Георгий Гобаев

Что читают в Северной Осетии: как шеститомник Стейнбека перевернул жизнь Георгия Гобаева

305
(обновлено 14:50 25.06.2021)
Sputnik продолжает цикл материалов о литературных предпочтениях представителей культурного сообщества Северной Осетии. Герой второго выпуска - молодой североосетинский писатель Георгий Гобаев.

Корреспондент Sputnik Анна Кабисова в своей серии материалов спрашивает у представителей североосетинского культурного сообщества об их любимых книгах и просит рассказать, чем им дороги упомянутые авторы и как они повлияли на их мировоззрение.

Во втором выпуске (первый читайте здесь) молодой писатель Георгий Гобаев, публиковавшийся в сборнике "Настоящее время" Союза писателей Москвы и в литературно-художественных журналах "Знамя" и "Дарьял", со свойственным ему юмором, рассказывает о том, как шесть томов Стейнбека перевернули его жизнь.

"Не зря их мама на горбу из Одессы тащила"

– Было время, когда книга могла привлечь меня яркой обложкой, на которой голая женщина с пистолетом целится в инопланетянина, или названием, в котором обязательно должны были фигурировать слова "слепой", "бешеный", "конан", а лучше все вместе: "слепой и бешеный против Конана" - классика остросюжетной литературы.

Поэтому незаметная скромная серая обложка шеститомника, о котором пойдет речь ниже, не возбуждала мой интерес. Тупой я был, чего уж там. Шло время, Конан отправился на серые равнины, бешеный успокоился, слепой прозрел, и даже я поумнел. И однажды достал наугад третий том из тех сереньких, неизвестных мне книг. Оказалось, что это книга Джона Стейнбека "Гроздья гнева", - дуракам везет.

Прочитав первый том, я не просто закрыл книгу и пошел по своим делам, а еще минут сорок сидел будто оглушенный. Никаких спецагентов, варваров, инопланетян, а простые, живые люди, американцы - будто мои соседи. Все шесть томов я прочел за две недели. Мама радовалась и говорила, что не зря их на горбу из Одессы тащила. Не зря.

Как наркоман или сектант, я насовывал Стейнбека своим друзьям и знакомым со словами: "вы должны это прочитать!". Потом очнулся, - из шести томов осталось только два, и концы в воду, след простыл. Я никого не виню, я сам бы не вернул, и совесть бы меня не мучила. Книги пропали, а Стейнбек остался.

Потом уже я узнал, что он Нобелевский лауреат, и гордился им, будто это мой родной дядька отличился. Потом выходила куча других изданий и обложек, но этот серый шеститомник был особенным.

Георгий Гобаев
Из личного архива Георгия Гобаева
Георгий Гобаев

Круг замкнулся

– А как-то на днях я ехал домой, читал Буковски - старый пьяница владеет словом, я ухмылялся, а иногда в голос смеялся, но в одном из рассказов он критично отозвался о Стейнбеке. "Вот тут, ты Хэнк, не прав", подумал я, закрыл книгу, достал телефон, зашел на "Авито", набрал в поиске "Стейнбек". Дуракам везет - буквально через две станции, как раз по пути, нашелся букинистический магазин, а в нем дожидается меня, именно меня, тот самый шеститомник за шестьсот рублей.

Шесть на шесть - тридцать шесть, я пересчитал деньги, даже на стольник больше - оставлю его продавщице на чай. В магазине мне равнодушно выкладывали серые тома на прилавок, я нюхал каждый, они пахли тем самым Стейнбеком.

Все расчеты вылетели из головы. "Сколько с меня?" "Шестьсот рублей". "За все?" "За все" - ответили мне.

"Женщина, ты не ведаешь, что творишь!" - прокричал внутренний голос с интонациями царя Леонида. Внешний голос с интонациями кота Леопольда спросил: "А пакетика не найдется?"

Я тащил своего Стейнбека на своем горбу, круг замкнулся, только теперь я его никому не отдам. Говорю же - поумнел.

Шеститомник Джона Стейнбека
Из личного архива Георгия Гобаева
Шеститомник Джона Стейнбека
305
Граффити с Кирой Найтли в Кахтисаре

"Защищайте свои горы!": художники Северной Осетии выступили против фестиваля граффити

292
(обновлено 18:09 23.07.2021)
Корреспондент Sputnik Анна Кабисова собрала мнение представителей культурного сообщества, высказавшихся в соцсетях о фестивале граффити. Уличные художники в течение шести дней будут создавать граффити на отвесных скалах перевала Кахтисар

24 июля в горах Северной Осетии открывается интернациональный стрит-арт перформанс "Back to the Roots". По задумке организаторов, десять уличных художников из разных городов за шесть дней создадут десять арт-работ на отвесных скалах перевала Кахтисар, которые "будут отображать духовную связь между человеком и природой через культурно-национальный код".

Новость о фестивале граффити вызвала общественный резонанс в республике и за ее пределами, многие представители культурного сообщества выступают против того, чтобы горы стали площадкой для самовыражения художников.

Директор Северо-Кавказского филиала ГМИ им. Пушкина Галина Тебиева в открытом обращении на имя врио главы РСО-Алания С.И. Меняйло сформулировала свои претензии к организаторам фестиваля, рассказав:

- Мы десять лет возим в Кахтисар художников с "первыми именами" из разных стран, предлагая подумать, какой художественный проект можно там сделать. Самое большее, что мы себе позволили - видеопроекцию на эти прекрасные "экраны", ставшие естественной частью ландшафта. Все сходятся в одном - вмешательство должно быть очень деликатным. То, что собираются сделать - это дать возможность порезвиться авторам в уникальном месте, которое они, не спорю, кто-то сделает хорошую работу, в целом превратят в образец безвкусицы и китча, убив прекрасный ландшафт.

Галина Тебиева
Галины Тебиевой
Галина Тебиева

Также Галина Тебиева подчеркнула, что:

- Мы не против культурных акций на территории Осетии, но сейчас, когда машина уже запущена, выход видится следующий - прежде всего, согласовать срок пребывания росписей на скалах, обязать устроителей за свой счет по окончании срока вернуть все в первозданное состояние, согласовать эскизы с экспертным сообществом, в которое могут войти и наши художники монументалисты - Аслан Хетагуров, Захар Валиев и живущие за пределами республики специалисты (современные средства коммуникации позволяют это легко сделать). Уверены, что вы не оставите этот вопрос без внимания – резюмировала она.

Художник, директор Художественного училища имени Азанбека Джанаева Аслан Хетагуров считает, что идея возможно и неплохая, но предлагает создавать профессиональный совет, прежде чем проводить подобные фестивали в горах:

- Идея может быть и неплохая. Сама идея росписей на скалах. Но, вопрос в том, что там планируется изобразить, сама тематика росписей, стиль и компоновка. Вопросы вызывает смысловая и идейная составляющая этих панно. Очередные увеличенные копии "Киры Найтли"? Горы это не город. Бэнкси хорош для стен полисов, его искусство там и зародилось. Граффити в городе органично вписываются (если их делает мастер, конечно).

Аслан Хетагуров
Аслана Хетагурова
Аслан Хетагуров

В "наскальную живопись" лучше вообще не лезть с непонятными сюжетами и без четких идей. Нужно созвать профессиональный худсовет уже на этапе эскизов, с детальным обсуждением сюжетов и компоновкой формата под конкретные форматы камней. И только прошедшие обсуждения варианты росписей, допускать к реализации на скалах.

Роспись - это не холст и не световой объект, сделал - и не уберешь. Поэтому китч и уличная эстетика тут никак не уместны! Росписи создаются на годы! И делать их надо профессионально.

Независимый куратор в области современного искусства Антон Вальковский считает, что когда речь идет об объектах в городской среде, то "мы не просто должны, а обязаны вовлекать общественность в обсуждение":

- Организатор мероприятия Руслан Гацалов довольно конкретно формулирует в инстаграме свою культуртрегерскую миссию: "Я решил максимально задействовать свои ресурсы для просветительской работы в моей родной Осетии". Далее он раскрывает этот тезис на конкретных примерах: граффити с Кирой Найтли и граффити с Валерием Гергиевым. Подобная колониальная позиция вдвойне восхитительна тем фактом, что Руслан хоть долгое время и не живущий в Осетии, но все же осетин. Руслан, как ему представляется, приезжает на Родину из европейских культурных столиц, чтобы просвещать собственных соотечественников. Очень благородно, но на дворе далеко не 19-й век. Давайте посмотрим на две основные ошибки Руслана, которые можно было предотвратить, если бы он прибег к помощи специалистов.

Антон Вальковский
Антона Вальковского
Антон Вальковский

Первое: отсутствие вовлечения. В Нью-Йорке действует программа Perсent for Art (Процент на искусство), предполагающая, что один процент средств, потраченных на любой девелоперский проект, должен пойти на создание объектов паблик-арта. Сара Раймсон, заведующая этой программой, когда ее спрашивают, где можно посмотреть на созданные в рамках программы произведения, указывает, например, на конкретную школу. Она прекрасно понимает, что граффити или скульптура в городской среде не может угодить всем горожанам, поэтому ее публика — это общины, сообщества, закрытые группы, способные сформулировать свои общие интересы. Работа происходит не только с местной общиной, но и с другими интерессантами: от муниципалитета до представителей локального бизнеса.

Когда мы говорим об объектах в городской среде, мы не просто должны, а обязаны вовлекать общественность в обсуждение. Практики партиципации (то есть общественного соучастия) уже давно стали международным стандартом. Да и в России есть множество переведенной литературы и удачного опыта вовлечения. Это требование должно стать обязательным не только для Руслана, а для "Mah Kond", устанавливающего скульптуры в природной среде, и особенно — для тех "реставраторов", которые перекрашивают Литературный музей и Русский театр в кислотный оранжевый, вводя общественность в заблуждение, что так оно и было изначально. Дело совершенно не в том, как было изначально, а в том, что по сути создается новый объект городской среды, вступающий в жуткий диссонанс с колористическим решением остальной застройки. И с этим новым объектом/росписями жить нам, а не реставраторам или Руслану, который снова уедет в свои "культурные столицы". 

Второе: неэкологичность. К рукотворным объектам в природной среде есть определенные требования: они должны если не быть максимально интегрированы в ландшафт, то хотя бы не сильно из него выделяться. Лучшие практики лэнд-арта дают нам рецепт успеха: природные цвета, экологичные материалы. На этом фоне работы "Mah Kond" вполне успешно маркируют культурное наследие в природной среде, или становятся уместными образцами малых архитектурных форм. Предложение Галины Тебиевой, высказанное много лет назад, о видеопроекциях на доломитовые срезы, также кажется гораздо более удачным, чем росписи. 

Яркие граффити, созданные в рамках фестиваля (а они очевидно будут предельно яркими, судя по портфолио участников), не будут создавать нужного эстетического эффекта, а будут только загрязнять визуальную среду Кахтисара. Если вы встанете на возвышении, слева, на месте белоснежных доломитовых срезов, будет зиять кусок разноцветной грязи. Всего этого вполне можно было бы избежать, отсняв локацию с разных точек и сделав предварительные мокапы с "примеркой" эскизов.

Если Руслан не хочет вызвать повторную волну праведного гнева общественности, то я бы лично предложил ему проектировать эскизы, исходя из природной цветовой гаммы окружающего ландшафта. Да и об уважении к "туземцам", которых он приехал просвещать, тоже было бы неплохо подумать.

Художница Алена Шаповалова в целом поддерживает идею фестиваля граффити в горах, акцентируя внимание на том, что скалы, на которых планируется наносить изображение, не естественного происхождения, а спилы породы, оставшиеся при строительстве дороги:

- Эти каменные плиты, если не ошибаюсь не естественного происхождения, а спилы породы, оставшиеся при строительстве дороги, то есть, они уже рукотворны. Было бы интересно увидеть эскизы, и кто, какой "экспертный совет" эти эскизы утвердил. Если эскизы достойные, то почему бы и нет, пусть делают. Качественные граффити - это круто. Среди участников фестиваля, кстати, товарищи, которые уже нарисовали портрет Гергиева на историческом, на минуточку, здании (и как им это позволили, у здания же статус памятника культуры?), но это вопросы к организаторам, а не к художникам, конечно.

Алена Шаповалова
Алены Шаповаловой
Алена Шаповалова

Журналист Мадина Сагеева поддерживает идею фестиваля и считает, что в таких историях решает только большинство:

- А мне нравятся эти граффити в горах в общем, и Кира Найтли в частности. Кстати, "белые скалы Кахтисара", когда там дорогу в скалах прорубали, специально срезали так, чтобы получились вот такие ровные поверхности. Специально под будущие арт-объекты. Их там несколько таких поверхностей. И большие камни оставляли под будущие скульптуры, которые прямо из гор как бы появляются. Дорогу планировали таким образом сделать отдельной достопримечательностью. Прекрасная идея, мне кажется. К сожалению, эту идею до реализации не выносили на суд общественности, так же, как и работы в парке и на набережной. В таких историях про вкусовщину решает только большинство. Раз уж у нас нет компетентного органа с кредитом доверия от жителей.

Мадина Сагеева
Мадины Сагеевой
Мадина Сагеева

К обсуждению фестиваля граффити в горах подключились также известные художники с мировым именем, которые в разное время принимали участие в международном симпозиуме "Аланика", либо приезжали с персональными выставками во Владикавказ.

Художник Леонид Тишков считает, что участники арт-перформанса в горах "удивительно нечуткие":

- Как не понимают удивительно нечуткие художники, что природная красота сильнее их потуг, но она беззащитна против них. Остановить граффитчиков пока не поздно, они вам такой пошлости намалюют на древних скалах. Эта баба с луком - верх безвкусицы. Думаю, и все остальное будет таким же. Есть заброшенные фабрики, заводы, заборы бетонные, пусть там выплескивают свою "энергию", а камни - они живые, их красота самодостаточна! Как прекрасна природа в своей тишине, природном покое - свет, сосны, трава. Как вы, художники, не понимаете эти простые вещи? Пусть аксакалы скажут свое слово, для которых ущелья - живые и священные!

Леонид Тишков
Леонида Тишкова
Леонид Тишков

Единственно, что надо сделать - это счистить и ту картинку с камня (граффити с Кирой Найтли – ред.). Вернуть камням их камень, их лицо. Пусть их изранили, распилили, но они стоят на земле, и они грандиозны в своем мужестве, молчаливом существовании. Пройдет время - камень станет опять таким, каким он был, помогите им оставаться скалами, а не планшетами для граффитчиков. Выходите на пикет, или еще как-то защищайте свои горы! Это самое драгоценное, что у вас есть!

Варварством фестиваль граффити в горах считает композитор, перформансист Наталья Пшеничникова

- Это чудовищное варварство! Никакие граффити на горах в природных зонах невозможны! Граффити - это городская среда, стены домов и заборов! Пусть отдают районы новостроек, а природу оставят в покое!

Наталья Пшеничникова
Натальи Пшеничниковой
Наталья Пшеничникова

Художник, арт-критик и куратор Дмитрий Пиликин считает, что граффити в горах – это "чужеродный "татуаж" тела окружающей природы".

- В городе художник работает с урбанистическим пространством, а здесь предполагается уже впрямую заняться декорированием природного ландшафта. При этом, разговор идет на уровне фигуративных картинок. То есть, по форме это такой чужеродный "татуаж" тела окружающей природы. А зачем мы выезжаем на природу? Чтобы отдохнуть от навязанных образов! Это и есть визуальная экология. Работа в открытом природном ландшафте все же больше связана с ленд-артом, который достаточно деликатно подходит к диалогу с природными феноменами.

Дмитрий Пиликин
Дмитрия Пиликина
Дмитрий Пиликин

Куратор образовательных проектов для подростков и молодежи в музее современного искусства PERMM Анастасия Шипицина месяц назад была с визитом в Осетии, и считает, что скалы в Кахтисаре – самодостаточное произведение искусства:

- Мы были в этом месте месяц назад во время арт-резиденции "Аланика Тинс". Эти плоские участки гор - сами по себе произведение искусства. Лучшее, что можно с ними сделать - сошлифовать Киру Найтли! И приезжать туда просто любоваться ландшафтом. Если и делать что-то - то максимально эфемерное, нематериальное, деликатное, например, показывать видеоарт. Ни в коем случае не декорировать и так прекрасные горы какими-то рисунками! Хочется верить, что если дело дойдет до приезда художников (надеюсь, что этого не произойдет), то они сами увидят пейзаж и откажутся в него вторгаться.

Анастасия Шипицина
Анастасии Шипициной
Анастасия Шипицина

Куратор Лариса Гринберг считает, что если фестиваль проводится без необходимой документации, то он создан с нарушением правил:

- Если конкурс проводится без необходимой документации (открытый конкурс, список жюри, технические требования для тех, кто будет работать в горах, по какому принципу отобрали этих художников, кто отбирал...). Вся эта информация должна быть опубликована и быть открытой. Если этого ничего нет, значит, проект создан с большим нарушением правил, тем более, когда речь идет о лэнд-арте. Это же общественное пространство, а не "дворик" муниципальных чиновников.

Лариса Гринберг
Ларисы Гринберг
Лариса Гринберг

Арт-директор Музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева говорит о том, что искусство в горах должно быть экологичным:

- Это надо остановить, это же замусоривание среды. Это же не баннеры, их не уберешь… искусство в горах должно быть экологичным.

Наиля Аллахвердиева
Наили Аллахвердиевой
Наиля Аллахвердиева
Интернациональный стрит-арт перформанс "Back to the Roots" пройдет с 24-30 июля в районе перевала Кахтисар (Северная Осетия). В событии примут участие художники Илья Ис, Стас Багс, Рустам Кубик, Константин Ужве, Альберт Тогоев, Михаил Цатурян и другие художники.

 

Идеолог и креативный продюсер проекта — Артем Бурж, лидер HoodGraff — команды уличных художников, рисующих фотореалистичные монохромные портреты знаменитостей по всему миру.

Организатор события — юрист Руслан Гацалов.

Генеральный спонсор — Чибиров Кахабер, владелец торгово-закупочной фруктовой базы "Чиба" (г. Владикавказ).

292

В Северной Осетии за сутки зафиксировали еще один случай смерти от COVID-19

39
(обновлено 14:43 23.07.2021)
Всего с начала пандемии в республике от коронавируса скончались 243 человека, общее число инфицированных достигло 18 324

ЦХИНВАЛ, 23 июл - Sputnik. В Северной Осетии от коронавируса скончался еще один человек. Также инфекция была подтверждена еще у 54 жителей республики.

"По состоянию на 08:00 23.07.2021 на территории Республики Северная Осетия-Алания зарегистрировано 18 324 (+ 54 за сутки) случая заражения новой коронавирусной инфекцией", - сообщили в Роспотребнадзоре региона.

Из общего числа зараженных 17 791 человек выздоровел, 243 - скончались, 282 - проходят лечение в медучреждениях республики, восемь инфицированных находятся на амбулаторном лечении.

Число случаев COVID-19 в России за последние сутки выросло на 23 811. За время эпидемии в России 6 078 522 человека заразились коронавирусом, из них скончались 152 296. Преодолели болезнь 5 450 004 пациента.

39
Темы:
Пандемия коронавируса
День 24 июля

Какой сегодня праздник в России и мире 24 июля

0
(обновлено 16:36 22.07.2021)
Сегодня суббота, 24 июля, 205-й день 2021 года. В году осталось 160 дней. Какие знаменательные события и даты отмечаются в мире — читайте в материале Sputnik.

День флориста в России

24 июля в России отмечается праздник людей творческой профессии – День флориста. Работу флориста сложно назвать просто трудом. В большей степени – это творчество, помноженное на определенные знания и опыт в области создания цветочных композиций, составления букетов, декорирования помещений цветами и растениями. Без любви к этому делу и богатого воображения невозможен во флористике конечный результат – красота, заставляющая как минимум остановиться рядом и полюбоваться на творение, созданное флористом.

© Sputnik / Evgeniy Biyatov
Продажа цветов в преддверии праздника 8 марта

Работа флориста должна приносить радость, быть разнообразной, чтобы удовлетворить множество вкусов людей, для которых создаются букеты, композиции или декорируются помещения. Считается, что труд флористов был востребован еще в период Древнего Египта, где цветы использовали для украшения храмов, дворцов и домов. Позже древние греки развили тему плетения венков, составления букетов и цветочных композиций. Даже в архитектуре растительный орнамент становится одним из признаков определенного стиля. Позднее, в эпоху Христианства в Европе появилась и закрепилась традиция дарить букеты цветов.

Празднование дня Святого Валентина в городах России
© Sputnik / Виталий Аньков
Празднование дня Святого Валентина в городах России

День флориста не имеет официального статуса среди профессиональных праздников в России, но уже успела сформироваться традиция, связанная с тем, чтобы отмечать его ежегодно 24 июля. Начало этому было положено в 2009 году, когда были утверждены характеристики квалификации профессии или должности "флорист". Требования к квалификации, а также перечень требований к умениям и обязанностям флориста выработал Флористический Союз России. Произошло это 24 июля 2009 года. С тех пор флористы России отмечают профессиональный праздник, выставляя лучшие свои работы, которые порой можно назвать произведениями искусства, отдельными салонами и студиями проводятся мастер-классы. Все это призвано показать людям красоту работы флориста, а также привлечь внимание потенциальных клиентов, готовых порадовать своих любимых, родных и близких ярким, красочным букетом цветов.

День работника торговли в России

В свой профессиональный праздник, отмечаемый в четвертую субботу июля, значительная часть виновников торжества принимает поздравления, как правило, на рабочем месте.

Работник торговли
Работник торговли

В настоящее время торговля — это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики, которая занимает лидирующие позиции в структуре валового внутреннего продукта и обеспечивает заметную часть налоговых поступлений в бюджет страны. Так, по данным Росстата, в секторе торговли работает около половины малых предприятий России, где трудятся более трех миллионов человек. Причем именно малые и средние торговые предприятия часто первыми начинают продажи новых товаров, производители которых еще не достигли необходимого масштаба для создания широкой дистрибуции и выхода в розничные сети. Поэтому работа данных торговых предприятий и их высокое качество стимулируют инновационную активность в стране.

Международный день заботы о себе

В 2011 году стартовало ежегодное празднование Международного дня заботы о себе. Он отмечается 24 июля по инициативе одноименного фонда, преследующего цель максимально разъяснить человечеству важность заботы о собственном здоровье.

СПА
СПА

Организаторы праздника напоминают человечеству о том, что здоровье – основной залог успешности человека. И ни в коем случае нельзя воспринимать этот праздник, как гимн эгоизму. По большому счету, от здоровья одного человека очень часто зависит успешность, здоровье и даже жизнь окружающих людей, и, в первую очередь, родных, среди которых есть дети и пожилые люди, требующие внимания и заботы. Оказать полноценную заботу и уделить внимание им человек сможет, только будучи здоровым.

Призывая сохранить собственное здоровье, организаторы праздника привлекают к его проведению медицинские учреждения, просветительские центры, спортивные организации. Традиционными 24 июля становятся мастер-классы по фитнесу, соревнования, выступления медицинских специалистов, медицинские осмотры, а также масса мероприятий, проводящихся через социальные сети.

СПА
СПА

День памяти святой равноапостольной княгини Ольги

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга, во святом крещении Елена, происходила из рода Гостомысла, по совету которого призваны были варяги княжить в Новгороде, родилась в Псковской земле, в селе Выбуты, в языческой семье из династии князей Изборских. В 903 году она стала супругой великого князя Киевского Игоря. После его убийства в 945 году восставшими древлянами не пожелавшая выйти замуж вдова возложила на себя бремя государственного служения при трехлетнем сыне Святославе. Великая княгиня вошла в историю как великая созидательница государственной жизни и культуры Киевской Руси. В 954 году княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Царьград, где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным. Ее поразило величие христианских храмов и собранных в них святынь. Таинство крещения над нею совершил Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником стал сам император. Имя русской княгине наречено было в честь святой царицы Елены, обретшей Крест Господень. Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего древа Господня с надписью: "Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня". По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы: во имя святого Николая над могилой первого киевского князя-христианина Аскольда и Святой Софии в Киеве над могилой князя Дира, храм Благовещения в Витебске, храм во имя Святой и Живоначальной Троицы в Пскове, место для которого, по свидетельству летописца, было ей указано свыше "Лучем Трисиятельного Божества" — на берегу реки Великой она увидела сходящие с неба "три пресветлых луча". Преставилась святая княгиня Ольга в 969 году, завещав открыто совершить погребение ее по-христиански. Ее нетленные мощи покоились в десятинной церкви в Киеве.

Какой праздник 24 июля
  • День флориста в России
  • День кадастрового инженера в России
  • День работника торговли в России
  • Международный день заботы о себе
  • Ольга Страдница
  • День памяти святой равноапостольной княгини Ольги
Что произошло 24 июля

1704 — русские войска отбили у шведов Юрьев.

1791 — члены оппозиционного крыла якобинской партии лишены французского гражданства своими однопартийцами.

1837 — трагически закончилась первая публичная демонстрация парашюта новой формы с перевернутым вверх дном куполом, который, по замыслу его изобретателя англичанина Роберта Кокинга, должен был предотвратить раскачивание. Поднятый на высоту 2000 метров аэростатом "Грейт Нассо Балун", парашют с находящимся под ним в корзине Кокингом начал спускаться довольно удачно, но затем верхний обод купола смялся и спуск превратился в падение, закончившееся смертью изобретателя. А пилотировал аэростат Чарльз Грин, который со временем станет первым воздухоплавателем, совершившим 100 полетов.

1851 — в Британии отменен налог на окна.

1906 — премьер-министр России П. Столыпин призвал к борьбе с "врагами общества".

1923 — на Лозаннской конференции подписана конвенция о режиме проливов.

1925 — Народный комиссариат внутренних дел СССР утвердил устав Общества друзей советского кино. Его председателем избран Феликс Дзержинский. За год до этого его избрали председателем Общества изучения межпланетных сообщений.

1928 — в Индии Николай Рерих основал "Урусвати".

1942 — немецкие войска заняли г. Ростов-на-Дону. Началась Битва за Кавказ

Во Владикавказе открылась выставка Алисы Гокоевой Пишите письма 75-й годовщине Битвы за Кавказ
Во Владикавказе открылась выставка Алисы Гокоевой "Пишите письма" 75-й годовщине Битвы за Кавказ

1956 — основан город Дубна.

Кто из известных людей родился 24 июля

1759 — Виктор Эммануил I (ум. 1824), король Сардинского королевства и герцог Савойский (1802—1821).

1782 — Джон Фокс Бергойн (ум. 1871), британский военачальник, фельдмаршал.

1802 — Александр Дюма-отец (ум. 1870), французский писатель, драматург.

1854 — Константин Губер (ум. 1916), российский генерал-лейтенант, главный полковой интендант в русско-японскую войну.

1856 — Шарль Эмиль Пикар (ум. 1941), французский математик, член Парижской АН.

1864 — Франк Ведекинд (ум. 1918), немецкий писатель, поэт, драматург.

1894 — Борис Эдер (ум. 1970), цирковой артист, основатель советской школы дрессировки хищников, народный артист РСФСР.

1905 — Василий Пронин (ум. 1966), кинорежиссер и оператор, народный артист РСФСР, снявший как кинооператор первый советский звуковой фильм "Путёвка в жизнь".

1931 — Эрманно Ольми (ум. 2018), итальянский кинорежиссер и сценарист.

1950 — Анатолий Рудаков, актер театра и кино, кинопродюсер, заслуженный артист России.

Дата 24 июля в церковном календаре
  • Равноапостольной Ольги, великой княгини Российской, во Святом Крещении Елены
  • Воспоминание чуда великомученицы Евфимии Всехвальной, имже Православие утвердися
Народный календарь: Ольга Страдница

В этот день православные люди чествуют святую равноапостольную Ольгу, во многом благодаря которой Русь приняла православную веру.

Страдницей Ольгу прозвали за то, что ее именины на Руси приходились на самый разгар полевых работ. В это время в поля и луга выходили всей деревней: кто занимался жатвой, кто заготовкой сена; детей отправляли в лес — по грибы и по ягоды. "И дряхлым старикам не пора кряхтеть, надобно о хлебе радеть", — говорили люди. В этот день крестьяне молились святой Ольге о хорошей погоде, о милосердии к жнецам, о том, чтобы она дала возможность закончить работу раньше, чем рожь начнет гнить от обильной росы, которая вскоре начнет выпадать на поля. "Ольга — на поле подмога", — верили люди. Также эту пору называли страдно-грозовой, поскольку нередко случались грозы. "Сначала блеск, за блеском треск, за треском плеск", — так образно описывали в народе это природное явление. Также подмечали: резкий гром – к тихому дождю, гулкий — к ливню. День святой Ольги называли еще Стожарами — такое имя носило на Руси звездное скопление в созвездии Тельца. Яркое сияние Стожар (то есть безоблачное небо) предвещало удачную страду и богатый урожай. Охотникам та же примета сулила хороший шанс добыть медведя. 

Кто празднует именины 24 июля
  • Аркадий
  • Елена
  • Лев
  • Ольга
0