Петропавловский храм в Эльхотово

К началу. Храм в Эльхотово как возвращение к истокам аланского христианства

633
(обновлено 12:38 30.07.2020)
Мы едем сквозь дождь по федеральной трассе "Кавказ" из Владикавказа в село Эльхотово, расположенное в районе знаменитых Эльхотовских ворот – древнего прохода через Терско-Сунженский хребет

Предыстория

В разные периоды это место называлось по-разному: Арджинараг, Верхний Джулат, Урочище Татартуп – стратегическая точка пересечения древних дорог. По предположениям историков и археологов, где-то здесь находился легендарный аланский город Дедяков.

"На обратном пути надо остановиться – Георгий Дзгоев кивает в сторону обочины, - здесь фундамент средневекового аланского храма, его непременно надо увидеть. На этом месте был православный храм! Мне кажется, что именно с этого надо начать".

История в районе Верхнего Джулата лежит слоями. И действительно, можно снимать один слой за другим в поисках начала. А там уж как повезет.

Здесь некогда столкнулись и крепко смешались времена, события, народы и религии. Потому по левой стороне федеральной трассы в каких-то сотнях метров друг от друга находятся: могильник кобанской культуры эпохи средней бронзы, булыжный фундамент аланской церкви с христианским захоронением и руины Татартупского минарета.

Георгий Дзгоев
Владикавказская и Аланская епархия
Георгий Дзгоев

Георгий Дзгоев строитель, уже шесть лет он с братьями строит в родном селе церковь.

Спрашиваю, с чего все началось и почему он решил построить храм?

Георгий рассказывает, что пришел к Богу, находясь в непростой жизненной ситуации. Переживал, молился, и однажды, то ли во сне, то ли наяву услышал: "Все образуется, а ты построишь храм". Скоро все действительно наладилось совершенно невероятным и чудесным образом. Теперь предстояло исполнить "поручение".

Храм решено было строить в Эльхотово. Село возникло в первой половине ХIХ века в результате переселения осетин на равнину, церкви здесь не было, только мечеть. Родственники, жители и руководство села идею строительства храма поддержали, в 2007 году был заложен памятный камень. И на этом все.

"Не знаю по какой причине, но целых семь лет, с того момента, как был заложен камень – ничего с места не сдвинулось. Ни гвоздя не забили, ни лопаты в землю не воткнули", - рассказывает Дзгоев.

Стройка началась только в 2014. Георгий говорит, что изначально планировал построить храм в центре села на площадке перед железнодорожной станцией, но что-то не сложилось. Во времена спиртового бума земля в этом районном центре стоила дороже, чем во Владикавказе. Все свободные куски либо были уже куплены, либо имели потенциальных покупателей. И тут кто-то из родственников предложил обратить внимание на участок в другой части Эльхотово.

"Мы приехали, смотрим, а там аккуратный такой участок огорожен забором, ворота закрыты, а внутри ничего – только трава по пояс. Так красиво… Каким образом он оставался столько лет никем не замеченным и не купленным – загадка. Не иначе Господь берег", - говорит меценат.

Удивительно, но в это самое время одной женщине из Эльхотово приснился сон. Во сне она открыла окно в старом родительском доме и увидела прекрасный белокаменный храм, возвышающийся над селом. Любуясь его золотыми куполами, женщина точно знала, что храм посвящен святым апостолам Петру и Павлу.

Уже много лет она жила в Петербурге, и о том, что за тысячи километров, в родном Эльхотово, Георгий Дзгоев оформляет землю для строительства Петропавловского храма, совершенно точно ничего не знала.

Строительство Петропавловского храма в Эльхотово
Владикавказская и Аланская епархия
Строительство Петропавловского храма в Эльхотово

Храм

Сегодня совершенно очевидно – место под строительство храма действительно было определено свыше. Храм возвышается над селом, виден далеко за его пределами, хорошо просматривается с трассы.

По архитектурному стилю ориентированный на византийское и аланское зодчество, он напоминает суровые, хорошо сохранившиеся в своем строгом облике аланские храмы - Шаонинский и Сентинский. Строгий, не разбитый на грани барабан, шлемовидный купол украшен тягами геометрического орнамента из выступающего кирпича. Все эти характерные особенности выдают стремление автора использовать традиции византийского и раннехристианского аланского зодчества.

С колокольни храма открывается удивительный вид на Сунженский хребет и Эльхотовские ворота: вот невысокие горы расступаются по двум сторонам, словно окаменевшие волны Красного Моря, открывая древний проход на Юг, он лежит прямо перед тобой, как на ладони.

А еще отсюда удается разглядеть крест на главном куполе, если с земли он кажется сплошным, то вблизи видно, что он ажурный и легкий. Через тонкие узоры национального орнамента, сквозит небо.

Колоколов пока нет, но они непременно будут – двенадцать штук – подарок благотворителя из Красноярска.

Юлия Абисалова
Владикавказская и Аланская епархия
Юлия Абисалова

Архитектор

Автор проекта - молодой архитектор Юлия Абисалова. Проект храма святых апостолов Петра и Павла – это ее первый архитектурный опыт.

По словам Юлии, на разработку проекта, вынашивание идеи ушло несколько лет, впрочем, храм и сейчас еще не закончен.

"Впереди работа с прилегающей территорией, в самом храме нам предстоит сделать еще киворий над входом в нижний храм в честь Николая Туальского. Также предстоит работа над иконостасом, в самом храме еще много работы…", - говорит она.

Юлия с семьей живет во Владимирской области, мы общаемся с ней по телефону, и своим мелодичным, убаюкивающим голосом она рассказывает, что храм в Эльхотово - это главное дело ее жизни.

"Поначалу было очень сложно, приходилось во всем разбираться самой, хорошо, что мне помогали советами друзья-архитекторы Роман Фараджов и Полина Себетова, я им очень благодарна. Сегодня у меня нет чувства внутренней эйфории, я просто очень благодарна Господу, что он сподобил меня внести мою лепту в этот проект. Я имею в виду даже не архитектурный проект, а проект в глобальном смысле, начиная от мысли, которая была вложена в головы братьев Дзгоевых, о том, что здесь должен быть построен храм, и до первой Литургии, которая в нем совершилась. Возможно, в свое время я поступила на архитектурный факультет только для того, чтобы спроектировать этот храм. Даже если так случится "вдруг", что я стану самым крутым архитектором и застрою своими проектами пол России, все это не будет иметь никакого смысла, в сравнении с тем, что мне довелось сделать", - говорит Юлия.

Петропавловский храм в Эльхотово
Владикавказская и Аланская епархия
Петропавловский храм в Эльхотово

Иконы

"Когда в нижнем храме начали проводить богослужения, это было осенью, помню, у нас была одна икона святых Апостолов Петра и Павла, наш батюшка так сокрушался! А потом они как "посыпались", одна, вторая, третья…", - рассказывает Георгий Дзгоев.

Считается, что когда храм за такое короткое время наполняется святынями – это особый знак милости Божьей. Сегодня в нижнем храме за иконами не видно голых бетонных стен. Так плотно они увешаны удивительными писаными образами, которые подарили или пожертвовали благотворители со всей страны.

Святые образы Царицы Тамары, Спиридона Тримифунского, Святого Меркурия… Иногда, иконы в строящийся храм дарят совершенно незнакомые люди.

Есть здесь среди множества ликов и образ Богоматери Толгской. По преданию в 13 веке икона была вывезена из осажденного и разграбленного аланского города Дедякова. Оригинал теперь хранится в Государственной Третьяковской галерее, а список вернулся… В Эльхотово, в Арджинараг, в область Верхний Джулат, в место, где согласно версии историков и археологов и стоял славный аланский город Дедяков. Удивительно, не правда ли?

Отец Борис
Владикавказская и Аланская епархия
Отец Борис

Приход и настоятель

Настоятель прихода отец Борис Бицоев вместе с прихожанами наводит порядок в храме. Таскает ведра с водой откуда-то с улицы, что-то оттирает, чистит подсвечники. Кажется очень строгим и даже суровым батюшкой. Но в беседе его суровость куда-то улетучивается, и с какой-то детской радостью и любовью священник рассказывает о храме и прихожанах, о том, как приехал сюда, в Эльхотово из Моздока и чем отличаются эти противоположные края Осетии:

"В Моздоке люди более степенные, а здесь люди горячие, с нашим осетинским темпераментом – вот это давай сделаем, вот это перевернем! Вчера со мной человек работал, уже дождь пошел, ветер поднялся, он уже мокрый насквозь был, но все равно пока работу свою не доделал, с места не сошел. Вот эту энергию надо в нужное русло направлять", - улыбается отец Борис.

Священник рассказывает, что вокруг храма уже складывается своя жизнь, выстраивается, как и сам храм – не спеша, по кирпичику, день за днем. Приход есть, он растет и даже клирос свой есть, состоящий из местных жителей.

"Я хочу, чтобы этот храм стал для прихожан не моим храмом, не храмом тех, кто его строит, я хочу, чтобы он стал для них "своим", как родной дом, куда человек может прийти и высказать Богу все, что есть у него на душе, попросить помощи, покаяться. Стены, когда красивые - это хорошо, но главное, что здесь уже есть люди, которые ищут и находят то, что они искали", - говорит священнослужитель.

Отец Борис ведет нас от иконы к иконе, подтверждая, что они собрались в храме чудесным образом за каких-то два года. Прошу рассказать о любимой, говорит, что любимые все, но сам останавливается у списка Моздокской Богородицы и, глядя на образ с любовью, рассказывает, что служил перед этой иконой много лет назад в Алагирском соборе, потом его перевели в Моздок, а спустя годы, когда приехал в Эльхотово, встретил здесь икону - список чудотворного образа пожертвовали в строящийся храм. Вот такая удивительная встреча. 

Священник говорит, что строящийся храм нуждается в поддержке каждого и постоянно. Что помощь в строительстве храма это такая же естественная необходимость, как пополнить счет на собственном телефоне. Только гораздо о важнее.

  • Прихожанин Петропавловского храма
    Прихожанин Петропавловского храма
    Владикавказская и Аланская епархия
  • Архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид на службе в Петропавловском храме
    Архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид на службе в Петропавловском храме
    Владикавказская и Аланская епархия
  • Вход в Петропавловский храм в Эльхотово
    Вход в Петропавловский храм в Эльхотово
    Владикавказская и Аланская епархия
  • Петропавловский храм в Эльхотово
    Петропавловский храм в Эльхотово
    Владикавказская и Аланская епархия
  • Строительство Петропавловского храма в Эльхотово
    Строительство Петропавловского храма в Эльхотово
    Владикавказская и Аланская епархия
1 / 5
Владикавказская и Аланская епархия
Прихожанин Петропавловского храма

Неслучайность

Переступив порог верхнего храма невольно ахаешь. Не от убранства и не от благолепия, до которых еще далеко. От духа, незримо пребывающего в стенах. В таких вот храмах должно быть венчались на царство аланские цари. Высокий свод, строгие, вытянутые линии и устремляющаяся в высь мысль или сама душа. Согласно проекту здесь нет ни одной плоской поверхности, это необходимо для улучшения качеств акустики. И пока можно лишь представить, как прекрасно в подобных стенах звучание древних песнопений и слов Литургии на родном языке.

Под сводами храма святых апостолов Петра и Павла не покидает ощущение, что молитвами этих великих святых и сонма всех тех, что присутствуют здесь незримо, в Эльхотово, в Верхнем Джулате, в окрестностях славного города Дадикау, происходит что-то невероятное и архиважное.

Рассказывают, что в те семь лет, что прошли от закладки камня и до начала строительства, Георгий Дзгоев спрашивал священников и монашествующих, с чего начать строительство храма, как быть и что делать, чтобы не ошибиться. "Ты начни, а там само образуется, Господь все управит", – наставляли его в ответ.

"Как у вас это получилось?", - спрашиваю, глядя на восходящее пространство под сводами.

"Сам не знаю, как-то случайно", – отвечает Георгий Дзгоев.

Мы смеемся, но каждый из нас понимает, что у Бога случайностей нет.

Петропавловский храм в Эльхотово
Владикавказская и Аланская епархия
Петропавловский храм в Эльхотово

Начало

Мы возвращаемся во Владикавказ. И теперь останавливаемся по правую сторону федеральной трассы. Как и планировалось, идем искать фундамент аланской церкви. Тропинка уходит от дороги в сторону, но вокруг лишь буйная летняя растительность. Фундамент надежно скрыт под мясистыми стеблями сорняков и плетущихся растений. Ни следа. Но он точно здесь. Наше наследие, корни, слой истории. Начало.

Фундамент средневековой церкви в районе села Эльхотово
Владикавказская и Аланская епархия
Фундамент средневековой церкви в районе села Эльхотово

Дождь закончился, в воздухе душный запах гнилой травы и сырой земли.

Фундамент был раскрыт в ходе археологических работ в 1977 году известным историком и археологом В.А. Кузнецовым и с тех пор подвергается разрушительному воздействию внешней среды.

"Понимаете, это уникальный памятник, один из многих в этом месте. Здесь, у Эльхотовских ворот вообще сложился целостный историко-культурный комплекс", - говорит историк Людмила Габоева, которой я звоню прямо отсюда, с дороги.

Несколько лет назад, по благословению правящего архиерея, силами сотрудников Владикавказской и Аланской епархии, фундамент средневекового аланского храма был расчищен. Людмила Руслановна скидывает мне на телефон фото. На снимке основание зальной церкви аналогичной подобным памятникам Западной Алании XI–XII вв. Красивый фундамент, сложенный из речных булыжников, остов корабля, ушедшего в плаванье по волнам столетий.

Согласно христианской традиции, у Бога нет "вчера" и "завтра" - время удел смертных. Говорят, что храмы и монастыри появляются на своих местах совсем не случайно - места для них были определены еще в предначальные времена. Иногда наше "сегодня" пересекается с Божественным "всегда", не иначе. И как на глазах у стариков вырастают дети, так у руин древних храмов появляются их восприемники, впитавшие в себя вместе с соками земли традицию, дух, образ.

Архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид
Владикавказская и Аланская епархия
Архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид

Возможно, остов средневекового храма будет законсервирован и спасен от дальнейшего разрушения, возможно работы по сохранению не будут проведены никогда. Но здесь, неподалеку уже стоит его восприемник и это дает надежду на то, что аланское православие возрождается из руин и пепла. Медленно, тяжело, но строится, как храм по кирпичику. И как сказал в Престольный праздник Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в своей проповеди правящий архиерей, архиепископ Леонид – "настанут лучшие времена и величественный храм сей будет сиять как снаружи, так и внутри".

633
Бой М. Гассиева и Ю. Дортикоса

Осетинский профессионал поделился прогнозом на бой Гассиева с Джонсоном

87
(обновлено 16:40 29.09.2020)
Поединок состоится 31 октября в Сочи. Для Гассиева встреча с американцем станет дебютом в супертяжелом весе

ЦХИНВАЛ, 29 сен – Sputnik, Азамат Кулумбегов. Профессиональный боксер из Осетии Алик Тибилов дал прогноз на исход боя экс-чемпиона мира Мурата Гассиева против американца Кевина Джонсона.

Во вторник стало известно, что Гассиев в своем дебютном поединке в супертяжелом весе встретится в ринге с американцем Кевином Джонсоном, бой пройдет 31 октября в Сочи.

"Соперник у него крепкий, досрочно почти не проигрывал, но, я думаю, Гассиев победит нокаутом в первой половине боя ", - сказал Тибилов.

Он добавил, что Гассиев находится в хорошей форме и готов выигрывать.

Соперник осетинского боксера ранее претендовал на титул чемпиона мира по версии Всемирного боксерского совета (WBC). На счету Кевина Джонсона 35 побед, 17 поражений и одна ничья.

В последний раз Мурат Гассиев выходил на ринг в июне 2018 года, потерпев неудачу в бою против украинского боксера Александра Усика.

87
Во Владикавказе прошел юношеский турнир по греко-римской борьбе

Во Владикавказе определились победители юношеского турнира по греко-римской борьбе

30
(обновлено 16:17 29.09.2020)
В соревнованиях на призы Тотраза Остаева приняли участие 167 спортсменов из Северной Осетии и Кабардино-Балкарии.

ЦХИНВАЛ, 29 сен — Sputnik. В столице Северной Осетии определились победители I открытого республиканского турнира по греко-римской борьбе, сообщает пресс-служба Минспорта республики.

В соревнованиях на призы Тотраза Остаева приняли участие 167 спортсменов из Северной Осетии и Кабардино-Балкарии.

"Победителями среди юношей 2009-2011 г.р. стали: Герман Хайманов, Туаев Феликс, Асланбек Танашев, Андемир Дамбетов, Имран Одижев, Алихан Цаллагов, Роланд Заканаидзе, Олег Козаев, Артур Габеев и Артур Ясинский", — говорится в сообщении.

Среди юношей 2012-2013 г.р. на высшую ступень пьедестала почета поднялись Хетаг Туаев, Ацамаз Цаллагов, Давид Догузов и Азамат Хугаев.

30
День 30 сентября

30 сентября: какой сегодня праздник в России и мире - события из календаря

0
(обновлено 23:16 29.09.2020)
30 сентября отмечают Международный день перевода - профессиональный праздник устных и письменных переводчиков

Международный день перевода

Ежегодно 30 сентября во многих странах отмечается профессиональный праздник устных и письменных переводчиков — Международный день переводчика (International Translation Day). В 2017 году Генеральная ассамблея ООН на своем очередном заседании единогласно приняла Резолюцию (A/RES/71/288), в которой признаётся роль профессионального перевода в объединении народов, в содействии миру, пониманию и развитию, и 30 сентября было объявлено Международным днём перевода. Цель новой международной даты — подтвердить, что профессиональный перевод как ремесло и искусство играет важную роль в достижении целей и соблюдении принципов Устава Организации Объединенных Наций, сближении народов, содействии диалогу, взаимопониманию и сотрудничеству, обеспечении развития и укреплении международного мира и безопасности. "Почтовые лошади прогресса" — вот так образно Александр Сергеевич Пушкин назвал переводчиков, значение профессии которых в жизни всего человечества со времен разрушения Вавилонской башни огромно, хотя и незаметно.

А ведь без переводчиков многие произведения литературы и киноискусства, достижения науки и техники были бы недоступны, люди из разных стран не смогли бы общаться между собой... Но только в 1991 году у переводчиков появился свой профессиональный праздник: Международная Федерация Переводчиков (International Fédération Internationale des Traducteurs, FIT) провозгласила 30 сентября Международным днем переводчика (International Translation Day). Сама FIT была основана в 1953 году в Париже и сегодня объединяет представителей более 100 ассоциаций переводчиков из более чем 60 стран по всему миру с целью обмена опытом, полезной информацией и укрепления связей между национальными организациями в интересах их переводчиков, а также для продвижения перевода как профессии и искусства. Дата для праздника была выбрана неслучайно, в этот день 30 сентября 420 года скончался Иероним Стридонский (Saint Jerome of Stridonium), один из четырех латинских отцов Церкви, писатель, историк, переводчик.

Он считается покровителем переводчиков. Иероним, вынимающий занозу из лапы льва (Niccolò Antonio Colantonio) Иероним Стридонский был человеком могучего интеллекта и огненного темперамента, много путешествовал и в молодости совершил паломничество в Святую Землю. Позже он удалился на четыре года в Халкидскую пустыню, где жил отшельником-аскетом. Здесь он изучал еврейский и халдейский языки и спутниками себе имел, по его собственным словам, "лишь скорпионов и диких зверей". В 386 году Иероним обосновался в Вифлееме. Именно здесь в течение долгих лет он переводил Библию — Ветхий и Новый Заветы на латинский язык. Одиннадцать столетий спустя его версия была провозглашена Тридентским собором как официальный латинский текст Священного Писания (Вульгата). Кроме того, считается, что Иероним был создателем глаголицы. Согласно популярной притче, Иероним вынул занозу из лапы льва, который с тех пор стал его преданным другом. В бесчисленных картинах святой Иероним изображается ученым, сидящим в келье, пишущим, а рядом с ним расположился лев. Каждый год мероприятия, проводимые в рамках Дня переводчика (конгрессы и конференции, корпоративные праздники и просветительские акции, обучающие тренинги, круглые столы и семинары), посвящены определенной теме. 

День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Ежегодно 30 сентября по новому стилю православные христиане отмечают День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Во 2 веке, в царствование императора Адриана (117—138) в Риме жила благочестивая вдова София (София значит премудрость). У нее были три дочери, Вера, Надежда и Любовь, носившие имена трех главных христианских добродетелей. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о принадлежности этого семейства к христианству дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако, все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву языческим богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ.Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее многострадальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, — 10, а младшей, Любови, — лишь 9 лет. Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо.

День святого Григория, Просветителя Армении

Святой Григорий Просветитель (3-4 век), чья память чтится армянской церковью 30 сентября, — первый епископ (католикос) Армении. Его отец был подкуплен персами, убил армянского царя Хосрова, и за это был казнен. Всю семью убийцы ожидала та же участь. Спасся только самый младший, нареченный вскоре при крещении Григорием. Кормилица-христианка успела унести мальчика в Кесарию Каппадокийскую, где тот крестился и получил христианское воспитание. Григорий вырос и, чтобы загладить позор своего отца, поступил на службу к сыну убитого им царя — Трдату. Когда Трдат узнал, что Григорий — христианин, то приказал жестоко мучить его, а потом бросить в ров на голодную смерть. Однако, одна благочестивая женщина подкармливала Григория, и таким образом он прожил во рву 13 лет. К этому времени царя Трдата охватило безумие. Исцелил его Григорий. После этого чуда царь Трдат крестился сам и в 301 году придал христианству статус государственной религии. А святой Григорий получил сан епископа и прочно утвердил христианство в Армении. В 331 году, незадолго до своей кончины, святой Григорий передал епископскую кафедру своему сыну и удалился в уединение. Еще многие поколения католикосов Армении происходили из славного рода святого Григория Просветителя. До сих пор Армянскую Апостольскую Церковь в честь этого святого называют еще Григорианской. Согласно древней легенде, святой Григорий Просветитель установил на вершине Арагаца (Алагеза) вечную лампаду — источник света и надежды. В тяжелые моменты своей истории взоры армян устремляются к Арагацу, и это придает им сил и надежды.

Какой праздник 30 сентября

  • День памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
  • Вселенские бабьи именины, Вера-Надежда-Любовь
  • День святого Григория, Просветителя Армении
  • Международный день перевода

Что произошло 30 сентября

  • 1901 — во Франции вводится обязательная регистрация автомобилей, которые могут достигать скорости более 36 км/ч.
  • 1902 — запатентован искусственный шёлк (вискоза).
  • 1916 — Я. И. Нагурский на гидросамолёте М-9 выполнил "мёртвую петлю".
  • 1935 — в Бостоне состоялась премьера оперы Джорджа Гершвина (George Gershwin) "Порги и Бесс".
  • 1948 — состоялся первый свободный полёт вертолёта Ми-1 конструкции ОКБ М. Л. Миля (лётчик-испытатель М. К. Байкалов).
  • 1980\nОпубликована первая спецификация Ethernet.\nВ Израиле введена новая валюта — шекель.
  • 1991 — Жан-Бертран Аристид свергнут с поста президента Гаити в результате военного переворота. Власть перешла к военной хунте.
  • 1999 — началась Вторая чеченская война.
  • 2007 — состоялись внеочередные парламентские выборы на Украине.
  • 2015 — началась военная операция России в Сирии.
Российская боевая авиация на аэродроме Хмеймим в Сирии
© Sputnik / Дмитрий Виноградов
Российская боевая авиация на аэродроме "Хмеймим" в Сирии

Кто из известных людей родился 30 сентября

  • 1707 — Пьетро Ротари (ум. 1762), итальянский художник-портретист, работавший в России.
  • 1731 — граф Яков Сиверс (ум. 1808), российский государственный деятель, дипломат, один из учредителей Вольного экономического общества
  • 1758 — граф Александр Дмитриев-Мамонов (ум. 1803), российский генерал-адъютант, генерал-поручик, один из фаворитов Екатерины II.
  • 1841 — Михаил Драгоманов (ум. 1895), украинский историк, критик, публицист, общественный деятель.
  • 1908 — Давид Ойстрах (ум. 1974), советский скрипач, дирижёр и педагог.
  • 1924 — Трумен Капоте (ум. 1984), американский писатель-прозаик, драматург, актёр.
  • 1933 — Илья Кабаков, советский и американский художник-концептуалист.
  • 1947 — Марк Болан (настоящее имя Марк Фелд; погиб в 1977), английский рок-музыкант, лидер группы "T.Rex".
  • 1953 — Анатолий Гуницкий, российский драматург, журналист, поэт, писатель; один из основателей рок-группы "Аквариум".
  • 1964 — Моника Беллуччи, итальянская актриса и модель.
© Sputnik / Екатерина Чеснокова
76-й Венецианский кинофестиваль. День четвертый

Православный календарь

Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Народный календарь:Вселенские бабьи именины, Вера-Надежда-Любовь

Дата по старому стилю: 17 сентября. Православные в этот день отмечают память четырех мучениц — Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Согласно преданию, София была вдовой и воспитывала своих дочерей в христианском благочестии. Узнав об этом, император попытался обратить их в язычество — сначала уговорами и подарками, а затем угрозами. Девушки оказались стойкими, и правитель приказал подвергнуть их пыткам. Юные христианки чудесным образом перенесли их невредимыми, а погибли, только будучи обезглавленными. София похоронила своих дочерей и спустя три дня скончалась от горя. На момент смерти Вере было двенадцать лет, Надежде — десять, а Любови — всего девять. Изначальные греческие имена девушек — Пистис, Элпис и Агапэ — были переведены на русский язык, а имя матери — София (что означает "мудрость") — сохранило оригинальное звучание. На Руси в этот день праздновали свои именины многие девушки и женщины, ведь эти четыре имени были очень популярны в народе. Поэтому со временем начали отмечать большой праздник — Вселенские бабьи именины. С ним поздравляли всех женщин. Именины праздновали обычно три дня, прославляя материнскую мудрость и женские добродетели — веру, надежду и любовь. В этот день каждой женщине полагалось поплакать о себе, о своих родных и близких. После этого с чистым сердцем принимались за хозяйство, пекли именинные пироги и кренделя. Как правило, праздник в память Веры, Надежды и Любови выдается ясным и теплым. Люди подмечали: если журавли полетят в этот день на юг, то на Покров уже будет мороз. 

Кто празднует именины 30 сентября

Александра, Вера, Дмитрий, Зиновий, Иван, Илья, Ирина, Любовь, Мирон, Надежда, Никодим, Павел, Серафим, Софья

0