Писатель Захар Прилепин на встрече со студентами СОГУ

Захар Прилепин о Гайто Газданове, Навальном и цветах революции. Интервью во Владикавказе

388
(обновлено 11:04 07.02.2021)
Во Владикавказе побывал известный российский писатель и политик Захар Прилепин. Он открывал после реставрации мемориальную табличку на доме, где гостил у своих родственников всемирно известный писатель Гайто Газданов

Анна Кабисова, Sputnik

На встрече со студентами филологического факультета СОГУ Захар Прилепин рассказал о том, почему каждый год перечитывает книги Газданова, как юношеский бунт меняет мир и что надо знать о современных революциях. 

О значении филологического образования

- В университете, в котором я учился, профессор Алексей Коровашко (литературный критик, писатель, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской литературы Нижегородского государственного университета им. Лобачевского – ред.) как-то мне сказал, что среди гуманитарных наук филология – это центральная наука. Филолог может прочитать, трактовать, перевести и осмыслить любой текст. И это база, овладев которой, потом можно быть и историком, и политиком, и кем угодно, потому что такой человек владеет словом. 

Писатель Захар Прилепин на встрече со студентами СОГУ
Анна Кабисова
Писатель Захар Прилепин на встрече со студентами СОГУ

После окончания филфака, я занимался самыми разными видами деятельности: у меня была музыкальная группа, я был редактором нескольких СМИ, снимался в кино, в том числе, в главных ролях, писал сценарии для документальных фильмов, написал двадцать книг, которые перевели на двадцать пять языков, занимался военным делом, сегодня занимаюсь политикой… И во всех этих сферах деятельности я всегда понимал, что мое филологическое образование – это очень важно, ты можешь работать с кем угодно, потому что тебя заставили прочитать тысячу книг, пока ты учился. И у тебя сформировалось не иерархическое знание о человечестве, которое двигалось, пребывая в ложном ощущении, что оно умнеет, и что есть прогресс.

Мы изучали историю, философию, латынь, современные языки, и эта система знаний заставила работать те части мозга, которые без этого никогда бы не заработали. Куда бы я не пришел и чем бы не занимался, я всегда чувствовал, что у меня перед остальными колоссальная фора, потому что у меня есть базовое филологическое образование.

Сейчас я занимаюсь политикой и знаю, что многие политики не читали всех тех книг, которые читал я, и это придает мне уверенность (улыбается). И по сей день я чувствую огромную благодарность от сопричастности к русскому слову, к мировой литературе. И помимо того, что образование филолога – это подспорье в любой работе, это еще огромное, ни с чем не сравнимое удовольствие.

О сохранении национального самосознания через тексты

- Любой народ – будь то русский, или осетинский, конечно создается вокруг текста, вокруг эпоса. Появление национального поэта, писателя или художника делает нас народом, носителем собственного кода, это как сетчатка глаза или отпечаток пальца – есть только у нас и больше ни у кого. И, конечно же, свой эпос, свои тексты надо беречь, помнить и знать. Только это сохраняет нас и делает более богатыми. 

Писатель Захар Прилепин на встрече со студентами СОГУ
© Sputnik / Анна Кабисова
Писатель Захар Прилепин на встрече со студентами СОГУ

Недавно я слышал высказывание неплохого писателя и хорошего поэта Дмитрия Быкова о том, что в новом веке, в новом тысячелетии родина и имманентная к ней привязанность не будут иметь никакого значения. Люди будут менять родину, государство и языки с такой же легкостью, как меняют квартиру. Это позиция Быкова, и он имеет на нее право, но он не имеет права учить этому детей в московских школах, потому что это распыление национального самосознания, и если мы забываем свою литературу, пословицы, поговорки, то мы перестаем быть народом, а становимся "перекати-полем".

О Гайто Газданове

- Сегодня у меня счастливый день, потому что Гайто Газданов – мой любимейший писатель, наряду с Шолоховым, Леоновым и несколькими иными. Я отношусь к нему с огромной, яркой, сердечной привязанностью. Я всю жизнь его люблю, его портрет висит у меня на стене, с Газдановым я сверяю свою писательскую моторику, психику, биографию, политику, – все.

Я перечитываю его книги каждый год, и каждый год думаю, что вот, я стал взрослее, я сам пишу книги и возможно, что это очарование пройдет. Но вот я вновь читаю любой его текст и опять впадаю в это абсолютное, неописуемое ощущение волшебства. Это невозможно собрать и пересобрать. Я не знаю, как это делается, как это написано, как он достигает такого эффекта. Я говорю сейчас даже не про знаменитые "Вечер у Клер" или "Ночные дороги", а скорее про "Историю одного путешествия", или рассказы.

Газданов, конечно, не просто писатель. Он и художник, и музыкант, слитый в одно пишущее существо. Все, о чем он пишет: драки, бокс, музыка, путешествия, война – все это сделано на немыслимом для меня уровне.

Мы обязаны объяснить самим себе и России, что это гениальный писатель, один из важнейших в мировой литературе. Он точно в топе писателей двадцатого века, и мы обязаны это понять и увековечить, потому что, несмотря на то, что Газданов – известный писатель, он не стал частью национального самосознания, как Шолохов, например, а он должен быть именно в этом ряду.

Перемена взглядов

- Это принципиальный вопрос. Дело в том, что в 1991 году произошел развал Советского Союза, а я по своим взглядам и убеждениям, совершенно советский, левых взглядов, воспитанный на книжках Аркадия Гайдара и поэзии Маяковского. Я никогда не менял свои убеждения, в отличие от огромной части моей страны, которая впала в ересь и иллюзию демократии сначала с Горбачевым, а потом с Ельциным. Всю жизнь я долблю одно и то же: верните мне Советский Союз, я хочу жить на своей большой социалистической родине – упрямой и сильной.

Встреча студентов СОГУ с писателем Захаром Прилепиным
© Sputnik / Анна Кабисова
Встреча студентов СОГУ с писателем Захаром Прилепиным

В силу этого, в 90-е годы я находился в жесточайшей оппозиции к нашей буржуазной власти. Я никогда не менял своих убеждений, но мое государство сделало большой круг: перешло все западнические иллюзии и вернулось обратно на сугубо государственнические позиции. Это стало понятно после присоединения Крыма. И я сказал тогда, что теперь это мое государство. Я ждал этого тридцать лет, поэтому мой путь железобетонный: из точки А в точку Б. Прошу зафиксировать мои слова.

Об Эдуарде Лимонове

- Лимонов – патриот своей советской родины, человек, который так же, как и я, терпеть не мог Ельцина и все наши западнические иллюзии. Прожив двадцать пять лет на западе, он приехал и сказал: "Вы не построите здесь Голландию, вы окружите свое производство".

Он был крайне прозорливый (хоть и известный своими выходками), но как политический мыслитель, он очень глубокий человек, который был гораздо умнее огромного количества персонажей, которые сегодня выступают по телевизору и рассказывают, какой великой должна быть Россия. Я помню, что двадцать лет назад, они говорили прямо противоположное. А Лимонов никогда не менял свою позицию.

О том, что такое родина

- Дорога к Богу и "близка к Богу" – это разные понятия. Вся наша родина, наши размышления, наша жизнь – это и есть дорога к Богу, и она никогда не прекращается. Мы то видим мираж, и нам кажется, что мы приблизились, то мы устали, упали и лежим. Эта дорога – сам по себе путь, процесс преодоления в себе человеческого на пути к постоянно отдаляющемуся.

Самое важное, что нужно осознать, это вот что. Существует расхожая фраза: "Я родину люблю, а государство ненавижу". Давайте перенесем этот образ на своих родителей: к примеру, маму-кормилицу я люблю, а маму-воспитателя ненавижу. Это неразделимые понятия. К счастью, или несчастью, государство – есть форма существования нашей родины, она может вызывать колоссальное количество вопросов, как и поведение наших братьев и сестер.

Встреча студентов СОГУ с писателем Захаром Прилепиным
© Sputnik / Анна Кабисова
Встреча студентов СОГУ с писателем Захаром Прилепиным

Мы не можем ненавидеть то, что создаем коллективной волей. Если нам что-то не нравится, то надо пытаться это государство видоизменять. А позиция "родину люблю, а государство ненавижу" позволяет спрятаться от сложных вопросов, на которые нужно искать ответы.

Самый главный ответ для меня, что, и в десятом, и в пятнадцатом, и в двадцатом веке было все то же самое. Государство всегда, так или иначе, было мрачно настроено по отношению к своим гражданам, оно совершало насилие и может нас обижать. Но если мы отказываемся от него, то мы теряем свою идентичность, государственность, независимость.

Огромное количество народов за эти века исчезли, потеряли свою государственность, язык, и больше не существуют. Каждый год исчезает по два-три языка и надо отдавать себе отчет в том, что мы носители величайшего дара – национальной государственности, каковой многие не имеют. Мы тоже можем исчезнуть, это очень быстро происходит. Кажется, что это навсегда, на века, но это не так.

О бунте молодежи

- Это нормально, что молодые люди испытывают сильнейшие эмоциональные импульсы, которые побуждают их не только к политическим протестам, но и к влюбленности и ко всем сумасшествиям, которые характерны для молодежи всех времен и народов.

В этом есть благо, иначе человечество бы просто исчезло, потому что люди не испытывали бы желание доказывать свою влюбленность в женщину, в родину, в березку – во что угодно, совершая поступки необычайной силы. Потому что это ощущение бесконечной продленности и одновременно стремительной конечности жизни характерно для молодого сердца, которое обостренно все чувствует. И это глубоко правильно: не надо по любому поводу говорить, что это молодые люди, что они не нагулялись, не нюхали пороха, или преодолевают свои комплексы.

О разных цветах революции

- Надо отличать революцию от революции, потому что есть революции буржуазные, а есть антибуржуазные, есть национальные и антинациональные, анархистские и какие угодно. К примеру, была революция на Майдане и революция в Донецке и Луганске – это противоположные по смыслу революции, и мы не можем их писать через запятую. Нынешняя попытка революции и революция 1917 года – противоположные.

Вы всерьез считаете, что Пашка Корчагин, или Пашка Власов из романа "Мать", и Навальный – это одно и то же? Они враги друг другу. Это очень просто, потому что есть глобализм, империализм, вульгарный капитализм, колониальная система, богатство и бедность. И люди, которые во всем мире выходят на борьбу против всего этого, конечно вызывают у меня симпатию, значит у них не остается никакого выбора.

Раз мы сказали себе, что революция – это плохо, но завтра случится переворот и Навальный придет к власти, так я буду устраивать революцию против них, я не буду их терпеть, я так же выйду на улицу и буду пытаться сломать эту власть. Революция 1917 года и революция 1991 года – это противоположные по смыслу перевороты.

Мой Санька из романа "Санька" не имеет никакого отношения к нынешним революционерам. Скорее, это тот человек, который устраивал революцию в Донецке и Луганске, а не в Киеве на Майдане. Это люди на разных полюсах и у него это стопроцентный духовный поиск, донкихотский, который подпитывается дракой с действительностью, иногда не разумной, дикой моторикой.

Мы, как люди читающие тексты, не находимся на передаче Соловьева, в стриме Собчак, или блоге Навального. Мы находимся в контексте русской литературы. Гриша Мелихов участвует в боях, убивает людей, у него мука душевная, он пытается разобраться, где справедливость…

Перед нами стоят сложные вопросы и на них надо искать сложные ответы. Мы не можем удовлетвориться простыми ответами. В 1991 году говорили, что лимит на революции исчерпан и больше они не нужны, потому что они все приватизировали, а потом в стране начался поворот и государство стало отбирать у олигархата все приватизированное. И те же самые люди, которые говорили в 1991 году, что не надо никаких революций, теперь стали революционерами. Поэтому не надо идти у них на поводу.

Если завтра в США случится социалистическая революция, то я буду счастлив, если в Париже выступают желтые жилеты, то я им сочувствую – пусть скорее победят Макрона, а здесь мне революция не нравится и на Майдане не нравится, а в Луганске и Донецке – да. И этот водораздел надо проводить. Дети спросят, а чем Навальный плохо, а Власов в романе "Мать" – хорошо. Надо с детьми разговаривать, надо им объяснять, это сложно, но необходимо.

© Sputnik / Михаил Воскресенский

Сегодняшние протестующие якобы выходят за тем же самым, что и настоящие революционеры: свободный суд, свобода слова, борьба с коррупцией. Дело в том, что эти молодые люди иногда говорят правильные вещи, но ведет их на этот бой крупная международная буржуазия. Их ведут люди, у которых у самих огромные дворцы – это международные финансовые корпорации, и все оранжевые революции, которые в мире совершаются, не приводят к тем целям, которые хотят эти дети.

В Киеве была революция за свободу слова, против коррупции, против дворца Януковича, а теперь новый президент вчера запретил все оппозиционные СМИ. В Армении случилась революция: Пашиняна посадили, коррупция стала еще больше, страна развалилась и ничего не получилось.

У нас точно такие же ложные лживые буржуазные революционеры: они сидят в своих берлинских и лондонских квартирах и руководят детьми, которые выходят на улицы, не соображая, что происходит. А потом они сметут их с дороги и начнут новый передел нашей страны.

И поэтому сравнения, что Навальный и Ройзман – это Ленин и Сталин – это вранье. Кому-то они могут не нравиться, но это были идеологически преданные люди, они хотели освободить человечество, хотели отменить частную собственность, хотели уничтожить дворцы, написали две тысячи томов, шли с каторги на каторгу. Это типологически разные, противоположные полюса. А мы все в кучу: Навальный как Ленин.

Навальный забудется, исчезнет, а великое свершение социалистической революции останется навсегда в народной памяти человечества. Мир снова ищет эту социалистическую практику: общенародной медицины, образования, восьмичасового рабочего дня и всех прочих вещей, которые привнес Советский Союз. Мир ищет не ложные оранжевые революции, в которых один буржуазный режим сменяется другим, а ищет настоящего великого социалистического обновления. Мир устал от манипуляций, которые совершают эти международные игроки.

Вы должны осознать, что есть истинное и есть ложное. И что ложное иногда одевает личину истинного. Кроме филологов, никто не сможет это отличить. Мы люди, которые прочитали тысячу книг, должны на ощупь, на вкус осознавать: правда или неправда, истина или ложь, пиар или реальный человек, который ищет справедливость.

388
Булат Газданов

Булат Газданов снискал любовь осетинского народа тяжелым трудом - ученица маэстро

23
(обновлено 17:29 22.06.2021)
Прославленный осетинский композитор отмечает 22 июня свой день рождения. Его знают и любят не только ученики, но и все сограждане. Маэстро внес огромный вклад в сохранение осетинской народной музыки, кропотливо собирая мелодии и перекладывая их на ноты

ЦХИНВАЛ, 22 июн – Sputnik, Дзерасса Техова. Булат Газданов снискал огромную любовь своего народа многолетним трудом и служением национальному искусству, рассказала Sputnik ученица прославленного композитора, педагог осетинской гармоники Нонна Кузилова.

22 июня прославленный осетинский композитор, народный артист России отмечает 85-летний юбилей. На его счету бесчисленное множество песен и оркестровых пьес к различным спектаклям. Его музыку знают и любят. Он воспитал плеяду одаренных и ярких учеников.

Как отметила Кузилова, Газданов стал родоначальником профессионального исполнения музыки на гармонике.

"Осетинская гармонь бывает двух видов: диатоническая и хроматическая. Раньше на гармошке играли только на слух. Булат Гаппоевич много трудился над собиранием фольклора - ходил по селам и встречался с бабушками, которые ему наигрывали осетинские мелодии. Он перекладывал музыку на ноты, обрабатывал ее, занимался аранжировками", - сказала ученица маэстро.

Этим композитор внес огромный вклад в сохранение народной музыки, и именно благодаря его труду Национальный оркестр народных инструментов Северной Осетии занимается пропагандой осетинской музыки.

"Я горжусь, что являюсь его ученицей, и безмерно благодарна Газданову за то, что он вложил в меня не только профессиональные навыки, но и человеческие качества. Его очень любят в народе – ни одна передача в Осетии не обходится без его участия", - подчеркнула Нонна Кузилова.

По ее словам, многие работники культуры приходят к нему за советом и всегда его получают.

Булат Газданов – прославленный осетинский композитор, дирижер и гармонист, худрук и главный дирижер Национального оркестра народных инструментов Северной Осетии, народный артист России, Герой труда, лауреат различных премий.

23
Сборная Северной Осетии выиграла командный чемпионат России по тхэквондо

Тхэквондисты из Северной Осетии выиграли командный чемпионат России