектурное бюро "Стиль"
Реконструкции парка во Владикавказе: ротонда

– Из парка удалось убрать пластиковые торговые точки и ларьки, но недавно, с открытием лодочной станции, был вновь поставлен ларек. Кто контролирует подобные вещи, и почему эти решения принимаются вразрез с проектом реконструкции парка? Также в парке поставили странные китчевые объекты – чайник с чашками. Люди считают, что и это часть вашего проекта. Кто их поставил и как этим людям объяснить, что это нарушает атмосферу обновленного парка?

– В процессе работы над реконструкцией парка при содействии главы нам удалось убрать множество ларьков с улицы Горького, и это определенно пошло парку на пользу. Но перед одним из них, пристроенным к насосной станции на входе в парк с Горького, почему-то оказались бессильны.  
Сейчас парк относится к ведомству Отдела культуры АМС, и на все эти ларьки, домики Деда Мороза на газонах посреди площади с фонтаном, дворцы для лебедей и удивительные чайники, способны повлиять только они, чего бы нам очень хотелось. Мы уверены, что решения по благоустройству и озеленению, размещению малых архитектурных форм, администрация парка обязана согласовывать со специалистами, и последнее слово должно оставаться за главным архитектором города.

Центральный парк культуры и отдыха имени Коста Хетагурова
© Sputnik / Евгений Иванов
Центральный парк культуры и отдыха имени Коста Хетагурова

Кроме того, нам кажется, что перевести территорию парка на хозрасчет - было ошибкой. Чтобы выполнять свои обязанности по озеленению, поддержанию чистоты и здорового состояния парка, обязательства перед сотрудниками парка, оплаты работы квалифицированных дендрологов, – администрация парка вынуждена ставить коммерческие киоски, ларьки и так далее. Решением этой проблемы стал бы перевод парка из хозрасчета на бюджетное финансирование.

– Многие жалуются, что в парке вырублены деревья. С чем связано это решение и планируется ли дальнейшее озеленение?

– Не согласимся с этим. Во-первых, в реконструкции на нижней террасе не было срублено ни единого дерева. Это была принципиальная позиция: мы выходили на участок работы с чертежами, но корректировали их на месте с учетом абсолютно каждого дерева. Изогнутое дерево у парапета было срублено без нашего участия, напротив, мы убеждали администрацию, что его следует оставить. Строители и подрядчики не имели к этому отношения.

Центральный парк культуры и отдыха имени Коста Хетагурова
© Sputnik / Евгений Иванов
Центральный парк культуры и отдыха имени Коста Хетагурова

Во-вторых, мы убрали ряд засохших кленов-паразитов, которые не позволяли расти рядом с собой другим растениям, и вросли в ограждение эстрады. Кроме того, проредили полумертвые искривленные туи, которые не получали солнечного света из-за плотности посадки. Акация и береза у прудов упали после штормового ветра и ливней.

Центральный парк культуры и отдыха имени Коста Хетагурова
© Sputnik / Евгений Иванов
Центральный парк культуры и отдыха имени Коста Хетагурова

Другое дело, что с профессиональными дендрологами - Цаллаговым и Шамхаловой - мы разработали дендроплан с точным планом посадки и подробными паспортами всех деревьев, кустов, цветов. К сожалению, из-за отсутствия финансирования, пока план не выполнен, и это привело к самодеятельности. Например, вокруг фонтана перед Шахматным павильоном в нарушение проекта посажены деревья, которые все равно придется пересаживать. Но есть и позитивные моменты. Подрядчик высадил тридцать деревьев красного дуба. Это здоровые красивые деревья, саженцы которых уже достигали трех метров.

– Я слышала, что у вас есть идея объявить всеобщий сбор на покупку деревьев и что те, кто откликнутся, смогут сами посадить купленное дерево в парке. У этой идеи есть четкий план? В каких местах и какие именно деревья нужно посадить?

– Скорее, это жест отчаяния. Последние десять лет финансирования на озеленение не было, за исключением редких точечных посадок. Как мы уже сказали, у нас есть план посадки с точными привязками по расположению деревьев, их паспорта с сортами, габаритами, цветом. Но нет плана и понимания, как это правильно организовать. Центральный парк города – это не лесополоса, придется закупать и везти саженцы нужных пород и размеров, зачастую из других городов. Поэтому мы будем рады помощи, как от любых заинтересованных в преображении парка и города горожан, так и от администрации.

Реконструкция парка во Владикавказе: ограждение
Архитектурное бюро "Стиль"
Реконструкция парка во Владикавказе: ограждение

– Журналисты писали о том, что ограждения возле прудов в аварийном состоянии (да и все жители города это наблюдают). В вашем проекте предусмотрена реконструкция ограждений у прудов, но на реализацию необходимо финансирование. Нужно ли на ваш взгляд что-то предпринимать прямо сейчас, пока не случилось беды? (журналисты предлагают мэрии не ждать денег, а как-то пока прикрыть эти сломанные ограждения).

– Как показывает практика, такие экстренные временные решения остаются на года. Это похоже на ставшую популярной практику заделывать дыры в городской среде с помощью граффити: дешевые, поверхностные, вульгарные решения, которые затем и так остаются заплаткой в ткани города. Сюда же отнесем упомянутые уже чайники, и сам нынешний металлический забор вокруг прудов. На все это ведь тоже были выделены и потрачены деньги? Результат не то что нулевой, — отрицательный!

Реконструкция парка во Владикавказе: ограждение
Архитектурное бюро "Стиль"
Реконструкция парка во Владикавказе: ограждение

А есть другой путь. Можно привезти сейчас взрослые кусты спиреи высотой от шестидесяти до восьмидесяти сантиметров с защищенной корневой системой, которая позволяет посадить их в любое время года. И, таким образом, точечно укрепить конкретные проблемные места, о которых говорят журналисты. Это не дороже, чем временные металлические ограждения, но гораздо эффективней и безопасней, не говоря уже о красоте: корневая система укрепит и защитит берег от смывания и разрушения, а кусты не позволят упасть горожанам в пруд.

– Какие идеи по парку уже реализованы и что еще предстоит сделать?

– За исключением хозяйственного двора, примыкающего к улице Горького, и моста по Горького, на всей нижней террасе Центрального парка воссоздано главное — каркас парка. Это открывает возможности для необходимого дальнейшего развития: устройства ливневой канализации, чистки и ограждения прудов, реконструкции малых архитектурных форм, функциональное насыщение, озеленение и ландшафтные объекты. Правда, для того, чтобы все это было воплощено, следует принять мужественное решение, и наконец профинансировать проектные работы архитекторов.

526
Руслан Макиев

"Снимал божественно круто". В Осетии вспоминают кинооператора Руслана Макиева

53
(обновлено 17:24 16.09.2021)
В Северной Осетии скоропостижно ушел из жизни кинооператор Руслан Макиев. Коллеги и друзья рассказали Sputnik о его творческом и жизненном пути

Руслан Макиев в качестве оператора-постановщика снял ряд короткометражных художественных фильмов: "Фотография до и после", "Внук Героя", "Выжить нельзя погибнуть". Также принимал участие в создании таких документальных фильмов, как "Аланы: дорога на Запад", "Осетия православная", "В поисках асутов" и "Северные аланы".

Последней работой мастера стал полнометражный художественный фильм "Простачок" режиссера Эльбруса Беслекоева, съемки которого завершились в августе текущего года во Владикавказе.

О жизненном и творческом пути Руслана Макиева корреспонденту Sputnik Анне Кабисовой рассказали его коллеги и друзья, ответив на ряд вопросов:

Илья Братчик, музыкант, звукорежиссер, постановщик кино

– Расскажите, каким был Руслан Макиев как человек и как профессионал?

– У Руслана был очень пытливый ум. Если он брался за что-то новое в профессии или творчестве, то максимально исследовал тему до самых мелочей. Разбирал по крупицам каждую задачу и проблему. Он очень любил все новое и бросался в это с головой. Отдавая себя "до донышка", без остатка. При всем его опыте и знаниях, Руслан – был очень комфортный в работе человек с потрясающим чувством юмора, способный найти на съемочной площадке общий язык как с новичком, так и с матерым мастодонтом.

– Как проходили съемки "Простачка" – какие эпизоды были сложнее всего именно с операторской точки зрения?

– Съемки кино – это всегда стресс, всегда нехватка дополнительных ресурсов и людей, сложные, неприспособленные для кино, локации. Кино – это всегда компромисс и всегда выход из положения. Руслан умел в сложной ситуации брать на себя ответственность и принимать решения. Когда никто не знал, как поступить и как снять предложенную сцену, у него всегда находилась пара вариантов. Не раз было, что только за счет его харизмы, характера и целеустремленности, многие "мертвые" сцены обретали свою долгую киножизнь. Руслан не боялся ошибаться, тем самым приобретая новый опыт, и двигая вперед всех, кто рядом.

Илья Братчик
Из личного архива Ирины Талхановой
Илья Братчик (справа)

– Вы можете сформулировать визуальный стиль оператора Руслана Макиева – возможно, что он придерживался единого языка, или каждый раз с новым фильмом выбирал характерный содержанию картины стиль съемки?

– Руслан был многозадачен. Будь то "экшн", или мелодрама, он всегда отталкивался от задач, которые ставит режиссер. Готовился к съемке, учувствовал в подготовке локации, раскадровке, при необходимости уже на площадке заменял собой любой недостающий ресурс, будь то звукорежиссер, или постановщик трюков. Такую возможность ему давал огромный опыт в кино и в жизни.

– Насколько Руслан был независим от воли режиссера в плане принятия решения по съемке, или же все придумывалось в тандеме с ним?

– В кино все окончательные решения на площадке принимает режиссер. Его воля – закон. Безусловно, все творческие единицы во время съемок, так или иначе, участвуют в процессе создания сцены. Если режиссеру это необходимо, то он может прислушаться. К Руслану, к его очень корректно высказанному мнению или предложению, режиссеры прислушивались. В то же время, если он видел от кого-то более разумное решение по съемке, то всегда принимал его, поскольку для него очень важен был конечный результат, качество фильма, а не собственные амбиции и самоутверждение.

Съемки фильма Простачок
Из личного архива Ирины Талхановой
Съемки фильма "Простачок"

– Расскажите о каких-нибудь интересных моментах из съемок "Простачка".

Очень интересно было наблюдать, как Руслан, наряду с постановщиками сценической драки или эпизодов с холодным оружием, живо и со знанием дела подсказывал артистам их действия, движения, сценические решения. И не только словами, но и собственным примером.

Ангелина Цаликова-Битарова, сценарист, режиссер

– Каким был Руслан Макиев как человек и как профессионал?

– Мне очень больно писать о Руслане в прошедшем времени. Невыносимо. Руслан был ЧЕЛОВЕК, его не интересовал вопрос денег, его не интересовал вопрос времени, он всегда был рядом и во всем поддерживал. Я до сих пор не осознаю, что происходит. Я не понимаю, что больше никогда не услышу родных слов: "Ангелиныч, че делаем...", мне больно, потому что за последние пару лет мы сделали с Русланом много совместных проектов и виделись почти каждый день, а иногда и сутками находились рядом.

Пусть никто не обижается, но как профессионал, как оператор, как монтажер, он для меня лучший. Он четко знал как снимать, как это ляжет в монтаж, под какую музыку мы это сделаем и в каком стиле. Мы часто спорили на площадке, этому способствовала физическая и моральная усталость, но как мы понимали друг друга в решении того, каким будет композиция кадра, так меня еще никто не понимал.

Иногда он начинал фразу, я ее заканчивала, или наоборот. Мы часто смеялись над этим. "Опять эта коза мои мысли прочитала..." говорил в шутку Русик... Больно... Мне очень жаль, что все так получается. Я не осознаю. Русик был человеком добрым, профессиональным, он был другом, с ним всегда было о чем поговорить. Нам всегда мешала работа. Ее было очень много.

Ангелина Цаликова
Из личного архива Ирины Талхановой
Ангелина Цаликова

– Как проходили съемки "Простачка" – какие эпизоды были сложнее всего именно с операторской точки зрения?

– "Простачок" оказался во много раз сложнее, чем "Выжить нельзя погибнуть" (художественный фильм о пятидневной войне в Южной Осетии, срежисированный Ангелиной – ред.) для меня лично. Это было огромное количество эпизодов, тридцать восемь съемочных дней, некоторые из которых перетекали в съемочные сутки. Сложно было операторам, потому что было много мелочей и разных эпизодов, которые нужно было снимать.

– Вы можете сформулировать визуальный стиль оператора Руслана Макиева – возможно, что он придерживался единого языка, или каждый раз с новым фильмом выбирал характерный содержанию картины стиль съемки?

– Точно не могу сказать по стилю, но он очень любил красивые панорамы. Если мы находили для эпизода крутой панорамный ход, я всегда радовалась, так как это всегда выглядело эффектно. Прежде чем приступить к съемкам, мы всегда отсматривали референсы, чтобы выбрать визуальный стиль. И конечно же бывало так, что Руслан находил какой-то яркий ракурс.

Он всегда с азартом подходил к работе, и если ему было интересно, то он снимал божественно круто. Руслан был максимально киношным оператором. Это был САМОРОДОК для нашей республики. У нас осталось несколько недоработанных проектов и много планов на будущее. Кино я видела только с ним и никак иначе. Мы были командой, я только начала понимать, что возможно теперь мы начнем делать кино нового уровня... С моей уже проверенной командой...

  • Съемки фильма Простачок
    Съемки фильма "Простачок"
    Из личного архива Ирины Талхановой
  • Съемки фильма Простачок
    Съемки фильма "Простачок"
    Из личного архива Ирины Талхановой
  • Съемки фильма Простачок
    Съемки фильма "Простачок"
    Из личного архива Ирины Талхановой
  • Съемки фильма Простачок
    Съемки фильма "Простачок"
    Из личного архива Ирины Талхановой
  • Съемки фильма Простачок
    Съемки фильма "Простачок"
    Из личного архива Ирины Талхановой
  • Съемки фильма Простачок
    Съемки фильма "Простачок"
    Из личного архива Ирины Талхановой
  • Съемки фильма Простачок
    Съемки фильма "Простачок"
    Из личного архива Ирины Талхановой
  • Съемки фильма Простачок
    Съемки фильма "Простачок"
    Из личного архива Ирины Талхановой
  • Съемки фильма Простачок
    Съемки фильма "Простачок"
    Из личного архива Ирины Талхановой
  • Съемки фильма Простачок
    Съемки фильма "Простачок"
    Из личного архива Ирины Талхановой
1 / 10
Из личного архива Ирины Талхановой
Съемки фильма "Простачок"

– Насколько Руслан был независим от воли режиссера в плане принятия решения по съемке, или же все придумывалось в тандеме с ним?

– Когда мы работали вместе, то всегда только в тандеме. То есть, мы советовались, искали какие-то решения и вместе снимали дальше. Всегда только вместе. Кино – это организм, состоящий из людей мыслящих. Мы всегда были соавторами.

– Расскажите о каких-нибудь интересных моментах из съемок "Простачка".

– Мне сейчас очень сложно. Я только вернулась с "Тавриды". Эти события меня сильно выбили из реальности, я человек очень эмоциональный, мне дороги мои близкие люди. Русик был для меня близким. Со вчерашнего дня отбираю видео-бэкстейдж для "Иристон ТВ", отсматриваю это все. И не верю, что этого человека больше нет...

Единственно, наверно, что могу сказать, "Простачок" – это современная история, и у нас была возможность снять ее по-современному. Это было интересно. Много чего можно было еще сказать, но мне сейчас тяжело. Я не могу не драматизировать, когда уходят такие люди. Это и личное, и профессиональное. Я буду хранить теплые, хорошие моменты в сердце...

Я думала еще все впереди, он сказал, надо приберечь силы для моего авторского кино. Обсуждали будущее... Но у жизни свои планы на нас. Никогда не забуду тебя, друг и коллега, Руслан Макиев.

Съемки фильма Простачок
Из личного архива Ирины Талхановой
Съемки фильма "Простачок"

Карина Бацоева, художник

– Очень трудно писать, что "он был", хочется написать: "Руха классный". Пытаюсь уложить в голове эту новость и никак не могу, вспоминаю о нем и начинаю улыбаться. Вот такой он, хоть и мог поворчать (улыбается). Но он такой теплой души человек.

И без лишних слов ясно, каким он был как профессионал. Руслан жил своей профессией.

Расскажу об одном эпизоде, который мне запомнился. Мы снимали проезды и надо было снаружи прикрепить себя к машине, которая стояла на эвакуаторе, и таким образом снимать диалоги. Руха, как герой блокбастера, прикрепил себя ремнем, который был сделан тут же, на месте, из того, что было, и поехал по трассе, снимая диалог.

Сложных сцен было много, иногда менялось что-то на месте, без предварительной подготовки, но ни одно окончательное решение по съемке режиссер не принимал, не согласовав предварительно с Рухой.

Карина Бацоева
Из личного архива Ирины Талхановой
Карина Бацоева

Марат Мамиев, кинооператор

– На нашей съемочной площадке Руслан был самым требовательным как к себе, так и к остальным. Я часто от него слышал, что каждый должен заниматься своим делом и тогда у нас все будет отлично.

На съемках картины "Простачок" Руслан Макиев был автором визуального стиля, того, как история будет рассказываться в кадрах, и режиссер с художником по большей части соглашались с ним. Конечно, все, начиная от ассистентов и заканчивая режиссером, предлагали свои решения того, как может быть снята та, или иная сцена, но решение того, как в итоге будет снято, всегда оставалось за Русланом. И он всегда брал на себя ответственность за свою работу и часто требовал этого от всех остальных на съемочной площадке.

Иногда он называл себя технарем и, я думаю, это хорошо описывает его профессиональный подход к работе: он вникал в любые технические детали съемки и разбирался в каждом нюансе съемочного процесса, всегда был максимально включен в творческий процесс.

Марат Мамиев
Из личного архива Ирины Талхановой
Марат Мамиев

Тамерлан Гуцаев, актер, главный герой фильма "Простачок"

– Очень сложно и трудно воспринимать то, что произошло. Я могу сказать, что Руслан был замечательным человеком, добрым и отзывчивым к проблемам других людей. Он никогда не оставался в стороне.

Руслан был профессионалом своего дела, знал, как подходить к съемке той или иной сцены. Он был максимально трудолюбивым человеком, полностью преданным своей профессии. На площадке его все уважали, видно было, что это человек - лидер, чье мнение важно и к кому всегда прислушивались.

Тамерлан Гуцаев
Из личного архива Ирины Талхановой
Тамерлан Гуцаев (слева)
53
Республиканская клиническая больница скорой медицинской помощи (РКБСМП) во Владикавказе

На реконструкцию кислородной системы в больнице Владикавказа выделили свыше 113 млн руб

28
(обновлено 13:35 16.09.2021)
9 августа в больнице скорой помощи во Владикавказе произошла поломка на кислородной станции. В результате погибли девять человек.

ЦХИНВАЛ, 16 сен - Sputnik. На реконструкцию кислородной системы Республиканской клинической больницы (РКБ) в Северной Осетии выделили 113,2 миллиона рублей. Такое поручение дал врио главы Северной Осетии Сергей Меняйло, сообщает пресс-служба главы и правительства республики.

Полная реконструкция кислородной системы будет проведена в строгом соответствии установленным требованиям. Завершить ее планируется до конца октября 2021 года. Для работы привлечены эксперты Ростехнадзора и Росздравнадзора.

9 августа в больнице скорой помощи Владикавказа произошел прорыв трубы под землей, по которой поставлялся кислород для больных. В результате скончались девять человек. На следующий день в больнице умерли еще двое, но смерть одного из них медики не связывают с аварией, по второй - идет экспертиза. СК завел уголовное дело о выполнении работ или оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть двух или более лиц. 

28

Девушка заговорила с кошкой на ее языке, та неожиданно ответила - видео

0
(обновлено 16:55 16.09.2021)
Один из пользователей предположил, что девушка на кошачьем послала пушистую Лили, и за это она ей втащит

Ролик, на котором "разговаривают" девушка и пушистая по кличке Лили, развеселил пользователей Сети. Хозяйка освоила кошачий язык, но Лили это не очень понравилось. Она выглядела одновременно ошеломленной и возмущенной из-за того, что двуногая внезапно начала мяукать.

Пользователи пытались предположить, о чем говорили кошка и ее хозяйка.

"Кажется, девушка послала кошку, и она собирается втащить ей за это", - написал один из пользователей Сети.

"Ну вот! Теперь эту кожаную даже не пообсуждаешь за ее спиной. Придется всегда говорить про нее только хорошее", - прокомментировал ролик еще один пользователей.

0